Глава VI. Текущий ремонт ТР-3 механической части электровоза
19. Общие сведения
Текущий ремонт ТР-3 является наиболее эффективным средством оздоровления электровозов из всех видов текущего ремонта, выполняемого в условиях локомотивных депо. При нем электровоз подвергается наиболее полной разборке. Восстановление, ревизия и осмотр всех его узлов и агрегатов осуществляются с участием рабочих специализированных цехов и отделений. Этот ремонт наиболее сложный и трудоемкий из всех видов ремонта и характеризуется наибольшим уровнем механизации.
Объем ТР-3, установленный МПС, предусматривает: подъемку кузова и выкатку тележек, их разборку, осмотр и ремонт рам тележек и сочленений; разборку колесно-моторных блоков с ремонтом и заменой отдельных элементов; освидетельствование, ремонт и обточку колесных пар; ремонт и ревизию буксового узла с заменой подшипников и других элементов; разборку, ревизию и ремонт рессорного подвешивания и гидравлических гасителей колебаний; ремонт тормозной рычажной передачи с испытанием ее элементов; ревизию и ремонт ударно-сцепных устройств; осмотр и ремонт главных и дополнительных опор, а также люлечного подвешивания кузова, противоразгрузочных и противоотносных устройств; осмотр и ремонт отдельных элементов кузова; наружную окраску кузова и крыши, а также окраску кабины.
При ТР-3 тяговые двигатели и вспомогательные машины подвергаются ремонту с пропиткой обмоток и испытаниями машин.
По электрическим аппаратам и цепям предусматриваются следующие работы; осмотр и ремонт электрической аппаратуры, регулировка защитных аппаратов и реле, проверка измерительных приборов, промывка аккумуляторной батареи, осмотр и проверка целости изоляции проводов и их крепления. Кроме того, выполняются: ремонт тормозного и пневматического оборудования и компрессоров; осмотр и промывка воздушных резервуаров или гидравлическое испытание в соответствии со сроками; осмотр, очистка и продувка воздухопроводов; осмотр, проверка и ремонт защитных устройств, автоматической локомотивной сигнализации и автостопов, скоростемеров и радиостанций.
При ТР-3 максимально используют принцип взаимозаменяемости, что позволяет заблаговременно ремонтировать и готовить такие узлы и агрегаты, как тяговые двигатели, колесно-моторные блоки, тележки и т. д. Для того чтобы организовать агрегатный метод ремонта, локомотивные депо имеют в своем распоряжении переходящий технологический запас таких узлов и агрегатов.
Объем и характеристика работ определяются Правилами ремонта и уточняются в зависимости от технического состояния электровоза, которое устанавливается перед постановкой его на ремонт. Кроме того, при ремонте колесных пар, роликовых букс, автосцепки, помимо правил ремонта, необходимо соблюдать требования действующих инструкций МПС. Особое внимание следует уделять соблюдению технологии сварочных работ, которые должны выполняться в соответствии с техническими требованиями и инструктивными указаниями МПС.
Все отремонтированные или вновь изготовленные части оборудования и детали перед установкой на электровоз должны быть проверены или испытаны. Оси, бандажи и венцы зубчатых колес колесных пар, шкворни сочленений, поперечные и продольные балансиры, рессорные подвески, детали тормозной рычажной передачи должны подвергаться магнитной дефектоскопии. Кроме того, методом магнитной дефектоскопии проверяют некоторые узлы и детали колесно-моторных блоков и тяговой передачи: болты и подвески редуктора, шлицевые соединения и цапфы карданных муфт тягового привода, а также валы малых шестерен редукторов электровозов ЧС, болты подвески тяговых двигателей.
Ремонтные операции, осуществляемые рабочими комплексных и специализированных бригад, выполняются под руководством мастеров, которые должны проводить приемку выполненных работ. Кроме того, мастера должны лично присутствовать при выполнении таких операций, как подъемка и опускание кузова, выкатка и подкатка тележек, съемка тележек с колесно-моторных блоков или их установка, проверка зацепления зубчатых передач и испытание колесно-моторных блоков, проверка правильности расположения колесных пар в тележках и др.
Качество работ, выполняемых при ремонте, проверяют приемщики локомотивов. В соответствии с установленной технологией, правилами ремонта и инструкциями они принимают в процессе сборки и выпуска из ремонта электровоз в целом и такие узлы, как колесные пары, зубчатые передачи и собранные колесно-моторные блоки, тележки, их рамы, призонные болты, сочленение, подвеска редуктора, люлечное и рессорное подвешивания, гидравлические амортизаторы, тормозная рычажная передача и автосцепное устройство. Кроме того, приемке подлежат буксы, буксовые направляющие и собранные буксовые узлы с проверкой расположения колесных пар в тележках, рамы и опоры кузова. Обращают особое внимание на качество внутренней и наружной окраски.
Особенно тщательно проверяют крепления: междурамные, кожухов и корпусов редукторов зубчатых передач, электрических машин, шапок моторно-осевых подшипников, струнок, путеочистителей, предохранительных скоб и приемных катушек автоматической локомотивной сигнализации, тормозных цилиндров и воздушных резервуаров, песочниц, фрикционных аппаратов.
Приемку из ТР-3 осуществляет начальник депо или его заместитель и приемщик, которые совместно с машинистом осуществляют испытание электровоза путем его обкатки на линии.
При разборке электровоза должны соблюдаться некоторые общие правила выполнения демонтажных работ для ответственных узлов и агрегатов. Перед снятием и разборкой узла проверяют наличие на деталях бирок, клейм и меток спаренности. При необходимости их восстанавливают или наносят заново. Определяют размеры, зазоры и разбеги, нормируемые технологической документацией. Путем осмотра, ориентируясь по таким признакам, как наличие и вытекание смазки, ржавчины, трещины краски, следы натертости, звук при обстукивании молотком, убеждаются в отсутствии ослабления посадки деталей. Определяют также характер износа трущихся деталей в рабочем положении.
При демонтаже сварные детали, узлы, собранные с гарантированным натягом деталей, а также шпильки разбирают или вывертывают только в случае необходимости. Годные регулировочные прокладки и штифты, служащие для центровки и фиксации узлов и деталей, необходимо сохранять и использовать при сборке.
Резьбовые изделия, имеющие забитые или сорванные нитки резьбы (более двух), должны быть заменены.
Дальнейшее описание технологических процессов ремонта будем вести применительно к электровозам ВЛ10, ВЛ11. Ремонт конструктивно отличных узлов электровозов иных серий будет оговариваться особо.
Источник
Ремонт механической части
Износы и повреждения. Узлы и детали механической части э.п.с. в наибольшей мере подвержены износу механическому (от сил трения) и коррозионному, в меньшей — тепловому, электроэрозионному и другим его видам. Закономерность нарастания износа от сил трения одинакова для различных пар трения и описана выше; повреждение коррозией металлических (и разрушение деревянных) деталей возникает как в результате воздействия метеорологических условий, так и обмывки узлов подвижного состава с использованием всякого рода моющих средств.
В эксплуатации наблюдаются также повреждения, возникающие из-за нарушения технологии изготовления, обра—ботки и сборки деталей, применения материалов и смазок, не соответствующих нормативам, поэтому строжайшее соблюдение установленной технологии является непременным условием безотказной работы э.п.с. Столь же важным следует считать точное выполнение требований по уходу за электровозами и электропоездами в эксплуатации, креплению и замене отдельных- деталей, их смазыванию, своевременному и полному проведению технического обслуживания, т. е. принятию мер, позволяющих свести к минимуму силы трения в трущихся деталях и тем уменьшить их износы.
Нормы на промежуточные и предельные износы различных деталей механической части устанавливают таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечивалась достаточная работоспособность детали, а с другой — чтобы эти износы достигались при равных или кратных пробегах для различных узлов. Это значит, например, что бандаж колесной пары, корпус моторноосевого подшипника, зубчатая передача должны подходить к своим предельным по износу пробегам за равные или кратные пробеги.
Типичные операции при ремонте.
Ремонт механической части э.п.с. организуют на основе взаимозаменяемости узлов и деталей с широким применением для ТР-3 крупноагрегатного метода. Это означает, что при постановке электровоза или вагона электропоезда в ремонт из-под него выкатывают тележки и заменяют колесно-моторные блоки, автосцепки и ряд других узлов. При применении крупноагрегатного метода ремонта на основе научной организации труда для обеспечения производственного цикла депо должно располагать не менее чем десятидневным эксплуатационным запасом деталей и материалов, а также иметь в своем распоряжении неснижаемый запас деталей и узлов.
Важным мероприятием, обеспечивающим сокращение трудоемкости ремонта и повышение его качества, является применение поточно-конвейерных линий и механизированных рабочих мест при ремонте узлов и деталей механической части. Это позволяет также улучшить условия труда и повысить съем ремонтной продукции с тех же производственных площадей.
Демонтированные с э.п.с. для ремонта узлы и детали механической части могут иметь различную степень износа. Восстанавливать такие детали до номинальных размеров в условиях массового ремонтного производства трудно, а из-за высокой стоимости и трудоемкости и невыгодно. Но отказ от такого восстановления деталей может привести к нарушению принципа взаимозаменяемости и необходимости индивидуальной пригойки. Это противоречие устраняют введением рассмотренных выше ремонтных градаций.
Ходовые части, крыши и подвагонное оборудование э.п.с. перед йостановкой в ремонт очищают от снега, льда и грязи, а вагоны моторвагонного подвижного состава подвергают еще санитарно-гигиенической обработке. Ремонт деталей и узлов механической части после их демонтажа с э.п.с. и разборки проводят по общей схеме, предусматривающей очистку деталей, их дефектировку, собственно ремонт и испытание после ремонта. Детали очищают в различных моечных машинах. Назначение, виды и методы проведения дефектоскопии описаны в п. 1.4.
При разборке э.п.с. должны соблюдаться некоторые общие правила выполнения демонтажных работ для ответственных узлов и агрегатов. Перед снятием или разборкой узла проверяют наличие на деталях бирок, клейм и меток спаренности. Если они отсутствуют, их восстанавливают или наносят заново. Определяют размеры, зазоры и разбег, нормируемые технологической документацией. Осмотром, ориентируясь по таким признакам, как наличие и вытекание смазки, ржавчины, трещины краски, следы натертости, звук при обстукивании молотком, убеждаются в отсутствии ослабления посадки деталей.
Определяют характер износа трущихся деталей в рабочем положении.
При проведении демонтажных работ узлы, собранные с гарантированным натягом деталей, разбирают только по необходимости. Годные регулировочные прокладки и штифты, служащие для центровки и фиксации узлов и деталей при их сборке, необходимо сохранять и во время сборки ставить на свои места.
Узлы и агрегаты э.п.с., подлежащие ремонту, очищают. Желательно делать это дважды: до и после разборки узла.
Резьбовые соединения (болты, гайки, шпильки), имеющие забитые или сорванные нитки резьбы (более двух), заменяют.
Дальнейшее описание технологических процессов ремонта будет вестись применительно к электровозам ВЛ10 и ВЛ80. Ремонт конструктивно отличных узлов электровозов иных серий будет оговариваться особо.
Объем и характеристика работ, выполняемых при техническом обслу живании и ремонте различных видов, определяются Правилами ремонта и уточняются в зависимости от технического состояния э.п.с., которое устанавливается осмотром перед постановкой его в ремонт. Кроме того, при ремонте колесных пар, роликовых букс, рессор и автосцепки, помимо Правил ремонта, должны выполняться требования действующих инструкций МПС. Сварочные работы должны выполняться в соответствии с техническими требованиями чертежей и Инструктивными указаниями по сварочным работам при ремонте тепловозов, электровозов и моторвагонного подвижного состава ЦТТеп/251.
Все отремонтированные или вновь изготовленные части оборудования и детали перед постановкой на э.п.с. проверяют или испытывают.
Ремонтные операции, осуществленные силами рабочих специализированных и комплексных бригад, выполняются под руководством мастеров, которые должны проводить приемку выполненных работ. Перечень таких работ устанавливается Правилами ремонта. Кроме того, мастера обязаны лично присутствовать при выполнении таких операций, как подъем и опускание кузова, выкатка и подкатка тележек, съем тележек с колесно-моторных блоков или их навешивание, проверка зацепления зубчатых передач и испытание колесно-моторных блоков, проверка правильности расположения колесных пар в тележках, ревизия зубчатых передач и редукторов, смена колесных пар или тяговых двигателей, ревизия роликовых букс колесных пар, ревизия опор кузова и осмотр вентиляционных каналов кузова перед подкаткой тележек, ревизия ударно-сцепных устройств,- сочленения тележек, пятников, упругих площадок и приводов, пневматических раздвижных дверей вагонов электропоездов.
Источник
Техническое обслуживание механической части тягового подвижного состава
Техническое обслуживание механической части рекомендуется выполнять по схеме с таким расчетом, чтобы, обойдя один раз вокруг электровоза и пройдя по канаве, путем осмотра обнаружить и отметить все неисправности:
· трещины и изломы;
Схема осмотра электровоза приведена на рисунке 150.
Рисунок 150 – Схема осмотра механической части электровоза ВЛ10
Таблица 17 — Объем работ по осмотру механической части на ТО-2 электровозов ВЛ10
Наименование операций | Требования |
1 | 2 |
Точки 1, 16 – осмотреть путеочиститель | |
Точки 2, 17, 45 – проверить автосцепные устройства | Проверку производить, руководствуясь Инструкцией по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог |
Точки 3, 18 — осмотреть привод скоростемера | |
Точки 4, 6, 7, 9, 10, 12, 13, 15, 19, 21, 22, 24, 25, 27, 28, 30 – произвести осмотр колесных пар, их букс. При наличии записи машиниста о характерном стуке колесных пар, свидетельствующем о наличии ползунов и выбоин, осмотреть колесные пары по кругу катания с замером ползуна, выбоины. Проверить нагрев букс колесных пар. Визуально проверить герметичность корпуса букс, проверить крепление передних крышек букс. Проверить состояние буксовых поводков, их крепление к кронштейнам буксы и рамы тележки. Осмотреть рамы тележек на предмет отсутствия трещин (особое внимание обратить на места сварных швов). Осмотреть рессорное подвешивание: рессоры, пружины, стойки, валики. Проверить надежность крепления гаек и шайб. Осмотреть тормозную рычажную передачу: тяги, рычаги, подвески, балансиры, поперечины, тормозные башмаки, колодки, планки, шарниры. Заменить | Осмотр производить в соответствии с Инструкцией по формированию, ремонту и содержанию колесных пар тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм и Инструкцией по техническому обслуживанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава. Толщина тормозной колодки должна быть не менее 20 мм (для маневровых выводных локомотивов – 15мм). |
Продолжение таблицы 17
1 | 2 |
тормозные колодки с предельным износом, с трещинами. Проверить крепление рукавов подсыпки песка, положение их концов по отношению к бандажу и головке рельса | Выход тормозных колодок за наружную грань бандажа допускается до 10 мм. |
Точки 5, 8, 11, 14, 20, 23, 26, 29 — провести осмотр гидравлических амортизаторов (надежность соединения, целостность деталей). Неисправные амортизаторы заменить. Убедиться в исправности и правильном расположении деталей люлечного подвешивания. Проверить выход штоков тормозных цилиндров, при необходимости отрегулировать. | Выход штока тормозного цилиндра различных серий подвижного состава приведён в таблице А10 |
Точки 31, 59 — проверить крепление приемных катушек АЛСН, КЛУБ. | |
Точки 31, 44, 45, 46, 59 — проверить прилегание поглощающего аппарата к упорной плите и задним упорным угольником. Проверить состояние противоразгрузочного устройства. | |
Точки 32, 33, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 47, 48, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 57, 58 — проверить состояние кожухов тяговой зубчатой передачи, букс моторно- осевых подшипников, уровень смазки в этих узлах. Проверить нагрев букс моторно- осевых подшипников, надежность крепления их букс, состояние крышек букс. Проверить крепление задних крышек букс, состояние буксовых поводков, их крепление к кронштейнам буксы и рамы тележки. Осмотреть рамы тележек на предмет отсутствия трещин (особое внимание обратить на места сварных швов | При осмотре кожухов, моторно-осевых подшипников убедиться в отсутствии течи смазки. При недостаточности уровня добавить смазку. |
Точки 34, 41, 49, 56 — проверить состояние подвесок тяговых двигателей, шаровой связи. | |
Проверить состояние всех предохранительных устройств от падения деталей на путь. |
Приемка электровоза
Локомотивная бригада, помимо функций, непосредственно связанных с ведением поезда, должна выполнить работы по ТО-1 локомотива. ТО-1 выполняется при приемке-сдаче локомотивов, при остановках на станциях, при экипировке локомотивов.
Ответственность за качественное выполнение ТО-1 локомотивов и соблюдение правил техники безопасности возлагается на машиниста, который должен контролировать работу помощника машиниста и обучать его рациональным методам ТО.
По отметкам в журнале формы ТУ-152 принимающая локомотив бригада обязана убедиться в соблюдении установленной периодичности технического обслуживания ТО-2, проверки АЛСН, КЛУБ, САУТ и радиосвязи, ознакомиться с замечаниями локомотивной бригады, сдающей локомотив, и с записями о выполнении ремонта по этим замечаниям.
При приемке локомотива (электровоза) принимающая локомотивная бригада обязана осмотреть локомотив, в том числе:
· проверить выполнение ТО-1 сдающей локомотивной бригадой и в случае, если работы не выполнены или выполнены с низким качеством, сделать об этом запись в журнал формы ТУ-152;
· осмотреть механическую часть локомотива, обратив особое внимание на крепление и состояние бандажей колесных пар, рессорного подвешивания, автосцепных устройств, предохранительных устройств от падения деталей на путь;
· выполнить работы, предусмотренные Инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог;
· осмотреть буксовые узлы колесных пар локомотива, обратив внимание на надежность болтовых креплений, состояние струнок, поводков, резинометаллических элементов, отсутствие трещин в корпусах и крышках букс, целостность наличников букс и их крепление, отсутствие признаков перегрева подшипникового узла (подгорание и изменение цвета его окраски, вытекание смазки), проверить на ощупь температуру их нагрева;
· осмотреть крышевое оборудование без подъема на крышу;
· убедиться в правильности работы электрических и пневматических аппаратов, вспомогательных машин, четкости работы токоприемников при их подъеме и опускании;
· проверить работу звуковых приборов, прожектора, буферных фонарей, освещения;
· проверить наличие песка и работу песочниц;
· проверить наличие масла в компрессорах;
· проверить показания счётчика электроэнергии;
· удалить конденсат из резервуаров, влагосборников, маслоотделителей пневматического оборудования;
· убедиться в исправности контрольно-измерительных приборов и сигнальных ламп на пульте управления;
· проверить наличие и исправность инструмента, инвентаря, запасных частей и материалов, приспособлений для сборки аварийных схем, сигнальных принадлежностей, тормозных башмаков (количество и номера их должны быть занесены в журнал формы ТУ-152), защитных средств, обтирочных и смазочных материалов и при необходимости пополнить их (если локомотив принимается в депо или пункте оборота);
· произвести проверку АЛСН (КЛУБ), САУТ и других устройств обеспечения безопасности движения, радиостанции;
· проверить работоспособность гребнесмазывателя и устройства контроля плотности тормозной магистрали;
· проверить (в зимнее время) исправность снегозащитных средств;
· проверить наличие медикаментов в аптечке согласно перечню.
Источник