Ремонт мелких судов из стеклопластика
В настоящее время все более широкое распространение получают малые суда с корпусами из стеклопластика, поэтому целесообразно обобщить некоторый опыт ремонта таких судов силами любителей.
Во время эксплуатации судов большую опасность представляют повреждения корпусов при уддре о невидимые подводные препятствия (топляки, камни, сваи и т. д.). При ударе пластмассового корпуса о препятствие возможны следующие основные виды повреждений:
1) пробоины в обшивке;
2) отрыв набора от обшивки;
3) глубокие (более половины толщины обшивки) царапины.
Рассмотрим ремонт этих трех основных видов повреждений пластмассового корпуса в отдельности.
Пробоины в обшивке
Пробоины в обшивке обычно возникают при ударе корпуса на большой скорости о достаточно острое препятствие, находящееся вблизи от поверхности воды. Поврежденное судно необходимо поднять из воды и установить на берегу (на кильблоки и т. п.) так, чтобы было удобно работать в районе пробоины. Затем производится тщательный осмотр повреждения и устанавливаются границы пробоины (по ее концам можно просверлить отверстия).
Весь поврежденный участок обшивки вырезают из корпуса вместе с набором. Вырез должен быть прямоугольной формы, но с обязательным скруг-лением углов (рис. 1). Набор, попавший в поврежденную зону, необходимо отрезать отступя 100—150 мм наружу от контура выреза в обшивке, срубить и также удалить. Резать стеклопластик небольших толщин (2—5 мм) можно вручную — ножовкой с ножовочным полотном из стали Р-9.
Для возможности заделки выреза необходимо сделать скос кромок шириной не менее 10—12 толщин обшивки по всему периметру выреза (рис. 2). Лучше всего для этой цели применить пневматическую машинку с эластичным шнуровальным кругом (рис. 3), но при определенном навыке скос кромок можно сделать острым ножом и мо-лотком (рис. 4) или даже напильником.
Поверхность кромок с обеих сторон выреза должна быть высушена (например, лампой мощностью 300—500 вт с рефлектором из белой жести или электроотражательной печью типа «Нева») и перед заформовкой отверстия обязательно обезжирена ацетоном или бензином с выдержкой 20 мин. для испарения обезжиривающего вещества. Отверстие необходимо заделать фанерой, которая должна повторять обвод корпуса в месте выреза (рис. 5). Для этой цели можно применить фанеру толщиной 3—4 мм, выгнув ее по специальным лекалам, снятым по месту с другого борта (рис. 6), и закрепив ее к этим же лекалам.
На фанеру наносится разделительный слой, после высыхания которого отверстие заформовывается изнутри стеклотканью, пропитанной связующим (внутренняя накладка отверстия). Площадь каждого слоя ткани постепенно возрастает, и скос кромок полностью заполняется. Необходимо укладывать слои стеклоткани до тех пор, пока поверхность внутренней накладки и обшивки не выравняется (рис. 7).
После полимеризации внутренней накладки фанерная заделка удаляется, а поверхность накладки, которая соприкасалась с фанерой, зачищается для удаления разделительного слоя и также обезжиривается. Затем формуется наружная накладка отверстия, но уже не по фанерной заделке, а прямо по внутренней накладке. Сечение по заделанному отверстию показано на рис. 8.
Для полимеризации накладок необходим прогрев лампой с рефлектором или электроотражательной печью. При работе в дождливую погоду над местом ремонта необходимо сделать тент для предотвращения попадания воды непосредственно в район формования.
Перед установкой нового набора вместо удаленного следует тщательно зачистить и обезжирить внутреннюю поверхность обшивки.
Затем вклеиваются (на клее БФ или компаунде К-153) тщательно подогнанные по месту отрезки нового оформителя («прочностной наполнитель», «сердечник»), чаще всего деревянного. Стыкование оформителя производится в торец или со скосом «на ус». После этого новые участки оформителя приформовываются к обшивке и концам старого набора слоями стеклоткани, пропитанной связующим. Обформовка стыков набора должна перекрывать концы старого набора на 120—150 мм (рис. 9).
Обе стороны заделки отверстия зачищаются под окраску и окрашиваются.
Отрыв набора от обшивки
Отрыв набора от обшивки происходит при ударе корпуса о большое подводное препятствие (камень, свая и т. д.). Иногда отрывание приформованного набора (особенно в носовой части) происходит при длительном ходе судна на режиме глиссирования по волнению, когда наблюдаются сильные удары корпуса о воду.
Отставшую от обшивки часть набора необходимо вырезать и удалить, а обшивку перед установкой нового набора тщательно зачистить и обезжирить. Установка и обформовка нового оформителя производятся так же, как и при установке набора при заделке пробоины. После полимеризации обформовок их необходимо зачистить и окрасить.
Заделка глубоких царапин
Глубокие царапины возникают при задевании корпусом за острые предметы (например, острые камни).
Заделывать глубокие царапины необходимо сразу же по их обнаружении, поскольку в местах таких повреждений значительно уменьшается прочность обшивки. Глубокие царапины пластмассового корпуса являются очагами, с которых начинается расслоение обшивки.
Заделка глубоких царапин производится следующим образом. Обшивку вокруг царапины зачищают описанным выше способом с таким расчетом, чтобы получилось овальное по форме углубление на всю глубину царапины, имеющее скос по периметру (рис. 10). Затем это углубление обычным путем заформовывается слоями стеклоткани, пропитанной смолой, до выравнивания с поверхностью обшивки (рис. 11). После зачистки наформованную поверхность необходимо закрасить.
Описанные выше основные виды повреждений возникают чаще всего при ударах корпуса о препятствие. Но повреждения обшивки могут быть вызваны и другими причинами. Например, при длительной эксплуатации судна на мелководье или частых подходах к берегу в мелких местах от частых соприкосновений с дном (особенно, когда оно каменистое или песчаное) происходит истирание днищевой обшивки корпуса, в первую очередь в носовой части. Поэтому обшивку в этом районе рекомендуется еще при постройке корпуса усилить дополнительными слоями стеклоткани (особенно в районе киля в носовой части). При длительной эксплуатации истершуюся поверхность необходимо подновлять. Для этого необходимо изношенный район обшивки просушить, зачистить и обезжирить, после чего наформовать на него необходимое количество слоев стеклопластика.
От вибрации при работе подвесного мотора (особенно — двух моторов) может получить повреждения транец. Были случаи, когда при эксплуатации катера с двумя подвесными моторами «Москва» в углах подмоторного выреза в транце появились трещины, которые могли привести к полному разрушению транца (рис. 12).
Ремонт этого узла необходимо произвести следующим образом. Концы трещин следует засверлить, чтобы предотвратить их дальнейшее распространение. Затем район трещин надо зачистить с обеих сторон и в каждый угол выреза вставить деревянную кницу со скруглением. Толщина кницы должна быть равна толщине транца (рис. 13).
Кница приклеивается к транцу эпоксидным компаундом или клеем БФ. Затем в трещину забивается рубленая стеклоткань на смоле, и весь район трещины вместе с кницей заформовывается стеклотканью, пропитанной смолой (рис. 14). Толщина наформовки должна быть равна половине толщины транца. Отремонтированный таким образом транец при дальнейшей эксплуатации уже не имеет никаких признаков нового разрушения.
При эксплуатации судна возможны и такие повреждения, как вырыв из палубы рымов, уток, кнехтов. В этом случае необходимо место крепления вырванной детали к палубе вырезать, после чего скруглить углы выреза и сделать скос кромки (рис. 15). Затем снизу устанавливается фанера и вырез заформовывается (рис. 16), как было рассмотрено выше.
Поскольку палуба в месте заделки отверстия будет несколько ослаблена по сравнению с целым участком, рым или кнехт желательно поставить на другое место. Если такой возможности нет и деталь приходится ставить на прежнее место, то на заделку отверстия в палубе необходимо положить усиливающую накладку толщиной, равной половине толщины палубы (рис. 17).
На мелких судах со стационарными силовыми установками при ударе днищем иногда происходит отрыв приформовки кингстона забортной воды, в связи с чем вода начинает поступать в моторное отделение. Для временного прекращения течи можно применить сырую резину и металлический бугель шириной 50—60 мм. Резину следует проложить вокруг кингстона, перекрывая вертикальную полку приформовочного угольника на 20—30 мм, и обжать бугелем (рис. 18). Поступление воды в катер либо резко уменьшится, либо прекратится.
По возвращении судна на место стоянки необходимо поднять его на стенку либо вывесить корму над боном или над пологим берегом (в случае незначительного повреждения) и отремонтировать поврежденную приформовку. Ремонт надо производить следующим образом. Срубить полностью внутренний и наружный приформовочные угольники кингстона. Поверхность кингстона тщательно зачистить, как и поверхность днища (изнутри и снаружи) в районе повреждения. Кингстон устанавливают на место и раскрепляют. Сначала кингстон приформовывают изнутри. Первый слой приформовочного угольника, пропитанного эпоксидным компаундом, укладывают на кингстон и днище и тщательно разглаживают, чтобы под ним не было пузырей воздуха. Затем укладывают остальные слои приформовочного угольника, пропитанные уже обычной смолой.
После полимеризации внутреннего приформовочного угольника необходимо произвести проверку его на непроницаемость. Внутренний при-формовочный угольник обмазывается мыльным раствором, а снаружи подается из шланга сжатый воздух давлением 3—3,5 кг/см 2 (если нет магистрали сжатого воздуха или компрессора, можно воспользоваться автомобильным баллоном).
Если течи воздуха нет, производится формование наружного приформовочного угольника, после полимеризации которого ремонт можно считать законченным. В случае обнаружения мест прохода воздуха по кромкам приформовочного угольника эти места необходимо вновь отремонтировать.
Рассмотрены лишь основные виды повреждений корпусов из стеклопластика. Ремонт каких-либо иных повреждений аналогичен перечисленным выше случаям.
При ремонте корпуса судна из стеклопластика можно применять любые армирующие материалы — стеклоткань, стекломат, стеклорогожу и т. д., а также смолы любых марок. Температурные условия для полимеризации стеклопластика (т. е. температуру не ниже 18—20° С) можно создать либо осветительными лампами мощностью 300 или 500 вт с рефлекторами из белой жести, либо отражательными печами типа «Нева».
Отправляясь в дальнее путешествие на судне с корпусом из стеклопластика, необходимо брать с собой небольшое количество смолы (1—1,5 кг) с отверждающими добавками и стеклоткань. Смола и ткань необходимы для устранения повреждений корпуса, которые могут появиться при плавании по различным водным системам. Если нет возможности взять с собой смолы и стеклоткани, необходимо иметь эпоксидный компаунд, которым также можно заделать незначительные повреждения корпуса.
Источник
Как самостоятельно починить катер из стеклопластика
Пробоина, царапина и любое другое повреждение корпуса катера или лодки из стеклопластика выглядит некрасиво. Помимо этого оно несет в себе опасность – через поврежденный корпус в судно может попасть вода. К счастью, эта беда легко поправима – вы можете самостоятельно в домашних условиях восстановить корпус своего судна.
Чтобы отремонтировать стеклопластиковый катер вам понадобятся:
- Инструменты: дисковая шлифовальная машина или электрическая дрель с шлифовальным диском, шлифовальная насадка для шлифовального станка или дрели, ножницы, емкость средних размеров,размешиватель, кисти и шлифовальный блок.
- Материалы: шлифовальные круги среднего размера, мягкая ткань, ацетон, светлый картон, пластиковая упаковка, изоляционная лента; комплект для ремонта стекловолокна из полиэфирной смолы, полиэфирная смола и отвердитель, 285 грамм ровинга, 190 грамм стекловолокна. Для заключительных этапов обработки у вас должна быть наждачная бумага разной зернистости для сухого и влажного ошкуривания, гелевое покрытие в тон корпусу и автомобильный воск.
В зависимости от размера повреждения на восстановление вам может понадобиться до двух дней.
Чтобы результат был более надежный, комплект для ремонта стекловолокна из полиэфирной смолы и гелевое покрытие приобретайте от производителя лодки.
Чтобы “заплатка” хорошо легла на поврежденную площадь, обработайте края отверстия: устраните все зазубрины и неровности, края отшлифуйте дисковой шлифовальной машиной или электрическим сверлом с шлифовальным креплением и шлифовальным диском среднего размера. После этого обработайте внешний край так, чтобы он был на 5-8 сантиметров шире, чем внутренний край. Это обеспечит повышенную прочность при склеивании материала. Когда отверстие полностью отшлифовано, снимите пыль и стружку мягкой тканью и обезжирьте поврежденную область ацетоном.
Чтобы контур заплатки соответствовал форме корпуса, вырежьте шаблон из тонкого картона. При этом делайте “припуск” на 5-8 сантиметров к основному контуру. Заготовку положите на кусок полиэтиленовой пленки и поместите их на отверстие с внутренней стороны корпуса. Осторожно согните картон так, чтобы он соответствовал кривой корпуса, и плотно закрепите его на месте с помощью изоляционной ленты.
Изогнутый картон должен точно соответствовать контуру корпуса, иначе заплатка будет держаться хлипко.
Следующим шагом идет подготовка материала для самой заплатки. Заполните отверстие ровингом по всей толщине корпуса. Первый его слой по размеру должен соответствовать внутреннему диаметру отверстия в наименьшей точке. Каждый следующий слой вырезайте немного большим по размеру. Самый верхний слой должен быть вырезан из стеклоткани.
Затем разложите все заготовки по порядку на чистой сухой поверхности рядом с лодкой. Из набора для ремонта стекловолокна смешайте полиэфирную смолу и отвердитель в пропорциях, указанных производителем. При изготовлении смеси помните, что она затвердевает очень быстро – в течение получаса. Поэтому готовьте небольшими порциями. Температура окружающей среды также имеет значение: оптимальной считается не менее 16°C.
Положите первый, самый маленький кусок ровинга на рабочую поверхность и быстро нанесите на него смесь полиэфирной смолы с отвердителем при помощи небольшой кисти, слегка надавливая ею ровинг, чтобы он полностью пропитался смолой. Он должен быть влажным, но не мокрым. Далее установите его в отверстие в корпусе. С помощью кисти разровняйте материал – двигайтесь от центра к краям. Повторите эту процедуру с остальными кусками ровинга. После того, как отверстие заполнено, положите сверху заплатку из стекловолокна и нанесите на нее смолу с помощью кисти. Оставьте лодку на просушку – для этого вам потребуется не менее 8 часов, более точный срок смотрите на банках со смолой или отвердителем.
Когда заплатка полностью высохла, удалите картонную подложку изнутри корпуса. Удалите все неровности на поверхности и, при необходимости, отрегулируйте контур с помощью шлифовальной машины или электрической дрели с шлифовальной насадкой и шлифовального диска среднего размера. Не зарывайтесь вглубь – достаточно сгладить область, чтобы точно соответствовать контуру корпуса. Затем вручную обработайте это место шлифовальным блоком с мелкозернистой влажной или сухой наждачной бумагой.
Обработанную область очистите от пыли и стружки мягкой тряпкой, поверхность обезжирьте ацетоном. Приготовьте гелевое покрытие так, как указано в инструкции от производителя. Нанесите тонкий слой на область заплатки. Затем аккуратно положите сверху кусок полиэтиленовой пленки и аккуратно разровняйте ее, чтобы удалить все складки и пузырьки. Пленка должна полностью покрыть обработанную гелем площадь, иначе он не высохнет.
Дайте гелевому слою высохнуть – для этого вам потребуется не менее 8 часов, более точный срок указан изготовителем. Когда слой геля полностью высохнет, отделите пленку – поверхность должна быть очень гладкой. Аккуратно отшлифуйте область мелкозернистой влажной или сухой наждачной бумагой, чтобы удалить лишнее покрытие и выровнять контур заплатки.
Используйте наждачку с очень мелким зерном и достаточное количество воды – так вы предотвратите появление царапин на гелевом покрытии.
Наконец, тщательно очистите отремонтированную область корпуса влажной тканью. Для полировки нанесите на поверхность специальный гель и с помощью шлифовальной машину отполируйте корпус. Результат полировки закрепите слоем автомобильного воска на поверхности корпуса.
Следите за нами на нашем сайте , подписывайтесь на обновления в » Вконтакте » и » Instagram».
Источник