Перечень работ по видам технического обслуживания тракторов
Техническое обслуживание тракторов при эксплуатационной обкатке
При ТО тракторов для подготовки к эксплуатационной обкатке выполняют:
— осмотр и очистку трактора от пыли и грязи;
— удаление консервационной смазки;
— осмотр и подготовку к работе аккумуляторных батарей;
— проверку уровня масла в составных частях трактора, оборудованных устройством для проверки, и при необходимости доливку до номинального уровня;
— смазку через пресс-масленки составных частей трактора;
— проверку и при необходимости подтяжку наружных резьбовых и других соединений трактора;
— проверяют и при необходимости регулируют натяжение ремней привода, вентилятора, генератора, компрессора, механизмы управления, натяжение гусеничных цепей, давление воздуха в шинах;
— заправку охлаждающей жидкостью и топливом;
— визуальную проверку показаний контрольных приборов на соответствие установленным нормам.
При техническом обслуживании трактора для проведения эксплуатационной обкатки выполняют:
— очистку трактора от пыли и грязи;
— проверку внешним осмотром отсутствия течи топлива, масла и электролита и при необходимости устранение подтеканий;
— проверку уровня масла в поддоне картера дизеля и при необходимости доливку маслом до номинального уровня;
— проверку уровня охлаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости доливку до номинального уровня;
— проверку работоспособности дизеля, рулевого управления, системы освещения и сигнализации, стеклоочистителя и тормозов;
— дополнительно выполняют через три смены проверку и при необходимости регулировку натяжения ремней приводов вентилятора и генератора.
При ТО трактора по окончании эксплуатационной обкатки выполняют:
— осмотр и очистку трактора от пыли и грязи;
— проверку и при необходимости регулировку натяжения приводных ремней, давления воздуха в шинах, зазоров между клапанами и коромыслами механизма газораспределения дизеля, муфты сцепления, механизмов управления трактором, тормозов;
— ТО воздухоочистителя и при необходимости восстановление герметичности соединений;
— подтяжку наружных креплений составных частей (в том числе проверку момента затяжки шпилек крепления головки дизеля);
— проверку и при необходимости очистку поверхности аккумуляторных батарей, клемм, наконечников проводов, вентиляционных отверстий в пробках, доливку дистиллированной водой;
— слив осадка из фильтров грубой очистки топлива, масла, скопившегося в тормозных отсеках заднего моста, и конденсата из воздушных баллонов;
— очистку центробежного маслоочистителя;
— смазку клемм наконечников проводов;
— промывку системы смазки дизеля при неработающем дизеле;
— замену масла в дизеле и его составных частях, силовой передаче в соответствии с картой смазки;
— смазку составных частей трактора в соответствии с картой смазки;
— осмотр и прослушивание в работе составных частей трактора.
Техническое обслуживание тракторов при эксплуатации
При ЕТО выполняют:
— очистку трактора от пыли и грязи;
— проверку визуальным осмотром отсутствия течи топлива, масла и электролита в местах соединений и при необходимости устранение подтекания;
— проверку уровня масла в поддоне картера дизеля и при необходимости доливку до номинального уровня;
— проверку уровня охлаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости доливку до номинального уровня;
— проверку (осмотром и (или) прослушиванием) работоспособности дизеля, рулевого управления, системы освещения и сигнализации, стеклоочистителя и тормозов.
Допускается дозаправка дизеля трактора маслом в течение смены.
При первом техническом обслуживании (ТО-1) выполняют:
— очистку трактора от пыли и грязи;
— проверку визуальным осмотром отсутствия течи топлива, масла, электролита и при необходимости устранение подтекания;
— проверку уровня масла в поддоне картера дизеля и при необходимости доливку до номинального уровня;
— проверку уровня охлаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости доливку до номинального уровня;
— проверку работоспособности рулевого управления, систем освещения и сигнализации, стеклоочистителя, тормозов, механизма блокировки запуска дизеля;
— проверку и при необходимости регулировку натяжения приводных ремней и давления воздуха в шинах;
— проверку работоспособности дизеля и давления масла в главной масляной магистрали;
— проверку засоренности воздухоочистителя и герметичности соединений;
— проверку продолжительности вращения ротора центробежного масляного фильтра после остановки дизеля;
— проверку и при необходимости очистку поверхности аккумуляторных батарей, клемм, наконечников проводов, вентиляционные отверстия в пробках, доливку дистиллированной воды;
— слив осадка из фильтров грубой очистки топлива, масла, скопившегося в тормозных отсеках заднего моста, конденсата из воздушных баллонов, смазку клемм и наконечников проводов;
— проверку уровней масла в составных частях трактора и при необходимости доливку до номинального уровня;
— смазку составных частей трактора в соответствии с картой смазки.
При втором техническом обслуживании (ТО-2) выполняют:
— очистку трактора от пыли и грязи;
— визуальный осмотр трактора;
— проверку визуальным осмотром отсутствия течи топлива, масла и электролита и при необходимости устранение подтеканий;
— проверку уровня масла в поддоне картера дизеля и при необходимости доливку до номинального уровня;
— проверку уровня охлаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости доливку до номинального уровня;
— проверку работоспособности дизеля, рулевого управления, систем освещения и сигнализации, стеклоочистителя, тормозов;
— проверку и при необходимости регулировку натяжения приводных ремней и давления воздуха в шинах;
— проверку плотности электролита и при необходимости подзарядку аккумуляторных батарей;
— слив осадка из фильтров грубой очистки топлива, масла, скопившегося в тормозных отсеках заднего моста, и конденсата из воздушных баллонов;
— смазку клемм и наконечников проводов;
— смазку составных частей трактора в соответствии с картой смазки;
— проверку и при необходимости регулировку зазоров между клапанами и коромыслами механизма газораспределения дизеля, муфты сцепления увеличителя крутящего момента, тормоза увеличителя крутящего момента и карданной передачи, муфты сцепления основного дизеля и привода ВОМ, муфты управления поворотом, тормозной системы колесных тракторов, схождения управляемых колес трактора, механизма рулевого управления, подшипников шкворней переднего моста, осевого зазора подшипников управляемых колес, натяжения гусениц и шплинтовку пальцев, полного хода рычагов и педалей управления, усилия на ободе рулевого колеса, на рычагах и педалях управления;
— прочистку дренажных отверстий генератора;
— замену масла в дизеле, смазку составных частей трактора в соответствии с таблицей смазки;
— очистку центробежного масляного фильтра;
— проверку и при необходимости подтяжку наружных резьбовых и других соединений трактора;
— проверку мощности дизеля.
При третьем техническом обслуживании (ТО-3) выполняют:
— очистку трактора от пыли и грязи;
— визуальный осмотр трактора;
— проверку визуальным осмотром отсутствия течи топлива, масла и электролита и при необходимости устранение подтеканий;
— замену масла в поддоне картера дизеля (с промывкой системы смазки и очисткой центробежного масляного фильтра);
— проверку уровня охлаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости доливку до номинального уровня;
— проверку работоспособности дизеля, рулевого управления, систем освещения и сигнализации, стеклоочистителя, тормозов;
— проверку и при необходимости регулировку натяжения приводных ремней и давления воздуха в шинах;
— осмотр и при необходимости очистку поверхности аккумуляторных батарей, клемм, наконечников проводов, вентиляционных отверстий в пробках, доливку дистиллированной водой;
— проверку плотности электролита и (или) напряжения нагрузочной вилкой, при необходимости проводят подзарядку аккумуляторных батарей или замену их заряженными;
— слив осадка из фильтров грубой очистки топлива, масла, скопившегося в тормозных отсеках заднего моста, и конденсата из воздушных баллонов;
— смазку клемм и наконечников проводов;
— смазку составных частей трактора в соответствии с картой смазки;
— проверку и при необходимости регулировку зазоров между клапанами и коромыслами механизма газораспределения дизеля, муфты сцепления увеличителя крутящего момента, тормоза увеличителя крутящего момента и карданной передачи, муфты сцепления основного дизеля и привода ВОМ, муфты управления поворотом, тормозной системы колесных тракторов, схождения управляемых колес трактора, механизма рулевого управления, подшипников шкворней переднего моста, осевого зазора подшипников управляемых колес, натяжения гусениц и шплинтовку пальцев, полного хода рычагов и педалей управления, усилия на ободе рулевого колеса, на рычагах и педалях управления;
— прочистку дренажных отверстий генератора;
— промывку смазочной системы дизеля;
— проверку и при необходимости подтяжку наружных резьбовых и других соединений трактора;
— проверку на давление начала впрыскивания и качество распыления топлива и при необходимости регулировку форсунок, угла начала нагнетания топлива, равномерности подачи топлива насосом, зазоров между электродами свечи и контактами прерывателя магнето, муфты сцепления пускового устройства дизеля, подшипников направляющих колес и опорных катков гусеничного трактора, осевого перемещения кареток подвески, подшипников конечных передач, зацеплений червяк-сектор, сектор-гайка гидроусилителя, агрегатов гидравлических систем, стояночного тормоза, подшипников промежуточной опоры карданной передачи, пневматической системы;
— очистку отверстий в пробках баков основного и пускового двигателей;
— проверку износа шин или гусеничной цепи, шага и профиля зубьев ведущих звездочек, технического состояния кривошипно-шатунного механизма пускового двигателя, продолжительности пуска дизеля, давления масла в главной магистрали смазочной системы, технического состояния цилиндро-поршневой группы, деталей кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределения дизеля, охлаждающей способности радиатора системы охлаждения, работоспособности всережимного регулятора (по неравномерности, минимальной и максимальной частотам вращения коленчатого вала), давления, развиваемого топливоподкачивающим насосом, давления перед фильтром тонкой очистки топлива, продолжительности вращения ротора центробежного масляного фильтра после остановки дизеля;
— проверку и при необходимости регулировку реле-регулятора;
— проверку состояния изоляции электропроводки, изолирование поврежденных мест;
— проверку показаний контрольных приборов на соответствие эталону и при необходимости замену;
— замену фильтрующих элементов фильтра очистки топлива;
— проверку герметичности пневмосистемы;
— проверку (без разборки) и при необходимости регулировку зазоров в подшипниках ведущих зубчатых колес главных передач;
— проверку и при необходимости восстановление плотности посадки фланцев карданных валов;
— проверку и при необходимости перестановку гусениц и ведущих звездочек;
— осмотр шин и при необходимости устранение повреждений;
— промывку системы охлаждения дизеля;
— проверку мощности дизеля и часовой расход топлива;
— проверку в движении работоспособности агрегатов и систем трактора.
При сезонном ТО при переходе к эксплуатации в осенне-зимних условиях выполняют:
— заправку системы охлаждения жидкостью, не замерзающей при низкой температуре;
— включение индивидуального подогревателя и установку утеплительных чехлов;
— замену масла летних сортов на зимнее в соответствии с картой смазки;
— отключение радиатора смазочной системы дизеля;
— установку в положение «З» (зима) винта сезонной регулировки реле-регулятора;
— доводку до зимней нормы плотности электролита в аккумуляторных батареях;
— проверку работоспособности средств облегчения пуска дизеля;
— проверку герметичности системы охлаждения, целостности изоляции электропроводки (визуально), зарядного тока генератора, напряжения и тока срабатывания реле-регулятора, работоспособности системы обогрева кабины (опробованием).
При сезонном ТО при переходе к эксплуатации в весенне-летних условиях выполняют:
— снятие с трактора утеплительных чехлов;
— включение радиатора смазочной системы дизеля;
— отключение от системы охлаждения индивидуального подогревателя;
— установку винта сезонной регулировки реле-регулятора в положение «Л» (лето);
— доводку плотности электролита в аккумуляторных батареях до летней нормы;
— при необходимости удаление накипи из системы охлаждения;
— дозаправку системы питания дизеля топливом летней марки;
— проверку охлаждающей способности радиатора системы охлаждения, охлаждающей способности радиатора смазочной системы, целостности изоляции электропроводки (визуально), зарядного тока генератора, напряжения и тока срабатывания реле-регулятора.
При использовании трактора в южной климатической зоне допускается исключить выполнение сезонного ТО.
Техническое обслуживание тракторов в особых условиях эксплуатации
При ТО трактора, используемого в условиях пустыни и песчаных почв, дополнительно выполняют:
— заправку дизеля маслом и топливом закрытым способом;
— через каждые три смены замену масла в поддоне воздухоочистителя, проверку и при необходимости очистку центральной трубы воздухоочистителя;
— через каждые три смены проверку уровня электролита и при необходимости доливку дистиллированной водой аккумуляторных батарей;
— при ТО-1 проверку качества и при необходимости замену масла в дизеле экспресс-методом, проверку и при необходимости регулировку натяжения гусениц;
— при ТО-2 промывку пробки топливного бака.
При ТО трактора, эксплуатируемого при низких температурах, дополнительно выполняют:
— полную заправку баков топливом в конце смены;
— слив конденсата из баллонов пневматической системы;
— заправку системы охлаждения дизеля жидкостью, не замерзающей при низких температурах воздуха.
При температуре окружающей среды ниже минус 30 °С применяют дизельное топливо А (арктическое) по ГОСТ 305 и соответствующие марки масел и смазок, рекомендуемые предприятиями-изготовителями.
При ТО трактора, работающего на каменистом грунте, выполняют:
— ежесменно визуальную проверку отсутствия повреждений ходовой системы и защитных устройств трактора, а также крепления сливных пробок картеров дизеля, заднего и переднего мостов, бортовых редукторов ведущих колес. Обнаруженные неисправности устраняют.
При ТО трактора, эксплуатируемого в высокогорных условиях, изменяют цикловую подачу топлива и производительность топливного насоса дизеля в соответствии со средней высотой расположения трактора над уровнем моря и рекомендациями предприятия-изготовителя.
При ТО трактора, работающего на болотистых почвах, дополнительно выполняют:
— ежесменно проверку и при необходимости очистку от грязи наружной поверхности систем охлаждения и смазки;
— при работе в лесу очистку трактора от порубочных остатков;
— после преодоления водных препятствий или заболоченных участков местности проверку наличия воды в агрегатах силовой передачи и ходовой системы, а при обнаружении воды в осадке замену масла.
Перечень проверок технического состояния тракторов при ресурсном диагностировании
Для определения необходимости ремонта трактора с помощью средств диагностики проверяют:
— состояние кривошипно-шатунного механизма дизеля;
— состояние цилиндро-поршневой группы двигателя;
— состояние силовой передачи;
— состояние пускового двигателя;
— состояние главной муфты сцепления и муфт поворота;
— состояние главной передачи, КП, привода ВОМ;
— износ гусеничных цепей и шин;
— состояние подшипниковых узлов ходовой части трактора;
— состояние масляных насосов гидравлических систем механизма навески, рулевого управления, КП, ВОМ;
— работоспособность распределителя и силовых цилиндров гидросистемы;
— работоспособность агрегатов электрооборудования.
Источник