Технология ремонта аппаратов защиты

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АППАРАТОВ ЗАЩИТЫ И УПРАВЛЕНИЯ

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АППАРАТОВ ЗАЩИТЫ И УПРАВЛЕНИЯ

Из аппаратов защиты и управления в народном хозяйстве самое широкое применение нашли магнитные пускатели, автоматические выключатели, промежуточные и тепловые реле, пакетные выключатели и переключатели, рубильники. Объём работ, выполняемых при их ТО, приведен в табл. 4.

Очистка. Снимают кожух или крышку аппарата и удаляют пыль сжатым воздухом. Грязь с наружных и доступных внутренних частей удаляют волосяной щеткой или неворсистым обтирочным материалом. Копоть и масляные пятна удаляют обтирочным материалом, смоченным уайт-спиритом или бензином.

Проверка крепления. Пошатыванием рукой проверяют крепление аппарата к основанию или панели. Ослабленные гайки и винты подтягивают.

Проверка заземления. У металлических корпусов и кожухов аппаратов места заземления осматривают и проверяют затяжку винтов или гаек. Ослабленные контакты разбирают, зачищают до металлического блеска, смазывают техническим вазелином, собирают и затягивают.

Проверка состояния контактных соединений. Отверткой или ключами проверяют затяжку винтов, гаек или болтов крепления контактных соединений в аппаратах. Контакты, имеющие цвета побежалости, окисление или потемнение, разбирают, зачищают до металлического блеска шлифовальной шкуркой или надфилем, собирают и затягивают. Осматривают контактные поверхности ножей и губок рубильников. Несколькими включениями и выключениями ножей удаляют следы окислов е контактных поверхностей. Места подгорания, наплывы и брызги металла зачищают напильником с мелкой насечкой. Проверяют вхождение ножей в губки. Ножи должны входить одновременно, без перекосов, на полную ширину хода. Перекос ножей устраняют затягиванием болтов крепления. Щупом 0,05 мм проверяют степень соприкосновения ножей с губками. Щуп должен входить не более чем на 113 контактной поверхности.

4. Перечень операций, выполняемых при техническом обслуживании низковольтных аппаратов

Проверка крепления Проверка заземления Проверка состояния контактных соединений

Читайте также:  Норд вест ремонт судов

Проверка состояния проводов Проверка состояния уплотнений Проверка механической системы . Проверка состояния — дугогасительных камер

Проверка состояния контактов Проверка состояния катушек Проверка состояния магнитной системы

Измерение сопротивления изоляции

Проверка состояния нагревательного элемента Проверка состояния изоляционных деталей Проверка работы

Неплотное прилегание устраняют подгибанием губок или заменой контактной пружи ны. При наличии у рубильников мгновенных ножей проверяют состояние их пружин. Поврежденные .пружины заменяют.

Проверка состояния проводов. Осматривают.изоляцию проводов силовых цепей и вторичной коммутации аппаратов. Участки проводов, имеющие повреждения, изолируют изоляционной лентой. При повреждении медной токопроводящей жилы провода заменяют новыми или спаивают припоем ПОС-30 или ПОС-40, при повреждении алюминиевой жилы провода заменяют новыми.

Проверка состояния уплотнений. Осматривают детали уплотнения аппаратов. Поврежденные детали уплотнения заменяют.

Проверка механической системы. Включая магнитный пускатель или промежуточное реле вручную, убеждаются в свободном ходе подвижной системы, наличии контакта между подвижными и неподвижными контактами, отсутствии перекосов контактной системы, исправности контактных пружин. Пружины, потерявшие упругие свойства или имеющие повреждения, заменяют.

— Несколько раз включают и отключают автоматический выключатель вручную. Скорость включения и выключения выключателя не должна зависеть от скорости движения рукоятки-или кнопок (АП-50). Шарнирные механизмы смазывают маслом для приборов. При наличии дистанционного привода снимают крышку, осматривают механизм, убеждаются в надежности заземления и смазывают шарнир привода маслом для приборов.

Проверка состояния дугогасительных камер. Осматривают дугогасительные камеры магнитных пускателей и автоматических выключателей. Копоть удаляют обтирочным материалом, смоченным в уайт-спирите или бензине. Брызги металла на деионных решетках удаляют надфилем.

Проверка состояния контактов. Осматривают главные и блокировочные контакты. Удаляют нагар обтирочным материалом, смоченным в уайт-спирите или бензине. Измеряют толщину металлокерамического слоя контактов. При толщине металлокерамического слоя менее 0,5 мм контакты заменяют.

Проверка состояния катушек. Осматривают катушку магнитного пускателя или промежуточного реле и убеждаются в отсутствии повреждений внешнего покрытия обмотки, а также подтеканий покровного лака в результате перегрева. Проверяют плотность посадки катушки на сердечник.

Проверка состояния магнитной системы. Осмотром проверяют состояние магнитной системы и короткозамкнутого витка. Контактные поверхности магнитопровода очищают обтирочным материалом, смоченным в уайт-спирите или бензине. Коррозию на других поверхностях магнитспровода удаляют шлифовальной шкуркой и покрывают лаком воздушной сушки.

Измерение сопротивления изоляции. При отключенном положении магнитного пускателя или автоматического выключателя мегомметром на 500 В измеряют сопротивление изоляции между подвижными и неподвижными контактами каждой фазы, а затем при включенном аппарате — между фазами. Сопротивление изоляции должно быть не менее 10 МОм при температуре 293 К (20 °С).

Проверка состояния нагревательного элемента. Осматривают нагревательный элемент. Элемент подлежит замене, если наблюдается его коробление, выгорание металла или замыкание витков. Биметаллическая пластина подлежит замене при деформации и обгорании. После замены нагревательного элемента или биметаллической пластины реле подключают к прибору или схеме, позволяющим плавно регулировать значение испытательного тока. Для ускорения настройки реле часто используют форсированный метод, при котором настраиваемое реле последовательно соединяют с эталонным и подключают к схеме. Через эти реле пропускают ток, равный (2,5—3) /ном и определяют время срабатывания настраиваемого и эталонного реле. В зависимости от того, раньше или позже эталонного реле срабатывает настраиваемое, в соответствующую сторону передвигают регулировочный рычаг настраиваемого реле. Операции повторяют через 10—15 мин. Реле считается настроенным, если время срабатывания обоих реле отличается не более чем на 10 %.

Проверка состояния изоляционных деталей. Осматривают изоляционные детали магнитного пускателя, автоматического выключателя, реле, пакетного выключателя и переключателя, рубильника. Убеждаются в отсутствии сколов и трещин. У рубильника следы подгорания или перекрытия дугой на изоляционной панели зачищают шлифовальной шкуркой и покрывают слоем бакелитового лака или клея БФ-2. У рубильников, токопроводящие части которых Закреплены на изоляторах, проверяют

состояние изоляторов. Изоляторы, имеющие трещины и сколы, заменяют. Загрязненные изоляторы очищают обтирочным материалом, смоченным 5 %-ным раствором кальцинированной соды в воде и протирают насухо. У пакетного выключателя или переключателя убеждаются в целости и отсутствии выгорания пластмассовых колец пакетов, а также в целости рукоятки.

Проверка работы. Подают на магнитный пускатель напряжение. Несколько раз включая и выключая пускатель, убеждаются в четкости его работы. Во включенном состоянии допускается небольшое гудение магнитной системы пускателя.

Устанавливают крышку автоматического выключателя. При этом следят, чтобы не было задевания рукоятки или кнопок управления за крышку. Несколько раз включают и выключают выключатель при снятом напряжении и убеждаются в четкости работы его механизма. Подав напряжение, несколько раз включают и выключают промежуточное реле и убеждаются в четкости его работы.

Включая и выключая 2—3 раза, убеждаются в четкой работе пакетного выключателя или переключателя. При переключении рукоятки должны четко фиксироваться в каждом положении.

Источник

ТО и ремонт аппаратов защиты

ТО-2

Производится внешний осмотр аппаратов. Проверяется отсутствие повреждений аппаратов, состояние контактов, блокировок крепежных деталей, надежность крепления токоведущих шин, гибких шунтов, проводов и контактных деталей, а также подвижных частей. Оплавленные контакты должны быть зачищены или заменены. Изношенные контакты заменяются. При отсутствии пломб на аппаратах защиты, аппараты подлежат замене. Проверяется состояние предохранителей, неисправные и перегоревшие предохранители заменяются. Установка нетиповых плавких вставок категорически запрещается.

ТР-1

Реле перегрузки, дифференциальные реле, реле времени, боксования, промежуточные и другие осматриваются. Проверяется крепление панели реле к раме, состояние и крепление катушки, магнитопровода, диамагнитных прокладок и якоря. Механические заедания устраняются. Проверяется состояние вспомогательных контактов, блинкерного сигнализатора. Тепловые реле осматриваются, неисправные реле заменяются.

Панели защиты от юза, пуска расщепителя фаз, реле переключения, тепловой защиты и другие панели осматриваются. Проверяется состояние реле, радиоэлектронных элементов, подводящих и монтажных проводов. Неисправные детали заменяются. Ползунки регулируемых (переменных) резисторов должны быть надежно закреплены, а реле — запломбированы. В случае отсутствия пломб, неправильной работы производится регулировка реле.

Проверяется состояние плавких вставок и корпусов, плотность посадки патронов (держателя) в контактных стойках (губках). При обнаружении нетиповых и сгоревших плавких вставок, поврежденных фибровых трубок предохранители заменяются. Номинальный ток плавкой вставки предохранителя должен соответствовать току электрической схемы. Трещины в корпусе предохранителя не допускаются. Автоматические выключатели цепей управления осматриваются, проверяется крепление подводящих проводов, проверяется ток уставки.

Вентили защиты и пневматические блокировки осматриваются, проверяется отсутствие утечек воздуха. Проверяется работа вентилей защиты при минимальном напряжении катушек постоянного и переменного тока.

Изоляционные штанги осматриваются. Проверяется состояние и крепление всех деталей заземляющего провода. Протираются от пыли изоляционные поверхности штанг. Изоляторы с трещинами, ослаблением в армировке, поврежденной поверхностью более 15 % длины возможного перекрытия напряжением заменяются. Штанги с просроченной датой испытания проверяются на электрическую прочность.

ТР-3

Все аппараты защиты, контроля и реле времени должны быть отрегулированы, испытаны на стендах (испытательной станции) и запломбированы.

У дифференциальных реле проверяется крепление стяжных заклепочных соединений пакетов магнитопровода. Поверхность прилегания якоря к сердечнику магнитопровода пришабривается до площади прилегания не менее 75 %. Боковой воздушный зазор между магнитным шунтом и сердечником должен быть 0,3 – 0,6 мм, зазор между нижним пакетом магнитопровода и основным сердечником – не более 0,05 мм.

У тепловых реле проверяется состояние термобиметаллического элемента. Пластины элементов с трещинами и нарушением сварки заменяются. Все подвижные части реле должны перемещаться легко и без заедания. Реле регулируются на срабатывание в соответствии с техническими данными. Регулировочные винты реле пломбируются.

Проверяется состояние диодов, резисторов, реле панели защиты от юза, правильность электрического монтажа. Неисправные детали заменяются. При наличии следов перебросов электрической дуги, выщербин и сколов панель зачищается и окрашивается изоляционной эмалью. Регулируется уставка срабатывания реле времени и защиты от юза.

Разрядники и ограничители перенапряжения с электровоза снимаются, ремонтируются в соответствии с требованиями технологической инструкции по техническому обслуживанию и текущему ремонту разрядников и ограничителей перенапряжения электровозов переменного тока. Проводится испытание разрядников на соответствие нормам сопротивления изоляции, пробивного напряжения, тока проводимости. При неудовлетворительном результате испытаний разрядник разбирается, проверяется состояние деталей, негодные заменяются. Разрядник собирается и испытывается. После испытаний на разрядник наносится дата испытаний.

Высоковольтные и низковольтные предохранители и защитные автоматические выключатели низковольтных цепей снимаются, контактные зажимы осматриваются. Высоковольтные предохранители с перегоревшими плавкими вставками перезаряжаются согласно инструкции по монтажу, эксплуатации и перезарядке предохранителей с кварцевым наполнением завода-изготовителя. Поврежденные фарфоровые изоляторы, фибровые трубки предохранителей заменяются новыми. Неисправные предохранители со стеклянными трубками заменяются. Корпуса предохранителей, имеющие прожоги, трещины, ослабления в армировке и другие дефекты, заменяются. Плавкие вставки низковольтных предохранителей заменяются.

При ремонте предохранителей вновь устанавливаемые плавкие вставки по материалу, длине и сечению должны соответствовать требованиям чертежей. Не допускаются к постановке плавкие вставки, имеющие надломы, окисления, местные уменьшения сечения и признаки перегрева. На корпус предохранителей наносится надпись величины номинального тока. Пружинящие контакты зажимов предохранителей, имеющие трещины, оплавления или потерявшие упругость, заменяются.

У автоматических выключателей снимаются крышки, контакты зачищаются, поверхности деталей очищаются от копоти, проверяется ток уставки. Выключатели ремонту не подлежат, неисправные выключатели заменяются на новые.

ТО и ремонт главного выключателя (ГВ)

ТО-2

Выпускается конденсат и воздух из резервуара и осматривается главный выключатель. Проверяется соосность и нажатие ножей разъединителей ГВ. Блокировки, пружины осматриваются, проверяется крепление подводящих проводов и шин. Проверяется состояние разъединителя, нелинейного резистора и изоляторов. Очищаются загрязненные изоляторы, производится проверка работы главного выключателя.

ТР-1

Проверяется состояние главного выключателя. Проверяется затяжка деталей крепления изоляторов главного выключателя динамометрическим ключом 19,6 Н м (2 кгс м), нелинейного резистора — динамометрическим ключом 3,4 Н м (0,35 кгс м)

Осматривается шарнирный контакт между ножами и выводом разъединителя. Удаляются следы оплавления с ножей разъединителя. Проверяется давление (натяг) ножей разъединителя на неподвижный контакт, отклонение от соосности ножей разъединителя и неподвижного контакта при включенном положении. Осматриваются блокировочные устройства, катушки электромагнитов и состояние привода.

При ревизии дугогасительной камеры выполняются следующие работы:

· снимается нелинейный резистор, разбирается дугогасительная камера;

· очищаются внутренние поверхности дугогасительного и воздухопроводного изоляторов;

· осматриваются дугогасительные контакты, обгоревшие контакты зачищаются. При значительном оплавлении контакты заменяются;

· проверяется затяжка, вжим подвижного контакта, соосность подвижного и неподвижного контактов дугогасительной камеры;

· собирается дугогасительная камера, устанавливается нелинейный резистор или варистор.

Производится смазывание открытых трущихся поверхностей выключателя. Проверяется утечка воздуха в пневматической системе главного выключателя при перекрытых питающей магистрали и патроне аэрации.

Проверяется действие автомата минимального давления и работа главного выключателя при оперативном включении и выключении. После производства ТР-1 проверяется ток уставки главного выключателя.

ТР-3

Главные воздушные выключатели снимаются с электровоза, производится их ремонт с полной разборкой и заменой изношенных деталей в соответствии с требованиями технологической инструкции на деповской ремонт главного выключателя типа ВОВ-25-4М.

Дугогасительная камера снимается и разбирается. Изолятор при наличии повреждений более 10 % поверхности пути возможного перекрытия напряжением заменяется. Проверяется состояние подвижного и неподвижного дугогасительных контактов, штока, поршня, пружин. Изношенные контакты восстанавливаются или заменяются, пружины с изломами и трещинами заменяются. Разъединитель разбирается, проверяется состояние изолятора, подшипников, пружин поворотного вала, контактных ножей. Износ ножей по толщине должен быть в пределах установленных норм. Негодные детали заменяются.

Разбирается блок управления (главный клапан с пневматическим приводом, привод разъединителя, клапаны управления, автомат минимального давления, контрольно-сигнальный аппарат, промежуточное реле, клапан аэрации. Детали и узлы осматриваются, проверяется их состояние, негодные заменяются. Измеряется активное сопротивление и сопротивление изоляции катушек реле и электромагнитов блока управления.

Проверяется состояние полого воздухопроводного изолятора и поворотного изолятора. Негодные изоляторы заменяются. Крепление изоляторов производится специальным ключом с предельным моментом 19,6 Н.м (2кгс.м). Проверяется состояние и испытывается нелинейный резистор или варистор согласно технической документации завода-изготовителя.

Воздушному резервуару производится полное техническое освидетельствование и гидравлическое испытание в соответствии с требованиями правил надзора за воздушными резервуарами подвижного состава железных дорог Российской Федерации. Производится окраска резервуара антикоррозийной краской. Главный выключатель собирается, проводятся испытания с проверкой временных характеристик и тока уставки.

Источник

Оцените статью