Тема № 3 Осмотр и ремонт трамвайных путей.
Трамвайный путь 4 часа
Тема № 1 Устройство трамвайных путей, специальные части трамвайных путей
-общая характеристика участков трамвайных путей и путевых сооружений;
-нижнее и верхнее строение трамвайных путей;
-двух путные и однопутные участки рельсового пути;
-типы рельсов, применяемые в путях трамвая и их крепление.
-соединение рельсов тягами;
-стыковые и электрические соединения;
-специальные части пути;
-ширина колеи. Допуски по уширению и сужению.
Тема № 2 План и профиль пути
-план пути. ширина на кривых участках пути;
-радиусы кривых пути. превышение наружных рельсов над внутренними на кривых участках пути;
-профиль пути. продольные уклоны пути;
-исчисление крутизны уклона.
Тема № 3 Осмотр и ремонт трамвайных путей.
-характерные неисправности трамвайных путей;
-система и организация обслуживания и ремонта трамвайных путей;
-очистка и посыпка рельсов песком;
-смазка специальных частей и рельсов на кривых участках пути;
-ограждение участков пути, на которых производятся ремонтные работы. Оградительные сигналы и знаки.
1. Рельсовый путь служит для движения по нему подвижного состава
Нижнего строения (земляное полотно, состоящее из песка и щебня);
Верхнего строения: Шпалы, рельсы, скрепления и специальные части (стрелки, крестовины, пересечения).
Основным элементом верхнего строения пути являются рельсы. Они воспринимают нагрузку (давление) от подвижного состава и передают его на шпалы.
Трамвайный путь, при движении подвижного состава, испытывает значительные усилия: При пуске вагона больше загружается задняя часть, а при торможении – передняя. Эти вертикальные силы вызывают изгиб рельсов и вдавливание пути в грунт, что вызывает просадку отдельно рельсовых нитей, или полотна в целом на слабых участках.
На трамвайных путях применяются рельсы 2-х типов: железнодорожные и трамвайные
ЖЕЛЕЗОДОРОЖНЫЕ РЕЛЬСЫ | ТРАМВАЙНЫЕ РЕЛЬСЫ | ||
1.головка 2.шейка 3.подошва | 1.головка 2. шейка 3.подошва 4. губа 5. желоб |
Рельсы стальные и обладают достаточно высокой механической прочностью и твердостью и вместе с тем достаточно вязкий материал для предупреждения изломов и гибкий для восприятия ударных нагрузок от колес вагонов.
Рельсы пришиваются к шпалам костылями или шурупами. Для распределения давления на поверхность шпалы под рельсы подкладываются стальные прямоугольные подкладки.
В продольном направлении рельсы соединяются болтовыми скреплениями и накладками, или сваривают термитом или электросваркой. Иногда применяют смешанный тип соединений с приваркой накладок
Конструкция стыка допускает незначительное продольное перемещение концов рельсов при воздействии температурных (атмосферных) напряжений.
Максимальный зазор в стыке не должен превышать 20 мм.
Для поддержания постоянной ширины рельсовой колеи применяют поперечные тяги. Их применяют на путях, имеющих верхнее покрытие и на открытых путях – на кривых участках через 2,5 метра.
Источник
Технология ремонта трамвайных путей
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛИ — ЗАО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ», ООО «НТЦ НИИ Горэлектротранспорта»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 84.13330.2011 «СНиП III-39-76 Трамвайные пути»
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
Изменения N 1, 2 внесены изготовителем базы данных по тексту М.: Стандартинформ, 2018
Введение
Актуализация свода правил выполнена авторским коллективом: ЗАО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ» (В.А.Сидяков, Л.А.Андреева, И.П.Потапов), ООО «НТЦ НИИ ГЭТ» (О.В.Григорьева, А.И.Комаров, вед. О.А.Кропоткин).
Изменение N 1 к СП 84.13330.2016 было разработано авторским коллективом АО «Научно-исследовательский центр «Строительство», ООО «Научно-технический центр НИИ Горэлектротранспорта», ФГБОУ ВПО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I.
Изменение N 2 к СП 84.13330.2016 разработано авторским коллективом ЗАО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ» (д-р техн. наук Л.А.Андреева, И.П.Потапов, И.В.Музыкин), ООО «НТЦ НИИ ГЭТ» (О.В.Григорьева, А.И.Комаров, О.А.Кропоткин, д-р техн. наук Е.П.Дудкин, М.В.Малахов).
1 Область применения
Свод правил распространяется на вновь строящиеся и реконструируемые трамвайные пути (с шириной рельсовой колеи на прямых участках 1524 мм, 1435 мм и 1000 мм) обычные, скоростные, грузовые и служебные, а также располагаемые на территории депо и ремонтных мастерских (заводов).
Настоящий свод правил не распространяется на капитальный ремонт трамвайных путей (с шириной рельсовой колеи на прямых участках 1524 мм, 1435 мм и 1000 мм) обычных, скоростных, грузовых и служебных, а также располагаемых на территории депо и ремонтных мастерских (заводов).
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил приведены ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 9.602-2016 Единая система защиты от коррозии и старения. Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозии
ГОСТ 12.3.003-86 Система стандартов безопасности труда. Работы электросварочные. Требования безопасности
ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений
ГОСТ 21174-75 Шпалы железобетонные предварительно напряженные для трамвайных путей широкой колеи
ГОСТ 23407-78 Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия
ГОСТ 33320-2015 Шпалы железобетонные для железных дорог. Общие технические условия
ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия
ГОСТ Р 55941-2014 Рельсы трамвайные желобчатые. Технические условия
ГОСТ Р 58615-2019 Шпалы деревянные для железных дорог широкой колеи. Технические условия
СП 28.13330.2017 «СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии» (с изменениями N 1, N 2)
СП 45.13330.2017 «СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты» (с изменениями N 1, N 2)
СП 48.13330.2019 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства»
СП 70.13330.2012 «СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции» (с изменениями N 1, N 3)
СП 98.13330.2018 «СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии»
СП 122.13330.2012 «СНиП 32-04-97 Тоннели железнодорожные и автодорожные» (с изменением N 1)
Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
3 Термины и определения
В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 балластный слой: Дренирующий сыпучий материал, укладываемый на основную площадку земляного полотна и предназначенный для обеспечения устойчивости рельсошпальной решетки в пространстве под действием сил, действующих на нее, с минимальным накоплением остаточных деформаций, для передачи давления от подрельсового основания на основную площадку земляного полотна и упругой переработки ударов колес трамвайного вагона.
3.2 верхнее строение трамвайного пути: Рельсы, контррельсы, стыковые и промежуточные скрепления, противоугоны, путевые и междупутные тяги, температурные компенсаторы (уравнительные приборы), подрельсовые основания — шпалы, брусья, рамы, лежни, балласт, монолитные и сборные железобетонные конструкции, а также спецчасти — стрелочные переводы и глухие пересечения; элементы шумо- и виброзащиты: рельсовые кожухи и прирельсовые прокладки; кроме того, на совмещенном и обособленном полотнах — дорожное покрытие пути, а на мостах, путепроводах, эстакадах и насыпях — охранные рельсы и брусья.
3.3 защитные сооружения трамвайного пути: Постоянные или временные, поверхностные или заглубленные сооружения и устройства, предназначенные для защиты от неблагоприятных природных воздействий материалов или конструкций строений, входящих в комплекс трамвайного пути.
3.4 земляное полотно: Сооружение, служащее основанием верхнего строения трамвайного пути, которое воспринимает нагрузку от верхнего строения пути и трамвайного вагона, равномерно распределяет ее на нижележащий естественный грунт, выравнивает неровности земной поверхности и защищает верхнее строение пути от расстройств, вызываемых изменениями природно-климатической среды.
3.5 контактная подвеска: Система подвешивания контактного провода (проводов) к поддерживающим устройствам.
3.6 контактная сеть: Совокупность устройств (опорные устройства, поддерживающие устройства, контактные подвески, специальные части, арматура), служащих для подведения электроэнергии непосредственно к токоприемнику подвижного состава.
3.8 нагорная канава: Канава, служащая для перехватывания и отвода поверхностных вод, притекающих к полотну дороги, если дорога расположена на косогоре; они особенно необходимы для защиты от размыва откосов выемок. Выходы нагорных канав к искусственным сооружениям должны быть отведены от полотна дороги (трубопровода) возможно дальше, укреплены и расширены для предупреждения их размыва.
3.9 опоры (стойки): Специальные, отдельно стоящие конструкции для закрепления поддерживающих устройств контактной сети, питающих и усиливающих линий, сетей другого назначения.
3.10 опорные устройства: Устройства (конструкции), к которым закрепляются поддерживающие устройства контактной сети, питающих и усиливающих линий.
3.11 обочина земляного полотна: Часть основной площадки, располагающаяся между подошвой балластного слоя и бровкой земляного полотна.
3.12 основная площадка земляного полотна: Верх земляного полотна, включающий в себя границу раздела балластного слоя нормируемой толщины и грунтов земляного полотна, а также обочины.
3.13 питающие линии: Воздушные провода или кабельные линии, электрически соединяющие шины тяговых подстанций с контактными проводами и рельсами.
3.14 поддерживающие устройства: Гибкие или жесткие конструкции (тросовые и проволочные поперечины, кронштейны), к которым подвешиваются контактные подвески, спецчасти и другие элементы контактной сети.
3.15 правило: Инструмент, предназначенный для проверки отсутствия вмятин или выпуклостей на различных видах плоскости.
3.16 перегон: Часть трамвайного пути, ограниченная смежными трамвайными остановками, разъездами, обгонными пунктами.
3.17 подрельсовое основание: Опоры для рельсов трамвайного пути, предназначенные для восприятия нагрузок от рельсов и передачи их на балластный слой или земляное полотно.
3.18 приемка: Форма оценки соответствия объекта инфраструктуры наземного рельсового электротранспорта, строительство которого закончено, требованиям проекта и свода правил.
3.19 реконструкция (модернизация) трамвайного пути: В комплексе с реконструкцией проезжей части улиц, ливневой канализацией и другими обустройствами или самостоятельно:
— повышение мощности рельсового пути;
— изменение плана и профиля трассы;
— приведение котлована до установленных размеров.
3.20 рельс: Элемент конструкции верхнего строения пути, непосредственно воспринимающий нагрузку от колес трамвайного вагона и передающий ее на подрельсовое основание.
3.21 рельсовые скрепления: Элементы верхнего строения пути, предназначенные для соединения рельсов друг с другом и с подрельсовым основанием и предотвращающие перемещение рельса в горизонтальных поперечном и продольном направлениях.
3.22 рельсошпальная решетка: Рельсы и шпалы, соединенные между собой с помощью промежуточных скреплений.
3.23 скрытые работы: Работы, которые предъявляются строительной организацией к осмотру и приемке до их закрытия последующими работами; при этом акты на скрытые работы включаются в состав общей приемо-сдаточной документации.
3.24 стрелочный перевод: Устройство, служащее для соединения трамвайных путей друг с другом или ответвления путей и состоящее из стрелок, крестовин и соединительных путей между ними.
3.25 строительство: Создание новых объектов инфраструктуры наземного рельсового электротранспорта.
Источник
Укладка и ремонт трамвайных рельсов
Трамвайные пути относятся к транспортной инфраструктуре городов. Они представляют собой специальное сооружение, конструкция которых состоит из следующих инженерных конструктивных элементов:
– основание, имеющее в составе: подрельсовые опоры (шпалы), рамные конструкции, балластовый материал (гравий, песок, щебень и пр.). Есть основания, не имеющие подрельсовых опор, в этом случае основанием служит бетон или балластовый материал;
– верхняя часть строения, включающая рельсы и специальные элементы в виде крестовин, стрелок и пересечений, плюс крепёж: костыли, болты, шурупы, тяги, а также накладки и прокладки к ним;
– земляное полотно выполняется в продольном сечении котлована для путей, расположенных на проезжей части городской дороги или вариант устройства полотна, как насыпь или выемку, когда укладка трамвайных путей выполняется на полотне, специально для этого предназначенном;
– водоотводящие конструкции включают в себя коробки на путях и стрелках с дренажами, колодцами, лотками, трубами и пр.;
– благоустройство – покрытие дороги вдоль пути из асфальта, бетона, брусчатки и пр.
Рельсы для трамвайных путей. Конструкция, ГОСТ, размеры колеи
Рельсы для трамвайных путей – обязательные конструктивные элементы, по которым осуществляется движение.
Первое, что учитывается в своде правил для укладки путей размер ширины колеи, обозначающий расстояние между гранями рельсовых головок. Это перпендикулярный размер продольной оси трамвайного пути.
Второе, что учитывает прокладка трамвайных путей – рельсы, относящиеся к верхней части строения. Они должны выдерживать интенсивные нагрузки (частые торможения и остановки, загрязнения от передвижных транспортных средств). Для городских условий применяются рельсы трамвайного типа, имеющих особенный профиль – желобчатый с головкой сложного очертания или рельсы трамвайные желобчатые. Для данных размеров существует единый стандарт – рельс трамвайный т62. Подробнее о том, чем трамвайные рельсы отличаются от железнодорожных можно здесь: https://promputsnab.ru/ или на другом интернет-ресурсе.
Выполнение работ
Работы по выполнению укладки трамвайных путей начинаются с устройства земляного полотна.
1. Рытьё котлована основывается на основе конструкции основания, шириной между рельсами в соответствии с выбранным профилем: продольным или поперечным с учётом плана поверхности земли. Полотно планируется и тщательно утрамбовывается.
2. Устройство дренажа выполняется от краёв к оси. Если дренаж не предусмотрен, выполняется уклон от оси к краям.
3. Укладка рамных шпал выполняется на предварительный слой балласта. Шпалы могут выправляться в плане. Они укладываются на очищенную поверхность с предварительно уложенной подрельсовой прокладкой из полимера.
4. Укладка рельсов выполняется на выровненные шпалы, с установкой тяг и регулируют ширину колейного пути прижимным крепежом: лапками, болты с гайками, пружинные шайбы. Технологии укладки рельсов предусматривают их возвышение над полотном или нахождение в утопленном виде, слегка выступая над дорожным полотном. Выбор того или иного способа зависит от загруженности проезжей части или расположения трамвайной линии.
5. Сварка трамвайных рельсов выполняется на стыках. В зависимости от трудозатрат, технологии свариваемости и стоимости оборудования, может применяться:
Применение сварки даёт возможно избежать толчков при движении трамвая.
6. Засыпка шпал гравием производится, чтобы скрыть их укладку.
7. Исправление пути в плане, чистая рихтовка, завещающая подъёмка балластового слоя над рамными шпалами.
8. Уплотнение балластового слоя над рамными шпалами.
9. Испытания проводятся с целью выявления слабо подбитых шпал и ослабленного крепежа.
Устройство трамвайных путей требует выполнения множества технологических операций ручным способом. Это кропотливые и тяжёлые работы, занимающие много сил и времени. Кроме того, практически каждый миллиметр пути проверяется путевым шаблоном.
О ремонте трамвайных линий
Во многих городах трамвайные пути – наследие советских времён. Но нет ничего вечного, а увеличение автотранспорта на городских дорогах, которые пересекают трамвайные линии, особенно тяжеловесные грузовики, приводит к тому, что ремонт трамвайных путей – необходимость, вызванная поддержанием должного уровня количества общественного транспорта. В некоторых городах проблему решают кардинально. Просто демонтируют трамвайные линии, не оставляя горожанам права выбора: маршрутки, троллейбусы, автобусы. Но при этом расширяется проезжая часть, оставляя больше места для потока автомобилей. Правильно это или нет – вопрос городских властей. Но в тех городах, где хотят сохранить транспортные удобства для жителей, выполняются ремонты, для того чтобы трамвай, как общественный транспорт, был безопасен и функционален.
Ремонты проводятся как на отдельных участках трамвайного пути, так и тотальной замены всей ветки в зависимости от изношенности всех элементов линии.
Вне зависимости от протяжённости замены всех составляющих пути, ремонт начинается с демонтажных работ. Рельсошпальную конструкцию по возможности вынимают вместе, без снятия крепежа. Но если есть разрушение шпал, то сначала снимают рельсы, а затем демонтирую шпалы.
На освобождённом полотне начинаются аналогичные работы по устройству трамвайных путей с соблюдением всех технологических процессов.
Источник