Технология ремонта головки цилиндров трактора
Ремонт головки цилиндров трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Какие могут возникнуть дефекты в головке блока цилиндров трактора МТЗ-80, МТЗ-82?В первую очередь нужно отметить искореживание плоскости разъема. Далее определяем, насколько изношены внутренние поверхности направляющих втулок, рабочих фасок клапанов и седел клапанов. Смотрим, не появились ли трещины в перемычках клапанных гнезд. Так же возможен и прогар посадочных мест под уплотнения форсунок или их стаканов. (рис. 2.1.16)
При выполнении диагностики оперируют паспортными характеристиками и регулировочными данными элементов головки цилиндров и газораспределительного механизма (таблица ниже).
Рис. 2.1.16. Как расположены детали головки цилиндров трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — патрубок; 2 — труба; 3 — корпус сапуна; 4 — бачок; 5 — колпак; 6, 8 — прокладки; 7— крышка головки; 9 — коромысло; 10 — ось; 11 — головка цилиндров; 12 — прокладка головки; 13 — толкатель; 14 — штанга; 15 — клапан выпускной; 16 — клапан впускной; 17 — пружины клапана; 18— тарелка клапана; 19 — шпилька
Показатели и регулировочные данные деталей головки цилиндров и газораспределительного механизма двигателя Д-240
Выступание стержня клапана, мм: | |
номинальное | 56,0 |
допустимое | 57,2 |
Перемещение клапана, мм: | |
номинальное | 10,2 |
допустимое | 9,0 |
Отклонение от плоскостности поверхности головки, мм, не более | 0,15 |
Утопание тарелки клапана, мм: | |
номинальное | 0,4—0,7 |
допустимое | 1,8 |
Допустимый внутренний диаметр втулки клапана, мм | 11,10 |
Допустимая сила сжатия (упругость) наружных клапанных пружин до рабочей длины | |
Рабочая длина наружной пружины, мм | 54,0 |
Допустимая сила сжатия (упругость) внутренних клапанных пружин до рабочей длины, Н | 74 |
Рабочая длина внутренней пружины, мм | 48,5 |
Допустимый диаметр стержня клапана, мм | 10,85 |
Внутренний диаметр втулки коромысел, мм | 19,02—19,05 |
Диаметр оси коромысел, мм | 18,98—19,00 |
Проваливание тарелок клапанов в полостях головки не снимая ее с блока цилиндров хорошо видно по выпиранию стержней втягивающих клапанов в сравнении с плоскостью головки.
С этой целью поочередно устанавливают поршни в верхнюю мертвую точку такта сжатия и сверяют расстояние от торца стержня клапана до головки. При выпирании стержня клапана свыше допустимой погрешности можно сделать вывод о значительной выработке тарелок клапанов и их седел.
Параллельно появляется возможность узнать степень износа кулачков распредвала. С этой целью прокручивают коленвал двигателя до полного открытия клапана (при установленном для холодного двигателя тепловом зазоре) и измеряют промежуток от грани стержня клапана до головки.
По отличию в расстояниях, определенных при закрытых клапанах и открытых, вычисляют перемещение каждого клапана. Если перемещение клапана меньше необходимого, распредвал двигателя подлежит замене. Затем после этих измерительных процедур головку снимают с двигателя и дальше вновь подвергают анализу.
Затем производят замер отклонения от плоскостности поверхности головки (рис. 2.1.17).
При превышении допустимого значения головку блока меняют. При допустимом отклонении оценивают состояние седел клапанов по проседанию тарелки нового клапана (рис. 2.1.18).
При проседании тарелки клапана свыше допуска головку нужно заменить. При проседании в пределах допустимого головка подлежит ремонту.
Сухари клапанов и клапанные пружины отделяют специальным устройством ОР-9913 (рис. 2.1.19).
Бывает, что в седле клапана появляются трещины. В там случае головку заменяют. Извлеченные клапаны помечают, производят замер диаметр стержня (рис. 2.1.20), инспектируют стук тарелки клапана и прогиб стержня (рис. 2.1.21).
Стук фаски тарелки и прогиб стержня относительно оси клапана не должны быть более 0,03 мм.
Если выявлены признаки износа, прогара, раковин на фасках клапанов — рабочую поверхность фасок шлифуют станках, например на Р-108 (рис. 2.1.22) или ОР-6686.
Рис. 2.1.17. Как измерить отклонение от плоскостности поверхности головки цилиндров трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | Рис. 2.1.18. Как определить утопание тарелки клапана трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | ||||||||||||||||
Рис. 2.1.19. Как снять сухари клапанов и клапанных пружин трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | Рис. 2.1.20. Как измерить диаметр стержня клапана трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | ||||||||||||||||
Рис. 2.1.23. Как измерить диаметр отверстия втулки клапана трактора МТЗ-80, МТЗ-82: | Рис. 2.1.24. Как выпрессовать направляющую втулку клапана трактора МТЗ-80, МТЗ-82 | |||||||||||||
Рис. 2.1.27. Как притереть клапан к седлу трактора МТЗ-80, МТЗ-82 | Рис. 2.1.28. Как измерить упругость клапанных пружин трактора МТЗ-80, МТЗ-82: Если матовая полоска будет гораздо ниже или выше указанного расстояния, то седло опять нужно обработать шлифкругами с углом конуса 60 и 150° и снова притереть клапан к седлу. Уже перед сборкой клапанов сличают длину и силу сжатия клапанных пружин с помощью устройства МИП-100 (рис. 2.1.28). При несоответствии допустимым значениям пружины заменяют. Иногда для выравнивания длины и силы сжатия пружин размещают под них шайбы, толщину которых можно вычислить по формуле:
После сборки клапанов выступание сухарей над плоскостью тарелки пружины должно быть не более 0,5 мм, утопание — не более 1,3 мм. Чтобы проверить, насколько клапана герметичны во впускные и выпускные каналы головки цилиндров заливают керосин, который не должен просачиваться в течение 1,5 мин. Перед монтажом оси коромысел в сборе оценивают состояние каждого коромысла. Если на бойках коромысел присутствуют углубления более 0,3 мм, то поверхность бойка вышлифовывают до устранения дефекта. Отход от параллельности рабочей поверхности бойка коромысла возможен не более 0,05 мм. По надобности, смотрят диаметр отверстий втулок коромысел. Зазор между втулкой и осью коромысел может быть не более 0,15 мм. Источник Технология ремонта головки цилиндров трактораДиаметр оси коромысел, мм Утопание тарелок клапанов в гнездах головки без снятия ее с блока цилиндров можно определить по выступанию стержней всасывающих клапанов относительно поверхности головки. Для этого поочередно устанавливают поршни в ВМТ такта сжатия и измеряют расстояние от торца стержня клапана до головки. Если выступание стержня клапана превышает допустимую величину, то это свидетельствует о предельном износе тарелок клапанов и их седел. Одновременно можно определить степень износа кулачков распределительного вала. Для этого прокручивают коленчатый вал дизеля до полного открытия клапана (при установленном для холодного дизеля тепловом зазоре) и замеряют расстояние от торца стержня клапана до головки. По разности расстояний, измеренных при закрытых и полностью открытых клапанах, определяют перемещение каждого клапана. Если перемещение клапана ниже допустимого значения, распределительный вал дизеля заменяют. После этих замеров головку снимают с дизеля и подвергают дальнейшей экспертизе. Замеряют отклонение от плоскостности поверхности головки (рис. 2.1.17). Если отклонение от плоскостности превышает допустимое значение, то головку заменяют; если отклонение в пределах нормы, то проверяют состояние седел клапанов по утопанию тарелки нового клапана (рис. 2.1.18). При утопании тарелки клапана более допустимого размера головку заменяют. Если утопание в пределах нормы, то головку разбирают и ремонтируют. Сухари клапанов и клапанные пружины снимают приспособлением ОР-9913 (рис. 2.1.19). Если седло клапана имеет трещины, то головку заменяют. Снятые клапаны маркируют, а затем замеряют диаметр стержня (рис. 2.1.20), проверяют биение тарелки клапана и изгиб стержня (рис. 2.1.21). Биение фаски тарелки и изгиб стержня относительно оси клапана не должны превышать 0,03 мм. При наличии следов износа, прогаров, раковин на фасках клапанов рабочую поверхность фасок обрабатывают на шлифовальных станках Р-108 (рис. 2.1.22) или ОР-6686. |