- Технология ямочного ремонта дорог
- Подготовительный этап
- Основной этап
- Основные технологии ремонта дорожного покрытия
- Принципы выбора подходящей технологии
- Технологический процесс ремонтных работ
- Замена верхней части дорожной одежды
- Горячее асфальтирование
- Обязательные услолвия
- Уплотнение поверхностного покрытия
- Струйное нагнетание
- Смотрите также:
- Укладка асфальта на бетон: технология и особенности дорожных работ
- Технологии ремонта дорожного покрытия
Технология ямочного ремонта дорог
В процессе эксплуатации дорог с твёрдым покрытием они, по истечении определённого срока эксплуатации, начинают выходить из строя под действием целого ряда причин:
- Влияние погодно-климатических факторов;
- Интенсивная нагрузка от перемещающихся транспортных средств;
- Естественное старение и износ;
- Нарушения технологии строительства;
- Использование материалов ненадлежащего качества;
- Несвоевременное выполнение профилактического обслуживания дорожного полотна.
Все виды ремонтных работ, включая ямочный ремонт асфальтового покрытия, ГОСТ и СНиП регламентируют достаточно подробно. Основными нормативами являются:
- национальный стандарт 50597. Текст настоящего ГОСТ Р Госстандарт РФ утвердил 11.10.93 своим постановлением за № 221;
- «Методические рекомендации», действующие с 17.03.04, принятые Росавтодором (смотри письмо ОС-28/1270-ис);
- ВСН 24-88. Минавтодор РФ утвердил упомянутые нормативы 29.06.88.
Варианты технологий
Ямочный ремонт дорог является одним из видов текущего ремонта и осуществляется по разным технологиям с использованием различных материалов и специальной дорожной техники.
Конкретная технология выбирается с учётом:
- главных задач, которые требуется решить выполнением упомянутых работ:
- Обеспечение качественного устранения выявленного дефекта. Отремонтированный участок должен отвечать по своим основным параметрам (прочность, плотность, шероховатость и ровность поверхности) аналогичным значениям, присущим основному покрытию;
- Значительное повышение периода эксплуатации обработанного места;
- Степенью сложности варианта, по которому будет проводиться ямочный ремонт дорог, с учётом существующих погодных условий;
- Наличием потребного количества и ассортимента расходных материалов и специальной техники;
- Обеспечением минимальных сроков выполнения работ;
- Оценки экономической составляющей.
При возникновении потребности в выполнении ямочного ремонта, он может быть выполнен с использованием одной из вышеназванных технологий.
- Ямочный ремонт покрытий горячим методом. Дефектный участок восстанавливается с использованием горячей смесью асфальтобетона, состав которого должен быть максимально адаптирован к составу имеющегося дорожного покрытия. Метод является наиболее распространённым в России. Особенно при выполнении ремонта дорог, относящихся к I – II категориям.
- Технология холодного ремонта. Использование холодных ремонтных смесей на основе битума позволяет восстановить полотно менее качественно (прочность почти втрое ниже). Зато качество выполненного ремонта меньше зависит от погодных условий, при которых он выполнялся. Выбирается при выполнении работ на дорогах категории III и IV.
- Технология ямочного ремонта с использованием материалов, в состав которых входят полимеры. Применяется ДРСУ в исключительных случаях (при срочном аварийном ремонте, при работах на покрытиях мостовых сооружений и т.п.).
Подготовительный этап
Независимо от выбранной технологии выполнения ремонта, упомянутые работы начинаются с подготовки участка с выявленным дефектом дорожного покрытия.
Алгоритм следующий:
- Поверхность места повреждения и прилегающего дорожного покрытия очищается от влаги, грязи и пыли;
- Участок, на котором планируется провести дорожно-ямочный ремонт, размечается прямыми линиями (вдоль и поперёк продольной оси полотна). При этом на 50 мм с каждой стороны захватывается целое покрытие. Если рядом имеется несколько участков, подлежащих ремонту, их объединяют в один. Выделенная поверхность именуется картой ремонта;
- На всю глубину повреждения по нанесённой разметке выбирается старое покрытие одним из доступных способов (холодное фрезерование, вырубка, либо вырезка). При этом контролируется, чтобы был вынут материал на всю толщину имеющегося покрытия, а стенки получились строго вертикальными. Технология и последовательность операций, согласно которой должен выполняться ямочный ремонт, ГОСТ регламентирована достаточно подробно;
- Удаляются куски старого покрытия, образовавшаяся грязь, пыль и накопившаяся вода;
- Стенки выборки и её дно обрабатываются эмульсией битумсодержащей, либо жидким битумным раствором.
Основной этап
В зависимости от размера повреждённого участка используется различные виды ямочного ремонта, оборудование и инструмент.
- Если выбоина имеет площадь ≤ 3 м², её контур прорезается ручными нарезчиками, оборудованными алмазными режущими дисками d= (300-400) мм. Вырезанный материал ломается и удаляется отбойным молотком, который работает от переносной гидравлической станции, имеющей собственный двигатель, либо от от гидропривода специальной техники, используемой для проведения ремонта. Молоток может быть пневматическим. В этом случае потребуется компрессор.
- Если выбоины, той же площади, имеют достаточную длину, при незначительной ширине, ямочный ремонт покрытий выполняется с использованием холодных фрез в любых вариантах (прицепные, самоходные, навесные), которые позволяют за один проход удалять покрытие на глубину до 150 мм при ширине удаляемого участка от 200 мм до 500 мм. Использование данной техники обеспечивает часовую проходку до 300 погонных метров. Если повреждение занимает большую площадь, то используют более производительные фрезы.
Технология ямочного ремонта предусматривает смазку дна и стенок жидким битумом или эмульсией. Она может осуществляться с использованием специализированной техники или переносных устройств (автогудронаторы, битуморазогреватели, ремонтёры дорожные и т.п.).
Затем подготовленный участок заполняется ремонтным составом. В идеале он должен по своему составу и характеристикам полностью соответствовать материалу основного покрытия. Но это крайне трудно осуществить. Поэтому применяют разнообразные асфальтобетонные смеси: горячие среднезернистые и мелкозернистые (типов Г, В, Б).
Смеси «А», прочные жёсткие с крупным зерном и значительным процентным содержанием щебня компании, выполняющие ямочный ремонт покрытий, используют гораздо реже, так как их сложно вносить и разравнивать вручную.
Наиболее востребованной для ямочного ремонта сегодня является смесь с заполнителем из бетона асфальта (АБЗ). Она применяется в разогретом виде.
К месту использования АБЗ поставляется специальной техникой, оборудованной термосными бункерами. Применение термосов диктуется технологическим режимом использования материала. Если заполнитель имеет температуру менее 110°С, работа по его укладке списывается на брак. Чаще всего российскими дорожниками, осуществляющими ямочный ремонт дорог, для упомянутых целей используется американская машина универсального назначения модели ТР-4.
Техника подобной конструкции именуется ремонтёром, так как оборудована всем необходимым для выполнения ямочного ремонта «под ключ» без привлечения дополнительных сил и средств:
- Ёмкость для хранения и транспортировки битумных смесей;
- Ёмкость с эмульсией для выполнения подгрунтовки;
- Бункер для сбора отходов;
- Виброплита;
- Гидравлический отбойный молоток и т.п.
В процессе транспортировки нужная температура смеси, использование которой предусматривает технология ямочного ремонта, поддерживается электроподогревателем, либо пропановой горелкой.
Второй, по частоте использования, является специальная техника SSG25 германского производства, принцип работы которого отличается от изделия ТР-4.
Если работы выполняются в холодное время года, либо расстояние, на которое требуется перемещать АБЗ, значительное, дорожниками широко используются иные методы ямочного ремонта, например, рециклинг.
Её суть: вторичный асфальтобетон (крошкой или кусками) разогревается в специальной ёмкости, при постоянном гравитационном перемешивании прямо на месте выполнения работ. АБЗ готовится в рециклерах, специальных ёмкостях на прицепах, или на самоходных шасси. Лучше всего эта техника работает на крошке, являющейся отходами холодного фрезерования. Для повышения качества готового заполнителя, в него добавляют при расплавлении битум, в объёме 2% от загруженного веса вторичного сырья.
Готовый заполнитель подаётся на ремонтируемый участок дискретно, чтобы заполнение шло слоями. Толщина каждого не должна превышать 60 мм.
Ямочный ремонт покрытий, имеющих дефекты незначительной глубины и площади, выполнятся посредством укладки и последующего разравнивания смеси вручную. Если карты большие (S ≥ 20 м²), применяется малый асфальтоукладчик (тротуарный).
Источник
Основные технологии ремонта дорожного покрытия
Постоянно возрастающая интенсивность дорожного движения и агрессивные условия окружающей среды приводят к ухудшению состояния автострады. От качества трассы и ровного состояния поверхности дороги зависят комфорт и безопасность автомобилистов и пешеходов, возможность сохранения скоростного режима и т.д. Восстановление качества трассы осуществляется в ходе ремонтных работ. Мы рассмотрели основные технологии проведения ремонта дорожного полотна и рассказываем вам об их особенностях и специфике.
Принципы выбора подходящей технологии
Необходимость в ремонте дорожной одежды возникает у любой автострады, вне зависимости от качества используемых при ее укладке материалов и профессионализма строителей. Причинами ухудшения качества покрытия становятся:
- воздействие метеорологических факторов;
- физическая нагрузка от проезжающих автомобилей и грузовых транспортных средств;
- моральный износ в результате времени;
- возможные отклонения от технологического процесса на этапе строительства;
- низкая прочность или устойчивость к нагрузкам стройматериалов;
- несоблюдение правил профилактического обслуживания и содержания автотрассы.
Выбор оптимальной технологии будущих ремонтных работ осуществляется по следующим критериям:
- основная задача, поставленная перед строителями: устранение имеющихся дефектов трассы или повышение эксплуатационных характеристик полотна для соответствия существующим нагрузкам;
- специфика метеорологических условий и возможность реализации технологии в данном климате;
- возможность приобретения обязательных в рамках технологии стройматериалов и заказа необходимой спецтехники (определяется в первую очередь бюджетом ремонтных работ, а также доступностью трассы для грузовых машин);
- требования к срокам завершения ремонтных мероприятий;
- общий бюджет работ.
Технологический процесс ремонтных работ
Вне зависимости от выбранной технологии, любые работы по ремонту дорожного покрытия начинаются с подготовительных мероприятий:
- разметка участка прямыми линиями — выделенный фрагмент автострады называют «картой ремонта»; ( сколько стоит ремонт картами?)
- устранение устаревшего покрытия одним из вариантов: использования холодного фрезерования, выработка станком, вырезка (осуществляется по периметру нанесенной разметки);
- удаление с карты ремонта всех фрагментов асфальтного покрытия, а также грязи, пыли, мусора, влаги и т.д.;
- обработка стенки и основания карты жидким битумом.
- Укладка асфальта, чаще всего ручным способом, марка которого зависит от места ремонтируемой поверхности.
Дальнейшие работы осуществляются в соответствии с особенностями конкретной технологии, а также требованиями ГОСТ по ямочному ремонту.
Замена верхней части дорожной одежды
Этот метод применим при значительных повреждения поверхностного слоя: высокий износ, многочисленные ямы и колеи и т.д. Если проведения ямочных ремонтных работ оценивается как нецелесообразное, то для возвращения первоначального состояния трассы используют полную замену поверхностного слоя.
Алгоритм ремонтных работ:
- снятие несущего слоя с помощью фрезы (необходимая глубина — 5-6 см);
- заполнение полученного углубления разогретым асфальтом.
Чтобы повысить прочность дорожного покрытия, а также уменьшить бюджет последующего профилактического обслуживания рекомендуется использовать щебеночно-мастичный асфальтобетон. Этот материал отличается жесткой структурой, которая обеспечивает равномерное распределение нагрузки и приводит к уменьшению деформации поверхностного слоя. Для дорог с малой интенсивностью движения достаточно слоя в 2,5-3 см, тогда как для трасс с активным трафиком потребуется не менее 5 см материала.
Горячее асфальтирование
Самый распространенный метод ремонта устаревших и деформировавшихся в ходе эксплуатации автомагистралей. Он позволяет восстановить все первоначальные параметры автотрассы, а также повышает сцепление стройматериалов.
Технологический процесс включает:
- вырубку ремонтируемого участка пути отбойными молотками (по периметру);
- застил горячим асфальтобетоном (1 или несколько слоев);
- уплотнение еще не остывшего материала укладочными катками.
Способ отличается повышенной трудоемкостью и высокой стоимостью работ. При использовании данной технологии особое внимание уделяется соблюдению всех технологических требований: это необходимо для обеспечения высокого качества ремонтируемой автострады:
Пдробне про укладку асфальта читайте на этой странице https://asfaltsneg.ru/uslugi/ukladka-asfalta/
Обязательные услолвия
- ремонтные работы должны проводиться при температуре не ниже +10 С°;
- у асфальтобетонной смеси необходимо поддерживать температурный режим не ниже +120 С°;
- асфальт должен сохранять свои физические параметры, что достигается в результате его постоянного перемешивания.
Суть технологии заключается в заполнении ремонтируемого участка автодороги слоем горячей асфальтобетонной смеси, которая выравнивается и утрамбовывается несколькими катками.
Уплотнение поверхностного покрытия
В основе данной технологии дорожно-ремонтных работ лежит использование современного строительного материала — виброплит. Этот метод получил большое распространение при проведении восстановительных мероприятий на небольших участках автомагистрали или в условиях высокой плотности застройки, что связано со следующими его особенностями:
- простая транспортировка стройматериала и спецтехники;
- обеспечение необходимых глубин и уплотнения полотна;
- минимальные требования к последующему обслуживанию.
Требования к стройматериалам определяются исходя из типа автострады:
- для ремонта асфальтовых автомагистралей используют виброплиты весом от 65 до 110 кг;
- при проведении работ грунтовых транспортных путях применяются плиты массой от 60 до 75 кг;
- при мероприятиях, связанных с восстановлением потребительских характеристик плиточного или каменного покрытия следует использовать особые коврики, которые исключают непосредственный контакт металлического основания плиты и укладываемого на нее слоя из плитки или камня.
Струйное нагнетание
С помощью этой технологии осуществляют ремонт оживленных автомагистралей: работы проводятся в минимальные сроки с полным устранением всех деформаций и разрушения. Стоимость работ невысока, что позволяет осуществлять ремонтные мероприятия регулярно, по мере повреждения дорожного полотна.
Данная технология чаще всего используется для ремонта:
- городских трасс (в столицах и мегаполисах);
- скоростных автострад;
- федеральных дорог;
- транспортных путей в регионах с повышенной влажностью грунта и воздуха.
В основе технологического процесса лежит использование гомогенной смеси, главный компонентом которой является смесь битумной эмульсии и мелкого щебня. Ее использование позволяет обеспечить длительную эксплуатацию отремонтированного участка.
- очистка дороги от грязи и мелких частиц;
- грунтовка поверхности для повышения сцепления;
- застил участка герметизирующим материалом (эмульсия);
- посыпка поверхностного слоя камнями мелкой фракции.
Смотрите также:
Укладка асфальта на бетон: технология и особенности дорожных работ
Один из ведущих методов дорожного строительства по созданию нового и ремонту уже существующего полотна — асфальтирование. Частой технологией, используемой при строительстве и реконструкции дорог общего пользования является укладка нового асфальта на бетон. Рассмотрим особенности проведения этих строительных работ и те аспекты, которые наиболее важны для технологического процесса проведения работ на бетонном основании
Технологии ремонта дорожного покрытия
Постоянно возрастающая интенсивность дорожного движения и агрессивные условия окружающей среды приводят к ухудшению состояния автострады. От качества трассы и ровного состояния поверхности дороги зависят комфорт и безопасность автомобилистов и пешеходов, возможность сохранения скоростного режима и т.д. Восстановление качества трассы осуществляется в ходе ремонтных работ. Мы рассмотрели основные технологии проведения ремонта дорожного полотна и рассказываем вам об их особенностях и специфике.
Источник