Технология ремонта шестеренного насоса

Ремонт шестеренных насосов

Вы здесь

В процессе эксплуатации оборудования его составные части подвергаются постоянному износу, динамическим нагрузкам, трениям, что приводить к преждевременным отказами оборудования. Шестеренный насос не является исключением.Ремонт шестеренных насосов является необходимой составляющей при ремонте гидравлической части оборудования.

Во избежание поломки насоса необходимо проводить периодические осмотри и ППР (планово-предупредительные работы). Даже соблюдая все требования по эксплуатации и обслуживания насоса, невозможно предсказать его точное время поломки.

Ниже представлена таблица 1 с основными видами неисправностей шестеренного насоса, причинами возникновения и методами устранения.

Таблица 1 Ремонт шестеренных насосов

Вид неисправности гидронасоса и

видимое проявление отказа

Способ обнаружения и устранения

насоса к установочному

кронштейну или самого

2.Несоосность валов насоса

муфты(большой износ или

1.На ощупь, при выключенном электродвигателе.Подтянуть винты крепления

и обеспечить их контровку.

2.Определить биение полумуфт с помощью

индикаторной стойки.Выставить насос так,

что бы биение полумуфт не превышало 0,2мм

( одной относительно другой).

3. При выключенном электродвигателе определить наличие углового люфта между полумуфтами.

Заменить эластичные элементы.

механического происхождения и повышенная температура корпуса насоса.

насоса и электродвигателя.

2. Износ подшипников или

задиры на их поверхностях.

Контакт шестерен с расточкой

1.На ощупь, при выключенном электродвигателе.Подтянуть винты крепления насоса

электродвигателя, кожуха электродвигателя,

проверить отсутствие контакта вентилятора с

2.Наличие в масле мелкой металлической пыли

из материала корпуса.Разобрать насос и заменить

гидравлического происхождения.Резкие колебания

давления на выходе насоса.

1. Низкий уровень жидкости в гидробаке.

2.Засорение или негерметичность всасывающей магистрали,

эрозионный износ деталей

1.Наличие пены на поверхности масла в баке.

Долить масло до верхней отметки уровня.Заливка

масла другой марки не допускается!

2.Вибрация нагнетательной трубы, шум высокого

тона.Наличие в масле металлической пыли из

материала пластин или крышек. Подтянуть

элементы крепления трубопровода.Разобрать

всасывающий трубопровод, проверить целостность

уплотнений, отсутствие посторонних предметов в

нем.Разобрать насос и осмотреть детали для

проверки их состояния.Заменить насос новым.

Отсутствие подачи в нагнетательную магистраль.

рабочих органов машины.

1.Поломка приводной муфты или

2.Непроходимость или негерметичность всасывающей магистрали насоса.

1.Провести несколько кратковременных запусков

электродвигателя, наблюдая за вращением вала

насоса.При отсутствии вращения или прерывистом

вращении, демонтировать насос, осмотреть муфту

и вал.Заменить муфту или насос.

2.Давление на выходе насоса отсутствует. Подтянуть

элементы крепления всасывающего трубопровода.

Разобрать трубопровод, проверив целостность

уплотнений, трубы или рукава, проверить проходимость трубопровода.После разборки уплотнения

1.Износ уплотнительного узла вала.

2.Ослабление крепления нагнетательного трубопровода, разрушение уплотнений.

1.Визуально уточнить место течи.Разобрать соединение в месте течи, проверить состояние деталей

и уплотнений.Уплотнения заменить новыми.

2.Подтянуть элементы крепления трубопровода.

Снижение подачи насоса,

замедленное перемещение рабочих органов машины.

1.Износ деталей качающего узла насоса,торцевых поверхностей крышек или пластин, опорных втулок.

2.Чрезмерно высокая температура масла.

1.Определяемое на ощупь повышение температуры

корпуса насоса по сравнению с обычной. Разобрать

насос и проверить состояние деталей.При незначительных повреждениях и следах износа на торцах

шестерен и пластин или втулок исправить их путем

притирки.Замена насоса новым.

2.При температуре масла выше 65-79˚С определить причину повышения температуры и устранить

(неправильная настройка клапана, отказ теплообменника и т.д.)


Источник

СУДОРЕМОНТ ОТ А ДО Я.

В своем блоге буду описывать основы технологии судоремонта, методы дефектоскопии, восстановления и упрочнения деталей, виды и методы ремонта судов и механизмов.Будет приведена технологическая документация на ремонт и изготовление деталей.

Оглавление

Шестерённый насос.

1 — ведущий вал, ведущая шестерня; 2 — ведомый вал, ведомая шестерня; 3 — корпус; 4 — предохранительный клапан.
Техническое обслуживание. Пуск шестеренного насоса производят при открытых всасывающем и нагнетательном клапанах. Если насос готовится к работе впервые, его необходимо залить. Работа насоса без жидкости запрещается. Для шестеренного насоса особого ТО не требуется.
ТО включает внешний осмотр насоса и проверку:
— соединения нагнетательных и всасывающих трубопроводов;
— сальникового уплотнения (при необходимости подтягивать);
— крепления фундаментных болтов;
— центровку шестеренного насоса с электродвигателем.
Подшипники качения насоса через каждые 5000 часов работы следует заполнять консистентной смазкой. Снять крышку подшипника, полость подшипника промыть. Подшипники качения и уплотнительные кольца валов осмотреть. Поврежденные детали заменить. Крышку подшипника поставить на место.
Дефектоскопия и ремонт. У шестеренного насоса характерными дефектами являются: увеличение диаметрального зазора между корпусом и вершинами зубьев шестерён из-за их изнашивания, осевого зазора между торцами шестерён и крышками корпуса, подшипников и уплотнения, диаметрального зазора в опорных подшипниках скольжения.

При дефектоскопии шестерённого насоса измеряют диаметральный зазор между корпусом и шестернёй и осевой зазор — между торцом шестерни и корпусом насоса. Полученные зазоры сравнивают с монтажными и предельно допустимыми в шестеренных насосах при эксплуатации.
Монтажные и предельно допустимые зазоры в шестерённых насосах при эксплуатации, мм:

Источник

Технология ремонта шестеренного насоса

Основные неисправности шестеренчатого насоса

Износ стенок и дна колодцев корпуса, торцов шестерен и поверхностей цапф, отверстий втулок под цапфу, откалывание кромок буртиков крышки насоса под уплотнительный сальник, износ плоскости крышки.

Ремонт шестеренчатого насоса

Насос разбирают и ремонтируют, если у него объемный К. П.Д. менее 0,6 (после замены уплотнений). Чтобы правильно контролировать этот показатель, необходимо различать обозначения гидравлических насосов. В маркировках НШ-10Д, НШ-32 и НШ-46У цифра соответствует теоретической производительности нового насоса в кубических сантиметрах за один оборот шестерен. Буквы Д, У после цифры означают модель насоса. Направление врашения ведущей шестерни показано на табличке насоса буквой Л (левое) или П(правое, но чаще всего не обозначают )

Размеры корпуса шестеренчатого насоса, мм. Таблица 1

* Размеры для корпусов, восстановленных обжатием

При разборке насосов отвертывают болты, снимают крышку насоса и вынимают детали вручную. Съемник применяют только при снятии из гнезда нижней пары втулок. Втулки крышки и уплотнительного кольца насосов НШ-32 и НШ-46 взаимозаменяемы, но если насос собирают снова из этих деталей, то обезличивание втулок и шестерен не допускается.

Поступившие первый раз в ремонт насосы ремонтируют методом смещения шестерен концентрическими втулками. Этот способ позволяет отремонтировать насос с меньшими затратами, так как восстановление корпуса насоса сводится к одной операции – расточение колодцев на увеличенный размер(табл.1; рис.1). насос собирают с эксцентриковыми втулками, величина смещения оси шестерен должна быть равняя половине разности размеров головок зубьев шестерен и колодцев корпуса.

Рис.1 . Корпус гидравлического насоса

При большем износе поверхностей корпуса насоса (второй и третий ремонт) корпус подвергают пластической деформации – обжатию в горячем состоянии.

Рис. 2. Приспособление для обжатия корпуса насоса: 1-ремонтируемый корпус насоса; 2-выталкиватель; 3-матрица; 4-корпус прессформы; 5-пуасон; 6-верхняя плита.

Для этого корпус помещают в электронагревательную печь с автоматическим регулированием температуры и выдерживают 30 мин. при 500+10 0 С. Затем корпус устанавливают в матрицу 3 (рис.2) приспособления и обжимают под прессом. Обжатие корпуса должно быть завершено при температуре не ниже 4300 С. Обжатый корпус подвергают термической обработке: нагрев и выдержка 30мин. при 5200 С, закалка в воде с температурой 60-1000 С и отпуск (старение) в течении 4-6ч при 170-1800 С. У обжатого корпуса растачивают на токарном станке 1Л62Б или на фрезерных станках 6М82 и 6М12П при помощи приспособления(рис.3).

Рис. 3. Приспособление для расточки корпусов шестеренчатых насосов: а — кондуктор для бесштифтовой установки корпуса; б — приспособление для расточки; в-оправка; 1-корпус приспособления; 2-штифт; 3-ось корпуса; 4-корпус кондуктора; 5-подвижный конус; 6-зажим; 7-резцовая оправка; 8-зажимной винт; 9-резец; 10-штифт; 11-резец.

Эллипсность расточенных колодцев должна быть не более 0,01мм, конусность – не более 0,02мм, непараллельность осей колодцев – не более 0,03мм, а несовпадение плоскостей днищ колодцев корпуса – не более 0,02мм. Глубину колодцев контролируют индикатором.

Для восстановления шестерен насосов шлифуют изношенные поверхности цапф, торцы и поверхности головок зубьев шестерен до ремонтных размеров на круглошлифовальном станке 3Б12. Шлифовальный кругу марки ПП-300х40х127-Эк заправляют для шлифования торцов шестерен, как показано на рисунке 4. Радиус закругления кромок зубьев должен составлять 0,01мм.

Рис. 4. Шлифование торцов шестерен: а-положение кромки круга при шлифовании; б-шлифование торца; в-заправка шлифовального круга.

Биение торцов зубьев шестерен относительно центровой линии допускается не более 0,01мм. Шлифовальный круг следует править после обработки 20-30 шестереню размеры шестерен после шлифования приведены в таблице 2.

Размеры шестерен шестеренчатого насоса после шлифования. Таблица 2

Наружный диаметр головки зуба шестерни, мм

Диаметр цапфы, мм

Длина зуба шестерни, мм

Глубина цементованного слоя шестерни после обработки должна быть не менее 0,8мм (твердость HRC 58-62).

В зависимости от длины зуба отремонтированные шестерни каждого ремонтного размера сортируют по группам с интервалом 0,005мм, пользуясь рычажной скобой.

Втулки насосов ремонтируют способом пластической деформации обжатием(рис.5) в холодном состоянии.

Рис. 5. Приспособление для обжатия втулок: а-приспособление для обжатия втулок; б-втулка; 1-стержень(рабочий инструмент); 2-пуасон; 3-втулка; 4-матрица; 5-вкладыш; 6-выталкиватель; 7-корпус матрицы.

Размеры заготовки втулки после обжатия приведены в таблице 3.

Размеры заготовки втулки после обжатия Таблица 3

У обжатой втулки протачивают торец В, маслянну канавку до диаметра d1 (рис.6) развертывают или растачивают отверстие под цапфу до размера d.

При механической обработке применяют эксцентриковый цанговый патрон(рис.7), который позволяет обрабатывать втулки с эксцентриком.

Рис. 7. Эксцентриковый цанговый патрон: 1-цанга; 2-фиксатор втулки; 3-регулировочный болт; 4-корпус патрона; 5-зажимные винты.

Для обработки торцевых плоскостей Б и В (см. рис.6) на суппорте при помощи специальной головки устанавливают два резца (рис.8) так, чтобы длина втулки после обработки соответствовала данным таблицы 4.

Рис. 8. Размеры втулки после механической обработки (см. рис.6), мм Таблица 4

* Размеры для корпусов насосов, восстановленных обжатием.

Высота втулок, обработанных одновременно двумя резцами, обычно отличается не более чем на 0,005мм, и втулки соответствуют одной группе. Стыковые плоскости втулок фрезеруют на фрезерном станке при помощи приспособления(рис.9)

Рис.9. Фрезерование стыковой плоскости втулок: 1-втулки; 2-фреза.

Неровности привалочной поверхности крышки 1 (рис.10) насоса устраняют фрезерованием этой поверхности до выведения следов износа. Если у крышки буртик, удерживающий стопорное кольцо сальника, отломан, то на месте буртика делают выточку и в крышку устанавливают стальное кольцо 2, прикрепляемое винтами 3.

Рис. 10. Восстановление стопорного буртика крышки корпуса насоса: 1-крышка; 2-кольцо; 3-винт.

Втулки и шестерни, являются сопряженными деталями, подбирают по размерным группам так, чтобы длина каждой пары нижних втулок, шестерен и верхних втулок отличалась не более чем на 0,005мм. Втулки, установленные в корпус, не должны выступать более чем на на 0,005мм одна относительно другой. Резиновые уплотнительные кольца и манжету, потерявшее первоначальную упругость, заменяют. Подобранные шестерни и втулки перед сборкой насоса смазывают дизельным маслом. При сборке левого вращения корпус устанавливают в приспособление или тиски с медными губками так, чтобы входное отверстие было направленно к рабочему. Подобранную пару (левую и правую) нижних втулок вставляют в колодцы корпуса насоса. Ведущую шестерню устанавливают в правый колодец, а ведомую – в левый. При сборке насоса правого вращения ведущую шестерню устанавливают в левый колодец, а ведомую – в правый. Сальник смазывают тонким слоем графитовой смазки или солидолом и запрессовывают в крышку при помощи оправки. Маслосъемная кромка сальника должна быть обращена к внутренней стороне крышки. Собранный насос обкатывают и испытывают на стенде КИ-4200 или КИ-4815 (рис.11)

Рис. 11. Испытание шестеренчатого насоса: а-установка насоса на стенде КИ-4200; б-схема присоединения насоса к гидравлической системе; 1-штуцера для присодинения гидроагрегатов; 2-нагнетательный шланг; 3-испытуемый насос; 4-шланг всасывающей полости насоса; 5-скоба крепления насоса; 6-расходный бак; 7-фильтр; 8-счетчик расхода жидкости; 9-радиатор системы охлаждения; 10- центробежный фильтр; 11-переливной золотник; 12-тумблер счетчика оборотов; 13-счетчик оборотов; 14-манометр высокого давления; 15-блок низкого давления с манометром; 16-дроссель; 17-трехходовой кран.

Режим обкатки: без давления – 4мин., при давлении 2,0МПа – 7мин., при 4,0МПа – 5мин, при 7,0МПа – 4мин., при 10,0МПа – 12мин., и при 13,5Мпа – пять циклов по 0,5мин. Давление в нагнетательной магистрали регулируют дросселем.

Насосы испытывают на производительность при давлении10Мпа и температуре масла 45-550С. Результаты испытаний должны соответствовать показателям, приведенным в таблице 5.

Показатели отремонтированных шестеренчатых насосов. Таблица 5

Расчетная производительность за один оборот вала, см3

Производительность при частоте вращения вала привода 1650 об/мин, л/мин

Показатели на стендах КИ-4200 и КИ-4815

Контрольный объем по счетчику, л

Суммарное число оборотов вала насоса, не более

Источник

Читайте также:  Все для ремонта двигателя ваз 21093
Оцените статью