Ремонт кузовов пассажирских вагонов
Главным фактором, определяющим техническое состояние и долговечность цельнометаллического пассажирского вагона (ЦМВ), является состояние элементов кузова каркаса и металлической обшивки пола, стен и крыши с точки зрения их коррозионной стойкости.
Вагон эксплуатируется в течение продолжительного времени в резко изменяющихся условиях. Во время пробега и на стоянках кузов вагона подвергается влиянию различных температур, соприкасается с воздухом разной влажности и других факторов, что приводит к повышенной коррозии обшивки и каркаса кузова.
При КР-2 у пассажирских вагонов разбирают до металлической поверхности пол, а боковые стены-до верхнего уровня оконных проемов. В тамбурах, туалетах, котельных помещениях, служебных отделениях и малых коридорах всех типов вагонов пол и стены вскрывают до уровня верхней обвязки. В кухнях и раздаточных отделениях вагонов-ресторанов, кроме того, разбирают крышу над кухней и раздаточным отделением. При КВР из вагона удаляют все внутреннее оборудование, обшивку стен, деревянную обрешетку, изоляцию. После разборки наружные и внутренние поверхности кузова очищают от загрязнений, коррозии, старого лакокрасочного покрытия и осматривают обстукиванием мест, наиболее поврежденных коррозии. Особое внимание обращают на состояние сварных швов, оконных проемов, подоконных панелей и пола.
При КР-2 все деревянные детали обрешетки и настила пола при наличии гнили и механических повреждений заменяют. Деревянные детали, расположенные ниже подоконных слоев поясов, пропитывают для защиты от гнили антисептическими пастами, а выше подоконных поясов —антипиренами, обладающими огнезащитными свойствами. На внутренние поверхности вскрытых мест кузова после высыхания защитных покрытий укладывают новую изоляцию. При КР-2 деревянный настил пола в вагонах заменяют новым, изготовленным из фанерных плит толщиной 20 мм, потом покрывают новым поливинилхлоридным линолеумом, изготовленным из трудногорючих материалов.
При капитально –восстановительном ремонте для изготовления и ремонта обрешетки, обшивки стен, потолка, настила пола, изоляции применяют новые материалы, соответствующие требованиям пожарной безопасности. Обшивка мягкой и полумягкой мебели заеменяют новой из негорючей винилискожи ВО-Т-Н или нитроискожи. Все двери и окна при КР-2 и КВР должны быть сняты. Двери осматривают, ремонтируют или заменяют на новые. Подоконные поддоны, уплотнительная резина окон, опускные светозащитные шторы при КВР и КР-2 должны быть поставлены новыми. Дренажные отверстия прочищают. Оконные стекла должны быть изготовлены из закаленного стекла толщиной 5-6 мм. С
Повреждения наружных поверхностей стен, пола и крыши в процессе эксплуатации происходят сравнительно редко и главным образом из-за случайных ударов при маневровых работах, из-за царапин и разрушения антикоррозионного покрытия. Эти повреждения наружной поверхности кузова легко доступны для своевременного выявления и восстановления защитного покрытия и поэтому их влияние на долговечность кузова невелико.В средней части кузова оставшаяся толщина гофрированного листа пола составляет 0,7. 1,0 мм при начальной толщине 2 мм. Особенно интенсивно пол корродирует в зоне расположения нижней обвязки и против оконных проемов. Наибольшие коррозионные повреждения боковой стены наблюдаются в нижней части на высоту до 200 мм под окнами и на высоту до 100 мм в зонах между окнами. Это дополнительно объясняется попаданием влаги снаружи через неплотности примыкания рамы окна к обшивке кузова. Кроме того, интенсивно развивается щелевая коррозия в зонах расположения стоек и стрингеров, а также по сварным швам и околошовным зонам.Поражение коррозией на всю конструктивную толщину металла (2 мм) наблюдается также по периметру оконных проемов на ширину 20. 25 мм. Причинами интенсивного образования коррозии являются: повышенная влажность и постоянное скапливание конденсата на внутренних поверхностях элементов оболочки кузова; проникновение атмосферных осадков через неплотности оконных проемов; недостаточная длительность защиты металлических поверхностей применяемыми антикоррозионными материалами; недостаточная коррозионная стойкость применявшихся конструктивных сталей. Для контроля технического состояния и определения степени коррозии поверхностей кузова при выполнении капитального ремонта первого объема (КР- 1) кузов осматривают с обстукиванием мест, наиболее подверженных коррозии и определяют степень коррозионного износа с помощью ультразвукового толщиномера. На участках, где обнаружены коррозионные повреждения более 30 % сечения, производят разборку внутренней обшивки и тепло- изоляции для устранения выявленных повреждений.
При обнаружении зон с недопустимым коррозионным повреждением (более 30 %) толщины их восстановление производят путем постановки вставок или замены всей секции.
Постановка вставок допускается в случае, если площадь пораженного коррозией участка не превышает 1 м 2 . Если пораженный участок более 1 м 2 или требуется постановка второй вставки, то производят замену всей секции.В наиболее подверженных коррозии помещениях пассажирских вагонов (в туалетах, тамбурах, кухне вагона-ресторана) при ремонте устанавливают специальные поддоны из стеклопластика в качестве верхнего настила пола. Устранение пробоин и прорезов длиной более 100 мм и шириной более 3 мм производят постановкой вставок с приваркой их по периметру. Ремонт оконных проемов кузова производят путем вырезки негодных частей и вварки вставок по периметру окна
Ремонт кузовов полувагонов
Основными причинами недостаточности сохранности кузовов полувагонов в эксплуатации являются интенсивное ведение погрузочно-разгрузочных работ с применением механизмов, конструктивно не соответствующих условиям их взаимодействия с подвижным составом, нарушения технологии грузовой работы, а также отклонения в эксплуатационной работе.
Капитальный ремонт кузовов полувагонов на ВРЗ производится на поточно-механизированных линиях за три этапа: на первом этапе производится предварительная разборка и обмывка вагона, на втором этапе правка и удаление негодных элементов и третья стадия — вагоносборочные работы. Весь основной объем правильных работ производится с помощью передвижных ремонтных машин.
Правку местных прогибов швеллера верхней обвязки свыше 10 мм производят со снятием усиления верхней обвязки.рещины или изломы верхней обвязки разрешается ремонтировать сваркой с последующим усилением этой зоны двумя наружными угловыми накладками. При замене негодных частей верхней обвязки допускается не более одного стыка в зоне между смежными стойками. При ремонте стоек допускается оставлять местные вмятины стоек кузова коробчатого сечения глубиной до 30 мм при отсутствии трещин. Обычно такие вмятины закрывают вставкой с обваркой по периметру.
Появляющиеся на корытообразного сечения стойках одного из следующих повреждений — излома, трещины более 50 % сечения, коррозии более 30 % толщины или подреза полок более 20 мм при расположении поврежденного места на расстоянии менее 300 мм от верхней кромки нижней обвязки кузова, разрешается ремонтировать стойку путем вырезки дефектной зоны стойки на высоту не менее 300 мм от нижней обвязки с постановкой и приваркой новой части стойки. Сварной стыковой шов при этом усиливается накладкой толщиной б мм, приваренной по периметру. емонтировать таким методом две рядом стоящие дефектные стойки не разрешается — одна из стоек должна быть заменена новой.
При деформациях стоек суммарное уширение или сужение кузова в средней части полувагона допускается до 30 мм, а одной стены — до 15 мм. В сечении угловых стоек уширение или сужение допускается до 10 мм.
Металлическую обшивку, имеющую местные вмятины более 15 мм, выправляют. В случае наличия трещин в обшивке длиной до 100 мм, их устраняют сваркой без постановки усиливающей накладки. Трещины длиной более 100 мм ремонтируют сваркой с постановкой усиливающей накладки толщиной 4 мм с внутренней стороны кузова с обваркой ее по периметру. Накладка должна перекрывать трещину не менее, чем на 30 мм с каждой стороны.
В одном пролете между стойками разрешается ремонтировать не более двух трещин с расстоянием между ними не менее 1000 мм. При этом допускается ремонт двух трещин одной накладкой, площадь которой не должна превышать 0,3 м 3 .
При образовании пробоины в металлической обшивке кромки ее выправляют и устанавливают усиливающую накладку с внутренней стороны кузова, с обваркой ее по периметру с наружной стороны сплошным швом, а с внутренней стороны прерывистым сварным швом. Лучевые трещины от пробоины не допускаются и при ремонте обшивки рваные края пробоины с трещинами необходимо вырезать. В одном пролете между стойками разрешается устранять не более двух пробоин с суммарной площадью до 0,3 м 2 . При коррозионных повреждениях обшивки более 30 % толщины листа обшивку ремонтируют постановкой накладки толщиной 4 мм. Разрешается также смена части обшивки шириной до 400 мм на всю длину между смежными стойками или по всей длине вагона с расположением стыков на стойках.
Основными причинами недостаточности сохранности кузовов полувагонов
в эксплуатации являются интенсивное ведение погрузочно-разгрузочных работ с применением механизмов, конструктивно не соответствующих условиям их взаимодействия с подвижным составом, нарушения технологии грузовой работы, а также отклонения в эксплуатационной работе. Чтобы не допустить эти разрушения, регламентируются правила погрузки, согласно которым вес груза, одновременно сбрасываемого из ковша на одну крышку люка, не должен превышать 5 т. Допускается сброс груза до 7 т при условий предварительной подсыпки на крышки люков слоя мелкокускового груза толщиной не менее 300 мм.
Частными неисправностями крышек разгрузочных люков и торцовых дверей полувагонов являются: выпуклость, прогибы, пробоины и трещины, а также износ их запорных механизмов. Выпуклость и прогиб крышек люков более 25 мм устраняют правкой на прессах. Толщина металла крышки люка в местах наложения сварных швов должна быть не менее 4 мм. При деповском и текущем ремонтах вагонов в крыщках люков разрешается производить без снятия с полувагона заварку дефектов в сварных швах, заварку не более двух трещин длиной до 100 мм. Изношенные детали запорного механизма восстанавливают наплавкой. Для устранения местных зазоров между крышкой люка и плоскостью её прилегания производят правку соответствующего места или приваривают не более двух планок общей длины до 12 мм на горизонтальные полки запорных угольников.
Источник
Технологический ремонт кузова пассажирского вагона
1.1.1 Настоящее Руководство предназначено для организации выполнения деповского ремонта пассажирских вагонов, находящихся в собственности ОАО «РЖД» и дочерних обществ, в вагонных депо и на вагоноремонтных заводах.
Руководство разработано на основе конструкторской и эксплуатационной документации заводов-изготовителей и материалов по исследованию неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации, а так же анализа износа узлов и деталей пассажирских вагонов, устанавливает технические требования к объему работ, выполняемых при деповском ремонте, и указывает допускаемые нормы износа узлов и деталей.
Руководство распространяется на пассажирские цельнометаллические вагоны локомотивной тяги железных дорог РФ колеи 1520 мм со скоростью движения до 200 км/ч, а также на пассажирские вагоны железных дорог РФ, обращающиеся в международном сообщении (кроме вагонов типа ВЛАБ-200).
В связи с изданием настоящего Руководства, ранее действовавшие нормативные документы:
— «Вагоны пассажирские цельнометаллические. Руководство по деповскому ремонту» ЦВ 4255,
— «Вагоны пассажирские цельнометаллические. Руководство по деповскому ремонту» 033 ПКБ ЦЛ-04 РД,
— «Вагоны пассажирские на безлюлечных тележках с дисковыми тормозами постройки ОАО «ТВЗ».
— Руководство по деповскому ремонту (ДР)» 047 ПКБ ЦЛ-2007 РД,
— «Вагоны пассажирские моделей 61-4170, 61-4188, 61-4189 постройки ОАО «ТВЗ».
— Руководство по деповскому ремонту» 031 ПКБ ЦЛ-03 РД считать утратившими силу.
При разработке руководства учтены в полном объёме требования по ремонту, изложенные в документах:
— «Вагоны пассажирские цельнометаллические. Дополнение к Руководству по деповскому (ДР) и капитальному ремонту (КР-1, КР-2) тележек КВЗ-ЦНИИ-М» 545 ПКБ ЦВ,
— «Вагон пассажирский купейный с кондиционированием воздуха модель 61-820 К.
— Руководство по деповскому ремонту» 009 ПКБ ЦЛ-98 РД,
— «Вагоны пассажирские купейные с кондиционированием воздуха моделей 61-4179, 61-4174, 61-4186.
— Руководство по деповскому ремонту» 019 ПКБ ЦЛ-01 РД,
— «Вагоны пассажирские моделей 61-4170, 61-4188, 61-4189 постройки ОАО «ТВЗ»,
— требования по ремонту тележек изложенные в документе «Руководство по деповскому ремонту.
— Тележка двухосная тип ТВЗ-ЦНИИ-М» 007 ПКБ ЦЛ-98 РД.
1.1.2 Деповской ремонт выполняют для типов вагонов и в сроки, установленных приказом №15 от 13 января 2011 г. Министерства транспорта РФ «О внесении изменений в приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 4 апреля 1997 г. №9Ц».
1.1.3 Деповской ремонт вагонов осуществляют на предприятиях, имеющих необходимые участки и отделения, оснащённые соответствующим оборудованием.
Производственные участки и отделения, связанные с безопасностью движения, подлежат аттестации в соответствии с положениями об аттестации участков:
— Положение об аттестации колесно-роликовых участков вагонных депо» РД 32 ЦЛ 030-2009,
— «Положение об аттестации отделения по ремонту редукторно-карданного привода» РД 32 ЦЛ 015-03,
— «Положение об аттестации контрольных пунктов автосцепки пассажирских вагонных депо (КПА)» РД 32 ЦЛ 016-03,
— «Положение об аттестации производственного участка по ремонту и техническому обслуживанию электрического и холодильного оборудования» РД 32 ЦЛ 017-03,
— «Положение об аттестации производственного участка по ремонту и техническому обслуживанию гидравлических гасителей колебаний пассажирских вагонов в депо, ПТО» РД 32 ЦЛ 018-03,
— «Положение об аттестации контрольных пунктов автотормозов и автоматных отделений пассажирских вагонных депо (АКП)» РД 32 ЦЛ 019-03.
1.1.4 Вагоноремонтные предприятия должны иметь средства технологического оснащения, обеспечивающие ремонт вагонов необходимого объема и качества, согласно требованиям настоящего Руководства, и способствующие высокому техническому уровню ремонта с наименьшими трудовыми и материальными затратами.
Расположение и планировка участков и отделений депо и цехов вагоноремонтных предприятий должны предусматривать поточность технологичеких процессов и сокращение путей транспортировки деталей и сборочных единиц при ремонте вагонов.
Материалы и комплектующие изделия, используемые при ремонте, должны соответствовать требованиям конструкторской документации, а подлежащие, в соответствии с действующими документами, обязательной сертификации, должны иметь соответствующие документы и, где это предусмотрено документацией, маркировку непосредственно на изделии.
Допускается заменять импортное оборудование и приборы на отечественные аналоги по согласованию установленным порядком.
Вносить изменения в конструкции основных сборочных единиц пассажирских вагонов (несущих элементов кузова и рамы, тележек, автосцепного устройства, тормозных приборов, колесных пар и буксовых узлов) допускается только с разрешения ОАО «РЖД», а остальных составных частей вагона — с разрешения начальника Департамента пассажирских сообщений или его заместителя.
Работы по модернизации пассажирских вагонов должны выполняться в соответствии с технической документацией, согласованной установленным порядком.
Для производства деповского ремонта в депо должен быть создан технологический запас необходимых запасных частей и материалов.
Размеры технологического запаса основных узлов устанавливают с учетом выполняемой работы и фактического расхода.
Вагоны, оборудованные узлами и деталями повышенного ресурса, проходят техническое обслуживание и ремонт в соответствии с приказом №15 от 13 января 2011 г. Министерства транспорта РФ «О внесении изменений в приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 4 апреля 1997 г. №9Ц».
Перечень узлов и деталей повышенного ресурса приведен в Приложении А.
1.1.5 Средства измерений и допускового контроля промышленного изго- товления, а так же не стандартизированные, должны находиться в исправном состоянии и своевременно проходить обязательную периодическую государственную или ведомственную поверку в соответствии с нормативными документами базовой организации метрологической службы.
На средствах измерений, прошедших поверку, должно быть поверитель- ное клеймо или выдан соответствующий документ о поверке (свидетельство, аттестат).
Конкретные средства измерения должны быть указаны в технологических процессах на ремонт отдельных составных частей и деталей вагонов, разрабатываемых на основании данного Руководства.
1.1.6 Ремонт вагонов должны производить высококвалифицированные рабочие и специалисты, знающие технологический процесс и организацию ремонта вагонов (узлов, деталей). Персонал, производящий ремонт вагонов, ежегодно должен проходить обучение. В случаях, предусмотренных нормативными документами, эти лица после прохождения обучения подвергаются проверочным испытаниям с выдачей документа установленной формы.
1.1.7 В производственных отделениях (участках) должны быть изоляторы брака (закрывающиеся помещения или емкости), в которых хранятся забракованные узлы и детали. Доступ в изолятор брака должен производиться только с разрешения работников службы качества предприятия.
1.1.8 На ремонтных участках должна быть следующая документация:
— технологическая документация;
— инструкции по технике безопасности;
— должностные инструкции;
— руководящие документы;
— журналы испытаний, учета ремонтных работ (в случаях предусмотренных нормативными документами);
— конструкторская документация (при изготовлении новых деталей или восстановлении деталей после наплавки).
1.1.9 Технические характеристики, полученные на испытательном оборудовании и средствах измерения, имеющих в своем составе микропроцессорную технику для автоматизированной регистрации испытания, должны фиксироваться на бумажном носителе и подписываться ответственными должностными лицами. Разрешается распечатка с магнитного носителя на бумажный носитель на другом печатающем оборудовании. Результаты испытаний должны также фиксироваться в журналах.
Документы, фиксирующие показания при испытаниях, как и журналы должны регистрироваться и сохраняться.
На основании документов о проведении ремонта (форма ВУ-36) вносится информация в паспорт вагона формы ВУ-5 и в электронный паспорт вагона.
1.1.10 Вагоны при выпуске из ремонта должны иметь: информационные рамки или доски для описи инвентарного имущества, правил внутреннего распорядка для пассажиров и расписания поездов, принципиальных схем электрооборудования, отопления, водоснабжения и др. (размещают на стенах в соответствующих местах вагона); полный комплект электроламп, комплект клиновых ремней для привода вагонного генератора.
Вагоны-рестораны с плитой кухни на жидком топливе должны быть укомплектованы исправным фитилем зажигания горелки, хранящимся в чехле, бачком для тушения фитиля, державкой фитиля, тремя ключами для вентилей (кранов) топливной арматуры, комплектом колосников и дверцей зольника.
1.2 Подготовка вагонов к ремонту
1.2.1 Запрещается разукомплектовывать составные части и сборочные единицы пассажирского вагона, направляемого в ремонт.
1.2.2 Вместе с вагонами, вагоноремонтному предприятию должны быть переданы технические паспорта, формуляры, сопроводительные листы формы ВУ-26, справки санэпидемстанции о выполнении промывки и дезинфекции вагонов, технические описи несъемного оборудования и инвентаря вагонов, а на поврежденные вагоны кроме того акты о повреждении вагонов формы ВУ-25.
При отсутствии документации на вагоне, направляемом в ремонт, вагонные депо (участки) приписки вагона обязаны завести новые.
1.2.3 Поврежденные пассажирские вагоны с не истекшим сроком деповского ремонта направляют в ремонт в зависимости от их технического состояния после составления акта формы ВУ-25 или описи, подтверждающих необходимость этого ремонта.
Передачу такого вагона производят в соответствии с заключенным договором.
1.2.4 В вагонных депо до постановки на ремонтную позицию каждый вагон осматривают заместитель начальника депо по ремонту, старший мастер или мастер вместе с приемщиком вагонов, проверяют по трафарету правильность отцепки вагона для ремонта и определяют объем работ с последующим составлением дефектной ведомости ремонтных работ.
На заводах каждый вагон осматривают начальник бюро описи, работник производственного отдела и представитель дороги (опломбированные вагоны осматривает представитель инспекции), после чего составляют акт приемки пассажирского вагона формы ЗРУ-25, который отражает техническое состояние и комплектность вагона.
1.3 Постановка вагонов в ремонт, дефектация
1.3.1 Перед постановкой вагонов в ремонт или отправкой вагонов для ремонта в другие депо и на вагоноремонтные заводы, вагонные депо (участки) дороги приписки обязаны очистить их от мусора, угля, шлака, промыть внутри и снаружи и продезинфицировать (при необходимости сделать дезинсекцию), в соответствии с требованиями «Технологической инструкции по наружной и внутренней обмывке кузовов пассажирских вагонов» ТИ-ЦЛПВ-1.
Особое внимание следует обращать на очистку санитарных узлов и холо- дильных емкостей. Перед постановкой вагонов в ремонт баки – сборники экологически – чистых туалетных комплексов должны быть опорожнены, продезинфицированы и очищены от механических загрязнений в соответствии с требованиями «Стандарта санитарно – гигиенической и противоэпидемической безопасности при проведении работ по текущему обслуживанию, демонтажу и ремонту экологически – чистых туалетных комплексов замкнутого типа пассажирских вагонов различного назначения и вагонов электропоездов» СТ 1.15.11.04-07. У вагонов-ресторанов с кухонной плитой на жидком топливе и пассажирских вагонов с котлами отопления на жидком топливе, топливо сливают в установленном порядке.
У вагонов-ресторанов с газовой кухонной плитой отсоединяют газовые баллоны, снимают предохранительные устройства и баллоны с вагона и отправляют их на проверку и заправку.
Ремонт пассажирских вагонов рекомендуется проводить поточным методом, при котором после выполнения определенного объема работ на данной позиции вагоны последовательно перемещаются с одной ремонтной позиции на другую. Позиции располагаются в последовательности, предусмотренной «Типовым технологическим процессом деповского ремонта цельнометаллических вагонов» (ДР) ТК-10 в депо и на вагоноремонтных заводах.
1.3.2 Тележки из-под вагонов выкатывают и подают на тележечный участок для ремонта.
1.3.3 Составные части и детали вагона осматривают, неисправные снимают и отправляют в соответствующие отделения для ремонта.
1.3.4 Порядок и объем разборки сборочных единиц вагонов указан в соответствующих разделах настоящего Руководства.
1.3.5 Определение износа и исправности деталей в процессе дефектации производят внешним осмотром и специальными средствами измерения, шаблонами и приспособлениями, средствами магнитной и ультразвуковой дефектоскопии.
1.3.6 Все детали после разборки составных частей и агрегатов перед дефектацией и ремонтом должны быть очищены.
1.3.7 При дефектации детали разделяют на пригодные для постановки на вагон без ремонта; требующие ремонта и восстановления; негодные для дальнейшей работы и не подлежащие ремонту и восстановлению.
1.4 Ремонт пассажирских вагонов
1.4.1 Деповской ремонт на отцепленных и прошедших санитарную обработку вагонах производят специализированные комплексные бригады после выдачи уведомления формы ВУ-23.
1.4.2 При деповском ремонте производят дефектацию и ремонт: тележек, кузова и рамы вагона, буферных устройств, переходных площадок, гидравлических гасителей колебаний, тормозного оборудования, ударно-тяговых приборов и автосцепки, электрооборудования, радиоэлектронной информационной системы, системы управления и диагностики (СУиД), системы отопления и кондиционирования воздуха, системы водоснабжения, внутреннего оборудования, тамбурных дверей, туалетных комплексов.
1.4.3 Вагоны ремонтируют путем замены неисправных составных частей и деталей новым, соответствующего типа или отремонтированными, отвечающими требованиям конструкторской документации, техническим условиям и характеристикам данной серии вагонов.
1.4.4 При ремонте оборудования вагонов кроме настоящего Руководства необходимо пользоваться действующей технической документацией, перечень которой приведён в разделе 24.
1.4.5 Электрическое оборудование вагонов при выполнении деповского ремонта ремонтируют согласно настоящему Руководству, «Электрическое оборудование пассажирских вагонов. Руководство по ремонту» 030 ПКБ ЦЛ-03 РК и другой нормативно-технической документацией.
1.4.6 Редукторно-карданные приводы вагонных генераторов ремонтируют в соответствии с документацией «Редукторно-карданные приводы вагонных генераторов пассажирских ЦМВ. Руководство по ремонту» 038 ПКБ ЦЛ-04 РД.
1.4.7 Детали вагонов согласно установленному перечню испытывают в соответствии с требованиями документов:
— «Детали грузовых и пассажирских вагонов. Методика испытания на растяжение» 656-2000 ПКБ ЦВ;
— «Феррозондовый метод неразрушающего контроля деталей вагонов» РД 32.149-00;
— «Вихретоковый метод неразрушающего контроля деталей вагонов» РД 32.150-2000;
— «Магнитопорошковый метод неразрушающего контроля деталей вагонов» РД 32.159-2000;
— «Руководство по комплексному ультразвуковому контролю колесных пар вагонов» РД 07.09-97;
— «Неразрушающий контроль деталей вагонов. Общие положения» РД 32.174-2001;
— «Система неразрушающего контроля в ОАО «ФПК». Элементы колёсных пар пассажирских вагонов колеи 1520 мм. Требования к ультразвуковому контролю» СТО ФПК 1.11.001-2011;
— «Система неразрушающего контроля в ОАО «ФПК». Феррозондовый метод неразрушающего контроля деталей пассажирских вагонов» СТО ФПК 1.11.002-2011;
— «Система неразрушающего контроля в ОАО «ФПК». Вихретоковый метод неразрушающего контроля деталей пассажирских вагонов» СТО ФПК 1.11.003-2011 и другими действующими документами.
При выпуске из ремонта такие детали должны иметь клейма, указывающие место, дату ремонта (изготовления) и испытания.
1.4.8 Составные части и детали вагонов ремонтируют сваркой и наплавкой в соответствии с «Инструкцией по сварке и наплавке узлов и деталей при ремонте пассажирских вагонов».
Детали вагонов, подвергающиеся после сварки и наплавки механической обработке, доводят до чертежных размеров.
1.4.9 Вагонные детали, изготовленные из полимеров, ремонтируют в соответствии с «Инструкцией по применению полимеров при ремонте пассажир- ских вагонов» №260 ПКБ ЦВ.
1.4.10 Вновь поставленные деревянные детали должны соответствовать конструкторской документации и по качеству древесины и влажности удовлетворять требованиям ГОСТ 3191-93.
Ремонт, а также антипирирование новых деревянных деталей вагонов выполняют в соответствии с «Инструкцией по ремонту деревянных деталей грузовых и пассажирских вагонов» № 031 ПКБ ЦВ.
1.4.11 При отсутствии требований в чертежах на антипирирование или антисептирование, сопрягаемые поверхности деревянных и металлических деталей, должны быть загрунтованы.
1.4.12 Детали вагонов, подлежащие хромированию в соответствии с требованиями конструкторской документации, могут быть покрыты другими антикоррозионными и декоративными покрытиями, которые не ухудшают качество состояния вагона (кроме вагонов международного сообщения, а также вагонов с двух или трехместными купе).
1.4.13 Крепежные изделия вагонов должны соответствовать конструкторской документации и следующим требованиям:
— шурупы и винты с головками, пораженными коррозией, заменяют исправными;
— поврежденное антикоррозионное покрытие шурупов и винтов восстанавливают хромированием, никелированием, цинкованием или другим способом согласно утвержденной технологии;
— болты и винты до постановки на вагон должны быть смазаны индустриальным маслом ГОСТ 20799-88;
— болты, крепящие детали на раме вагонов и тележек, должны иметь шплинты в соответствии с чертежами вагона. Концы болтов, не имеющие шплинтов, должны выходить из гайки не менее чем на две нитки резьбы, и не более чем на диаметр болта, кроме болтов, длина резьбы которых необходима для регулирования размеров согласно конструкторской документации;
— болтовые и заклепочные соединения выполняют в соответствии с требованиями конструкторской документации;
— шплинты (маломерные) ГОСТ 397-79 при отсутствии специальных требований должны отстоять от гайки или шайбы не более чем на 3 мм. Концы шплинтов разводят симметрично под углом 60-90°. Шплинт у корончатой гайки должен заходить в шлицы по высоте не менее 3/4 диаметра шплинта. Повторно использовать шплинты не допускается;
— болты и валики, расположенные горизонтально, ставят гайками, шайбами и шплинтами наружу, расположенные вертикально — гайками, шайбами и шплинтами вниз, за исключением тех, у которых постановка гаек, шайб и шплинтов внутрь и вверх предусмотрена конструкцией. Под гайки, шплинты и чеки должны быть установлены шайбы, согласно конструкторской документации завода — изготовителя вагона;
— ослабленные, нестандартные заклепки с размерами замыкающих головок, несоответствующими требованиям ГОСТ 14802-85, а также конструкторской документации на вагонах заменяют;
— резьбовые соединения должны соответствовать документу «Резьбы для деталей вагонов железных дорог колеи 1520 мм. Типы и размеры» РД 32ЦВ 005-89.
1.4.14 Запрещается:
— заменять предусмотренные конструкцией заклепочные соединения на сварные, а также ставить простые гайки вместо корончатых, предусмотренных чертежами (техническими условиями), кроме конструкторской документации, дополнительно согласованной установленным порядком;
— подчеканивать, обваривать и подтягивать заклепки;
— прожигать отверстия под болты и заклепки в металлических деталях; оставлять или ставить болты и гайки, имеющие изношенную, сорванную резьбу или сбитые грани, а также ставить болты, не соответствующие конструкторской документации;
— забивать шурупы молотком;
— оставлять не загрунтованные места прилегания снимаемых для ремонта или замены деталей и сборочных единиц на кузове, раме и тележке вагона;
— применять материалы, не соответствующие указанным в конструкторской документации, а также использовать другие материалы, не согласованные установленным порядком.
При деповском ремонте вагонов запрещается обезличивание тележек.
1.4.15 Резиновые детали, устанавливаемые на вагонах, должны соответствовать конструкторской документации и выполняться из резины согласно ТУ 2500-295-00152106-93, РТМ 32 ЦВ 206-87 (с изменением 32 ЦВ 13-90) и РТМ 32 ЦВ 207-80.
1.4.16 Хранение составных частей и деталей пассажирских вагонов, снятых для ремонта или вновь изготовленных, должно соответствовать требованиям действующих стандартов или другой технической документации.
1.4.17 Сборку вагонов после ремонта осуществляют в соответствии с настоящим Руководством, чертежами завода-изготовителя, нормативной и технической документацией.
2. Охрана труда
2.1 Деповской ремонт пассажирских вагонов производят в соответствии с требованиями
— «Отраслевые правила по охране труда в пассажирском хозяйстве Федерального железнодорожного транспорта» ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02,
— «Сборник нормативных документов по управлению охраной труда на железнодорожном транспорте» ЦЭУ/4826,
— а также «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» СП 2.5.1198-03.
2.2 Персонал, выполняющий техническое обслуживание и ремонт вагонов, должен быть обучен и испытан в знаниях техники безопасности в соответствии с основными положениями «Организация обучения и проверки знаний по охране труда работников железнодорожного транспорта» ЦСР-325 от 04.05.95г.
2.3 При деповском ремонте вагонов должны соблюдаться требования
— «Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте» ЦУО-112,
— «Инструкция по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов» ЦЛ/ЦУО-448,
— «Ведомственные нормы пожарной безопасности Вагоны пассажирские.
— Требования пожарной безопасности» ВНПБ-03,
— Нормы оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения № Г-822у,
— «Правила пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ на объектах народного хозяйства» ГУПО МВД СССР,
— «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ-01-93,
— «Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок» (ПОТРМ-016-2001 РД 153-34.0-03.150-00) и
— «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей».
2.4 Все работники, осуществляющие деповской ремонт, должны быть обеспечены спецодеждой и защитными средствами в соответствии с «Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных средств индивидуальной защиты», утвержденными распоряжением № 1248р от 16.06.2009 г. Коллективные и индивидуальные средства защиты работающих должны отвечать требованиям ГОСТ 12.4.011-89.
2.5 Перед началом подъема вагона на электродомкратах необходимо убедиться в исправности ограничителя подъема (выключателя). Подъем и опускание вагона одновременно четырьмя электродомкратами производится под руководством мастера (бригадира) участка. При этом нахождение людей на вагоне, под вагоном и в вагоне не допускается.
2.6 Перед началом ремонта вагоны должны быть очищены, промыты и, при необходимости, продезинфицированы. Сливные баки экологически чистых туалетов должны быть опорожнены от фекалий, очищены, промыты и продезинфицированы до подачи на ремонтные позиции.
2.7 Продувка вентиляционных каналов и других узлов вагона на позиции ремонта допускается только при включенной пылеочистительной установке.
2.8 Все производственные процессы окраски выполняют с соблюдением требований «Правил техники безопасности и производственной санитарии для окрасочных цехов и участков предприятий железнодорожного транспорта» ЦТВР-4665, с учетом требований «Единой системы защиты от коррозии и старения (ЕСЗКС)» и «Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте Российской Федерации» ЦУО/112.
Окраска внутри вагона в помещении производится при включенной установке приточно-вытяжной вентиляции.
2.9 Работы на крыше вагона должен производить работник, имеющий медицинское освидетельствование и допуск для работы на высоте. Работы производятся с использованием предохранительного пояса.
2.10 Запасные части и материалы должны подаваться на рабочие места в производственной таре, отвечающей требованиям ГОСТ 12.3.010-82.
2.11 Перемещение грузов должно удовлетворять требованиям ГОСТ 12.3.020-80.
2.12 При выполнении сварочных работ сварщик обязан пользоваться исправным щитком ГОСТ Р 12.4.238-2007, очками защитными ГОСТ Р 12.4.238-2007, рукавицами ГОСТ 12.4.010-75. Места выполнения сварочных работ на участке должны ограждаться переносными ширмами высотой не менее 1,8 м. Сварочные провода должны быть защищены от механических повреждений, провода с нарушенной изоляцией использовать запрещается.
2.13 При выполнении слесарных, сборочно-разборочных работ применяют рукавицы ГОСТ 12.4.010-75, при проведении работ по очистке сварных швов и шлифовальных работ, кроме того, очки защитные ГОСТ Р 12.4.230.1-2009. Применение абразивного инструмента должно производиться с соблюдением требований ГОСТ Р 53001-2008.
2.14 Ремонт и испытание холодильных установок производят в соответствии с «Правилами техники безопасности при работе на фреоновых холодильных установках».
2.15 Ремонт и испытание электрооборудования вагонов должно производиться в соответствии с требованиями:
— ГОСТ Р 12.1.019-2009 ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты;
— ГОСТ 12.2.007.0-75 ССБТ. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности;
— ГОСТ 12.2.007.3-75 ССБТ. Электротехнические устройства на напряжение свыше 1000 В. Требования безопасности.
2.16 Эксплуатация, устройство и освидетельствование грузоподъемного оборудования должно удовлетворять требованиям:
— ГОСТ 1575-87 Краны грузоподъемные. Ряды основных параметров;
— ГОСТ 12.2.071-90 ССБТ. Краны грузоподъемные. Краны контейнерные. Требования безопасности;
— ГОСТ 12.3.009-76 ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности;
— ГОСТ 12.3.020-80 ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности.
2.17 Работа неисправным инструментом запрещается.
2.18 При изменении технологии производства работ и внедрении новых технологических средств должны соблюдаться требования соответствующих руководящих документов по охране труда.
2.19 Меры техники безопасности и пожарной безопасности при ремонте системы жидкого топлива пассажирских вагонов и вагонов-ресторанов:
— разборка, ремонт, сборка и испытание системы жидкостного отопления плит, кухонь, вагонов-ресторанов должны выполняться работниками, прошедшими инструктаж и имеющими соответствующее разрешение (удостоверение);
— в целях предотвращения выброса пламени запрещается снимать крышки и конфорки над топкой при работающей горелке плиты кухни вагонаресторана;
— допускается заправлять топливные баки (не более 95% их объема) не менее чем двум работникам. При этом пользоваться открытым огнем запрещается;
— при загорании топлива в системе жидкостного отопления для тушения пламени допускается применять все средства пожаротушения, кроме воды (огнетушители, песок и т.д.);
— при разжигании не разрешается переполнять горелки топливом более, чем на 10 мм сверх сетки катализатора;
— при ремонте электрооборудования жидкостной системы отопления кухни вагона-ресторана должны соблюдаться должностные инструкции для слесаря — электрика и других профессий.
055ПКБЦЛ-2010РД — Вагоны пассажирские. Руководство по деповскому ремонту
Филиал Проектно-конструкторское бюро пассажирского хозяйства (ПКБ ЦЛ ОАО «РЖД»)
Источник