Ремонт КПП трактора МТЗ-80
Большой свободный ход рычага переключения КПП МТЗ-80, неполный выход шестерен из зацепления, самопроизвольное выключение передач свидетельствуют об износе поверхностей трения вилок переключения, кулисы, пазов скользящих кареток, потере упругости пружин фиксаторов (рис. 2.6.1).
Рис. 2.6.1. Коробка передач МТЗ-80
б — взаимное расположение деталей; 1 — ведомая шестерня понижающего редуктора; 2 — стакан первичного вала; 3 — первичный вал; 4, 6, 31, 34, 36, 50, 55, 62, 63, 65, 70, 73 — кольца; 5, 9, 11, 16. 33, 37, 48, 54, 58, 60, 64, 72 — подшипники; 7 — скользящая шестерня 4-й и 5-й передач; 8 — скользящая шестерня 3-й передачи; 10 — вторичный вал; 12 — распорная втулка; 13 — ведомая шестерня II ступени редуктора; 14 — регулировочная прокладка; 15 — стакан; 17, 27 — шестерня 5-й передачи и заднего хода; 23 — ведомая шестерня 4-й передачи; 24 — промежуточный вал; 25 — ведомая шестерня 3-й передачи; 26 — промежуточная шестерня; 28 — упор; 29 — ведущая шестерня I ступени редуктора; 30 — внутренний вал; 32 — крыльчатка; 35 — стакан ведущей шестерни II ступени редуктора; 38, 52 — гнезда; 39 — ведущая шестерня II ступени редуктора со втулкой; 40, 51, 57— втулки; 43 — корпус коробки передач; 44 — промежуточная шестерня заднего хода; 45 — ось промежуточной шестерни заднего хода; 46 — планка; 47 — гнездо подшипника; 49 — гайка промежуточного вала; — заглушка; 56 — промежуточная шестерня понижающего редуктора; 59, 61 — маслоотражательные шайбы; 66 — ведомая шестерня включения ходоуменьшителя; 67 — ведомая шестерня 1-й передачи и заднего хода со втулкой; 68 — вал 1-й передачи и заднего хода; 69 — свертная втулка; 71 — скользящая шестерня 1-й передачи и заднего хода
Если неисправности обнаруживаются при включении или выключении 1-й передачи и заднего хода, то снимают боковую крышку, а затем вилку переключения.
При обнаружении следов износа и толщине щек вилки менее 8,0 мм вилку 1-й передачи и заднего хода заменяют. Наряду с этим проверяют техническое состояние сопряжений вилок переключения и скользящих кареток.
Для этого снимают вилки и поочередно вставляют их в соответствующие пазы скользящих кареток, проверяя зазор между ними. Если зазор превышает 1,5 мм, вилку заменяют. Блок шестерен заменяют при ширине паза более 10,8 мм.
Появление посторонних шумов в коробке переключения передач МТЗ-80, чрезмерный нагрев отдельных участков корпуса указывают на разрушение или заклинивание подшипников валов.
Чтобы выявить и устранить эти дефекты, из коробки передач сливают масло, снимают пол кабины и крышку коробки передач; при необходимости снимают боковые крышки или раздаточную коробку.
После этого монтажным ломиком проворачивают все доступные для проверки валы, воздействуя на них в осевом и радиальном направлениях. При проверке обоймы подшипников не должны проворачиваться в своих гнездах, а какие-либо перемещения валов не должны ощущаться.
Если обнаруживают следы износа подшипников, их посадочных мест, легко ощутимые перемещения валов, то коробку передач снимают с трактора и разбирают, заменяя изношенные подшипники.
Стуки в КПП МТЗ-80, исчезающие при переключении на другую передачу, могут свидетельствовать об усталостном разрушении или выкрашивании зубьев отдельных шестерен.
Оценить степень износа или обнаружить дефекты зубьев шестерен можно при снятых крышках коробки передач и снятой раздаточной коробке.
Для проверки рекомендуется поддомкратить одно из ведущих колес трактора и, прокручивая его, осмотреть зубья всех видимых шестерен. При обнаружении дефектов шестерен коробку передач разбирают в последовательности, показанной на рис. 2.6.2—2.6.30, изношенные детали заменяют.
После снятия механизма переключения (см. рис. 2.6.2) проверяют наличие следов износа на наконечнике рычага переключения передач и контролируют размеры деталей: толщину щек вилок, зазор между планками переключения (рис. 2.6.31) и т. д.
При наличии видимых следов износа на наконечнике рычаг переключения заменяют. Вилки заменяют при толщине щек менее 8,2 мм. Зазор между планками переключения должен находиться в пределах 0,3— 1,6 мм.
Рис. 2.6.2. Снятие механизма переключения передач КПП МТЗ-80
1 — корпус вилок переключения; 2 — корпус коробки передач; 3 — болт
Рис. 2.6.4. Выпрессовка промежуточной шестерни понижающего редуктора
1 — шестерня; 2 — корпус коробки передач; 3 — съемник
Рис. 2.6.5. Снятие стопорного кольца ведомой шестерни понижающего редуктора
1 — стопорное кольцо; 2 — ведомая шестерня
Рис. 2.6.6. Выпрессовка стакана первичного вала
1 — стакан первичного вала; 2 — первичный вал; 3 — технологический болт; 4 — болт
Рис. 2.6.7. Снятие стопорного кольца подшипника первичного вала МТЗ-80
1 — стопорное кольцо; 2 — подшипник; 3 — первичный вал; 4 — стакан первичного вала
Рис. 2.6.8. Выпрессовка первичного вала
1 — первичный вал; 2 — стакан; 3 — съемник
Рис. 2.6.9. Снятие вилки переключения редуктора
1 — вилка переключения; 2 — валик переключения
Рис. 2.6.11. Выпрессовка внутреннего вала
1 — гнездо внутреннего вала; 2 — корпус коробки передач
Рис. 2.6.13. Выпрессовка стакана подшипника ведущей шестерни II ступени редуктора
1 — стакан; 2 — крыльчатка; 3 — корпус коробки передач; 4 — технологический болт
Рис. 2.6.14. Выпрессовка ведущей шестерни II ступени редуктора из стакана
1 — шестерня; 2 — стакан; 3 — съемник
Рис. 2.6.16. Отворачивание гайки крепления внутреннего вала
1 — гайка; 2 — гнездо подшипника; 3 — корпус коробки передач МТЗ-80
Рис. 2.6.17. Выпрессовка промежуточного вала
1 — промежуточный вал; 2 — корпус коробки передач; 3 — съемник
Рис. 2.6.19. Снятие стопорной планки оси промежуточной шестерни
1 — стопорная планка; 2 — ось промежуточной шестерни
Рис. 2.6.20. Выпрессовка вала 1-й передачи и заднего хода
Рис. 2.6.21. Спрессовка подшипника с вала 1-й передачи и заднего хода
1 — подшипник; 2 — вал 1-й передачи и заднего хода; 3 — съемник
Рис. 2.6.22. Снятие ведущей шестерни главной передачи
1 — ведущая шестерня; 2 — болт
Рис. 2.6.24. Снятие вторичного вала КПП МТЗ-80
1 — вторичный вал; 2 — ведомая шестерня II ступени редуктора
Рис. 2.6.25. Спрессовка внутренней обоймы подшипника со вторичного вала
1 — внутренняя обойма; 2— вторичный вал; 3 — съемник
Рис. 2.6.26. Выпрессовка подшипника из вторичного вала
1 — подшипник; 2 — вторичный вал; 3 — цанга; 4 — инерционный съемник
Рис. 2.6.29. Запрессовка подшипника во вторичный вал КПП
1 — подшипник; 2 — вторичный вал; 3 — наставка
Рис. 2.6.30. Напрессовка внутренней обоймы конического подшипника на вторичный вал
1 — внутренняя обойма подшипника; 2 — вторичный вал; 3 — наставка; 4 — съемник
Рис. 2.6.31. Проверка бокового зазора между планками переключения передач
1 — планки переключения; 2 — корпус вилок переключения; 3 — щупы
Допустимые размеры деталей механизма переключения передач, мм
Диаметр валика механизма переключения передач — 24,85
Диаметр сферического наконечника рычага переключения передач — 14,85
Диаметр отверстия вилки переключения под валик — 25,08
Диаметр пазов в валике переключения под фиксаторы — 10,5
Толщина щек вилок переключения — 8,2
Ширина кольцевого паза скользящей шестерни под вилку переключения — 9,3
Осевой зазор в подшипниках вторичного вала КПП МТЗ-80 проверяют индикатором. Для этого ножку индикатора упирают в торец зуба шестерни и монтажным ломиком перемещают вторичный вал в осевом направлении (рис. 2.6.32).
Осевой зазор в конических подшипниках вторичного вала не должен превышать 0,3 мм. Следует иметь в виду, что большой осевой зазор может возникнуть не только из-за износа подшипников, но и самопроизвольного отворачивания гайки крепления вторичного вала.
Для регулировки осевого зазора отворачивают болты крепления и выпрессовывают стакан подшипника вторичного вала. Изменяя толщину прокладок, устраняют осевое перемещение вала (рис. 2.6.33).
После регулировки осевого зазора проверяют установочную высоту ведущей шестерни главной передачи (рис. 2.6.34). Она должна быть в пределах 57,85—58,15 мм.
Если результаты замера отличаются от допустимых значений, то снимают ведущую шестерню и либо шлифованием регулировочной втулки, либо установкой втулки большей толщины добиваются требуемой установочной высоты ведущей шестерни главной передачи.
Рис. 2.6.32. Проверка осевого зазора в подшипниках вторичного вала коробки передач МТЗ-80
1 — вторичный вал; 2 — индикатор; 3 — монтажный ломик; 4 — корпус КПП
Рис. 2.6.33. Регулировка осевого зазора в подшипниках вторичного вала
1 — стакан вторичного вала, 2 — регулировочные прокладки; 3 — технологические болты
Рис. 2.6.34. Проверка установочной высоты ведущей шестерни главной передачи
1 — штангенглубиномер; 2 — линейка; 3 — ведущая шестерня
Раздаточная коробка МТЗ-80
Основные неисправности раздатки МТЗ-80 (рис. 2.7.1): износ рабочих поверхностей обгонной муфты или роликов, потеря упругости прижимных пружин, износ вилки включения муфты.
Рис. 2.7.1. Раздаточная коробка МТЗ-80
а— общий вид, б — взаимное расположение деталей; 1 — гайка; 2 — фланец; 3 — манжета; 4 — корпус; 5 — прокладка; 6, 14, 22, 26, 29, 33 — подшипники; 7 — вал; 8 — рычаг; 9, 18 — пружины; 10 — стойка; 11, 12 — тяги; 13 — корпус раздаточной коробки; 15 — шайба; 16 — крышка; 17 — штифт; 19 — пробка; 20 — ролик; 21, 25 — втулки; 23, 28, 34 — кольца; 24 — винт; 27, 31 — шестерни; 30 — ось; 32 — обойма; 35 — муфта; 36 — вилка; 37 — валик с рычагом
Если при буксовании задних колес передний ведущий мост не включается, то это свидетельствует о неисправности обгонной муфты раздаточной коробки.
Для устранения неисправностей разбирают раздаточную коробку (рис. 2.7.2—2.7.7), измеряют диаметры посадочных мест и заменяют изношенные детали.
Рис. 2.7.2. Снятие фланца карданного вала и шестерни с обгонной муфтой в сборе
1 — фланец кардана; 2 — обгонная муфта в сборе; 3 — корпус раздаточной коробки
Рис. 2.7.3. Отворачивание гайки вала раздатки МТЗ-80
1 — гайка; 2 — корпус раздаточной коробки
Рис. 2.7.4. Выпрессовка втулки обгонной муфты
1 — шестерня; 2 — съемник
Рис. 2.7.5. Снятие штифтов обгонной муфты
1 — штифт; 2 — шестерня
Рис 2.7.6. Спрессовка обоймы обгонной муфты
1 — обойма; 2 — шестерня; 3 — двухлапчатый съемник
Рис. 2.7.7. Спрессовка подшипника со втулки обгонной муфты
1 — подшипник; 2 — втулка; 3 — двухлапчатый съемник
Источник
Технологический процесс ремонта кпп мтз 80
Разборка и ремонт коробки передач трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Рассмотрим основные неисправности коробки передач. Во-первых, если у трактора появился большой свободный ход рычага переключения передач, частичный выход шестерен из зацепления, беспричинное выключение передач — стоит обратить внимание на поверхности трения вилок переключения (скорее всего есть следы износа), кулисы, пазы скользящих кареток. Возможно утеряна упругость пружин фиксаторов (рис. 2.6.1).
Ситуация следующая: сбой проявляется при включении или выключении I передачи и заднего хода. В таком случае снимают боковую крышку, вилку переключения. Если при осмотре выявлен износ и толщина щек вилки составляет менее 8,0 мм вилку I передачи и заднего хода нужно менять меняют. Попутно оценивают техническое состояние сопряжений вилок переключения и скользящих кареток. С этой целью снимают вилки и последовательно вставляют их в соответствующие пазы скользящих кареток, оценивая при этом зазор между ними. При превышении зазора в 1,5 мм, вилку нужно заменить. Блок шестерен подлежит замене при ширине паза больше 10,8 мм.
Рис. 2.6.1. Общий вид коробки передач трактора МТЗ-80, МТЗ-82: б — взаимное расположение деталей; 1 — ведомая шестерня понижающего редуктора; 2 — стакан первичного вала; 3 — первичный вал; 4, 6, 31, 34, 36, 50, 55, 62, 63, 65, 70, 73 — кольца; 5, 9, 11, 16. 33, 37, 48, 54, 58, 60, 64, 72 — подшипники; 7 — скользящая шестерня IV и V передач; 8 — скользящая шестерня III передачи; 10 — вторичный вал; 12 — распорная втулка; 13 — ведомая шестерня II ступени редуктора; 14 — регулировочная прокладка; 15 — стакан; 17, 27 — шайбы; 18 — шестерня; 19 — корончатая гайка; 20, 41 — крышки; 21, 42 — прокладки; 22 — ведомая шестерня V передачи и заднего хода; 23 — ведомая шестерня IV передачи; 24 — промежуточный вал; 25 — ведомая шестерня III передачи; 26 — промежуточная шестерня; 28 — упор; 29 — ведущая шестерня I ступени редуктора; 30 — внутренний вал; 32 — крыльчатка; 35 — стакан ведущей шестерни II ступени редуктора; 38, 52 — гнезда; 39 — ведущая шестерня II ступени редуктора со втулкой; 40, 51, 57— втулки; 43 — корпус коробки передач; 44 — промежуточная шестерня заднего хода; 45 — ось промежуточной шестерни заднего хода; 46 — планка; 47 — гнездо подшипника; 49 — гайка промежуточного вала; — заглушка; 56 — промежуточная шестерня понижающего редуктора; 59, 61 — маслоотражательные шайбы; 66 — ведомая шестерня включения ходоуменьшителя; 67 — ведомая шестерня I передачи и заднего хода со втулкой;. 68 — вал I передачи и заднего хода; 69 — свертная втулка; 71 — скользящая шестерня I передачи и заднего хода
Возникновение при эксплуатации трактора инородних шумов в коробке передач, перегрев некоторых частей корпуса дают понять, что произошло разрушение либо заклинивание подшипников валов.
Для обнаружения и устранения этих дефектов, из коробки нужно слить масло, убрать пол кабины и крышку коробки передач. Иногда дополнительно снимают боковые крышки или раздатку. Далее ломиком прокручивают и проверяют все доступные для этого валы, оказывая на них воздействие в осевом и радиальном направлениях. При контроле обоймы подшипников они не должны прокручиваться в своих местах, а какие-либо сдвиги валов не должны чувствоваться. Если вы увидели намек на износ подшипников, их посадочных мест, легко ощущаемые передвижения валов, в таком случае коробку передач достают с трактора и разбирают для замены неисправных подшипников.
Стуки в коробке передач, которые прекращаются при включении другой передачи, могут появляться из-за поломки зубьев отдельных шестерен.
Диагностику зубьев шестерен можно провести при снятых крышках коробки передач и снятой раздатке. Для осмотра обычно поддомкрачивают одно из ведущих колес трактора и, проворачивая его, осматривают зубья всех видимых шестерен. Если при этом выявлены поломки шестерен, коробку передач разбирают так, как продемонтрировано на рис. 2.6.2—2.6.30, неисправные детали, разумеется, подлежат замене.
После демонтажа механизма переключения (см. рис. 2.6.2), его осматривают на присутствие следов износа на наконечнике рычага переключения передач и проверяют соответствие размеров деталей — проверяют толщину щек вилок, зазор между планками переключения (рис. 2.6.31) и т. д.
При отчетливо визуально обнаруженных следах износа на наконечнике — рычаг переключения меняют. Вилки нужно менять при достижении толщины щек менее 8,2 мм. Пределы номинально (рабочего) зазора между планками переключения 0,3 — 1,6 мм.
Рис. 2.6.2. Снятие механизма переключения передач трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | Рис. 2.6.3. Снятие стопорного кольца промежуточной шестерни понижающего редуктора трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | ||||||||||||||
Рис. 2.6.4. Выпрессовка промежуточной шестерни понижающего редуктора трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | Рис. 2.6.5. Снятие стопорного кольца ведомой шестерни понижающего редуктора трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | ||||||||||||||
Рис. 2.6.6. Выпрессовка стакана первичного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | Рис. 2.6.7. Снятие стопорного кольца подшипника первичного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | ||||||||||||||
Рис. 2.6.8. Выпрессовка первичного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | Рис. 2.6.9. Снятие вилки переключения редуктора трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | ||||||||||||||
Рис 2.6.10. Выпрессовка пружинного штифта внутреннего вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | Рис. 2.6.11. Выпрессовка внутреннего вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | ||||||||||||||
Рис. 2.6.12. Снятие гнезда внутреннего вала и замена шлицевой втулки трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | Рис. 2.6.13. Выпрессовка стакана подшипника ведущей шестерни II ступени редуктора трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | ||||||||||||||
Рис. 2.6.14. Выпрессовка ведущей шестерни II ступени редуктора из стакана трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | Рис. 2.6.15. Выпрессовка подшипника ведущей шестерни II ступени редуктора трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | ||||||||||||||
Рис. 2.6.16. Отворачивание гайки крепления внутреннего вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | Рис. 2.6,17. Выпрессовка промежуточного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | ||||||||||||||
Рис. 2.6.18. Выпрессовка подшипника промежуточного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | Рис. 2.6.19. Снятие стопорной планки оси промежуточной шестерни трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | ||||||||||||||
Рис. 2.6.20. Выпрессовка вала I передачи и заднего хода трактора МТЗ-80, МТЗ-82 | Рис. 2.6.21. Спрессовка подшипника с вала I передачи и заднего хода трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | ||||||||||||||
Рис. 2.6.22. Снятие ведущей шестерни главной передачи трактора МТЗ-80, МТЗ-82; | Рис. 2.6.23. Выпрессовка стакана подшипника вторичного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | ||||||||||||||
Рис. 2.6.24. Снятие вторичного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | Рис. 2.6.25. Спрессовка внутренней обоймы подшипника со вторичного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | ||||||||||||||
Рис. 2.6.26. Выпрессовка подшипника из вторичного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82; | Рис. 2.6.27 Запрессовка внутреннего вала в корпус трактора МТЗ-80, МТЗ-82 | ||||||||||||||
Рис. 2.6.28. Напрессовка промежуточной шестерни понижающего редуктора трактора МТЗ-80, МТЗ-82 | Рис. 2.6.29. Запрессовка подшипника во вторичный вал трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | ||||||||||||||
Рис. 2.6.30. Напрессовка внутренней обоймы конического подшипника на вторичный вал трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | Рис. 2.6.31. Проверка бокового зазора между планками переключения передач трактора МТЗ-80, МТЗ-82: Допустимые размеры деталей механизма переключения передач, мм
Осевой зазор в подшипниках вторичного вала контролируют специальным индикатором. С этой целью ножкой индикатора подпирают торец зуба шестерни, а ломиком прокручивают вторичный вал по оси (рис. 2.6.32). Осевой зазор в конических подшипниках вторичного вала обычно не более 0,3 мм. Кстати, увеличение осевого зазора может получиться не только из-за износа подшипников, но из-за самопроизвольного выкручивания гайки крепления вторичного вала. Чтобы настроить осевой зазор, откручивают крепящие болты и выпрессовывают стакан подшипника вторичного вала. Подбирая толщину прокладок, настраивают осевое перемещение вала (рис. 2.6.33). Затем нужно сверить высоту ведущей шестерни главной передачи (рис. 2.6.34). Ее величина должна находится в пределах 57,85 — 58,15 мм. Если не в этом диапазоне, извлекают ведущую шестерню и шлифовкой регулировочной втулки доводят до нужной установочной высоты ведущей шестерни главной передачи. Можно так же заменить на втулку потолще.
Рис. 2.6.34. Проверка установочной высоты ведущей шестерни главной передачи МТЗ-80, МТЗ-82: Источник |