1. Ремонт генераторов.
2. Ремонт стартеров.
1. Ремонт генераторов.
— нарушение контакта щеток с контактными кольцами в результате износа или зависания щеток, поломки или ослабления щеточных пружин;
— замыкание на массу изолированных выводов обмоток статора или ротора;
— обрыв или межвитковое замыкание обмоток статора или ротора;
— обрыв или пробой диодов у генераторов со встроенными выпрямителями;
— износ поверхности контактных колец;
— трещины или сколы щеткодержателя.
Преждевременный отказ в работе подшипников происходит из-за отсутствия смазки или при значительно превышающем норму натяжении приводного ремня.
В местах установки шариковых подшипников возникает износ: на поверхности вала ротора в результате проворачивания его обойм при разрушении подшипников; в отверстиях крышек под посадку подшипников.
Повреждение изоляционных прокладок щеткодержателей и потеря упругости их пружин происходят из-за местного нагрева вследствие образования токопроводящих мостиков при загрязнении.
У шкива возможно появление износа:
— бортов канавки шкива из-за увеличенного против нормального натяжения приводного ремня;
— краев канавки под шпонку из-за недостаточной затяжки гайки, крепящей шкив на валу ротора генератора.
Разборка генераторов включает следующие работы: отвертывание винтов крепления и снятие щеткодержателя в сборе со щетками; отвертывание винтов крепления крышки подшипника со стороны контактных колец и снятие ее; отвертывание стяжных винтов крепления крышек генератора; снятие с помощью съемника или пресса крышки со стороны контактных колец в сборе с предварительным отвертыванием винтов крепления фазных выводов обмотки статора; снятие с крышки со стороны контактных колец блоков диодов; снятие статора с обмотками; отвертывание гайки со стороны контактных колец и со стороны шкива с предварительным закреплением ротора в тисках; снятие с помощью съемника или пресса с вала ротора: шкива и шпонки; крышки со стороны привода и подшипника со стороны контактных колец; снятие с крышки со стороны привода шайбы крепления сальника и подшипника.
При дефектации деталей выполняют следующие операции:
— давление пружин на щетки проверяют динамометром.
Оно должно соответствовать техническим условиям для данного типа генератора. Пружины щеток, потерявшие упругость, заменяют.
— замыкание на массу изолированных выводов и обмоток проверяют контрольной лампой, питаемой от аккумуляторной батареи или сети напряжением 220. 500 В (рис. 23.1, а), или омметром. При нарушении изоляции лампа горит.
— обрыв обмотки возбуждения или статора проверяют прикосновением щупов к контактным кольцам или поочередно к выводам фаз обмотки статора. В случае обрыва лампа гореть не должна или стрелка омметра не будет отклоняться (рис. 23.1, б).
— межвитковые замыкания обмотки ротора определяют по сопротивлению катушки возбуждения, которое должно соответствовать техническим условиям (рис. 23.1, в). Обмотки статора на межвитковые замыкания проверяют омметром и сравнивают измеренные значения сопротивлений между выводами (см. рис. 23.1, в). При отсутствии межвитковых замыканий сопротивления между выводами должны быть одинаковыми.
— диоды проверяют источником постоянного тока напряжением не выше 24 В, которое прикладывают к выводам диода через контрольную лампу (рис. 23.2). Исправный диод должен проводить ток только в одном направлении.
При приложении напряжения в прямом направлении (плюс источника соединен с плюсом диода) контрольная лампа должна гореть, а при приложении напряжения в обратном направлении она гореть не должна.
Если контрольная лампа горит при приложении напряжения в обоих направлениях, диод негоден из-за короткого замыкания в нем (пробоя).
Если контрольная лампа не горит при приложении напряжения в обоих направлениях, диод негоден из-за обрыва.
а) замыкание на массу; б) на обрыв; в) на межвитковые замыкания.
Механические повреждения — износ шеек вала ротора, разрушение подшипников, разработка шпоночной канавки в шкиве, смятие шпонки, выработка в крышках посадочных мест под подшипники и другие дефекты — выявляют осмотром и измерением.
Щеткодержатели, имеющие сколы, трещины и деформацию корпуса, заменяют.
Ремонт генератора включает следующие операции: Рис. 23.2. для снятия отказавшей в работе катушки возбуждения необходимо разобрать ротор с помощью съемника или пресса.
Намотку катушки возбуждения делают на оправку проводом соответствующего диаметра.
Исправную катушку возбуждения устанавливают на втулку между двумя изоляционными шайбами, напрессовывают на вал половину полюсов и контактные кольца, закрепляют полюсы с помощью гайки, выводы катушки припаивают к контактным кольцам.
Затем ротор пропитывают изоляционным лаком; при отказе в работе одной из фазных обмоток статора заменяют все фазные катушки.
У дефектного статора выжигают изоляцию, после чего фазные катушки снимают. Новые катушки каждой фазы наматывают проводом соответствующего диаметра с помощью приспособления на специальной разборной оправке
По окончании намотки откусывают конец провода, отвинчивают гайку оправки и разъединяют секции для снятия катушек фазы. Затем оправку собирают по порядку номеров, выбитых на каждой секции, для намотки следующей фазной обмотки.
В углубления очищенного и окрашенного нитроэмалью статора вставляют изогнутую П образную изоляцию из электротехнического картона. На выступы статора поочередно надевают катушки каждой фазы.
Фиксируют катушки в пазах текстолитовыми удерживающими клиньями. Начала фазных катушек зачищают, скручивают и спаивают в тигле припоем ПОС-40. На выводные концы надевают изоляционные хлорвиниловые трубки и закрепляют присоединительные наконечники.
Статоры пропитывают путем погружения в ванну с лаком ГФ-95 на 1. 2 мин. Сушку производят в шкафу при температуре 100. 120 °С в течение 4 ч;
Поврежденные диоды в блоках отпаивают от соединительных шин и на их место устанавливают исправные.
Перед припайкой диодов к шинам проверяют полярность с помощью контрольной лампы так, как это указывалось выше.
Сборку генераторов производят в порядке, обратном разборке, при соблюдении следующих технических требований:
— изоляция выводов крышек должна выдерживать испытание переменным током напряжением 220 В;
— катушка обмотки возбуждения ротора должна быть проверена на отсутствие межвитковых замыканий и замыканий на корпус;
— контактные кольца не должны замыкаться между собой и на корпус;
— катушка возбуждения должна плотно зажиматься в свободном пространстве ротора под полюсами;
— собранный ротор должен быть пропитан изоляционным лаком;
— в шариковые подшипники должна быть заложена специальная смазка (ЛЗ-158, ЦИАТИМ-201 и т.д.);
— фетровые шайбы сальников пропитаны индустриальным маслом 45, с последующим отжимом;
— биение контактных колец относительно посадочных мест под шариковые подшипники не должно превышать 0,05 мм.
После сборки генератора ротор должен вращаться свободно от руки. Продольный люфт ротора должен быть в пределах 0,15. 0,25 мм. Размеры, зазоры и натяги в сопряжениях отдельных деталей при сборке генераторов должны соответствовать технической документации на ремонт данного типа генератора.
Испытания генераторов осуществляют на соответствие их выходных параметров техническим характеристикам, приведенным в технических условиях. Испытания генераторов проводят на контрольно-испытательном стенде (типов 2214, Э-211, 532, КИ-968 и др.).
При испытании проверяют частоту вращения ротора, при которой генератор развивает определенное напряжение без нагрузки и под нагрузкой.
Источник
Ремонт генератора автомобиля: причины неисправности, диагностика поломок
Каждый узел в автомобиле имеет ограниченный срок службы, и генератор так же не является исключением. Выход этого узла из строя, прежде всего, обусловлен повышенной нагрузкой. Вращение вала генератора происходит со скоростью примерно десять тысяч оборотов в минуту, что даёт на него нагрузку даже большую чем на силовой агрегат. В результате таких условий могут возникать разного рода неисправности, о которых и пойдёт речь в данной статье.
Признаки и причины неисправности генератора
Определить, что генератор автомобиля требует технического обслуживания или даже срочного ремонта можно по следующим признакам:
- Аппарат перестал вырабатывать ток. Мигает или непрерывно горит лампа, сигнализирующая о разрядке аккумулятора
- Ток вырабатывается и поступает на аккумулятор, но при этом напряжение занижено и его недостаточно для обеспечения нужного заряда.
- Ток, вырабатываемый генератором, слишком завышен. Понять это можно
- Посторонние звуки при вращении генератора. Как правило, это может быть вой или постоянный писк.
Чаще всего распространены неисправности следующего характера:
- Повреждение или выработка шкива
- Выработка токосъёмных щёток и колец
- Замыкание обмоток
- Разрушение подшипника
- Пробой диодного моста
- Повреждения проводки
Узел выходит из строя по следующим причинам:
- Заводской брак или низкое качество комплектующих. Особенно это актуально в том случае, если генератор уже подвергался ремонту.
- Нарушение условий эксплуатации, и использование в ненормальных условиях. В частности речь идёт о повышенных или пониженных температурах.
- Агрессивная внешняя среда, а точнее грязь, соль, вода и т.д.
- Банальная выработка и износ отдельных элементов генератора, который неизбежен при длительной эксплуатации.
Диагностика поломок
Диагностика – это обязательный процесс, которые следует производить регулярно, а особенно, если возникли сомнения касательно исправности узла. Процедура диагностики позволяет выявить механические и электрические неисправности. Конечно, для полноценной диагностики нужно специальное оборудование и специалист, но при этом некоторую часть процедуры можно выявить своими силами.
- Если при включённом зажигании не загорелась контрольная лампа, то стоит обратить внимание на следующие детали:
- Не исключено, что лампа банально перегорела
- Замыкание обмоток генератора на массу
- Обрыв проводки, проблема с предохранителем или реле лампы заряда
- В ситуации, когда лампа горит постоянно стоит проверить следующее:
Генератор
Ремонт генератора своими руками
Большая часть неисправностей возникающих в генераторе решается банальной заменой того или иного узла. Собственно рассмотрим подробнее как можно отремонтировать автомобильный генератор своими руками и начнём с разборки:
- Перед тем как начинать разборку генератора, потребуется произвести отметку положения крышек корпуса, для того что бы в последствии облегчить обратную сборку.
- Далее снимается шкив
Инструменты для ремонта
После того как генератор окончательно разобран следует произвести проверку его составляющих для того что бы выяснить какой именно элемент подлежит замене:
- Проверка обмотки статора на обрыв. Производится процедура с помощью АКБ и контрольной лампы. Фактически готовая система является стандартной «прозвонкой». Лампа поочерёдно подключается к выводам всех обмоток, при этом «звониться» обмотка должна во всех трёх случаях. Если же обнаружен обрыв, то обмотка подлежит замене.
Ремонт генератора
Источник