- Текущий ремонт дорожного покрытия
- Что такое текущий ремонт автомобильных дорог?
- Дефекты и ремонт асфальтобетонного покрытия
- Причины разрушения асфальтобетона, виды ремонта
- Плановый ремонт
- Аварийный ремонт
- Заделка трещин
- Ремонт с использованием горячих асфальтобетонных смесей
- С использованием холодных смесей
- Метод пропитки
- Струйно инъекционный метод
- Термопрофилирование
- Термопланирование
- Термоукладка
- Термопластификация
- Ремикс
- Ямочный ремонт асфальтового покрытия
- Виды ямочного ремонта
- Особенности технологии
- Асфальтирование горячими смесями
- Асфальтирование холодными смесями
- Контроль качества
Текущий ремонт дорожного покрытия
К современным дорожным покрытиям предъявляется множество требований, одним из которых является долгий срок службы.
Стоит отметить, что любая дорога ежедневно подвергается интенсивным нагрузкам и неблагоприятным факторам (движение и торможение транспортных средств, климатические воздействия, температурные перепады, обработка реагентами с агрессивным химическим составом и прочее).
Это приводит к ускоренному износу асфальтового покрытия, его постепенной деформации и разрушению. Эффективной мерой, позволяющей значительно продлить срок эксплуатации дороги, является текущий ремонт дорожного покрытия, выполняемый своевременно и регулярно.
Что такое текущий ремонт автомобильных дорог?
Так называемый текущий или профилактический ремонт дорожных покрытий направлен на устранение небольших дефектов и неисправностей, появившихся в ходе эксплуатации автотрассы, и направленный на восстановление ее нормальных технических параметров, способствующих обеспечению безопасных условий для всех участников дорожного движения.
В качестве основных задач, которые преследует текущий ремонт дорожного полотна, можно выделить следующее:
- Восстановление эксплуатационной исправности дорожных покрытий для обеспечения их соответствия установленным нормам.
- Обеспечение более длительного срока службы дороги и увеличение периодов между проведением капитальных восстановлений асфальтобетонных покрытий.
- Устранение различных повреждений покрытия, конструкционных элементов автомобильных дорог и искусственных сооружений, являющихся их составной частью.
- Экстренное устранение дефектов, появившихся в результате различных стихийных бедствий, аварийных ситуаций и других разрушительных воздействий.
Реализация работ в процессе текущего восстановления дорог осуществляется на основании утвержденной проектно-сметной документации. Их проведение предполагает комплексный подход, при котором осуществляется восстановление покрытий и других элементов на всей протяженности ремонтируемого участка дорожного полотна. Также возможно проведение выборочного ремонта, если в восстановлении нуждаются только отдельные дорожные сооружения.
Источник
Дефекты и ремонт асфальтобетонного покрытия
С асфальтным, а правильнее будет: асфальтобетонным покрытием, знакомы все. Оно используется на большинстве дорог, тротуарах, при благоустройстве придомовых территорий.
Как и любой другой материал, он, в силу различных факторов, повреждается и требует восстановления. Рассмотрим, как осуществляется ремонт асфальтобетонного покрытия, и в чём вообще причины его разрушения.
Причины разрушения асфальтобетона, виды ремонта
Причины разрушения асфальтобетонного покрытия разнообразны.
Перечислим основные из них.
- Некачественная смесь, использовавшаяся при укладке.
- Нарушения технологии укладки.
- Механические повреждения.
- Перегрузки при эксплуатации.
- Напряжения, возникающие при образовании льда в порах и трещинах при отрицательных температурах. Усугубляют ситуацию использующиеся соль или другие противогололедные реагенты.
- Просадка из-за выполненного не по технологии, или неправильно рассчитанного основания под него.
- Деформации из-за перепада температур.
- Просадка из-за повышенной влажности грунта (паводки, обильные дожди).
- Потеря битумным вяжущим свойств из-за повышенной температуры.
- Повышенная интенсивность движения, или проезд транспортных средств с нагрузкой на ось больше расчетной (в том числе и при сезонных или температурных ограничениях).
- Потеря битумным вяжущим своих свойств при долговременной эксплуатации.
- Некачественный или несвоевременный ремонт.
Обратите внимание! Как показывает практика, приходится ежегодно проводить текущий ремонт на 2-3 % процентах площади покрытия. Если дефекты занимают более 20 % площади, то дорога нуждается уже в капитальном ремонте. Капитальный ремонт заключается в удалении всего покрытия либо его слоя, и новой его укладке.
Ремонт покрытия делится на: плановый (текущий), капитальный и аварийный..
Плановый ремонт
Проводится при благоприятных погодных условиях, как правило, в теплое время года для устранения мелких дефектов. Правильное и своевременное его выполнение увеличивает срок службы покрытия, до минимума снижает вероятность возникновения критических дефектов в будущем.
Аварийный ремонт
Он проводится в случае появления на дороге критических дефектов угрожающих безопасности движения, как на фото выше. Работы проводятся в любых условиях и круглогодично. Но на такой ремонт асфальтобетонного покрытия, СНиП не предъявляет особых требований по долговечности — особенно если проводился он зимой.
Рассмотрим применяемые сегодня технологии для аварийного и планового ремонта, и их особенности.
Заделка трещин
Один из наиболее простых, но самый важный — ремонт асфальтобетонных покрытий. Обязательно выполняется перед приходом отрицательных температур, так как попавшая в трещины вода обязательно приведет к образованию выбоин.
Технология состоит из трех этапов:
- Трещина вычищается (выдувается) от пыли и мусора.
- Производится заполнение ее горячим битумным составом.
- Место, где проведен ремонт трещин асфальтобетонных покрытий, присыпается песком или отсевом.
Ремонт с использованием горячих асфальтобетонных смесей
Позволяет добиться наилучшего качества восстановленного полотна.
Для заделки выбоин применяют:
- Приготовленную в стационарных условиях смесь, в зимнее время, когда не работают асфальтобетонные заводы, материал недоступен;
- Литую смесь, разогретую на месте;
- Асфальтобетон, изготовленный методом рецинклинга. На месте ремонта куски покрытия (фрезерат), разогревают и перемешивают с добавлением битума в специальных мобильных установках — рециклерах.
На видео в этой статье — подробно показаны все этапы выполнения работы.
Технология включает в себя следующие операции:
- Места ремонта размечают, соблюдая следующие правила:
- не должно быть острых углов;
- захватывают до 5 см неповрежденного покрытия;
- рядом расположенные дефекты объединяют в одну карту.
- Проводится разборка асфальтобетонного покрытия по разметке, для этого используют отбойные молотки, ручные или смонтированные на самоходной технике фрезы.
- Если необходимо, придают вертикальность кромкам зарезанного участка (когда использовалась фреза).
- Очищают место ремонта от мусора, и тщательно его высушивают. Для этого используют воздуходувки, промышленные фены или просто горелки.
- Кромки и дно карты проливают разогретым битумом либо эмульсией на его основе.
- Укладывают смесь и уплотняют (укатывают) её. Если делается ремонт покрытия литым асфальтобетоном, то уплотнение не нужно.
- Место стыка проливается эмульсией и просыпается мелким песком либо отсевом.
При использовании данной технологии, важно контролировать не только ее соблюдение, но и:
- качество материалов;
- температуру смеси (не ниже 115-120 о С), битума или эмульсии (согласно паспорту на материал);
- качество уплотнения.
С использованием холодных смесей
В этом случае, вместо горячих смесей используют специальные холодные составы на основе модифицированного битума и полимерных добавок.
- Укладываются они без разогрева, это значительно ускоряет ремонт.
- Смеси позволяют работать при отрицательных температурах. Но отремонтированное место не обладает такой же прочностью и водостойкостью, поэтому данный метод чаще применяют в аварийных ситуациях и на дорогах 3 категории и ниже.
- Есть ограничение и по размеру заплат, они не должны быть больше 2м 2 . Так же, цена на эти смеси выше, чем на горячие. Но упрощение и ускорение работ, почти нивелирует разницу.
- Смета на ремонт почти не отличается. Технология ремонта этими смесями та же, что и горячими.
Внимание: Некоторые производители холодных смесей, гарантируют качество без проливки битумом и уплотнения (хватает укатки колесами движущегося по карте после ремонта транспорта). Но лучше все же проводить эти операции.
При использовании холодных смесей, температуру при укладке не нужно контролировать. Но обязательно нужно следить за датой выпуска и условиями хранения смеси. При укладке, по истечении гарантийного срока, качество ремонта значительно ухудшается.
Метод пропитки
Самый быстрый, и наименее качественный способ. Применяют чаще всего при аварийном ремонте, или когда в небольшие сроки нужно привести в более или менее сносное состояние большой участок дороги. Такой ремонт можно выполнить своими руками, например, для восстановления дорожки на участке.
Технология выполнения состоит из следующих этапов:
- Выбоина вычищается от пыли и мусора с помощью щеток или воздуходувок.
- Проливается горячий битум или эмульсия.
- Производится засыпка мелкого (фракция до 15 мм) щебня.
- Если необходимо, предыдущая операция повторяется несколько раз, до полного заполнения выбоины.
- Уплотняется место ремонта катком либо виброплощадкой.
- Отремонтированное место присыпается мелким песком либо отсевом для бронирования.
Совет. Если будете проводить эту работу на участке самостоятельно, то вместо чистого битума выбирайте эмульсию на основе воды. Она пожаробезопасна (это важно при разогреве) и не требует просушки выбоины.
Струйно инъекционный метод
Метод похож на способ ремонта пропиткой. Обеспечивается быстрое восстановление асфальтобетонного покрытия и качество ремонта, но требует использования специальной машины. Монтируется она обычно на базе грузового автомобиля или прицепная.
Имеет следующие узлы:
- Ёмкость для битума или эмульсии с подогревающим устройством;
- Бункер для щебня;
- Компрессор;
- Подпружиненную выдвижную штангу с рабочим органом, подающим смесь и рукоятками для направления на участок ремонта;
- Дозирующе-распределяющее устройство, обеспечивающее подачу воздуха и материалов для ремонта к рабочему органу, в различных комбинациях и с разным давлением.
Работа выполняется бригадой из водителя и дорожного рабочего, управляющего штангой.
Инструкция по проведению такого ремонта состоит из следующих пунктов.
- Машина подъезжает к дефекту дороги так, чтобы он оказался в зоне доступа штанги.
- Струей воздуха под высоким давлением, из выбоины выдувается пыль и мусор.
- Выбоина промывается эмульсией под высоким напором.
- Снова производится продувка.
- В выбоину снова подается эмульсия, но давление уже меньше, и она смачивает поверхность.
- Под давлением воздуха, который обеспечивает хорошее уплотнение, и перемешивание дефект заполняется смесью эмульсии и щебня.
- Просыпается чистый щебень для бронирования места ремонта.
Термопрофилирование
Одна из самых современных и эффективных технологий ремонта. Используется не только для заделки дефектов, но и для восстановления покрытия, утерявшего свои свойства в силу длительного срока службы, либо других факторов.
Технология основана на разогреве и регенерации асфальтобетона, либо на нанесении сверху дополнительного слоя. Кроме устранения трещин и выбоин, удаляется колейность и просадки покрытия. Для того чтобы выполнить термопрофилирование асфальтобетонных покрытий, нужен комплекс машин, либо комбинированный агрегат.
В состав его входят:
- Инфракрасные горелки для разогрева асфальта.
- Устройства для взрыхления.
- Перемешивающие аппараты.
- Вальцы для укладки.
- Дозаторы добавляемой смеси или компонентов.
В зависимости от состояния старого покрытия, особенностей его разрушения и других факторов, выбирают один из методов восстановления асфальтобетона.
Термопланирование
Старый асфальт разогревается и взрыхляется и снова укладывается.
Термоукладка
В этом случае кроме разогрева и перекладки старого асфальта поверх него ложится слой новой смеси.
Термопластификация
Новая смесь не добавляется. Старый асфальт перемешивается перед укладкой с пластификатором, восстанавливающим его свойства.
Ремикс
Старый асфальт смешивается с новой смесью. Также по необходимости добавляются заполнители или вяжущее.
Мы привели причины разрушения, виды ремонта (капитальный, текущий аварийный), и все наиболее применяемые на сегодня технологии ремонта асфальта. Конечно, тема не закрыта полностью, но будем рады, если наша статья помогла вам или просто расширила круг знаний.
Источник
Ямочный ремонт асфальтового покрытия
Требования к состоянию покрытия автомобильных дорог четко прописаны в соответствующих нормативных документах (ГОСТ Р 50597-93, СНиП 2.07.01 и другие). Однако в них не учитывается стремительный рост количества транспортных средств и соответствующее увеличение нагрузки на дорожное покрытие. Вместе с прогрессом технологии растет и количество материалов и технологий для ремонта дорог.
В частности, ямочный ремонт асфальтового покрытия оправдан, если степень повреждений допускает его проведение. В противном случае следует проводить капитальный ремонт дороги. Только четкое соблюдение технологических условий и требований к подобному ремонту обеспечивает прочные «латки». Рассмотрим технологию ближе.
Виды ямочного ремонта
Тип ремонта, необходимый в конкретном случае, зависит от характера и степени повреждения дорожного покрытия, эксплуатационной нагрузки на покрытие (измеряется в количестве автомобилей в сутки). Также процедура делится на различные виды в зависимости от используемых материалов и технологий:
- Укладка горячей асфальтобетонной смеси.
- Горячий способ асфальтирования.
- Литье текучей смесью.
- Струйно-инъекционный (инжекторный) метод.
- Ремонт при помощи инфракрасных нагревательных установок.
Каждый из методов обладает своими достоинствами и недостатками и применяется в зависимости от ряда факторов, касающихся характеристик поврежденного покрытия, климатических условий региона и даже бюджета, выделенного на проведение работ. Оперативность проведения работ – не последний показатель, который влияет на выбор технологии. К примеру, ямочный ремонт литым асфальтом зимой проводить недопустимо из-за высокой влажности.
Предпочтительная технология и материал должны соответствовать ряду критериев:
- Соответствие свойств поверхностей готовой заплаты и основного покрытия.
- Соответствие прочности асфальтобетонной смеси эксплуатационным нагрузкам на ремонтируемом участке.
- Наличие и доступность материалов и технических средств для выполнения ремонта.
- Требования материала к погодным условиям во время ремонта.
- Оперативности возобновления дорожного движение по завершении работы и общая скорость из выполнения.
- Экономические особенности того или иного метода выполнения работ.
Компания «новые Технологии Асфальта – NovTecAs» занимается ямочным ремонтом трасс и дорог, укладкой асфальта и смежной деятельностью в Москве.
Особенности технологии
Технологии методов, упомянутых выше, отличаются в некоторых деталях, но есть ряд общих требований, которые регулируют выполнение ремонта любого типа. Прежде всего, он должен производиться при соответствующих погодных условиях: температура воздуха не менее 5ºС и при отсутствии осадков.
Исключение составляют горячие асфальтобетонные смеси, с которыми допустимо работать при 0ºС, но только при наличии специальных присадок и при толщине укладываемого слоя более 4 сантиметров.
Перед тем, как заливать или укладывать смесь, необходимо подготовить поврежденный участок покрытия. Подготовительные работы включают в себя:
- Разметку ремонтируемых участков;
- Вырубку выбоин на всю глубину покрытия с захватом не менее 3 см целого асфальта вокруг ямы (некоторые технологии подразумевают повторное использование вырубленного материала);
- Механическую очистку вырубленного углубления от подвижных частиц (при помощи пневматических, гидравлических и механических устройств для удаления мусора);
- Пропитку стенок и дна углубления специальным подготовительным составом или битумом (в зависимости от требований конкретной технологии).
Конечно, необходимый объем и типы подготовки полностью зависят от выбранного метода. К примеру, инфракрасный ремонт выполняется путем нагрева покрытия, не требует вырубки выбоины.
Подготовленное соответствующим образом покрытие заполняется асфальтобетонной смесью согласно выбранной технологии. Смесь засыпается, заливается или распыляется в углубление, а затем разравнивается и уплотняется.
Технология ямочного ремонта дорог, включающая в себя рециклинг, подразумевает введение измельченного старого покрытия в свежую смесь для сокращения затрат материала. В случае использования струйно-инъекционного метода, все подготовительные и основные процессы выполняются при помощи одной установки, но метод имеет свои ограничения.
После завершения ремонта заплата должна приобрести эксплуатационные свойства в течение времени, соответствующего характеристикам используемого материала.
Асфальтирование горячими смесями
Горячие асфальтобетонные смеси могут быть сыпучими или текучими. Укладка разогретого материала обеспечивает его повышенную адгезию к основанию.
Асфальт для литья имеет тестообразную консистенцию и заполняет неровности основания под действием гравитации. Кроме того, литой асфальт не требует механического уплотнения, поскольку приобретает необходимую плотность в процессе остывания. С другой стороны такой асфальт размягчается в жаркое время года, что приводит к образованию колеи.
Сыпучие горячие смести битума с заполнителем определенной фракции и типа (песок, щебень) обладают своими достоинствами. Прежде всего, не дорогой транспортировкой. Вместе с тем технология укладки сыпучих горячих смесей подразумевает использование вибротрамбующих ручных агрегатов или массивных катков, что усложняет технологический процесс и увеличивает расход времени на выполнение работ.
Асфальтирование холодными смесями
Складируемые холодные асфальтные смеси отличаются температурой укладки и, в значительной степени, составом. Модифицированный битум и специальные присадки расширяют диапазон климатических условий, позволяя асфальтировать при температуре до -10ºС. Более того, фасованная органоминеральная смесь:
- Не требует специальной техники (кроме газовой горелки для разогрева поверхности);
- Может укладываться в выбоины без х предварительной разделки;
- Отсутствие специальных требований к транспортировке;
- Не требует особой квалификации рабочей силы.
С другой стороны уложенная и утрамбованная органоминеральная смесь отличается низким сопротивлением сдвигу, что не позволяет укладывать её в местах торможения транспорта. Совокупность цены и качеств материала характеризирует его как средство для оперативного устранения выбоин, когда наступает зима, то есть вне традиционного сезона дорожных работ и средства предотвращения увеличения повреждений в зимний период.
Инжекторный или струйно-инъекционный метод – частный случай работы с холодным асфальтобетонными смесями. Соответствующие установки (к примеру, УЯР-1 или зарубежные аналоги) позволяют оперативно выполнять ремонт небольших и средних повреждений дорожного покрытия даже без разделки. Единственный агрегат выполняет все подготовительные и основные этапы ремонта, а дополнительное уплотнение не требуется ввиду нанесения смеси под давлением.
Существует несколько типов холодных асфальтобетонных смесей:
- С эмульсией для немедленного применения. Смеси такого типа, как правило, применяются при ремонте инжекторным методом. Порция подготовленной смеси помещается в танк агрегата перед началом смены.
- Эмульсионные смеси с минеральными добавками.
- Фасованная складируемая органоминеральная смесь. В упакованном виде такая смесь может храниться до 8 месяцев и сохранять свои свойства после нарушения упаковки до двух месяцев.
Существуют и другие, узкоспециализированные виды смесей, но применяются они гораздо реже, чем перечисленные выше.
Контроль качества
После выполнения ямочного ремонта дорожного покрытия производится визуальный и инструментальный контроль качества (ГОСТ 310515, СНиП 3.06.03 и другие) заплаты по следующим параметрам:
- Прочности;
- Толщины покрытия;
- Наличие дефектов (просадки и прочие)
- Плоскости;
- Шероховатости покрытия.
Результаты проведения контроля сверяются с нормативной документацией, и на основе сравнения определяется качество выполнения работ.
Источник