- Технология ремонта генератора трактора
- Неисправности и ремонт генератора трактора МТЗ
- Ремонтируем генератор МТЗ
- Генератор МТЗ и его устройство
- Возможные неисправности генератора трактора
- Чистка и разборка
- Ремонт автотракторного электрооборудования.
- Тема : Техническое обслуживание генераторов тракторов и дорожных самоходных машин. Неисправности генераторов, способы их предупреждения и устранения.
Технология ремонта генератора трактора
Неисправности и ремонт генератора трактора МТЗ
Как быть, если вы обнаружили, что при номинальной частоте вращения коленвала двигателя амперметр отображает разрядный ток? Проверяем натяжение ремня генератора. Если натяжение нормально, ищем обрыв проводов в цепи питания обмотки возбуждения. Если они в порядке, наверное закислились контакты подсоединительных проводов.
Кстати, при межвитковом замыкании или обрыве витков в обмотке возбуждения, замыкания обмотки статора на корпус, при пробое диодов обратной или прямой полярности выпрямителя возникает такая же ситуация.
Почему может появится большой зарядный ток? Вполне вероятно короткое замыкание пластин аккумуляторной батареи, а это ведет к уменьшению внутреннего сопротивления аккумулятора и увеличению тока.
Шум и стуки в генераторе могут возникнуть из-за ослабления крепления шкива привода генератора, разрушения подшипников или выработку их посадочных мест. Вот и получается шум из-за задевания ротора за статор.
Как проверить работу генератора 464.3701 на тракторе? Подключаем потребителей электроэнергии, частоту вращения коленвала двигателя доводим до номинальной, вольтамперметром КИ-1093 замеряем между «+» и незакрашенным местом корпуса генератора (рис. 2.2.1) и, плавно прибавляя ток нагрузки до 30 А, измеряем напряжение. Оно должно быть не менее 12,5 В.
Рис. 2.2.1. Схема проверки напряжения отдачи генератора под нагрузкой на тракторе МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — генератор; 2 — вольтамперметр КИ-1003
Что делать, если напряжение генератора сильно отличается от номинального или вообще его нет при отключении аккумуляторной батареи? Генератор нужно снять для проверки и, возможно, последующей замены. Как проверить генератор МТЗ-80, МТЗ-82? Вначале нужно проверить исправность основных элементов генератора с помощью контрольной лампы на 12 В.
Последовательность действий следующая: снимаем заднюю пластмассовую крышку и интегральное устройство (ИУ); далее высвобождаем выводы катушки возбуждения и дополнительного выпрямителя с болтов панели выводов. Проверяем отсутствие короткого замыкания в диодах или между обмотками и корпусом генератора (см. рис. 2.2.2).
Рис. 2.2.2. Схемы проверки генератора на отсутствие короткого замыкания МТЗ-80, МТЗ-82
а — как проверить диоды выпрямительного блока; б — как проверить обмотки статора и диоды обратной полярности; в — как проверить диоды прямой полярности; г — как проверить диоды дополнительного выпрямителя; д — как проверить обмотки возбуждения на корпус генератора;
1 — корпус генератора; 2 — клемма « + »; 3 — клемма « Ш »; 4 — выводы фаз выпрямительного блока; 5 — аккумуляторная батарея; 6 — клемма « Д »; 7 — клемма вывода конца обмотки возбуждения; 8 — клемма вывода начала обмотки возбуждения; 9 — контрольная лампа
При коротком замыкании диодов, обмотки или пробоя на корпус контрольная лампа загорается. Так должно быть. При нарушении изоляции обмоток и неисправностях диодов генератор нужно менять. Выверку генератора осуществляют на контрольно-испытательных стендах КИ-968 или 532М.
В первую очередь проверяют напряжение генератора без нагрузки. Оно должно быть не менее 12,5 В при частоте вращения ротора не более 1400 об/мин. Далее сверяют напряжение генератора под нагрузкой, при токе нагрузки 36 А и частоте вращения ротора 3000 об/мин. Оно также должно быть не менее 12,5 В.
Для проверки интегрального устройства ток нагрузки снижают до 5 А, а частоту вращения ротора стараются держать в пределах 3000 об/мин. При «летнем режиме» (переключатель посезонной регулировки в положении «Л») напряжение на генераторе должно быть 13,2—14,1 В. В «зимнем режиме» (переключатель посезонной регулировки в положении «З») напряжение чуть больше, в пределах 14,3—15,2 В. При несоответствии этим параметрам, интегральное устройство нужно сменить.
Источник
Ремонтируем генератор МТЗ
Генератор МТЗ – источник тока, обеспечивающий работу всех электроприборов трактора.
О том, из чего состоит генератор и как ремонтировать механизм, расскажем ниже.
Генератор МТЗ и его устройство
Существуют два вида механизмов – постоянного и переменного токов. Генератор МТЗ первого типа состоит из:
- Якоря с обмоткой;
- Индукторов;
- Диодов;
- Коллекторов.
В сердечниках с обмоткой вырабатывается сила. При движении техники магнитные потоки нарастают. Диод с полупроводником является выпрямителем. Постоянная выработка напряжения генератором трактора регулируется специальной автоматической системой.
Ток проводится только в одном направлении. Генераторы трактора второго типа способны работать без регуляторов напряжения. Для зарядки аккумулятора необходим выпрямитель.
Состоит генератор МТЗ переменного тока из следующих элементов:
- Статор;
- Ротор;
- Задняя и передняя крышки;
- Подшипники.
В корпусе генератора трактора шесть сердечников. Элементы выполнены из железных пластин. Медная обмотка закрепляется на сердечнике. У каждой по 63 витка. Концы обмотки соединены с клеммами.
Есть у генератора МТЗ выключатель. К нему присоединен провод и клеммы. Для обеспечения нормальной работы генератора трактора необходимо подключать лампы подходящей мощности. У механизма предусмотрено три рабочих положения.
Возможные неисправности генератора трактора
Разрядный ток при номинальной частоте вращения вала указывает на слабое натяжение ремня генератора МТЗ. Также мог произойти обрыв проводов или окисление зажимов. Разрядный ток возникает вследствие межвиткового замыкания и пробоя диодов выпрямителя. Если в генераторе МТЗ появились стуки и шумы, необходимо затянуть гайки крепления шкива провода.
Посторонние звуки могут также возникнуть в результате износа или разрушения шарикоподшипников. Ротор задевает статор. Требуется срочный ремонт генератора 82. Большой зарядный ток свидетельствует о неисправностях аккумулятора.
Однако прежде чем взяться за ремонт генератора 82, необходимо сделать проверку. На тракторе включают все потребители электроэнергии. Устанавливают номинальную мощность вращения вала и подключают вольтамперметр.
Постепенно нагрузку на генератор трактора увеличивают и замеряют напряжение. Величина измеряемого параметра не должна быть меньше 12,5 В. Если напряжение существенно отличается от установленного, выполняют ремонт генератора 82.
Исправность элементов проверяют контрольной лампой. Нужно снять заднюю крышку и интегральное устройство. Освобождают выводы катушки и выполняют проверку на отсутствие короткого замыкания в генераторе трактора.
При обнаружении неисправности контрольная лампа загорается. Если нарушена изоляция обмотки или вышли из строя диоды, генератор МТЗ подлежит замене.
Чистка и разборка
Загрязнения коллектора и щеток могут стать причиной неисправности.
Для обеспечения стабильной работы генератор трактора нуждается в регулярной чистке. Элементы с проводами вытирают тряпкой, предварительно смоченной в бензине. Затем детали продувают и просушивают.
Остальные составляющие запчасти МТЗ промывают в специальном растворе. Допускается использовать обычный керосин. Чтобы выполнить ремонт генератора 82, необходимо осуществить его разборку.
Если нужна замена шкива, отгибают шайбу и отворачивают гайку.
Затем снимают механизм съемником. Для замены выпрямительного блока генератор трактора откручивают винты. Снимают крышку и отсоединяют провода от клемм. Освобождают выводы статора и скручивают шайбы.
Выпрямительный блок нужно снимать во время ремонта генератора 82 при замене статора или подшипника.
Источник
Ремонт автотракторного электрооборудования.
Характерные неисправности и организация ремонта.
Основные неисправности и способы устранения. (Т-150, Т-150К)
Рабочее место
Рабочие места для ремонта электрооборудования располагают в изолированных помещениях и оснащают контрольно-испытательными стендами, верстаками, приспособлениями и инструментом в соответствии с планом, подобным изображенному на рисунке 1.
Особенностью таких рабочих мест является наличие повышенной взрывоопасности при зарядке аккумуляторных батарей, вызванной выделением водорода. Поэтому приготовление электролита и зарядку аккумуляторов необходимо производить в изолированных помещениях, оборудованных вытяжной вентиляцией, изолированной от общей системы вентиляции. На приведенном плане рабочего места использован специальный зарядный шкаф, оснащенный вытяжкой. Для большей безопасности зарядное устройство (выпрямитель 5) и электродистиллятор 1 следует располагать в отдельном помещении.
Технология ремонта агрегатов автотракторного электрооборудования, в сравнении с ремонтом механических сборочных единиц, имеет ряд особенностей, связанных с необходимостью выполнения измерений электрических характеристик (напряжения, силы тока, сопротивления изоляции и др.) поэтому целесообразно использовать специальные верстаки. оснащенные необходимыми приспособлениями и приборами (рис.2).
Рис.2 Специальный верстак для ремонта автотракторного электрооборудования:
1- компрессор; 2 – аппарат для очистки и проверки искровых свечей зажигания; 3 – слесарные тиски; 4 – электрощит; 5 – вольтметр; 6 – амперметр; 7- поворотный стол; 8 – намагничивающий аппарат; 9 – пресс; 10 – подставка для аккумуляторной батареи; 11 – электродвигатель компрессора.
Особенности принципа действия, устройства и технологии обслуживания и ремонта агрегатов электрооборудования требуют использования стендов для их обкатки и испытания. Наиболее распространенным в мастерских общего назначения является стенд КИ-968, показанный на рисунке 3.
Изучение назначения, устройства и принципа действия стенда должно быть изучено самостоятельно при помощи учебного пособия [3 с.219 – 221].
Рис. 3 Универсальный стенд КИ-968 для контроля и регулировки электрооборудования тракторов и автомобилей.
Источник
Тема : Техническое обслуживание генераторов тракторов и дорожных самоходных машин. Неисправности генераторов, способы их предупреждения и устранения.
Практическое занятие №13
Тема : Техническое обслуживание генераторов тракторов и дорожных самоходных машин. Неисправности генераторов, способы их предупреждения и устранения.
Цель работы: практическое приобретение учащимися навыков и умений по проведению технического обслуживания генераторов тракторов и дорожных самоходных машин. Определение неисправности генераторов, причин их возникновения, способов предупреждения и устранения.
Материально-техническое обеспечение:
— комплект инструмента слесаря – ремонтника.
Содержание работы
Генератор — электрическая машина, преобразующая механическую энергию первичного двигателя в электрическую энергию. Генератор служит для питания потребителей электрической энергией и зарядки аккумуляторной батареи при определенной частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Рисунок — Общее устр. и принцип работы генератора
Ежедневно перед началом работы проверяйте исправность генератора по указателю напряжения.
Перед обслуживанием очистите генератор от пыли и грязи. Проверьте состояние и надежность крепления проводов, подходящих к генератору, крепление генератора к дизелю, отсутствие повышенных осевых и радиальных люфтов в шарикоподшипниках (по повышенному шуму генератора).
Чтобы не вывести из строя элементы генератора при обслуживании электрооборудования трактора, выполняйте приведенные ниже требования
В процессе эксплуатации при ТО-1 и ТО-2 проверяют и регулируют напряжение приводного ремня генератора, а также крепление генератора и реле-регулятора.
При ТО-2 очищают генератор от грязи, снимают щеткодержатель и проверяют состояние щеток, давление пружин и контактные кольца. Устраняют выявленные неисправности и продувают сжатым воздухом внутреннюю полость генератора.
При подготовке автомобиля, трактора к зимней эксплуатации при очередном ТО-2 дополнительно выполняют следующие работы. Снимают генератор, проверяют его техническое состояние и при необходимости разбирают генератор, проверяют состояние обмоток и узлов, устраняют выявленные неисправности, заменяют дефектные узлы н детали. Перед сборкой продувают сжатым воздухом корпус, ротор и другие детали. Заменяют смазку подшипников, при этом снимают защитное кольцо, промывают подшипник, заполняют его смазкой на 70 % объема полости между шариками и устанавливают кольцо на место. В закрытые подшипники смазку не добавляют. После сборки проверяют работу генератора на стенде.
Можно проверить генератор без снятия с машины путем измерения напряжения на зажимах «плюс» и «минус» генератора, а затем напряжения на «плюсе» и «минусе» регулятора при средней и большей частоте вращения двигателя.
Через одно ТО-2 проверяют и при необходимости регулируют регулятор напряжения. При подготовке автомобиля, трактора к зимней эксплуатации в северных районах регулируют регулятор на повышенное напряжение, что необходимо для полного заряда аккумуляторной батареи
Перед регулировкой контактных регуляторов необходимо осмотреть рабочую поверхность контактов и замерить зазоры между якорьком и сердечником, якорьком и ярмом, а в реле типа РР380 и РР362 — между контактами. Окисленные контакты нужно зачистить стеклянной бумагой зернистостью 140. 170, а затем протереть замшей или плотной тканью, смоченной спиртом или очищенным бензином.
Плоскости контактов должны быть параллельны, а оси контактов Должны совпадать.
Проверка статора генератора
Подготовительные работы
— Снимаем генератор с двигателя автомобиля
— Разбираем генератор и извлекаем статор
— Очищаем статор от грязи
Проверяем на наличие обрыва
Прижимаем щупы мультиметра в режиме омметра к выводам обмотки статора. Если обрыва нет, прибор покажет сопротивление в пределах 10 Ом. Если присутствует обрыв»в обмотках статора, то есть ток по ним не проходит, то сопротивление стремится к бесконечности. Проверяем таким образом поочередно все три вывода.
Практическое занятие №14
Содержание работы
Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока, прокручивающий коленчатый вал с частотой необходимой для пуска двигателя. При прокручивании маховика двигателя стартер должен преодолеть момент сопротивления, создаваемый силами трения и компрессией. При этом пусковая частота вращения при положительных температурах для бензиновых двигателей составляет 40-50 об/мин, а для дизельных двигателей 100-250 об/мин
Рисунок 1.1 — Устройство стартера автомобиля (схема устройства)
Принцип работы стартера
Принцип работы стартера заключается в следующем: при замыкании контактов замка зажигания по втягивающей обмотке тягового реле протекает ток, плунжер электромагнита втягивается и включается удерживающая обмотка электромагнита, плунжер (сердечник) электромагнита и соединенный с ним рычаг (вилка) перемещает шестерню бендикса. Одновременно плунжер (сердечник) давит на пластину, которая в момент ввода шестерни в зацепление с венцом маховика замыкает контакты. Ток через замкнутые контакты поступает в обмотку электродвигателя, и якорь начинает вращаться. После запуска двигателя водитель с помощью замка зажигания разрывает цепь обмотки электромагнита, под действием пружины размыкаются контакты электромагнита, и шестерня бендикса возвращается в исходное положение.
Ремонт стартера
Разборочные работы, осуществляемые в процессе ремонта стартера
Перед ремонтом снимают стартер с двигателя и разбирают. Необходимо отвернуть гайку на нижнем контактном болту тягового реле и отсоединить от него вывод обмотка статора. Отвернуть гайки крепления тягового реле и снять его.
Отвернуть винты и снимять защитный кожух 8 (рисунок 3.1). Снять стопорную шайбу 9, вывернуть стяжные болты 12 и отсоединить корпус 11 с крышкой 5 от крышки 1 с якорем 13. Вынуть заглушку 2 из передней крышки.
Отвернуть винты крепления к щеткодержателям выводов обмотки статора, и отсоединить корпус от крышки 5. Снять пружины 7 и щетки 6.
Расшплинтовать и вынуть из крышки ось рычага 3 привода стартера. Вынуть рычаг и якорь с приводом из крышки, а затем отсоединить рычаг от привода.
Чтобы снять с якоря привод, удалить стопорное кольцо из-под ограничительного кольца 16. Привод разбирается после снятия со ступицы муфты стопорной шайбы.
Если тяговое реле выполнено в разборном исполнении, т.е. детали реле не завальцованы в его корпусе, то для его разборки нужно отвернуть гайки стяжных болтов и отпаять выводы обмоток от штекера «50» и от наконечника, закрепленного на нижнем контактном болту тягового реле.
После разборки продуть детали сжатым воздухом и протереть.
Рисунок 3.1 — Детали стартера 35.3708
Сборка
Сборка стартера производится в порядке, обратном разборке.
При окончательной затяжке стяжных винтов необходимо совместить штифты и пазы на крышках и корпусе.
Проверить величину осевого люфта якоря, которая должна быть примерно 1 мм.
После сборки необходимо проверить работу стартера на стенде. При включении стартера привод должен перемещаться на шлицевой части вала без заеданий и возвращаться в исходное положение под действием возвратной пружины. При повороте шестерни рукой по часовой стрелке якорь не должен трогаться с места, при обратном вращении шестерня должна вращаться вместе с валом. Необходимо произвести проверку и регулировку стартера.
Рисунок — Замер положения шестерни привода в выключенном состоянии |
Установка шестерни в выключенном положении должна соответствовать. Расстояние А от привалочной плоскости фланца стартера должно равняться 34 мм.
Практическое занятие №13
Тема : Техническое обслуживание генераторов тракторов и дорожных самоходных машин. Неисправности генераторов, способы их предупреждения и устранения.
Цель работы: практическое приобретение учащимися навыков и умений по проведению технического обслуживания генераторов тракторов и дорожных самоходных машин. Определение неисправности генераторов, причин их возникновения, способов предупреждения и устранения.
Материально-техническое обеспечение:
— комплект инструмента слесаря – ремонтника.
Содержание работы
Генератор — электрическая машина, преобразующая механическую энергию первичного двигателя в электрическую энергию. Генератор служит для питания потребителей электрической энергией и зарядки аккумуляторной батареи при определенной частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Рисунок — Общее устр. и принцип работы генератора
Ежедневно перед началом работы проверяйте исправность генератора по указателю напряжения.
Перед обслуживанием очистите генератор от пыли и грязи. Проверьте состояние и надежность крепления проводов, подходящих к генератору, крепление генератора к дизелю, отсутствие повышенных осевых и радиальных люфтов в шарикоподшипниках (по повышенному шуму генератора).
Чтобы не вывести из строя элементы генератора при обслуживании электрооборудования трактора, выполняйте приведенные ниже требования
В процессе эксплуатации при ТО-1 и ТО-2 проверяют и регулируют напряжение приводного ремня генератора, а также крепление генератора и реле-регулятора.
При ТО-2 очищают генератор от грязи, снимают щеткодержатель и проверяют состояние щеток, давление пружин и контактные кольца. Устраняют выявленные неисправности и продувают сжатым воздухом внутреннюю полость генератора.
При подготовке автомобиля, трактора к зимней эксплуатации при очередном ТО-2 дополнительно выполняют следующие работы. Снимают генератор, проверяют его техническое состояние и при необходимости разбирают генератор, проверяют состояние обмоток и узлов, устраняют выявленные неисправности, заменяют дефектные узлы н детали. Перед сборкой продувают сжатым воздухом корпус, ротор и другие детали. Заменяют смазку подшипников, при этом снимают защитное кольцо, промывают подшипник, заполняют его смазкой на 70 % объема полости между шариками и устанавливают кольцо на место. В закрытые подшипники смазку не добавляют. После сборки проверяют работу генератора на стенде.
Можно проверить генератор без снятия с машины путем измерения напряжения на зажимах «плюс» и «минус» генератора, а затем напряжения на «плюсе» и «минусе» регулятора при средней и большей частоте вращения двигателя.
Через одно ТО-2 проверяют и при необходимости регулируют регулятор напряжения. При подготовке автомобиля, трактора к зимней эксплуатации в северных районах регулируют регулятор на повышенное напряжение, что необходимо для полного заряда аккумуляторной батареи
Перед регулировкой контактных регуляторов необходимо осмотреть рабочую поверхность контактов и замерить зазоры между якорьком и сердечником, якорьком и ярмом, а в реле типа РР380 и РР362 — между контактами. Окисленные контакты нужно зачистить стеклянной бумагой зернистостью 140. 170, а затем протереть замшей или плотной тканью, смоченной спиртом или очищенным бензином.
Плоскости контактов должны быть параллельны, а оси контактов Должны совпадать.
Проверка статора генератора
Подготовительные работы
— Снимаем генератор с двигателя автомобиля
— Разбираем генератор и извлекаем статор
— Очищаем статор от грязи
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Источник