Эксплуатация и ремонт городских улиц и дорог. Принципы организации. Техника и технологии эксплуатации и ремонта городских улиц и дорог.
Для обеспечения безопасного и удобного движения транспорта и пешеходов в любое время года, поддержания норм санитарного состояния улиц и увеличения срока службы дорожных одежд необходимы правильное их содержание и своевременный ремонт. Вопросами ремонта и содерж-я УДС заним-ся дорожно-эксплуатационные организации.
Основная задачи эксплуатации — обеспечение качественного круглогодичного содержания и ремонта дорог, тротуаров, водосточных сетей, дорожно-транспортных сооружений, различных объектов внешнего благоустройства города.
При этом перечень работ и содерж-е УДС опред-ся след. факторами:
1. Интенсивность движения.
2. Температ. усл-я эксплуатации.
3. Состав и вид движущихся ТС
4. Функциональное назначение УиД.
Перечень работ по обслуживанию УДС:
3. Помывка (поливка)
4. Ямочный/текущий ремонт
5. Поддержание УД разметки.
В процессе эксплуатации дорога подвергается динамическим и статистическим нагрузкам, в результате действия которых происходит постепенный износ и разрушение дорожной одежды. В среднем срок службы асфальтобетонного покрытия слоем 4-5см составляет 8-10 лет до капремонта.
Продольные и поперечные трещины – от перепада t, деформации основания, старение битума → меры: заделка трещин битумными мастиками, усиление основания, улучш-е дренажа.
Волнообраз-е, наплывы – от избыточ. эластичности, слабой сдвигоустойчивости, отсутствия необходимого сцепления слоев, резкого торможения тр-та.
Просадки и проломы – от переувлажнения, недостаточного уплотнения грунта, пучинообраз-я, некачествен. восстан-я и недостаточного уплотнения покрытия.
В зависимости от степени износа, ровности и шероховатости покрытия назначают виды и объемы ремонтных работ. Ремонты дорожных одежд разделяют на 3 вида:
1.текущий – работы по неотложному исправлению мелких повреждений, чтобы не допустить дальнейших разрушений.
2.средний – с целью восстановления несущей способности дорожной одежды и повышения транспортно-эксплуатационных показателей работы
3.капитальный – работы по полной или частичной замене конструктивных слоев покрытия.
Трещины заделывают в сухую погоду при t не ниже +5. Перед заделкой их необходимо тщательно очистить от пыли и грязи, просушить. Трещины шириной до 3см можно заделывать холодной или горячей асфальтобетонной смесью. При наличии сплошной мелкой сетки трещин покрытие снимают и восстанавливают после ремонта основания. Ремонт отдельных просадок и выбоин производят путем вырубки поврежденных участков по прямоугольному контуру, тщательной очистки и обработки ремонтируемых мест горячим битумом. Смазка обеспечивает необходимое сцепление вновь уложенного покрытия со старым.
Если поврежден только верхний слой покрытия толщиной не > 1,5см, то ремонт ведут без вырубки нижнего слоя. Наряду с вырубкой удаление поврежденных участков покрытия производят с помощью асфальторазогревателей, оборудованных газовыми горелками инфракрасного излучения. Асфальторазогреватели целесообразно применять при исправлении сдвигов, волн, наплывов и колей. Асфальтобетонную смесь укладывают вручную или с помощью асфальтоукладчиков. Смесь должна иметь t не ниже +130. Уплотнение выполняют катками послойно, сначала легким за 5-7 проходов, а затем тяжелым по 20-25 проходов по 1му следу.
Системы жизнеобеспечения городов. Классификация по функциональному назначению. Характеристика и составляющие систем жизнеобеспечения.
Исключительную роль в создании наиболее благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения играют системы жизнеобеспечения населенных мест:
1. Санитарно-техническая система (санит. благ-во, санит. очистка и уборка, водоснабж-е и канализ-я)
2. Транспортная система(УДС, трансп. обслуж-е нас-я)
3. Система энергоснабжения(снабжение топливом, тепловой и э/э)
Источник
Технология строительства и ремонта городских дорог
Классификация городских дорог и площадей
Городские площади – можно подразделить на общественные и транспортные. Общественные площади являются центром общественной жизни населения города, где сосредотачиваются основные административные центры, зрелищные предприятия, торговые и прочие общественные здания. Транспортные площади предназначены для развязки движения сложных транспортных потоков. Соединение на одной площади общественных и транспортных функций нежелательно, которое иногда возникает (вокзальные площади).
В планировочной структуре города большое значение имеет решение устройства дорожной сети. В России существует определенная классификация этих дорог.
Городские скоростные дороги – предназначены для движения мощных потоков автомобильного транспорта с большой скоростью. Скоростные дороги по возможности строят прямыми, с кривыми радиусами не менее 600м. Все пересечения на данных дорогах должны быть устроены в разных уровнях с интервалами между ними не менее 1500 м. Между направлениями проезжих частей создают разделительные полосы. Скоростные дороги не должны пересекать жилые дороги.
Магистральные улицы общегородского значения являются улицами:
а) непрерывного движения, прокладываемые для связи между жилыми и промышленными районами, а также с общественными центрами с пересечениями в разных уровнях
б) регулируемого движения с пересечениями в одном уровне
1 – расстояние от застройки до красной линии
3 – разделительная полоса между тротуаром и местным проездом
4 – местный проезд
5 – защитное озеленение
6 – проезжая часть
7 — центральная разделительная полоса
Магистральные улицы районного значения — предназначены для связи в пределах жилого района и с магистральными улицами общегородского значения с устройством пересечения в одном уровне.
Жилые улицы – обеспечивают транспортную и пешеходную связь (без общественного транспорта) в пределах микрорайона и жилого района, а также с магистральными улицами районного значения.
Пешеходные улицы – в границах микрорайона и жилого района служат для связи между группами жилых домов, общественными учреждениями, местами отдыха
В связи с постоянным ростом численности автотранспорта в нашей стране, возникает необходимость в строительстве широкой сети современных городских дорог с твердыми покрытиями, главным образом из асфальтобетона и цементобетона.
От качественного состояния городских дорог в значительной степени зависят работа грузового и пассажирского автомобильного транспорта, а также стоимость перевозок. Состояние городских дорог также влияет на безопасность.
Конструктивные элементы одежды городских дорог составляют наиболее дорогую и ответственную часть общей конструкции дороги.
Дорожная одежда – многослойная конструкция, воспринимающая нагрузку от транспортных средств и передающая её на грунтовое основание или на подстилающий грунт.
Земляное полотно – дорожное сооружение, служащее основанием для размещения конструктивных слоёв дорожной одежды и других элементов дороги. Возводится из местных или привозных грунтов с обеспечением устойчивости самого з/п, его обочин, откосов и естественных подстилающих грунтов.
Канава боковая (кювет) – канава проходящая вдоль з/п для сбора и отвода с поверхностных вод, стекающих с проезжей части и окружающей местности с поперечным сечением лоткового, треугольного или трапецеидального типа.
Типовых конструкций дорожных одежд существует большое множество, при выборе которых следует учитывать транспортно-эксплуатационные, местные грунтово-гидрологические условия, экономическую целесообразность.
Конструкции дорожных одежд из а/б (м/з а/б, к/з а/б, щебень, песок).
Схема конструкции д.о. из ц/б (монолитный ц/б или сборные ж/б плиты, прокладка, песок).
Технология и организация строительства городских улиц и дорог имеет ряд специфических особенностей, основными из которых являются:
1) стеснённость объектов строительства существующей застройкой;
2) неравномерность распределения объемов работ по длине улиц;
3) наличие большого количества подземных коммуникаций;
4) необходимость ведения работ в условиях интенсивного движения транспорта и пешеходов;
5) невозможность организации складов для хранения материалов, деталей и конструкций;
6) сезонность работ и др.
Поэтому основными принципами организации этих работ стали:
комплексное выполнение всех работ, как дорожных, так и по инженерному оборудованию и благоустройству улиц;
комплексная механизация всех строительных процессов и применение поточно-скоростных методов работы.
По своему характеру дорожные и путевые работы делятся на заготовительные, транспортные и строительные.
К заготовительным и транспортным работам относятся заготовка, переработка и транспортировка материалов — это добыча и дробление камня, заготовка и обогащение гравия и песка, приготовление асфальтобетонных и цементно-бетонных смесей, изготовление сборных конструкций и деталей.
К строительным работам относят земляные работы, устройство оснований и покрытий, прокладку коммуникаций, возведение искусственных сооружений, путевые и другие работы.
Одним из наиболее эффективных способов организации работ является поточный метод строительства при комплексной механизации всех работ. При поточном методе все работы выполняются непрерывно с одинаковой скоростью и в следующей последовательности:
• подготовительные работы, включая работы по полному или частичному закрытию движения транспорта и пешеходов; устройству ограждений и временных проездов; сносу строений, пересадке деревьев, прокладке подземных сооружений;
строительство подземных инженерных сетей, включая земляные и монтажные работы по сооружению коллекторов, камер, колодцев, укладка трубопроводов и кабелей с обратной засыпкой и уплотнением траншей;
возведение земляного полотна и устройство дренажа мелкого заложения;
устройство основания проезжей части, включая установку бордюрного камня, устройство дренирующих и морозозащитных подстилающих слоев, а также различных конструктивных слоев;
устройство покрытия проезжей части, включая работы по укладке верхнего и нижнего слоя дорожной одежды;
строительство тротуаров с устройством основания и покрытия;
устройство системы освещения улиц с установкой осветительных столбов (мачт), подвеской осветительной аппаратуры и прокладкой осветительных сетей;
озеленение улиц, включая создание газонов, посадку деревьев и кустарников;
оборудование улицы средствами регулирования движения, включая разметку, установку светофоров и знаков, оборудование остановок общественного транспорта и другие работы.
В городском дорожном строительстве наибольшее распространение получили асфальтобетонные покрытия. Эти покрытия дают возможность полностью механизировать процессы приготовления асфальтобетонной смеси, укладки и ремонта.
Технологический процесс строительства а/б покрытий:
Он состоит из следующих основных этапов:
подготовка основания, включая очистку от смета и грязи, обрубку поврежденных участков, смазку кромок битумной эмульсией;
укладка асфальтобетонной смеси, включая разогрев основания, укладку и выравнивание смеси;
первичное, промежуточное и окончательное уплотнение уложенного слоя;
отделка, включая снятие заусенец, обработку сопряжений с колодцами, решетками и др.
Уплотнение начинают легкими и средними катками от краев к середине с таким расчетом, чтобы при каждом проходе перекрывался предыдущий не менее чем на 25-30 см. После этого продолжают укатку тяжелыми катками (15-20 проходов по одному следу), обеспечивающими окончательное уплотнение. Рекомендуемая скорость укатки в начале уплотнения 1,5-2 км/ч, а после 5-6 проходов скорость увеличивают до 3-8 км/ч. Уплотнение покрытия считается достаточным, если объемная масса образца, взятого из покрытия, составляет не менее 0,97-0,99 объемной массы стандартных лабораторных образцов, приготовленных из той же смеси.
Классификация ДЭ работ
Капремонт- комплекс работ, при котором производится восстановление и повышение работоспособности д/о., покрытия, з/п., при необходимости повышают геометр. параметры дороги.
Критерии для назначения капремонта: снижение прочности д/о ниже допустимого предела или невозможность поддержания параметров и характеристик дороги на соотв. ур-не с помощью работ по ремонту и содержанию.
Ремонт- комплекс работ по воспроизводству ее первоначальных ТрЭкХ-к (возмещение износа покрытия, улучшение ровности, сцепных качеств и т.д.)
Содержание- комплекс работ, который выполняется в течение всего года по уходу за дорогой, дор. соор., полосой отвода, профилактике и устранению мелких повреждений, организации и обеспечению безопасности дв-я и по зимнему содержанию.
Ямочный ремонт покрытий из а/б:
1) очистка 2) оконтуривание 3) вскирковка покрытия 4) очистка, промывка, сушка. 5) стенки подгрунтовывают 6) заложение выбоины 7) уплотнение виброкатком.
Способ ямочного ремонта с использованием инфракрасной горелки.
1) очистка и разметка; 2) разогрев до 140-170; 3) вскирковка; 4) распределение вскиркованного материала по дну; 5) заполнение; 6) уплотнение.
Источник
Текущий ремонт дорожного покрытия
К современным дорожным покрытиям предъявляется множество требований, одним из которых является долгий срок службы.
Стоит отметить, что любая дорога ежедневно подвергается интенсивным нагрузкам и неблагоприятным факторам (движение и торможение транспортных средств, климатические воздействия, температурные перепады, обработка реагентами с агрессивным химическим составом и прочее).
Это приводит к ускоренному износу асфальтового покрытия, его постепенной деформации и разрушению. Эффективной мерой, позволяющей значительно продлить срок эксплуатации дороги, является текущий ремонт дорожного покрытия, выполняемый своевременно и регулярно.
Что такое текущий ремонт автомобильных дорог?
Так называемый текущий или профилактический ремонт дорожных покрытий направлен на устранение небольших дефектов и неисправностей, появившихся в ходе эксплуатации автотрассы, и направленный на восстановление ее нормальных технических параметров, способствующих обеспечению безопасных условий для всех участников дорожного движения.
В качестве основных задач, которые преследует текущий ремонт дорожного полотна, можно выделить следующее:
- Восстановление эксплуатационной исправности дорожных покрытий для обеспечения их соответствия установленным нормам.
- Обеспечение более длительного срока службы дороги и увеличение периодов между проведением капитальных восстановлений асфальтобетонных покрытий.
- Устранение различных повреждений покрытия, конструкционных элементов автомобильных дорог и искусственных сооружений, являющихся их составной частью.
- Экстренное устранение дефектов, появившихся в результате различных стихийных бедствий, аварийных ситуаций и других разрушительных воздействий.
Реализация работ в процессе текущего восстановления дорог осуществляется на основании утвержденной проектно-сметной документации. Их проведение предполагает комплексный подход, при котором осуществляется восстановление покрытий и других элементов на всей протяженности ремонтируемого участка дорожного полотна. Также возможно проведение выборочного ремонта, если в восстановлении нуждаются только отдельные дорожные сооружения.
Источник