Технология ремонта тепловозов: Учебник для техникумов ж.-д. трансп./В. П. Иванов, И. Н. Вождаев, Ю. И. Дьяков, А. Я. Углинский; Под ред. В. П. Иванова. 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Транспорт, 1987. 336 с.
В книге рассмотрена технологня ремонта дизелей, вспомогательного оборудования, экипажа, электрических машин и аппаратов магистральных и маневровых тепловозов в локомотивных депо и на тепловозоремонтных заводах. В основу положена технология ремонта основных магистральных тепловозов ТЭЗ, 2ТЭ116, ТЭП60, типа ТЭ10, маневровых ТЭМ1, ТЭМ2 и др.; освещены особенности ремонта новых тепловозов 2ТЭ121, ТЭП70. Первое издание вышло в 1980 г. Для учащихся техникумов железнодорожного транспорта по специальности «Тепловозное хозяйство»
ОТ АВТОРОВ Непрерывное развитие на основе научно-технического прогресса всех отраслей народного хозяйства нашей страны, в том числе и железнодорожного транспорта, предопределяет необходимость совершенствования подготовки квалифицированных кадров. Наряду со знаниями, опытом и мастерством преподавателей учебных заведений важное значение для эффективного обучения имеет качество учебников и учебных пособий, так как они в самостоятельной работе учащихся призваны помочь усвоить и глубже изучить изложенный преподавателем материал. Поэтому авторы учебника в соответствии с утвержденной программой по курсу «Технология ремонта тепловозов» для техникумов железнодорожного транспорта по специальности «Тепловозное хозяйство» старались в сжатой и доходчивой для учащихся техникумов форме изложить основы современной технологии ремонта тепловозов. Все разделы и главы учебника, в которых описан ремонт отдельных деталей, построены по единой схеме. Вначале приводятся виды неисправностей деталей и причины их возникновения, далее описываются способы предупреждения и устранения неисправностей, а затем — технология ремонта и методы испытаний. При описании отдельных, наиболее важных, ответственных сборочных единиц и деталей, таких, например, как блок и коленчатый вал дизеля, газораспределительный механизм и топливная аппаратура, система очистки воздуха и масла и др., кратко изложены основные особенности устройства и работы данных сборочных единиц и деталей разных серий тепловозов. В некоторых случаях рассмотрены подробно последствия нарушения работоспособности отдельных деталей. Авторы считают, что такой системный и в то же время дифференцированный подход к изложению учебного материала позволит учащимся глубже понять физические явления в деталях и их сопряжениях и причины, приводящие к неисправности тепловозов, грамотно подходить к выбору способов их предотвращения и устранения. В конечном итоге будет достигнута главная цель: научить молодых специалистов быстро и точно определять место и причину неисправности в сложных сборочных единицах тепловоза, выбирать наиболее рациональный и эффективный способ ее устранения, тем самым поддерживая тепловозы в исправном состоянии и обеспечивая устойчивую их работу по перевозке народнохозяйственных грузов и пассажиров. Авторы выражают надежду, что данный учебник поможет учащимся овладеть основами ремонта тепловозов, изучить его технологию. Правила, методы и технология ремонта, как и конструкция тепловоза, постоянно изменяются, совершенствуются. Однако общие принципы организации и технологии ремонта сохраняются длительное время. Материал изложен в соответствии с утвержденными и действующими правилами технического обслуживания, текущего и капитального ремонтов тепловозов, приказами и технологическими инструкциями МПС. Во втором издании авторы учли замечания предметных комиссий некоторых техникумов и отдельных преподавателей и учащихся, высказанные по содержанию первого издания. Кроме того, отражены основные направления научно-технического прогресса в области ремонта тепловозов.
ОГЛАВЛЕНИЕ От авторов Введение
Раздел первый ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕМОНТЕ ТЕПЛОВОЗОВ Глава 1 Современная система организации ремонта 1. Условия работы тепловозов, их сборочных единиц и деталей 2. Виды и причины износов. Определение их величины. Понятие о надежности и долговечности деталей 3. Виды осмотров и ремонтов тепловозов и их краткие характеристики 4. Краткие сведения о Правилах ремонта тепловозов Глава 2. Подготовка тепловоза к ремонту 5. Сдача и прием в ремонт 6. Клейма и метки спаренности 7. Механизация процессов снятия и разборки деталей и сборочных единиц 8. Способы очистки деталей 9. Способы выявления дефектов Глава 3. Ремонт и восстановление деталей 10. Способы устранения дефектов 11. Сварочно-наплавочные способы восстановления деталей 12. Электроэрозионное наращивание и металлизация 13. Нанесения электрохимических покрытий 14. Применение полимерных материалов 15. Упрочнение поверхностей деталей Глава 4. Зубчатые колеса 16. Основные неисправности и контроль зацепления 17. Замена зубчатых колес и регулирование зацепления Глава 5. Подшипники 18. Ремонт подшипников скольжения 19. Ремонт подшипников качения Глава 6. Валы, корпуса, пружины 20. Ремонт валов 21. Ремонт корпусов 22. Ремонт пружин Глава 7. Сборка и монтаж сборочных единиц 23. Комплектовка деталей 24. Узловая и общая сборка. Контроль качества ремонта
Раздел второй РЕМОНТ ДИЗЕЛЕЙ Глава 8. Основные положения по ремонту дизелей 25. Краткая характеристика работ, выполняемых при технических обслуживаниях, текущих и капитальных ремонтах тепловозов 26. Ремонт дизелей на потоке Глава 9. Блок цилиндров, картер, поддизельная рама, коллекторы 27. Неисправности и ремонт блока и рамы дизеля 28. Проверка блока 29. Ремонт коллекторов и глушителей Глава 10. Цилиндровые крышки и клапаны 30. Основные неисправности и их устранение 31. Порядок затяжки крышек Глава 11. Вертикальная передача 32. Причины повреждений деталей передачи. Контроль их состояния 33. Разборка, ремонт и сборка вертикальной передачи Глава 12. Втулки цилиндров 34. Основные неисправности втулок и их причины 35. Выемка втулок из блока и их ремонт Глава 13. Коленчатые валы, привод насосов и антивибратор 36. Ремонт коленчатых валов 37. Ремонт привода насосов 38. Ремонт антивибратора Глава 14. Коренные и шатунные подшипники 39. Основные неисправности подшипников и их причины 40. Порядок замены вкладышей Глава 15. Шатунно-поршневая группа 41. Основные неисправности деталей и их причины 42. Осмотр и ремонт поршней 43. Ремонт шатунов 44. Комплектование поршня с шатуном и сборка Глава 16. Воздуходувки и турбокомпрессоры 45. Основные неисправности агрегатов наддува и их причины 46. Ремонт воздуходувки дизеля 10Д100 с редуктором. Ремонт турбокомпрессора Глава 17. Газораспределительный механизм и привод топливных насосов 47. Неисправности и ремонт газораспределительного механизма 48. Ремонт привода топливных насосов дизеля типа Д100 Глава 18. Топливная аппаратура 49. Влияние качества ремонта и регулирования топливной аппаратуры на работу дизеля 50. Ремонт топливного насоса 51. Ремонт форсунок 52. Ремонт регулятора частоты вращения коленчатого вала 53. Ремонт привода регулятора частоты вращения коленчатого вала 54. Ремонт механизма управления дизелем Глава 19. Регулирование дизелей при сборке 55. Общие положения по регулированию 56. Методика определения верхней (внутренней) мертвой точки поршня 57. Проверка и регулирование положения кулачковых валов газораспределения и зазора в приводе клапанов 58. Проверка и регулирование положения кулачковых валов привода топливных насосов 59. Регулирование угла опережения подачи топлива 60. Регулирование механизма управления топливными насосами
Раздел третий РЕМОНТ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ Глава 20. Редукторы и гидропередача 61. Основные неисправности редукторов 62. Ремонт редукторов и муфт 63. Ремонт фрикционной муфты вентилятора холодильника тепловоза ТЭЗ 64. Ремонт магнитно-порошковой муфты 65. Ремонт приводов вспомогательных механизмов 66. Автоматический привод гидромуфты вентилятора холодильника тепловоза 2ТЭ10Л 67. Ремонт гидропередачи Глава 21. Насосы 68. Неисправности насосов 69. Ремонт масляного насоса дизеля и его привода 70. Ремонт масляных насосов маслопрокачивающего агрегата и центробежного фильтра 71. Ремонт водяных насосов 72. Ремонт топливоподкачивающего насоса Глава 22. Фильтры, баки, трубопроводы, клапаны 73. Неисправности фильтров 74. Ремонт топливных фильтров 75. Ремонт масляных фильтров 76. Ремонт воздушных фильтров 77. Ремонт баков, трубопроводов, клапанов Глава 23. Вентиляторы, холодильники, теплообменники 78. Ремонт вентиляторов 79. Ремонт холодильников 80. Ремонт водомасляного теплообменника и воздухоохладителя
Раздел четвертый РЕМОНТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ Глава 24. Электрические машины 81. Выявление неисправностей электрических машин без их разборки при ремонте тепловозов 82. Демонтаж электрических машин с тепловоза 83. Разборка и очистка электрических машин 84. Ремонт и контроль деталей электрических машин 85. Пропитка и компаундирование обмоток электрических машин 86. Сборка электрических машин 87. Контроль качества ремонта электрических машин 88. Монтаж электрических машин на тепловоз 89. Меры безопасности при ремонте электрических машин Глава 25. Электроаппаратура 90. Ремонт электрических аппаратов 91. Регулировка и испытание электроаппаратуры Глава 26. Вспомогательное электрооборудование 92. Ремонт резисторов и конденсаторов 93. Ремонт полупроводниковых приборов 94. Неисправности электрических цепей и способы их обнаружения Глава 27. Измерительная аппаратура 95. Сроки и виды ремонтов и проверок 96. Ремонт электроизмерительных приборов Глава 28. Аккумуляторные батареи 97. Общие условия работы 98. Неисправности и ремонт кислотных батарей 99. Ремонт щелочных батарей 100. Техника безопасности при работе с аккумуляторными батареями
Раздел пятый РЕМОНТ ЭКИПАЖА Глава 29. Рамы тепловоза и тележек 101. Возможные неисправности и ремонт рамы тепловоза 102. Ремонт рамы тележки 103. Особенности ремонта бесчелюстных тележек тепловозов 2ТЭ10В и 2ТЭ116 104. Проверка рамы тележки тепловоза оптическими приборами Глава 30. Ударно-тяговые устройства 105. Основные неисправности и уход за автосцепкой 106. Ремонт автосцепки 107. Сборка и установка ударно-тягового устройства Глава 31. Рессорное подвешивание 108. Неисправности и ремонт рессорного подвешивания 109. Сборка и регулировка рессорного подвешивания 110. Особенности сборки и регулировки рессорного подвешивания тепловозов 2ТЭ10В и 2ТЭ116 Глава 32. Колесные пары 111. Неисправности колесных пар и уход за ними 112. Неисправности, с которыми колесные пары не допускаются к эксплуатации 113. Осмотр и освидетельствование колесных пар 114. Ремонт колесных пар Глава 33. Буксы 115. Ревизия и ремонт букс 116. Регулирование свободного разбега колесных пар челюстных тележек Глава 34 Зубчатая передача, детали подвешивания тягового двигателя, кузов и песочница 117. Ремонт зубчатой передачи и деталей подвешивания тягового двигателя 118. Ремонт кузова 119. Ремонт песочницы
Раздел шестой ИСПЫТАНИЯ ТЕПЛОВОЗОВ ПОСЛЕ РЕМОНТА Глава 35. Подготовка к испытаниям 120. Виды и назначение испытаний 121. Подготовка тепловоза к испытаниям Глава 36. Обкаточные и сдаточные испытания 122. Режимы обкатки и наладочные работы по дизелям 123. Проверка работы электрической схемы на холостом ходу генератора 124. Настройка селективной характеристики генератора 125. Настройка внешних характеристик генераторов 126. Настройка схемы плавного трогания, аварийных схем и реле Список литературы Предметный указатель
Источник
РЕМОНТ ЭЛЕКТРОБОРУДОВАНИЯ ТЕПЛОВОЗОВ
Денисова Т. В. Ремонт электрооборудования тепловозов. — Учебник для сред. проф.-техн. училищ. — М.: Транспорт, 1980. — 295 с, ил., табл.
В книге описана организация и технология ремонта электрического оборудования тепловозов (ТЭЗ, 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В, ТЭП60, 2ТЭ116, ТЭМ1, ТЭМ2, М62, ТЭ1, ТЭ2) постоянного и переменного тока; приведены сведения о конструкции, техническом обслуживании и испытании электрических машин и аппаратов.
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА ТЕПЛОВОЗОВ 1. Виды обслуживания и ремонта тепловозов Приказом министра путей сообщения № 22Ц от 31/VII 1975 г. на сети дорог введены следующие виды планово-предупредительного технического обслуживания и текущего ремонта тепловозов. Техническое обслуживание ТО-1, ТО-2 (технический осмотр), ТО-3 (профилактический осмотр) — для поддержания работоспособности, чистоты и надлежащего санитарно-гигиенического состояния локомотива, смазки трущихся узлов в межремонтный период, контроля за ходовыми частями, тормозным оборудованием, устройствами локомотивной сигнализации и радиосвязи, скоростемерами, приборами бдительности и другими узлами, обеспечивающими безопасность движения поездов. Техническое обслуживание ТО-1 выполняет локомотивная бригада при приемке и сдаче тепловоза за время, установленное графиком движения поездов, и в процессе эксплуатации. При приемке тепловоза сдающий машинист информирует принимающего о состоянии основных узлов, о неполадках, какие имели место в пути следования, о выполненном служебном ремонте. Принимающая бригада обязана осмотреть узлы и детали тепловоза, от которых зависит безопасность движения, рационально используя время, отведенное на приемку. Техническое обслуживание ТО-2 поездных тепловозов производят квалифицированные слесари в специально обустроенных пунктах, как правило, в крытых помещениях, оснащенных необходимым технологическим оборудованием, приспособлениями, инструментом, запасными частями и материалом. При этом виде обслуживания слесари устраняют неисправности, которые были замечены в пути следования и записаны машинистом в книгу технического состояния тепловоза, осматривают при снятых крышках люков тяговых электродвигателей и генераторов состояние коллекторов, щеткодержателей, щеток, бандажей, полюсов, соединяющих их перемычек и других участков, доступных для осмотра; проверяют все узлы, от состояния которых зависит безопасность движения. Техническое обслуживание ТО-2 маневровых и вывозных тепловозов выполняют локомотивные бригады или слесари, а при управлении тепловозом одним лицом — слесари с участием машиниста. Периодичность технического обслуживания ТО-2 грузовых и пассажирских тепловозов устанавливает начальник железной дороги исходя из условий эксплуатации, размещения пунктов технического обслуживания и протяженности плеч обращения при безусловном обеспечении безопасности движения, но не реже чем через 48 ч. Продолжительность технического обслуживания ТО-2 для грузовых тепловозов установлена не более 1 ч, пассажирских — не более 2 ч . Техническое обслуживание ТО-3 выполняют в основных локомотивных депо комплексные и специализированные бригады. На этом виде обслуживания более тщательно осматривают узлы, продувают их воздухом, устраняют следы переброса и подгара на коллекторах, очищают от пыли и обтирают изоляторы щеткодержателей, в подшипниковые узлы добавляют смазку и производят ряд работ, установленных Правилами деповского ремонта тепловозов. Текущие ремонты ТР-1 (малый периодический ремонт), ТР-2 (большой периодический ремонт), ТР-3 (подъемочный ремонт) служат для ревизии, замены или восстановления отдельных узлов и деталей, а также испытаний и регулировки, гарантирующих работоспособность тепловоза между соответствующими видами ремонта. Выполняют эти виды ремонта в специализированных цехах локомотивных депо слесари комплексных и специализированных бригад. Средний ремонт — для восстановления эксплуатационных характеристик тепловозов ремонтом или заменой только изношенных или поврежденных составных частей. Выполняют этот ремонт на заводах. Допускается производить средний ремонт тепловозов в крупных, хорошо оснащенных локомотивных депо по специальному указанию Министерства путей сообщения. Капитальный ремонт (выполняют только на заводах) — для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса тепловоза с заменой или восстановлением любых его частей и их регулировкой. Средний ремонт электрических машин тепловозов выполняют на локомотиворемонтных заводах и по специальному указанию МПС в некоторых локомотивных депо после пробега тепловоза 690 + 20 % тыс. км, а капитальный ремонт — только на заводах после пробега 1380±20% тыс. км.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. Основы организации технического обслуживания и текущего ремонта тепловозов 1. Виды обслуживания и ремонта тепловозов 2. Планировка территории депо 3 Специализация депо, понятие об агрегатном методе 4. Понятие о поточных линиях 5 Понятие о сетевом планировании 6. Контроль качества ремонта и бездефектная сдача
Глава II. Техническое обслуживание и текущий ремонт электрооборудования тепловозов 7. Общие положения 8. Работы по электрооборудованию, выполняемые при техническом обслуживании ТО2 тепловозов 9. Работы по электрооборудованию, выполняемые при техническом обслуживании ТО-3 и текущих ремонтах ТР-1, ТР-2 тепловозов 10. Подогрев и сушка электрических машин 11. Понятие о политуре коллектора тягового генератора и его шлифование на тепловозе 12. Защита электрооборудования от попадания снега 13. Разборка колесно-моторного блока 14. Ревизия фитильных польстерных устройств тяговых электродвигателей ЭД-107А, ЭД-118А 15 Ревизия подбивки моторно-осевых подшипников тяговых электродвигателей ЭДТ-200Б и ЭД-107 16 Ремонт и подбор вкладышей, уплотнительных колец и хомутов 17. Сборка и обкатка колесно-моторного блока
Глава III. Общие сведения по организации текущего ремонта ТРЗ тяговых электродвигателей тепловозов 18. Понятие о поточном методе ремонта тяговых электродвигателей 19. Выбор способа сборки и разборки тяговых электродвигателей 20. Схема работы поточной линии по ремонту тяговых электродвигателей 21. Транспортные средства поточных линий
Глава IV. Применяемые электротехнические материалы. Измерения 22. Электротехнические материалы 23. Припои 24. Электроизоляционные материалы 25. Обмоточные провода, кабели 26. Сушка и пропитка изоляции обмоток 27. Основные меры безопасности при работе в пропиточно-сушильных отделениях 28. Измерение сопротивления обмоток 29. Определение температуры нагрева обмоток по величине сопротивления 30. Измерение сопротивления изоляции 31. Проверка обмоток на межвитковые замыкания 32. Испытание электрических машин
Глава V. Техническое обслуживание и текущий ремонт подшипников качения 33. Уход в эксплуатации за подшипниками качения 34. Основные работы с подшипниками, выполняемые на текущих ремонтах ТР-2, ТР-3 тепловозов 35. Общие положения по сборке подшипниковых узлов 36. Восстановление натяга эластомером
Глава VI. Ремонт тяговых генераторов постоянного тока 37. Основные технические данные тяговых генераторов 38. Разборка генератора 39. Ремонт магнитной системы без снятия полюсов 40. Ремонт магнитной системы со снятием полюсов 41. Сборка магнитной системы 42. Разборка, дефектировка и сборка подшипника 43. Ремонт деталей подшипникового узла и щеткодержателей 44. Сборка тягового генератора и установка его на тепловоз
Глава VII. Ремонт тягового генератора переменного тока 45. Основные технические данные тягового генератора 46. Разборка генератора, ремонт статора и ротора 47. Ремонт контактных колец и щеткодержателей 48. Сборка и установка генератора на тепловоз
Глава VIII. Ремонт тяговых электродвигателей 49. Общие сведения о тяговых электродвигателях и режимах их работы 50. Основные элементы конструкции тяговых электродвигателей 51. Очистка и предварительная проверка тягового электродвигателя 52. Разборка электродвигателя 53. Ремонт остова и подшипниковых щитов 54. Ремонт электрической части остова (без снятия полюсов) 55. Ремонт катушек полюсов 56. Сборка магнитной системы 57. Ремонт щеткодержателей 58. Сборка тягового электродвигателя
Глава IX. Ремонт якорей 59. Очистка якорей 60. Ремонт механической части якоря 61. Ремонт электрической части якоря 62. Бандажировка 63. Обработка коллектора 64. Балансировка
Глава X. Ремонт вспомогательных электрических машин 65. Организация текущего ремонта ТР-3 вспомогательных электрических машин в депо 66. Основные технические данные тяговых вспомогательных машин 67. Двухмашинный агрегат 68. Магнитные системы однокорпусного агрегата А-706 и двухмашинного агрегата 69. Однокорпусный агрегат А-705А 70. Синхронный подвозбудитель ВС-652 71. Стартер-генератор СТГ-7 72. Основные элементы конструкции вспомогательных электрических машин для собственных нужд 73. Разборка, проверка, ремонт и сборка вспомогательных электрических машин
Глава XI. Ремонт электрических аппаратов и электроизмерительных приборов 74. Общие сведения об электрических аппаратах 75. Ремонт электрических аппаратов 76. Ремонт и регулировка регуляторов и реле 77. Проверка полупроводниковых аппаратов тепловоза 2ТЭ116 78. Ремонт электроизмерительных приборов
Глава XII. Ремонт аккумуляторных батарей 79. Общие понятия об устройстве аккумуляторных батарей 80. Работы с батареями, выполняемые при техническом обслуживании ТО-2 и ТО-3 и текущем ремонте ТР-1 81. Работы с батареями, выполняемые при текущем ремонте ТР-3 82. Регенерация электролита, приготовление воды и электролита 83. Техника безопасности при работе с аккумуляторами
Глава XIII. Неисправности в схеме, проводах и устранение неисправностей 84. Общие сведения об электрических схемах тепловозов 85. Типы проводов, применяемые в схемах, и их характерные повреждения 86. Порядок отыскания повреждений в электрических цепях 87. Отыскание повреждения в цепях при сочлененной работе секций тепловоза 88. Определение мест заземления в электрических цепях. Замер сопротивления изоляции силовой цепи 89. Проверка последовательности срабатывания аппаратов и правильности соединения тяговых электродвигателей
Глава XIV. Реостатные испытания тепловозов 90. Общие понятия о реостатных испытаниях 91. Основные требования на реостатные испытания