Технологии ремонта автомобильных мостов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОДЕРЖАНИЮ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ
Дата введения 1999-09-01
1. Отраслевые методические рекомендации разработаны ГП РОСДОРНИИ при участии Саратовского института «ПРОЕКТМОСТРЕКОНСТРУКЦИЯ», творческого коллектива кафедры мостов МИИТа и НПФ «Инсор». В работе был использован опыт Управления автомобильных дорог Московской области «МОСАВТОДОР» и других организаций.
Внесены Российским дорожным агентством.
2. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ в действие распоряжением Российского дорожного агентства от 30.08.99 г. N 7Р.
3. ВВОДЯТСЯ ВПЕРВЫЕ.
4. Настоящие отраслевые методические рекомендации не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены в качестве официального издания без разрешения Российского дорожного агентства.
5. Настоящие отраслевые нормы подготовлены специалистами ГП Росдорнии Шестериковым В.И., Мусатовым С.А.; Мосавтодора — Кубасовым В.Е. и Антоновым Е.А.; ТКМ «МИИТ» Матвеевым В.К.; института ПМР Морозовым В.Н.; МИКХиС Поляковым Д.Н. и «Инсор» Рузовым А.М. под руководством сотрудников Управления организации работ по содержанию и ремонту искусственных сооружений на автомобильных дорогах Российского дорожного агентства Горобец Л.И. и Матвеева И.К.
В «Методических рекомендациях по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах» представлена классификация работ по содержанию мостовых сооружений и даны предложения по формированию службы их содержания с перечнем работ, возлагаемых на эту службу, показаны порядок взаимоотношений между Заказчиком и Подрядчиком и основные правила контроля качества выполняемых работ, изложены также требования к качеству содержания сооружений и уровни нормативных требований.
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации распространяются на содержание мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования и предназначены для дорожно-эксплуатационной службы Российского дорожного агентства, в частности для мостовых подразделений Российской Федерации при организации и контроле качества работ по содержанию этих сооружений.
1.2. В документе использованы основные термины и определения, в соответствии с принятыми в мостовой терминологии (см. Дорожная терминология [2]) с учетом указанных в ВСН 24-88 [3] и ВСН 6-90 [4].
1.3. Содержание мостовых сооружений — осуществляемый в течение всего года (с учетом сезона) комплекс профилактических, планово-предупредительных ремонтных работ и работ по надзору и уходу за мостовыми сооружениями и за прилегающей непосредственно к ним территорией, называемой подмостовым пространством, в результате которого обеспечивается необходимая надежность и поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние проезжей части в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 [1].
1.4. Конечной целью содержания мостовых сооружений является поддержание и непрерывное повышение технического уровня и эксплуатационного состояния мостовых сооружений в соответствии с ростом нагрузки и интенсивности движения по автомобильным дорогам.
1.5. «Заказчик» — орган исполнительной власти, в оперативном управлении которого находятся дороги общего пользования, поручающий по Контракту проведение работ по содержанию мостовых сооружений, расположенных на них, другому юридическому лицу.
1.6. «Подрядчик» — юридическое лицо, непосредственно осуществляющее по Контракту содержание мостовых сооружений и отвечающее за обеспечение требуемого уровня содержания.
1.7. Уровень содержания мостовых сооружений — комплекс показателей, отражающих определенное техническое состояние конструктивных элементов и общий вид сооружений. Требуемый уровень содержания мостовых сооружений устанавливается Заказчиком в договоре с Исполнителем в соответствии с выделяемым объемом финансирования, отражающим комплекс необходимых работ по содержанию.
1.8. В число мостовых сооружений включаются мосты через реки и суходолы, путепроводы, эстакады, виадуки и скотопрогоны, а также дорожные террасы на горных дорогах.
Длина мостового сооружения ( ) принимается по концам массивных устоев, концам боковых открылков шкафных стенок или (при их отсутствии) по концам крайних опор или балок (переходные плиты не учитываются).
1.9. Содержание наплавных мостов и паромных переправ изложено в инструкции [9].
2. Система управления мостовым хозяйством
2.1. Необходимый уровень транспортно-эксплуатационного состояния мостовых сооружений обеспечивают мостовые службы, которые формируются в зависимости от плотности мостовых сооружений на дорожной сети, состава их парка и состояния, руководствуясь технико-экономическими соображениями.
Эти службы предусматривают два уровня:
— мостовое подразделение (группу) в штате аппарата Заказчика (органа управления дорожным хозяйством);
— производственное подразделение Подрядчика по содержанию мостовых сооружений, которое может быть в составе производственной дорожной службы или в виде специализированных организаций, независимо от формы собственности, имеющих лицензию на право выполнения работ по ремонту и содержанию искусственных сооружений (на конкурсной основе) по контракту. Рекомендуемый срок контракта 3-5 лет.
2.2. При содержании мостовых сооружений основными задачами службы являются:
— обеспечение круглогодичного, непрерывного, безопасного и комфортного движения транспортных средств с установленными расчетными для дороги скоростями и расчетными осевыми нагрузками, а также движения пешеходов;
— обеспечение технически исправного состояния сооружений и расчетного срока их службы при минимальных затратах труда и материально-технических ресурсов;
— систематическое улучшение транспортно-эксплуатационного состояния сооружений с учетом роста интенсивности движения и массы транспортных средств на автомобильных дорогах;
— поддержание в надлежащем состоянии внешнего вида сооружений.
2.3. Мостовая группа (отдел или подотдел) функционирует как структурное подразделение Заказчика под непосредственным подчинением у заместителя начальника или главного инженера органа управления дорожным хозяйством.
Количественный состав этой группы (отдела или подотдела) определяется на основании планируемого объема и может составлять 2-4 человека и более (примерно 2500 п.м. длины мостов на одного специалиста-мостовика).
2.4. Мостовая группа Заказчика выполняет следующие функции:
— осуществляет контроль и анализ технического состояния сооружений, закрепленных за Заказчиком, сбор информации, ведение автоматизированного банка данных о мостовых сооружениях;
— организует и, при необходимости, проводит инвентаризацию этих сооружений, диагностику и их периодическое обследование;
— анализирует режим и условия движения по ним, организует пропуск и осуществляет контроль за пропуском негабаритных и тяжеловесных грузов по искусственным сооружениям (выдает согласования и разрешения на перевоз тяжеловесных и негабаритных грузов);
— организует проведение специальных, предпроектных обследований, обследований после усиления, ремонта, реконструкции сооружений, а в сомнительных или аварийных случаях — внеплановые обследования;
— обеспечивает хранение технической документации: проектов, исполнительных и строительных документов, заключений, отчетов и актов обследований и осмотра мостов, документов по ремонту, технических паспортов на мостовые сооружения;
— разрабатывает производственную программу содержания и ремонта сооружений, определяет средства на их выполнение;
— осуществляет выбор на конкурсной основе подрядных организаций по выполнению производственной программы;
— осуществляет контроль за производственной деятельностью мостовых организаций Подрядчиков на объектах Заказчика;
— осуществляет постоянный контроль за качеством содержания сооружений и сроками выполнения работ подрядными организациями, своевременным устранением недоделок и дефектов по сданным в эксплуатацию сооружениям; проверяет работу освещения на сооружениях;
— участвует в рассмотрении и утверждении проектной документации на ремонт, реконструкцию и новое строительство искусственных сооружений;
— участвует в работе комиссий по приемке скрытых работ, в подготовке объектов к сдаче и вводу в эксплуатацию, в том числе испытаний сооружений под нагрузкой;
— оказывает организационно-техническую помощь в выполнении работ по содержанию и ремонту; участвует в организации аварийно-восстановительных работ;
— организует получение гидрометеорологических и гидрологических данных, выдает технические условия и дает разрешение на прокладку связи, линий электропередач, другие коммуникации в зоне сооружений;
— осуществляет контроль за ведением книг мостовых сооружений и журнала производства работ;
— осуществляет необходимое взаимодействие с дорожными научными организациями.
2.5. Производственные мостовые подразделения Подрядчика привлекаются для выполнения комплекса работ по содержанию мостовых сооружений, обеспечивающего их безопасную и безаварийную работу. В состав работ входит: постоянный надзор за сооружениями, постоянный уход, профилактика для предупреждения появления опасных дефектов, плановый предупредительный ремонт (ППР), организация движения по сооружениям, а также учет мостовых сооружений.
Учет мостовых сооружений у Подрядчика осуществляется путем ведения книг мостовых сооружений на все объекты и журналов производства работ по содержанию.
На мостах, находящихся в ремонте и реконструкции, Подрядчик участвует в работах по надзору за качеством ведения работ и включается в комиссию по подписанию акта скрытых работ на выполнение всего комплекса работ по устройству гидроизоляции и деформационных швов, а также работ по укладке асфальтобетонного покрытия на проезжей части и тротуарах; подключается к контролю качества ведения работ по ремонту и реконструкции сооружений на своем участке.
При приемке мостов в эксплуатацию после ремонта, реконструкции или строительства, выполненными любыми организациями, Подрядчик включается в состав Рабочей и Государственной комиссий.
Для обеспечения безопасности движения на путепроводах Подрядчик осуществляет соответствующую разметку на пролетных строениях и опорах и проводит работы по обслуживанию навигационных знаков и другой судовой сигнализации на мостах; при наличии освещения на мосту содержит все оборудование, обеспечивающее исправную его работу; при необходимости устанавливает габаритные ворота перед путепроводами на пересекаемых дорогах.
2.6. Подрядчик осуществляет весь комплекс работ по содержанию мостовых сооружений на всей их длине (см. п.1.8.) и на прилегающих к ним участках подходов длиной по 6 м с двух концов сооружения (рис.1). Зона обслуживания подмостового пространства включает по 25 м с верховой и низовой стороны от сооружения (при конусах) или длину регуляционных сооружений при их наличии. На путепроводах эта зона ограничивается шириной конуса сооружения. Очистка русла производится на длине 100 м выше и ниже по течению.
Рис.1. План проезжей части моста
Независимо от удаления от мостового сооружения Подрядчик содержит знаки организации движения по мосту (ограничения грузоподъемности, скорости движения, установки приоритетов и т.д.), знаки индивидуального проектирования (название реки), а также лестничные сходы с моста и водоотводные лотки в конусах насыпей. При больших подходах, имеющих несколько водоотводных лотков, Подрядчик содержит первый лоток от моста с каждой его стороны. Ограждения на подходах Подрядчик обслуживает на длине по 18 м с обоих концов сооружения.
2.7. При создании производственных подразделений необходимо учитывать число и протяженность обслуживаемых мостовых сооружений, находящихся на закрепленных участках дорог. В составе организаций, осуществляющих содержание более 30 мостовых сооружений, создаются специализированные производственные мостовые подразделения — мостовые участки. В состав мостовых участков, в зависимости от числа и протяженности, закрепленных за Подрядчиком мостовых сооружений, могут входить две-четыре комплексные бригады, возглавляемые мостовыми мастерами. Каждый мостовой участок может иметь два-три специализированных по видам работ звена. Например, звено по ремонту деформационных швов и гидроизоляции, звено по ремонту железобетона пролетных строений и др.
2.8. Производственное мостовое подразделение Подрядчика должно иметь в своем составе:
— группу механизации (базу техники с водителями, ремонтные мастерские);
— бригады и звенья численностью в зависимости от объемов работ.
Количество бригад, звеньев и их состав может определяться при расчете нормативной численности рабочих, а специализация зависит от типа сооружения (см. приложение 1).
Могут быть созданы специализированные звенья (3-5 чел.) по содержанию крупных сооружений:
— металлических мостов длиной свыше 200 м;
— железобетонных и сталежелезобетонных мостов длиной свыше 300 м;
— деревянных мостов длиной свыше 150 м.
2.9. Специализированные звенья по содержанию могут обслуживать территориально обособленные группы сооружений. В зависимости от материала конструкций сооружения в состав звена могут входить дорожный рабочий, бетонщик, изолировщик, слесарь, маляр, плотник и пр.
2.10. В состав комплексных бригад могут входить: дорожный рабочий, бетонщик, штукатур, изолировщик, маляр, слесарь, машинист (моторист), сварщик, электрик, плотник, водитель спецавтомобиля.
Для выполнения большого объема работ специального значения (бетонных, покрасочных и т.д.) могут быть созданы специализированные звенья и бригады, численность которых определяется из объема работ.
2.11. При создании производственных мостовых подразделений или привлечении к работам по содержанию специализированных фирм Подрядчиков необходимо учитывать специфику работы этих подразделений:
— разбросанность фронта работ по дороге;
— работа на высоте.
Для эффективной работы подразделений следует:
а) сформировать зону обслуживания бригадами, звеньями, исходя из целесообразности транспортировки машин, механизмов, материалов, рабочих (в пределах до 100 км) от расположения базы.
б) осуществлять планирование работ с учетом планомерной загрузки подразделений в течение всего года.
2.12. Для выполнения дорожных работ по содержанию ездового полотна на мостовых сооружениях и подходах заказчик может заключать договора с дорожными подразделениями, в ведении которых находятся дороги.
Дорожные организации могут привлекаться для очистки проезжей части, очистки и уборки подходов и конусов, расчистки русла и пропуска высоких вод.
В этом случае на мостовых сооружениях средний участок проезжей части подвергается механизированной уборке дорожными подразделениями, а подрядчик по содержанию мостового сооружения выполняет только доочистку зоны проезжей части шириной 1 м вдоль ограждения безопасности или бордюра тротуара.
Источник
Ремонт мостовых сооружений
Эта статья посвящена современным технологиям ремонта и восстановления мостовых сооружений. Подробно рассматриваются прогрессивные материалы, используемые при ремонте мостовых сооружений и обеспечивающие длительный межремонтный период эксплуатации. Наряду с этим в статье уделяется особое внимание обследованию мостовых сооружений перед началом проектных работ, а также дается описание технологии выполнения ремонтных работ с применением материалов производства Группы Компаний «Пенетрон‑Россия».
Рис. 1–2. Состояние пролетных строений и опора моста
В последнее время в России ведется активное строительство и ремонт дорог, а также транспортных сооружений. Только на национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» выделено более 4,8 трлн руб., притом что проект рассчитан до 2024 года.
Однако большинство мостов в России запроектировано и построено в период с 60‑х по 90‑е годы ХХ века. Естественно, что без должного обслуживания и ремонта с течением времени строительные конструкции подвергаются разрушению. Тем более что они не были рассчитаны на такую интенсивную эксплуатацию, которая наблюдается в современных российских мегаполисах.
Следует отметить, что перед началом работ по восстановлению и реконструкций мостовых сооружений необходимо провести их тщательное обследование с целью определения фактического состояния объекта и сравнить полученные данные с характеристиками, указанными в проекте.
Рис. 3. Определение толщины защитного слоя арматуры
При обследовании особое внимание уделяется состоянию пролетных строений и опор моста (рис. 1–2), измеряются их геометрические размеры, определяется толщина защитного слоя арматуры (рис. 3) и прочность бетона (рис. 4), оценивается глубина карбонизации (рис. 5–6). Дополнительно при обследовании мостовых сооружений определяется пористость и водонепроницаемость бетона, а также оценивается состояние арматуры и содержание хлоридов в бетоне (рис. 7–8).
После проведения обследования составляется подробная карта дефектов строительных конструкций, отмечаются места протечек образования трещин, участки разрушенного бетона и очаги коррозии металлических конструкций, фиксируются все отклонения от проекта (рис. 9–13).
На основании данных, полученных при обследовании мостового сооружения, выбирается технология ремонта и составляется проект производства работ. Ниже мы предлагаем один из вариантов ремонта железобетонных конструкций мостовых сооружений с применением материалов системы Пенетрон и Скрепа, которые уже более 25 лет применяются для ремонта и гидроизоляции строительных конструкций на территории России.
Рис. 4. Определение прочности бетона
Так, при обследовании моста были выявлены следующие дефекты строительных конструкций:
- высокая пористость и низкая водонепроницаемость бетона опор моста, шелушение поверхности бетона в зоне переменного уровня воды;
- разрушения защитного слоя с оголением арматуры балок пролетных строений, разрушения бетона разделительных элементов моста;
- наличие статичных трещин в бетоне шириной раскрытия от 0,15 до 0,35 мм.
ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
1. ПОВЫШЕНИЕ ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОСТИ БЕТОНА ДО ПРОЕКТНЫХ ЗНАЧЕНИЙ, ГИДРОИЗОЛЯЦИЯ СТАТИЧНЫХ ТРЕЩИН И СНИЖЕНИЕ ПОРИСТОСТИ БЕТОНА
1.1 Используемые материалы
Рис. 5. Отбор образцов бетона для испытаний
Рис. 6. Определение глубины карбонизации бетона
Для повышения водонепроницаемости бетона и снижения его пористости, а также для гидроизоляции статичных трещин раскрытием до 0,4 мм применяется гидроизоляционная проникающая капиллярная смесь «Пенетрон».
Описание:
Смесь сухая гидроизоляционная проникающая капиллярная W10 (повышение марки по водонепроницаемости на 3 ступени) «Пенетрон» ГОСТ Р 56703‑2015. Состоит из портландцемента, кварцевого песка определенной гранулометрии, активных химических компонентов. Производится согласно ТУ 23.64.10‑001‑77919831‑2018. Технические характеристики — см. табл. 1.
Источник