Технологический процесс ремонта карты

Технологический процесс ремонта заданной детали

Технологический процесс ремонта – это комплекс операций, направленных на восстановление работоспособности заданной детали.

Перед проектированием технологического процесса необходимо знать, какие поверхности могут быть повреждены в процессе эксплуатации детали, а также их номинальные размеры с допусками, параметры шероховатости и взаимного расположения поверхностей. Все эти данные берутся из карты дефектовки детали.

Технологический процесс ремонта включает, как и общие операции для разных типов деталей, так и специфические, определяемые конструкцией детали и её функциональным назначением.

Так, все детали в машиностроении делятся на 5 типов:

3. Зубчатые колёса

5. Втулки и крышки

Ниже представлены типовые техпроцессы для ремонта деталей каждого типа, на основе которых в курсовом проекте необходимо спроектировать техпроцесс восстановления заданной детали.

Несмотря на различие операций в общем случае можно выделить такие основные этапы, схожие для всех типов деталей:

1. Очистка детали от загрязнений и смазки

2. Определение возможных дефектов детали

3. Предварительная механическая обработка повреждённых поверхностей до выведения следов износа, либо возможных дефектов

4. Нанесение нового слоя материала каким-либо методом сварки или наплавки

5. Черновая обработка наплавленных поверхностей для снятия наплавочной корки до размеров, близких к номинальным

6. Чистовая обработка ремонтируемых поверхностей до номинальных размеров, шероховатости и взаимного расположения поверхностей

7. Слесарная обработка для удаления заусенцев и прочих недостатков, возникающих в процессе механической обработки

8. Очистка детали от остатков смазочно-охлаждающей жидкости

9. Контроль всех размеров детали

Ниже представлены типовые техпроцессы восстановления основных типов деталей. Для конкретных деталей техпроцессы могут отличаться от представленных.

Рис. 2.1 – Деталь типа «Вал»

Техпроцесс восстановления деталей типа «Вал»:

2. Дефектовка детали

3. Токарная операция

4. Наплавочная операция

5. Токарная операция

6. Фрезерная (если имеются шлицы или шпоночные пазы)

7. Шлифовальная (цилиндрические поверхности)

8. Шлифовальная (зубья, если есть зубчатый венец)

Рис. 2.2 – Деталь типа «Корпус»

Техпроцесс восстановления детали типа «Корпус»:

3. Фрезерная, либо расточная операция

5. Черновое фрезерование

6. Черновое растачивание

7. Чистовое фрезерование

8. Чистовое растачивание

9. Сверление крепёжных отверстий

10. Шлифование, либо хонингование основных отверстий

Рис 2.3 – Деталь типа «Колесо зубчатое»

Техпроцесс восстановления деталей типа «Колесо зубчатое»:

5. Токарная (торцы, внешние и внутренние цилиндрические поверхности)

7. Сверлильная (периферийные отверстия)

9. Шлифовальная (внутренней поверхности)

10. Зубошлифовальная, либо зубошевинговальная

Рис. 2.4 – Деталь типа «Рычаг»

Техпроцесс восстановления деталей типа «Рычаг»:

3. Фрезерная, либо расточная

5. Черновое фрезерование

6. Черновое растачивание

7. Чистовое фрезерование

8. Чистовое растачивание

9. Сверление крепёжных отверстий

Рис. 2.5 – Деталь типа «Крышка»

Рис. 2.6 – Деталь типа «Втулка»

Детали типов «Крышка» и «Втулка» по своим конструктивным особенностям, применяемому оборудованию и инструменту относятся к одному классу, поэтому техпроцесс ремонта для них одинаков.

Техпроцесс восстановления деталей типа «Крышка» и «Втулка»:

6. Сверлильная (периферийные отверстия)

7. Фрезерная (пазы, лыски и т.п.)

Разработка технологического процесса механической обработки детали заканчивается составлением и оформлением комплекта документов технологического процесса. Состав и формы карт, входящих в комплект документов, зависят от вида технологического процесса, типа производства и степени использования разработчиком средств вычислительной техники и автоматизированной системы управления.

По степени детализации информации каждый из указанных видов технологических процессов предусматривает различное изложение содержания операции и комплектность документов.

В данном курсовом проекте в рамках осваиваемых профессиональных компетенций рассматривается лишь общая методика составления технологической документации. Документация приводится в приложениях к курсовому проекту

Приложения

В приложениях необходимо представить конструкторскую и технологическую документацию. К ней относятся:

— технологическая документация на разработанный технологический процесс ремонта детали (Приложение А).

— спецификация на ремонтируемый узел (Приложение Б);

Технологическая документация на разработанный технологический процесс ремонта детали содержит титульный лист, маршрутную карту и операционную карту (Приложение А).

На титульном листе указывается название ремонтируемой детали, а также фамилии разработчиков.

Маршрутная карта является основным и обязательным документом любого технологического процесса. Формы и правила оформления маршрутных карт, применяемых при разработке технологических процессов изготовления или ремонта изделий, изложены в ГОСТ 3.1118-82 (Формы и правила оформления маршрутных карт).

В маршрутной карте указываются операции и оборудование, принятые при разработке техпроцесса.

Для изложения техпроцессов информацию вносят построчно несколькими типами строк. Каждому типу строки соответствует свой служебный символ. Служебные символы условно выражают состав информации, размещаемой в графах данного типа строки формы документа. Простановка служебных символов является обязательной в любом случае. В качестве обозначения служебных символов приняты прописные буквы русского алфавита, проставляемые перед номером соответствующей строки. Указание соответствующих символов следует выполнять в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2. Сведения, вносимые в графы, расположенные на строке маршрутной карты

Обозначения служебного символа Содержание информации, вносимой в графы, расположенные на строке
А Номер цеха, участка, рабочего места, где выполняется операция; код и наименование операции
Б Код, наименование оборудования и информация по трудозатратам
К Информация о комплектации изделия составными частями с указа­нием наименования деталей, сборочных единиц, их обозначений, кода единицы величины, единицы нормирования, количество на изделие и нормы расхода
М Информация о применяемом основном материале и исходной заго­товке, о применяемых исходных и комплектующих материалах, кодах единицы величины, единицы нормирования, количестве на изделие и нормы расхода
О Содержание операции (перехода)
т Информация о применяемой при выполнении операции технологи­ческой оснастке
р Информация о режимах обработки

Для граф, выделенных утолщенными линиями, существует три варианта заполнения:

1) графы заполняются кодами и обозначениями по соответствующим классификаторам и стандартам;

2) информация записывается в раскодированном виде;

3) информация дается в виде кодов с их расшифровкой.

При курсовом проектировании рекомендуется третий вариант заполнения.

В операционной карте (Приложение А) подробно расписываются операции механической обработки с указанием последовательности установов и переходов, применяемого инструмента и приспособлений, а также режимов обработки.

Структура построения операционной карты идентична маршрутной. Запись информации выполняется построчно с привязкой к соответствующим служебным символам.

При указании данных по технологической оснастке информацию следует записывать в следующей последовательности:

При указании данных по переходам необходимо указывать следующее:

— ключевое слово, характеризующее метод обработки, выраженное глаголом в неопределенной форме (например, «точить», «сверлить», «фрезеровать» и т.д.);

— наименование в обрабатываемой поверхности (например, «поверхность», «отверстие», «фаску», «канавку» и т.п.);

— информация о размерах обработки.

Графическая часть

Графическая часть проекта состоит из 4 листов формата А1, либо А2.

1. общий вид автомобиля;

2. сборочный чертёж узла;

3. карта дефектовки;

4. наладка на технологическую операцию.

Общий вид автомобиля (Приложение В) приводится в 3-х проекциях с указанием габаритных размеров и краткой технической характеристики.

Сборочный чертёж узла (Приложение В) должен содержать все детали, входящие в заданный узел. На чертеже должны быть проставлены основные размеры. Позиции на чертеже должны соответствовать позициям в спецификации.

Карта дефектовки (Приложение В) представляет собой вычерченную ремонтируемую деталь с указанием возможных дефектов и основных размеров. Под деталью вычерчивается таблица, в которой перечислены указанные на чертеже дефекты, способ установления дефектов, размеры: номинальные, допустимые без ремонта и допустимые для ремонта. Также в таблице необходимо указать порядок восстановления дефектов в соответствии и разработанным техпроцессом.

На листе технологической наладки (Приложение В) вычерчивается ремонтируемая деталь, элементы зажимного приспособления, режущий инструмент, обозначаются параметры поверхностей, получаемые на данной операции, режимы работы оборудования.

Источник

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Допускается разрабатывать технологическую документацию на основании нормативно-технической документации на ремонт, действующей в данной отрасли и согласованной с заказчиком.

1.2 . Документы разрабатываются на текущий, средний и капитальный ремонты изделий и их составных частей.

1.3 . Виды и назначение технологических документов (далее — документов) независимо от типа производства, стадии разработки документации, степени детализации описания процессов приведены в приложении 1 .

1.4 . Общие требования к оформлению и разработке документов устанавливаются основополагающими стандартами единой системы технологической документации (ЕСТД), приведенными в приложении 2 .

2. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ

2.1 . При применении форм маршрутных карт (МК), выполняющих функции других видов документов, их следует оформлять в соответствии с требованиями стандартов ЕСТД. При этом в графе 28 блока Б6 основной надписи, выполненной по ГОСТ 3.1103-82 , следует проставлять через дробь условное обозначение соответствующего вида документа, функцию которого выполняет МК. Например, МК/КТПР, МК/КТПД, МК/КТТПО и т.д.

2.2 . При применении форм МК. в качестве КТПР, КТПД, КТТПО, ОКН запись информации в строках со служебными символами А, Б или В, Г, Д, Е следует выполнять по ГОСТ 3.1118-82 с учетом следующих дополнений, изложенных в пп. 2.2.1 — 2.2.5 .

2.2.1 . При применении форм МК в качестве КТПР:

в графе «Код, наименование операции» перед наименованием операции указывается код, наименование дефекта (при наличии нескольких операций информация указывается только перед первой операцией). Допускается указывать или код, или наименование дефекта.

2.2.2 . При применении форм МК в качестве КТПД:

в графах «Наименование детали, сборочной единицы или материала» и «Обозначение, код» указывается наименование детали (сборочной единицы), подлежащей дефектации, и ее обозначение (в случае разработки КТПД на изделие или сборочную единицу).

2.2.3 . При применении форм МК в качестве КТТПО:

в графе «Наименование детали, сборочной единицы или материала» приводятся данные на материалы и химикаты, применяемые при очистке;

в графе «Норма расхода» следует указывать количество химикатов и материалов, необходимых для приготовления раствора.

2.2.4 . При применении форм МК в качестве ОКН в графах «Тпз» и «Тшт» следует вносить данные по Тв и То:

в строке с привязкой к служебному символу Б — Тв и То на операцию без заполнения остальных граф;

в строке с привязкой к служебному символу 0 — Тв и То на переход после текста содержания перехода.

2.2.5 . При применении форм МК в качестве КТПР, КТПД допускается по усмотрению разработчика в блоке Б5 основной надписи указывать код заказа, номер изделия, номер партии, вид ремонта.

2.3 . При применении форм МК/КТПД данные по контролируемым дефектам, параметрам и средствам контроля следует записывать в строке со служебным символом РД в последовательности, предусмотренной в дополнительном типовом блоке информации, приведенном в приложении 1 .

2.4 . При применении форм МК/КТТПО, МК/ОКН следует указывать параметры технологических режимов очистки, наплавки в строке со служебным символом Р в последовательности, предусмотренной в дополнительных типовых блоках режимов, приведенных в приложении 3 .

2.5 . При разработке документов типового технологического процесса очистки в графах ВТП допускается указывать:

в графах «Наименование детали, сборочной единицы, материала», «Обозначение, код» — наименование детали, обозначение детали, площадь поверхности деталей;

в графе «КОИД» — количество деталей в приспособлении, агрегате.

Необходимые переменные данные следует записывать в отдельной строке с привязкой к служебному символу Р.

Состав переменных данных определяет разработчик документа.

2.6 . Примеры оформления КТПР, КТПД, КТПО и ОКН, выполненных на формах МК, приведены в приложениях 4 , 5 , 6 , 7 .

ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ

Наименование и условное обозначение вида документа, выполняющего функцию другого документа

Наименование и условное обозначение вида документа

Маршрутное, маршрутно-операционное, операционное

Маршрутная карта (МК)

по ГОСТ 3.1118-82 формы 1, 1б, 2; 3, 3б, 4; 5, 5а, 6

Карта технологического процесса ремонта (КТПР)

КТПР предназначена для описания операций технологического процесса ремонта изделий (сборочных единиц, деталей) в технологической последовательности с указанием переходов, технологических режимов и данных о средствах технологического оснащения, материальных и трудовых затрат

Карта технологического процесса дефектации (КТПД)

КТПД предназначена для описания операций технологического процесса дефектации изделия (сборочной единицы, детали) в технологической последовательности с указанием данных по контролируемым параметрам, по измерительному инструменту

Маршрутная карта (МК)

по ГОСТ 3.1118-82 формы 1, 1б, 2; 3, 3б 4; 5, 5а, 6

Карта типового (группового) технологического процесса очистки (КТТПО, КГТПО)

КТТПО (КГТПО) предназначена для описания технологического процесса очистки в технологической последовательности по всем операциям с указанием общих данных по технологическим режимам, средствам технологического оснащения, материальным и трудовым затратам для всей группы изделий. Применяется совместно с ВТПО

Операционная карта наплавки (ОКН)

ОКН предназначена для описания операций наплавки по переходам с указанием технологических режимов

Маршрутное, маршрутно-операционное, операционное

Ведомость деталей (сборочных единиц) к типовому (групповому) технологическому процессу очистки по ГОСТ 3.1121-84 (ВТПО) формы 6, 6а

ВТПО предназначена для указания переменной информации к типовому (групповому) технологическому процессу или к типовой (групповой) операции по каждой детали с привязкой к операциям

Ведомость оснастки (ВО)

по ГОСТ 3.1122-84 формы 2, 2а; 3, 3а Маршрутная карта (МК)

по ГОСТ 3.1118-82 формы 1, 1б, 2; 3, 3б, 4; 5, 5а, 6

ВО предназначена для указания применяемой технологической оснастки при выполнении технологического процесса ремонта, дефектации, очистки

Ведомость оборудования (ВОБ)

Маршрутная карта (МК)

формы 1, 1б, 2; 3, 3б, 4; 5, 5а, 6

ВОБ предназначена для указания применяемого оборудования, необходимого для выполнения технологического процесса ремонта

Маршрутное, маршрутно-операционное, операционное

Ведомость технологических документов (ВТД)

формы 4, 4а; 5, 5а

ВТД предназначена для указания состава изделий и документов в комплекте документов на технологический процесс ремонта

Карта эскизов (КЭ) по ГОСТ 3.1105-84 формы 6, 6а

КЭ предназначена для графических иллюстраций.

Допускается применять КЭ других форматов

1 . Применение документов других видов по ГОСТ 3.1102-81 устанавливается на уровне отрасли или предприятия (организации).

2 . Выбор соответствующих форм технологических документов устанавливает разработчик документации.

3 . Маршрутное описание технологических процессов следует применять только для процессов, не связанных с указанием переходов и технологических режимов.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ СТАНДАРТЫ ЕСТД, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ДОКУМЕНТОВ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ РЕМОНТА

1 . Общие требования к комплектности и оформлению комплектов документов устанавливают:

для единичных технологических процессов (операций) — по ГОСТ 3.1119-83;

для типовых (групповых) технологических процессов (операций) — по ГОСТ 3.1121-84.

2 . Требования к оформлению документов, разрабатываемых:

с применением средств механизации и автоматизации — по ГОСТ 3.1124-86.

3 . Отражение и оформление общих требований безопасности труда в технологических документах — по ГОСТ 3.1120-83 .

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТИПОВЫХ БЛОКОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ДОКУМЕНТАХ НА РЕМОНТ

1 . При описании технологического процесса дефектации информацию по дефектации следует записывать в формах документов МК в отдельной строке со служебным символом РД в соответствии с табл. 2 .

2 . При описании типового технологического процесса очистки следует указывать параметры технологических режимов в соответствии с табл. 4 .

3 . При описании технологического процесса наплавки следует указывать параметры в соответствии с табл. 6 .

4 . Параметры технологических режимов могут быть внесены в бланки документов в заголовок формы после строки со служебным символом К/М (для формы 2 МК) или Б (для формы 1 МК) в соответствии с типовым блоком режимов; в отдельной строке со служебным символом Р или РД после записи содержания операции (перехода) и данных по технологической оснастке с указанием параметров режимов, средств контроля и единиц величин; после текста содержания операции (перехода) в строке со служебным символом О.

Запись информации следует выполнять по всей длине строки с возможностью переноса ее на последующие строки.

5 . Выбор состава параметров технологических режимов осуществляет разработчик документов.

6 . Наименование единиц параметров технологических режимов следует указывать в заголовке графы или непосредственно при записи параметров.

7 . Размеры граф, входящих в блок режимов, устанавливает разработчик документов, исходя из необходимости записи в графах параметров режимов с указанием единиц величин и размещения граф таким образом, чтобы вертикальные линии, разделяющие графы в строках предыдущих служебных символов и графы режимов, по возможности совпадали.

8 . Графы блоков режимов следует заполнять в соответствии с табл. 3 , 5 , 7 .

Источник

Читайте также:  Свой бизнес ремонт сотовых
Оцените статью