Технологический процесс ремонта рулевого управления автомобиля камаз

Содержание
  1. Технологический процесс ремонта рулевого управления автомобиля камаз
  2. Технология ремонта рулевого управления КамАЗ-4320
  3. Диагностика рулевого управления автомобиля Камаз-4320. Предупреждение появления дефектов в машине и своевременное их устранение. Технология технического обслуживания. Обеспечение безопасности производственного оборудования и технологических процессов.
  4. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
  5. Оглавление
  6. 1.3 Технология технического обслуживания
  7. 2. Охрана труда и техника безопасности
  8. 1. Барун В.Н. Автомобили КАМАЗ: Техническое обслуживание и ремонт — М.: Транспорт, 2007. 2. Зеленин С.Ф. Учебник по устройству автомобиля. — М.: РусьАвтокнига, 2006. 3. Карагодин В.И. Ремонт автомобилей. — М.: Академия, 2004. — 496 с.
  9. 2. Зеленин С.Ф. Учебник по устройству автомобиля. — М.: РусьАвтокнига, 2006.
  10. 3. Карагодин В.И. Ремонт автомобилей. — М.: Академия, 2004. — 496 с.

Технологический процесс ремонта рулевого управления автомобиля камаз

РЕМОНТ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ — ЧАСТЬ 1

Приступая к ремонту рулевого механизма, насоса гидроусилителя руля и других сборочных единиц рулевого управления, имейте в виду, что восстановление деталей, исчерпавших свою работоспособность вследствие износа, в этих сборочных единицах недопустимо. Изготовление таких деталей с высокой точностью и чистотой рабочих поверхностей, а также их селективный подбор при сборке возможны только в условиях специализированного производства. Ремонт рулевых механизмов и насосов в условиях автотранспортных предприятий возможен только способом замены вышедших из строя агрегатов или деталей на исправные.

Проверяйте и регулируйте рулевой механизм на автомобиле при отсоединенной продольной рулевой тяге и неработающем двигателе.

Предварительно проверьте балансировку колес, давление воздуха в шинах, наличие смазки в рулевом управлении и ступицах колес, регулировку подшипников ступиц колес и рулевых тяг, работу амортизаторов, установку передних колес. Кроме того, про-верьте уровень масла в бачке насоса гидроусилителя, убедитесь в отсутствии воздуха в системе, осадка или грязи в бачке и на фильтре насоса, утечки масла в соединениях маслопроводов.

Усилие на рулевом колесе измеряйте пружинным динамометром, прикрепленным к ободу колеса в следующих его положениях:

1. Рулевое колесо повернуто более чем на два оборота от среднего положения. Усилие на рулевом колесе должно быть 5,9. 15,7 Н (0,6. 1,6 кгс). В этом случае зацепление и шарико-винтовая пара выведены в положение, близкое к крайнему, где трение в этих узлах практически исключено, а величина усилия определяется преимущественно моментом трения в упорных подшипниках, уплотнениях и втулках рулевого механизма.

Несоответствие усилия на ободе рулевого колеса указанной величине свидетельствует о неправильной (недостаточной или чрезмерной) затяжке упорных подшипников винта, либо означает, что повреждены детали узла шариковой гайки.

Недостаточная затяжка упорных подшипников приводит к нарушению курсовой устойчивости автомобиля (автомобиль плохо “держит дорогу”); чрезмерная, наряду с повреждением деталей узла шариковой гайки, — к заклиниванию рулевого механизма (явление “остаточного давления”).

2. Рулевое колесо повернуто на 3/4 оборота от среднего положения. Усилие не должно превышать 19,6. 22,6 Н (2 . 2,3 кгс). При этом положении добавляется трение в шарико-винтовой паре за счет предварительного натяга шариков. Отклонение величины усилия на ободе рулевого колеса от указанных значений вызывается повреждением деталей узла шарико-винтовой пары.

3. Рулевое колесо проходит среднее положение. Усилие на рулевом колесе должно быть на 3,9. 5,9 Н (0,4. 0,6 кгс) больше усилия, полученного при замере во втором положении, но не превышать 21,8 Н (2,2 кгс).

В этом случае проверяется регулировка зубчатого зацепления рулевого механизма. Если усилие меньше

указанной величины, зазор в зубчатом зацеплении больше допустимого, автомобиль при этом будет плохо “держать дорогу”. Если усилие больше — зацепление слишком “затянуто”, что может являться, наряду с другими факторами, причиной плохого самовозврата управляемых колес в среднее положение.

Если при измерении усилий в перечисленных выше положениях окажется, что они не соответствуют указанным величинам, отрегулируйте рулевой механизм. При необходимости, снимите механизм с автомобиля для выполнения работ по его частичной или полной разборке и дополнительной проверке.

Регулирование рулевого механизма начинайте с замера усилия в третьем положении. При этом с помощью регулировочного винта вала сошки доведите усилие до нормы. При вращении винта по часовой стрелке усилие будет увеличиваться, при вращении против часовой стрелки — уменьшаться.

Для регулирования усилия в первом положении следует произвести частичную разборку рулевого механизма, для того чтобы подтянуть или ослабить гайку крепления упорных подшипников. Для устранения причин несоответствия усилия во втором положении требуется полная разборка рулевого механизма. Полную разборку разрешается производить только на предприятии, ремонтирующем рулевые механизмы, или в специализированных мастерских. Порядок снятия, разборки и сборки рулевого механизма, а также его последующей проверки и установки на автомобиль изложен ниже.

При проверке давления в гидросистеме рулевого управления на автомобиль в напорной магистрали между насосом и рулевым механизмом установите приспособление (рис. 282), имеющее манометр 2 со шкалой до 9810 кПа (100 кгс/см2) и вентиль 1, прекращающий подачу масла к гидроусилителю.

Рис. 282. Схема проверки давления в гидросистеме рулевого управления: 1 — вентиль; 2 — манометр; 3 — магистраль высокого давления; 4 — насос; 5 — магистраль низкого давления; 6 — механизм рулевой

Читайте также:  Ремонт автомобилей техника сервис

При проверке давления откройте вентиль и поверните рулевое колесо до упора, приложив к рулевому колесу усилие не менее 98,1 Н (10 кгс). Давление масла при частоте вращения коленчатого вала 600 мин-1 должно быть не менее 7355 кПа (75 кгс/см2).

Если давление масла будет меньше 7355 кПа (75 кгс/см2), то медленно заверните вентиль, следя за повышением давления по манометру. При исправном насосе давление должно подниматься и быть не менее 8336 кПа (85 кгс/см2). В этом случае неисправность нужно искать в рулевом механизме (неправильная регулировка предохранительного клапана или чрезмерные внутренние утечки). Если давление не увеличивается, то неисправен насос. Если давление при закрытом вентиле больше давления, которое было при открытом вентиле, но ниже 7355 кПа (75 кгс/см2), то неисправными могут быть оба агрегата.

Для проверки правильности работы клапана управления гидроусилителем отсоедините продольную рулевую тягу, откройте вентиль и поверните рулевое колесо до упора с приложением усилия не менее 98,1 Н (10 кгс) при частоте вращения коленчатого вала 1000 мин-1.

При прекращении действия усилия на рулевое колесо давление должно понизиться до 294. 490 кПа (3. 5 кгс/см2). Такую проверку проведите в двух крайних положениях. Если давление не понизится, то это свидетельствует о заедании золотника или реактивных плунжеров клапана.

При проверке нельзя держать вентиль закрытым, а колеса повернутыми до упора более 15 с. Проверку проводите при температуре масла в бачке 65. 75°С. При необходимости масло можно нагреть, поворачивая колесо до упоров в обе стороны и удерживая их в крайних положениях не более 15 с.

Регулирование затяжки подшипников вала рулевой колонки проводите, если ощущается осевое перемещение вала, а момент вращения вала менее 29,4. 78,5 Нем (3. 8 кгссм) [что соответствует усилию 1,15. 3,08 Н (0,118. 0,314 кгс), приложенному на радиусе рулевого колеса 255 мм] при отсоединенном карданном вале.

Отрегулируйте затяжку подшипников вращением регулировочной гайки 8 (см. рис. 272), предварительно разогнув ус стопорной шайбы 7. При регулировании, подтягивая гайку, поворачивайте вал 1 за рулевое колесо в обе стороны, чтобы не перезатянуть гайку.

Недопустима затяжка гайки с последующим отворачиванием ее для получения указанного момента вращения вала рулевой колонки, так как при этом могут быть повреждены штампованные из листовой стали кольца подшипников вала рулевой колонки. После окончания регулирования один из усиков стопорной шайбы вновь загните в паз гайки. Если по каким-либо причинам колонка рулевого управления разбиралась, то при сборке в подшипники вала заложите свежую смазку.

При сборке карданного вала следите за тем чтобы оси отверстий в вилках для крепежных клиньев находились в параллельных плоскостях и были расположены так, как это показано на рис. 273. Карданный вал устанавливайте на автомобиль таким образом, чтобы вилка со шлицевой втулкой была обращена вверх. При этом заложенная в полость втулки смазка обеспечивает лучшее смазывание шлицев.

Источник

Технология ремонта рулевого управления КамАЗ-4320

Диагностика рулевого управления автомобиля Камаз-4320. Предупреждение появления дефектов в машине и своевременное их устранение. Технология технического обслуживания. Обеспечение безопасности производственного оборудования и технологических процессов.

Рубрика Транспорт
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 11.12.2013
Размер файла 14,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа

«Надымское профессиональное училище»

Тема работы: Технология ремонта рулевого управления КамАЗ-4320

Оглавление

1. Расчетно-пояснительная часть

1.1 Диагностика рулевого управления автомобиля Камаз-43202

1.2 Основные неисправности рулевого управления

1.3 Технология технического обслуживания

2. Охрана труда и техника безопасности

Список используемой литературы

Эффективность использования автотранспортных средств зависит от совершенства организации перевозочного процесса и свойств автомобилей сохранять в определенных пределах значений параметров, характеризующих их способность выполнять требуемые функции. В процессе эксплуатации автомобиля его надёжность и другие свойства снижаются вследствие изнашивания деталей, а также коррозии и усталости материала, из которого они изготовлены. В автомобиле проявляются различные неисправности, которые снижают эффективность его использования. Для предупреждения появления дефектов и своевременного их устранения автомобиль подвергают техническому обслуживанию (ТО) и ремонту.

Техническое обслуживание — комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности автомобиля по назначению, при стоянке, хранении или транспортировании. ТО является профилактическим мероприятием и проводится принудительно в плановом порядке через строго определенные периоды использования автомобиля.

Выполнению работ по ТО предшествует оценка его технического состояния (диагностирование). Диагностирование при ТО проводят для определения его необходимости и прогнозирования момента возникновения неисправного состояния путем сопоставления фактических значений параметров, измеренных при контроле, с предельными значениями параметров.

1. Расчётно-пояснительная часть

1.1 Диагностика рулевого управления Камаз-4320

Рулевое управление является одним из основных элементов автомобиля, влияющих на управляемость и безопасность движения. Поэтому к его состоянию предъявляются повышенные требования. Кроме того, требования к рулевому управлению содержатся в технологической документации на ремонт и техническое обслуживание автомобилей, в том числе в инструкциях по эксплуатации конкретных моделей. В нашем случае автомобиль Камаз-5320. Наиболее важные требования к этой системе автомобиля рассмотрены ниже.

Проверка и регулировка рулевого управления автомобиля Камаз-4320

Диагностика рулевого управления автомобиля Камаз-4320 в целом оценивается величиной свободного хода рулевого колеса.

Для его проверки необходимо установить снаряженный автомобиль на горизонтальной площадке при положении управляемых колес для прямолинейного движения. Давление в шинах передних колес должно составлять 730 кПа (7,3 кгс/см 2 ). Гидравлическая система рулевого управления должна быть заправлена и прокачена.

Свободный ход рулевого колеса на режимах работы двигателя в интервале 600 — 1200 об/мин. Не должен превышать 25 (для новых автомобилей 15).

При повышении указанных значений необходимо проверить крепления рулевого колеса, колонки, карданной передачи рулевого механизма; состояние шарниров, крепление сошки, регулировку и крепление управляемых колес.

При осевом смещении рулевого колеса следует подтянуть гайку с моментом затяжки 30-50 Н.м (3-8 кгс.м). Момент вращения вала при отсоединенной карданной передаче должен быть в пределах 60 — 80 Н.м (6 — 8 кгс.м). Чрезмерная затяжка гайки с последующим её отпусканием недопустима, так как при этом возможны повреждения уплотнений и подшипников.

Проведение крепежных операций допустимо с соблюдением следующих условий: момент затяжки гайки крепления рулевого колеса должен находиться в пределах 60 — 80 Н.м (6 — 8 кгс.м), гаек крепления клиньев карданной передачи 14 — 17 Н.м (1,4 — 1,7 кгс.м), болтов крепления сошки 180 — 320 Н.м (18 — 32 кгс.м), гаек крепления колес 250 — 300 Н.м (25 — 30 кгс.м).

Кроме того следует проверить установку управляемых колес. Наличие смазки в деталях и узлах рулевого правления и ступицах колес.

Проверка и регулировка рулевого механизма проводиться при отсоединенной продольной рулевой тяге и неработающем усилителе.

Усилие на ободе рулевого колеса измеряется диаметром в различных его положениях. При повороте рулевого колеса более чем на 2 оборота от среднего положения усилие должно быть в пределах 6 — 16 Н (0,6 — 1,6 кгс). При повороте рулевого колеса на 0,75 — 1 оборот от среднего положения величина усилия не должна превышать 23 Н (2,3 кгс). С переходом рулевого колеса через среднее положение усилие на ободе должно быть на 4 — 6 Н (0,4 — 0,6 кгс) больше, чем во втором положении, но не превышать 28 Н (2,8 кгс). Регулировка этих параметров производиться смещением регулировочного винта должно быть в пределах 0,02 — 0,08 мм.

Несоответствие усилий на ободе рулевого колеса в первом положении свидетельствует о необходимости регулировки упорных подшипников золотника. Регулировка подшипников производиться подтягиванием гайки при снятой передней крышке.

Изменение усилий на ободе рулевого колеса во второй позиции может быть вызвано повреждением шариковой гайки или износом её деталей.

1.2 Основные неисправности рулевого управления

В данной части работы рассмотрим типовые неисправности, связанные с рулевым управлением автомобиля КАМАЗ 4320.

Неустойчивое движение автомобиля на дороге (требуется регулярная дополнительная работа заданного направления движения) которое сказывается в следующем:

— повышенный свободный ход рулевого колеса (отрегулируйте свободный ход рулевого колеса);

— износ деталей винтовой пары рулевого механизма (замена комплекта шариковинтовой пары);

— ослабление затяжки гайки упорных подшипников винта рулевого механизма (отрегулировать затяжку гайки)

— заедание золотника или реактивных плунжеров в корпусе клапана управления гидроусилителем (устранить заедание промыть детали);

— повреждение внутренних уплотнений рулевого механизма (замена неисправных деталей уплотнения).

Недостаточная или неравномерная работа гидроусилителя:

— недостаточный уровень масла в бачке насоса (доведите уровень масла в бачке насоса до нормального);

— наличие в системе воздуха (пена в бачке, мутное масло) или воды (удалите воздух, если воздух удалить не удается, проверьте затяжку всех соединений, снимите и промойте фильтр, проверьте целостность фильтрующих элементов и прокладок под коллектором, а также бачка насоса);

— непараллельность или взаимный перекос фланцев под установку бачка насоса (убедитесь в плоскостности опорной поверхности коллектора и правильном взаимном расположении привалочных фланцев крышки и корпуса насоса, проверьте затяжку четырех болтов крепления коллектора и, если все указанное выше исправно, смените масло);

— чрезмерный натяг в зубчатом зацеплении рулевого механизма (отрегулировать рулевой механизм с помощью регулировочного винта);

— насос не развивает необходимой производительности вследствии засорения фильтра или износа деталей;

— периодическое зависание перепускного клапана в связи с загрязнением;

— негерметичность обратного клапана;

— ослабление затяжки гайки упорных подшипников винта рулевого механизма;

— нарушение регулировки пружины предохранительного клапана рулевого механизма или негерметичность клапана вследствии загрязнения или наличия забоин.

Полное отсутствие усиления при различных частотах вращения коленчатого вала двигателя:

— отворачивание седла предохранительного клапана;

— зависание перепускного клапана насоса;

— поломка пружины предохранительного клапана рулевого механизма.

Усилие на рулевом колесе неодинаково при поворотах направо и налево:

— повреждение внутренних уплотнений винта и поршня рулевого механизма.

Рулевой механизм заклинивает при поворотах:

— заедание золотника или реактивных плужеров в корпусе клапана управления гидроусилителем;

— износ деталей соединения регулировочного винта с валом сошки или зубчатого зацепления рулевого механизма.

Стук в рулевом механизме или в карданном вале рулевой колонки:

— повышенный зазор в зубчатом зацеплении рулевого механизма;

— слабая затяжка гаек болтов клеммового соединения сошки рулевого управления;

— слабая затяжка гаек клиньев крепления вилок карданного вала или износ шлицевого соединения.

Повышенный шум при работе насоса:

— недостаточный уровень масла в бачке насоса;

— засорение или повреждение фильтра насоса;

— наличие воздуха в гидросистеме;

— погнутость коллектора или разрушение его прокладки.

Поломка передней крышки рулевого механизма:

— в гидросистему рулевого управления залито масло, не рекомендованное таблицей периодической смазки.

Постоянное падение уровня масла в бачке насоса:

— утечка масла в двигатель вследствие повреждения манжеты валика насоса.

Причинами ухудшения самовозврата колес в нейтральное положение (водитель вынужден все время принудительно возвращать руль в среднее положение) могут быть: недостаток смазки и большое трение в шарнирах поворотных кулаков; падение давления в шинах.

Причинами увеличения усилия на рулевом колесе могут быть: недостаточное давление в шинах»; недостаток смазки в шкворневых узлах поворотных кулаков (особенно в упорных подшипниках); то же в ступицах колес и в шарнирах рулевых тяг; перетяжка подшипников ступиц передних колес; то же подшипников рулевой колонки.

1.3 Технология технического обслуживания

При ежедневном ТО проверяется состояние привода рулевого управления (без применения специального инструмента).

При ТО-1: производится проверка уровня масла в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления, при необходимости долевается масло до нормы; смазываются шарниры рулевых тяг через пресс-масленки до появления свежей смазки в зазорах.

Уровень масла в бачке насоса проверяйте указателем, вмонтированным в пробку заливной горловины бачка. Передние колеса при этом установите прямо. Перед снятием пробки тщательно вытрите ее и заливную горловину бачка. Уровень масла должен быть между метками на указателе. При необходимости долейте масло до нормы при работающем двигателе на минимальной частоте вращения коленчатого вала. Масло заливайте только через воронку с двойной сеткой и заливной фильтр, установленный в горловине бачка. Категорически запрещается заливать масло, сняв крышку бачка насоса.

При ТО-2 проверяются зазоры в шарнирах рулевых тяг и карданного вала, проверяются при необходимости и восстанавливается свободный ход рулевого колеса, снимается и промывается фильтр насоса.

Свободный ход рулевого колеса проверяется на снаряженном автомобиле (без груза) при работающем двигателе с частотой вращения коленчатого вала двигателя 600— 1200 об/мин. Давление в шинах колес должно быть нормальным, передние колеса установлены прямо.

Свободный ход рулевого колеса на новом автомобиле не должен превышать 15°.

Для замера свободного хода используют приборы К-402 или К-187, при этом поворачивают рулевое колесо вправо и влево до начала поворота левого переднего колеса. Угол отсчитывают на угловой шкале прибора от условного нуля, который устанавливается посередине диапазона свободного качания рулевого колеса. Если свободный ход рулевого колеса больше допустимого, проверьте наличие воздуха в гидросистеме усилителя рулевого управления, состояние шарниров рулевых тяг, крепление и регулировку рулевого механизма, зазоры в шарнирах карданного вала рулевого управления, затяжку клиньев крепления карданного вала, регулировку подшипников ступиц управляемых колес.

При нарушении затяжки или регулировок их следует восстановить. В случае невозможности устранить зазоры в шарнирах или шлицах карданного вала рулевого управления вал нужно заменить или отремонтировать.

Промывают заливной фильтр и фильтрующий элемент. В случае значительного засорения фильтрующих элементов смолистыми отложениями дополнительно промывают их растворителем марки.

2. Охрана труда и техника безопасности

автомобиль камаз диагностика машина

Для обеспечения безопасности труда необходимо обеспечить безопасность производственного оборудования и технологических процессов. Для этого имеющийся инструмент, технологическое оборудование должны соответствовать требованиям стандартов системы безопасности труда (ССБТ), норм и правил по охране труда и санитарным нормам. С целью обеспечения электробезопасности все технологическое оборудование с электроприводом должно быть надежно заземлено. Сопротивление заземления должно быть не более 4 Ом. Проверка сопротивления заземления и изоляции производится с периодичностью один раз в год.

Все рабочие места должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями, оборудованием, инструментом, приспособлениями, материалами. Детали и узлы, снимаемые с двигателя при ремонте, должны аккуратно укладываться на специальные стеллажи или на пол.

Ручной инструмент должен быть в исправном состоянии, чистым и сухим. Его выбраковка, как и выбраковка приспособлений, должна производиться не реже одного раза в месяц. Инструмент должен быть надежно насажен на рукоятку и расклинен завершенными клиньями из мягкой стали. Ось рукоятки должна быть перпендикулярна продольной оси инструмента. Длину рукоятки выбирают в зависимости от массы инструмента: для молотка 300 — 400 мм; для кувалды 450 — 500 мм. Рукоятки ножовок, напильников, отверток, шаберов должны быть стянуты бандажными кольцами.

Список использованной литературы.

1. Барун В.Н. Автомобили КАМАЗ: Техническое обслуживание и ремонт — М.: Транспорт, 2007.

2. Зеленин С.Ф. Учебник по устройству автомобиля. — М.: РусьАвтокнига, 2006.


3. Карагодин В.И. Ремонт автомобилей. — М.: Академия, 2004. — 496 с.

4. Краснов С.П. Техническое обслуживание автомобиля КАМАЗ — М.: РусьАвтокнига, 2008, — 176 с.

Источник

Оцените статью