Технология ремонта дымовых труб
Пароизоляционная технология ремонта дымовых труб
Переход на газовое топливо, нестабильный и пониженный тепловой режим эксплуатации приводит к ускоренному разрушению футеровок и стволов дымовых труб. Особенно неблагоприятная ситуация по причине образования конденсата развивается на дымовых трубах с кислотоупорной футеровкой. Силикатные замазки и растворы на основе жидкого стекла без модифицирующих полимерных уплотнительных добавок нестойки в слабокислой, нейтральной и щелочной среде.
В соответствии с СП 13-101-99 «Правила надзора, обследования, проведения технического обслуживания и ремонта промышленных дымовых и вентиляционных труб» в условиях возможного образования конденсата для нормальной эксплуатации рекомендованы дымовые трубы следующих конструкций:
е — монолитная железобетонная труба с газоотводящими стволами из стали или других материалов и проходным вентилируемым зазором;
з — свободностоящие металлические трубы с футеровкой и без нее;
и — трубы с пластмассовыми или металлическими стволами в шахтах.
Перечисленные конструкции дымовых труб предполагают стойкость материала газоотводящего ствола и полную изоляцию парогазовой среды.
Возможность эксплуатации в условиях конденсатообразования дымовых труб других конструкций:
а — кирпичная труба, футерованная полностью или частично;
б — монолитная железобетонная труба с кирпичной футеровкой и теплоизоляцией;
в — монолитная железобетонная труба с кирпичной футеровкой без изоляции;
г — монолитная железобетонная труба с футеровкой из полимербетона;
д — монолитная железобетонная труба с кирпичной футеровкой, теплоизоляцией или без нее и воздушным вентилируемым зазором между стволом и футеровкой;
ж — сборные железобетонные трубы –
предполагает их реконструкцию с установкой стеклопластикового или металлического газоотводящего ствола, что является высоко затратным мероприятием.
В связи с разработкой новых эффективных материалов стало возможным расширить условия эксплуатации дымовых труб без необходимости проведения реконструкции: путем устройства термохимстойкого пароизоляционного эластичного покрытия, обеспечивающего барьерный тип защиты в широком диапазоне условий эксплуатации.
Относительно долговечности данного покрытия свидетельствует следующая информация:
— после 10 лет эксплуатации никаких видимых изменений с покрытием не происходит;
— существующие на сегодняшний день методики расчёта долговечности покрытия, сводятся к определению водопоглощения покрытием за определённый интервал времени с последующей интерполяцией результатов на критерий отказа (критическое водопоглощение – 8-10%). Анализ результатов испытаний с последующей обработкой по данной методике даёт расчётный срок службы этих покрытий от 25 до 45 лет. Таким образом, срок службы данного покрытия сопоставим со сроком службы газоотводящих стволов (вариантов с реконструкцией).
Несмотря на кажущуюся простоту технологии, существует ряд особенностей из-за конструктивных, эксплуатационных отличий и фактического состояния дымовой трубы.
На всех объектах, где нашим предприятием применена пароизоляционная технология ремонта на основе полимерных композиций ГЭК-1 и ПЭК-1 (разработчик НПК «Композит» АО «НПО «Стеклопластик»,
http://www.npo-stekloplastic.ru/production/composites/antocorrosion-materials/GEK-PEK/), проблемы с выходом конденсата решены, что проявляется в прекращении разрушения ствола дымовой трубы и, как следствие – в увеличении срока службы маркировочной окраски и сооружения в целом:
— железобетонная дымовая труба Н=120 м До-4,3 м котельной №5 ОАО «БМК», г. Белорецк (до ремонта в зимний период труба по всей высоте была покрыта льдом, после ремонта проблем нет, 2009-2020 гг., гл. инженер Коротков Денис Анатольевич, тел. (34792) 4-14-72);
— железобетонная дымовая труба Н=120 м пиковой котельной Челябинской ТЭЦ-1 (до ремонта имел место выход конденсата, после ремонта проблем нет, 2011-2020 гг., и/о технического директора Стародубцев Денис Викторович, (351) 255-23-59;
— железобетонная дымовая труба №6, Н=150 м До=4,3 м Орской ТЭЦ-1 (до ремонта наблюдались отдельные участки с выходом конденсата на поверхность, после ремонта выход прекратился);
— кирпичная дымовая труба Н-38,35 До-1,9 м котельного цеха ТЭЦ АО «ЭнСер» (до ремонта – разрушение оголовка, выход конденсата, после ремонта – проблем нет, 2012-2020, главный инженер Любимов Анатолий Владимирович, (3513) 29-74-39));
— кирпичная дымовая труба №1 Н=99,55 м До=5,5 м ТЭЦ ОАО «ЕВРАЗ НТМК», г.Нижний Тагил (до ремонта – в результате снижения нагрузок появилась возможность образования конденсата внутри трубы при эксплуатации; после ремонта, включающего, кроме уплотнения футеровки, выполнение маркировочной окраски паронепроницаемыми эпоксидными составами, проблем нет 2011-2020 гг., начальник ТЭЦ Иванцов Фёдор Валентинович, тел. (343) 549-77-21);
— кирпичная дымовая труба №2 Н = 100,3 м До = 5,5 м ТЭЦ ОАО «ЕВРАЗ НТМК», г.Нижний Тагил (до ремонта в результате снижения нагрузок появилась возможность образования конденсата внутри трубы при эксплуатации; после ремонта, включающего, кроме уплотнения футеровки, выполнение маркировочной окраски паронепроницаемыми эпоксидными составами, проблем нет 2012-2020 гг. начальник ТЭЦ Иванцов Фёдор Валентинович, тел. (343) 549-77-21));
— железобетонная дымовая труба Н=150м Д=6м г. Сим, ОАО «Агрегат» (до ремонта — выход конденсата в районе узлов сопряжения звеньев футеровки; после ремонта проблем нет, 2011-2020 г., зам. главы администрации Гафаров Руслан Ратмирович, тел. (35159) 78-378);
— железобетонная дымовая труба №1 Н=120 м г. Южноуральской ГРЭС (до ремонта локальный выход конденсата, после ремонта проблем нет, 2013-2020 гг.);
— железобетонная дымовая труба Н=270 м До=11,8 м Нижневартовской ГРЭС (до ремонта выход конденсата, образование наледи в зимний период, после ремонта проблем нет);
— кирпичная дымовая труба №1 Н=150 м До=6,0 м Норильской ТЭЦ-2 (г. Талнах) (до ремонта выход конденсата, образование наледи в зимний период с последующим обрушением и разрушением наружных металлоконструкций и газоходов; после ремонта проблем с выходом конденсата нет, 2015-2020, гг., нач. отдела Вяткин Максим Викторович, тел. (3919) 24-01-35);
— железобетонная дымовая труба №4, Н=140 м До=5,1 м Орской ТЭЦ-1 ПАО «Т Плюс» (до ремонта наблюдались отдельные участки с выходом конденсата на поверхность, после ремонта выход прекратился)
Пароизоляционная технология ремонта является эффективным решением не только для труб, уже зарекомендовавших себя проблемными, но и эффективным профилактическим мероприятием для внешне благополучных дымовых труб с целью повышения устойчивости и надёжности в непроектных режимах эксплуатации.
454084, г. Челябинск, ул. Кожзаводская, дом 2, корпус А, офис 7
Источник
Технологии ремонта дымовых труб
Однозначного решения в выборе технологии восстановления труб предложить невозможно. Поэтому специалисту-проектировщику и застройщику периодически следует с учетом конкретных условий определять, какой способ приемлем с точки зрения наибольшего экономического эффекта, технического результата и долговечности после ремонта. В настоящее время применяются следующие способы ремонта каналов трубы:
— оштукатуривание;
— внутренняя облицовка с помощью гибких металлических обсадных труб (трубы алюминиевые или из нержавеющей стали);
Ремонт труб оштукатуриванием. Этот способ применяется, когда экономически нецелесообразно или по техническим причинам невозможно обустроить канал трубы обсадными трубами. Штукатурка для каналов труб по технической надежности должна отвечать многим требованиям и при ее подборе следует учитывать разнообразные факторы:
— раствор пропускает конденсат дымовых газов, поэтому сначала надо устранить причину конденсации;
— поверхность недостаточно хорошо подготовлена, из-за чего прилипание штукатурки ненадежно;
— неизбежно растрескивание вследствие колебаний температуры (что снижает изоляционные качества, способствует отслаиванию штукатурки от стены);
— штукатурку вручную могут наносить только очень квалифицированные специалисты;
— качество выполненных работ можно проверить лишь в ограниченной степени;
— многократное оштукатуривание канала приводит к уменьшению его поперечного сечения.
Однако в некоторых случаях нанесение штукатурки из синтетического раствора вручную при строгом соблюдении технологических правил является оптимальным решением. Например, когда из-за предполагаемого сноса здания срок службы трубы непродолжителен и точно известен, или когда вследствие дегтеобразования при сжигании древесины приходится производить систематическое выжигание, или когда происходит просасывание при сжигании твердых видов топлива.
Для внутренней штукатурки дымовых труб, газовых или масляных отопительных приборов, если требованием является только непрерывность дыма, применяется специальная сухая порошкообразная смесь (производителей называть не будем, бесплатно не рекламируем; их много). Штукатурный раствор из смеси содержит различные цементы и кварцевый песок оптимального гранулометрического состава, а также такие добавки, которые защищают от действия агрессивных сред и повышают адгезионную способность. Цвет смеси серый, плотность 1,1 кг/дм3; она гигроскопична, ее физиологическое воздействие идентично цементу. В продажу такая смесь поступает в готовом виде, требуется только добавить воду. Необходимой консистенции достигают при 0,25-0,4 ч. воды по массе на единицу массы смеси. В зависимости от состояния трубы расход составляет 5 — 7 кг/м2 при нанесении основы и выравнивающего слоя. Выравнивающий слой должен иметь более жидкую консистенцию.
Практика показала, что такая смесь после затвердевания образует газонепроницаемую, хорошо противостоящую механическим воздействиям поверхность. Несмотря на ее устойчивость к дымовым газам, нельзя сказать, что она паронепроницаема. Однако смесь не оказывает влияния на способность кладки «дышать».
Для оштукатуривания дымовой трубы вручную принимается следующий порядок подготовки:
— демонтируют подсоединения труб, подводящих продукты сгорания от отопительных приборов, удаляют люк отверстия ревизии;
— закрывают отверстия для подсоединений;
— с капители дымовой трубы демонтируют оголовок, повышающий тягу;
— монтируют ручную лебедку на лещадный камень трубы, а также направляющее колесо к отверстию для чистки;
— с помощью инструмента для чистки (скребка) снимают грубые отложения продуктов сгорания со стенок канала, а также наплывы раствора между кирпичами. Всегда следует учитывать, что размер инструмента должен подбираться индивидуально для каждой конкретной трубы. Инструмент для чистки канала ни в коем случае нельзя использовать как ударный. Скребок перемещают в канале с помощью веревки в вертикальном направлении: за конец, выведенный через оголовок трубы, — вверх; за конец, перекинутый через направляющее колесо, — в отверстие для чистки. Веревку тянут или руками, или лебедкой. Канал трубы расширяется кверху, поэтому скребок вводится в трубу сверху;
— в отверстие для чистки вводится щетка, смонтированная на металлической плите, и соединяется с помощью карабина с канатом лебедки и с нижней веревкой;
— операцию протягивания щетки в канале следует повторять до тех пор, пока поверхность канала не станет достаточно чистой;
— поверхность канала трубы обеспыливают чистой водой; целесообразно шланг с разбрызгивателем протягивать по всему каналу.
Штукатурные работы ведут в следующем порядке:
— устанавливают штукатурный щит в отверстие для чистки, а затем подсоединяют его к канату лебедки, установленной на оголовке трубы. Необходимо следить, чтобы щит соответствовал размеру внутреннего сечения трубы;
— непрерывно подают раствор через верхний конец трубы на щит с таким расчетом, чтобы высота слоя раствора была постоянно не менее 30 см. Масса такого слоя раствора делает возможным при растекании его в стороны заполнить углубления и трещины стенок трубы;
— следует убедиться, что штукатурный щит полностью перекрывает поперечное сечение трубы. В этом случае через отверстие для чистки не наблюдается просачивания раствора;
— затем осуществляют подъем щита с. помощью лебедки. Для того, чтобы на щите постоянно удерживался слой раствора в 30 см, необходимо постоянно подавать его сверху и в процессе подъема щита. По сопротивлению щита практически можно сделать вывод, какой слой раствора на нем имеется. В зависимости от состояния трубы эту фазу приходится повторять 2 — 3 раза. Штукатурный щит должен плотно двигаться по стенкам с тем, чтобы на них не откладывался слой раствора толщиной более 1,5 — 2 см;
— после этого опробуют трубу на прохождение дыма: визуально определяют, не проходит ли дым через горизонтальные швы, у заделок трубчатых гильз, у смотровых отверстий, но особенно в тех местах, где были ранее обнаружены дефекты;
— после успешного испытания на протечки дыма производят затирку стенок канала. До момента схватывания раствора надо очистить и заделать трубчатые гильзы, отверстие для чистки и люк зольника. Участок между щитом и днищем трубы штукатурят вручную (в резиновых перчатках);
— из гильз в стенах трубы вынимают заглушки. Раствор, попавший в пространство между поверхностью трубы и заглушкой, следует аккуратно удалить, расширяя отверстие от оси до полного поперечного сечения специальным совочком или рукой в резиновой перчатке. После удаления раствора из гильз диаметром 105, 118, 132 мм их концы в трубе заделывают вручную.
Внутреннюю поверхность сборных труб обычно штукатурят, если проверкой установлены такие неплотности, причиной которых являются нарушения швов или их отсутствие между элементами труб или разъедание внутренней поверхности труб продуктами сгорания.
Технология оштукатуривания внутренних поверхностей сборных труб идентична технологии для индивидуальных труб. Отличие состоит лишь в том, что для каналов, расширяющихся кверху (диаметры элементов 17,5; 20 и 22,5 см), необходимо иметь и применять штукатурные щиты соответствующих размеров. Появление ступенчатости из-за увеличения диаметров элементов трубы для улучшения аэродинамических свойств трубы устраняют обмазкой соответствующих мест штукатурным раствором. После нанесения необходимых слоев штукатурки кромки соединительных отверстий с внутренней стороны тщательно заглаживают вручную.
В процессе оштукатуривания сборных труб после устранения неплотностей возникает необходимость и в других видах ремонта. К ним можно отнести подсоединения дымовых труб. Определяют так. Сначала с наружной стороны трубы, насколько это возможно, замеряют расстояния между подсоединениями. Если внешние размеры не подтверждают достаточно надежно, что выдержаны требования, нужно промерить расстояния через гильзы, подсвечивая трубы изнутри. Руками наощупь и подсвечивая, надо обследовать места новых подсоединений: нет ли нарушений, отломов.
Если состояние трубы с точки зрения статики или аэродинамики вызывает беспокойство, ее следует разобрать и возвести снова.
Восстановление труб с помощью внутренней облицовки. Испытанным способом является применение при восстановлении дымовых труб алюминиевых гибких обсадных труб (см. схему ниже). Для этого в канал дымовой трубы вставляют гибкую, гофрированную одно- или многослойную трубу круглого сечения из алюминия или коррозионно-стойкой стали. Труба эта соединяется с приборами отопления, с оголовком трубы, с отверстиями для чистки с помощью специальных фитингов, конденсат собирается в специальный резервуар из листового металла. Этот способ обладает следующими преимуществами:
— защищает стенку трубы от коррозии;
— круглое сечение улучшает аэродинамические характеристики;
— заполнение пространства вокруг обсадной трубы теплоизоляционным материалом снижает охлаждение дымовых газов;
— работа не представляет трудностей, нет необходимости в квалифицированных рабочих;
— результаты проделанной работы легко и надежно можно проконтролировать;
— удельное количество использованных материалов, конструкционная масса невелики;
— подготовительные работы малы по объему.
Обсадка дымохода гибкой металлической трубой
1 — концевой фитинг;
2 — соединительный элемент;
3 — оголовок;
4 — затяжные хомуты;
5 — лещадный камень со слезником;
6 — соединительный патрубок с дымоходом печи;
7 — предупреждающая табличка для трубочистов о наличии обсадной трубы;
8 — гибкая металлическая обсадная труба;
9 — теплоизоляция;
10 — дымоход;
11 — фиксатор;
12 — вводный фитинг;
13 — стена трубы;
14 — уплотнение;
15 — фитинг ревизии;
16 — кран для выпуска конденсата;
17 — дверца для выемки сажи
Подготовительные работы:
— теплотехнический и аэродинамический расчеты, определение необходимого материала и диаметра гибких труб;
— определение подсоединяемых отопительных приборов;
— чистка, удаление сажи;
— устранение возможных сужений, выступов;
— пробивка шаром с целью определения наименьшего поперечного сечения;
— определение длины трубы с помощью шнура.
Монтаж обсадной трубы:
— разборка канала со стороны второстепенного помещения от впускного отверстия (патрубка) до днища канала — например, в голландской (изразцовой) печи разбирают верхний ряд минимум до днища дымохода;
— расширение при необходимости отверстия в лещадном камне;
— введение инструмента для протяжки (пробное протягивание); протяжка обсадной трубы и временная ее фиксация;
— размещение соединительных фитингов и присоединение их с обсадной трубой (саморезными винтами);
— размещение обсадной трубы между впускным патрубком и люком зольника и подсоединение фитингов (саморезными винтами);
— размещение фитингов для очистки и сосуда для сбора влаги и соединение их с обсадной трубой (саморезными винтами);
— окончательное закрепление обсадной трубы с помощью хомутов;
— уплотнение с помощью асбестового шнура или силопластиковым герметиком;
— восстановление кладки трубы;
— заполнение пространства вокруг обсадной трубы при необходимости теплоизоляционным материалом;
— размещение оконченного элемента;
— восстановление печи;
— восстановление оголовка трубы;
— подсоединение отопительных приборов;
— пробная топка.
При выполнении работ необходимо учитывать следующее. При протяжке гибкой гофрированной трубы в первую очередь следует уделять внимание аккуратности проведения работы. Труба очень чувствительна к повреждениям, поэтому не следует ее перенапрягать при протяжке (сила натяжения — 2 — 3 кгс). При возникновении помех трубу подталкивают снизу и продвигают ее небольшими участками. Фитинги сдвигаются плотно (до соударения) с соединительными элементами трубы. Вследствие упругости труб (алюминиевых и эпоксидных) в продольном направлении соединения могут разойтись, поэтому необходимо следить, чтобы в трубе не создавалось растягивающих напряжений. Свежая штукатурка не должна входить в соприкосновение с алюминиевой трубой.
- У нас трубы нержавеющие стали AISI по оптовой цене.
Источник