Технология работы при ремонте шин

О ремонте шин

Время на чтение: 7 минут

Проколоть колесо может каждый, поэтому важно знать, как провести ремонт покрышки любой сложности своими руками. Особенно полезна информация при ремонте запаски или одновременном проколе нескольких покрышек. В личном гаражном помещении с этой целью полезен ремонтный комплект, приходящий своевременно на выручку опытному автомобилисту. Кроме того, что водитель сэкономит денежные средства на восстановлении покрышек, в будущем можно будет отремонтировать авто, устранив прокол в любое время без помощи мастеров шиномонтажки.

Ремонт шин

Перед тем как делать ремонт автошин, нужно понять, какие шины стоят на авто. Отличие между шинами с камерой и без состоит в том, что во вторых нет дополнительного элемента — камеры из резины, накаченной воздухом. Камера заменена на тонкий (не больше 3 мм высоты) защитный слой. Это пространство и заполняет насосное оборудование во время подкачки колеса. Восстановление герметичности такой полости — это и есть основа ремонта автомобильной шины. Обычно процесс занимает 30 минут, а цена услуги в шиномонтажке около 400 рублей*.

Бескамерное колесо

Бескамерные покрышки бывают самоклеящиеся и стандартные. В первом случае сквозь повреждение выходит минимум воздуха. Такие покрышки более безопасны для передвижения по проблемным трассам. Для второго типа нужно будет закрыть место прокола, использовав саморез. Это даст возможность доехать до гаражного помещения или ближайшей шиномонтажки.

Плюсы эксплуатации бескамерных шин заключаются в следующем:

  • Высокий уровень безопасности.
  • Меньшее нагревание во время передвижения.
  • Долговечность.
  • Легкость, если сравнить с весом шин с камерой.
Читайте также:  Ремонт радиатора охлаждения форд

Почти все автомобили, выходящие с конвейера последние 6 лет, укомплектованы этим типом покрышек. Даже в поведении с повреждением можно выделить шины без камеры, спускающие гораздо медленнее изделий с камерой.

Прежде чем заняться ремонтом колес автомобиля самостоятельно, следует выяснить тип покрышки. Присмотреться нужно и к ниппельному элементу. Для шин с камерой он будет в виде цилиндра или конуса, а для бескамерных можно будет обнаружить у основания ниппеля небольшое уплотнение с заметным буртиком. Он нужен для запирания воздуха во внутренней части полости.

Также важно знать, как определить зону повреждения. Не всегда получается сразу выявить прокол, область через которую выходит воздух. Это объясняется различностью расположения мест прокола:

  • Воздух выходит через ниппельную часть.
  • Касание к бортам неплотное.
  • Некачественное крепление ниппеля.
  • Продолжительная езда без дополнительной подкачки шин.

При механических повреждениях случается обычно разрыв поверхности острыми предметами из металла, стекла, камня. Для определения прокола и утечки воздуха на подозрительные зоны надо нанести пену или просто послюнявить, а также можно погрузить шину полностью в воду. Где запузырится, там повреждение.

Что необходимо для осуществления ремонта

Обнаруженное повреждение можно устранить своими руками. Проблемы могут возникнуть при ликвидации прокола больше 5 мм. Незначительные реанимировать проще. Их можно «вылечить» даже без демонтажа резины с авто. Ремонт колес проводится при наличии специального комплекта, в который должны входить следующие составляющие:

  • Расширитель порыва.
  • Жгут для сырой резины или специальный спрей-герметик.
  • Вспомогательные элементы для монтажа жгута.
  • Спецклей или паста для ремонта.
  • Латки для ремонта шины.

Выбирая расширитель прокола, нужно принять во внимание, что резиновые проставки очень жесткие, и острый конец его должен проникать сквозь все слои. В классических комплектах для ремонта его роль выполняет конус-напильник с Т-ручкой. С такой формой проще работать со слоями резины.

Инструмент, посредством которого производится монтаж жгута, — тоже важная часть комплекта. С помощью специального разреза в нижней части фиксируется латка. После того как будет вынут стержень из стали, жгут из сырой резины заходит вовнутрь полости и фиксируется.

Набор для восстановления шины — это комплект инструментария и аксессуаров, который можно приобрети в специализированном магазине. Этот простой набор даст возможность провести ремонт покрышек своими руками. Мелкий ремонт не отнимет более четверти часа. Ремонт крупногабаритной шины более сложный, но и тут спустя полчаса ждет успех. Главное — после самостоятельного ремонта все-таки подумать о замене резины на новую, не поврежденную.

Латка для ремонта

Если произошло повреждение резины, ремонтом можно заняться самостоятельно, применив обычную камерную заплату, которая используется, если повреждение незначительно. Можно применять кордный пластырь.

Монтаж камерной заплатки подойдет в ситуации прокола гвоздем, когда повреждающий предмет уже вытащен и необходимо просто загерметизировать травмированное место. Такая ситуация не типична, потому что резиновый слой камеры обычно довольно плотно облегает малый повреждающий предмет, и автомобилист может и не заметить повреждения, если нет снижения давления.

Их число зависит от размера прокола, на который ставится заплатка. Корд в покрышке может быть разорван как в процессе езды, так и при выполнении ремонтных операций, не соблюдая технологию восстановления колеса. В магазине можно купить латки для легковушек, грузовиков и специального транспорта.

Есть латки для восстановления беговой дорожки, плеча и бока покрышки. Имеются заплатки для диагональных и радиальных покрышек. Изделие может быть из металла или ткани. Проколы, к примеру, у грузовика в протекторе, которые восстанавливаются латками, могут быть 3-4 см в диаметре, а сбоку до ширины в 10 тросиков.

Спрей для ремонтных работ

Как только повреждение обнаружено, можно применить герметик, который реализуется в каждом специализированном магазине. Не следует сразу убирать инородный предмет. Применять спрей нужно так:

  • Снять колпак с ниппеля.
  • Подсоединить баллончик.
  • Впрыснуть спрей через ниппель в шину.
  • Достать предмет, спровоцировавший повреждение.
  • Подкачать шину.

Важно понимать, что данный вид восстановления временный. Ремонта спреем хватит только на 100-150 километров, но этого достаточно, чтобы доехать до шиномонтажки. При этом нельзя ехать очень быстро, допустимый скоростной режим — 60 км/ч. Если передвигаться быстрее, спрей может посыпаться, а шину начнет спускать.

Полезный инструмент для ремонта автомобильных шин

Если обыкновенные камеры просто ремонтировать своими руками и без разного рода устройств, то для бескамерных потребуется специальный комплект инструментария. Чтобы отремонтировать, потребуется рашпиль, инструмент для монтажа, жгуты, шило, ножик.

Ремонтировать своими руками следует очень аккуратно. Благодаря перечисленному набору инструментария получится высококачественно восстановить покрышку. Первостепенно надо выявить прокол. Обычно такие предметы, как гвозди или шурупы, остаются в колесе и очевидны для глаз, но если не видно, то надо воспользоваться советами по обнаружению повреждения. В месте прокола появятся пузыри.

После того как прокол выявлен, область повреждения надо очистить и туда разместить жгут.

После того как прокол обработан и расширен, жгут помещается в специальный инструмент и смазывается клеевым составом, который обычно присутствует в наборе. Дальше нужно аккуратно достать инструмент, чтобы не вытянулся жгут. После проведенных манипуляций колесо должно постоять в покое, чтобы клеевой состав схватился и прошла качественная фиксация жгута в проколе.

Ремонтный комплект, в который входит набор инструментов и аксессуары, реализуется в автомагазинах по разумной цене. Он позволяет своими руками провести ремонт резины автомобиля, не вызывая эвакуатор.

Отремонтировать получится даже у новичка, главное — следовать рекомендациям и работать аккуратно. Не нужно забывать укомплектовывать машину набором для ремонта шин.

Источник

Современные технологии ремонта шин

Янчевский В.А., профессор МАДИ.
Журнал «Строительная техника и технологии» №1’2001

Самая обычная технологическая операция — замена колеса самосвала-многотонника. Какие сложные гидравлические манипуляторы требуются. Но это часть проблемы. При нашей смекалке (или бедности?) порой и погрузчиком или кран-балкой можно обойтись.

Основная забота состоит в громадных экономических затратах на приобретение таких шин. Ведь стоит одна шина многие сотни, переходящие в тысячи так образно по-русски звучащих «у.е.» Только реализуемый пробег бывает, к сожалению, не столь впечатлительным.

Известно, что ресурс шины определяется износом протектора или каким-либо ее разрушением. У шин строительной техники стоимость протектора, той резины, которая истирается, составляет немногим более 5% от общей стоимости шины. Каркас шины по долговечности по исходным заводским характеристикам способен «пережить» 2 — 3 протектора.

В мировой практике многие модели шин восстанавливают наложением нового протектора неоднократно. Наш же разговор, несмотря на актуальность вопроса, к сожалению пока не об этом. Эта проблема в буквальном смысле выходит за рамки автотранспортного предприятия. Восстановлением протектора занимаются специализированные ремонтные предприятия. Территориально с учетом наших графических просторов добраться к ним бывает не просто. Но основной тормоз — это несоответствие стоимости восстановления с получаемым качеством.
Крупногабаритные шины в большей степени подвержены другой напасти — различным видам разрушения каркаса. Основные причины, близкие по своей сути — это качество вождения и дорожные условия. На тяжелых карьерных дорогах преждевременное разрушение шин иногда достигает 90% и более.

При таком обвале утильных шин о восстановлении протектора можно вроде бы не думать — нет так называемого ремфонда. Но относительно самих повреждений шин — разговор особый. Ведь не менее 30% возникающих механических повреждений покрышек, как в зоне протектора, так и в зоне боковины можно восстанавливать. И делать это можно в «рамках» АТП: в своем вулканизационном отделении, своим персоналом. Поэтому дальнейшее наше рассмотрение технологических возможностей ремонта шин, по которым даже в тех автопредприятиях, где знакомы с такими технологиями, дела дальше констатации факта о разрыве очередной шины и выдаче вместо нее новой — не идут.

Дело мастера боится

Современные технологии ремонта повреждений покрышек в основном сводятся к следующим операциям:

  1. Отбор шины для восстановления (определение общего состояния каркаса для решения вопросов по технической возможности и экономической целесообразности ремонта).
  2. Обработка поврежденного места.
  3. Восстановление целостности и герметичности поврежденного места (заполнение повреждения ремонтными составами, вулканизация).Для крупногабаритных шин применяется горячая вулканизация. Для прочих шин также есть технологии ремонта с использованием самовулканизируемых (при «комнатных» температурах) материалов.
  4. Восстановление прочностных характеристик поврежденного места наложением изнутри покрышки самовулканизируемого пластыря, армированного, как правило, металлокордом.

Приведенная последовательность ремонта едина для технологий разных разработчиков (фирм). Основные различия в составе и качестве материалов, их стоимости, в температурных и временных режимах. В качестве примера рассмотрим технологию немецкой фирмы STAHLGRUBER Otto Gruber GmbH & Со (в обиходе Rema TIP-TOP). Почему именно эта фирма? Во первых у нас в стране она присутствует уже не одно десятилетие. Ее технологии проверены у нас практикой и в частности на транспорте рудничных разрезов.

Лучше один раз увидеть

Для обострения восприятия надо всмотреться в рис. 1 Этот «обычный разрывчик» за 1-1,5 часа ручного труда (время вулканизации и самовулканизации не в счет) спокойно устраняет один человек. Второй «на подхвате» когда такую махину перемещать надо. Размер повреждения может быть до 250 мм, а по некоторым технологиям и более того. Лишь бы общее состояние каркаса было признано удовлетворительным .

Следующие операции показаны на примере разных шин, чтобы достичь большего представления о возможностях такого ремонта.

Для обработки краев разрыва (рис. 2) существует весьма разнообразная номенклатура приспособлений — под любой вид и размер повреждения.

Заполнение повреждения ремонтным материалом (рис. 3) имеет определенную специфику, но в большей степени требует аккуратности работ для предотвращения попадания грязи и частиц воздуха. В зоне протектора в зависимости от технических условий может применяться и однокомпонентный состав. Стоимость материалов и приспособлений столь незначительна, что не заслуживает отдельного рассмотрения.

Наиболее серьезно оборудование для вулканизации (рис. 4). Но по сравнению с шиной габариты термопресса «не давят», а цена, с учетом того, что такие шины стоят несколько тысяч у.е., вполне подъемная — около 50 тыс. Для шин меньшего размера термопресс может стоить почти на порядок меньше.

Ремонтируемым считается все пространство покрышки (рис. 5) за исключением повреждения каркаса в зоне, прилегающей к бортовому кольцу. Характерный пример на рис 5 в. Даже если такое количество повреждений отремонтировано на одной шине, значит экономически это выгодно. И это уже наглядная информация, повод для начала практической реализации.

Заслуживают внимания рабочие надписи на ремонтируемых шинах (см. рис. 4 и 5). Какие исторические даты, какая география экзотических мест по освоению этих технологий. Жаль, что «1/6 земной суши» не особо охвачена.

Установка пластыря (рис. 6) — финишная операция по ликвидации повреждения. Стоимость пластыря в зависимости от размера повреждения примерно 10 — 30 у.е. Общая стоимость ремонта среднего повреждения покрышки составляет примерно 10% ее первоначальной стоимости. Качество восстановления такое, что отремонтированное место доживает до полного износа протектора, а по некоторым моделям шин остается возможность обновления протектора.

Вместо приговора

Почему масштабно не прививается у нас эта технология — пусть каждый ответит сам. Автор с позиции личного опыта выскажет субъективное мнение.

Ремонт шин конкретно на предприятии никому не нужен, нет индивидуальной финансовой заинтересованности. Куда проще заказать очередную партию шин, и возможно (по существующей практике) получить от продавца комиссионные проценты. Это хоть каждый день, и даже в нерабочее время. А шину, если не уберегли от повреждений, надо еще спасти для ремонта. Даже несколько дней ее эксплуатации с небольшим повреждением приводят к внутреннему разрушению каркаса и проблематичности ремонта. Кто должен регулярно отслеживать техническое состояние шин, снимать поврежденные, готовить «подменку». Какая головная боль у администрации поддерживать такой производственный процесс.

Привлечение сторонних (приезжающих) ремонтников проблему решает частично. Ремфонд все равно кому-то надо подготавливать. А «залетные» специалисты выполняют в основном те работы, которые не требуют длительного ожидания процесса вулканизации. Оно и понятно — «волка ноги кормят». Перечень сдерживающих факторов можно продолжить, но это уже будет сродни «кухонной» беседе.

Решать проблему надо поэтапно.

  1. Создать на предприятии ремонтный участок. Помещение должно использоваться только для ремонта и промежуточного складирования шин.
  2. Квалифицированно обучить персонал (зачастую обучение входит в стоимость приобретаемого оборудования). К другим видам работ персонал привлекаться не должен, даже если в конкретный момент нет ремфонда. Пусть занимается осмотром «действующих» колес, подготовкой «подменки».
  3. Внедрить систему материальной заинтересованности. За каждое своевременно выявленное и снятое поврежденное колесо — поощрение. То же за качественный ремонт. Назначать и контролировать выполнение внутренних минимальных норм пробега шин по видам (типам) устраненных повреждений. Без этого ремучасток будет работать формально, должного качества не будет. Надо учитывать наш, как принято говорить, менталитет и «любовь» соблюдать должностные обязанности.

Последний пункт, наиболее ответственный по подготовке. Здесь нужна помощь специалистов, и не только программистов. По существу это система учета и премирования. Помните политцитату «Социализм — это учет». Мы не признали ни одного, ни другого, а бельгийский, к примеру, фермер с социализмом не соприкасался, но компьютерную систему учета сделал так, что она фиксирует, сколько ежедневно каждая коровка воды выпила, комбикорма и витаминов получила. Может быть поэтому за те удои молока, за которые у нас ордена получали, там коров на «фураж» отправляют.

Экономить — значит дополнительно работать. Альтернатива этому применительно к шинам — прогулки на свежем воздухе по задворкам предприятий (см. обзорный рисунок в начале статьи).

Так что выбирайте правильный маршрут, господа руководители.

Наши группы в Telegram, Viber. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

Источник

Оцените статью