4 Технология ремонта электродвигателя вентилятора конденсатора
4.1 Условия эксплуатации
Любое оборудование, находясь в работе, в процессе эксплуатации подвергается износу и старению, что может привести в последующем к его повреждению. Своевременное выявление и устранение дефектов предупреждает аварийность, повышает срок службы оборудования. В еще большей степени эти положения относятся к электрооборудованию вагонов, так как условия его эксплуатации достаточно тяжелые.
Во-первых, электрооборудование вагонов работает в условиях тряски, нарушающей контактные соединения в аппаратуре и электрических цепях, и переменных климатических условиях, так как даже в одно время года вагон быстро перемещается из одного климатического пояса в другой.
Во-вторых, вагон постоянно отдаляется от своей базы, что предъявляет высокие требования к работоспособности аппаратуры, главным образом к надежности ее работы, так как условия эксплуатации вагона лишают возможности постоянно наблюдать за электрооборудованием в работе.
4.2 Технология ремонта электродвигателя
Электрические машины независимо от вида ремонта снимают с вагона и направляют в отделение по ремонту электрических машин. При ежегодном ремонте производят следующие основные работы: разбирают и собирают машины, дефектируют, ремонтируют механическую часть ротора и статора и поврежденные обмотки, снимают и дефектируют подшипники, пропитывают обмотки, протачивают, продороживают и шлифуют коллекторы или контактные кольца, подвергают динамической балансировке якоря, ремонтируют щеткодержатели, испытывают машины на стенде и окрашивают.
Разборка. Обычно при разборке снимают подшипниковые щиты, вынимают ротор из статора, снимают щеточный аппарат и подшипники. После разборки детали электрических машин тщательно очищают. Дальнейшую разборку основных узлов производят, если это необходимо, по результатам определения дефектов. С металлических деталей грязь удаляют струёй сжатого воздуха (давление 0,2—0,3 МПа), а с отдельных мест — салфетками, смоченными в теплой воде или бензине. При большом количестве ремонтируемых электрических машин их металлические детали, не имеющие изоляции, резиновых или кожаных уплотнений (подшипниковые щиты, крышки, фланцы, роторы короткозамкнутых асинхронных двигателей, детали щеточного аппарата), целесообразно очищать в моечной машине, промывая специальным моющим раствором, состоящим из кальцинированной соды, мыльной эмульсии и воды при температуре 85—90 °С в течение 15—20 мин.
Подшипниковые щиты. В электрических машинах подшипник — одна из наиболее изнашиваемых деталей, поэтому при всех видах ремонта, связанных с разборкой машины, подшипники обязательно осматривают. Демонтированные подшипники промывают в ванне с мыльной эмульсией и каустической содой и определяют щупом их износ. Изношенные и неисправные подшипники в вагонных депо и на вагоноремонтных заводах не ремонтируют, а заменяют новыми. Устанавливать подшипники на вал необходимо с предварительным подогревом без ударов.
Подшипниковые щиты, крышки подшипников и корпуса электрических машин перед ремонтом осматривают, чтобы выявить трещины, износ посадочных мест и отверстий и другие дефекты. Большие трещины в щите, распространяющиеся к месту посадки подшипников, как правило, не заделывают, а заменяют дефектный щит. Крышки с трещинами, захватывающими область лабиринтного уплотнения, также заменяют. Небольшие трещины в стальных деталях заваривают электродуговой сваркой. Трещины в чугунных щитах заплавляют ацетиленокислородным пламенем или заваривают чугунным электродом. Изношенные посадочные места в подшипниковых щитах, траверсы щеткодержателей и места сопряжения щитов с корпусом восстанавливают, нанося на них слой металла и обрабатывая на станке. Наносить слой металла можно наплавкой с помощью специального пистолета или гальваническим способом. В некоторых случаях допускается устанавливать втулки с предварительной расточкой изношенных мест. Вал ротора проверяют магнитным дефектоскопом.
Обнаружение неисправностей обмоток. Наиболее распространенными неисправностями обмоток статора асинхронных электродвигателей являются обрывы выводных проводов и проводов секций обмотки, межвитковые замыкания и замыкания на корпус.
При коротком замыкании через короткозамкнутые витки, катушечную группу или катушку течет большой ток, который вызывает чрезмерный местный перегрев обмотки. Работа такой машины сопровождается сильным гудением и неравномерным распределением тока по обмоткам. В асинхронных двигателях поврежденную фазу находят, измеряя ток во всех трех фазах. Короткозамкнутые витки можно обнаружить при помощи электромагнита, питаемого переменным током, так же как это осуществляется при определении короткозамкнутых витков или секций в обмотке якоря. Когда паз с короткозамкнутыми витками перекрывает стальная пластина, она начинает сильно вибрировать. Передвигая электромагнит по всему статору, можно проверить все его секции.
Обрыв в обмотке, соединенной в «звезду», может быть обнаружен по отсутствию тока в одной из фаз. При соединении обмотки в «треугольник» ток в двух подведенных проводах, между которыми находится оборванная фаза, будет значительно меньше, чем в третьем проводе. Поврежденную фазу находят, пользуясь мегомметром или контрольной лампой, предварительно отсоединив отдельные фазы обмотки друг от друга.
Замыкание на корпус можно обнаружить путем осмотра по повреждению изоляции обмотки или мегомметром. Чтобы найти место повреждения; измеряют величину падения напряжения между отдельными частями обмотки и корпусом. Показания милливольтметра будут наименьшими при касании к двум концам поврежденной катушки. Замыкание на корпус устраняют, восстанавливая изоляцию или заменяя поврежденную катушку.
Ремонт обмоток статора. При обнаружении обрывов в фазах обмотки, межвитковых замыканий и замыканий на корпус частично или полностью перематывают статор. Чтобы облегчить извлечение катушек из пазов и предохранить их от повреждений, статор нагревают (током или в сушильном шкафу) до температуры 70—80° С. Затем при помощи выколотки и деревянного молотка выбивают текстолитовые клинья, разрезают и снимают изоляцию межкатушечных соединений обмотки статора, разъединяют катушки вынимают их из пазов. Пазы статора очищают от старой изоляции, проверяют состояние стальных пакетов, зачищают заусенцы.
Многовитковые катушки статорных обмоток изготовляют путем намотки на шаблоны изолированного провода соответствующей марки. Для этого используют станок с двумя подвижными шаблонами. Шаблоны раздвигают и закрепляют в соответствии с размерами наматываемой катушки. Чтобы придать катушке нужную форму, лобовые ее части изгибают на шаблонах по радиусу. Катушки крепят в’ пазах текстолитовыми клиньями, забиваемыми деревянным молотком.
Соединяют катушки, заложенные в пазы, пайкой или сваркой оплавлением.
Ремонт обмотки ротора. У асинхронных двигателей с фазовым ротором неисправности обмотки ротора обнаруживают и устраняют так же, как и в обмотке статора. Повреждения обмотки ротора короткозамкнутых электродвигателей наиболее часто возникают в местах соединения роторных стержней с короткозамыкающими кольцами. Иногда встречаются обрывы и подгорания стержней ротора. Наличие трещин или обрывов в короткозамкнутых стержнях ротора в собранной машине устанавливают следующим образом: к обмотке статора подводят пониженное напряжение от трансформатора и в одну из фаз обмотки включают амперметр. Если в стержнях ротора нет трещин и обрывов, амперметр при медленном вращении не меняет своего показания; небольшие отклонения стрелки амперметра в любую сторону указывают на наличие малых трещин; значительные отклонения стрелки свидетельствуют о том, что в роторе имеется полный обрыв одного или нескольких стержней. Небольшие трещины в короткозамыкающих кольцах беличьей клетки из алюминиевого сплава запаивают припоем, состоящим из 63% олова, 33% цинка и 4% алюминия. Температура плавления этого припоя 380° С. Роторы с большим количеством трещин, а также с обрывом стержней ремонтируют в специализированных мастерских.
Сушка обмоток. Волокнистые изоляционные материалы, применяемые в электрических машинах и аппаратах (ткани, ленты, оплетка проводов, электрокартон и др.), обладают гигроскопичностью, т. е. способностью впитывать влагу из окружающей среды. Поэтому электрическая прочность изоляции, обмоток электрических машин и аппаратов, эксплуатирующихся в условиях повышенной влажности (например, под вагоном или внутри не отапливаемого вагона, находящегося в отстое или при длительном хранении), снижается. Состояние изоляции обмоток определяется ее сопротивлением, которое для электрических машин и аппаратов, установленных на вагонах (кроме аппаратуры высоковольтного отопления), должно быть не менее 0,5 МОм. При уменьшении сопротивления изоляции ниже этого значения обмотки машины или аппарата сушат пропускаемым по ним током, горячим воздухом или инфракрасными лучами.
Пропитка обмоток. Чтобы повысить надежность электрических машин и аппаратов, их обмотки пропитывают специальными изоляционными лаками после каждого ремонта (частичная или полная замена обмотки, устранение повреждений изоляции и пр.), а также после сушки машины или аппарата, если сопротивление изоляции снова уменьшается через небольшой период эксплуатации.
Технология пропитки предусматривает предварительную сушку изоляции обмотки, пропитку ее изоляционным лаком и окончательную сушку после пропитки. Лак заполняет поры изоляции и пустоты в обмотке (изоляция становится монолитной), предохраняет обмотку от повреждений и хорошо проводит тепло. Изоляцию роторных обмоток пропитывают вакуумным способом или погружением ротор в ванну с лаком 1—2 раза для роторов, не проходящих перемотки, и не менее 2 раз для перемотанных роторов. Роторы, пропитанные термореактивным лаком, не подвергавшиеся перемотке, пропитывают только при капитальном ремонте. После пропитки и сушки на еще горячие катушки электрических машин и аппаратов и на лобовые части обмотки ротора и статора наносят слой покровного лака или эмали и подвергают сушке в течение 5—10 ч до исчезновения отлипа. Покровные лаки создают на поверхности обмотки механически прочный, влагонепроницаемый и маслостойкий слой, защищающий изоляцию от повреждений.
После пропитки и сушки у обмоток ротора и полюсов, находящихся в горячем состоянии, измеряют сопротивление изоляции мегомметром на 500 В. Для электрических машин, работающих при напряжении 110 В, оно должно быть не менее 2 МОм, а при 50 В — не менее 1 МОм. Затем проверяют в высоковольтной камере электрическую прочность изоляции обмоток переменным током частотой 50 Гц в течение 1 мин. В процессе испытаний напряжение плавно повышают и доводят до наибольшего через 15—20 с.
Балансировка якорей и роторов. Чтобы обеспечить работу электрической машины без вибраций, ротор в сборе, т. е. со всеми вращающимися частями (вентилятором, коллектором) после пропитки изоляции, бандажирования и проточивания коллектора, балансируют путем добавления или перемещения балансировочных грузов или высверливанием части металла. Различают статическую и динамическую балансировки. Первую обычно применяют для машины с частотой вращения до 1000 об/мин, вторую— более 1000 об/мин и для машин с удлиненными роторами. Хорошо сбалансированный ротор остается неподвижным в любом положении при перекатывании его по линейкам или при повороте в центрах станка.
Если ротор не сбалансирован, он под действием собственного веса повернется и установится в положение, при котором его тяжелая часть окажется снизу. Для балансировки уменьшают массу утяжеленной части (высверливают часть металла) или увеличивают массу облегченной части ротора (устанавливают балансировочный груз). Балансировочные грузы прикрепляют сваркой или винтами. При использовании в качестве груза свинца его забивают в специальные канавки, профиль которых имеет форму ласточкина хвоста. Чем дальше от оси вала разместить балансировочный груз, тем он может быть меньше по массе.
Динамическую балансировку выполняют на специальном балансировочном станке, опорные подшипники которого находятся на пружинах.
Сборка. После ремонта и соответствующих испытаний на сборку поступают корпус с полюсами и катушками, ротор с коллектором, подшипниковые щиты и подшипники. Электрические машины собирают в порядке, обратном их разборке. Перед сборкой статор и ротор продувают сжатым воздухом. Перед установкой шариковых подшипников их нагревают в масляной ванне до температуры 90—100 °С и напрессовывают на вал ротора.
Источник
Технология ремонта электродвигателя
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РЕМОНТА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ
Объем и характер ремонтных работ определяют в результате внешнего осмотра машины, в процессе предремонтных испытаний и разборки, а также после осмотра и испытаний отдельных частей.
Перед осмотром машину очищают от грязи и пыли, продувают сжатым воздухом ее наружную поверхность, обмотки, контактные кольца, коллектор и другие доступные части. При осмотре проверяют комплектность (наличие у машины всех основных частей и деталей): корпус, подшипниковые щиты и крышки, колодки зажимов, выводные концы и др.
В ремонт принимают, как правило, комплектные машины, т. е. такие, у которых имеются все сборочные единицы и детали. Не принимают в ремонт электрические машины малой и средней мощности, если у них разбит корпус или подшипниковый щит, отбито более двух лап машины со значительными повреждениями механических частей, которые невозможно устранить силами ремонтного цеха или предприятия. Восстановление таких машин требует значительных затрат, превышающих стоимость новой машины.
В тех случаях, когда машина имеет исправную механическую часть и может быть отремонтирована без перемотки перед разборкой, проводят предремонтные испытания на холостом ходу в течение 30 мин. Перед включением электродвигателя в сеть проверяют свободный ход ротора, наличие смазки в подшипниках, измеряют сопротивление и испытывают электрическую прочность изоляции.
Во время предремонтных испытаний на холостом ходу измеряют токи в фазах трехфазных двигателей, вибрации, проверяют состояние механической части машины, нагрев подшипников, работу щеточно-коллекторного аппарата и выполняют ряд других операций. Увеличение тока холостого хода сверх максимально допустимых значений может свидетельствовать о ряде дефектов: увеличении воздушного зазора, осевом смещении ротора относительно статора, слабой прессовке сердечника, уменьшенном числе витков обмотки в результате ошибки при предыдущем ремонте.
После разборки части машины, подлежащие ремонту, промывают и испытывают, определяют объем и содержание ремонтных работ для каждой из них и оформляют дефектационную карту. На ее основе составляют маршрутную технологическую карту ремонта.
Работы по выявлению неисправностей и повреждений перед ремонтом называют дефектацией.
В ремонтном цехе могут отсутствовать необходимые для ремонта данные машин старых конструкций. При подготовке к ремонту таких машин
снимают необходимые эскизы и схемы, в дефектацнонную карту записывают все сведения, без которых не могут быть восстановлены обмотки и другие части машины: число и размеры проводов в пазу, тип и шаг обмотки, число пазов, вылеты лобовых частей и др.
РАЗБОРКА АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ.
Проведение подготовительных работ:
1. Ремонтируемый электродвигатель протереть от грязи и пыли, продуть обдувочной камере сжатым воздухом.
2. Закрепить бирку с ремонтным номером электродвигателя, подлежащего разборке на комплектовочнном боксе. В процессе разборки в этот бокс складывать все детали и крепеж электродвигателя.
Разборка электродвигателя:
1. Установка электродвигателя на слесарный стол.
2. Открутить винты крепления кожуха вентилятора, и снять его. Снять приспособлением для съема вентилятор с вала.
3. Снять выводные концы электродвигателя.
4. Разобрать клеммную коробку и снять борно.
5. Открутить винты крепления подшипниковых крышек, и снять их.
6. Открутить болты крепления подшипниковых щитов к статору.
7. Удалить задний подшипниковый щит.
8. Используя приспособление для вывода ротора, вывести передний подшипниковый щит из статора, не допуская задевания ротора за обмотки статора.
9. Передний подшипниковый щит снять с ротора и выпрессовать подшипники.
После окончания разборки ремонтируемого электродвигателя ротор и статор обдувают, а детали находящиеся в комплектовочном боксе отправляют в мойку.
ВНИМАНИЕ: Узлы электродвигателя прошедшие дефектировку очищают от грязи и пыли и укладывают в комплектовочный бокс, закрепив на них бирку с ремонтным номером разбираемого асинхронного электродвигателя.
Обязательно проводят измерение зазоров между статором и ротором электродвигателя.
Воздушный зазор измеряют с двух противоположных торцов электродвигателя калибровочным щупом, который вводится через специальные или наблюдательные люки в торцевых щитах. С каждой стороны измерения производят в четырех точках, смещенных одна относительно другой на 90°. Зазор определяют как среднее арифметическое всех замеров.
В асинхронных двигателях нормируется также неравномерность зазора, которая определяется как отношение значения зазора в данной точке к его среднему значению. Отклонение не должно превышать 10%.
Увеличение зазора ремонтируемого двигателя больше заводских показателей на 25 и больше процентов для односкоростных электродвигателей, и больше 15 процентов для многоскоростных двигателей приводит К ИЗМЕНЕНИЮ МОЩНОСТИ И ТОКА ХОЛОСТОГО ХОДА:
превышении зазора между статором и ротором, мощность электродвигателя после ремонта будет ниже заводских паспортных параметров мощности на 0,3%. на каждый процент превышения.
превышение зазора между статором и ротором на каждый процент ведет к увеличению тока холостого хода на 0,6%.
Процесс удаления неисправных обмоток электродвигателя.
1.Установка ремонтируемого статора или ротора на токарный станок.
2.Обрезание лобовых частей обмотки статора (ротора) со стороны соединения катушек.
3.Поместить статор или ротор в тупиковую электропечь, для розогрева обмотки при температуре 250. 300 °С в течение 30. 40 мин.
4.Когда статор или ротора остынет до температуры 80. 90°С установливают держатель активной стали и удаляют по частям обмотку из пазов с помощью приспособления для выемки обмоток.
5.Очистка пазов статора или ротора специальным стальным скребком для чистки от остатков старой изоляции. Отправка статора или ротора на продувку.
Намотка статорных секций:
Закрепляют соответствующий шаблон на намоточном станке для намотки катушек.Закрепить провод на первой ступеньке шаблона и намотать вручную начало катушки. Намотать катушку.
Сделать переход на другую ступень шаблона. Намотать катушку. Данные операции повторить до завершения намотки секции.
Перевязать каждую катушку в двух местах по разъему шаблона отходами провода. В случае обрыва провода допускается одна пайка на шаблон с выводом ее на лобовую часть с изоляцией хлорвиниловой трубкой.
Снять шаблон с катушкой со станка, вынуть катушку, перевязать ее в одном месте и уложить в тару.
Замерить сопротивление и проверить вес катушки.
УКЛАДКА ОБМОТОК СТАТОРА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И БАНДАЖИРОВКА ОБМОТОК.
ПОДГОТОВКА СТАТОРА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ.
Продуть статор сжатым воздухом. Тщательно проверить состояние пазов; при обнаружении заусениц произвести их опиловку.
Заложить в пазы электродвигателя пазовые коробочки, обеспечив их одинаковые вылеты.
Оправить заложенные пазовые коробочки оправкой и установить статор на специальную подставку.
УКЛАДКА КАТУШЕК СТАТОРА.
Взять комплект секций на электродвигатель и положить слева от подставки.
Взять одну группу фазы и развязать нитки, связывающие группу.
Первую секцию согнуть. Секцию сгибать так, чтобы части секции, вкладываемые в пазы» были параллельны. Вязки сдвинуть на лобовые части.
В первый паз вставить одну сторону секции, заправляя проводники ножом, оправкой, изготовленным из твердых пород дерева или текстолита, эбонита и т. д. Первым пазом считается паз (если смотреть слева), лежащий напротив кармана или места выхода из статора выводных концов. Закрепить секции пазовой крышкой.
Обжать секцию в пазу гладилкой и заклинить клином.
В зависимости от шага по пазам отсчитать необходимый паз и вставить в него вторую сторону секции, повторяя операции по укладке первой стороны.
Уложить в том же порядке остальные катушки секции.
Согласно схеме обмотки уложить остальные секции.
Установить шаблон для формовки лобовых частей в расточку статора и оправкой отформовать лобовую часть. Вставить лобовые межфазные прокладки.
Повернуть электродвигатель другой стороной, повторить процесс формовки лобовой части. Вставить лобовые межфазные прокладки.
Статор установить вертикально, расправить концы секций и надеть на них поливинилхлоридные или линоксиновые трубки.
На концы секций в местах межкатушечных соединений надеть поливинилхлоридные или линоксиновые трубки по одной на каждое.
Зачистить места сварки от изоляции и соединить катушки.
ПРИСОЕДИНЕНИЕ ВЫВОДОВ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ.
Места соединений сварить при помощи сварочного трансформатора. Концы обмотки свариваются на стыковом аппарате. Для этого к зачищенным и скрученным вместе проводам прикладывают металлический электрод. В данном случае используют плоскогубцы, к которым присоединен один провод от сварочного трансформатора. Ручки плоскогубцев изолированы. К концу скрутки прикладывают угольный электрод. Возникшая дуга оплавляет провода и сваривает, их.
Зачистить место сварки, отогнуть скрутку и надвинуть трубку.
Надвинуть линоксиновую (поливинилхлоридную) трубку большего диаметра на отогнутую скрутку с выводным концом так, чтобы каждый ее конец находил на трубку меньшего диаметра не меньше чем на 10 мм.
Уложить выводные концы, направив их к карману или месту вывода, а затем связать в пучок.
БАНДАЖИРОВКА ОБМОТОК ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ.
Забандажировать лобовую часть хлопчатобумажным шнур-чулком или стеклошнур-чулком, прошивая обмотку возле каждого паза. Шнур завязать узлом у первого паза.
Повернуть статор и забандажировать вторую лобовую часть.
Установить статор в приспособление для опрессовки. Выводные концы заправить в соответствующую прорезь. Опрессовать лобовую часть. Повернуть статор и опрессовать вторую лобовую часть.
После опрессовки произвести перетяжку бандажа. Развязать крепление шнур-чулка, выбрать слабину, образовавшуюся при опрессовке и завязать узлом заново.
При изготовлении приспособления для опрессовки лобовых частей статор; необходимо учитывать, что после опрессовки обмотки лобовых частей немного пружинят, увеличивая размер на 2. 3 мм. Кроме того, необходимо также учитывать увеличение размера лобовых частей обмотки на 2. 3 мм после пропитки и сушки.
Установить шаблон для оправки лобовых частей и оправить последние с обеих сторон статора.
Произвести контроль обмотки на контрольном стенде.
Отправить статор на пропитку и сушку.
НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЩИЕ МЕТОДЫ ПРОПИТКИ ОБМОТОК РЕМОНТИРУЕМЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ.
Назначение пропитки обмотки электродвигателя. В процессе изготовления и после укладки в пазы статоров, роторов и якорей обмотки электродвигателей пропитываются лаками или компаундами с последующей сушкой.
В результате пропитки и сушки улучшаются следующие свойства электрической изоляции:
1) повышается нагревостойкость;
2) улучшается теплопроводность обмоток за счет уменьшения воздушных прослоек между проводниками и стенками паза сердечника;
3) повышается влагостойкость изоляции, особенно волокнистой, за счет уменьшения гигроскопичности в результате заполнения пор и создания лаковой пленки, препятствующей проникновению влаги внутрь обмотки;
4) повышается электрическая прочность изоляции, так как электрическая прочность пропиточных материалов выше электрической прочности воздуха, находящегося между волокнами не пропитанных материалов;
5) повышается механическая прочность изоляции, так как пропитанная обмотка имеет хорошо сцементированные витки, плотна и прочно сидящие в пазах сердечников. Благодаря этому предотвращается перемещение проводников в результате вибрации и связанное с этим повреждение изоляции от истирания.
Наружные поверхности обмоток после сушки окрашивают покровными эмалями и лаками. Образующаяся в результате этого твердая и гладкая пленка толщиной 50 — 60 мкм хорошо защищает изоляцию от влаги, смазочных масел и скапливания пыли.
Основные методы пропитки обмоток электродвигателей.
Для пропитки обмоток пользуются следующими методами:
1) погружением в лак;
2) на стендах с нижней подачей лака;
3) струйным поливом;
5) вакуумно-нагнетательным способом.
Выбирают метод пропитки в зависимости от типа лака и конструкции обмоток.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СБОРКИ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ.
Общая сборка машин переменного тока включает: монтаж подшипников, ввод ротора в статор, запрессовку подшипниковых щитов, измерение воздушных зазоров. Ввод ротора осуществляется теми же приспособлениями, которые применяют при разборке. Большого внимания и опыта эта операция требует при сборке крупных машин, так как даже легкое прикосновение массивного ротора может привести к значительному повреждению обмоток и сердечников.
Последовательность сборки и ее трудоемкость в первую очередь определяются сложностью конструкции электрической машины.
Сборка асинхронных двигателей с короткозамкнутый ротором:
Вначале подготовляют к сборке ротор, насаживая на вал шарикоподшипники. Если у подшипниковых опор есть внутренние крышки, сначала их надевают на вал, заполняя уплотнительные канавки смазкой. Подшипники закрепляют на валу стопорным кольцом или гайкой, если это предусмотрено конструкцией машины. Роликовые подшипники разделяются на две части: внутреннее кольцо вместе с роликами насаживают на вал, наружное устанавливают в щит.
После ввода ротора в статор в подшипники закладывают консистентную смазку, щиты надевают на подшипники и вдвигают в корпус центрирующими поясками, закрепляя болтами. Все болты первоначально ввертывают на несколько ниток, затем, поочередно затягивая их в диаметрально противоположных точках, запрессовывают щит в корпус.
После сборки проверяют легкость вращения ротора и производят обкатку на холостом ходу, проверяя подшипники на нагрев и шум. Затем двигатель отправляют на испытательную станцию.
Источник