- Ремонт железнодорожного пути
- Ремонт железнодорожного пути: виды
- Технология ремонта железнодорожных путей
- Виды ремонта железнодорожных путей верхнего строения ЖД пути
- Когда производится ремонт железной дороги
- Виды ремонта ЖД-пути
- Капитальный ремонт железнодорожного полотна
- Средний ремонт железных дорог
- Подъемочные ремонтные работы на ЖД-путях
- Плановая выправка пути
- Шлифовка рельсов
- Одиночная замена рельсов
- Установка стрелочного перевода
- Замена стрелочного перевода
- Допуски СРО
- Содержание железнодорожных путей
Ремонт железнодорожного пути
Компания «Трудовой десант» производит следующие виды ремонта ЖД путей:
Основная задача путевого хозяйства — обеспечение безопасности движения поездов с установленными скоростями и осевыми нагрузками.
Согласно техническим условиям на работы по ремонту и планово-предупредительной выправке пути (ЦПТ-53), данная задача должна решаться в увязке с наиболее эффективным использованием имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
С этой целью была сделана классификация путей, в зависимости от грузонапряженности и скорости движения (основных факторов, влияющих на размеры движения и работу ЖД дороги), и определены конструкция и типы верхнего строения, прочностные качества укладываемых материалов (новые или старогодные), виды и характеристика путевых работ, сроки их проведения.
Для удобства квалификации все железные дороги разделены на 5 классов. По грузонапряженности железнодорожные линии подразделяются на 5 групп, а по допускаемой скорости движения пассажирских и грузовых поездов — на 7 категорий. Классы определяются сочетанием группы и категории пути.
Ремонт железнодорожного пути, его периодичность, а также технологические комплексы машин установлены исходя из:
- конструкции и технического состояния линии;
- вида балласта;
- характера деформаций и дефектов;
- способов их устранения и приведения колеи в исправное состояние.
Текущее планирование путевых работ осуществляется для рационального использования ремонтного фонда и других ресурсов.
Перспективное планирование на текущий ремонт железнодорожных путей осуществляется на основе нормативных сроков на 3-5 лет вперед.
Текущее планирование на предстоящий год производится исходя из фактического состояния линии по критериям назначения того или иного вида реконструкции.
Тип ремонта железнодорожных путей определяется по результатам комиссионных осмотров диагностическими средствами устройства и содержания пути, а также на основе паспортных данных о классе, конструкции верхнего строения, плане и профиле пути, наработанном тоннаже и др.
Ежегодная потребность ремонтно-путевых работ при перспективном и текущем планировании определяется на основе их нормативной периодичности выполнения.
По нормативной периодичности выполнения восстановительных путевых работ, в соответствии с классностью путей и вышеприведенной дифференциацией участков, определяются расчетные объемы ремонтно-путевых работ, потребность материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов.
Ремонт железнодорожного пути: виды
К основным видам ремонтно-путевых работ относятся следующие мероприятия.
Средний ремонт жд путей:
- смена шпал – 25%;
- очистка щебня – 100%;
- добавление щебня – 50%;
- регулировка зазоров – 100%;
- регулировка ширины колеи – 100%;
- рихтовка и выправка пути – 100%.
Подъемочный ремонт ЖД путей необщего пользования:
- смена шпал – 10%;
- очистка щебня – 10%;
- добавление щебня – 10%;
- регулировка зазоров – 100%;
- регулировка ширины колеи – 100%;
- рихтовка и выправка пути – 100%;
- сварка рельсовых плетей.
- Алюминотермитная сварка стрелочных переводов.
- Сплошная смена рельсов в кривых с боковым износом на новые или старогодные.
- Сплошная смена переводных деревянных брусьев.
- Планово-предупредительная выправка и другие виды работ.
На протяжении многих лет ООО «Трудовой десант» производит текущий, средний и капитальный ремонт железнодорожных путей в самых разных климатических зонах России, в том числе в городах с такой сложной и запутанной инфраструктурой как Москва и Санкт-Петербург. Мы, имея опытный, профессиональный коллектив, гарантируем высокое качество работ и соблюдение всех требований к подобной деятельности.
Источник
Технология ремонта железнодорожных путей
Понятие ремонт железнодорожного пути, имеет несколько разновидностей в зависимости от масштаба проблем, количества материалов и ремонтируемых узлов:
Капитальный ремонт железнодорожного пути. Требуется полная замена конкретных элементов полотна или даже целого участка с вырезкой балласта. Для этого необходимо провести демонтаж требуемого участка, ликвидировать неочищенный балласт, потом осуществить укладку исправного полотна. Путь балансируется, выпрямляется по оси и в профиле.
Подъемочный ремонт железнодорожного пути. Он похожий на работы по предупреждению износа путей и текущее содержание. Между ними существует отличие в том, что подъемочный ремонт предполагает выправку железнодорожного пути сплошь, с поднятием пути на 2 см и замену непригодных к эксплуатации рельсов. Подобные работы занимают в несколько раз больше времени и материалов, чем предупредительные мероприятия.
Одиночная замена рельсов. Она необходима, если на конкретном участке рельсы пришли в непригодное состояние. Проводиться полная их замена на новые материалы. Если участок пути нельзя закрыть на весь период ремонта, то определяется время с наименьшей плотностью движения составов. В таком случае новые рельсы укладывают вдоль колеи и закрепляют петлями.
Установка стрелочного перевода. Его устанавливают на засыпанную щебнем площадку на участке, который ограничивается передним стыком рамного рельса и последним брусом за хвостом крестовины. Для этого требуется вырезать старый балласт, чтобы они был ниже постели бруса. Специалисты должны придерживаться расхода щебня для одной установки в пределах 50 м 3 . Использованный балласт может применяться как подушка, если его загрязнение не превышает 20%. Во время установки нужно осуществить осмотр и замену поврежденных элементов пути, заменить изношенные брусья и другие части. Для этого можно не перекрывать движение составов на участке.
Замена стрелочного перевода. Если железнодорожный путь нельзя закрыть на длительное время, заменить стрелочный перевод можно в 3 этапа. Сначала осуществляется подготовка, которая включает перевозку и выгрузку у места работ необходимых материалов. Осуществляется заготовка рельсов нужной длины, потом собираются звенья для внешней и наружной нити прямого направления. Нужно подготовить также болты соединений, убрать части костылей, вырезать балласт. После этого идет основной этап замены. Он включает установку частей стрелочного перевода по главному направлению, которое позволяет курсировать поездам. Заключительный этап включает установку бокового направления.
Когда все работы по ремонту, установке и замене стрелочных переводов, полотна дороги успешно проведены, выполненная работа должна быть освидетельствована специальной приёмочной комиссией. Она осматривает соответствие фактических работ заданным в проекте, смете, устанавливают соответствие отремонтируемого пути действующим техническим нормам. На основе проверки оформляется акт, к которому прилагаются различные ведомости, графики, таблицы, профили путей и другие материалы.
Опубликовано 4 года назад. Просмотров с момента размещения на сайте 10147
Источник
Виды ремонта железнодорожных путей верхнего строения ЖД пути
Любая линия и ветка, даже та, за которой ухаживают лучше всего, рано или поздно выходит из строя. И сегодня мы рассмотрим, как ее восстановить. В фокусе внимания – ремонт железнодорожных путей: случаи, в которых он необходим, его виды и проводимые при этом работы, актуальные допуски СРО. Разберем каждый момент, который только заслуживает внимания, чтобы вы в точности понимали, как вернуть полотно в пригодное для эксплуатации состояние.
Сразу отметим, есть такие ситуации, когда проблема незначительна и заключается в небольшом изменении отдельно взятых элементов (допустим, истерлись поверхности двух-трех рядом уложенных рельсов), и этим металлоконструкциям можно вернуть исходную геометрию. И есть такие, когда дефекты более серьезны и требуют скорейшей замены поврежденного участка.
Когда производится ремонт железной дороги
Специфику, объемы, продолжительность решения задач и даже используемые при этом материалы определяют, исходя из актуальных критериев эксплуатации: с учетом классификации, действующих скоростей движения, грузонапряженности.
Существующие сегодня ЖД-линии разделены на 5 классов, 7 категорий и 5 групп. Последние записываются латинскими литерами, первые и третьи – цифрами. Допустим, 2А1 или 1В2.
Объемы работ и частота их повторения (периодичность) зависят от следующих факторов:
общее техническое состояние колеи (отдельного ее участка) и ее конструкция;
характер и сохранность призмы (чем ближе ее форма к оригинальной, тем лучше);
сложность и степень обнаруженных нарушений/дефектов/деформаций;
выбранные способы устранения проблем и восстановления нормальной геометрии полотна.
Проведение комплекса мероприятий необходимо заранее запланировать: на этой стадии должны быть определены все операции, обязательные к проведению для обеспечения исправного состояния транспортной линии; их же следует внести в график производства, составленный на текущий год. Принимать первоочередные решения нужно, ориентируясь на паспортные данные, результаты диагностики и актуальное положение дел на проблемном участке ВСП.
Кроме того, важно продумать и шаги на перспективу – определить долгосрочные цели, на пару-тройку лет вперед или даже на более длительный срок.
Виды ремонта ЖД-пути
Их достаточно значительное количество (и мы рассмотрим каждый), поэтому со временем они были классифицированы по нескольким ключевым принципам. Вкратце о том, как же они сгруппированы.
По объему и степени сложности выделяют:
Капитальный – подразумевает полную замену рельсошпальной решетки (или другого изношенного и/или поврежденного элемента); выполняется не просто с демонтажем самого участка, но даже с ликвидацией подушки – наиболее радикальный вариант (если можно так выразиться).
Средний – не настолько масштабный, как предыдущий, проводимый без снятия всего полотна, но усиливающий несущую способность металлоконструкций или балластной призмы (в зависимости от задачи). Также может предполагать установку новых элементов ВСП вместо истертых, деформированных, непригодных, отслуживших свое.
Подъемочный – практически планово-профилактический, во многом предотвращающий дальнейший износ; отличие в том, что в его рамках осуществляется сплошная выправка, с повышением уровня колеи на 2 см. Естественно, такие работы оборачиваются солидными временными затратами.
По степени срочности выделяют:
Предупредительный – запланированный (причем задолго до выполнения); представляет собой комплекс защитных мероприятий, цель которого – недопущение появления дефектов.
Текущий – проводимый согласно заранее составленному расписанию и призванный устранить некритические деформации, пока позволяющие эксплуатировать ветку, но грозящие перейти в разряд опасных в будущем.
Срочный (оперативный) – претворяется в жизнь безотлагательно, сразу же, как только обнаружено повреждение, достаточно серьезное, чтобы спровоцировать аварию.
По характеру решаемых задач выделяют такие виды ремонта на ЖД:
Одиночная замена рельсошпальной решетки – актуальна, когда проблема наблюдается на каком-то конкретном участке, как правило, небольшой протяженности.
Регулировка ширины – необходима тогда, когда замечены сдвиги в поперечном направлении и другие подобные нарушения колеи.
Выправка и подбивка – нужны в тех случаях, когда обнаруживается, что соседние элементы ВСП не равны друг по отношению к другу по продольному вектору и/или по высоте.
Шлифовка рельсов – призвана устранить потертости и остальные мелкие дефекты и восстановить гладкость поверхности двутавровых балок (и продлить тем самым срок их эксплуатации, минимизировав риск возникновения аварийной ситуации).
Установка или замена стрелочного перевода – сопровождается созданием балластной подушки (или возвращением ей исходной формы), сборкой или реконструкцией звеньев, заданием бокового направления.
Теперь рассмотрим основные из них подробнее.
Капитальный ремонт железнодорожного полотна
По сравнению с другими, максимально трудозатратный и радикальный вариант, так как при его реализации осуществляется полный демонтаж отслужившего свое и/или неисправного элемента и установка вместо него того, который отвечает требованиям и способен выдерживать расчетные нагрузки.
Внимание, мы намеренно не написали «укладка новых рельсов», так как возможны два варианта:
Применение тех конструкций и материалов, что ранее не эксплуатировались и не хранились длительное время, – актуально для основных путевых нитей, к которым предъявляются самые высокие требования по надежности, то есть для I и II классов.
Использование тех элементов ВСП, что уже были в употреблении, но остаются пригодными для дальнейшего решения задач и являются более мощными, менее изношенными, лучше подходящими, чем те, что нужно снять.
В каждом из двух случаев фронт задач максимально широк, даже если вопрос решается на участке не самой серьезной протяженности, и даже допускает привлечение габаритной спецтехники – для быстрой укладки двутавровых балок.
В течение столь комплексного процесса, как капитальный ремонт ЖД, выполняются следующие работы:
чистка балластного слоя и восстановление или замена призмы;
полный демонтаж отслужившей своей рельсошпальной решетки и укладка новой (или бывшей в употреблении, но находящейся в отличном состоянии и все еще пригодной для длительного использования);
исправление текущих поломок стрелочного перевода или строительство нового;
восстановление подушки с доведением ее формы до предусмотренных ГОСТами размеров;
принятие мер по выправке, подбивке, стабилизации, а также последующая постановка на проектные отметки;
реконструкция пропускной способности водоотводов и дренажа – ею нельзя пренебрегать, так как от нее сильно зависит сопротивляемость коррозии, а значит и общий срок службы двутавровых балок.
Обратите внимание, после полного снятия укладку рельсошпальной решетки можно осуществлять с применением кранов. Спецтехника существенно облегчает и убыстряет решение вопроса, но неизбежно придется потратиться на ее транспортировку на объект и на ее техническое обслуживание, так что эксплуатировать ее экономически целесообразно только на постоянной основе.
Средний ремонт железных дорог
По сравнению с капитальным он не настолько всеобъемлющ, но именно он наиболее часто выполняется на практике.
В свою очередь, по объему задач, условно делится на две категории:
1. Обычный (стандартный) – предполагает простое восстановление балластной подушки и/или замену изношенных шпал и поврежденных рельсов, без демонтажа всего полотна и последующей его укладки заново.
2. Усиленный – помимо всего вышеуказанного, также подразумевает повышение несущей способности грунта, основной площадки, насыпной призмы. При этом решается целый ряд специфических задач: очистка щебня с вырезанием слабых пород, формирование и уплотнение, удаление обочин, ликвидация пучин.
В каждом из двух случаев, помимо приведения решетки к требованиям ГОСТов, проводятся следующие работы:
регулировка ширины полотна с восстановлением рекомендованного расстояния между путевыми нитями;
замена шпальных скреплений и рельсовых прокладок;
разгонка и регулировка зазоров в местах стыков, смазка закладных и клеммных болтов – позаботиться нужно о каждом соединителе, ведь мелочей в вопросе безопасности колеи не бывает;
осуществление выправки, подбивки, стабилизации, причем постановка на проектные отметки в данной ситуации также обязательна.
Если сравнивать, то на практике он выполняется быстрее и чаще капитального, в рамках запланированного комплекса мер по содержанию железнодорожной линии.
Подъемочные ремонтные работы на ЖД-путях
Напрямую и косвенно решают сразу 3 важные задачи:
уплотняют подшпальное основание,
предотвращают преждевременный износ полотна,
минимизируют затраты на последующее обслуживание колеи.
В общем, сводятся к сплошному подъему нитей на 2 см по всему проблемному участку, что сопровождается последовательной рихтовкой поврежденных и заменой слишком деформированных рельсов, а также подбивкой шпал.
Отдельно стоит сказать о реконструкции подушки, потому что в данном формате она является опциальной, а не обязательной операцией, проводимой лишь тогда, когда в этом есть реальная необходимость. В такой ситуации восстанавливается не только исходная геометрия балластного слоя, но и его дренирующие свойства, ведь важно, чтобы он как можно быстрее отводил воду от металлоконструкций.
Плановая выправка пути
По сути, это комплексная профилактическая мера, к реализации которой приступают уже после того, как обнаружат проблему, и для того, чтобы не дать повреждению развиться и стать более масштабным и опасным. Хотя данный вид работ преследует сразу несколько целей – его также выполняют, чтобы:
предотвратить просадку подшпального основания,
улучшить упругость подушки,
выровнять отступы по уровню.
Для достижения результата осуществляется рихтовка и подбивка шпал, замена отслуживших свое креплений, регулировка зазоров в точках стыка, проверка закладных и клеммных болтов на предмет качества фиксации и, если нужно, их подтяжка. Данные операции кажутся простыми, но пренебрегать ими на практике нельзя, и в комплексе они занимают достаточно много времени – по продолжительности сравнимы с обычным средним ремонтом.
Шлифовка рельсов
Проводится специальным поездом, при проходе захватывающим всю поверхность катания, вместе с выкружками. В том случае, когда металлоконструкция новая, спецтехника удаляет заводские неровности и обезуглероженный слой, благодаря чему двутавровые балки становятся почти готовы к эксплуатации (но строго в рамках выбранного скоростного режима). Важно лишь провести их первичную обработку как можно раньше после укладки, в идеале – сразу же.
В ситуации с уже бывшими в использовании элементами ВСП все зависит от пропущенного ими тоннажа:
до 150 млн т/брутто – необходимо сформировать головку в соответствии со стандартным профилем реконструкции и либо ликвидировать продольные неровности и волнообразный износ, либо уменьшить их значения до нормативных, то есть до 0,03-0,05 мм и до 0,3-1,5 мм, в зависимости от глубины дефекта;
до 300 млн т/брутто – нужно восстановить профиль, в том числе в зоне выкружки, выбрав его согласно № ЦПТ-80/92, утвержденного 05 декабря 2000 года.
Периодичность проведения шлифования определяется с учетом частоты планово-профилактической выправки и актуального графика ремонта. Степень съема металла и другие параметры необходимо выбирать по результатам проверки состояния элемента ВСП, в зависимости от величины обнаруженных неровностей, фактического состояния и причин появления и развития дефекта.
Одиночная замена рельсов
Осуществляется на конкретном проблемном участке, а не на всей линии, и только после получения соответствующего разрешения от РЖД. У этого случая тоже есть своя специфика – после демонтажа поврежденных двутавровых балок выполняются такие работы:
фильтрация балласта – с углублением на 25 см или более;
очистка водоотвода – для восстановления пропускной способности дренажа;
обновление щебеночного слоя – удаление загрязненного и подсыпание свежего;
возвращение исходной формы подушки с обязательным ее уплотнением.
Данные меры помогут сделать призму по-настоящему прочной. Следом за их реализацией можно укладывать новые решетки.
Также нужно перекрыть движение по участку на весь период проведения операций; если же это невозможно, для практического решения вопроса следует выбирать время с наименьшей транспортной нагрузкой на полотно.
Установка стрелочного перевода
Самое подходящее место для его монтажа – точка стыка переднего рельса и последнего, «хвостового» конца крестовины. Проводится в такой последовательности:
срезаете балластный слой до уровня ниже постели бруса;
размещаете в полученной яме нужное устройство соединения;
засыпаете щебнем – либо вырытым, если степень его загрязнения не больше 20%, либо новым;
уплотняете подушку, убеждаясь, что она достаточно плотно держит элемент ВСП.
Задача решается достаточно легко и быстро – настолько, что для этого не требуется перекрывать движение поездов, достаточно выбрать удобное время, когда они ходят редко.
Замена стрелочного перевода
Когда он отслужил свое или преждевременно вышел из строя, ремонт верхнего строения пути осуществляется в 3 этапа:
подготовительный – демонтаж, доставка необходимых материалов на объект, заготовка костылей с болтами, срезание балласта, сборка звеньев нитей;
основной – непосредственное размещение устройства переключения веток – нового или бывшего в употреблении, но находящегося в отличном состоянии – по главному направлению;
завершающий – ориентация по боковому вектору.
Результат необходимо показать приемочной комиссии – для освидетельствования. Эксперты проверят, что выполнено, убедятся, что предпринятые шаги соответствуют тем, которые были указаны в проекте, и вынесут свое заключение. Вердикт они подкрепят актом – с ведомостями, таблицами, графиками и другими тематическими документальными материалами.
Допуски СРО
Проводить работы разрешено только членам профильной саморегулируемой организации. Поэтому заказчик вправе поинтересоваться, есть ли у исполнения соответствующие свидетельства и сертификаты.
Содержание железнодорожных путей
Правильная эксплуатация позволяет предупреждать дефекты и поломки, возникающие при использовании путей. Главный принцип содержания – устранение неисправностей на начальных этапах – позволяет долго обходиться без капитального ремонта, сохраняя полотно в надлежащем состоянии. Плановые путевые работы осуществляются на протяжении всего года согласно заранее составленному графику. Сюда входят осмотры полотна с заполнением дефектной ведомости, очистка шпал и рельсов, их единичная замена и выправка по уровню, а также множество других профилактических мер, которые значительно продлевают срок службы железной дороги.
Мы подробно рассмотрели виды ремонта железнодорожного пути; добавим лишь, что рельсы, шпалы, крепления и другие конструкции, необходимые для реализации каждого из них, вы можете выгодно заказать в компании «ПромПутьСнабжение».
Источник