Технология ремонта бронетанковой техники 1973

СПОСОБ РЕМОНТА КОМБИНИРОВАННОЙ БРОНИ Российский патент 2002 года по МПК B23P6/04 F41H5/04

Описание патента на изобретение RU2181651C2

Изобретение относится к области ремонта бронетанкового вооружения и техники, в частности броневой защиты современных танков.

До 30% объема ремонтных работ в боевых условиях связано с ремонтом броневой защиты: снарядных поражений (сквозных, несквозных), трещин броневых листов и сварных швов. Для устранения дефектов брони традиционно в ВС РФ и за рубежом используют электрогазосварочные устройства, реже клеевые композиции.

Броня, отремонтированная с помощью клеевых композиций, обладает низкой ударной и тепловой стойкостью, требует длительного времени (более 24 часов) для полного отверждения клея, что существенно снижает производительность ремонтных органов.

Ремонт брони сваркой и резкой предусматривает выполнение значительного объема работ по электродуговой и газовой резке, трудоемких слесарно-подгоночных и сварочных операций. Для уменьшения вредных последствий резки и сварки (изменение структуры, трещины, коробление) необходимо выполнить целый ряд требований: предварительный подогрев брони, выбор специального режима сварки, наложение многоваликовых обратно-ступенчатых швов с обязательным наложением отжигающего валика. Все это существенно увеличивает трудоемкость и время ремонта брони.

Способ ремонта монолитной брони (Технология ремонта бронетанковой техники. М. : ВАБТВ, 1973. Под. ред. Марютина М.И., с. 140-141) заключается в подготовке дефектной поверхности броневой детали, изготовлении пробки, установке и сварке пробки. Данный способ (прототип) приемлим только для ремонта монолитной брони. Все современные танки имеют комбинированную многослойную броню, где в качестве прослоек используются различные наполнители (песок, стеклоблоки, керамика). Так как толщина такой брони в несколько раз больше монолитной, то на всю глубину ее разделать и заварить не представляется возможным. Возникает проблема в заполнении пробоины материалом для повышения стойкости от кумулятивных средств поражения. Наполнители горючи, что создает опасность пожара и взрыва танка. Песочный наполнитель при разделке пробоины резаком разлетается и тушит горелку. Броня танков изнутри покрыта противорадиационным подбоем (из пеноуритана), механическая резка которого затруднена, что в совокупности с агрегатами, экранирующими пробоину внутри корпуса, существенно затрудняет ремонт традиционным способом.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа ремонта комбинированной брони.

Эта задача решается тем, что разделывают отверстие в дефектной поверхности броневой детали, изготавливают пробку и устанавливают ее в подготовленное отверстие, при этом в пробке выполняют наружную выемку, куда закладывают пластическое взрывчатое вещество и устанавливают в разделанное отверстие наружного броневого листа, после чего осуществляют подрыв пластического взрывчатого вещества, а затем со стороны подпорного листа заполняют пространство разделанного отверстия глиной, которую фиксируют и герметизируют посредством стержня, приваренного к пробке изнутри, прокладки, броневой накладки и гайки.

Изобретение поясняется чертежом, где:
1 — пробка со стержнем;
2 — пластическое взрывчатое вещество (пластид) с электродетонатором;
3 — наружный лист;
4 — наполнитель;
5 — подпорный лист;
6 — подбой;
7 — броневая накладка;
8 — гайка;
9 — прокладка;
10 — глина.

Для ремонта сквозного поражения комбинированной брони танка необходимо газовым резаком разделать пробоину в наружном листе 3 под конус, предварительно забив в полость пробоины глину 10, вырезать броневую пробку 1 и приварить к ней стержень, выполнить наружную выемку под пластид с электродетанатором 2, вставить пробку и подорвать пластид 2, окончательно заполнить пробоину в подпорном листе 5 и подбое 6 глиной 10 и зафиксировать броневой накладкой 7, прокладкой 9 с помощью гайки 8.

Способ прост, позволяет снизить зону термического влияния за счет исключения процесса сварки, происходит упрочнение кристаллической решетки металла при взрыве, исключается тепловое воздействие на наполнитель, обеспечивается герметичность брони и ее противокумулятивная стойкость на всю глубину. Пластид имеется всегда на танках в достаточном количестве в элементах динамической защиты.

Техническим результатом использования способа ремонта комбинированной брони является сокращение времени и трудоемкости ремонта комбинированной брони, повышение качества ремонта.

Похожие патенты RU2181651C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕМОНТА КОМБИНИРОВАННОЙ БРОНИ 2000
  • Пишевец С.П.
  • Старостин М.М.
  • Ковалев В.П.
  • Буцких С.М.
  • Власов В.П.
RU2181652C2
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ЛЕГКИХ БРОНИРОВАННЫХ МАШИН ОТ ПРОТИВОТАНКОВЫХ КУМУЛЯТИВНЫХ ГРАНАТ 2004
  • Пархоменко Ю.А.
  • Потапов А.М.
RU2260765C1
НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ТАНКА 2000
  • Москалев В.С.
RU2185591C2
СПОСОБ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ТАНКОВЫХ ГЕНЕРАТОРОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СВАРОЧНЫХ РАБОТ 1999
  • Пишевец С.П.
  • Старостин М.М.
  • Ковалев В.П.
  • Фло Муатасем
RU2147362C1
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ГРУЗОПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО 2000
  • Пишевец С.П.
  • Старостин М.М.
  • Ковалев В.П.
  • Буцких С.М.
  • Власов В.П.
RU2171754C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНЯТИЯ И УСТАНОВКИ АГРЕГАТОВ ТАНКА 2000
  • Пишевец С.П.
  • Старостин М.М.
  • Ковалев В.П.
  • Буцких С.М.
  • Власов В.П.
RU2181673C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭКИПАЖА ТАНКА ОТ ОТРАВЛЕНИЯ ПОРОХОВЫМИ ГАЗАМИ ПРИ СТРЕЛЬБЕ ШТАТНЫМ СНАРЯДОМ 2001
  • Герман В.К.
  • Рудь А.Г.
RU2191961C1
ЗАПРАВОЧНОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ БРОНЕОБЪЕКТОВ 2001
  • Москалев В.С.
  • Алешечкин Н.Д.
  • Протасов Е.М.
RU2202478C2
СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТАНКОМ МИННО-ВЗРЫВНЫХ ЗАГРАЖДЕНИЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Аниконов А.Н.
  • Белоконь С.П.
  • Марютин А.М.
RU2162590C1
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТА 1999
  • Демьяненко А.В.
  • Старостин М.М.
  • Ткаченко В.И.
RU2171962C1

Реферат патента 2002 года СПОСОБ РЕМОНТА КОМБИНИРОВАННОЙ БРОНИ

Изобретение относится к области ремонта броневой защиты боевых машин. Способ позволяет упростить выполнение ремонтных работ. Сущность изобретения заключается в том, что в пробке выполняют наружную выемку, куда закладывают пластическое взрывчатое вещество и устанавливают в разделанное отверстие наружного броневого листа, после чего осуществляют подрыв пластического взрывчатого вещества. После взрыва со стороны подпорного листа заполняют пространство разделанного отверстия глиной, которую фиксируют и герметизируют посредством стержня, приваренного к пробке изнутри, прокладки, броневой накладки и гайки. 1 ил.

Читайте также:  Течет электрический чайник как починить

Формула изобретения RU 2 181 651 C2

Способ ремонта комбинированной брони, включающий разделку отверстия в дефектной поверхности броневой детали, изготовление пробки и установку ее в подготовленное отверстие, отличающийся тем, что в пробке выполняют наружную выемку, куда закладывают пластическое взрывчатое вещество и устанавливают в разделанное отверстие наружного броневого листа, после чего осуществляют подрыв пластического взрывчатого вещества, а затем со стороны подпорного листа заполняют пространство разделанного отверстия глиной, которую фиксируют и герметизируют посредством стержня, приваренного к пробке изнутри, прокладки, броневой накладки и гайки.

Источник

Заводы на колёсах. Ноу-хау Красной Армии

Ремонт танков во время Великой Отечественной войны имел огромное значение. Достаточно сказать, что за годы войны было выполнено 430 000 ремонтов танков и самоходно-артиллерийских установок (САУ). В среднем каждый выпущенный промышленностью танк и САУ прошел через руки ремонтников более четырех раз! В танковых армиях, например, каждый танк (САУ) выходил из строя два-три раза и столько же раз усилиями ремонтников возвращался в боевой строй.

Основную роль в ремонте танков сыграли войсковые подвижные ремонтные средства. Их удельный вес в общем объеме ремонта бронетанковой техники составил 82,6%. Восстановленные танки и САУ являлись главным источником восполнения потерь танковых частей. Столь высоких результатов ремонтникам удалось добиться благодаря широкому внедрению в практику агрегатного метода ремонта боевых машин в полевых условиях.

В предвоенные годы советское правительство развернуло большую работу по укреплению армии, в том числе по дальнейшему развитию бронетанковых войск, созданию и производству новых конструкций танков, совершенствованию инженерно-танковой службы, подготовке командных и инженерно-технических кадров. Однако к моменту начала войны эта огромная работа не была завершена.

Теоретические основы организации и технологии ремонта танков в полевых условиях перед Великой Отечественной войной были разработаны недостаточно, ремонтные средства, особенно подвижные, развиты слабо, ощущался острый недостаток в оборотном фонде моторов и агрегатов и запасных частях для их ремонта. К ремонту новых в то время танков Т-34 и КВ ремонтные средства еще не были готовы. Очень слабо были развиты эвакуационные средства. Все это отрицательно сказалось на боеспособности бронетанковых войск. На 15 июня 1941 года 29% танков старых типов (БТ и Т-26) нуждались, например, в капитальном ремонте и 44% — в среднем. Войсковые ремонтные части с началом боевых действий не справлялись даже с текущим ремонтом танков.

В результате принятия срочных мер во втором полугодии 1941 года было сформировано 48 подвижных ремонтных баз (прб) для среднего ремонта техники на поле боя. К 1 января 1943 года в войсках уже действовало 108 прб, 23 отдельных ремонтно-восстановительных батальона (орвб) и 19 армейских ремонтно-восстановительных батальонов (арвб). Для эвакуации поврежденной бронетанковой техники с поля боя сформировано 56 эвакорот. Формирование ремонтных средств продолжалось и дальше. Выход танков из ремонта непрерывно возрастал.

Однако увеличение ремонтных частей типа прб и рвб не решало основной задачи — их техническая оснащенность была такова, что они не могли производить капитальный ремонт танковых агрегатов, да и не были предназначены для этой цели.

Из-за острого недостатка запасных танковых агрегатов, особенно двигателей, ремонтники, несмотря на огромные усилия, не могли справиться с ремонтом танков на поле боя. Заводы промышленности и стационарные ремонтные заводы, находящиеся в глубоком тылу, могли обеспечить агрегатами лишь собственное производство танков и их ремонт. Оборотных же агрегатов выпускалось очень мало. Кроме того, доставка агрегатов из глубокого тыла сопровождалась большими трудностями или исключалась вовсе в связи с перегрузкой транспорта. В наступательных операциях подбитые и изношенные танки, ввиду нехватки запасных агрегатов, длительное время простаивали на поле боя. При отправке же их на ремонт в глубокий тыл возникало много осложнений с эвакуацией и перевозкой. В результате до возврата танков в строй проходили долгие месяцы.

В 1943 году проблемы ремонта танков приобрели особую остроту. Это было связано с формированием танковых армий и началом крупных наступательных операций советских войск. Существовавшие в то время войсковые ремонтные средства, несмотря на их значительную численность, не справлялись с задачами в наступательных операциях, не обеспечивали необходимой живучести танковых войск в сложных погодных условиях. Об этом красноречиво говорят такие факты: 2-я танковая армия Центрального фронта, совершая 12-19 февраля 1943 года марш из района Ефремова в район Фатежа (200 км), в условиях сильных снежных заносов и бездорожья, оставила на маршрутах по техническим причинам 226 танков из 408; в четырех танковых корпусах Юго-Западного фронта к началу контрнаступления немецко-фашистских армий «Юг» (19 февраля 1943 г.) оставалось в строю всего лишь 20 танков, а все безмоторесурсные танки были закопаны и превращены в неподвижные огневые точки.

Многие танки, вышедшие в боях из строя, не могли быть восстановлены из-за отсутствия оборотного фонда танковых агрегатов, в первую очередь двигателей. Положение складывалось так, что каждый двигатель для фронта был равнозначен танку. В числе немногих ремонтных частей Советской Армии 1-я стационарная бронетанковая ремонтная мастерская (сбтрм) Северо-Западного фронта освоила к началу 1943 года капитальный ремонт танковых дизелей в Вышнем Волочке. Ремонтники использовали передовой опыт промышленности, а также все лучшее, что было в технологии ремонта на Московском центральном военном ремонтном заводе. Ремонт танковых дизелей в 1 сбтрм был налажен в свое время по указанию командующего бронетанковыми и механизированными войсками фронта генерала Б.Г. Вершинина.

Читайте также:  Ремонт платы управления стиральной машины самсунг своими руками

В конце февраля 1943 года начальник 1 сбтрм инженер-майор П.П. Пономарев, будучи в Москве, встретился в приемной Главного бронетанкового управления (ГБТУ) с командиром 4-го гвардейского Кантемировского танкового корпуса генералом П.П. Полубояровым. Генерал рассказал о тяжелом положении с ремонтом техники в войсках, высказался за коренное улучшение организации ремонта танков на поле боя. Этот же вопрос давно волновал и ремонтников.

Несколько дней спустя П.П. Пономарев подал докладную записку начальнику ГБТУ генералу Б. Г. Вершинину с предложением о формировании качественно новых ремонтных частей — подвижных танко-агрегатных ремонтных заводов (ПТАРЗов). Генерал одобрил эту идею. Вскоре в 1 сбтрм создается небольшой коллектив по разработке организационно-технологического проекта такого завода в составе П. Пономарева, С. Липатова, В. Коломийца и Д. Зверко. Позднее в работу включился буквально весь коллектив мастерской.

Основная идея состояла в том, чтобы подвижной завод свободно мог обходиться без стационарных производственных помещений и энергоустановок. ПТАРЗ должен был действовать в любых условиях, передвигаясь вслед за войсками. При организации подвижных заводов в трудное военное время необходимо было решить многие сложные инженерно-технические задачи.

Авторство этой группы офицеров 1 сбтрм по разработке ПТАРЗов было узаконено приказом командующего артиллерией Красной Армии № 47 от 20 июля 1944 года. Так, например, чтобы создать стройную систему капитального ремонта танковых агрегатов в полевых условиях с сохранением постоянного технологического процесса, как это практиковалось на заводах промышленности, где строго регламентированы все операции, нужны были новые легкие, теплые, разбираемые производственные помещения с грузоподъемными средствами для квалифицированного поточного ремонта танковых двигателей и агрегатов трансмиссии. Предстояло разместить на шасси высоко проходимых автомашин и прицепов большое количество разнообразных мастерских, со станочным и другим оборудованием, испытательные станции, лаборатории, энергетические установки, предусмотреть изготовление быстро собираемых и легко транспортируемых коммуникаций (водопровод, паропровод, электрокабели).

Создание ПТАРЗов тогда было делом новым, и далеко не все специалисты сразу поддерживали его, опасаясь, что на подвижных заводах не удастся обеспечить высокое качество капитального ремонта такой сложной техники, как танковые дизели типа В-2. Кроме того, некоторых связывал подготавливаемый в то время проект решения о централизованном ремонте танковых дизелей на Центральном военном мотороремонтном заводе в Москве. В нем предлагалось коренным образом реконструировать это предприятие с целью резкого увеличения его мощности.

Для окончательного решения вопроса начальник ГБТУ приказал инженер-майору П. П. Пономареву срочно изготовить силами мастерской основу ПТАРЗа — образец производственного помещения для демонтажно-монтажных работ (шатровую палатку с подъемно-транспортными средствами). После многочисленных творческих поисков и проработки всех возможных вариантов было выбрано круглое палаточное помещение площадью в 260 кв. м с деревянным полом, двойными брезентовыми стенками, отопительными калориферами и с комплектом подъемно-транспортных сооружений. Комплект оборудования и палатка весили всего лишь 7 т и перевозились на автомашине с прицепом.

Осмотр производственного помещения с комплектом оборудования для сборки танковых дизелей, схемами всех принципиальных решений по технологии и энергетическому обеспечению ПТАРЗа состоялся в начале апреля 1943 года, на Центральном военном мотороремонтном заводе в Москве. Большинство из присутствующих высоких лиц одобрило предлагаемое принципиальное решение, возражающие против ПТАРЗов получили исчерпывающие разъяснения. 19 апреля 1943 года было принято постановление ГКО о формировании двух ПТАРЗов — №№7 и 8.

Первый в истории подвижной танко-агрегатный ремонтный завод — ПТАРЗ №7 (начальник инженер-майор П.П. Пономарев) был спроектирован, построен и сформирован за 3,5 месяца, что было настоящим трудовым подвигом личного состава I сбтрм, который в эпоху «эффективных менеджеров» навряд ли можно повторить.

По приказанию народного комиссара обороны от 28 августа 1943 года ПТАРЗ №7 в начале сентября выводится в распоряжение Ставки ВГК для обеспечения боевых действий Степного и Воронежского фронтов. Придавая большое значение сохранности первого подвижного завода, верховный главнокомандующий И.В. Сталин лично дал указание эшелоны с ПТАРЗом №7 на всем пути следования сопровождать под прикрытием истребительной авиации. В короткие сроки был создан и направлен на Южный фронт ПТАРЗ №8 (начальник инженер-майор В.Г. Иовенко, в дальнейшем — инженер-полковник Н.И. Васильев). Большую помощь в проектировании первого ПТАРЗа оказала бригада Центрального военпроекта во главе с архитектором К.А. Фоминым, а в формировании заводов — генералы и офицеры Центральных управлений и заводы промышленности.

Действия первых двух подвижных танко-агрегатных ремонтных заводов на фронтах оказались весьма успешными. За короткое время они обеспечили капитально отремонтированными двигателями, агрегатами и приборами танковые войска Степного, Воронежского и Южного фронтов, а также помогли частям быстро освоить ремонт танков агрегатным методом. Государственный Комитет Обороны сразу же оценил преимущества ПТАРЗов. И уже 13 сентября 1943 года было вынесено новое решение ГКО, о формировании пяти заводов, а в 1944 году еще двух. В результате этих мероприятий в 1944 году 9 фронтов — 1, 2 и 3-й Украинские, все Белорусские и Прибалтийские — имели свои ПТАРЗы. По опыту ПТАРЗов в 1943-1944 года были сформированы пять подвижных танкоремонтных заводов (ПТРЗ), производивших капремонт танков на фронтах. ПТРЗ использовали дизельные моторы, ремонтируемые ПТАРЗами. Это придавало общую стройность агрегатной системе капитального ремонта.

Основу ПТАРЗа составляли четыре производственных отдела. Первый предназначался для ремонта танковых двигателей, второй — для ремонта агрегатов трансмиссии, электрооборудования, различных узлов и приборов, третий — для изготовления и восстановления изношенных деталей. Четвертый отдел являлся филиалом завода, базировался на промышленных предприятиях в освобожденных городах и периодически передислоцировался за ПТАРЗом железнодорожным транспортом. Он восстанавливал наиболее сложные детали, производил литье и сложные поковки. На ПТАРЗе № 7 к концу 1944 года, для четвертого отдела был построен мощный ремонтный поезд, в котором только для размещения производственных цехов, лабораторий и энергетических установок было задействовано 50 специально переоборудованных 4-осных вагонов. Кроме производственных отделов, в штате ПТАРЗа имелись обеспечивающие отделы — планово-производственный, технический, технического контроля, главного механика, материально-технического обеспечения, а также другие подразделения и службы.

Читайте также:  Кашира ремонт посудомоечных машин

На ПТАРЗе, помимо 4-го отдела, имелось еще 600-700 единиц станочного и другого оборудования, размещаемого в специальных палатках и различных мастерских, в кузовах на автомашинах и автоприцепах. Общая их производственная площадь была равно 3000-3500 кв. м. Мощность подвижных электростанций составляла 350-450 квт.

Численность личного состава ПТАРЗов по первоначальному штату составляла 656 человек (офицеров — 76, солдат и сержантов — 399, вольнонаемных рабочих — 181). Организационная структура заводов непрерывно совершенствовалась. К концу войны личный состав их увеличился до 1920 человек (офицеров — до 120, солдат и сержантов — до 1300, вольнонаемных — до 500 человек).

Технологический процесс ремонта танковых агрегатов на ПТАРЗах был поточным и организован с использованием опыта танковых заводов промышленности и стационарных военных ремонтных заводов. По существу, ПТАРЗы являлись полнокровными промышленными предприятиями, но только на колесах.

Взаимодействие их с войсковыми ремонтными средствами, производившими текущий и средний ремонт танков, осуществлялось так. Подбитые и изношенные танки сосредоточивались на сборных пунктах аварийных машин (СПАМах), где разворачивались ремонтно-восстановительные батальоны и подвижные танкоремонтные базы. Ремонтный фонд танковых двигателей, агрегатов трансмиссии, узлов и приборов обезличивался и отправлялся на ПТАРЗы для капитального ремонта, а вместо них заводы выдавали в обмен капитально отремонтированные. Благодаря этому рвб и птрб получали возможность ремонтировать танки агрегатным методом. Переброска агрегатов на небольшое расстояние в пределах войскового и фронтового тыла осуществлялась как транспортом войсковых ремонтных частей, так и самих ПТАРЗов.

ПТАРЗы не только обеспечили ремонт танков агрегатным методом, но и способствовали коренному техническому переоснащению всех войсковых ремонтных средств — птрб, рвб и даже подвижных танко-ремонтных заводов, являясь для них базовой организацией. Они, по существу, возглавили полевую индустрию ремонта танков. Умело маневрируя и эшелонируя техническими средствами, ПТАРЗы даже при передислокациях не прерывали своей производственной деятельности. В необходимых случаях они направляли как можно ближе к линии фронта оперативные производственные группы. О высокой подвижности ПТАРЗов и их способности следовать непосредственно за войсками, ярко свидетельствует выброска на днепровский плацдарм (в район Онуфриевки осенью 1943 г.) передовой части ПТАРЗ №7.

На освобожденной территории ПТАРЗы оказывали помощь советским и хозяйственным организациям в налаживании работы заводов, в организации выпуска на них продукции для фронта и народного хозяйства.
Вместе с войсками Степного и 2-го Украинского фронтов ПТАРЗ №7 прошел по дорогам войны около 5000 км. За годы войны им было отремонтировано 3000 танковых двигателей, более 7000 танковых агрегатов трансмиссии, значительное количество различных узлов и приборов, около 1000 агрегатов к бронеавтомобилям и тягачам, на 3,5 миллиона рублей восстановлено и изготовлено новых деталей.

За самоотверженный труд ПТАРЗ № 7 в 1944 году награжден орденом Красной Звезды. 70% личного состава завода награждено орденами и медалями. По указанию Верховного Главнокомандования работа ПТАРЗа № 7 на фронте была запечатлена в полнометражном звуковом кинофильме «Завод на фронте».

Так же успешно действовали и другие ПТАРЗы.

Для действий ПТАРЗов характерна большая подвижность и мобильность. Они не отрывались от передовых соединений более чем на 100-150 км, а во многих случаях работали в 10-12 км от них. Быстро (за 18-20 часов) могли свернуться и так же быстро (через 24-28 часов) развернуться и приступить к работе на новом месте.

Опыт войны показал, что техническое обеспечение, и в первую очередь организация ремонта боевой техники в ходе операций, является одним из главных факторов высокой боеготовности танковых войск. С формированием подвижных заводов, было положено начало созданию научной системы ремонта танков. Восстановление боевых машин носило комплексный характер, охватывая все виды ремонта танков. Резкое сокращение сроков ремонта достигалось за счет максимального приближения войсковых ремонтных частей к районам боевых действий, хорошей технической оснащенности и достаточной мощности их ремонтных средств.

Система ремонта танков, принятая в нашей армии в годы Второй мировой войны, имела решающее преимущество над германской, и главным образом потому, что с помощью ПТАРЗов был широко внедрен агрегатный метод ремонта боевых машин непосредственно на поле боя. В немецкой армии подвижных ремонтных заводов не было. Германское командование так до конца войны и не поняло, почему, несмотря на потери техники, русские танковые и механизированные соединения вскоре вновь вступали в бой.

Источники:
Липатов С. Завод на фронте. М.: Воениздат. 1988. С.12-121.
Радзиевский А. И. Танковый удар: танковая армия в наступательной операции фронта по опыту Великой Отечественной войны. М.: Воениздат, 1977. С.217-240.
Уколов В. Вторая танковая индустрия. / На земле, в небесах и на море: Сборник воспоминаний. Выпуск одиннадцатый. М.: Воениздат, 1989. С.306-358.
Липатов С., Коломиец В. Фронтовая индустрия ремонта танков // ВИЖ. 1982. №7. С. 31-34.
Бабаджанян А. Танки и танковые войска. М.: Воениздат, 1980 С. 187-189.

Источник

Оцените статью