Технология ремонта стартера камаз

Ремонт автомобилей КАМАЗ

Ремонт и устройство стартера КАМАЗ, руководство

Стартер на КАМАЗ, устройство, детали, запчасти: (рис. 10.5)
1 — крышка со стороны коллектора; 2, 4, 23, 26 — фильцы; 3 — пробка; 5,24 — прокладки; 6, 25 — заглушки; 7 — траверса; 8 — щетка изолированная; 9 — пластина; 10, 15, 20, 56 — шайбы пружинные; 41, 21, 28, 55 — винты; 12 — щетка неизолированная; 13 — перемычка; 14 — гайка M12; 16, 27, 32, 38, 44, 47, 48 — шайбы плоские; 17 — реле; 18 — сильфон; 19 — рычаг; 22 — крышка со стороны привода; 29 — кольцо, 30 — ось рычага; 31, 34, 42 — болты; 33 — привод; 35, 74 — шайбы замковые; 36, 39. 46. 68. 76 — кольца уплотнительные; 37 — держатель подшипника; 40 — корпус; 41 — якорь; 43 — шайба уплотнительная; 45 — гайка самоконтрящаяся; 49 — выключатель стартера и приборов; 50 — облицовка выключателя; 51 — ключ выключателя; 52 — реле стартера; 53 — болт контактный; 54 — болты контактные обмотки реле стартера; 57 — коллектор; 58 — плюсовый вывод стартера; 59 — фланец эксцентрика; 60 — отверстия во фланце эксцентрика; 61 — отверстия (резьбовые) в крышке со стороны привода; 62 — обмотка возбуждения; 63 — электромагнит привода включения; 64 — втулка крышки со стороны привода; 65 — промежуточный подшипник; 66 — втулка крышки со стороны коллектора; 67 — сальник; 69 — якорь реле; 70 — пружина возвратная; 71 — пружина; 72 — втулка; 73 — контактный диск; 75 — крышка; 77 — шайба стопорная

С реле 17 снимают сильфон 18, откручивают гайки с пружинными шайбами обмоток реле и контактных болтов реле. Отвернув болты 55 с пружинными шайбами крепления крышки 75 реле, снимают крышку, контактные болты катушки 53 и обмотки реле 54.
С ротора реле снимают стопорную шайбу 77, втулку 72, контактный диск 73, пружину 71, вынимают якорь 69 реле и снимают пружину 70. Из корпуса реле 17 вынимают катушку электромагнита 63.
Детали стартера промывают, обдувают сжатым воздухом и дефектуют.
Втулки, указанные ниже, выпрессовывают с помощью оправок, запрессовывают новые втулки и растачивают их до указанных размеров.
Наименование втулки и номер на рис. 10.5. Размер после растачивания, мм:
— Втулка промежуточногоподшипника 65 . .19.000. 19,045
— Втулка крышки со стороны привода 64 . 19,000. 19,045
— Втулка крышки со стороны коллектора 66. 16,000. 16,035
Корпус стартера в сборе не должен иметь:
— отпаянных или обломанных контактов соединительных шин;
— износа поверхности полюсов;
— повреждения изоляции обмоток полюсных катушек;
— облома наконечника контактного вывода.
Отпаянные соединительные шины припаивают. Повреждение изоляции обмоток полюсных катушек устраняют с помощью киперной ленты. Поврежденные изоляционные шайбы или прокладки контактного вывода заменяют. Забоины и заусенцы на посадочных местах крышек зачищают. Обломанный наконечник контактного вывода заменяют.
Крышка со стороны коллектора не должна иметь трещин, а также:
— износа бронзографитовой втулки до диаметра более 16,06 мм;
— засаливания фильца; сколов или износа щеток до высоты менее 13 мм;
— износа паза щеткодержателя до ширины более 12,25 мм.
Щетки, изношенные до высоты менее 13 мм или имеющие значительные сколы, заменяют новыми, предварительно притерев их к коллектору. Исходная высота щеток 19. 20 мм. При сборке щетки должны свободно, без заедания, перемещаться в щеткодержателе. Направление усилия пружины должно совпадать с осью щеткодержателя. Давление щеточных пружин на щетки, проверяемое динамометром, должно составлять 14,7. 20,0 Н (1,5. 2,05 кгс). Винты крепления наконечников щеточных канатиков к щеткодержателям должны быть затянуты.
Крышка со стороны привода не должна иметь:
— облома кронштейна бобышки или ушка крепления стартера;
— облома посадочного буртика;
— износа бронзографитовой втулки до диаметра более 19,1 мм; засаливания фильца.
Привод стартера не должен иметь:
— трещин, обломов или износа зубьев шестерен привода;
— облома пружин; износа пальцев рычага до наружного диаметра менее 11,8 мм;
— деформации заходной части зубьев (устраняется зачисткой торцов и шлифованием заходов).
Реле стартера не должно иметь:
— износа сильфона, оплавления крышки реле, сгорания катушки реле;
— износа контактного болта до высоты менее 3,5 мм и контактного диска до толщины менее 3,5 мм.
При необходимости контактные болты зачищают личным напильником, не нарушая плоскостности контактных поверхностей. Допустимое несовпадение плоскостей контактных поверхностей 0,2 мм. При значительном подгорании рабочих поверхностей контактные болты необходимо снять и проточить на станке, не допуская уменьшения высоты головок болтов до величины менее 1,8 мм. При сборке подбором регулировочных шайб должно быть обеспечено одинаковое расстояние (3,5. 5,0 мм) от контактных поверхностей до посадочной плоскости.
Контактный диск при незначительном подгорании следует перевернуть, сняв стопорную и изоляционную шайбы. При значительном износе диска и контактных болтов их заменяют. При сборке необходимо убедиться в свободной посадке контактного диска на штоке сердечника реле.
Держатель подшипника в сборе не должен иметь:
— засаливания фильца; износа манжеты;
— износа бронзографитовой втулки до диаметра более 25,15 мм.
Рычаг 19 (см. рис. 10.5) бракуют при износе:
— отверстия под ось 30 до диаметра более 12,2 мм;
— пальцев по наружному диаметру до значения менее 11,8 мм;
— ушек по наружному диаметру до значения менее 13,6 мм.
Ось 30 рычага бракуют при износе до диаметра менее 11,7 мм.
Якорь в сборе не должен иметь:
— изгиба вала якоря более 0,25 мм;
— износа рабочей поверхности коллектора до диаметра менее 53,0 мм;
— скручивания шлицев или излома вала;
— замыкания пластин коллектора между собой;
— вмятин на поверхности коллектора;
— замыкания витков обмотки на корпус или между собой;
— выступания витков обмотки из пакета гильз.
Якорь бракуют при износе железа якоря по наружному диаметру до размера менее 82,3 мм и износе шеек вала якоря под подшипник:
— со стороны коллектора — до диаметра менее 15,85 мм;
— промежуточной — до диаметра менее 24,91 мм;
— со стороны привода — до диаметра менее 18,90 мм.
Коллектор якоря стартера перед ремонтом очищают от грязи, масла и пыли, протирают ветошью, обдувают сжатым воздухом и просушивают в сушильном шкафу при температуре 90. 100 °С в течение 45. 90 мин. При обнаружении внешним осмотром разноса якоря (выступания обмотки из пазов или увеличения диаметра лобовых частей) якорь заменяют.
Рабочая поверхность коллектора не должна иметь следов подгорания, забоин, рисок; коллектор должен быть надежно закреплен на валу якоря. Коллектор, имеющий следы подгорания, зачищают полоской стеклянной шкурки 00, охватывая ею поверхность коллектора и поворачивая вал якоря. Коллектор, имеющий мелкие риски, царапины, забоины или неравномерный износ, шлифуют на станке для проточки коллекторов модели Р-105 с помощью специального приспособления или деревянных жимков с наклеенной стеклянной шкуркой 0 или 00. Коллектор бракуют при износе поверхности до диаметра менее 53,0 мм.
Индикатором проверяют биение поверхности железа якоря и коллектора относительно крайних шеек вала. Биение железа якоря не должно превышать 0,25 мм, коллектора — 0,05 мм. Биение, вызванное изгибом вала, устраняют правкой на прессе, биение коллектора — проточкой. Минимально допустимый диаметр коллектора после проточки 53 мм, шероховатость — 1,25 мкм. После проточки коллектор шлифуют жимками со стеклянной шкуркой 0 или 00.
Межвитковые замыкания, обрывы и замыкания на массу устанавливают, положив якорь на призмы прибора Э-202. Для обнаружения секции с замкнутыми витками на пазы якоря поочередно кладут тонкую стальную пластинку, которая будет сильно вибрировать (дребезжать) над секцией с замкнутыми витками.
Замыкание обмотки на массу обнаруживают при помощи контрольной лампы прибора Э-202, прикасаясь одним щупом контрольной лампы к сердечнику или к валу якоря, а другим — к пластинам коллектора. Загорание контрольной лампы указывает на нарушение изоляции и замыкание обмотки на массу. Место замыкания определяют с помощью миллиамперметра. Один щуп прибора присоединяют к массе якоря, а другим поочередно касаются пластин коллектора и наблюдают за отклонением стрелки миллиамперметра. По мере приближения к витку, замкнутому на массу, показания миллиамперметра уменьшаются, а у места замыкания равны нулю, если замыкание в коллекторе, или едва заметны при замыкании на массу какого-либо витка в середине секции.
Отрыв секции определяют с помощью миллиамперметра. Щупы для проверки присоединяют к соседним пластинам коллектора. При помощи реостата устанавливают определенное показание прибора и поворотом якоря находят наибольшее показание миллиамперметра (например, 10 делений). Поворачивая якорь на одну пластину коллектора, проверяют весь коллектор. Обрыв и отключение секций характеризуются нулевым показанием миллиамперметра. Нарушение соединений концов секций обмотки с коллекторными пластинами устраняют пайкой, не допуская попадания припоя между коллекторными пластинами.
Обмотку возбуждения проверяют на пробой омметром, который должен показать сопротивление не менее 10 кОм. Дефектные обмотки катушек возбуждения необходимо заменить.

Читайте также:  Ваз 2110 ремонт заглушки

Для этого отсоединяют вывод катушки 1 (рис. 10.6) от контактного провода 2, устанавливают корпус стартера в зажимах (рис. 10.7) и пресс-отверткой 4 ослабляют затяжку винтов 3 крепления полюсных наконечников 2, вывертывают винты 3 и снимают полюсные наконечники.

Корпус стартера (рис. 10.6)
1 — катушка возбуждения; 2 — провод; 3 — винт крепления полюсного наконечника; 4 — корпус стартера

Приспособление для зажима корпуса стартера (рис. 10.7)
1 — корпус стартера; 2 — полюсный наконечник; 3 — винт крепления полюсного наконечника; 4 — отвертка; 5 — обмотка катушки возбуждения; 6 — зажим

Из корпуса 1 стартера извлекают неисправные катушки возбуждения и устанавливают на их место исправные. Поместив полюсные наконечники 2 в соответствующие катушки возбуждения, устанавливают их в корпус стартера так, чтобы отверстия в корпусе под винты 3 совпали с резьбовыми отверстиями полюсных наконечников. Во избежание самоотвертывания полюсных винтов конусную поверхность под винты следует промазать шпатлевкой. Ввернув винты в полюсные наконечники, их затягивают с моментом 22. 32 Н*м (2,2. 3,15 кгс*м). Наружную поверхность полюсных винтов закрашивают эмалью. Допускается конусную поверхность под полюсные винты не покрывать шпатлевкой, а покрыть их снаружи после окончательной затяжки эпоксидной грунт-шпатлевкой. Вывод катушек возбуждения соединяют перемычкой с контактным выводом реле.
При сборке стартера в корпус реле устанавливают катушку 63 (см. рис 10.5). Надев на якорь 69 реле возвратную пружину 70, вставляют якорь с пружиной в катушку, устанавливают пружину 71, втулку 72, контактный диск 73 и стопорят его стопорной шайбой 77. Контактные клеммы катушки соединяют с болтами 54, устанавливают болты 54 катушки и контактные болты 53 стартера в крышку 75, закручивают от руки гайки 14 с пружинными шайбами и устанавливают на корпус реле 17 крышку 75. Завернув винты 55 с пружинными шайбами крепления крышки реле, затягивают гайки 14 контактных болтов.
Затем устанавливают сильфон 18, а на вал якоря 41 со стороны привода — распорную шайбу 38, помещают якорь в корпус 40 и устанавливают промежуточный подшипник 65. В крышку 22 привода монтируют привод 33 шестерни с рычагом 19, на промежуточный подшипник 65 устанавливают уплотнительное кольцо 68, а на вал якоря — две упорные шайбы 38. На корпус 40 устанавливают крышку 22 подшипника, поместив на вал якоря между приводом и втулкой подшипника упорную шайбу 32. Завернув болты 34 с замковыми 35 и пружинными 56 шайбами крепления крышки привода к корпусу, отгибают усы замковых шайб на грани головок болтов.
Вставив в проточку реле 17 уплотнительное кольцо 76, устанавливают реле и закрепляют его на крышке 22 привода винтами 21 с пружинными шайбами 20. На контактные болты 54 стартера и реле устанавливают плоские шайбы 16 и перемычку 13, после чего закручивают гайки 14 с пружинными шайбами. На коллектор 57 устанавливают траверсу 7, в траверсу вставляют щетки 8, 12 и закрепляют выводы обмотки на щетках и траверсе винтами с пружинными шайбами.
В проточку корпуса вставляют уплотнительное кольцо 46, устанавливают крышку 1, закрепляют ее болтами 42 с замковыми 35 и пружинными шайбами, после чего отгибают усы замковых шайб на грани головок болтов и закручивают гайки 45 с пружинными шайбами крепления траверсы к крышке. В корпус крышки 22 со стороны привода устанавливают ось 30 рычага 19 и завертывают два винта с пружинными шайбами крепления оси рычага.
Собранный стартер испытывают на герметичность и проверяют на стенде 532М или Э-240. Для проверки на герметичность к фланцу крышки со стороны привода прикручивают болтами с гайками уплотнительный кожух 1 (рис. 10.8) с резиновой прокладкой 2. Через штуцер в уплотнительном кожухе внутри стартера создают избыточное давление воздуха 0,01. 0,02 МПа (0,1. 0,2 кгс/см 2 ).

Кожух уплотнительный и прокладка (рис. 10.8)
1 — кожух; 2 — прокладка

Соединив выводную клемму обмоток 5 (рис. 10.9) с положительной клеммой аккумуляторной батареи, а корпус стартера — с отрицательной, опускают стартер с кожухом в емкость объемом 10 л с водой комнатной температуры. Все части стартера должны находиться в воде, а ее столб над стартером не должен превышать 50 мм.

Схема испытания стартера на герметичность (рис. 10.9)
1 — аккумуляторная батарея; 2 и 3 — «минусовой» и «плюсовой» провода; 4 и 5 — «минусовая» и «плюсовая» клеммы стартера; 6 — стартер; 7 — кожух; 8 — трубка подвода воздуха; 9 — емкость с водой; 10 — штуцер кожуха; 11 — подставки

Стартер включают на холостом ходу три раза (по 5 с каждое включение) и в течение 1 мин наблюдают появление пузырьков воздуха из стыков деталей стартера. Если выделение пузырьков из одного и того же места отсутствует, стартер считается выдержавшим испытание. В противном случае необходимо заменить резиновые уплотнения. Выделение пузырьков газа на клеммах в результате электролиза воды не является браковочным признаком.
При испытании стартера на стенде выводную клемму 53 (рис. 10.10) обмоток соединяют с положительной клеммой аккумуляторной батареи, а корпус стартера — с отрицательной. Для контроля замыкания контактов в цепь между положительной клеммой аккумуляторной батареи и контактным болтом реле стартера, отсоединенным от положительной клеммы батареи, включают лампу напряжением 24 В.

Схема контроля замыкания контактов реле стартера (рис. 10.10)
53 — вывод обмотки реле стартера; К — выключатель; S1 — контакты реле стартера; Ст — стартер

Подав напряжение на реле стартера, измеряют зазор между упорной шайбой 32 (см. рис. 10.5) на валу якоря и шестерней привода 33. Зазор должен быть 0,5. 1,5 мм, при этом контакты реле замкнутся и лампа загорится.
Отключив напряжение, устанавливают прокладку (рис. 10.11) толщиной 6 мм между шестерней привода и упорной шайбой на валу якоря. При подаче напряжения контакты не должны быть замкнуты и лампа не должна гореть. Если лампа загорится, необходимо отрегулировать стартер поворотом эксцентриковой оси 30 (см. рис 10.5) рычага, на которой установлен фланец 59 с шестью регулировочными отверстиями. Отвернув винты 28, крепящие фланец 59 к крышке 22, поворачивают его до совпадения отверстий 60 с двумя резьбовыми отверстиями в крышке. Завернув винты 28, вновь проверяют регулировку реле стартера. Если лампа не загорится, снимают прокладку толщиной 6 мм и устанавливают вместо нее прокладку толщиной 2,5 мм. При упоре шестерни привода в прокладку контакты реле должны быть замкнуты.

Прокладка для регулировки реле стартера (рис. 10.11)

Затем включают и выключают стартер два-три раза. Привод должен легко перемещаться на валу якоря. При выключении реле привод должен возвращаться в исходное положение. При затрудненном перемещении привода очищают доступную часть вала якоря и смазывают ее смазкой ЦИАТИМ-201 или ЦИАТИМ-203. Испытание электродвигателя стартера позволяет определить на холостом ходу его общее техническое состояние и тяговую характеристику стартера в режиме торможения. Стартер устанавливают в зажимное устройство стенда и подключают согласно инструкции.
Переключатели стенда устанавливают в следующие положения (см. рис. 10.4):
16 — положение 3;
9 — положение 24В;
22 — . 300А;
29 — положение 1;
13 — положение 4.
Нажав на кнопку 25 «Пуск», измеряют частоту вращения якоря стартера и снимают показания амперметра. Частота вращения на холостом ходу должна быть 5500. 6500 мин -1 , ток холостого хода при напряжении 24 В — не более 130 А. Продолжительность режима холостого хода — не более 10 с.
Большой потребляемый ток и пониженная частота вращения указывают на неисправность как электрической, так и механической частей якоря: межвитковое замыкание обмотки якоря, перекос якоря, загрязнение или износ подшипников, отсутствие смазки, ослабление крепления полюсов, задевание за них якоря. Если якорь не вращается, а потребляемый ток допустим, то вероятная причина неисправности — замыкание на массу в обмотке якоря, обмотке возбуждения, контактных болтах тягового реле или изолированного щеткодержателя. Если якорь не вращается, а потребляемый ток равен нулю, то это свидетельствует об обрыве в цепи стартера: в тяговом реле или обмотке возбуждения. Если якорь стартера вращается с малой частотой и ток намного меньше допустимого, то причиной может быть повышение сопротивления цепи стартера из-за частичной потери контакта (подгорания или загрязнения) в тяговом реле или щеточно-коллекторном узле.
Для испытания стартера в режиме торможения тормозное устройство регулируют так, чтобы шестерня стартера свободно входила в зацепление с зубчатым колесом тормозного устройства при включении привода стартера. При этом зубчатое колесо стенда по модулю должно соответствовать модулю m шестерни стартера (для СТ-142Б m=3,75). Для измерения тормозного момента на валу стартера переключатель 20 для m=3,75 устанавливают в положение 3×11, переключатель 16 для тормозного момента 50 Н*м (5 кгс*м)— в положение 2, а переключатель 22 — в положение 1000 А. При нажатии на кнопку 25 «Пуск» шестерня стартера должна войти в зацепление с зубчатым колесом тормозного устройства. Затем плавно нажимают на рукоятку тормозного устройства до увеличения силы тока до 800 А, наблюдая за тормозным моментом. Значение момента должно быть не менее 50 Н*м (5 кгс*м). Продолжительность работы в режиме торможения — не более 10 с. Повторное включение рекомендуется производить через 20. 30 с. Если стартер не развивает требуемого крутящего момента, то необходимо проверить обмотку возбуждения на межвитковое замыкание.
При отсутствии стенда стартер можно проверить по схеме на рис. 10.12 с помощью динамометрического приспособления (рис. 10.13).

Электрическая схема проверки стартера (рис. 10.12)

Динамометрическое приспособление (рис. 10.13)
1 — шестерня привода стартера; 2 — захваты; 3 — динамометр

Для проверки тормозного момента в режиме холостого хода также необходимы приспособление для закрепления стартера, амперметр с шунтом на 150 А, аккумуляторные батареи 6СТ-190ТР (ТМ) — 2 шт., провода ПГВА (сечением 50мм 2 силовые, сечением 1,5 мм — в цепи управления реле), включатель стартера на 20 А, тахометр. Для проверки стартера в тормозном режиме также необходимы приспособление для закрепления стартера, амперметр с шунтом на 1000 А, аккумуляторные батареи 6СТ-190ТР(ТМ) — 2 шт., рычаг для закрепления шестерни привода, динамометр (ДПУ-0,01 или ДПУ-0,02), стойки для подвески динамометра, провода ПГВА, включатель стартера на 20 А. При питании от низковольтного агрегата напряжение на стартере следует постепенно повышать, увеличивая потребляемый стартером ток и повышая тормозной момент. Когда тормозной момент достигнет 50 Н*м (5 кгс*м), следует измерить силу тока.
Для затормаживания вала якоря его нагружают с помощью динамометрического приспособления. Тормозной момент определяют умножением регистрируемого значения нагрузки на плечо L.

Источник

Оцените статью