- Литой асфальтобетон: особенности материала, технология изготовления и применение
- Понятие и особенности
- Технические характеристики и свойства
- Среда применения
- Изготовление материала
- Применение литого асфальтобетона: технология укладки, ямочный ремонт
- Понятие и особенности
- Технические характеристики и свойства
- Область применения
- Изготовление материала
- Состав
- Приготовление
- Укладка
- Стоимость и популярные производители
- Ямочный ремонт
Литой асфальтобетон: особенности материала, технология изготовления и применение
Схема изготовления обычного асфальтобетона такова: необходимые компоненты смешивают, приготовляют из горячей или холодной смеси, заливают и обязательно уплотняют. Последняя процедура обеспечивает достаточную прочность покрытия и стойкость к деформациям.
Литой асфальтобетон по своей сути – очень вязкая жидкость, и уплотнять его нет нужды.
Понятие и особенности
Литой асфальт после охлаждения самостоятельно приобретает эксплуатационную плотность, что означает сокращение расходов при укладке и значительное ускорение дорожного строительства. Эта особенность материала обусловлена его не совсем обычным составом и способом изготовления.
Если для обычных асфальтобетонов решающим фактором выступает макроструктура, то есть, соотношение и форма щебня и песка или минерального порошка, то для литого асфальтобетона им является микроструктура, которая, в свою очередь, связана с качествами асфальтового вяжущего битума.
- Вяжущее вещество содержит минеральный порошок и битум. Его доля в составе литого АБ увеличена до 28%: 7,5–10% собственно битума, и 20–30% порошка. Столь высокая концентрация и обуславливает формирование полукаркасной структуры конечного продукта.
- Содержание щебня – с диаметром до 5%, колеблется от 0 до 50%.
Об особенностях литого асфальтобетона расскажет этот видеосюжет:
В зависимости от объема самых крупных зерен литой АБ разделяют на 3 типа:
- 1 – максимальный диаметр достигает 15 мм, а массовая доля камня достигает 45–55%. Такой состав используют и для строительства новых дорог и для ремонта старых.
- 2 – максимальный размер меньше – до 20 мм, а доля камня составит 20–25 %. Спектр применения так же широк.
- 3 – здесь максимальный диаметр достигает 40 мм, а доля щебня снова увеличивается – 45–65%. Этот состав подходит для нового строительства.
- 4 – используется только фракция с размером зерна менее 5 мм. Этот вариант АБ подходит для укладки тротуаров, велосипедных дорожек и прочее.
- 5 – максимальный диаметр зерна достигает 20 мм, доля камня – 35–50%. При этом объем битума составляет рекордно большое значение – 22–28%.
Другое главное отличие – особенность технологии. Литой АБ изготавливают при более высокой температуре асфальтной смеси и непрерывно перемешивают до места строительства при постоянном же подогреве. Затем материал укладывают специальными машинами. Уплотнять его не нужно, при охлаждении литой АБ набирает нужную прочность.
А далее будут рассмотрены свойства такого АБ как литой.
Технические характеристики и свойства
К верхнему покрытию дороги предъявляются очень высокие требования, так как кроме очевидной прочности и износоустойчивости «дорожная одежда» должна защищать нижние слои от дождя и снега. Поэтому к главным качествам литого асфальтобетона относится низкая пористость и, соответственно, высокая плотность (т/м3).
- Для типа 1 пористость минерального состава не превышает 20%, для остальных – 22% по объему.
- Водонасыщение (по объему) для 1 и 2 типа составляет 1%, а для остальных, соответственно, 5,7 и 0,5%. Поскольку материал не насыщается влагой, он может защитить нижние слои. Кроме того, это же качество объясняет и прекрасную морозостойкостью покрытия из литого АБ.
- Хорошую стойкость к низким температурам увеличивают и за счет получения щебня кубовидной формы из горных метаморфических пород. Его показатель соответствует классу F 50.
- Остаточная пористость литого АБ составит 2%.
- Прочность на сжатие равна не менее 1 для 1, 2, 3 и 5 типа и не менее 0,7 для 4.
- Плотность, а, значит, удельный вес или объемный литого асфальтобетона зависит в основном от доли каменной фракции. Соответственно, при разной массе щебня, вес и объемный вес материала будет колебаться, причем в значительных пределах. В среднем диапазон составит 1,5–2,2 т в 1 куб. м.
- Кроме того, для каждого региона разработаны свои нормативы при изготовлении АБ как литого, так и обычного. Поэтому точно узнать эти параметры можно лишь у специалистов завода-изготовителя.
- К важным характеристикам относится и долговечность. Литой АБ менее склонен к деформации: при +40 С глубина вдавливания составляет 1–6, 1–4 мм и 1–10 для 5 типа.
- Так как укладку литого АБ производят при более высокой температуре, то большой оказывается и адгезия к нижним слоям. Это означает своего рода «спекание» с материалами рулонной гидроизоляции. Таким образом водостойкость всей конструкции повышается.
- В литом АБ отсутствует эффект коррозии , к тому же покрытие из материала устойчиво к солям.
О применении литого асфальтобетона речь пойдет далее.
Среда применения
- Литой асфальтобетон успешно применяется при сооружении дорог, мостов, туннелей и множества других объектов. При этом важно подбирать материал, соответствующий условиям, так как показатели типов весьма различны.
- Литой асфальтобетон 1 и 2 типа ГОСТ рекомендует использовать при сооружении как нижних, так и верхних слоев при предполагаемой нагрузке более 3 тыс. авт. за сутки. Это скоростные участки шоссе, трассы, аэродромы и так далее.
- Для обустройства пешеходных и велосипедных дорожек 1 тип не используется. 2, 3 и 4 применяют для формирования верхнего и нижнего слоя.
- При возведении мостов и туннелей, а также при любом виде ремонта – для формирования выравнивающего слоя, для покрытия, для ремонта выбоин и прочего, используются 1, 2 и 5 тип АБ.
- Предпочтение литого АБ обусловлено еще и его высокой шероховатостью. Это свойство обеспечивает сцепление покрышки колеса машины или велосипеды с дорожным покрытием, что особенно важно во время дождя или снегопада.
- Из-за высоких гидроизоляционных свойств литого АБ он используется и не совсем типичным образом, например, при обустройстве кровель, даже обогреваемых, а также полов, при гидроизоляции туннелей и прочего.
Технология приготовления, устройство литого асфальтобетона, оборудование для этого и состав будет рассмотрено ниже.
Изготовление материала
Для технических характеристик продукта одинаково важны и состав., и метод производства, и даже способ укладки. Готовый продукт – дорожное покрытие, является результатом соблюдения технологии на всех стадиях.
Источник
Применение литого асфальтобетона: технология укладки, ямочный ремонт
Литой асфальтобетон – современный строительный материал, который создают по литьевой технологии из минерального порошка, щебня разной фракции, песка, битума в качестве вяжущего и разнообразных добавок. Асфальт готовят в специальных смесителях, которые работают по принудительному принципу, посредством тщательного смешивания всех компонентов в нужных пропорциях в процессе их нагревания.
Литая асфальтобетонная смесь демонстрирует высокий уровень подвижности, поэтому легко и быстро распределяется по любой поверхности, при температуре +220С может укладываться даже без уплотнения. В процессе остывания материал затвердевает, создавая покрытие, стойкое ко влаге, деформациям, высоким нагрузкам и другим воздействиям.
Асфальтобетон литого типа используют для изготовления автомобильных дорог, мостов, площадей и улиц, тоннелей, аэродромов, парковок, а также выполняют ямочный ремонт дорог.
Понятие и особенности
Литой асфальтобетон используется для создания самых разных дорожных покрытий, обладает набором уникальных преимуществ. После охлаждения смесь самостоятельно приобретает хорошую плотность, без необходимости в утрамбовке, что существенно сокращает расходы в процессе укладки и ускоряет ее проведение. Все дело в особом составе.
Если в производстве обыкновенных асфальтов важно соблюдение пропорции в смешивании материалов, то при создании литых асфальтобетонных смесей ключевую роль играет вяжущее вещество, состоящее из битума и минеральных добавок. Именно вяжущее обеспечивает простоту процесса укладки и естественное уплотнение покрытия по мере его остывания.
Вяжущее вещество покрытий из асфальтобетонных смесей содержит повышенную долю битума (от 7.5% до 10%) и минерального порошка (до 30%). Такая высокая концентрация обеспечивает формирование плотной непористой структуры итогового продукта.
Свойства покрытий из литых асфальтобетонных смесей определяются их составом и соблюдением технологии работы. Прежде, чем использовать материал для обустройства покрытия, необходимо тщательно изучить виды и типы асфальтобетона, их свойства.
1) Стандартный – в состав вводят теплоустойчивый битум не модифицированного типа.
2) Сероасфальтобетон – вяжущим выступают дорожный битум и модифицированная сера, что позволяет снизить температуру приготовления за счет уменьшения доли битума.
3) Полимерасфальтобетон – основным компонентом выступает полимерно-битумный материал.
4) Резиноасфальтобетон – наполнителем становится резиновая крошка, благодаря которой повышается стойкость к износу, продлевается срок эксплуатации, удается сократить расход щебня в составе.
- 1 – диаметр 15 миллиметров, доля камня в составе равна 45-55%, асфальтирование выполняют для прокладки новых прочных покрытий и восстановления старых.
- 2 – диаметр 20 миллиметров, в составе 20-25% камня, универсальный раствор для разных задач.
- 3 – диаметр до 40 миллиметров, щебень в составе занимает 45-65%, идеальный вариант для строительства новых прочных дорог.
- 4 – фракции размером меньше 5 миллиметров, обычно такой асфальтобетон используют для выполнения велосипедных дорожек, дорожек приусадебных территорий, тротуаров, стяжки внутри помещений, гидроизоляции кровли.
- 5 – зерно диаметра 20 миллиметров, в составе камня 35-50%, отличается содержанием битумного вещества около 22-28%, смесь используется для выполнения текущих ремонтов покрытий.
Технические характеристики и свойства
Литой асфальтобетон – материал, который применяется для обустройства дорожных покрытий разного назначения, для ремонта, выполнения работ внутри помещений. Основным отличием от обычного является технология укладки асфальта данного типа – все манипуляции со смесью проводятся при высокой температуре (+220-250С): смесь сначала готовят, потом постоянно мешают в процессе доставки (не позволяя охладиться), доставляют в кохерах, далее укладывают.
За счет включения в состав особого вяжущего и минеральных порошков в большом объеме (до 11% битума и до 25% занимают минеральные составляющие соответственно) смесь самоуплотняется в процессе остывания, избавляя от необходимости тратить средства и время на специальный инструмент, само уплотнение. Дорожный слой из литого асфальтобетона получается с низкой пористостью и высоким уровнем плотности, демонстрирует прекрасную пластичность.
- Небольшая пористость – в диапазоне 20-22% по объему (остаточная пористость составляет 2%)
- Водонасыщение составляет 1% для асфальта 1 и 2 типа, 5.7% и 0.5% для остальных, что дает возможность говорить о качественной защите от влаги нижних слоев асфальта. Также благодаря данной характеристике материал совершенно не боится морозов
- Прочность на сжатие – 0.7 для 4 типа, 1 для всех остальных
- Плотность и вес – могут быть разными, в зависимости от объема щебня в составе, показатель колеблется в диапазоне от 1.5 до 2.2 тонн на 1 кубический метр
- Долговечность литого асфальтобетона – служит намного дольше, чем обычный, что обусловлено особенностями производства литых смесей и технологией укладки
- Минимальная деформация – при значении температуры эксплуатации до +40С глубина вдавливания равна 1-10 миллиметрам
- Высокий уровень адгезии к нижним слоям – за счет того, что литой асфальтобетон укладывается при повышении температуры и лучше сцепляется (практически «спекается») с гидроизоляцией, нижними слоями
- Полное отсутствие коррозии, устойчивость к солям
Область применения
Литой асфальтобетон целесообразно использовать в самых разных сферах ремонта и строительства. Особенности материала обеспечивают ему прекрасные эксплуатационные характеристики, что существенно расширяет область применения.
- В строительстве дорог, мостов разных конфигураций, туннелей, иных объектов.
- Материал 1-2 типа актуален для нижних и верхних слоев покрытий с нагрузками более 3000 единиц транспорта в сутки – обычно это аэродромы, востребованные трассы, скоростные участки дорог и т.д. (хотя, асфальтобетон можно использовать в обустройстве покрытий и с меньшими нагрузками, но в таком случае высокая цена не будет экономически оправдана)
- Смеси 2-4 типов используют для обустройства всех слоев дорожек для велосипедов и пешеходов, тротуаров
- Асфальтобетон 1-2 и 5 типа актуален в строительстве туннелей, мостов, разных ремонтных работ
- Для обустройства кровли, полов, слоев гидроизоляции, что обуславливается прекрасными гидроизоляционными свойствами асфальтобетона
- Материал может использоваться везде, где нужно обеспечить повышенный уровень адгезии покрышек транспорта с поверхностью асфальта (опасные участки дорог, где часто происходят аварии во время снегопадов, дождей), так как асфальтобетон обладает повышенной шероховатостью
Изготовление материала
Материал создается в особых условиях, при высоких температурах, с обязательным соблюдением не только технологии производства, но и пропорции входящих в состав компонентов. Именно эти два условия (правильный состав и высокая температура) позволяют обеспечить нужные эксплуатационные свойства и характеристики.
Состав
В состав литых асфальтобетонов входят немного другие ингредиенты в сравнении с обычными. Обязательно соблюдается ГОСТ.
- Битум – обычно берут марки БНД 40/60 либо 40/90, часто с полимерными добавками (стирол-бутадиен-стирол, к примеру), особенно если речь идет об обустройстве покрытий с повышенными нагрузками.
- Щебень – материал из метафорических и изверженных пород с содержанием пластинчатых зерен максимум 20%
- Минеральный порошок – выбирается по ГОСТу Р 52129-2003
- Песок – дробленый или природный, в верхних слоях используется в небольшом объеме
- Модифицирующие добавки – разного рода дефлегматоры, пигменты и т.д.
Приготовление
Готовят литой асфальтобетон из особого битума высокой вязкости, в связи с чем производство возможно исключительно при высоких температурах. Нагрев должен быть достаточным, но не чрезмерным, чтобы компоненты не изменили свойства.
- Прогрев битума до +160-180С
- Прогрев минеральных компонентов до +190-240С
- Смешивание компонентов и выпуск смеси при температуре +200-220С, но если в состав вводится активированный минеральный порошок, то температуру смеси можно понизить до +170-190С, что более предпочтительно с точки зрения технологии
Из-за особого способа производства литого асфальтобетона готовить его на объекте невозможно, поэтому раствор заказывают и привозят на объект в специальных машинах с заводов. Смесь похожа на суспензию, может расслаиваться, поэтому в процессе перевозки мешать нужно обязательно.
Этапы процесса приготовления литого асфальтобетона: компоненты поставляются в бункеры, поступают в специальный барабан для сушки, смешиваются, нагреваются до нужного значения температуры. Прогрев битума и передача его в миксер происходят отдельно: сначала выполняют сухое смешивание, потом добавляют битум. Транспортировка реализуется в специальных котлах с непрерывным размешиванием.
Укладка
Горячая плотная смесь выгружается в специальный асфальтоукладчик, который осуществляет укладку слоя толщиной от 3 до 7.5 сантиметров. До начала укладки поверхность тщательно очищают, монтируют опорные брусья, которые не позволяют смеси растечься. Когда температура смеси понижается до +70С, брусья демонтируют. Уплотнение дорожного покрытия не проводится.
Но если есть необходимость повысить шероховатость поверхности, то втапливают в слой черный щебень. Делают это наиболее легкими катками.
Стоимость и популярные производители
Литой асфальтобетон стоит дороже, чем горячий или холодный. Это связано с особенностями технологии производства и укладки. В России литой асфальтобетон производят в объемах, равных 10% от общей массы асфальта. Но со временем доля увеличивается.
- «Сургутнефтегаз» — добывает и реализует нефть, в качестве побочного продукта производят литой асфальтобетон (но объемы большие)
- ОАО «Асфальтобетонный завод №1» (Санкт-Петербург) – лидер рынка, специализируется на изготовлении материала всех типов
- ГУП «Башкиравтодор» — компания строит и ремонтирует дорожные покрытия, производит и продает все материалы (литой асфальтобетон в том числе)
- АОА «Асфальтобетонный завод №4» (Москва) – производит все виды асфальтобетона, и литой тоже
- АО «Сверловскавтодор» — предприятие владеет 45 заводами, производящими все типы асфальтобетона и выполняющими все работы
Стоимость литого асфальтобетона может быть разной, зависит от типа и марки материала, области производства. Среднее значение составляет 3700-4200 руб./т, 5940-8800 руб./м3.
Ямочный ремонт
Ямочный ремонт выполняется только в теплое и сухое время года, что позволяет существенно сократить расходы. Но если асфальтировка дорог нужна срочно, то погодные условия помехой не становятся. Выбоину заполняют горячим составом нужного типа.
- Сначала поврежденную зону размечают, очищают, рубят по контуру отбойным молотком либо шворезчиком, демонтируют остатки старого покрытия, снова очищают.
- Стенки и дно ямы покрывают битумной эмульсией лейкой или кистью (автогудронатором), которая выступает в роли грунтовочного слоя.
- Литой асфальтобетон приезжает в кохере, заливается специальным аппаратом в яму (уплотнять не нужно).
- Если есть необходимость повысить шероховатость, слой покрывают черным щебнем, который втапливают ручным катком.
Литой асфальтобетон – один из лучших современных материалов для выполнения дорожного покрытия, который обеспечивает великолепную прочность, стойкость даже к очень высоким нагрузками, сильным перепадам температур, влаге, химическому и механическому воздействию. При условии правильного производства и укладки такое покрытие способно прослужить много лет, не изменив своих характеристик.
Источник