Денисова Т. В. Ремонт электрооборудования тепловозов. — Учебник для сред. проф.-техн. училищ. — М.: Транспорт, 1980. — 295 с, ил., табл.
В книге описана организация и технология ремонта электрического оборудования тепловозов (ТЭЗ, 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В, ТЭП60, 2ТЭ116, ТЭМ1, ТЭМ2, М62, ТЭ1, ТЭ2) постоянного и переменного тока; приведены сведения о конструкции, техническом обслуживании и испытании электрических машин и аппаратов.
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА ТЕПЛОВОЗОВ 1. Виды обслуживания и ремонта тепловозов Приказом министра путей сообщения № 22Ц от 31/VII 1975 г. на сети дорог введены следующие виды планово-предупредительного технического обслуживания и текущего ремонта тепловозов. Техническое обслуживание ТО-1, ТО-2 (технический осмотр), ТО-3 (профилактический осмотр) — для поддержания работоспособности, чистоты и надлежащего санитарно-гигиенического состояния локомотива, смазки трущихся узлов в межремонтный период, контроля за ходовыми частями, тормозным оборудованием, устройствами локомотивной сигнализации и радиосвязи, скоростемерами, приборами бдительности и другими узлами, обеспечивающими безопасность движения поездов. Техническое обслуживание ТО-1 выполняет локомотивная бригада при приемке и сдаче тепловоза за время, установленное графиком движения поездов, и в процессе эксплуатации. При приемке тепловоза сдающий машинист информирует принимающего о состоянии основных узлов, о неполадках, какие имели место в пути следования, о выполненном служебном ремонте. Принимающая бригада обязана осмотреть узлы и детали тепловоза, от которых зависит безопасность движения, рационально используя время, отведенное на приемку. Техническое обслуживание ТО-2 поездных тепловозов производят квалифицированные слесари в специально обустроенных пунктах, как правило, в крытых помещениях, оснащенных необходимым технологическим оборудованием, приспособлениями, инструментом, запасными частями и материалом. При этом виде обслуживания слесари устраняют неисправности, которые были замечены в пути следования и записаны машинистом в книгу технического состояния тепловоза, осматривают при снятых крышках люков тяговых электродвигателей и генераторов состояние коллекторов, щеткодержателей, щеток, бандажей, полюсов, соединяющих их перемычек и других участков, доступных для осмотра; проверяют все узлы, от состояния которых зависит безопасность движения. Техническое обслуживание ТО-2 маневровых и вывозных тепловозов выполняют локомотивные бригады или слесари, а при управлении тепловозом одним лицом — слесари с участием машиниста. Периодичность технического обслуживания ТО-2 грузовых и пассажирских тепловозов устанавливает начальник железной дороги исходя из условий эксплуатации, размещения пунктов технического обслуживания и протяженности плеч обращения при безусловном обеспечении безопасности движения, но не реже чем через 48 ч. Продолжительность технического обслуживания ТО-2 для грузовых тепловозов установлена не более 1 ч, пассажирских — не более 2 ч . Техническое обслуживание ТО-3 выполняют в основных локомотивных депо комплексные и специализированные бригады. На этом виде обслуживания более тщательно осматривают узлы, продувают их воздухом, устраняют следы переброса и подгара на коллекторах, очищают от пыли и обтирают изоляторы щеткодержателей, в подшипниковые узлы добавляют смазку и производят ряд работ, установленных Правилами деповского ремонта тепловозов. Текущие ремонты ТР-1 (малый периодический ремонт), ТР-2 (большой периодический ремонт), ТР-3 (подъемочный ремонт) служат для ревизии, замены или восстановления отдельных узлов и деталей, а также испытаний и регулировки, гарантирующих работоспособность тепловоза между соответствующими видами ремонта. Выполняют эти виды ремонта в специализированных цехах локомотивных депо слесари комплексных и специализированных бригад. Средний ремонт — для восстановления эксплуатационных характеристик тепловозов ремонтом или заменой только изношенных или поврежденных составных частей. Выполняют этот ремонт на заводах. Допускается производить средний ремонт тепловозов в крупных, хорошо оснащенных локомотивных депо по специальному указанию Министерства путей сообщения. Капитальный ремонт (выполняют только на заводах) — для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса тепловоза с заменой или восстановлением любых его частей и их регулировкой. Средний ремонт электрических машин тепловозов выполняют на локомотиворемонтных заводах и по специальному указанию МПС в некоторых локомотивных депо после пробега тепловоза 690 + 20 % тыс. км, а капитальный ремонт — только на заводах после пробега 1380±20% тыс. км.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. Основы организации технического обслуживания и текущего ремонта тепловозов 1. Виды обслуживания и ремонта тепловозов 2. Планировка территории депо 3 Специализация депо, понятие об агрегатном методе 4. Понятие о поточных линиях 5 Понятие о сетевом планировании 6. Контроль качества ремонта и бездефектная сдача
Глава II. Техническое обслуживание и текущий ремонт электрооборудования тепловозов 7. Общие положения 8. Работы по электрооборудованию, выполняемые при техническом обслуживании ТО2 тепловозов 9. Работы по электрооборудованию, выполняемые при техническом обслуживании ТО-3 и текущих ремонтах ТР-1, ТР-2 тепловозов 10. Подогрев и сушка электрических машин 11. Понятие о политуре коллектора тягового генератора и его шлифование на тепловозе 12. Защита электрооборудования от попадания снега 13. Разборка колесно-моторного блока 14. Ревизия фитильных польстерных устройств тяговых электродвигателей ЭД-107А, ЭД-118А 15 Ревизия подбивки моторно-осевых подшипников тяговых электродвигателей ЭДТ-200Б и ЭД-107 16 Ремонт и подбор вкладышей, уплотнительных колец и хомутов 17. Сборка и обкатка колесно-моторного блока
Глава III. Общие сведения по организации текущего ремонта ТРЗ тяговых электродвигателей тепловозов 18. Понятие о поточном методе ремонта тяговых электродвигателей 19. Выбор способа сборки и разборки тяговых электродвигателей 20. Схема работы поточной линии по ремонту тяговых электродвигателей 21. Транспортные средства поточных линий
Глава IV. Применяемые электротехнические материалы. Измерения 22. Электротехнические материалы 23. Припои 24. Электроизоляционные материалы 25. Обмоточные провода, кабели 26. Сушка и пропитка изоляции обмоток 27. Основные меры безопасности при работе в пропиточно-сушильных отделениях 28. Измерение сопротивления обмоток 29. Определение температуры нагрева обмоток по величине сопротивления 30. Измерение сопротивления изоляции 31. Проверка обмоток на межвитковые замыкания 32. Испытание электрических машин
Глава V. Техническое обслуживание и текущий ремонт подшипников качения 33. Уход в эксплуатации за подшипниками качения 34. Основные работы с подшипниками, выполняемые на текущих ремонтах ТР-2, ТР-3 тепловозов 35. Общие положения по сборке подшипниковых узлов 36. Восстановление натяга эластомером
Глава VI. Ремонт тяговых генераторов постоянного тока 37. Основные технические данные тяговых генераторов 38. Разборка генератора 39. Ремонт магнитной системы без снятия полюсов 40. Ремонт магнитной системы со снятием полюсов 41. Сборка магнитной системы 42. Разборка, дефектировка и сборка подшипника 43. Ремонт деталей подшипникового узла и щеткодержателей 44. Сборка тягового генератора и установка его на тепловоз
Глава VII. Ремонт тягового генератора переменного тока 45. Основные технические данные тягового генератора 46. Разборка генератора, ремонт статора и ротора 47. Ремонт контактных колец и щеткодержателей 48. Сборка и установка генератора на тепловоз
Глава VIII. Ремонт тяговых электродвигателей 49. Общие сведения о тяговых электродвигателях и режимах их работы 50. Основные элементы конструкции тяговых электродвигателей 51. Очистка и предварительная проверка тягового электродвигателя 52. Разборка электродвигателя 53. Ремонт остова и подшипниковых щитов 54. Ремонт электрической части остова (без снятия полюсов) 55. Ремонт катушек полюсов 56. Сборка магнитной системы 57. Ремонт щеткодержателей 58. Сборка тягового электродвигателя
Глава IX. Ремонт якорей 59. Очистка якорей 60. Ремонт механической части якоря 61. Ремонт электрической части якоря 62. Бандажировка 63. Обработка коллектора 64. Балансировка
Глава X. Ремонт вспомогательных электрических машин 65. Организация текущего ремонта ТР-3 вспомогательных электрических машин в депо 66. Основные технические данные тяговых вспомогательных машин 67. Двухмашинный агрегат 68. Магнитные системы однокорпусного агрегата А-706 и двухмашинного агрегата 69. Однокорпусный агрегат А-705А 70. Синхронный подвозбудитель ВС-652 71. Стартер-генератор СТГ-7 72. Основные элементы конструкции вспомогательных электрических машин для собственных нужд 73. Разборка, проверка, ремонт и сборка вспомогательных электрических машин
Глава XI. Ремонт электрических аппаратов и электроизмерительных приборов 74. Общие сведения об электрических аппаратах 75. Ремонт электрических аппаратов 76. Ремонт и регулировка регуляторов и реле 77. Проверка полупроводниковых аппаратов тепловоза 2ТЭ116 78. Ремонт электроизмерительных приборов
Глава XII. Ремонт аккумуляторных батарей 79. Общие понятия об устройстве аккумуляторных батарей 80. Работы с батареями, выполняемые при техническом обслуживании ТО-2 и ТО-3 и текущем ремонте ТР-1 81. Работы с батареями, выполняемые при текущем ремонте ТР-3 82. Регенерация электролита, приготовление воды и электролита 83. Техника безопасности при работе с аккумуляторами
Глава XIII. Неисправности в схеме, проводах и устранение неисправностей 84. Общие сведения об электрических схемах тепловозов 85. Типы проводов, применяемые в схемах, и их характерные повреждения 86. Порядок отыскания повреждений в электрических цепях 87. Отыскание повреждения в цепях при сочлененной работе секций тепловоза 88. Определение мест заземления в электрических цепях. Замер сопротивления изоляции силовой цепи 89. Проверка последовательности срабатывания аппаратов и правильности соединения тяговых электродвигателей
Глава XIV. Реостатные испытания тепловозов 90. Общие понятия о реостатных испытаниях 91. Основные требования на реостатные испытания
Источник
Технология ремонта тепловозов — Ремонт вспомогательных электрических машин
Содержание материала
При М2 и М3 осматривают электродвигатели и тахометрические агрегаты в таком же порядке, как и двухмашинные агрегаты. Во время М4 снимают и разбирают для ревизии и освидетельствования электродвигатели топливоподкачивающего насоса, калорифера (в зимнее время), а также тахогенераторы ПН5 (Т1), Г25Б (Т2) и А703 (с 1960 г.) тепловозов ТЭЗ. Дополнительно к перечисленным агрегатам при подъемочном ремонте снимают для ревизии электродвигатели маслопрокачивающего насоса, вентиляции кабины машиниста и кузова. При М5 и М4 у тепловозов ТЭЗ и типа ТЭ10 снимают и производят ревизию электродвигателей: топливоподкачивающего (основного и аварийного питания), маслопрокачивающего насосов, вентилятора кузова, калорифера, антиобледенителей, а также синхронного подвозбудителя и преобразователя радиостанции. Перед разборкой проверяют сопротивление изоляции обмоток и выявляют участки с пониженной изоляцией. Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 Мом.
Разборка и сборка.
Вспомогательные электрические машины, применяемые на тепловозах, по конструкции якоря разделяются на две группы: одноякорные (одноколлекторные) и двухъякорные (ПО-300, А-705А и А-703). Разборка и сборка всех машин производятся примерно в одинаковом порядке, но имеются и отличия, связанные с конструктивными особенностями. Тахогенераторы типа А-703 и А-705А выполнены в виде двухмашинного агрегата, поэтому оба ярма могут быть вынуты из станины ( служащей экраном) после отвертывания гайки со стороны тахогенератора и съемки подшипниковых щитов. У электродвигателей ПН-2,5, МВ-75 и других машин мощностью до 1 квт полюсы снимают без разборки межкатушечных соединений. Сборку вспомогательных машин производят в обратном порядке. Для облегчения установки на сердечники, а также предупреждения порчи изоляции катушки полюсов вспомогательных электрических машин подогревают в печи до температуры 100—110° С. Межполюсное расстояние регулируют прокладками, которые устанавливают под сердечниками полюсов. Правильность сборки полюсов проверяют компасом, пропуская ток по катушкам напряжением 12 в. Внутри станину окрашивают серой эмалью ГФ-92-ХС.
Ремонт
Ремонт вспомогательных электрических машин выполняют по той же технологической схеме, что и основных электрических машин. Изношенные места или трещины у деталей, отлитых из алюминиевых сплавов, наплавляют и заваривают газосваркой с применением флюса и последующей механической обработкой. Отремонтированные и изолированные катушки формуют в штампе и пропитывают, после чего сопротивление изоляции должно быть не менее 1,5 Мом. Якоря, имеющие сопротивление обмотки менее 1 Мом, сушат в печи, доводя его до нормы. Если это сделать не удается, меняют обмотку. Коллекторы, имеющие износ более 0,2 мм, протачивают, продороживают и шлифуют, кроме электродвигателей типов ПН и П, где продороживание не обязательно (предусмотрено конструкцией). Коллекторы разборной конструкции, имеющие предельный износ (6—12 мм на диаметр), выжиги и смещение пластин, разбирают, заменяя медные и миканитовые пластины, миканитовые конусы и цилиндры. Особенностью электродвигателей типов ПН, ПЛ, МВ и тахогенераторов А-703, А-705А является пластмассовый корпус, охватывающий концы пластин коллектора и контактные кольца у синхронного подвозбудителя. При замене коллектора спрессовывают корпус коллектора с рифленой части вала и насаживают другой корпус с коллектором. При отсутствии технологической оснастки для изготовления пластмассового корпуса последний заменяют двумя нажимными металлическими шайбами, изолируемыми от коллектора формовочным миканитом. Нажимные шайбы вместе с коллектором напрессовывают на рифленую часть вала. Якорь динамически балансируют вместе с крыльчаткой. Дисбаланс устраняют путем напайки припоя на проволочных бандажах или за счет грузов у балансировочного кольца. Собранные электрические машины проходят цикл испытаний, после чего их окрашивают эмалью.