Технология ремонта головки цилиндров трактора

Технология ремонта головки цилиндров трактора

Ремонт головки цилиндров трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Какие могут возникнуть дефекты в головке блока цилиндров трактора МТЗ-80, МТЗ-82?В первую очередь нужно отметить искореживание плоскости разъема. Далее определяем, насколько изношены внутренние поверхности направляющих втулок, рабочих фасок клапанов и седел клапанов. Смотрим, не появились ли трещины в перемычках клапанных гнезд. Так же возможен и прогар посадочных мест под уплотнения форсунок или их стаканов. (рис. 2.1.16)

При выполнении диагностики оперируют паспортными характеристиками и регулировочными данными элементов головки цилиндров и газораспределительного механизма (таблица ниже).

Рис. 2.1.16. Как расположены детали головки цилиндров трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — патрубок; 2 — труба; 3 — корпус сапуна; 4 — бачок; 5 — колпак; 6, 8 — прокладки; 7— крышка головки; 9 — коромысло; 10 — ось; 11 — головка цилиндров; 12 — прокладка головки; 13 — толкатель; 14 — штанга; 15 — клапан выпускной; 16 — клапан впускной; 17 — пружины клапана; 18— тарелка клапана; 19 — шпилька

Показатели и регулировочные данные деталей головки цилиндров и газораспределительного механизма двигателя Д-240

Выступание стержня клапана, мм:
номинальное 56,0
допустимое 57,2
Перемещение клапана, мм:
номинальное 10,2
допустимое 9,0
Отклонение от плоскостности поверхности головки, мм, не более 0,15
Утопание тарелки клапана, мм:
номинальное 0,4—0,7
допустимое 1,8
Допустимый внутренний диаметр втулки клапана, мм 11,10
Допустимая сила сжатия (упругость) наружных клапанных пружин до рабочей длины
Рабочая длина наружной пружины, мм 54,0
Допустимая сила сжатия (упругость) внутренних клапанных пружин до рабочей длины, Н 74
Рабочая длина внутренней пружины, мм 48,5
Допустимый диаметр стержня клапана, мм 10,85
Внутренний диаметр втулки коромысел, мм 19,02—19,05
Диаметр оси коромысел, мм 18,98—19,00
Читайте также:  Как вызвать мастера для ремонта газовой плиты

Проваливание тарелок клапанов в полостях головки не снимая ее с блока цилиндров хорошо видно по выпиранию стержней втягивающих клапанов в сравнении с плоскостью головки.

С этой целью поочередно устанавливают поршни в верхнюю мертвую точку такта сжатия и сверяют расстояние от торца стержня клапана до головки. При выпирании стержня клапана свыше допустимой погрешности можно сделать вывод о значительной выработке тарелок клапанов и их седел.

Параллельно появляется возможность узнать степень износа кулачков распредвала. С этой целью прокручивают коленвал двигателя до полного открытия клапана (при установленном для холодного двигателя тепловом зазоре) и измеряют промежуток от грани стержня клапана до головки.

По отличию в расстояниях, определенных при закрытых клапанах и открытых, вычисляют перемещение каждого клапана. Если перемещение клапана меньше необходимого, распредвал двигателя подлежит замене. Затем после этих измерительных процедур головку снимают с двигателя и дальше вновь подвергают анализу.

Затем производят замер отклонения от плоскостности поверхности головки (рис. 2.1.17).

При превышении допустимого значения головку блока меняют. При допустимом отклонении оценивают состояние седел клапанов по проседанию тарелки нового клапана (рис. 2.1.18).

При проседании тарелки клапана свыше допуска головку нужно заменить. При проседании в пределах допустимого головка подлежит ремонту.

Сухари клапанов и клапанные пружины отделяют специальным устройством ОР-9913 (рис. 2.1.19).

Бывает, что в седле клапана появляются трещины. В там случае головку заменяют. Извлеченные клапаны помечают, производят замер диаметр стержня (рис. 2.1.20), инспектируют стук тарелки клапана и прогиб стержня (рис. 2.1.21).

Стук фаски тарелки и прогиб стержня относительно оси клапана не должны быть более 0,03 мм.

Если выявлены признаки износа, прогара, раковин на фасках клапанов — рабочую поверхность фасок шлифуют станках, например на Р-108 (рис. 2.1.22) или ОР-6686.

Рис. 2.1.21. Как измерить изгиб стержня и биение фаски тарелки клапана трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.1.22. Как отшлифовать рабочую поверхность фаски клапана трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Фаску впускного клапана шлифуют под углом 60°, выпускного — под углом 45°. После обработки и сведения следов износа детали, ширина цилиндрической части тарелки клапана А должна быть не менее 0,5 мм, а ширина притертой матовой полоски на фаске клапана Б — не более 2 мм.

Направляющую втулку клапана сменяют, если износ поверхности отверстия под стержень клапана превысил допустимый диаметр, или при слабой посадке втулки в головке. Как измерить диаметр отверстия направляющей втулки клапана смотрите на рис. 2.1.23. В процессе замены направляющую втулку выдавливают (рис. 2.1.24). Заменяющую втулку подгоняют с наибольшим допуском по наружному диаметру, промазывают эпоксидкой без специальной примеси и запрессовывают в головку (см. рис. 2.1.25).

По завершении размещения направляющих втулок седлу клапана придают законченный вид планетарно-шлифовальном инструментом, например ОПР-1334А (рис. 2.1.26).

Рис. 2.1.17. Как измерить отклонение от плоскостности поверхности головки цилиндров трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — поверочная линейка;
2 — головка цилиндров;
3 — щуп

Рис. 2.1.18. Как определить утопание тарелки клапана трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — клапан;
2 — головка цилиндров;
3 — штанген-глубиномер

Рис. 2.1.19. Как снять сухари клапанов и клапанных пружин трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — головка цилиндров;
2 — клапанная пружина;
3 — приспособление ОР-9913

Рис. 2.1.20. Как измерить диаметр стержня клапана трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — клапан;
2 — микрометр

Рис. 2.1.25. Как запрессовать направляющую втулки клапана трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — направляющая втулка;
2 — клапан;
3 — головка цилиндров

Рис. 2.1.26. Как обработать седло клапана в головке цилиндров трактора МТЗ-80, МТЗ-82

При неровностях на рабочей фаске седла, которые возникли в процессе эксплуатации, на первом ремонтном этапе фаску вышлифовывают до исчезновения дефектов и проверяют седло по проседанию тарелки смененного клапана. Если проседание не более допустимого размера, то седло нужно дальше проточить.

Нижнюю кромку рабочей фаски седла в головке цилиндров подвергают обработке с помощью шлифовального круга с углом конуса 150°, а верхнюю кромку — 60°.

Ширина рабочей фаски седла для впускных клапанов находится в пределах 2,0—2,5 мм для выпускных — 1,5—2,0 мм.

На конечном этапе выправления тарелки клапана и седла их совместно притирают. При общем ремонте, когда были обработаны все клапаны и седла притирку производят на ОПР-1841 А.

В случае выправления 1-2 клапанов притирку обычно осуществляют устройством 2213 (рис. 2.1.27), применяя специальную пасту, содержащую микропорошок М20 и обычное моторное масло.

При притирывании клапан понемногу вращают и приподнимают. Периодично сверяют состояние притирающихся фасок клапана и седла. Верхний край матовой полоски рабочей фаски должен располагаться на расстоянии не менее 0,5 мм от цилиндрической части тарелки клапана.

Рис. 2.1.23. Как измерить диаметр отверстия втулки клапана трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — индикаторный нутромер;
2 — направляющая втулка клапана;
3 — головка цилиндров

Рис. 2.1.24. Как выпрессовать направляющую втулку клапана трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.1.27. Как притереть клапан к седлу трактора МТЗ-80, МТЗ-82
1 — клапан;
2 — приспособление 2213;
3 — головка цилиндров

Рис. 2.1.28. Как измерить упругость клапанных пружин трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — приспособление МИП-100;
2 — клапанная пружина

Если матовая полоска будет гораздо ниже или выше указанного расстояния, то седло опять нужно обработать шлифкругами с углом конуса 60 и 150° и снова притереть клапан к седлу.

Уже перед сборкой клапанов сличают длину и силу сжатия клапанных пружин с помощью устройства МИП-100 (рис. 2.1.28).

При несоответствии допустимым значениям пружины заменяют.

Иногда для выравнивания длины и силы сжатия пружин размещают под них шайбы, толщину которых можно вычислить по формуле:

  • для впускного клапана А = В—1,3 мм;
  • для выпускного клапана А = В—1,8 мм, где В — утопание клапана, замеренное после ремонта седла клапана.

После сборки клапанов выступание сухарей над плоскостью тарелки пружины должно быть не более 0,5 мм, утопание — не более 1,3 мм.

Чтобы проверить, насколько клапана герметичны во впускные и выпускные каналы головки цилиндров заливают керосин, который не должен просачиваться в течение 1,5 мин.

Перед монтажом оси коромысел в сборе оценивают состояние каждого коромысла. Если на бойках коромысел присутствуют углубления более 0,3 мм, то поверхность бойка вышлифовывают до устранения дефекта. Отход от параллельности рабочей поверхности бойка коромысла возможен не более 0,05 мм. По надобности, смотрят диаметр отверстий втулок коромысел. Зазор между втулкой и осью коромысел может быть не более 0,15 мм.

Источник

Технология ремонта головки цилиндров трактора

Диаметр оси коромысел, мм

Утопание тарелок клапанов в гнездах головки без снятия ее с блока цилиндров можно определить по выступанию стержней всасывающих клапанов относительно поверхности головки.

Для этого поочередно устанавливают поршни в ВМТ такта сжатия и измеряют расстояние от торца стержня клапана до головки. Если выступание стержня клапана превышает допустимую величину, то это свидетельствует о предельном износе тарелок клапанов и их седел.

Одновременно можно определить степень износа кулачков распределительного вала. Для этого прокручивают коленчатый вал дизеля до полного открытия клапана (при установленном для холодного дизеля тепловом зазоре) и замеряют расстояние от торца стержня клапана до головки.

По разности расстояний, измеренных при закрытых и полностью открытых клапанах, определяют перемещение каждого клапана. Если перемещение клапана ниже допустимого значения, распределительный вал дизеля заменяют. После этих замеров головку снимают с дизеля и подвергают дальнейшей экспертизе.

Замеряют отклонение от плоскостности поверхности головки (рис. 2.1.17).

Если отклонение от плоскостности превышает допустимое значение, то головку заменяют; если отклонение в пределах нормы, то проверяют состояние седел клапанов по утопанию тарелки нового клапана (рис. 2.1.18).

При утопании тарелки клапана более допустимого размера головку заменяют. Если утопание в пределах нормы, то головку разбирают и ремонтируют.

Сухари клапанов и клапанные пружины снимают приспособлением ОР-9913 (рис. 2.1.19).

Если седло клапана имеет трещины, то головку заменяют. Снятые клапаны маркируют, а затем замеряют диаметр стержня (рис. 2.1.20), проверяют биение тарелки клапана и изгиб стержня (рис. 2.1.21).

Биение фаски тарелки и изгиб стержня относительно оси клапана не должны превышать 0,03 мм.

При наличии следов износа, прогаров, раковин на фасках клапанов рабочую поверхность фасок обрабатывают на шлифовальных станках Р-108 (рис. 2.1.22) или ОР-6686.

Рис. 2.1.17. Измерение отклонения от плоскостности поверхности головки цилиндров:
1 — поверочная линейка;
2 — головка цилиндров;
3 — щуп

Рис. 2.1.18. Определение утопания тарелки клапана:
1 — клапан;
2 — головка цилиндров;
3 — штанген-глубиномер

Рис. 2.1.19. Снятие сухарей клапанов и клапанных пружин:
1 — головка цилиндров;
2 — клапанная пружина;
3 — приспособление ОР-9913

Рис. 2.1.20. Измерение диаметра стержня клапана:
1 — клапан;
2 — микрометр

Рис. 2.1.21. Измерение изгиба стержня и биения фаски тарелки клапана

Рис. 2.1.22. Шлифование рабочей поверхности фаски клапана

Фаску впускного клапана шлифуют под углом 60°, выпускного — под углом 45°. После выведения следов износа ширина цилиндрической части тарелки клапана А должна быть не менее 0,5 мм, а ширина притертой матовой полоски на фаске клапана Б — не более 2 м.м.

Направляющую втулку клапана заменяют при износе поверхности отверстия под стержень клапана до диаметра, превышающего допустимое значение, или при ослаблении посадки втулки в головке. Измерение диаметра отверстия направляющей втулки клапана показано на рис. 2.1.23. При замене направляющую втулку выпрессовывают (рис. 2.1.24). Новую втулку подбирают с наибольшим допуском по наружному диаметру, смазывают эпоксидным клеем без наполнителя и запрессовывают в головку специальным (болтом (рис. 2.1.25).

После установки направляющих втулок седло клапана обрабатывают планетарно-шлифовальным приспособлением ОПР-1334А (рис. 2.1.26).

Рис. 2.1.23. Измерение диаметра отверстия втулки клапана:
1 — индикаторный нутромер;
2 — направляющая втулка клапана;
3 — головка цилиндров

Рис. 2.1.24. Выпрессовка направляющей втулки клапана

Рис. 2.1.25. Запрессовка направляющей втулки клапана:
1 — направляющая втулка;
2 — клапан;
3 — головка цилиндров

Рис. 2.1.26. Обработка седла клапана в головке цилиндров

При рисках, раковинах, прожогах на рабочей фаске седла первоначально фаску шлифуют до выведения следов дефекта и проверяют состояние седла по утопанию тарелки нового клапана. Если утопание не превышает допустимого размера, то седло продолжают обрабатывать.

Нижнюю кромку рабочей фаски седла в головке цилиндров обрабатывают шлифовальным кругом с углом конуса 150°, а верхнюю кромку — 60°.

Ширина рабочей фаски седла для впускных клапанов должна быть 2,0—2,5 мм для выпускных — 1,5—2,0 мм,

После обработки тарелки клапана и седла их взаимно притирают. Если ремонту были подвергнуты все клапаны и седла, то притирку ведут на ставке ОПР-1841 А.

При ремонте одного — двух клапанов притирку ведут пневматическим приспособлением 2213 (рис. 2.1.27), используя пасту из смеси микропорошка М20 с «индустриальным или моторным маслом.

В процессе притирки клапан периодически вращают и приподнимают. Время от времени проверяют состояние притирающихся фасок клапана и седла. Верхняя кромка матовой полоски рабочей фаски должна располагаться на расстоянии не менее 0,5 мм от цилиндрической части тарелки клапана.

Рис. 2.1.27. Притирка клапана к седлу:
1 — клапан;
2 — приспособление 2213;
3 — головка цилиндров

Рис. 2.1.28. Измерение упругости клапанных пружин:
1 — приспособление МИП-100;
2 — клапанная пружина

Если матовая полоска окажется значительно ниже или выше указанного расстояния, то седло снова обрабатывают шлифовальными кругами с углом конуса 60 и 150° и снова притирают клапан к седлу.

Перед сборкой клапанов проверяют длину и силу сжатия клапанных пружин на приспособлении МИП-100 (рис. 2.1.28).

Если параметры пружин выходят за допустимые значения, то пружины заменяют.

В некоторых случаях для компенсации длины и силы сжатия пружин под них устанавливают специальные шайбы, толщину которых можно определить по формуле:

  • для впускного клапана А = В—1,3 мм;
  • для выпускного клапана А = В—1,8 мм, где В — утопание клапана, замеренное после ремонта седла клапана.

После сборки клапанов выступание сухарей над плоскостью тарелки пружины должно быть не более 0,5 мм, утопание — не более 1,3 мм.

Для контроля герметичности клапанов впускные и выпускные каналы головки цилиндров заполняют керосином, который не должен просачиваться в течение 1,5 мин.

Перед установкой оси коромысел в сборе проверяют техническое состояние каждого коромысла. При наличии на бойках коромысел углублений более 0,3 мм поверхность бойка шлифуют до выведения следов дефекта. Отклонение от параллельности рабочей поверхности бойка коромысла допускается не более 0,05 мм. При необходимости проверяют диаметр отверстий втулок коромысел. Зазор между втулкой и осью коромысел допускается не более 0,15 мм.

Источник

Оцените статью