Технологический процесс ремонта подвески грузового автомобиля

Технологический процесс ремонта передней подвески

При каждом техническом обслуживании и ремонте визуально проверяют состояние защитных чехлов шаровых шарниров подвески и амортизаторных стоек, шаровых и резинометаллических шарниров, резиновых втулок и подушек.

Люфт шарового шарнира можно обнаружить покачиванием вручную нижнего рычага в вертикальной плоскости и вывешенного колеса за верхнюю и нижнюю части вокруг его продольной горизонтальной оси.

При осмотре выявляют течи амортизаторной стойки, задиры на рабочей поверхности штока, деформации и повреждения остальных деталей и узлов подвески, следы задевания о дорожные препятствия.

7.4. Замена стойки передней подвески на посту СТОА:

Необходимо затормозите автомобиль стояночным тормозом и установить противооткатные упоры, откручиваем колесные болты на1/2 оборота, открыть капот.

Вывешиваем автомобиль на подъемнике и снимаем колесо со стороны снимаемой стойки. Поворачиваем рулевое колесо в противоположную сторону до упора.

Рис. 1. Вынимаем шплинт. Вынимаем шплинт, как показано на (рис 1)
Рис 2 отворачиваем гайку крепления пальца наконечника рулевой тяги к рычагу стойки. Накидным ключом «на 19» отворачиваем гайку крепления пальца наконечника рулевой тяги к рычагу стойки.(рис 2)
Рис 3 Съемником выпрессовываем палец из рычага. Съемником выпрессовываем палец из рычага. (рис 3)
Рис 4 Выводим муфту переднего тормозного шланга из держателя стойки. Выводим муфту переднего тормозного шланга из держателя стойки.(Рис. 4)
Рис 5 Снимаем крышку Снимаем крышку .(Рис 5)
Рис 6 Специальный ключ для штока Для отворачивания гайки штока амортизатора применяем специальный ключ, позволяющий удержать шток от проворачивания.(Рис 6)
Рис 7 Ослабляем затяжку гайки штока амортизатора Ослабляем затяжку гайки штока амортизатора, рожковыми ключами одним на «12», другим на «17» (Рис 7)
Рис 8 Наносим краской метки Перед отворачиванием болта верхнего крепления стойки к поворотному кулаку наносим краской установочные метки на болт и кронштейн стойки.(Рис 8)
Рис 9 Отворачиваем гайку верхнего болта Головкой «на 19» отворачиваем гайку верхнего болта, удерживая болт от проворачивания ключом той же размерности..(Рис 9)
Рис 10 выколоткой выбиваем болт. Сняв с болта шайбу для регулировки угла развала колеса, выколоткой из мягкого металла выбиваем болт.(рис 10)
Рис 11 отворачиваем гайку нижнего болта крепления стойки и отводим поворотный кулак. Аналогично отворачиваем гайку нижнего болта крепления стойки к поворотному кулаку и выбиваем болт. Отводим поворотный кулак от стойки, не натягивая тормозной шланг. (рис 11)
Рис 12 отворачиваем три гайки крепления верхней опоры Ключом на «13» отворачиваем три гайки крепления верхней опоры направляющей пружинной стойки к кузову. .(Рис 12)
Рис 13 Снимаем стойку Снимаем стойку(рис 13) Устанавливаем две стяжки пружин диаметрально друг напротив друга так, чтобы они захватывали пять витков пружины. Попеременно вращая винты стяжек, сжимаем пружину. После того, как давление пружины на опорные чашки ослабнет, отворачиваем гайку штока. (рис 14) Снимаем со стойки верхнюю опору, верхнюю опорную чашку, (рис 15) Снимаем пружину со стяжками, буфер хода сжатия и защитный чехол. (рис 16) Определив какие детали подвески нуждаются в замене, устанавливаем на их место новые и производим установку в обратной последовательности. (рис 17) Сначала собираем воедино опору, опорный подшипник и чашку с резинкой (рис 18) Надеваем новую пружину на стойку, предварительно стянув ее до нужного момента и одеваем опору сверху, шток выпирает наружу, чтобы можно было закрутить гайку: Витки пружины хорошо садятся как в нижней так и в верхней части стойки, прилегают к резинке без перекосов. Можно окончательно закручивать гайку.(рис19) Снимаем стяжки пружины.(рис 20) Устанавливаем направляющую пружинную стойку на автомобиль в обратной последовательности. При установке старой передней стойки заверните эксцентриковую шайбу в соответствии с ранее сделанными метками и, удерживая регулировочный болт в этом положении от проворачивания, затяните гайку его крепления. Аналогично заменяем амортизатор и пружину другой стойки подвески. Устанавливаем направляющую пружинную стойку на автомобиль в обратной последовательности. После установки передней стойки проверяем и при необходимости производим схождение и развал передних колес.
Рис 14 Стягиваем пружину, отворачиваем гайку штока.
Рис 15 Снимаем верхнюю опору.
Рис 16 Освобождаем шток
Рис 17 Диагностика и замена деталей.
Рис 18 Собираем опорный подшипник и чашку с резинкой вместе.
Рис 19 Надеваем новую стянутую пружину, и одеваем опору сверху.
Рис 20 Снимаем стяжки, устанавливаем обратно направляющую пружинную стойку.
Читайте также:  Ремонт пневмосистемы грузовых автомобилей

8. организация технологического процесса

Исходные данные для организации технологических процессов технического обслуживания и ремонта автомобилей:

— производственная программа (годовая или суточная);

— вид выполняемого технического обслуживания и ремонта;

— сведения о применяемом оборудовании и инструменте;

— сведения о возможных сопутствующих ремонтах;

— масса изделия или автомобиля для выбора подъемно-транспортных средств.

Схема технологического процесса приведена на рис. 1 Приложения 2.

Работы по ТО-1 и ТО-2, уборочно-моечные работы проводятся на специализированных или универсальных постах. Выбор типа поста зависит от годового объема обслуживания, состава и квалификации производственных рабочих, выбранного метода организации производственных бригад.

Универсальный пост – это пост, на котором возможно выполнение нескольких видов типовых работ технического обслуживания и ремонта. Как правило, универсальные посты технического обслуживания и ремонта организуются на сравнительно небольших предприятиях.

Специализированный пост – это пост, на котором реализуется типовой технологический процесс определенного вида. Примерами специализированных постов являются пост смазки, пост ТО-2, пост текущего ремонта по замене агрегатов, пост диагностики и т.д.

Текущий ремонт автомобилей производят в зоне текущего ремонта и на производственных участках. Для работ в зоне текущего ремонта используют универсальные и специализированные посты, которые в зависимости от выполняемых работ оснащают осмотровыми канавами или подъемниками, а также другим подъемно-транспортным оборудованием, приспособлениями и инструментом.

На производственных участках текущий ремонт производится индивидуальным и агрегатным способами. При индивидуальном методе агрегаты, снятые с автомобиля, не обезличиваются, их ремонтируют и устанавливают на тот же автомобиль. Время простоя автомобиля при индивидуальном ремонте возрастает, поэтому на СТО текущий ремонт осуществляется преимущественно агрегатным методом, при котором агрегаты, требующие текущего ремонта, заменяют отремонтированными из оборотного фонда или новыми.

Метод организации производственных бригад определяется методом организации технологического процесса. Наибольшее распространение к настоящему времени получили три метода организации производства ТО и ремонта подвижного состава: специализированных бригад, комплексных бригад и агрегатно-участковый метод технического ремонта.

На основании данных, полученных после выбора метода обслуживания или ремонта, необходимо оформить технологическую документацию.

Технологическая документация представляет собой графические листы (карты эскизов) и технологические карты. Содержание и последовательность выполнения работ технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей отражается в первичном документе технологического процесса – технологической карте. В карте также указывается оборудование, инструмент, приспособления, применяемые при каждой операции или переходе, норма времени на отдельные операции и переходы и на всю технологию в целом. Пример выполнения карты эскизов и технологической карты приведен в Приложении 2 (табл. 1 и 2).

Оптимальный вариант организации технологического процесса ТО и ТР автомобилей позволяет получить высокую производительность труда и качество работ, исключить пропуски или повторения отдельных операций и переходов, рационально использовать средства механизации, выполнять требуемую организацию и обустройство рабочих мест (рабочих постов).

Читайте также:  Тестовые вопросы по ремонту машин

На основании данных, полученных в расчете годовой производственной программы СТОА и проектируемого подразделения, необходимо определить последовательность обслуживания или ремонта, оформить тех. документацию.

Источник

Диагностика подвески грузового автомобиля

Своевременная диагностика подвески грузового автомобиля – залог безопасности на дороге

Подвеска грузового автомобиля – это один из его ключевых узлов, от которого зависит управляемость, а значит и безопасность машины во время движения. Подвеска гарантирует плавность хода, поглощает неровности дорожного покрытия, обеспечивает надежный контакт колес автомобиля с поверхностью дороги.

Особенности конструкции

Подвеска грузового автомобиля любой марки – это технически сложный узел, который включает различные функциональные элементы:

упругие металлические детали – рессоры, пружины, торсионы и неметаллические элементы (гидравлические, пневматические, прорезиненные детали); наличие этих конструкционных элементов обеспечивает равномерное распределение механических нагрузок на кузов автомобиля во время его движения по неровностям дороги;

гасящие устройства – их роль играют амортизаторы, которые способствуют гашению механических колебаний, передаваемых от металлических и неметаллических упругих элементов; различают гидравлические, пневматические и гидропневматические амортизаторы;

направляющие элементы – это рычаги разных конфигураций, которые соединяют кузов с ходовой частью и обеспечивают требуемую направленность колес;

стабилизаторы поперечной устойчивости – это элементы в виде металлической штанги, прикрепляемой к кузову автомобиля и его ходовой части; наличие стабилизаторов гарантирует курсовую устойчивость и уменьшает крен кузова во время прохождения поворотов;

колесные опоры – это узлы передней оси, включающие в свой состав поворотные кулаки, принимающие на себя нагрузку от колес и распределяющие ее на другие элементы подвески;

крепежные элементы – это болты, шаровые опоры, сайлентблоки и другие элементы, обеспечивающие соединение деталей подвески между собой и крепление их к кузову автомобиля.

Функционирование подвески

Работа подвески заключается в преобразовании энергии удара, возникающего при наезде колеса на неровность дорожного покрытия, в кинетическую энергию элементов подвески. Чтобы погасить кинетическую энергию, преобразовав ее в потенциальную, используются амортизаторы и пружины. Вследствие этого снижается сила удара о кузов автомобиля, уменьшается его раскачивание, движение машины становится более мягким, улучшается ее курсовая устойчивость.

Разные модели автомобилей различаются конструкцией подвески. У одних она более жесткая, а у других наоборот – мягкая. У машин с жесткой подвеской более информативное и эффективное управление, но менее комфортно чувствует себя водитель и пассажиры. Мягкая подвеска отличается удобством, но у нее хуже управляемость. Чтобы найти оптимальный вариант, инженеры стараются подобрать конструкцию подвески таким образом, чтобы она была умеренно жесткой и в то же время комфортной для движения по дорогам с разным покрытием.

Для чего нужна диагностика подвески?

Регулярный осмотр и проверка технических характеристик ходовой части – это залог исправности автомобиля и его безопасность во время движения. Все элементы подвески, в процессе движения, находятся под существенными нагрузками. При агрессивном стиле вождения и некачественном дорожном покрытии эти нагрузки вырастают еще больше, что может стать причиной износа конструкционных элементов подвески даже самой надежной машины.

Периодическая профилактическая диагностика подвески способствует выявлению уязвимых мест и повреждений на начальной стадии. Это позволит своевременно заменить изношенные детали, исключив серьезную поломку автомобиля и его последующий дорогостоящий ремонт. Если регулярно выполнять диагностику подвески, Вы обеспечите себе безопасность на дороге и снизите финансовые затраты на ремонт своей машины.

Когда нужно делать диагностику подвески?

Специалисты рекомендуют делать эту процедуру через каждые 10…20 тыс. км пробега, но не реже одного раза в 6 месяцев. Лучше выполнять ее перед зимним периодом и с наступлением весны. Это поможет подготовить автомобиль к безопасной эксплуатации во время сложных зимних условий, а также устранить последствия воздействия на элементы подвески низких температур, песчано-солевых смесей и против гололедных реагентов. Также рекомендуется проводить диагностические процедуры перед длительным путешествием. Это снизит вероятность того, что неисправность застанет вас врасплох в пути. Кроме этого, диагностика ходовой части обязательна при покупке подержанного автомобиля.

Читайте также:  Автомобиль дэу нексия ремонт своими руками

Несмотря на возраст и пробег машины проверка и диагностика подвески должны быть регулярными и обязательными. При обнаружении любых посторонних шумов или нехарактерного поведения автомобиля во время движения, следует провести диагностику его ходовой.

Существует ряд признаков, по которым можно определить неисправность подвески и необходимость ее диагностики, обслуживания. К основным из них относятся посторонние шумы со стороны подвески, гул ее элементов, стуки при преодолении неровностей, люфт рулевого колеса, крен кузова машины в одну из сторон. На автомобиле с такими характерными признаками неисправностей опасно дальнейшее движение, поскольку машина несет опасность для других участников дорожного движения.

Этапы начальной диагностики

Диагностика подвески заключается в определении надежности всех ее конструкционных элементов. Этот процесс предусматривает выполнение следующих процедур:

визуальный осмотр конструкционных элементов на предмет наличия механических повреждений;

проверка амортизаторов на герметичность;

контроль целостности и упругости пружин;

проверка работоспособности и отсутствия повреждений элементов рулевого управления;

осмотр целостности пыльников ШРУСа, амортизатора, рулевых тяг;

контроль степени износа тормозных колодок и тормозных дисков.

Комплексная диагностика, кроме перечисленных процедур, предусматривает проверку автомобиля на специальных стендах и с применением специальных сканеров.

Как определить причину неисправности?

Выявить неисправность подвески можно самостоятельно, еще до начала проведения диагностических процедур. Во время движения автомобиля, особенно по неровному дорожному покрытию, а также при выполнении маневров (поворот, разворот) водитель может услышать нехарактерные постукивания, вибрации, гул и шумы. Еще одним признаком неисправности является увеличенный тормозной путь при исправной тормозной системе.

По перечисленным факторам можно ориентировочно определиться какой из узлов может их вызывать. Более точную информацию можно получить только вследствие диагностики на СТО.

Если пренебрегать своевременным посещением станций техобслуживания, можно оказаться в ситуации, когда дальнейшее движение на автомобиле будет попросту невозможным. В таком случае придется вызывать эвакуатор и транспортировать свою машину в ремонт. В отличие от диагностики подвески и ее мелкого ремонта, в этом случае ремонт уже будет стоить дорого, плюс дополнительно придется оплатить услуги эвакуатора.

Можно ли выполнить диагностику подвески без СТО?

Есть несколько важных факторов, указывающих на нецелесообразность проведения диагностики подвески вне СТО:

для этого нужен определенный опыт, который есть у профессиональных механиков;

потребуется подъемник, набор специальных инструментов, в некоторых случаях тестовые вибростенды;

по незнанию или неопытности можно не выявить мелкую неисправность, которая может стать причиной серьезной поломки или аварийной ситуации на дороге.

Диагностика ходовой части автомобиля не является дорогостоящей процедурой, поэтому не стоит экономить на ее выполнении.

Зачем нужны плановые проверки подвески, можно ли их пропускать?

Как было сказано выше, подвеска – это технически сложный узел автомобиля, который состоит из множества деталей. Все они, в процессе движения, пребывают под большими нагрузками. Основная их задача – это обеспечение безопасности и комфортности вождения, чем пренебрегать нельзя. Выполняя диагностику на СТО, на автомобиле будут проверены:

тормозные колодки и диски.

Это ключевые элементы подвески, которые постоянно подвергаются серьезным нагрузкам. От их состояния зависит безопасность водителя и других участников дорожного движения. Поэтому откладывать или пропускать своевременную диагностику подвески нельзя.

Источник

Оцените статью