- Как ремонтировать автомобиль
- Стартер автомобиля ВАЗ – особенности устройства и ремонта
- Конструкция и особенности работы стартера ВАЗ
- Разновидности стартеров
- Схема подключения
- Как демонтировать и заменить стартер
- Диагностика и ремонт стартера своими руками
- Стартер не вращается и не запускается
- Другие неисправности
- Заключение
Как ремонтировать автомобиль
Наконец-то я нашел название этой статье, сначала хотел назвать ее обслуживание стартера двигателя или ремонт стартера своими руками, пока думал над названием, уже и статью дописал.
Обслуживание стартера заинтересует многих, особенно перед зимним сезоном. В жизни, конечно, случается немного по-другому. Мы стараемся ездить до последнего момента, когда стартер уже перестанет крутить и мы будем заводить автомобиль с толкача.
Потом я начал искать в интернет сервисе Яндекс «ключевые слова» — сколько людей интересуется этой темой и обнаружил следующее : в основном люди интересуется такими вопросами – как ремонтировать стартер своими рукамиили ремонт стартера своими руками. Еще заметил такую тенденцию, что ремонтом стартеров, особенно интересуются владельцы следующих марок автомобилей : ремонт стартера автомобиля ВАЗ 2106, ВАЗ 2107, ВАЗ 2109, ВАЗ 2110.
Если вы любите ездить до последнего, то здесь уже надо говорить не о ремонте стартера, а о замене стартера. Поэтому замена стартера тоже очень актуальное название для статьи. И действительно это один из самых простых вариантов решения проблемы со стартером. Единственное, что этот вариант самый дорогостоящий и стоимость такого удовольствия обойдется вам в 50 баксов. И действительно, — зачем выбрасывать деньгаи на ветер, если проблема может быть сущий пустяк (надо заменить втулку или щеткам хана).
Когда стоит купить новый стартер и даже не задумываться о ремонте стартера?
Солидный пробег автомобиля (более 100 тысяч км) и эксплуатация автомобиля — ежедневная. К тому же отличная страховка, ведь у вас в запасе останутся детали от старого стартера.
В итоге, как вы видите, я назвал статью ремонт стартера автомобилей ВАЗ 2106, ВАЗ 2107, ВАЗ 2109, ВАЗ 2110. В итоге в этой статье я собрал материал, который вам поможет при снятии и установке стартера, при ремонте стартера, замене стартера и обслуживании стартера.
Основные неисправности стартера автомобилейВАЗ 2106, ВАЗ 2107, ВАЗ 2109, ВАЗ 2110.
- При запуске системы пуска двигателя, то есть повороте ключа замка зажигания в положение «стартер» не срабатывает втягивающее реле. Об этом свидетельствует отсутствие характерного щелчка.
- Стартер перестал «крутить». Одной из причин может быть неисправность втягивающего реле.
- Одной из самых простых причин того, что перестал крутить стартер может быть неисправность АКБ, плохая зарядка АКБ, состояние клемм АКБ.
- Если при повороте ключа зажигания стартер не реагирует, а АКБ в рабочем состоянии, возможно, что причина затаилась в неисправности замка зажигания или втягивающем реле.
- Во время запуска двигателя при повороте ключа зажигания раздается щелчок, но стартер не крутит – неисправность втягивающего реле, износ и залипание щеток, износ якоря или его коллектора. И первым делом, проверяйте самое простое — исправность АКБ, проверьте клеммы АКБ на окисление, и проверьте, чтобы масса была хорошей.
- Стартер крутит очень тяжело . Обрыв обмотки якоря или замыкание, износ щеток, износ втулок стартера.
- Стартер крутит, но не проворачивает маховик . Скорее всего, сильный износ «бендикса» — приводной шестерни стартера. В этом случае меняют сам бендикс и венец маховика, так как, если вы поменяете один бендикс, зубья шестерен опять могут испортиться. Характерными симптомами являются характерные звуки из под капота, треск и т.д.
- Стартер продолжает работать после пуска двигателя (не работает втягивающее реле, «бендикс» не выходит из зацепления.
Как выбрать стартер?
Если вы решили купить стартер, то самому этого лучше не делать. Все потому, что существует несколько видов стартеров на автомобили ВАЗ 2106, ВАЗ 2107, ВАЗ 2109, ВАЗ 2110. Прежде чем покупать стартер надо определить модель стартера, который установлен на вашем автомобиле, а сделать это сможет только опытный мастер. Первым, что необходимо сделать это отнести стартер мастеру на дефектацию. Мастер проверит стартер и даст свои рекомендации по устранению неисправностей стартера.
Какой нужен инструмент для ремонта стартера ВАЗ 2106, ВАЗ 2107, ВАЗ 2109, ВАЗ 2110?
1 | Торцовые и накидные ключи на 7, 8,10,13,15 ; |
2 | Отвертка (плоская) ; |
3 | Торцевые головки ; |
4 | Пас c атижи ; |
5 | Молоток ; |
6 | Кабеля для прикуривания ; |
7 | Мультиметр. |
Итак, давайте приступим к ремонту стартера и узнаем, как снять стартер ВАЗ 2106, ВАЗ 2107, ВАЗ 2109, ВАЗ 2110 , проверить и отремонтировать его своими руками.
Инструкция по ремонту стартера ВАЗ 2106, ВАЗ 2107, ВАЗ 2109, ВАЗ 2110
- Снять минусовую клемму с АКБ ;
- Снять защиту двигателя ;
- Отсоединить наконечники проводов (как показано на рисунке 1) ;
- Открутить гайку верхнего крепежного болта стартера (рисунок 2) ;
- Открутить нижний болт крепления стартера (рисунок 3) ;
- Снять стартер ВАЗ 2106, ВАЗ 2107, ВАЗ 2109, ВАЗ 2110 ;
После снятия стартера уделите большое внимание осмотру поверхности приводных деталей на наличие дефектов зубьев. Осмотрите состояние зубцов венца маховика. В случае повреждения зубьев одной из деталей пары, замене подлежит и бендикс, и маховик.
- Прежде чем разобрать стартер хорошо его почистите. Внимательно осмотрите собранный стартер и поставьте метки, чтобы во время сборки облегчить свою работу.
- Проверьте «бендикс» на прокручивание, с помощью отвертки. Шестерня бендикса должна вращаться только в одну сторону. Если она вращается как в одну сторону, так и во вторую деталь надо заменить (рисунок 4).
- Проводим осмотр передней втулки стартера (рисунок 5), проверяем налюфты втулку стартера (если есть люфт деталь подлежит замене).
- Проверить работу стартера (цепляем провода прикуриватели от АКБ минус-корпус стартера, плюс — на верхний контакт втягивающего реле) – (рисунок 6). Когда вы присоедините провода раздастся щелчок и бендикс выйдет вперед. Если так и будет, значит втягивающее реле работает нормально, если нет — заменить.
Плюсовой провод подключаем к нижнему контактному болту втягивающего реле, якорь должен при этом вращаться.
- 5.Снять реле со стартера открутив гайки и болты.
- Снять «нос» стартера с корпуса и заднюю крышку стартера, открутив крепежные болты.
- Вытащить якорь стартера с щеточным узлом из корпуса. Проверяем щеткистартера (высоту щеток (не меньше 7 мм.) и движение в посадочных местах) рисунок 7.
- Снимаем вилку и проводим осмотр на дефекты (износ, трещины) рисунок 8.
- Проверить якорь, если ему хана, то лучше поменять стартер, так как это довольно дорогостоящая деталь.
- Если с якорем все хорошо, то можно двигаться дальше.
- Проверить втягивающее реле с помощью мультиметра.
- Заменить втулки стартера.
Источник
Стартер автомобиля ВАЗ – особенности устройства и ремонта
Особенности устройства и работы стартера автомобиля ВАЗ: конструкция, разновидности, подключение, демонтаж и замена, диагностика и ремонт. Видео про стартер ВАЗ.
В заведенном состоянии движение двигателя автомобиля поддерживается маховиком, который провоцирует его вращение. У коленчатого вала есть несколько противовесов. И маховик, и составляющие этого узла генерируют инерционное воздействие, предотвращающее остановку мотора в «мертвой точке».
По конструктивному исполнению и специфике работы стартеры для ВАЗ выглядят практически так же, как системы от других производителей. Единственные отличия могут заключаться в мощности устройства. Для примера, на бензиновый мотор подойдет маломощный стартер, а на дизельный – более производительный вариант.
Конструкция и особенности работы стартера ВАЗ
Стартеры для ВАЗ выглядят практически та же, как идентичные устройства для прочих представителей отечественного автопрома, а также множества иномарок. Под ним подразумевается своеобразный электрический мотор, который генерирует постоянный ток и взаимодействует с АКБ машины.
Ключевыми элементами узла являются следующие компоненты:
- мотор (система включает якорь, статор и узел со щетками), который соединяется с бендиксом посредством общей оси;
- втягивающее реле, включающее одноименную обмотку и компактный сердечник;
- вилка (необходима для совмещения стартерного вала и втягивающего элемента);
- обгонная муфта, пружина возврата и ряд прочих элементов.
Особенности работы стартера сводятся к следующему:
- во время запуска автомобиля электрический разряд от АКБ направляется в сторону двух реле, что приводит к возникновению магнитного поля на обмотках;
- появившееся поле вызывает сдвижение втягивающего якоря по горизонтальной оси и выдвигает бендикс вперед;
- после занятия деталью крайней точки и соприкосновения с зубчатой поверхностью маховика возникает замыкание контакта на моторе и отключение втягивающего реле. В подключенном состоянии остается только удерживающее реле;
- двигатель продолжает работать, вращая бендикс, а последний приводит в движение маховик до запуска двигателя;
- когда силовая установка начнет работать, а интенсивность вращений превысит обороты мотора стартера, в действие вступает обгонная муфта, а втягивающее реле занимает прежнее положение. Также в этот момент случается расцепление бендикса с маховиком.
Разновидности стартеров
Есть 2 типа стартеров, которые применяются на автомобилях ВАЗ и различаются эффективностью и внутренним устройством:
- Без редуктора. Является классическим вариантом стартерного угла. В таком узле якорь мотора и бендикс находятся на одном валу.
- Редукторный. В отличие от предыдущей модели, на якорном валу расположен редуктор, запускающий вращение бендикса.
Традиционный тип стартера обладает несколькими отрицательными сторонами, которые заставили инженеров переработать его схему. Ключевой минус – невысокая допустимая производительность. В связи с постепенным увеличением объема двигателей автоконцерны были вынуждены повышать мощность стартеров – это влияло на их цену и габариты.
Агрегаты с редукторным узлом вырабатывают максимальное количество мощности и при этом обладают эргономичностью и легкостью. Чтобы система корректно работала, нужно затрачивать не очень много энергии. Бесперебойная функциональность узла не требует много напряжения, поэтому даже изношенный аккумуляторный блок не спровоцирует отказ в работе редукторного узла.
Схема подключения
Электросхема стартерного узла подразумевает совмещение стартера, АКБ и зажигания. В старых моделях автомобилей с инжекторными двигателями, которые имеют управляющий контроллер, присутствует вспомогательный компонент – реле. Но на старых моделях авто от ВАЗ с карбюратором деталь отсутствует.
Самая примитивная схема стартерной системы выглядит следующим образом:
- от клеммы со значением плюс на АКБ силовой кабель подсоединяется к болту крышки пускового реле;
- второй кабель от батареи совмещается с 50-м контактом замка зажигания. Дальше он взаимодействует с выводом «50», соединенным с обмотками удерживающего и тягового реле;
- вывод на «массу» выполняется с помощью стартерного корпуса, прилегающего к корпусу двигателя. Отдельный провод для «массы» отсутствует.
Если в электрической цепи предусмотрено вспомогательное реле, его соединяют после замка зажигания.
Если пробег автомобиля превышает отметку в 100 тыс. км, а машина эксплуатируется каждый день, установка нового стартера может стать обязательной. Кроме того, монтаж детали станет своеобразной страховкой того, что транспортное средство прослужит еще долгое время. Обслуживание узла – важное действие, особенно перед наступлением зимнего сезона.
Существует несколько распространенных неполадок стартеров на машинах ВАЗ:
- при запуске силового агрегата в позицию «стартер» не срабатывает втягивающее реле, что подтверждается отсутствием щелчка;
- стартер отказывается вращаться. Возможно, к этому привела неисправность втягивающего реле. Кроме того, проблема возникает при неисправностях аккумулятора, низком заряде АКБ или плохом состоянии клемм АКБ;
- при запуске силового агрегата слышен щелчок, но стартер отказывается крутиться. Проблема проявляется при неполадках втягивающего реле, изнашивании щеток, коллектора или якоря. Для начала нужно проверить корректность работы батареи и клемм АКБ на предмет окисления, а затем удостовериться в качестве массы;
- вращение стартера усложняется. Проблема связана с обрывом обмотки якоря, замыканием либо износом щеток и втулок стартера;
- стартерный узел вращается, но не может поворачивать маховик. Возможно, к этому привел износ бендикса;
- стартер работает после запуска силового агрегата.
Как демонтировать и заменить стартер
Специфика демонтажа и замены стартера на автомобилях ВАЗ имеет один нюанс – поскольку узел расположен в нижней части транспортного средства, получить к нему доступ сверху проблематично. Для большего удобства рекомендуется выполнять работу на яме в мастерской.
Общая последовательность действий по снятию детали выглядит следующем образом:
- в первую очередь, следует отсоединить аккумуляторные клеммы;
- если присутствует задний брызговик, его нужно снять;
- разрешается демонтировать АКБ для освобождения свободного места;
- дальше нужно открутить зажим проводов, идущих к стартеру, и снять два кабеля с контактов тягового реле.
Постановка нового узла производится по обратному алгоритму:
- агрегат нужно закрутить с помощью болтов на штатное место. Для начала необходимо вкрутить самый длинный болт, а затем два остальных;
- провода следует закрепить на корпусе, а зажим жгута поставить на прежнее место;
- аккумулятор нужно установить на прежнее место с опорным деталями и удостовериться, что стартер работает;
- в завершении нужно закрепить брызговик.
Диагностика и ремонт стартера своими руками
Стартер имеет сложное устройство, т.к. включает в себя множество отдельных комплектующих. Это снижает его надежность, но дает одно неоспоримое преимущество – отдельные детали просто заменить или восстановить. И провести ремонтные работы в домашних условиях несложно. Кроме того, в продаже доступны готовые ремкомплекты и подходящие запчасти для стартеров ВАЗ.
Чтобы определить, действительно ли узел вышел из строя, нужно снять его и продиагностировать. Однако базовые сведения о работоспособности агрегата можно получить и при визуальном осмотре таким образом:
- оценить состояние аккумуляторных клемм и по необходимости очистить их от окислов;
- проверить уровень заряда аккумулятора;
- осмотреть кабели, ведущие к стартеру, и убедиться, что они не имеют дефектов. По возможности следует проверить кабели мультиметром;
- еще необходимо осмотреть стартерные клеммы и оценить качество контакта.
Если внешний осмотр стартера не дает никаких результатов, но деталь по-прежнему не работает, потребуется прибегнуть к более сложной диагностике с разборкой детали. В таком случае нужно:
- снять и очистить узел от загрязнений;
- оценить состояние втягивающего реле следующим образом: клеммы со значением «плюс» на АКБ соединить с контактом, а минусовую – с корпусом стартерного узла. Если бендикс издает щелчок, значит, он исправный;
- демонтировать заднюю часть корпуса и проверить узел со щетками. При наличии следов выработки или износа элементов надо снять их и поставить новые;
- используя специальный тестер, нужно оценить роторную обмотку. Оптимальное значение сопротивления составляет 10 кОм. Если оно ниже – возможно, произошло короткое замыкание, а если выше – обрыв обмотки;
- используя мультиметр, нужно «прозвонить» контактные пластины и уточнить сопротивление между корпусом и устройством. Оптимальное значение – 10 кОм;
- последним этапом нужно протестировать обгонную муфту: если она исправная, вращение будет осуществляться в одну сторону, если вышедшая из строя – в двух.
Нередко подобной диагностики хватает для определения предрасполагающих факторов, вызвавших отказ в работе стартера. После этого останется лишь демонтировать нерабочий компонент, восстановить его и поставить на прежнее место.
Стартер не вращается и не запускается
Если вы повернули ключ, но узел никак не среагировал на это, следует проанализировать три возможные фактора:
- отсутствие контакта в электроцепи;
- повреждение замка зажигания;
- неисправность реле.
Нередко автовладельцам удается определить причину поломки следующим образом: нужно попытаться подсоединить управляющий элемент непосредственно к АКБ и выполнить замыкание отрезком токопроводящего провода. Если узел начнет работать исправно, значит, реле не вышло из строя.
Иногда водители сталкиваются с неприятным скрипом и сторонними звуками при попытках завести автомобиль. Это может объясняться несколькими явлениями:
- перекашивание детали из-за откручивания крепежных элементов;
- выход из строя подшипниковых втулок или шеек на двигательном валу;
- сход масляного вещества с двигательного вала и проблематичный выход бендикса;
- выход из строя редуктора;
- износ шестерня на бендиксе;
- износ зубчатого венца.
При сомнительных сигналах не стоит пытаться завести автомобиль, т.к. легкие поломки можно устранить на ранних стадиях. Если запустить проблему, она только усугубится.
Другие неисправности
При срабатывании втягивающего реле, но отсутствии запуска двигателя можно рассматривать такие предрасполагающие факторы:
- нехватка тока от аккумуляторного блока. Возможно, компонент разряжен, либо в проводке произошел обрыв;
- на «массе» замкнул держатель щетки со значением «плюс»;
- щеточный узел износился;
- в якорных или статорных обмотках случился сбой;
- коллектор перегорел.
Даже если износилась только одна щетка, менять придется все четыре детали. Восстановить втягивающую деталь на узле от ВАЗ в гараже с применением подручных средств нельзя, оэтому многие автовладельцы его меняют. В качестве исключения рассматриваются случаи, когда окисляется какой-либо контакт – его можно зачистить и собрать узел обратно. В случае повреждения обмоток замену проводят таким образом:
- нужно открутить винты, удерживающие втягивающее реле на стартерном корпусе, и снять этот элемент;
- открутить крепежи, удерживающие крышку и корпус;
- открутить гайки, удерживающие контакты на корпусе реле, и слегка переместить их в сторону, стараясь не повредить проводку;
- изъять старый сердечник и закрепить на его месте новый.
При наличии на корпусе со стартерным реле сколов и повреждений его придется заменить целиком.
Заключение
Даже при сложном конструктивном исполнении стартер – достаточно надежный и долговечный узел, способный бесперебойно проработать в течение долгого времени без поломок. Его эксплуатационный срок определяется не пробегом автомобиля, а числом циклов запуска двигателя. При правильном уходе и своевременном обслуживании агрегат будет качественно справляться со своими задачами.
Видео про стартер ВАЗ:
Особенности устройства и работы стартера автомобиля ВАЗ: конструкция, разновидности, подключение, демонтаж и замена, диагностика и ремонт. Видео про стартер ВАЗ.
Источник