ВЫБОР ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ЗОНЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ
3.1 Рекомендации по выбору оборудования
Зона технического обслуживания может состоять из постов или линий, на которых выполняются специализированные работы: диагностирование, техническое обслуживание, текущий ремонт. Каждый пост должен быть оснащен соответствующим технологическим оборудованием. Для выбора оборудования используют нормативные данные и соответствующие каталоги. Количество приборов, установок, стендов в значительной мере зависит от численности автопарка, интенсивности использования его на предприятии. Это в свою очередь определяет трудоемкость тех или иных работ, их суммарную величину, следовательно, и количество обслуживающего персонала, его квалификационный состав. Очевидно, что если в автопарке насчитывается 30. 80 автомобилей (характерно для многих с.-х. предприятий), то служба будет состоять из 2…6 человек. Для такого автопарка и состава специализированной службы, по соответствующим рекомендациям и литературе, как правило, целесообразно планировать два поста универсальных: диагностирования и проведения ТО-1, ТО-2 автомобилей; текущего ремонта. Соответственно при проектировании нужно подобрать по каталогам и выполнить технологическую планировку расстановки оборудования для диагностирования и ТО на первом посту, аналогично провести такую работу и для оснащения оборудованием поста текущего ремонта. В гаражах, имеющих 50. 60 автомобилей, могут быть и участки для проведения сварочных, слесарных работ. Для них необходимо подобрать сварочные аппараты, сверлильные настольные станки, прессы, наждачный станок и др. Количество основного станочного оборудования, как правило, рассчитывают. Оборудование для проведения конкретных операций при ТО и ремонте может быть выбрано на основе табеля оборудования и оснастки типовых проектов, каталогов.
3.2 Табель оборудования и оснастки для ТО и ТР
Основываясь на комплектации оборудованием действующих типовых проектов СТОА, а также используя технологический принцип, составляют табель оборудования и оснастки для СТОА. Табель позволяет комплектовать оборудование по производственным участкам с учетом вида выполняемых работ.
В табель включаются оборудование и инструмент, серийно выпускаемые отечественными предприятиями, а также импортные. Нестандартизованное оборудование и оснастка изготавливаются собственными силами по чертежам.
Табель включает в себя следующие группы оборудования:
— уборочно-моечное (уборка, мойка и сушка автомобиля);
— оборудование для диагностирования автомобилей при ТО-1 и ТО-2 (общее диагностирование, диагностирование отдельных составных частей и систем автомобиля);
— для выполнения работ при ТО-1 и ТО-2 (демонтажно-
монтажные, крепежные, смазочно-заправочные работы, оргте-
хоснастка);
— для проведения текущего ремонта (подъемно-
транспортные, разборочно-сборочные, технологические, смазоч-
но-заправочные работы, оргтехоснастка);
— агрегатного участка (моечные, разборочно-сборочные, регулировочные работы, станочное оборудование, инструмент, орг-техоснастка);
— для проверки, регулировки и ремонта электрооборудования;
— для ремонта и зарядки аккумуляторных батарей;
— для ремонта системы питания (бензиновой, дизельной топливной аппаратуры, оргтехоснастка);
— шиномонтажное и вулканизационное;
— теплового участка (кузнечно-медницкие, сварочные и жестяницкие работы);
— деревообрабатывающего и обойного участков;
— оборудование, приборы, инструмент универсального назначения для инструментально-раздаточной кладовой;
— для обкатки двигателей;
— для склада масел.
Включенные в табель оборудование и оснастка должны обеспечить качественное выполнение технологических процессов ТО и ТР.
Стандартные комплекты оборудования (минимальный перечень) для поста диагностирования и технического обслуживания, текущего ремонта и механического участка указаны в таблице 13 приложения 1.
Используя данные указанной таблицы, а также справочные материалы по новому оборудованию, согласно указанного варианта задания подобрать соответствующее оборудование для поста или участка. По каждому виду оборудования дать его характеристики: назначение, технические показатели.
Дать краткое заключение по завершению выполненной работы, которая оформляется по стандарту предприятия.
1. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. М.: Транспорт, 1991.
2. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания: Учебник для вузов. – М.: Транспорт, 1992.
3. Плаксин А.М., Мухамадиев Э.Г. Технологический расчет производственных подразделений автотранспортного предприятия. Челябинск, ЧГАУ. 2007 г.
4. Костюченков Н. В. Технический сервис в сельском хозяйстве : учебное пособие / Костюченков Н. В., Козак А. И., Плаксин А. М. ; под ред. А. М. Плаксина ; Казахстанский агротехнический ун-т .— Астана: КАТУ, 2011 .— 200 с. : ил., табл.
5. Техническая эксплуатация автомобилей : учебник / О. Н. Дидманидзе [и др.] ; под общ. ред. О. Н. Дидманидзе ; Московский ГАУ .— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТРИАДА, 2012 .— 455 с. : ил., табл.
Приложение 1
Таблица 1 — Нормы пробега до технического обслуживания отдельных марок подвижного состава
Нормативная периодичность обслуживания, км
* — для учебных целей
Для марок подвижного состава, не вошедших в таблицу 1, нормы пробега до технического обслуживания принимаются в соответствии с данными из таблицы 2.
Таблица 2 — Периодичность технического обслуживания подвижного состава для I категории условий эксплуатации в соответствии с республиканскими нормами технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта (ОНТП-01-91)
Нормативная периодичность обслуживания, км
Таблица 3 – Нормы пробега до КР подвижного состава, трудоемкости ТО и ТР для I категории условий эксплуатации (по ОНТП-01-91)
Модель подвижного состава
Норма пробега до КР не менее, тыс. км
Грузовые автомобили общего назначения грузоподъемностью, т:
Окончание таблицы 3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
10 . 16 | КамАЗ-54112* МАЗ-64229* КрАЗ-250-010 | 300 | 0,50 | 7,8 | 31,2 | 6,1 |
одноосные до 5 | СМ-В325 | 120 | 0,05 | 0,9 | 3,6 | 0,35 |
двухосные до 8 | ГКБ-8350 | 250 | 0,10 | 2,1 | 8,4 | 1,15 |
одноосные до 12 | КАЗ-9368 (для КамАЗ-5410) | 300 | 0,10 | 2,1 | 8,4 | 1,15 |
двухосные до 14 | ОдАЗ-9370 (для КамАЗ-5410) | 300 | 0,15 | 2,2 | 8,8 | 1,25 |
многоосные свыше 20 | ОдАЗ-9385 (для КамАЗ-54112) | 320 | 0,15 | 3,0 | 12,0 | 1,70 |
периодичности ТО | трудоемкости ТР | пробега до КР | ||||
1 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |||
2 | 0,9 | 1,1 | 0,9 | |||
3 | 0,8 | 1,2 | 0,8 | |||
4 | 0,7 | 1,4 | 0,7 | |||
5 | 0,6 | 1,5 | 0,6 |
Таблица 5 — Значение коэффициента корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы (К2)
Таблица 6 — Значения коэффициентов корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий эксплуатации (К3)
Таблица 7 — Значения коэффициента корректирования нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта автомобилей в зависимости от пробега с начала эксплуатации (К4)
Пробег с начала эксплуатации в долях нормативного пробега до КР | Легковые | Автобусы | Грузовые |
До 0,25 | 0,4 | 0,5 | 0,4 |
0,25. . .0,50 | 0,7 | 0,8 | 0,7 |
0,50. . .0,75 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
0,75. . .1,00 | 1,4 | 1,3 | 1,2 |
1,00. . .1,25 | 1,5 | 1,4 | 1,3 |
1,25. . .1,50 | 1,6 | 1,5 | 1,4 |
1,50. . .1,75 | 2,0 | 1,8 | 1,6 |
1,75. . .2,00 | 2,2 | 2,1 | 1,9 |
свыше 2,00 | 2,5 | 2,5 | 2,1 |
Таблица 8 — Значения коэффициента корректирования нормативов трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества обслуживаемых автомобилей на АТП и количества технологически совместимых групп и подвижного состава (К5)
Количество обслуживаемых автомобилей, шт.
Количество технологически совместимых групп, шт.
Таблица 9 — Распределение подвижного состава по технологически совместимым группам при ТО, ТР
Группа технологически совместимых автомобилей | Базовые модели технологически совместимых автомобилей, входящих в одну группу |
I | ИЖ, ВАЗ, ЗАЗ, ЛуАЗ |
II | ГАЗ (легковые), УАЗ |
III | ПАЗ, КАвЗ, ГАЗ (грузовые), ЗИЛ |
IV | ЛАЗ, ЛиАЗ, «Икарус» |
V | Урал, МАЗ, КамАЗ, КрАЗ |
Таблица 10 — Классификация условий эксплуатации
Дорожные покрытия: Д1 — цементобетон, асфальтобетон, брусчатка; Д2 — щебень или гравий, обработанный битумом; Д3 — щебень (гравий без обработки); Д4 — булыжник, камень колотый, грунт и малопрочный камень, обработанный вяжущим материалом; Д5 — грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; Д6 — естественные грунтовые дороги, внутрикарьерные и отвальные дороги. Тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря): Р1 — равнинный (до 200 м); Р2-слабохолмистый (200 . 300 м); Р3 — холмистый (300 . 1000 м); Р4 — горный (1000 . 2000 м); Р5 — горный (свыше 2000 м).
Таблица 11 — Примерное распределение трудоемкости ТР по видам работ, %
Работы | Летковые автомобили | Автобусы | Грузовые автомобили | Прицепы и полуприцепы |
Диагностические | 1,5 — 2,5 | 1,5 — 2 | 1,5 — 2,0 | 1,5 — 2,5 |
Регулировочные | 3,5 — 4,5 | 1,5 — 2 | 1,0 — 1,5 | 0,5 — 1,5 |
Разборочно-сборочные | 28 — 32 | 24 — 28 | 32 — 37 | 28 — 31 |
Сварочно-жестяницкие | 6 — 8 | 6 — 7 | 1 — 2 | 9 — 10 |
Малярные | 6 — 10 | 7 — 9 | 4 — 6 | 5 — 7 |
Итого | 45 — 57 | 40 — 48 | 39 — 51 | 44 — 53 |
Участковые работы: Агрегатные | 13 — 15 | 16 — 13 | 18 — 20 | — |
Слесарно-механические | 8 — 10 | 7 — 9 | 11 — 13 | 12 — 14 |
Электротехнические | 4 — 5,5 | 8 — 9 | 4,5 — 7 | 1,5 — 2,5 |
Аккумуляторные | 1 — 1,5 | 0,5 — 1,5 | 0,5 — 1,5 | — |
Ремонт приборов системы питания | 2 — 2,5 | 2,5 — 3,5 | 3 — 4,5 | — |
Шиномонтажные (ремонт камер) | 2 — 2,5 | 2,5 — 3,5 | 0,5 — 1,5 | 1,5 — 2,5 |
Вулканизационные | 1 — 1,5 | 0,5 — 1,5 | 0,5 — 1,5 | 1,5 — 2,5 |
Кузнечно-рессорные | 1,5 — 2,5 | 2,5 — 3,5 | 2,5 — 3,5 | 8 — 10 |
Медницкие | 1,5 — 2,5 | 1,5 — 2,5 | 1,5 — 2,5 | 0,5 — 1,5 |
Сварочные | 1,0 — 1,5 | 1 — 1,5 | 0,5 — 1,0 | 3 — 4 |
Жестяницкие | 1,0 — 1,5 | 1,0 — 1,5 | 0,5 — 1,0 | 0,5 — 1,5 |
Арматурные | 3,5 — 4,5 | 4 — 5 | 0,5 — 1,5 | 0,5 — 1,5 |
Деревообрабатывающие | — | — | 2,5 — 3,5 | 16 — 18 |
Обойные | 3,5 — 1,5 | 2,0 — 3,0 | 1 — 2 | — |
Итого | 43 — 55 | 49 — 63 | 47 — 63 | 45 — 68 |
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 |
Таблица 12 — Распределение объемов работ при ТО и ТР автомобилей
Распределение объемов работ автомобилей, %
ЕЖЕДНЕВНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ЕО)
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ № 1 (ТО-1)
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ № 2 (ТО-2)
ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ (ТР)
Окончание таблицы 12
Распределение объемов работ автомобилей, %
Работы, выполняемые в цехах и участках
Таблица 13 — Номенклатура оборудования для поста технического обслуживания и диагностирования автомобилей
Наименование оборудования | 53 000 | Для наружной мойки машин |
Моечная установка | 680 000 | Для мойки двигателей, агрегатов, деталей |
Передвижная моечная ванна | Для заправки маслом двигателей, коробок передач и других агрегатов | |
Пневматический солидолонагнетатель | Для смазки подшипников | |
Маслосборник пневматический | ||
Тормозной стенд для грузовых и легковых автомобилей | СТС-13У-СП-11 | Для проверки технического тормозных систем |
Прибор для проверки рулевого управления | ИСЛ-М.01 | Для проверки люфтов рулевого управления |
Прибор для проверки и регулировки фар | С-110 | Для регулирования направления светового потока фар и измерения силы свет |
Универсальный компрессометр | КИ-28125 | Для измерения компрессии в цилиндрах дизельных и бензиновых |
Линейка для проверки схождения колес | ПСК-ЛГ | Для контроля схождения передних колес автомобилей |
Автостетоскоп электронный | КИ-28136 | Для прослушивания шумов и стуков в сопряжениях механизмов |
Устройство | КИ-28225 | Для проверки технического состояния масляной центрифуги |
Индикатор расхода газов | КИ-17999М | Для определения износа ЦПГ |
Продолжение таблицы 13
Наименование оборудования | Марка | Стоимость, руб. | Примечание |
Стенд диагностический | КАД-400 | 161 000 | Для проверки технического состояния двигателей |
Установка | К-465М | 99 000 | Для проверки гидросистемы |
Прибор | К-235М | 95 000 | Для проверки пневматического привода тормозов автомобилей |
Приспособление | КИ-13918М | 5 5000 | Для контроля натяжения ремней |
Установка для промывки систем смазки | ОМ-28257 | 157 000 | Для очистки моторного масла и промывки системы смазки дизелей |
Набор автомеханика | И-148М | 4 800 | Для выполнения разборно-сборочных работ при ТО и Р автомобилей |
Пресс гидравлический стационарный, 50 тонн | T61250 | 59 000 | Для выполнения работ по запрессовке, выпрессовке, правке и гибки термически необработанной стали |
Ключ динамометрический | ДТ/4 | 14 000 | для работы с резьбовыми соединениями с заданным моментом затяжки |
Шкаф инструментальный передвижной | КИ-28149 | 29980,00 | для хранения инстру-мента, оснастки, устройств и приборов в производственных условиях |
Тележка инструментальная для выполнения контрольно-измерительных работ | КИ-28150 | 35400,00 | Для выполнения контрольно-измерительных работ, а также для транспортировки агрегатов внутри помещения |
Верстак слесарный | ГОСТ 20400-80 | 14 000 | Для выполнения слесарных работ и хранения инструмента |
Подъемник | 24Г272МЕ | 867 000 | Для подъема легковых и грузовых автомобилей, автобусов при ТО и Р |
Продолжение таблицы 13
Наименование оборудования | Марка | Стоимость, руб. | Примечание |
Универсальный канавный подъемник | П114Е-16-2 | 136 000 | Для вертикального подъема автотранс-портных средств или их компонентов над смотровой канавой |
Домкрат гаражный | ДПГ 12 | 38 000 | Для подъема автотранспортных средств, вывешивания колес |
Стенд шиномонтажный для колес легковых автомобилей | Ш 514 М 1 | 65 000 | для монтажа и демонтажа шин автомобилей |
Балансировочный станок | ЛС 32 | 145 500 | Для балансировки колес легковых и грузовых автомобилей |
Электровулканизатор | Ш-01Р | 30 000 | Для ремонта шин и автомобильных камер |
Комплект принадлежностей к электровулканизатору | Ш – 113 | 4 000 | Для ремонта шин и автомобильных камер |
Компрессор | МК — 200 | 6 000 | Для обеспечения сжатым воздухом пневмоинструмента |
Стенд шиномонтажный для колес грузовых автомобилей | Ш515Е | 337 000 | для монтажа и демонтажа шин автомобилей |
Пневмогайковерт реверсивный | ИП-3113А | 3 000 | Для выполнения разборно-сборочных работ при ТО и Р автомобилей |
Универсальный стенд | Р776Е | 138 000 | Для разборки-сборки V-образных и рядных двигателей, КПП, задних мостов |
Генератор ацетиленовый | АСП-10 | 12 000 | Для проведения газосварочных работ |
Описание трансформатора | ТДМ-500 | 21 0000 | Для проведения сварочных работ |
Станок обдирочно-шлифовальный | ВШ-041 | 290 000 | Для выполнения слесарных работ и обдирки небольших литых и сварных заготовок |
Сверлильный станок | С 20.550 | 60 000 | Для выполнения сверлильных работ |
Тележка | П-254 | 27 000 | Для снятия, установки и транспортировки колес грузовых автомобилей |
Кран гидравлический для рессор | OMCN 141 | 58 000 | Для снятия и установки рессор |
Окончание таблицы 13
Наименование оборудования | Марка | Стоимость, руб. | Примечание |
Электрогайковерт | И-330 | 49 000 | Для гаек колес грузовых автомобилей |
Приспособление | П-232 | 23 500 | Для снятия и установки коробок передач |
Подставка под раму автомобиля | Н60-0527 | 18 500 | Для вывешивания автомобилей |
Комплект инструмента и приспособлений для ТО и TP | И-801 | 199 000 | Для ремонта автомобилей КамАЗ |
Система вентиляции | Sovplym | 400 000 | Для отвода выхлопных газов |
Электрогайковерт | И-335 | 90 000 | Для гаек стремянок рессор |
Приложение 2
Таблица 1 — Результаты расчета дифференцированной периодичности РОВ автомобилей
Марка базового автомобиля
Нормативное значение периодичности обслуживания и ремонта
Значение корректирующих коэффициентов
Значение дифференцированной периодичности обслуживания и ремонта
Количество обслуживаний и ремонта автомобилей
Количество обслуживаний и ремонтов прицепов
Таблица 2 — Результаты расчета дифференцированной трудоемкости обслуживания и ремонта автомобилей
Технологически совместимые группы автомобилей
Нормативная трудоемкость, чел.∙ч
Приложение 3
Таблица 1 — Перечень оборудования, технологической и организационной оснастки универсального и специализированных постов для ремонта большегрузных автомобилей
Источник