Технологический процесс ремонта рулевого управления маз

5.1.1. Рулевое управление. Техническое обслуживание и регулировка

Техническое обслуживание рулевого механизма заключается в периодической проверке и подтяжке креплений, смазке и проверке герметичности всех уплотнений.
Инвентарь для заправки масла должен быть совершенно чист, а место для заливки масла на картере тщательно очищено от грязи. При смене масла в гидросистеме, которая производится 2 раза в год (при сезонном обслуживании), следует поднять переднюю ось автомобиля.
Для слива масла из системы необходимо:
· отвернуть заливную пробку 1 (см.рис.86) и сливную пробку 12, слить масло из бачка и промыть фильтр и бачок керосином;
· слить масло из картера рулевого механизма, для чего отвернуть пробку 16 (см. рис.79);
· отсоединить от распределителя трубопроводы гидроцилиндра и опустить
их в ёмкость и, медленно поворачивая рулевое колесо вправо и влево до упора, слить масло из гидроцилиндра.
При смене масла следует обращать внимание на степень загрязнённости сливаемого масла и при необходимости промыть картер свежим маслом.
При заливке свежего масла нужно полностью удалить воздух из системы. Для этого необходимо:
· залить масло в бачок и после непродолжительного времени запустить двигатель, дав ему поработать с малой частотой вращения;
· долить масло в бачок и медленно повернуть рулевое колесо 2 раза до
упора вправо и влево, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из масла в бачке. Произвести доливку масла до необходимого уровня.
Регулировка натяжения ремней привода насоса осуществляется винтом 9 (см.рис.83). При правильном натяжении прогиб в средней части ремня под усилием 4кгс должен быть в пределах 10-15мм. После регулировки винт 9 нужно законтрить контргайкой 8.
Для диагностирования работы гидросистемы рулевого управления нужно помнить следующее:
· при прохождении нейтрального положения золотником (поворот рулевого колеса влево-вправо от среднего положения) и температуре рабочей жидкости 50±5°С давление в напорной магистрали не должно превышать 3кгс/см²;
· при частоте вращения коленчатого вала 1500об/мин и крайнем (левом или правом) положении управляемых колес максимальное давление в напорной магистрали не должно превышать 110 кгс/см².
Регулировка рулевого механизма включает регулировку подшипников винта и зацепления зубчатого сектора и гайки-рейки. Регулировку механизма необходимо начинать с подшипников винта в такой последовательности:
· снять рулевой механизм (см.раздел « 5.5. Рулевое управление. Ремонт. Рулевой механизм»);
· слить рабочую жидкость из рулевого механизма, отвернув сливную пробку;
· закрепить рулевой механизм в тисках за проушины корпуса в горизонтальном положении вверх сектором;
· поворотом входного вала 7 (см.рис.79) установить гайку-рейку 4 и сектор 8 в одно из крайних положений (левое или правое);
· определить момент, необходимый для проворачивания входного вала 7 по направлению из крайнего положения в среднее (примерно на угол 30°). Если момент меньше 0,1кгс.м, необходимо отрегулировать натяг в подшипниках 1, уменьшив количество прокладок 9.
После регулировки момент, необходимый для проворачивания входного вала 7, должен находиться в пределах 0,1-1,6 кгс.м. Для проверки наличия люфта в зубчатом зацеплении нужно вращением входного вала 7 установить гайку-рейку и зубчатый сектор в среднее положение (полное число оборотов входного вала делится пополам), установить сошку на вал сектора 8. Покачиванием сошки в обе стороны определить наличие люфта (при наличии люфта слышен стук зубчатом зацеплении и, кроме того, вал сектора поворачивается, а входной вал 7 неподвижен).
Для регулировки зубчатого зацепления необходимо снять крышки 19 и 15 и повернуть эксцентричные втулки 12 по часовой стрелке на один и тот же угол (если смотреть со стороны вала сектора) настолько, чтобы исключить зазор в зубчатом зацеплении. Установку крышек 15 и 19 производить таким образом, чтобы штифты 14 вошли в отверстия во втулках 12, расположенных в одной диаметральной плоскости с резьбовыми отверстиями в корпусе 3 под крепление крышек. При незначительном несовпадении отверстий 11 с резьбовыми отверстиями корпуса 3 втулки 12 нужно повернуть в ту или другую сторону до совпадения вышеуказанных отверстий, обратив при этом внимание на отсутствие зазора в зубчатом зацеплении. Штифты 14 должны располагаться друг против друга по одной линии. Крышки 15 и 19 после регулировки могут быть повернуты на 90, 180 и 270° относительно положения до регулировки.
После регулировки и установки крышек 15 и 19 момент, необходимый для
проворачивания входного вала 7, в среднем положении должен быть в пределах 0,27-0,42 кгс.м.
Возможные неисправности рулевого управления в целом и отдельных его
узлов, способы их устранения приведены в табл. 11.

Читайте также:  Ремонт утепление межпанельных швов

Источник

Технологический процесс ремонта рулевого управления маз

МАЗ-152. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

При проведении ТО-1 проверить свободный ход рулевого колеса, состояние и герметичность гидравлической системы рулевого управления, крепление рычагов поворотных кулаков, крепление шаровых пальцев рулевого привода и составных частей рулевого управления, произвести смазку в соответствии с химмотологической картой.

При проведении ТО-2 проверить усилие поворота рулевого колеса при работающем двигателе, проверить состояние и отрегулировать подшипники опоры маятникового рычага.

Свободный ход рулевого колеса не должен превышать 15 градусов, в процессе эксплуатации допускается увеличение свободного хода рулевого колеса до величины, указанной в Правилах дорожного движения, но не более 20 градусов. Изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне угла его поворота. Следы подтекания рабочей жидкости из гидросистемы усилителя не допускаются. Перечень некоторых неисправностей рулевого управления и способов их устранения приведен в таблице 4.7.1.

Таблица 4.7.1 Возможные неисправности рулевого управления и способы их устранения

Неисправность

Способ устранения

Повышенное усилие на руле вом колесе

Попадание воздуха в гидросистему

Устранить негерметичность гидросистемы, удалить воздух и долить масло до верхней метки на щупе

Износ или повреждение уплотне ния поршня силового цилиндра

Заменить уплотнение поршня силового цилин дра

Нарушена работоспособность клапана расхода и давления (попадание посторонних частиц под шарик или между корпусом и плунжером клапана)

Извлечь плунжер из корпуса клапана расхода и давления, разобрать, промыть, продуть сжа тым воздухом. Плунжер должен перемещаться в корпусе без заеданий

Недостаточная производитель ность масляного насоса изза износа деталей

Заменить масляный насос

Неудовлетвори тельная управ ляемость при прямолиней ном движении

Нарушены углы установки управ ляемых колес

Проверить и отрегулировать углы установки управляемых колес

Повышенный люфт в шарнирах рулевого привода

Отрегулировать зазоры в шарнирах, при необ ходимости заменить детали шарниров

Ослабление крепления составных частей привода рулевого управ ления

Затянуть все болты и гайки крепления предпи санным моментом затяжки

Дисбаланс управляемых колес или тормозных барабанов

Произвести балансировку или заменить колеса и тормозные барабаны

МАЗ-152. УХОД ЗА РУЛЕВЫМ МЕХАНИЗМОМ И ЕГО РЕГУЛИРОВКА

Уход за рулевым механизмом заключается в периодической проверке и подтяжке резьбовых соединений, проверке герметичности всех уплотнений.

Регулировка рулевого механизма включает в себя регулировку подшипников винта и регулировку зацепления зубчатого сектора и гайки-рейки. Регулировка осуществляется в следующей последовательности:

— слить рабочую жидкость из гидросистемы;

— снять рулевой механизм;

— слить окончательно рабочую жидкость из картера рулевого механизма, отвернув сливную пробку 12 (рис. 4.7.2);

— закрепить рулевой механизм в тисках за проушины корпуса в горизонтальном положении вверх сектором;

— поворотом входного вала установить гайку-рейку и сектор в одно из крайних положений (левое или правое);

— определить момент, необходимый для проворачивания входного вала по направлению из крайнего положения в среднее (примерно на угол 30°). Если момент меньше 0,9 Н-м, то необходимо отрегулировать натяг в подшипниках 3, уменьшив количество регулировочных прокладок 2.

После регулировки момент, необходимый для проворачивания входного вала, должен находиться в пределах 0,9. 1,5 Н-м (0,10.0,15 кгс-м). Для проверки наличия люфта в зубчатом зацеплении сектор — гайка-рейка необходимо вращением входного вала установить гайку-рейку и сектор в среднее положение (полное число оборотов входного вала делится пополам) и установить сошку на вал зубчатого сектора 14. Покачиванием сошки в обе стороны определить наличие люфта (при наличии люфта слышен стук в зубчатом зацеплении и, кроме того, вал зубчатого сектора поворачивается, а входной вал рулевого механизма остается неподвижным). Наличие люфта можно также проверить поворотом входного вала рулевого механизма влево и вправо до начала закрутки торсиона, застопорив при этом вал сектора.

Для регулировки зубчатого зацепления необходимо снять крышки и клапан ограничения давления и повернуть эксцентричные втулки 10 по часовой стрелке на один и тот же угол (если смотреть со стороны вала-сектора) так, чтобы исключить зазор в зубчатом зацеплении. Установку крышек и корпуса клапана разгрузки производить таким образом, чтобы штифты вошли в отверстия во втулках, расположенных в одной диаметральной плоскости с резьбовыми отверстиями в корпусе под крепление крышек. При незначительном несовпадении отверстий с резьбовыми отверстиями корпуса поверните втулки в ту или иную сторону до совпадения ближайших отверстий, обратив при этом внимание на отсутствие зазора в зубчатом зацеплении. Штифты должны располагаться друг против друга на одной линии.

После регулировки крышку можно повернуть на 90°, 180° и 270° относительно первоначального положения, а корпус клапана установить в то же положение, какое было до регулировки.

После установки крышки и клапана момент, необходимый для проворачивания входного вала в среднем положении, должен быть в пределах 2,7. 4,1 Н-м (0,27.0,41 кгс-м).

После регулировки рулевой механизм установить на автобус, и, подсоединив к элементам рулевого управления, проверить его работоспособность.

При правильной регулировке (при отрегулированных шарнирных соединениях рулевых тяг, подшипников ступиц передних колес и шкворневых соединений поворотных кулаков, при отсутствии воздуха в гидросистеме усилителя) усилие на ободе рулевого колеса при повороте управляемых колес на месте на площадке с асфальтовым покрытием должно быть при работающем двигателе не более 147 Н (15 кгс), а люфт рулевого колеса — не более 15°. В процессе эксплуатации автобуса допускается увеличение люфта до величины, указанной в «Правилах дорожного движения».

УХОД ЗА МАЯТНИКОВЫМ РЫЧАГОМ И ЕГО РЕГУЛИРОВКА

При проведении ТО-1 смазать маятниковый рычаг смазкой Литол-24 через масленку до выхода свежей смазки из контрольного клапана.

При проведении ТО-2 проверить люфт подшипников маятникового рычага. При люфтах, превышающих 0,15 мм, необходима проверка состояния и регулировка подшипников 3 (рис. 4.7.3).

Для проведения регулировки подшипников снять маятниковый рычаг с опорой с автобуса, закрепить его в тисках и проверить осевой и радиальный люфт выходного вала 2, а также легкость его вращения. Для проведения регулировки необходимо снять крышку 6, вывернуть на несколько оборотов стопорный винт 5 и отвернуть на 1.2 оборота регулировочную гайку 4. После этого затянуть гайку 4 моментом силы 186.235 Н-м (19.24 кгс-м) до тугого вращения вала, после чего отвернуть гайку 4 на 60°.. .90° и проверить легкость вращения вала в подшипниках, вал должен вращаться без ощутимого осевого люфта (при затягивании гайки следует проворачивать корпус 1 для правильной установки роликов). При необходимости повторить регулировку. После окончания регулировки застопорить регулировочную гайку 4, завернув винт 5. Если регулировкой не удается отрегулировать подшипники, то их следует заменить. При замене подшипников необходимо очистить корпус от старой смазки, и при сборке заполнить полость между подшипниками и обильно смазать подшипники смазкой Литол-24.

УХОД ЗА РУЛЕВЫМИ ТЯГАМИ

При ТО-1 проверить люфт в шарнирах рулевых тяг. Повышенный люфт устранить заворачиванием пробки 8 (рис. 4.7.4). Пробку сначала завернуть до упора, затем отвернуть на 1/12.1/8 оборота. После регулировки пробка должна быть застопорена кернением крышки 5 в углубление корпуса наконечника. Если заворачиванием пробки люфт устранить не удается, то следует заменить сухари и шаровой палец. При сборке смазать палец смазкой Литол-24 и заполнить смазкой все полости наконечника. Снаружи устанавливается сухарь 9, который имеет меньшую высоту, чем внутренний сухарь 10.

Регулярная смазка шарниров значительно увеличивает срок их службы.

Гайки крепления пальцев должны быть затянуты моментом 157. 196 Н-м и застопорены шплинтом. Гайки болтов клемм наконечников рулевых тяг должны быть затянуты моментом 54. 69 Н-м.

УХОД ЗА УГЛОВЫМ РЕДУКТОРОМ

При проведении обслуживания проверить уровень масла, при необходимости долить. При увеличенном люфте рулевого колеса проверить люфт в зацеплении конических шестерен углового редуктора, при необходимости отрегулировать.

Натяг подшипников 3 (рис. 4.7.6) регулируется набором регулировочных прокладок 7 и 25. Момент проворачивания ведомого вала 23 (при снятом ведущем вале 16)

должен быть не более 0,61 Н-м, при этом осевой люфт вала при усилии 150. 200 Н не должен превышать 0,05 мм.

Предварительный натяг конических подшипников 11 ведущего вала 16 регулируется гайкой 18 (затянуть гайку до отказа и отвернуть до начала проворачивания вала в стакане). Момент проворачивания ведущего вала 16 в стакане 20 должен быть не более 0,61 Н-м, при этом осевой люфт вала при усилии 150. 200 Н не должен превышать 0,05 мм.

Боковой зазор в зубчатом зацеплении должен быть 0,01. 0,16 мм. Зазор и пятно контакта регулировать перемещением шестерен. Перемещение ведомой шестерни 8 осуществляется перестановкой регулировочных прокладок 7 или 25 из-под одной крышки под другую. Перемещение ведущей шестерни 22 осуществляется изменением толщины пакета регулировочных прокладок 21. После регулировки момент вращения ведущего вала должен быть не более 3 Н-м, вал должен проворачиваться плавно без заеданий.

УХОД ЗА КАРДАННЫМИ ВАЛАМИ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

При проведении ТО-2 смазать крестовины и шлицы карданных валов через масленки до появления свежей смазки из-под уплотнений. Проверить отсутствие люфтов в шарнирах карданных валов и крепление вилок карданных валов.

УХОД ЗА МАСЛЯНЫМ БАКОМ ГИДРОУСИЛИТЕЛЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

При каждой замене масла (при проведении ремонта) необходимо промыть фильтрующий элемент 10 (рис. 4.7.8). Перед снятием крышки масляного бака необходимо тщательно очистить сам бак и рядом расположенные детали с целью исключения попадания загрязнений в масло.

Для снятия фильтрующего элемента необходимо отвернуть гайку 3 и снять крышку 5 с уплотнительным кольцом 1, вывернуть стержень 7 и вынуть его из корпуса в сборе с фильтром. Сжать пружину 11, вынуть стопор 6 и снять фильтр с предохранительным клапаном 8. Фильтр следует промывать в керосине или дизельном топливе с последующей продувкой сжатым воздухом изнутри и снаружи фильтра. При сильном загрязнении фильтр заменить.

Установка фильтра производится в обратной последовательности, при установке следует обратить внимание на целостность уплотнителя 1.

При попадании в систему инородных частиц и жидкостей рабочая жидкость подлежит обязательной внеплановой замене с промывкой фильтра 10.

ВНИМАНИЕ! В масляном баке может устанавливаться бумажный фильтрующий элемент 10. В таком случае необходимо проводить его замену с периодичностью указанной в химмотологической карте.

Проверка уровня рабочей жидкости и доливка ее по мере необходимости производится при заглушенном двигателе и положении колес, соответствующем прямолинейному движению. Уровень жидкости должен быть между нижней и верхней метками щупа.

ЗАМЕНА МАСЛА В СИСТЕМЕ ГИДРОУСИЛИТЕЛЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

В качестве рабочей жидкости должно использоваться гидравлической масло по спецификации ZF TE-ML 09 с характеристиками соответствующими температурным условиям эксплуатации автобуса.

Замену масла необходимо проводить с периодичностью указанной в химмотологической карте, рекомендуется заменять масло также после ремонта или

замены рулевого механизма, силового цилиндра или насоса. При этом должен быть промыт или заменен фильтр масляного бака и очищены трубопроводы.

Слив масла проводить в следующей последовательности:

— вывесить колеса передней оси или установить колеса на поворотные круги;

— вывернуть заливную пробку 2 (рис. 4.7.8) и сливную пробку 9 масляного бака, слить масло из масляного бака;

— отсоединить от распределителя рулевого механизма шланги, идущие к силовому цилиндру, опустить их в емкость, и медленно поворачивая рулевое колесо вправо — влево до упора, слить масло из силового цилиндра;

— снять и промыть фильтрующий элемент 10, продуть сжатым воздухом, при необходимости заменить. При наличии осадка на дне масляного бака его необходимо удалить.

Внимание! При заправке гидросистемы исключить попадание посторонних частиц в гидросистему.

Заправку масла производить в следующей последовательности:

— присоединить шланги к рулевому механизму, завернуть сливную пробку масляного бака;

— залить масло в бак (при заправке пустой гидросистемы целесообразно снимать крышку масляного бака);

— запустить двигатель и для заполнения гидросистемы маслом дать ему поработать на малых оборотах холостого хода. При этом процессе уровень масла в баке быстро падает, поэтому для предотвращения всасывания воздуха необходимо постоянно доливать масло. Проводить заправку рекомендуется вдвоем: один человек запускает двигатель, другой — доливает масло.

При заливке нового масла необходимо полностью удалить воздух из системы. Для этого, после заливки масла в бак, медленно поворачивать рулевое колесо до упора вправо — влево, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из масла в масляном баке. В конечных положениях не следует прикладывать усилие больше, чем необходимо для поворота рулевого колеса. После удаления воздуха долить масло до уровня между нижней и верхней метками щупа.

РЕГУЛИРОВКА РУЛЕВОЙ КОЛОНКИ

Угол наклона колонки регулируется в следующей последовательности. При перемещении рукоятки 7 (рис. 4.7.9) вниз, эксцентрик 6 поворачивается по часовой стрелке до выхода из зацепления треугольных шлицев рейки 18 и оси 2, после чего перемещением рулевого колеса от себя или на себя установить необходимый уровень наклона колонки. Усилие перемещения рулевой колонки должно быть в пределах 40.60 Н (4.6 кгс). При необходимости усилие перемещения рулевой колонки можно отрегулировать затягиванием гайки 14, после регулировки гайка должна быть застопорена шплинтом.

Когда необходимый угол наклона колонки установлен, отпустить рукоятку 7, при этом ось 4 с эксцентриком 6 под действием спиральной пружины 3 поворачиваются, прижимая рейку 18 к оси 2. Треугольные шлицы рейки 18 и оси 2 входят в зацепление, фиксируя положение колонки.

Источник

Оцените статью