Ремонт и сборка подшипников качения
При разборке подшипниковых узлов подшипники тщательно промывают и проверяют на пригодность для дальнейшей эксплуатации: в случае непригодности подшипники заменяют. Возможные дефекты подшипниковых узлов и способы их устранения приведены ниже.
Подшипник качения ремонт и сборка подшипников качения
Дефекты подшипниковых узлов и способы их устранения:
Дефект или его признак | Причины | Способ устранения |
---|---|---|
Повышенный шум | 1.Повреждение тел качения подшипника | Подшипник заменить. |
2. Защемление тел качения вследствие неправильной регулировки | Отрегулировать натяг в подшипниках | |
3. Износ посадочных мест на валу и в корпусе | Отремонтировать посадочные места | |
4. Отсутствие смазки | Смазать подшипники | |
Повышенный нагрев | 1. Защемление тел качения из-за чрезмерного натяга в подшипниках | Отрегулировать натяг в подшипниках |
2. Недостаток смазочного материала | Добавить смазочный материал | |
3. Несоосность посадочных мест на валу и в корпусе | Устранить несоосность | |
4. Загрязнение подшипника вследствие выхода из строя уплотнения | Подшипник промыть, уплотнение заменить. При наличии цветов побежалости на кольцах и телах качения подшипник заменить | |
Выкрошивание рабочих поверхностей колец и тел качения | Усталостность материала | Подшипник заменить |
Увеличенный радиальный и осевой зазоры в подшипнике | Частичный износ рабочих поверхностей подшипника | Допустимое увеличение зазоров по сравнению с начальными: для опор шпинделей и точных валов — 25 %, для остальных опор: в 3-4 раза. При больших зазорах подшипник следует заменить |
Поля допусков посадочных поверхностей валов и отверстий в корпусах для сопряжения с подшипниками качения:
Подвижность вала и корпуса в работе | Класс точности подшипника | Поля допусков вала | Поля допусков отверстия в корпусе |
---|---|---|---|
Вал вращается,корпус неподвижен | 5 и 4 | n5, m5, k5, js5 | M6, K6, Js6, H6 |
0 и 6 | n6, m6, k6, js6 | M7, K7, Js7, H7, G7, H8, H9 | |
Вал неподвижен,корпус вращается | 5 и 4 | h5, g5 | N6, M6, K6 |
0 и 6 | h5, g5 | P7, N7, M7, K7 |
При сборке подшипниковых узлов должны выполняться следующие технические условия:
1. Кольца и тела качения подшипника должны быть чистыми, без заметных дефектов. При вращении от руки подшипник должен вращаться свободно, без значительного шума. Новый подшипник с неповрежденной упаковкой и незагустевшей смазкой можно не промывать. Загрязненные подшипники промывают в бензине с добавлением 6-8 % минерального масла или в масле (Индустриальное 12 или 20) в ванне с электроподогревом при температуре 60-90 °С в течение 15-20 мин. Сильно загрязненные подшипники промывают дважды. После промывки подшипник просушивают на бумаге или с помощью сжатого воздуха. Пятна коррозии на подшипнике удаляют мягкой шкуркой и пастой ГОИ с последующей промывкой.
2. Осевой и радиальный зазоры в подшипнике должны быть в допускаемых пределах. Схема замера зазоров приведена на схеме. Величина начальных зазоров для подшипников различных типов приведена в специальной литературе.
3. Посадочные места в корпусе и на валу должны быть точно и чисто обработаны. Перед сборкой подшипникового узла посадочные места промывают керосином, просушивают и смазывают. Механические повреждения, забоины, вмятины, следы коррозии устраняют. Диаметры шеек валов контролируют с помощью предельных скоб и микрометров, а диаметры отверстий корпусов — предельными пробками, индикаторными нутромерами или штихмассами.
4. Во избежание перекоса радиус закругления галтели на валу (при отсутствии кольцевой проточки или выточки) должен быть меньше, чем радиус фаски у подшипника. Величину радиуса галтели проверяют с помощью радиусомера или шаблона.
5. Упорный заплечик вала или отверстия в корпусе должен быть перпендикулярен к посадочным поверхностям. Допускаемое торцовое биение приведено в таблице. Перпендикулярность заплечиков вала и корпуса оси посадочного места проверяют угольником или индикатором.
Точность форм посадочных поверхностей под подшипник качения:
Показатель | Класс точности подшипника | |||
0 | 6 | 5 | 4 | |
Овальность и конусность шейки вала и отверстия в корпусе | 1/2 | 1/4 | ||
допуска на диаметр посадочной поверхности | ||||
Овальность и конусность шейки вала для подшипников на закрепительных втулках | 1/4 допуска на диаметр посадочной поверхности вала | |||
Торцевое биение заплечиков вала, мкм, при диаметре, мм: | ||||
до 50 | 20 | 10 | 7 | 4 |
свыше 50 до 120 | 25 | 12 | 8 | 6 |
свыше 120 до 250 | 30 | 15 | 10 | 8 |
Торцевое биение заплечиков отверстия в корпусе, мкм, при диаметре, мм: | ||||
до 80 | 40 | 20 | 13 | 8 |
свыше 80 до 120 | 45 | 22 | 15 | 9 |
свыше 120 до 150 | 50 | 25 | 18 | 10 |
свыше 150 до 180 | 60 | 30 | 20 | 12 |
свыше 180 до 250 | 70 | 35 | 23 | 14 |
свыше 250 до 315 | 80 | 40 | 27 | 16 |
Шероховатость посадочных поверхностей вала и корпуса под подшипники качения:
Посадочные поверхности | Класс точности подшипника | Номинальные диаметры, мм | |||
до 80 | от 80 до 500 | ||||
Параметры шероховатости поверхности, мкм | |||||
Rz | Ra | Rz | Ra | ||
Вала | 0 | 6,3 | 1,25 | 10 | 2,50 |
6 и 5 | 3,2 | 0,63 | 6,3 | 1,25 | |
4 | 1,6 | 0,25 | 3,2 | 0,63 | |
Отверстия в корпусе | 0 | 6,3 | 1,25 | 10 | 2,50 |
6,5 и 4 | 3,2 | 0,63 | 6,3 | 1,25 | |
Торцов заплечиков вала и отверстия в корпусе | 0 | 10 | 2,50 | 10 | 2,50 |
6,5 и 4 | 6,3 | 1,25 | 10 | 2,50 |
6. Недопустимо попадание в подшипниковый узел грязи или абразива, что приводит к ускоренному изнашиванию подшипника.
7. При правильной сборке подшипник должен работать плавно и бесшумно, а также не нагреваться выше 70 °С.
8. Выбор посадки подшипника на вал и в отверстие корпуса зависит от типа машины, требований к точности вращения, характера нагрузки, типа, размера и условия монтажа подшипника. Необходимая посадка подшипника обеспечивается за счет допусков на диаметры вала и отверстия корпуса. На сборочных чертежах и чертежах деталей рядом с номинальным размером дается условное обозначение поля допуска только поверхности, сопряженной с подшипником.
9. Для обеспечения правильной установки подшипника на вал и в корпус следует применять специальные приспособления. При запрессовке подшипника на вал или в корпус используют монтажные трубы из мягкого металла, винтовые и гидравлические прессы. Усилие запрессовки прикладывается к тому кольцу подшипника, которое устанавливается с натягом, а при запрессовке одновременно на вал и в корпус — к обоим кольцам. Для облегчения работы вал может охлаждаться, а корпус нагреваться, подшипник, соответственно, либо нагреваться, либо охлаждаться.
10. После сборки проверяют по периметру прилегание подшипника к заплечику вала и корпуса, вхождение щупа 0,03 мм и более не допускается.
11. Отсутствие перекоса подшипника при установке его вместе с валом в корпус проверяют свободным проворотом вала вручную.
12. Во избежание защемления тел качения подшипники, устанавливаемые с предварительным натягом, должны иметь плавный ход и незначительный шум при провороте от руки, а в подшипниках без предварительного натяга, кроме того, должен ощущаться небольшой осевой люфт.
Подшипник качения способы крепления подшипника качения на валу
Подшипник качения способы крепления подшипника качения в корпусе
Источник
Ремонт и сборка подшипников качения
При разборке подшипниковых узлов подшипники тщательно промывают и проверяют на пригодность для дальнейшей эксплуатации: в случае непригодности подшипники заменяют. Возможные дефекты подшипниковых узлов и способы их устранения приведены ниже.
Дефекты подшипниковых узлов и способы их устранения
Дефект или его признак | Причины | Способ устранения |
Повышенный шум | 1. Повреждение тел качения подшипника | Подшипник заменить. |
2. Защемление тел качения вследствие неправильной регулировки | Отрегулировать натяг в подшипниках | |
3. Износ посадочных мест на валу и в корпусе | Отремонтировать посадочные места | |
4. Отсутствие смазки | Смазать подшипники | |
Повышенный нагрев | 1. Защемление тел качения из-за чрезмерного натяга в подшипниках | Отрегулировать натяг в подшипниках |
2. Недостаток смазочного материала | Добавить смазочный материал | |
3. Несоосность посадочных мест на валу и в корпусе | Устранить несоосность | |
4. Загрязнение подшипника вследствие выхода из строя уплотнения | Подшипник промыть, уплотнение заменить При наличии цветов побежалости на кольцах и телах качения подшипник заменить | |
Выкрошивание рабочих поверхностей колец и тел качения | Усталостность материала | Подшипник заменить |
Увеличенный радиальный и осевой зазоры в подшипнике | Частичный износ рабочих поверхностей подшипника | Допустимое увеличение зазоров по сравнению с начальными: для опор шпинделей и точных валов — 25 %, для остальных опор: в 3-4 раза. При больших зазорах подшипник следует заменить |
Поля допусков посадочных поверхностей валов и отверстий в корпусах для сопряжения с подшипниками качения
Подвижность вала и корпуса в работе | Класс точности подшипника | Поля допусков вала | Поля допусков отверстия в корпусе |
Вал вращается,корпус неподвижен | 5 и 4 | n5, m5, k5, js5 | M6, K6, Js6, H6 |
0 и 6 | n6, m6, k6, js6 | M7, K7, Js7, H7, G7, H8, H9 | |
Вал неподвижен,корпус вращается | 5 и 4 | h5, g5 | N6, M6, K6 |
0 и 6 | h5, g5 | P7, N7, M7, K7 |
При сборке подшипниковых узлов должны выполняться следующие технические условия:
1. Кольца и тела качения подшипника должны быть чистыми, без заметных дефектов. При вращении от руки подшипник должен вращаться свободно, без значительного шума. Новый подшипник с неповрежденной упаковкой и незагустевшей смазкой можно не промывать. Загрязненные подшипники промывают в бензине с добавлением 6-8 % минерального масла или в масле (Индустриальное 12 или 20) в ванне с электроподогревом при температуре 60-90 °С в течение 15-20 мин. Сильно загрязненные подшипники промывают дважды. После промывки подшипник просушивают на бумаге или с помощью сжатого воздуха. Пятна коррозии на подшипнике удаляют мягкой шкуркой и пастой ГОИ с последующей промывкой.
2. Осевой и радиальный зазоры в подшипнике должны быть в допускаемых пределах. Схема замера зазоров приведена на схеме. Величина начальных зазоров для подшипников различных типов приведена в специальной литературе.
Точность форм посадочных поверхностей под подшипник качения
Показатель | Класс точности подшипника | |||
0 | 6 | 5 | 4 | |
Овальность и конусность шейки вала и отверстия в корпусе | 1/2 | 1/4 | ||
допуска на диаметр посадочной поверхности | ||||
Овальность и конусность шейки вала для подшипников на закрепительных втулках | 1/4 допуска на диаметр посадочной поверхности вала | |||
Торцевое биение заплечиков вала, мкм, при диаметре, мм: | ||||
до 50 | 20 | 10 | 7 | 4 |
свыше 50 до 120 | 25 | 12 | 8 | 6 |
свыше 120 до 250 | 30 | 15 | 10 | 8 |
Торцевое биение заплечиков отверстия в корпусе, мкм, при диаметре, мм: | ||||
до 80 | 40 | 20 | 13 | 8 |
свыше 80 до 120 | 45 | 22 | 15 | 9 |
свыше 120 до 150 | 50 | 25 | 18 | 10 |
свыше 150 до 180 | 60 | 30 | 20 | 12 |
свыше 180 до 250 | 70 | 35 | 23 | 14 |
свыше 250 до 315 | 80 | 40 | 27 | 16 |
3. Посадочные места в корпусе и на валу должны быть точно и чисто обработаны. Перед сборкой подшипникового узла посадочные места промывают керосином, просушивают и смазывают. Механические повреждения, забоины, вмятины, следы коррозии устраняют. Диаметры шеек валов контролируют с помощью предельных скоб и микрометров, а диаметры отверстий корпусов — предельными пробками, индикаторными нутромерами или штихмассами.
4. Во избежание перекоса радиус закругления галтели на валу (при отсутствии кольцевой проточки или выточки) должен быть меньше, чем радиус фаски у подшипника. Величину радиуса галтели проверяют с помощью радиусомера или шаблона.
5. Упорный заплечик вала или отверстия в корпусе должен быть перпендикулярен к посадочным поверхностям. Допускаемое торцовое биение приведено в таблице. Перпендикулярность заплечиков вала и корпуса оси посадочного места проверяют угольником или индикатором.
Шероховатость посадочных поверхностей вала и корпуса под подшипники качения
Посадочные поверхности | Класс точности подшипника | Номинальные диаметры, мм | |||
до 80 | от 80 до 500 | ||||
Параметры шероховатости поверхности, мкм | |||||
Rz | Ra | Rz | Ra | ||
Вала | 0 | 6,3 | 1,25 | 10 | 2,50 |
6 и 5 | 3,2 | 0,63 | 6,3 | 1,25 | |
4 | 1,6 | 0,25 | 3,2 | 0,63 | |
Отверстия в корпусе | 0 | 6,3 | 1,25 | 10 | 2,50 |
6,5 и 4 | 3,2 | 0,63 | 6,3 | 1,25 | |
Торцов заплечиков вала и отверстия в корпусе | 0 | 10 | 2,50 | 10 | 2,50 |
6,5 и 4 | 6,3 | 1,25 | 10 | 2,50 |
6. Недопустимо попадание в подшипниковый узел грязи или абразива, что приводит к ускоренному изнашиванию подшипника.
7. При правильной сборке подшипник должен работать плавно и бесшумно, а также не нагреваться выше 70 °С.
8. Выбор посадки подшипника на вал и в отверстие корпуса зависит от типа машины, требований к точности вращения, характера нагрузки, типа, размера и условия монтажа подшипника. Необходимая посадка подшипника обеспечивается за счет допусков на диаметры вала и отверстия корпуса. На сборочных чертежах и чертежах деталей рядом с номинальным размером дается условное обозначение поля допуска только поверхности, сопряженной с подшипником.
9. Для обеспечения правильной установки подшипника на вал и в корпус следует применять специальные приспособления. При запрессовке подшипника на вал или в корпус используют монтажные трубы из мягкого металла, винтовые и гидравлические прессы. Усилие запрессовки прикладывается к тому кольцу подшипника, которое устанавливается с натягом, а при запрессовке одновременно на вал и в корпус — к обоим кольцам. Для облегчения работы вал может охлаждаться, а корпус нагреваться, подшипник, соответственно, либо нагреваться, либо охлаждаться.
10. После сборки проверяют по периметру прилегание подшипника к заплечику вала и корпуса, вхождение щупа 0,03 мм и более не допускается.
11. Отсутствие перекоса подшипника при установке его вместе с валом в корпус проверяют свободным проворотом вала вручную.
12. Во избежание защемления тел качения подшипники, устанавливаемые с предварительным натягом, должны иметь плавный ход и незначительный шум при провороте от руки, а в подшипниках без предварительного натяга, кроме того, должен ощущаться небольшой осевой люфт.
Источник