Технология ремонта контактной сети

Ремонта контактной сети

Глава 13. Техническое обслуживание устройств

Контактной сети

Организация технического обслуживания и

ремонта контактной сети

Работы по техническому обслуживанию и ремонту должны про­изводиться в соответствии с технологическими картами. В зависи­мости от характера выполняемых работ, требований по безопасно­сти выполнения работ и технической оснащенности отдельные работы целесообразно объединять в технологические комплексы.

Работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту в зависимости от технологии выполняют в «окна» или без перерыва в движении поездов (в интервалах между поездами) с применением автомотрис, дрезин, съемных вышек и других технических средств.

В графике движения поездов должны предусматриваться технологические «окна» в светлое время суток продолжительностью 1,5—2 ч для работ, требующих снятия напряжения, и всех работ в местах, где затруднена уборка с пути изолирующих съемных вышек для пропуска поездов (в тоннелях, скальных выемках, на мостах, высоких насыпях и у высоких платформ), и в кривых участках пути малого радиуса, где не обеспечивается видимость приближающихся поездов.

Перечень этих мест определяет начальник дистанции электро­снабжения и утверждает начальник отделения железной дороги или заместитель начальника железной дороги, где отсутствует отделе­ние железной дороги.

Для выполнения работ по капитальному ремонту должны пре­доставляться «окна» продолжительностью 3—4 ч, а для обновле­ния и реконструкции — 6—8 ч. При этом необходимо обеспечить высокую производительность труда, поэтому работы должны производиться комплексным методом, несколькими бригадами, широким фронтом с максимальным использованием механизмов ряда районов контактной сети и дистанции электроснабжения.

Потребность в «окнах» рассчитывается с учетом срока службы и состо­яния устройств, степени загрязненности атмосферы, агрессивности грунта категорийности электрифицированного участка железной дороги. Норматив годовой потребности в технологических «окнах» на 1 км эксплуатационной длины главных путей контактной сети в однопут­ном исчислении для технического обслуживания и текущего ремонта приведен в табл. 13.1.

Контактная сеть Годовая потребность в «окнах» на 1 км при продолжительности «окна», ч
1,5 1,7 1,9 2,0
Постоянного тока Переменного тока 2,6 1,9 2,3 1,7 2,0 1,5 1,8 1,4

«Окна» для работ на контактной сети могут совмещаться с «ок­нами» для работы других служб. Продолжительность и необходи­мое количество «окон» устанавливается ежемесячными календар­ными графиками. Ежемесячно в дистанции электроснабжения производится анализ предоставления и эффективности использова­ния «окон».

Эксплуатация контактной сети осуществляется своевременным про­ведением работ по техническому обслуживанию (ТО), текущему ремон­ту (ТР), капитальному ремонту (КР), обновлению и реконструкции (ОР).

Перечень и периодичность работ по техническому обслужива­нию, текущему и капитальному ремонту, обновлению и реконст­рукции контактной сети устанавливаются в зависимости от кате­горийности участков железных дорог и приведен в приложении 5 ПУТЭКС ЦЭ-868.

Периодичность работ для электрифицированных участков же­лезных дорог III и IV категорий определяет с учетом местных ус­ловий служба электрификации и электроснабжения железной до­роги по представлению дистанции электроснабжения.

В зависимости от местных условий, типов применяемых конст­рукций и узлов, их состояния и обеспечения надежности устройств, сроки проведения отдельных видов работ могут быть изменены по Разрешению начальника службы электрификации и электроснабжения железной дороги.

При техническом обслуживании устройств контактной сети осу­ществляются: ежедневное наблюдение за их состоянием, регулярное проведение осмотров (объездов и обходов) — ТО-1, диагностические испытания и измерения — ТО-2 и технические обследования — ТО-3

ТО-1 осуществляют с целью своевременного выявления откло­нений от нормального состояния контактной сети.

Плановые единоличные объезды с осмотром и визуальной оцен­кой состояния обслуживаемых устройств начальник района кон­тактной сети, электромеханик или электромонтер высшей квали­фикации выполняют в передней кабине электровоза, электропоезда или на автомотрисе (дрезине).

При объезде выявляют видимые повреждения опор, поддержи­вающих конструкций, проводов, струн, изоляции, разъединителей разрядников и ОПН, светильников и других элементов, выявляют места с низким качеством токосъема или опасные для беспрепят­ственного прохода токоприемников и другие. При возникновении сомнений в оценке состояния производят повторный осмотр с объездом или обходом таких мест.

Объезды производят в соответствии с месячным графиком, по путям перегонов и группам путей на железнодорожных станциях в светлое время суток.

Проверка наружного освещения производится в любое время суток при включенном освещении.

Объезды с проверкой токосъема назначают для выявления мест с низким качеством токосъема (подбои на токоприемниках, искре­ние). Такую проверку осуществляют из специальной смотровой вышки вагона-лаборатории, кабины второго электровоза, окна торцевой двери первого вагона пассажирского поезда. Проверка также может проводиться из автомотрисы, оснащенной токопри­емником. Проверку токосъема осуществляют с помощью специ­альных приборов для контроля отрывов токоприемников или пу­тем визуальных наблюдений за искрением.

Плановые единоличные обходы с осмотром обслуживаемых ус­тройств производят начальник района контактной сети, электро­механик или электромонтер высшей квалификации. В ходе осмот­ра производится визуальная оценка состояния устройств с выявлением видимых повреждений, нарушений регулировки и от­клонений от технических требований. При проследовании ЭП^ во время обходов оценивается качество токосъема.

Обходы осуществляют в соответствии с месячным графиком, ком­плексно по перегонам, а на станциях — по группам путей парков.

Внеочередные единоличные объезды, обходы с осмотром назначают в период резкого изменения температуры (более 20 °С за сутки), после ливневого дождя, мокрого снегопада, ветра более 20 м/с, гололеда, при паводковых водах, повышенной пожарной опасности, а также после к.з. в зоне питания по невыясненным при­чинам, проведенных ремонтных работ на контактной сети и же­лезнодорожном пути и в других случаях. Их целью является выяв­ление возможных повреждений устройств, мест коротких замыканий, причин их возникновения и их последствий. Особое внимание следует обращать на те устройства, которые наиболее подвержены воздействиям окружающей среды (состояние компен­саторов, фиксаторов, сопряжений, воздушных стрелок, стрел про­веса проводов, их взаимное расположение и расстояние до других устройств, размыв грунта у опор и трасс кабелей, разрушение изо­ляционных деталей, наличие на проводах и конструкциях набро­шенной проволоки, упавших ветвей и деревьев, поджогов прово­див или оборванных жил, срывов проводов с изоляторов, состояние разрядников, ОПН и другого оборудования).

Район проведения внеочередных объездов и обходов ограни­чивают возможной зоной предполагаемых опасных изменений, их могут совмещать с очередными.

Контрольные обходы с осмотром контактной сети и дру­гих обслуживаемых устройств, производят начальник или замести­тель начальника дистанции электроснабжения по графикам с пол­ным осмотром всех устройств. Их проводят для контроля за работой персонала районов контактной сети, выявления отступлений от тех­нических требований и типовых проектов, а также оценки состоя­ния устройств и уточнения планов ремонтных работ.

ТО-2 устройств контактной сети производят с целью выявле­ния неисправностей или отклонений от нормативных требований Регламентированных параметров, которыми руководствуются при оценке степени износа и состояния проверяемых узлов и элементов, а также установления необходимости их ремонта или замены. Работы по диагностированию, испытаниям и измерениям, как правило, проводит специально обученный персонал с использованием вагонов-лабораторий, приборов, штанг и других средств технического диагностирования. Диагностирование опор, фунда­ментов и оценку состояния устройств заземления производит пер­сонал специальных групп по коррозии.

Одновременно с диагностированием контактной сети вагоном-лабораторией с автоматической записью параметров начальник дистанции электроснабжения или его заместитель и работник ва­гона-лаборатории в присутствии начальника района контактной сети производят визуальный осмотр с целью оценки ряда пара­метров, не регистрируемых аппаратурой вагона. Отклонения фак­тических параметров от нормативных оцениваются штрафными баллами (см. п. 13.2).

Выявленные в результате осмотров при обходах и объездах, а также при диагностических испытаниях и измерениях неисправ­ности, которые могут вызвать нарушения в движении поездов или электроснабжении, устраняются немедленно. Остальные неисправ­ности ликвидируются в сроки, устанавливаемые в плане проведе­ния текущего или капитального ремонта.

Все выявленные недостатки и замечания регистрируются в Жур­нале осмотров и неисправностей по перегонам и станциям, а на крупных станциях — по паркам.

Осмотр пересечений ВЛ через контактную подвеску должен про­водиться с участием владельцев ВЛ и составлением акта проверки пересечения.

При ТО-3 производится тщательное обследование всех об­служиваемых устройств с земли, а для контактной подвески, кроме того, с площадки автомотрисы или съемной вышки (вер­ховой осмотр), а также проверка состояния устройств для обна­ружения дефектов, не выявленных в результате ТО-1 и ТО-2, опре­деление объемов и видов их ремонта и уточнение сроков выполнения.

Ежегодные графики объездов и обходов и технического обсле­дования не должны дублироваться. Очередной обход может быть совмещен с обследованием с земли.

Обследование с земли выполняют начальник или электромеха­ник района контактной сети в светлое время суток с использова­нием бинокля и измерительных средств.

При обследовании проверяют положение опорных и поддер­живающих конструкций, надежность их закрепления; определяют необходимость возобновления антикоррозионного покрытия кон­струкций и изделий из стали, необходимость ремонта устройств, состояние заземлений, выявляют поврежденные изоляторы и не­обходимость их очистки от загрязнения; проверяют состояние проводов, сопряжений анкерных участков, воздушных стрелок, секционных изоляторов, разрядников, ОПН, разъединителей, КТП и другого оборудования, анкеровок, соединителей, струн, фикса­торов и других узлов и элементов; выявляют их повреждения или неисправности, нарушения регулировки и отклонения от техни­ческих требований и норм.

Обследование производят последовательно по анкерным участ­кам, путям железнодорожных станций, трассам питающих и отса­сывающих линий и ВЛ ПЭ из удобных и безопасных мест, откуда хорошо видны все узлы и элементы. Одновременно проверяют со­стояние пересечений и сближений трасс ВЛ и кабельных вставок, наличие деревьев, угрожающих падением на ВЛ или контактную сеть, выявляют места с опасным приближением ветвей к проводам.

Кроме выявления неисправностей, фиксируют места, по кото­рым не удалось выявить достоверные данные о состоянии и требу­ющие проведения более тщательного верхового осмотра.

При неизолированных консолях по каждому анкерному участку для уточнения оценки технического состояния элементов и устройств кон­тактной подвески на перегонах, главных и приемо-отправочных путях станций должен производиться верховой осмотр с рабочей площадки автомотрисы со снятием напряжения, при движении со скоростью 4—5 км/ч, с остановкой у каждой опоры. При изолированных консо­лях и на остальных путях станций и депо допускается проведение верхо­вого осмотра без снятия напряжения с изолирующей съемной вышки.

Верховой осмотр производят начальник или электромеханик района контактной сети.

В промежутке между верховыми осмотрами со снятием напря­жения производят верховой осмотр с изолирующей съемной выш­ки под напряжением.

При обследовании с верховым осмотром выявляют неисправ­ности, определяют соответствие устройств техническим требованиям, проводят выборочный замер износа контактных проводов и при возможности устраняют неисправности. При выявлении нару­шений, которые могут вызвать сбой в движении поездов, принимают меры по немедленной их ликвидации.

На контактной сети анкерных участков (путей железнодорож­ных станций), где не обнаружено нарушений или отступлений от технических норм и где они были обнаружены и устранены во вре­мя обследования с верховым осмотром, текущий ремонт может не проводиться.

Текущий ремонт (ТР) обслуживаемых устройств, их отдель­ных узлов и элементов, сроки его проведения назначают в зависи­мости от технического состояния и характера неисправностей, вы­явленных при техническом обслуживании (ТО-1, ТО-2 и ТО-3), а также срока эксплуатации, степени загрязненности атмосферы и категорийности электрифицированного участка.

Текущий ремонт включает в себя: проверку узлов и элементов, состояние которых невозможно оценить с достаточной достовер­ностью при осмотрах, измерениях и испытаниях; очистку от заг­рязнения; возобновление смазки; регулировку и проверку надеж­ности крепления арматуры; замену дефектных изоляторов; замену и восстановление отдельных изношенных и неисправных элемен­тов, выявленных при техническом обслуживании и в процессе про­ведения текущего ремонта. В качестве примера в приложении 14 приведена технологическая карта комплексной проверки состоя­ния и ремонта контактной подвески.

При текущем ремонте определяют и уточняют необходимость, объемы и сроки производства капитального ремонта.

При проверке состояния контактной сети необходимо выбороч­но проверять правильность заделки проводов в зажимах, их цело­стность и отсутствие деформации, качество затяжки болтов, под­вижность шарнирных соединений, отсутствие зазоров в стыковых зажимах контактного провода, отсутствие проскальзывания про­водов и тросов в зажимах, коррозии и обрыва проволок. В зимнее время при отложении на проводах снега, изморози или гололеда следует выявлять перегревы в токопроводящих зажимах.

В процессе эксплуатации для каждого участка железной дороги производится оценка соответствия изоляции расчетной СЗА.

На основе наблюдений и статистики нарушений изоляции разра­батываются мероприятия по повышению ее надежности, предус­матривающие усиление, очистку, нанесение гидрофобных покры­тий или замену загрязненных изоляторов чистыми.

Очистку или замену изоляторов производят при наличии на них трудноудаляемых пленок и пылевидных загрязнений.

Капитальный ремонт (КР) производят в зависимости от тех­нического состояния устройств, установленного при ТО и ТР, с включением всех работ по замене и ремонту изношенных, выра­ботавших ресурс узлов и элементов. Он предусматривает полное восстановление первоначальных технических характеристик уст­ройств с учетом необходимого обновления, повышающего надеж­ность работы и нагрузочную способность; усиление устройств для обеспечения возрастающих размеров и скоростей движения поез­дов; ликвидацию мест с повышенной опасностью; внедрение усо­вершенствованных конструкций.

К работам капитального ремонта относятся также перемонтаж устройств контактной сети, вызванный переустройством путей, и другие аналогичные работы.

Перед началом капитального ремонта составляют дефектные ведомости и разрабатывают проектно-сметную документацию, а по его окончании осуществляют приемку выполненных работ с составлением акта представителем дистанции электроснабжения. При перспективном планировании капитального ремонта кон­тактной сети следует учитывать сроки службы ее основных уст­ройств. На основе опыта эксплуатации и анализа объемов работ по замене изношенных конструкций и элементов контактной сети сро­ки службы устройств устанавливаются службой электрификации и электроснабжения железной дороги.

Обновление и реконструкцию (ОР) производят по решению ОАО «РЖД» при повышении скорости движения поездов или объе­мов перевозок выше расчетных (проектных), а также при необходимо­сти замены устройств, выработавших более 75 % нормативного срока службы или снизивших более чем на 25 % свою несущую способность, либо при существующих размерах движения поездов имеющих нагруз­ки в интенсивный период выше 90 % проектной (расчетной).

Обновление контактной сети предусматривает частичную замену устройств контактной сети, а реконструкция — полную замену.

Обновление и реконструкция контактной сети выполняются по проектам, разработанным специализированными организациями, строительно-монтажными подразделениями с применением машин и механизмов, комплексно по анкерным участкам с обеспечением бес­перебойного движения поездов после каждого этапа работ («окна»). Капитальный ремонт, обновление и реконструкция контакт­ной сети должны обеспечивать повышение надежности и ресурса работы с переходом на более высокий технический уровень за счет применения новых конструкций, материалов и оборудования и снижать трудоемкость эксплуатации.

Взаимоотношения между заказчиком и исполнителем работ по реконструкции, обновлению и капитальному ремонту устанавли­ваются инструкциями ОАО «РЖД» и другими нормативными ак­тами. В них предусмотрены необходимые меры по обеспечению безопасности движения поездов, безопасного производства работ и высокого качества их выполнения.

Основным документом, регламентирующим организацию ра­бот по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту контактной сети, является годовой план с разбивкой по месяцам. Годовой план на предстоящий год составляется не по­зднее декабря текущего года и утверждается начальником дистан­ции электроснабжения.

При составлении годового плана используют технологические карты, нормы времени и учитывают данные о техническом состо­янии устройств, выявленные при осмотрах, диагностировании, испытаниях, измерениях и обследованиях. В годовом плане пре­дусматривают также работы по обновлению, реконструкции и со­оружению новой контактной сети и сопутствующие работы при капитальном ремонте пути.

На основе годового плана с учетом выполнения работ в преды­дущие периоды, фактического состояния, выявленного в резуль­тате ежедневных наблюдений, результатов диагностирования, ис­пытаний, измерений и обследования начальник района контактной сети составляет ведомость подлежащих выполнению работ на пред­стоящий месяц, которую утверждает руководство дистанции элек­троснабжения. Он же организует и выполнение работ, включен­ных в месячную ведомость.

В районах контактной сети и дистанциях электроснабжения ве­дется учет выполнения плана технического обслуживания и ремон­та, результатов диагностирования, испытаний, измерений и обсле­дований, замены опор, изоляторов, проводов, отдельных элементов и конструкций с одновременным внесением изменений в паспорт контактной сети.

Каждое повреждение должно быть учтено, расследовано и проана­лизировано. При этом выявляют причины дефектов оборудования, кон­струкций и узлов, проверяют правильность работы защиты от токов к.з., действий персонала, определяют виновных в нарушениях лиц и разрабатывают меры по предотвращению подобных повреждений.

По итогам года дистанция электроснабжения анализирует имев­шие место на контактной сети повреждения и допущенные браки в поездной и маневровой работе, а также отключения по каждой фидерной зоне и работу устройств грозозащиты в соответствии с Методикой расследования, учета и анализа нарушений нормаль­ной работы технических средств хозяйства электроснабжения же­лезных дорог.

Оценку технического состояния контактной сети и качества тех­нического обслуживания производят по:

• удельному числу нарушений нормальной работы контактной сети на 100 км развернутой длины контактной сети;

• удельному числу нарушений нормальной работы контактной сети на один миллион прохода токоприемников;

• результатам объездов вагоном-лабораторией с балльной оценкой;

• удельному износу контактного провода;

• выполнению годового и месячных планов работ;

• затратам рабочей силы и эксплуатационных расходов на 1 км развернутой длины контактной сети.

Методы обслуживания контактной сети. С ростом протяжен­ности электрифицированных линий все большее внимание прида­ется сокращению стоимости обслуживания контактной сети, по­вышению производительности труда, эффективности и качества работ. Это достигается уменьшением потерь рабочего времени, применением прогрессивных технологических процессов, радио­связи, телеуправления, средств механизации, комплексных мето­дов обслуживания, внедрением автоматизированного рабочего места (АРМ), ЭВМ, а также максимальным использованием пре­доставляемых «окон» в графике движения поездов. Эти и другие методы постоянно совершенствуются эксплуатационным персона­лом районов контактной сети.

На контактной сети используются следующие методы органи­зации работ.

На участках с интенсивным движением поездов применяют ме­тод работ в технологические «окна», т.е. в перерывы движения меж­ду поездами, предусмотренные графиком движения поездов, про­должительностью 1,5—2 ч. Для этого разрабатывают технологию последовательности выполнения работ, предусматривающую наи­меньшее число операций со снятием напряжения, подготовитель­ных и завершающих регулировочных работ под напряжением без прекращения движения поездов.

При значительных объемах работ, требующих снятия напряже­ния, на станциях дополнительно секционируют контактную сеть как по главным, так и по второстепенным путям с таким расчетом, чтобы для выполнения работы было снято напряжение только с тех путей, где производится работа, а движение ЭПС осуществлялось без ущер­ба по остальным путям в обход зоны производства работ.

На грузонапряженных участках секционные разъединители и ро­говые разрядники или ОПН подключают к контактной сети через изо­ляторы в шлейфах, поэтому их осмотр и ремонт можно производить без снятия напряжения с контактной сети. Изолированные гибкие по­перечины и консоли также позволяют осматривать все места крепле­ния и изоляторы без снятия напряжения с контактной подвески.

Применение радиосвязи при ограждении работ на контактной сети позволяет повысить производительность труда благодаря меньшему числу сигналистов (исключается необходимость в промежуточных сигналистах), а также безопасность работ. Использование радиосвя­зи дает возможность осуществлять оперативную связь с бригадой, работающей на перегоне, с машинистом (водителем) автомотрисы (дрезины), следующей по перегону, и водителем автолетучки.

На двухпутных линиях применяют одностороннее ограждение работающей бригады только со стороны движения поездов по пра­вильному пути, что позволяет сократить сигналистов со стороны движения поездов по неправильному пути.

Комплексное использование скользящих «окон» в графике движе­ния поездов. Сущность этого метода — в совмещении на закры­тых перегонах работ по капитальному ремонту пути и строитель­ных с работами по ремонту, обновлению и реконструкции контактной сети. При этом на закрываемом перегоне сосредото­чивается наибольшее возможное количество бригад и механизмов, включая и соседние районы контактной сети.

Комплексный метод обслуживания контактной сети имеет разно­образные формы и разновидности, зависящие от местных условий. Суть этого метода сводится к четкому планированию всего годового комп­лекса работ, при этом однотипные работы объединяются в единый ком­плекс и выполняются бригадой одновременно, что позволяет исклю­чить дополнительный выезд бригады на перегон. Так, например, в комплекс проверки состояния контактной сети включают проверку со­стояния цепной подвески, замеры износа контактного провода, про­верку состояния воздушных стрелок, изолирующих сопряжений, ком­пенсирующих устройств, ремонт заземлений, проверку искровых промежутков и т.п. Сосредоточение персонала на одном перегоне или станции при этом методе позволяет улучшить условия труда, обеспечить работников пунктами обогрева и приема пищи, а также повы­сить контроль за соблюдением правил безопасности.

Индустриальный метод ремонта контактной сети заключается в централизованной заготовке, комплектации, наладке, регулиров­ке и покраске конструкций и узлов контактной сети непосредствен­но в цехе. Заготовленные узлы доставляют к месту работы и уста­навливают взамен изношенных.

Комплексная технология капитального ремонта, обновления и рекон­струкции контактной сети применяется на грузонапряженных электри­фицированных участках. Она основывается на выполнении работ спе­циальным персоналом механизированной колонны контактной сети, входящей в состав дистанции электроснабжения или самостоятельного предприятия дороги — энергомонтажного поезда, а также электромон­тажными поездами. Для осуществления этих работ предусмотрено ис­пользование установочной и раскаточной бригад. Основные работы выполняют в специальные «окна» продолжительностью 3—4 ч или 6— 8 ч, а подготовительные — в технологические «окна» 1,5—2 ч. При та­кой технологии общие трудовые затраты снижаются в 2—3 раза.

Источник

Читайте также:  124 мерседесе салон ремонт
Оцените статью