Технология ремонта мостовых сооружений

Технология ремонта мостовых сооружений

РУКОВОДСТВО
ПО РЕМОНТУ ЭЛЕМЕНТОВ МОСТОВОГО ПОЛОТНА АВТОДОРОЖНЫХ МОСТОВ

РАЗРАБОТАНО НПО Росдорнии при участии Союздорнии, Росдорнии Миндорстроя УССР, НПО Дорстройтехника (г.Минск), КАДИ, ХАДИ и Волгоградского ИСИ.

В разработке приняли участие канд. техн. наук М.И.Шейнцвит, В.И.Шестериков, инженеры А.В.Бугурусланов, Г.С.Горлина, М.А.Завьялов, В.В.Ладошин, О.В.Николаева, А.Г.Ожерельев (НПО Росдорнии); канд. техн. наук И.Д.Сахарова (Союздорнии), канд. техн. наук С.Г.Джигит (Госдорнии), инженеры Г.И.Козлов, Л.С.Измайлова (НПО Дорстройтехника), канд. техн. наук В.Б.Назаренко, Н.Е.Страхова (КАДИ), канд. техн. наук Н.П.Лукин, инженеры А.С.Лозицкий, О.И.Безбабичева (ХАДИ), канд. техн. наук В.Д.Квасов (Волгоградский ИСИ).

УТВЕРЖДЕНО Минавтодором РСФСР 25.01.88

В Руководство включены два варианта конструктивного поперечного сечения мостового полотна с устройством мастичной оклеечной гидроизоляции: с накладными тротуарами и тротуарами, расположенными непосредственно на пролетном строении; а также один вариант с устройством выравнивающего слоя из особо плотного бетона, выполняющего функции гидроизоляции.

Наряду с традиционными методами ремонта элементов мостового полотна предложены новые решения, прошедшие опытную проверку в натурных условиях; ремонт асфальтобетонного покрытия методами термопластификации, устройство ограждений с использованием специальных упоров и технология замены тротуарных блоков; технология ремонта деформационных швов и устройства непрерывной плиты ездового полотна; устройство гипроизоляции из перхлорвиниловой эмали ХС-710 или клея «Спрут 5МДИ» из особо плотного бетона на основе напрягающего цемента с использованием битумно-латексной мастики, путем пропитки защитного слоя бетона гидрофобизирующей эмульсией и эпоксидным вяжущим; методы обследования, оценки состояния и ремонта узла сопряжения моста с насыпью.

В работе приведены технологическая последовательность и регламент ремонтных работ, даны рекомендации по использованию средств механизации.

Руководство по ремонту элементов мостового полотна автодорожных мостов разработано Гипродорнии* совместно с Союздорнии, НПО Дорстройтехника, КАДИ, ХАДИ и Волгоградским ИСИ на основании следующих исследований:

Читайте также:  Пожарная лестница наружная ремонт

* С 1 января 1989 г. Росдорнии

анализ применяемых конструктивно-технологических решений мостового полотна (Гипродорнии, Союздорнии);

исследование методов регенерации асфальтобетона и разработка способа термопрофилирования асфальтобетонных покрытий (Гипродорнии);

исследование и разработка рекомендаций по установке ограждений на эксплуатируемых мостах (Гипродорнии);

разработка рекомендаций по ремонту тротуаров и перил (Гипродорнии, ХАДИ);

исследование и разработка рекомендаций по ремонту деформационных швов (Гипродорнии, КАДИ);

предложения по объединению эксплуатируемых пролетных строений мостов в температурно-неразрезные (Гипродорнии);

анализ совместной работы гидроизоляции с несущими элементами пролетного строения (ХАДИ);

исследование различных методов ремонта гидроизоляции, в том числе предложений по устройству гидроизоляции с использованием термозащитного слоя (КАДИ), эмали ХС-710 и клея Спрут 5 МДИ (Госдорнии), битумно-латексной эмульсии (НПО Дорстройтехника), гидрофобного бетона на напрягающем цементе (Госдорнии, Союздорнии), гидрофобизирующей эмульсии и эпоксидного вяжущего (Гипродорнии, Союздорнии);

исследование методов диагностики и ремонта узла сопряжения моста с насыпью (Волгоградский ИСИ).

В Руководство, кроме традиционных методов ремонта, как правило, не отличающихся от способов, используемых при строительстве мостов, включены специфичные конструктивно-технологические решения, прошедшие проверку в натурных условиях.

Основополагающим принципом при выборе методов ремонта является целесообразность не только выполнения ремонтных работ, но и устранения причин возникновения дефектов. С этой целью в разд.2 Руководства приведены рекомендуемые для использования конструктивно-технологические решения компоновки элементов мостового полотна, по покрытию, ограждающим устройствам, тротуарам и перилам, деформационным швам, узлам объединения в непрерывную плиту ездового полотна, гидроизоляции и конструкции сопряжения моста с подходами. Предложено решать вопросы ремонта отдельных элементов комплексно, во взаимосвязи с учетом требований по обеспечению водоотвода и гидроизоляции.

Руководство содержит ряд различных взаимозаменяемых решений по отдельным видам ремонта, особенно по гидроизоляции, что позволяет выбирать метод ремонта также с учетом традиций, квалификации, наличия материалов и оборудования в организации, выполняющей ремонт. Приведены технико-экономические показатели различных технологических решений. Содержатся также требования по технике безопасности и охране природной среды.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Руководство предназначено для использования при разработке проектов и ремонте, реконструкции полотна мостовых сооружений на автомобильных дорогах и в населенных пунктах в любых климатических зонах страны.

1.2. Руководство составлено в соответствии с требованиями СНиП 2.05.03-84 Мосты и трубы, СНиП III-43-75 Правила производства и приемки работ. Мосты и трубы (в части элементов мостового полотна, а также Инструкции по устройству гидроизоляции конструкций мостов и труб на железных, автомобильных и городских дорогах ВСН 32-81 с учетом проверенных на практике ряда конструктивно-технологических решений, разработанных организациями министерств автомобильных дорог РСФСР, УССР и БССР.

1.3. Руководство содержит конструктивно-технологические решения ремонта и реконструкции мостового полотна. Компоновки поперечного сечения, конструкции одежды ездового полотна и тротуаров в увязке с системой «гидроизоляция — водоотвод», ограждающих устройств и перил, конструкций деформационных швов, узлов сопряжений моста с насыпями подходов даны применительно к железобетонным, сталежелезобетонным и стальным пролетным строениям автодорожных мостов и путепроводов.

1.4. Руководство разработано в развитие положений Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог. ВСН 24-75.

Дефекты, подлежащие устранению при ремонте или реконструкции мостового полотна, выявляют на основе освидетельствования сооружения в соответствии с Инструкцией по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах. ВСН 4-81, а также СНиП 3.06.07-86. Мосты и трубы.

Правила обследований и испытаний

1.5. При освидетельствовании мостового полотна следует оценить ровность поверхности ездового полотна и тротуаров, определить наличие и достаточность продольного и поперечных уклонов, выявить места застоя воды, определить состояние проезжей части в зонах деформационных швов и узлов сопряжения моста с насыпями подходов.

Необходимо выявить места разрушения покрытия (выбоины, трещины) и одежды в целом, а также наличие фильтрации воды через плиту проезжей части (при осмотре пролетного строения снизу) и деформационные швы.

Отмечают также состояние водоотводных устройств, тротуаров, ограждений и перил.

1.6. Фиксирование фильтрации воды через плиту проезжей части производят по наличию на ее нижней поверхности мокрых пятен, капели, следов выщелачивания бетона.

Целесообразно осматривать нижнюю поверхность плиты пролетного строения не реже двух раз в год (весной и осенью) в период дождей. Определение мест протечек позволит судить о состоянии гидроизоляции и выборе оптимального способа ремонта.

1.7. Своевременное проведение работ по устранению дефектов мостового полотна снижает затраты на его ремонт, предотвращает развитие дефектов и тем самым обеспечивает долговечность и надежность мостового сооружения, а также безопасность и комфортность движения транспортных средств.

1.8. Работы по ремонту и реконструкции мостового полотна выполняют в соответствии с проектом и технологическим регламентом, установленным настоящим Руководством.

При применении конструктивно-технологических решений, связанных с увеличением нагрузки на мост или изменением конструкции несущих элементов (например, установкой закладных деталей и т.п.), проект ремонта должен быть согласован с организацией, разработавшей проект моста.

1.9. В проектах по ремонту элементов мостового полотна необходимо предусматривать технические решения и организационные мероприятия по обеспечению безопасности производства работ и охране окружающей среды в соответствии с требованиями СНиП III-4-80 Техника безопасности в строительстве, Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (Минавтодор РСФСР и Минтрансстрой СССР. — М., 1978), Инструкции по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (проект) /Минавтодор РСФСР/, а также положений настоящего документа.

1.10. Контроль и приемку работ выполняют в соответствии с проектом ремонта элементов мостового полотна. Правилами приемки работ при строительстве, капитальном и среднем ремонте автомобильных дорог ВСН 19-81 и указаниями настоящего Руководства. Контролю подлежат геометрические размеры и очертания элементов, включая профиль ездового полотна и участок сопряжения моста с насыпью, их взаимное расположение, стыковка, качество применяемых материалов и соблюдение технологического регламента.

2. КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ
ПРИ РЕМОНТЕ МОСТОВОГО ПОЛОТНА

Конструктивные поперечные сечения мостового полотна

2.1. При необходимости замены элементов мостового полотна или его переустройства, например, при наличии неисправностей III категории по ВСН 4-81, а также при реконструкции, уширении сооружения, рекомендуется компоновку поперечного сечения конструкции мостового полотна принимать по схемам, приведенным на рис.2.1-2.3. Условия применения различных конструктивных решений оговорены ниже.

Рис.2.1. Основной тип мостового полотна с накладными тротуарами:

а — с парапетным ограждением; б — с металлическим барьерным ограждением; в — крепление тротуарного блока
(в скобках — при водоотводе через трубки): 1 — штраба 20-30 мм заполняется мастикой; 2 — асфальтобетон 70 мм,
3 — защитный слой 40 мм; 4 — гидроизоляция 10 мм; 5 — выравнивающий слой 30 мм; 6 — арматурный выпуск;
7 — подвижный бетон (раствор) 30 мм; 8, 9 — закладные детали тротуара и пролетного строения;
10 — накладная планка; 11 — тротуарный блок

Рис.2.2. Второй тип мостового полотна с тротуарами непосредственно на пролетном строении:

а — без карнизного блока; б — с карнизным блоком; в — крепление карнизного блока (в скобках — при водоотводе через трубки):

1 — цементобетон 60 мм; 2 — гидроизоляция 10 мм; 3 — выравнивающий слой 30 мм; 4 — ограждение по ГОСТ 26804-86;
5 — парапет из железобетона (при водоотводе через трубки); 6 — асфальтобетон 70 мм; 7 — защитный слой 40 мм;
8 — закладная деталь; 9 — водоотводный лоток (через 3 м); 10 — карнизный блок; 11 — накладная планка

Рис.2.3. Третий тип мостового полотна (без оклеечной гидроизоляции) с тротуарами:

а — накладными; б — непосредственно на пролетном строении; в — повышенного типа

1 — слой раствора; 2 — плита тротуарного блока; 3 — выпуски арматуры; 4 — выравнивающий и гидроизоляционный слои бетона;
5 — барьерное ограждение (см. рис.2.1.)

2.2. В качестве основного варианта компоновки поперечного сечения конструкции мостового полотна следует принимать вариант (см. рис.2.1), который можно применять на железобетонных и сталежелезобетонных пролетных строениях любых систем и пролетов мостов, расположенных на автомобильных дорогах всех категорий и в населенных пунктах.

Конструкция мостового полотна принята применительно к типовому проекту Союздорпроекта (инв. N 384/42) «Проезжая часть, тротуары, водоотводные устройства, перила и ограждения мостов и путепроводов на автомобильных дорогах». Предусмотрены ограждения двух типов: железобетонное парапетное и металлическое барьерное.

Водоотвод может быть двух вариантов: на сторону через тротуары с фиксированным сбросом или через водоотводные трубки.

2.3. Второй тип компоновки поперечного сечения конструкции мостового полотна (см. рис.2.2) позволяет исключить технологические трудности, вызванные укладкой накладных тротуарных блоков. предусмотренных в основном типе (см. рис.2.1).

Тротуары располагают непосредственно на несущей конструкции пролетного строения и отделяют от ездового полотна барьерным ограждением. Предусмотрено два варианта отвода воды с ездового полотна (как в основном варианте п.2.2).

Конструкция перил может быть принята применительно к типовым проектам Союздорпроекта (инв. N 384/42 или инв. N 856/1 «Автодорожные рамно-неразрезные мосты и путепроводы с пролетами 12+15 х n+12; 15+18 х n+15; 15+21 х n+15».

Указанное решение целесообразно применять на мостах, расположенных вне населенных пунктов, автомобильных дорогах всех категорий при условии, что ширина пролетного сечения допускает размещение ездового полотна и тротуаров в пределах ширины несущей конструкции пролетного строения.

2.4. Третий тип компоновки поперечного сечения конструкции мостового полотна (см. рис.2.3) позволяет упростить конструкцию одежды ездового полотна путем устройства одного слоя из особо плотного бетона, выполняющего функции выравнивающего, гидроизоляционного и защитного слоев.

Такое решение предусматривает укладку по всей ширине пролетного строения выравнивающего слоя из бетона толщиной не менее 100 мм применительно к Техническим указаниям по проектированию и сооружению пролетных строений автодорожных и городских мостов с железобетонной плитой проезжей части без оклеечной гидроизоляции ВСН 85-68.

Указанный способ можно применять на мостах с разрезными и температурно-неразрезными железобетонными пролетными строениями, а также сталежелезобетонными и неразрезными железобетонными пролетными строениями, в плите проезжей части которых отсутствуют трещины (кроме конструкций с размещением напрягаемой арматуры в верхней зоне сечения в открытых каналах).

Конструктивное решение мостового полотна принимают в соответствии с проектом Союздорпроекта (инв. N 384/39).

Для накладных (плитных) тротуарных блоков (см. рис.2.3а) может быть использовано барьерное ограждение аналогично схеме на рис.2.1б.

Размещение тротуаров непосредственно на несущей конструкции пролетного строения (см. рис.2.3б) целесообразно для случая, указанного в п.2.3.

Использование повышенных тротуаров предпочтительнее других решений, когда по условиям безопасности движения допускается устройство бордюрных ограждений.

При использовании третьего типа компоновки также допускается отвод воды через трубки. При устройстве асфальтобетонного покрытия соответственно изменяются толщина бетона (раствора) под плитным тротуарным блоком, высота цоколя барьерного ограждения и установки блоков повышенного тротуара.

2.5. Одежда ездового полотна, как правило, состоит из выравнивающего слоя, гидроизоляции, защитного слоя и покрытия.

Покрытие устраивают из двух слоев асфальтобетона общей толщиной не менее 70 мм или из цементобетона толщиной не менее 80 мм, служащего одновременно защитным слоем изоляции.

Источник

Оцените статью