Технология ремонта шестеренных насосов

Особенности ремонта шестеренчатых гидравлических насосов

Содержание

Назначение шестеренчатых гидравлических насосов

Насос, присоединенный к электродвигателю через упругую муфту называется насосным агрегатом. Наиболее широко известны Шестеренчатые насосы наружного зацепления типа Г11 и насосные агрегаты БГ11.

Шестеренчатые насосы типа Г11-22. 25 и насосные агрегаты типа БГ11-22. 25 предназначены для нагнетания под номинальным давлением 2,5 МПа постоянного по величине и направлению потока минерального масла с кинематической вязкостью от 17 до 400 мм 2 /с при температуре масла 10. 55С о .

Шестеренчатые насосы наружного зацепления широко применяются в смазочных системах станков, в гидроприводах мобильных машин.

Преимущества и недостатки шестеренчатых насосов:

Шестеренчатые насосы отличаются простотой изготовления и эксплуатации, малыми габаритными размерами и массой, практически равномерной подачей.

Преимущества шестеренчатых насосов с внешним зацеплением:

  • Относительно высокое давление на выходе при небольшом весе
  • Простая конструкция — низкая цена
  • Широкий диапазон частот вращения
  • Широкий диапазон температур и вязкости масла

Недостатки шестеренчатых насосов:

Недостатком шестеренчатых насосов является высокая чувствительность к увеличению зазоров между шестернями и корпусом и значительное понижение объемного КПД при повышении температуры рабочей жидкости. В типовых шестеренчатых насосах увеличение торцового зазора на 0,1 мм вызывает понижение объемного КПД на 20%. Шестеренчатые насосы, рассчитанные на высокое давление рабочей жидкости, для повышения объемного КПД снабжены устройствами автоматической компенсации торцового зазора между шестернями и крышками, а также разгрузки подшипников шестерен, работающих в тяжелых условиях из-за значительного радиального давления. Для увеличения подачи в некоторых конструкциях шестеренчатых насосов с одной ведущей шестерней устанавливают несколько ведомых.

Читайте также:  Схемы для ремонта мониторов

Общий вид и конструкция шестеренного гидравлического насоса

Общий вид и конструкция шестеренного гидравлического насоса

Общий вид шестеренного агрегата БГ11

Конструкция шестеренного гидравлического насоса

Рабочими органами шестеренного насоса являются находящиеся в зацеплении шестерни, установленные в цилиндрических расточках корпуса.

Схема действия двухшестеренного насоса с шестернями внешнего зацепления показана на рисунке. При вращении ведущей шестерни по часовой стрелке в месте выхода зубьев шестерен из зацепления вследствие освобождения впадин между зубьями образуется разрежение. Происходит всасывание жидкости через канал в полость всасывания. Заключенная во впадинах шестерен жидкость переносится в полость нагнетания, где она вытесняется из впадин, при входе зубьев в зацепление, в канал.

Подачу (л/мин) шестеренчатых насосов можно определить по формуле:

Q = 7. 10 -6 m 2 z b n 0

  • т — модуль зубчатых колес, мм;
  • z — число зубьев ведущей шестерни;
  • b — ширина шестерни, мм;
  • n — частота вращения ведущей шестерни, об/мин;
  • η0 — объемный КПД гидронасоса

Основные параметры шестеренчатых насосов и агрегатов типа Г11

  • Рабочий объем насоса, см 3 — 11,2..100,0
  • Номинальная подача, л/мин — 12..133,0
  • Коэффициент подачи, %, — не менее 74..92
  • КПД насоса, %, не менее — 54..77
  • Давление на выходе, МПа номинальное — 2,5
  • Давление на выходе, МПа максимальное — 3,0
  • Давление на входе, МПа номинальное не более — 0,02
  • Частота вращения входного вала, об/мин номинальная — 24,0 (1450)
  • Частота вращения входного вала, минимальная — 10,0 (600)
  • Частота вращения входного вала, максимальная — 30,0 (1800)
  • Мощность при номинальном давлении, кВт — 0,9..7,1
  • Номинальная мощность приводного двигателя, кВт — 1,1..7,5
  • Масса насосов, кг — 6,0..16,0
  • Масса агрегатов с двигателем серии КИР, кг — 25,0..113,0

Ремонт шестеренчатых гидравлических насосов

После длительной эксплуатации шестеренного гидравлического насоса вследствии появления дефектов в деталях шестеренчатых насосов может происходить падение давления и производительности.

В насосе обнаруживается износ шестерен, валиков (осей шестерен), втулок и корпуса с крышкой. На торцах шестерен и втулок образуются кольцевые задиры, поверхность их становится волнистой.

Вследствие износа подшипников и прогиба валиков в напорной полости возникает местный износ отверстий корпуса со стороны всасывающей полости и износ шестерен по окружности выступов. Следствием работы шестеренного гидравлического насоса на загрязненной жидкости незначительный износ расточки корпуса может, быть и со стороны напорной полости.

Основным каналом утечек жидкости в шестеренном насосе являются торцовые зазоры между зубчатыми колесами и втулками (75—80% суммарных утечек в насосе). Это объясняется тем, что рабочий объем ограничивается узкими поясками, имеющими относительно большую протяженность.

При ремонте шестеренного насоса без грубых повреждений расточенного отверстия корпуса восстанавливать изношенную поверхность расточки не следует, так как необходимый радиальный зазор после замены изношенных шестерен и опорных элементов практически восстанавливается.

Износ торцов зубчатых колес устраняют шлифованием при обеспечении неперпендикулярности торцовых поверхностей осям колес не более 0,01 мм на длине 100 мм. Зубчатые колеса с изношенным профилем зубьев заменяют новыми.

К новым зубчатым колесам предъявляют следующие технические требования:

  1. соосность посадочного отверстия с наружным диаметром зубчатого колеса должна быть до 0,01 мм;
  2. соосность наружной и делительной окружностей до 0,02 мм;
  3. колебание размеров зубчатых колес по ширине не более 0,01 мм;
  4. конусность и овальность по наружной поверхности не более 0,02 мм.

Твердость рабочих поверхностей после термической обработки и шероховатость указаны в табл. 3. Степень точности изготовления колес 6—6—7Х.

Чистовое обтачивание и растачивание отверстия, а также подрезку торцов производят с одного установа заготовки, обеспечивая необходимую перпендикулярность торца оси посадочного отверстия, принимаемого за установочную базу при нарезании зубьев. После термической обработки зубья шлифуют. Припуск под предварительное шлифование должен быть 0,25—0,5 мм, под окончательное 0,08—0,15 мм. Для особо точных насосов колеса доводят чугунными зубчатыми притирами с тонким абразивом (зернистость 200—250) в среде минерального масла. Припуск на доводку равен 0,05— 0,1 мм.

Изношенные валики заменяют новыми. Изношенные торцы опорных втулок шлифуют. После шлифования необходимо восстановить канавки для прохода масла, запираемого во впадинах колес насоса при его работе. Для обеспечения нормальной работы колес опорные втулки шлифуют попарно. Параллельность торцов должна быть обеспечена до 0,01 мм, биение наружной цилиндрической поверхности относительно оси отверстия — не более 0,01 мм, неперпендикулярность торцов оси — не более 0,01 мм.

При замене зубчатых колес или опорных втулок шлифованием одного из торцов корпуса или втулок необходимо обеспечить ширину корпуса на 0,06—0,08 мм больше общего размера по ширине зубчатого колеса с опорными втулками.

При ремонте насоса в случае заметного износа торцового уплотнения или повреждений контактирующих поверхностей торец втулки уплотнения и крышки корпуса шлифуют. Неперпендикулярность торца втулки оси должна быть не более 0,01 мм.

Перед сборкой все детали насоса должны быть промыты в керосине и смазаны тонким слоем минерального масла. Во избежание перекоса и зажима валиков винты крепления крышек необходимо завертывать, попеременно увеличивая силу затяжки и проверяя легкость вращения приводного вала насоса.

Источник

Ремонт шестеренных насосов

Вы здесь

В процессе эксплуатации оборудования его составные части подвергаются постоянному износу, динамическим нагрузкам, трениям, что приводить к преждевременным отказами оборудования. Шестеренный насос не является исключением.Ремонт шестеренных насосов является необходимой составляющей при ремонте гидравлической части оборудования.

Во избежание поломки насоса необходимо проводить периодические осмотри и ППР (планово-предупредительные работы). Даже соблюдая все требования по эксплуатации и обслуживания насоса, невозможно предсказать его точное время поломки.

Ниже представлена таблица 1 с основными видами неисправностей шестеренного насоса, причинами возникновения и методами устранения.

Таблица 1 Ремонт шестеренных насосов

Вид неисправности гидронасоса и

видимое проявление отказа

Способ обнаружения и устранения

насоса к установочному

кронштейну или самого

2.Несоосность валов насоса

муфты(большой износ или

1.На ощупь, при выключенном электродвигателе.Подтянуть винты крепления

и обеспечить их контровку.

2.Определить биение полумуфт с помощью

индикаторной стойки.Выставить насос так,

что бы биение полумуфт не превышало 0,2мм

( одной относительно другой).

3. При выключенном электродвигателе определить наличие углового люфта между полумуфтами.

Заменить эластичные элементы.

механического происхождения и повышенная температура корпуса насоса.

насоса и электродвигателя.

2. Износ подшипников или

задиры на их поверхностях.

Контакт шестерен с расточкой

1.На ощупь, при выключенном электродвигателе.Подтянуть винты крепления насоса

электродвигателя, кожуха электродвигателя,

проверить отсутствие контакта вентилятора с

2.Наличие в масле мелкой металлической пыли

из материала корпуса.Разобрать насос и заменить

гидравлического происхождения.Резкие колебания

давления на выходе насоса.

1. Низкий уровень жидкости в гидробаке.

2.Засорение или негерметичность всасывающей магистрали,

эрозионный износ деталей

1.Наличие пены на поверхности масла в баке.

Долить масло до верхней отметки уровня.Заливка

масла другой марки не допускается!

2.Вибрация нагнетательной трубы, шум высокого

тона.Наличие в масле металлической пыли из

материала пластин или крышек. Подтянуть

элементы крепления трубопровода.Разобрать

всасывающий трубопровод, проверить целостность

уплотнений, отсутствие посторонних предметов в

нем.Разобрать насос и осмотреть детали для

проверки их состояния.Заменить насос новым.

Отсутствие подачи в нагнетательную магистраль.

рабочих органов машины.

1.Поломка приводной муфты или

2.Непроходимость или негерметичность всасывающей магистрали насоса.

1.Провести несколько кратковременных запусков

электродвигателя, наблюдая за вращением вала

насоса.При отсутствии вращения или прерывистом

вращении, демонтировать насос, осмотреть муфту

и вал.Заменить муфту или насос.

2.Давление на выходе насоса отсутствует. Подтянуть

элементы крепления всасывающего трубопровода.

Разобрать трубопровод, проверив целостность

уплотнений, трубы или рукава, проверить проходимость трубопровода.После разборки уплотнения

1.Износ уплотнительного узла вала.

2.Ослабление крепления нагнетательного трубопровода, разрушение уплотнений.

1.Визуально уточнить место течи.Разобрать соединение в месте течи, проверить состояние деталей

и уплотнений.Уплотнения заменить новыми.

2.Подтянуть элементы крепления трубопровода.

Снижение подачи насоса,

замедленное перемещение рабочих органов машины.

1.Износ деталей качающего узла насоса,торцевых поверхностей крышек или пластин, опорных втулок.

2.Чрезмерно высокая температура масла.

1.Определяемое на ощупь повышение температуры

корпуса насоса по сравнению с обычной. Разобрать

насос и проверить состояние деталей.При незначительных повреждениях и следах износа на торцах

шестерен и пластин или втулок исправить их путем

притирки.Замена насоса новым.

2.При температуре масла выше 65-79˚С определить причину повышения температуры и устранить

(неправильная настройка клапана, отказ теплообменника и т.д.)


Источник

СУДОРЕМОНТ ОТ А ДО Я.

В своем блоге буду описывать основы технологии судоремонта, методы дефектоскопии, восстановления и упрочнения деталей, виды и методы ремонта судов и механизмов.Будет приведена технологическая документация на ремонт и изготовление деталей.

Оглавление

Шестерённый насос.

1 — ведущий вал, ведущая шестерня; 2 — ведомый вал, ведомая шестерня; 3 — корпус; 4 — предохранительный клапан.
Техническое обслуживание. Пуск шестеренного насоса производят при открытых всасывающем и нагнетательном клапанах. Если насос готовится к работе впервые, его необходимо залить. Работа насоса без жидкости запрещается. Для шестеренного насоса особого ТО не требуется.
ТО включает внешний осмотр насоса и проверку:
— соединения нагнетательных и всасывающих трубопроводов;
— сальникового уплотнения (при необходимости подтягивать);
— крепления фундаментных болтов;
— центровку шестеренного насоса с электродвигателем.
Подшипники качения насоса через каждые 5000 часов работы следует заполнять консистентной смазкой. Снять крышку подшипника, полость подшипника промыть. Подшипники качения и уплотнительные кольца валов осмотреть. Поврежденные детали заменить. Крышку подшипника поставить на место.
Дефектоскопия и ремонт. У шестеренного насоса характерными дефектами являются: увеличение диаметрального зазора между корпусом и вершинами зубьев шестерён из-за их изнашивания, осевого зазора между торцами шестерён и крышками корпуса, подшипников и уплотнения, диаметрального зазора в опорных подшипниках скольжения.

При дефектоскопии шестерённого насоса измеряют диаметральный зазор между корпусом и шестернёй и осевой зазор — между торцом шестерни и корпусом насоса. Полученные зазоры сравнивают с монтажными и предельно допустимыми в шестеренных насосах при эксплуатации.
Монтажные и предельно допустимые зазоры в шестерённых насосах при эксплуатации, мм:

Источник

Оцените статью