Технология ремонта устройств сцб

[Статья] Организация технического обслуживания и ремонта средств СЦБ

Системы и устройства, реализующие функции управления и регулирования движения поездов, а также предоставления оперативно-диспетчерскому персоналу различной информации, необходимой для выполнения задач по организации и планированию грузовых и пассажирских перевозок, относятся к категории технических средств, получивших название средства железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖА 7). Автоматика представляет собой область науки и техники, которая изучает теорию, методы и средства выполнения различных функциональных задач без непосредственного участия человека; а телемеханика — область науки и техники, которая изучает теорию, методы и средства передачи на расстояние управляющих и информационных сообщений.

Средства ЖАТ обеспечивают безопасность и бесперебойность следования поездов, а также заданную пропускную и перерабатывающую способность перегонов и станций железных дорог. С учетом функционального назначения средства ЖАТ имеют второе название — средства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Сигнализация служит для передачи приказов при помощи сигнальных устройств, основными из которых являются светофоры, передающие приказы машинистам; централизация — для управления территориально рассредоточенными объектами из одного пункта; а блокировка не допускает вступления подвижного состава на занятый участок пути, или, другими словами, ограждает занятый участок пути сигналом, запрещающим движение поезда.

Для того чтобы средства СЦБ выполняли свои функции в полном объеме и с заданным качеством в течение всего периода эксплуатации — от пуска до реконструкции или замены, необходимо выполнять комплекс работ по их техническому обслуживанию и ремонту [51,47]. Система технического обслуживания и ремонта средств СЦБ должна обеспечивать:

• высокий уровень безопасности и бесперебойности движения поездов;

Читайте также:  Тойота карина 7 поколение ремонт подвески

В процессе технической эксплуатации устройств СЦБ могут использоваться следующие виды ремонта [47]: текущий, по техническому состоянию, капитальный. Любой вид ремонта может быть как плановым, выполняемым в сроки, установленные Инструкциями № ЦШ-720, № ЦШ-762 и др., так и неплановым, выполняемым в случае обнаружения неисправностей устройств СЦБ.

Текущий ремонт выполняется для обеспечения или восстановления (при обнаружении неисправностей) работоспособного состояния устройств СЦБ и состоит в замене отдельных элементов или приборов. Ремонт по техническому состоянию предполагает определение объема работ в зависимости от технического состояния устройств. Капитальный ремонт выполняется, когда требуется полное восстановление исправного состояния или ресурса устройства, в том числе в тех случаях, когда восстановление его работоспособности текущим ремонтом невозможно.

При технической эксплуатации устройств СЦБ могут использоваться местный, фирменный и специализированный (сервисный) методы технического обслуживания и ремонта.

Местный метод, при котором обслуживание и ремонт устройств СЦБ выполняется той дистанцией, в которой они эксплуатируются, является в настоящее время основным на сети Российских железных дорог. Фирменный метод предполагает обслуживание и ремонт устройств СЦБ предприятием-изготовителем (поставщиком) этих устройств в специально организованных центрах фирменного обслуживания или непосредственно на предприятиях. При специализированном (сервисном) методе техническое обслуживание и ремонт устройств СЦБ выполняется организацией (сервисным центром, входящим или не входящим в структуру службы автоматики и телемеханики дороги), специализирующейся на определенных видах работ или на определенных устройствах. Современные микро-элекгронные (микропроцессорные) системы и устройства СЦБ должны бьггь переданы на фирменное или сервисное гарантийное и послегарантийное обслуживание [51].

Возможно сочетание всех трех или двух методов технического обслуживания и ремонта, тогда говорят, что используется комбинированный метод.

Линейным производственным подразделением, осуществляющим техническую эксплуатацию средств СЦБ, является дистанция сигнализации, централизации и блокировки. Техническая оснащенность средствами СЦБ, протяженность (эксплуатационная длина), численность персонала, а также распределение функций управления между руководителями дистанции должны соответствовать рекомендациям Методических указаний по оптимизации размеров дистанций [22].

Типовая структура i щсганции [51] включает блок управления, блок основного производства и блок обеспечения основного производства.

В состав блока управления дистанцией входят руководители дистанции, диспетчерский аппарат дистанции, а также бухгалтерская группа и специалисты по управлению персоналом.

В состав блока основного производства дистанции входят линей-но-производственные участки (ЛПУ), на которых выполняется основной объем работ по техническому обслуживанию и ремонту несъемного оборудования устройств СЦБ, а также бригады централизованного технического обслуживания устройств СЦБ. ЛПУ должен иметь производственную базу и мастерскую, в которой организованы рабочие места для выполнения столярных, слесарных, сварочных и электромонтажных работ. В состав ЛПУ входят линейные бригады, возглавляемые старшими электромеханиками, состоящие из линейных звеньев. Линейные звенья в составе электромехаников и электромонтеров, выполняют регламентные работы четырехнедельного и годового планов-графиков технического обслуживания закрепленных за ними устройств СЦБ и другие работы, а также устраняют отказы.

В состав блока обеспечения основного производства дистанции входят производственная база, включающая участок механизации, а также группы технической документации и надежности.

В состав участка механизации входят транспортный цех, производственные цеха (столярный, слесарный, по ремонту напольного оборудования СЦБ), бригада трудоемких работ дистанции, выполняющая централизованную замену стрелочных электроприводов, приварку стыковых соединителей, устранение отклонений от норм параметров устройств СЦБ по заявкам ЛПУ (например, ликвидацию люфтов, покраску и др.)

В технический центр по обслуживанию устройств СЦБ могут входить следующие бригады и группы: централизованной замены приборов СЦБ; проверки и ремонта приборов СЦБ; измерения параметров кабеля СЦБ, испытания защитных средств и бесконтактной аппаратуры; обслуживания и ремонта микропроцессорной и вычислительной техники; обслуживания и ремонта устройств контроля подвижного состава на ходу поезда; обслуживания и ремонта устройств автоматической локомотивной сигнализации и систем автоматического управления торможением поезда; метрологического обеспечения; ремонта электроприводов, электродвигателей, трансформаторов.

При большой протяженности участка, обслуживаемого дистанцией, с целью обеспечения эффективного управления процессом технической эксплуатации устройств СЦБ в удаленной зоне возможна организация филиала дистанции, имеющего все необходимые для автономной работы подразделения.

Для каждой дистанции сигнализации, централизации и блокировки должен быть разработан Проект организации обслуживания и ремонта технических средств и сопровождения программного обеспечения, определяющий структуру (состав) дистанции и методы технической эксплуатации средств ЖАТ.

Техническую эксплуатацию средств СЦБ осуществляет производственный персонал дистанции, окончивший учебное заведение, профиль которого соответствует занимаемой должности, и прошедший обязательные медицинские осмотры (предварительные и периодические) в установленном порядке. Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ производят старшие электромеханики, электромеханики и электромонтеры. Перечень работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ, выполняемых электромонтером, и порядок их выполнения установлен Инструкциями [13] и [14]. Согласно Инструкции № ЦШ-720 электромонтер выполняет 50 видов работ совместно с электромехаником и другими исполнителями и 7 видов работ самостоятельно; согласно Инструкции № ЦШ-762 — 103 вида работ совместно и 22 вида работ самостоятельно.

Электромонтер выполняет работы по утвержденным планам-графикам технического обслуживания и устраняет отказы, производя действия, не требующие вскрьггия опломбированных устройств и выключения устройств. Обнаружив отказ (повреждение) устройств СЦБ, электромонтер должен доложить об этом электромеханику, а при его отсутствии — старшему электромеханику и диспетчеру дистанции. При этом, согласно требованиям Инструкции № ЦШ-530, запрещается приступать к устранению повреждений станционных устройств СЦБ без разрешения дежурного по станции. При невозможности самостоятельно устранить отказ электромонтер должен немедленно поставить в известность электромеханика, а при его отсутствии — старшего электромеханика или диспетчера дистанции.

Если при устранении отказа существует необходимость отключения отдельных устройств или вскрьггия опломбированных устройств, то с разрешения электромеханика (старшего электромеханика) или диспетчера дистанции электромонтер должен сделать запись в Журнале осмотра с указанием причин отключения или снятия пломбы, должности и фамилии работника, давшего разрешение. Только после получения согласия дежурного по станции, который удостоверяет это подписью в Журнале осмотра под записью электромонтера, электромонтер может приступить к выполнению необходимых действий по устранению отказа.

Электромонтер осуществляет контроль соблюдения технологии и качества выполнения ремонтных или строительно-монтажных ра-бот, производимых специализированными бригадами или строительными организациями в пределах обслуживаемого участка.

В случае стихийных природных явлений (гроза, наводнение, гололед, снежные или песчаные заносы и др.) или техногенных аварий, последствия которых могут привести к нарушению нормальной работы устройств СЦБ, электромонтер по указанию электромеханика должен провести внеочередной осмотр обслуживаемых устройств и при необходимости устранить неисправности (повреждения).

Таким образом, учитывая ответственность решаемых производственных задач, электромонтер должен быть квалифицированным специалистом, знающим устройство, правила и нормы технического обслуживания, ремонта и монтажа устройств СЦБ, а также характерные неисправности, их проявления, основные причины возникновения и способы устранения. Кроме того, электромонтер должен стремиться к постоянному профессиональному росту, повышению своей квалификации и образовательного уровня.

__________________

Зарегистрируйтесь , чтобы скачивать файлы.
Внимание! Перед скачиванием книг и документов установите программу для просмотра книг отсюда . Примите участие в развитии ж/д вики-словаря / Журнал «АСИ» онлайн

Источник

Технология ремонта устройств сцб

от 17 апреля 2014 года N 939р

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 июля 2016 года на основании
распоряжения ОАО «РЖД» от 30 декабря 2015 года N 3168р
____________________________________________________________________

В целях оптимизации производственных процессов при технической эксплуатации устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки:

2. Начальникам дирекций инфраструктуры, руководителям других филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» обеспечить:

а) изучение и проверку знаний настоящей Инструкции причастными работниками;

б) техническую эксплуатацию устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

3. Признать утратившим силу Распоряжение ОАО «РЖД» от 22 октября 2009 года N 2150р «Об утверждении Инструкции по технической эксплуатации устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ)».

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Центральной дирекции инфраструктуры Супруна В.Н.

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО «РЖД»
от 17 апреля 2014 года N 939р

Инструкция по технической эксплуатации устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки

1. Общие положения

1.1. Основными задачами технической эксплуатации устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки (далее — СЦБ) являются: обеспечение их бесперебойного функционирования, поддержание исправного (работоспособного) состояния, своевременное устранение нарушений нормальной работы устройств при безусловном обеспечении безопасного движения поездов.

1.2. Техническая эксплуатация устройств и систем СЦБ включает в себя в общем случае организацию и проведение работ по контролю технического состояния, в том числе, средствами технического диагностирования и мониторинга (далее — ТДМ), техническому обслуживанию и ремонту этих устройств и систем, а также хранение, транспортирование и утилизацию оборудования и аппаратуры СЦБ.

1.3. Настоящая Инструкция устанавливает перечень работ по техническому обслуживанию, а также порядок технической эксплуатации устройств и систем СЦБ железнодорожной автоматики и телемеханики (далее — ЖАТ) открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее — ОАО «РЖД»).

К основным системам СЦБ относятся:

электрическая централизация стрелок и светофоров;

системы интервального регулирования движения поездов на перегонах;

диспетчерская централизация и диспетчерский контроль за движением поездов;

переездная сигнализация и сигнализация на искусственных сооружениях;

системы контроля состояния участков пути на основе счета осей;

путевые устройства автоматической локомотивной сигнализации и автоматического управления торможением.

Техническая эксплуатация устройств СЦБ на сортировочных горках, средств автоматического контроля технического состояния железнодорожного подвижного состава на ходу поезда в настоящей Инструкции не рассматривается.

Указанные системы СЦБ, как правило, имеют в своём составе:

путевое оборудование, включая электроприводы; светофоры; маршрутные указатели, релейные и батарейные шкафы; соединители, дроссель-трансформаторы, кабельная сеть и др.;

постовые устройства, включая аппараты управления, стативы, реле, блоки, трансформаторы, модули, провода, кабель и т.д.

1.4. Инструкция по технической эксплуатации устройств и систем СЦБ распространяется на работников дистанций сигнализации, централизации и блокировки (далее — дистанций СЦБ), лабораторий автоматики и телемеханики, технических центров автоматики и телемеханики, центров диагностики и мониторинга и других подразделений ОАО «РЖД», причастных к эксплуатации устройств и систем СЦБ.

1.5. Выполнение работ по контролю технического состояния, техническому обслуживанию и ремонту устройств и систем СЦБ производят старшие электромеханики, электромеханики и электромонтеры СЦБ в порядке, предусмотренном действующими нормативными и технологическими документами. Работы по проверке зависимостей устройств и систем СЦБ выполняются с участием начальника участка производства (далее — начальник участка) или заместителя начальника дистанции СЦБ.

1.6. В настоящей Инструкции применяются следующие термины с соответствующими определениями:

аппаратура ЖАТ — приборы СЦБ, модули платы аппаратно-программных средств применяемые в системах сигнализации, централизации и блокировки;

мониторинг технического состояния — процесс непрерывного или периодического дистанционного контроля технического состояния объекта с накоплением полученной информации и ее оценкой с целью определения текущего состояния объекта;

оборудование — совокупность технических средств (стативов, панелей, механизмов, устройств), необходимых для выполнения работ;

отказ — событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта;

периодичность технического обслуживания (ремонта) — интервал времени или наработка между данным видом технического обслуживания (ремонта) и последующим таким же видом или другим большей сложности;

план-график — форма плана работ по техническому обслуживанию устройств СЦБ объединяющая нормированный набор работ и периодичность их выполнения;

повреждение — событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта при сохранении работоспособного состояния;

приборы СЦБ — реле, блоки, генераторы, приемники, преобразователи, датчики, предохранители и другие устройства, перечисленные в приложении N 5;

ремонт — комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурса изделий или их составных частей;

ремонт неплановый (непредвиденный) — ремонт, выполняемый, как правило, в срочном порядке, а необходимость его проведения устанавливается при контрольных осмотрах, техническом обслуживании или по заявкам эксплуатирующих устройство или систему подразделений;

сбой — самоустраняющийся отказ или однократный отказ, устраняемый незначительным вмешательством оператора (ДСП, ДНЦ, дежурного по переезду);

срок службы — продолжительность эксплуатации изделия или ее возобновление после капитального ремонта до наступления предельного состояния;

техническое диагностирование — определение технического состояния объекта;

техническое обслуживание — комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. В настоящем документе термин техническое обслуживание используется в широком смысле и включает операции, направленные на предупреждение отказов, операции по устранению неисправностей;

техническое состояние — совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных в технической документации параметров, определяющая возможности применения устройства или системы по назначению;

эксплуатация — стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество.

1.7. В настоящей Инструкции применены следующие сокращения, перечисленные в алфавитном порядке:

АЛС — автоматическая локомотивная сигнализация;

АЛСО — автоматическая локомотивная сигнализация, применяемая как самостоятельное средство сигнализации и связи;

АРМ — автоматизированное рабочее место;

АСУ-Ш-2 — автоматизированная система управления хозяйством автоматики и телемеханики;

ДНЦ — диспетчер поездной;

ДС — начальник железнодорожной станции;

ДСП — дежурный по железнодорожной станции;

ДЦ — диспетчерская централизация;

ЗИП — запасные части и принадлежности;

КСБ — колесосбрасывающий башмак;

ПД — дорожный мастер;

ПДБ — бригадир пути;

ПЧ — дистанция пути дирекции инфраструктуры;

РТУ — ремонтно-технологический участок дистанции СЦБ;

РЦ — рельсовая цепь;

САУТ — система автоматического управления торможением;

ССО — система счета осей;

ССПС — специальный самоходный подвижной состав;

ТРЦ — рельсовая цепь тональной частоты;

УКСПС — устройства контроля схода подвижного состава;

УТС — упор тормозной стационарный;

УЭП — устройства электропитания;

ЦДИ — Центральная дирекция инфраструктуры — филиал ОАО «РЖД»;

ШН — электромеханик дистанции СЦБ;

ШНС — старший электромеханик дистанции СЦБ;

ШЧГ — главный инженер дистанции СЦБ;

ШЧД — диспетчер дистанции СЦБ;

ШЧУ — начальник участка производства дистанции СЦБ;

ШЦМ — электромонтер СЦБ дистанции СЦБ;

ЭЦ — электрическая централизация;

ЭЧ — дистанция электроснабжения дирекции инфраструктуры.

1.8. Техническая эксплуатация устройств и систем СЦБ осуществляется в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее — ПТЭ) и иных нормативных и технологических документов, устанавливающих требования к указанным устройствам и системам.

1.9. Рабочие места электромехаников, старших электромехаников должны быть обеспечены необходимыми для эксплуатируемых устройств и систем СЦБ средствами измерений и контроля, инструментом, оборудованием и инвентарем, нормативными, технологическими, эксплуатационными документами, принципиальными и монтажными схемами, мобильными средствами связи, а также средствами вычислительной техники.

1.10. Начальник дистанции СЦБ, его заместители, главный инженер обеспечивают:

организацию работ по технической эксплуатации устройств и систем СЦБ, закрепленных за дистанцией СЦБ;

контроль их технического состояния;

соблюдение работниками дистанции СЦБ действующих правил и норм;

разработку анализа причин неисправностей, а также контроль и выполнение работ по их устранению и предупреждению.

1.11. Работы по техническому обслуживанию, контролю технического состояния систем и устройств СЦБ должны осуществляться в соответствии с технологическими процессами. Карты технологических процессов утверждает Управление автоматики и телемеханики ЦДИ ОАО «РЖД».

Источник

Оцените статью