- Технология укладки литого асфальта
- Что такое литой асфальтобетон? Почему его так называют?
- Какие компоненты входят в асфальтобетон, каковы основные характеристики готового материала?
- Какова технология укладки литого асфальта?
- Можно ли разравнивать эту смесь вручную?
- Как доставляется литой асфальт к месту укладки?
- Как осуществляется ямочный ремонт?
- Производим и предлагаем продукцию:
- Что такое литой асфальтобетон? Почему его так называют?
- Какие компоненты входят в асфальтобетон, каковы основные характеристики готового материала?
- Какова технология укладки литого асфальта?
- Можно ли разравнивать эту смесь вручную?
- Как доставляется литой асфальт к месту укладки?
- Литой асфальтобетон: особенности материала, технология изготовления и применение
- Понятие и особенности
- Технические характеристики и свойства
- Среда применения
- Изготовление материала
Технология укладки литого асфальта
Как выполняются дорожные работы по укладке литого асфальтобетона? Можно ли разравнивать смесь вручную? Как осуществляется ямочный ремонт с применением литого асфальта? — на эти и другие вопросы отвечает практикующий специалист.
Что такое литой асфальтобетон? Почему его так называют?
Литой асфальтобетон – материал для дорожного строительства. Он широко применяется в Европе, поскольку считается наиболее качественным средством для строительства новых дорожных и мостовых покрытий. В России материал распространен не очень широко из-за относительно высокой стоимости смеси и оборудования для работы с ней. Литым асфальт называют, благодаря жидкой консистенции и особой технологии укладки. Смесь заливают на базовый слой без последующего уплотнения. Производят материал методом загрузки компонентов в требуемых пропорциях в специальное оборудование. Особенность процесса приготовления – перемешивание компонентов при высокой температуре, которая составляет примерно +220°C.
Какие компоненты входят в асфальтобетон, каковы основные характеристики готового материала?
В состав литого асфальта входят те же компоненты, что и в состав классического асфальтобетона, но пропорции другие:
- вяжущее – битум, 8-10% от общей массы;
- заполнители – щебень и песок, фракция щебня подбирается в зависимости от запланированных эксплуатационных условий;
- минеральный порошок (20-30%);
- добавки поверхностного действия.
Приготовленный материал: жидкий, подвижный, легко распределяющийся по базовой поверхности. Его разравнивают вручную или с помощью специальной установки. Залитый материал при остывании образует прочное и долговечное покрытие, которое отличают: высокая водонепроницаемость, трещиностойкость, экологичность, невосприимчивость к высоким температурам. Оно не разрушается из-за воздействия соли или других противогололедных реагентов. Литой асфальт часто применяется при строительстве мостов, благодаря его способности выдерживать динамические нагрузки. Еще одно преимущество этого материала – возможность укладывать в зимних условиях – при температурах до -10°C. Срок службы покрытия – 20 и даже 30 лет без ремонта, если технология приготовления и укладки смеси не нарушалась.
Какова технология укладки литого асфальта?
Работы выполняются при температуре материала +190…+250°C. Именно такая высокая температура в сочетании с особыми пропорциями компонентов обеспечивает текучесть смеси, которая в горячем состоянии напоминает мастику. Вяжущие свойства битумов уменьшают или повышают с помощью полимерного минерального порошка. Повышение вяжущих характеристик битума требуется при заливке покрытий, запланированных для восприятия серьезных нагрузок.
Эксплуатировать дорожное покрытие можно уже через 12 часов после заливки материала. Колеса не скользят по литому асфальтобетону даже во время дождя. Российские дорожные строители в некоторых случаях повышают степень сцепления покрышек с поверхностью дороги с помощью особого технологического приема. Щебень фракцией 5-10 мм погружают в разлитую, но еще не застывшую теплую смесь. Такое действие также защищает дорожное покрытие от повреждения шипованной резиной. Важным преимуществом технологии использования литого асфальтобетона является возможность его укладки на неровных поверхностях, участках сложной конфигурации, на старое дорожное покрытие.
Можно ли разравнивать эту смесь вручную?
Ручное разравнивание может применяться при устройстве тротуаров и ямочном ремонте. Но и в этих случаях оно не слишком желательно, поскольку имеет существенные недостатки:
- низкая скорость укладки;
- сложность равномерного распределения смеси по плоскости.
Для мостовых покрытий, высоконагруженных автомагистралей используются материалы с повышенной вязкостью, поэтому ручной способ укладки в данном случае не применим.
Как доставляется литой асфальт к месту укладки?
На место проведения работ готовая смесь доставляется с помощью специального устройства – кохера, который представляет собой термос-миксер. Если для укладки материала используется асфальтоукладчик, то смесь из кохера передается в его бункер. Асфальтоукладчик движется равномерно со скоростью 1-3 м/мин. Максимальная толщина асфальтного слоя – 300 мм.
Как осуществляется ямочный ремонт?
Производим и предлагаем продукцию:
Что такое литой асфальтобетон? Почему его так называют?
Литой асфальтобетон – материал для дорожного строительства. Он широко применяется в Европе, поскольку считается наиболее качественным средством для строительства новых дорожных и мостовых покрытий. В России материал распространен не очень широко из-за относительно высокой стоимости смеси и оборудования для работы с ней. Литым асфальт называют, благодаря жидкой консистенции и особой технологии укладки. Смесь заливают на базовый слой без последующего уплотнения. Производят материал методом загрузки компонентов в требуемых пропорциях в специальное оборудование. Особенность процесса приготовления – перемешивание компонентов при высокой температуре, которая составляет примерно +220°C.
Какие компоненты входят в асфальтобетон, каковы основные характеристики готового материала?
В состав литого асфальта входят те же компоненты, что и в состав классического асфальтобетона, но пропорции другие:
- вяжущее – битум, 8-10% от общей массы;
- заполнители – щебень и песок, фракция щебня подбирается в зависимости от запланированных эксплуатационных условий;
- минеральный порошок (20-30%);
- добавки поверхностного действия.
Приготовленный материал: жидкий, подвижный, легко распределяющийся по базовой поверхности. Его разравнивают вручную или с помощью специальной установки. Залитый материал при остывании образует прочное и долговечное покрытие, которое отличают: высокая водонепроницаемость, трещиностойкость, экологичность, невосприимчивость к высоким температурам. Оно не разрушается из-за воздействия соли или других противогололедных реагентов. Литой асфальт часто применяется при строительстве мостов, благодаря его способности выдерживать динамические нагрузки. Еще одно преимущество этого материала – возможность укладывать в зимних условиях – при температурах до -10°C. Срок службы покрытия – 20 и даже 30 лет без ремонта, если технология приготовления и укладки смеси не нарушалась.
Какова технология укладки литого асфальта?
Работы выполняются при температуре материала +190…+250°C. Именно такая высокая температура в сочетании с особыми пропорциями компонентов обеспечивает текучесть смеси, которая в горячем состоянии напоминает мастику. Вяжущие свойства битумов уменьшают или повышают с помощью полимерного минерального порошка. Повышение вяжущих характеристик битума требуется при заливке покрытий, запланированных для восприятия серьезных нагрузок.
Эксплуатировать дорожное покрытие можно уже через 12 часов после заливки материала. Колеса не скользят по литому асфальтобетону даже во время дождя. Российские дорожные строители в некоторых случаях повышают степень сцепления покрышек с поверхностью дороги с помощью особого технологического приема. Щебень фракцией 5-10 мм погружают в разлитую, но еще не застывшую теплую смесь. Такое действие также защищает дорожное покрытие от повреждения шипованной резиной. Важным преимуществом технологии использования литого асфальтобетона является возможность его укладки на неровных поверхностях, участках сложной конфигурации, на старое дорожное покрытие.
Можно ли разравнивать эту смесь вручную?
Ручное разравнивание может применяться при устройстве тротуаров и ямочном ремонте. Но и в этих случаях оно не слишком желательно, поскольку имеет существенные недостатки:
- низкая скорость укладки;
- сложность равномерного распределения смеси по плоскости.
Для мостовых покрытий, высоконагруженных автомагистралей используются материалы с повышенной вязкостью, поэтому ручной способ укладки в данном случае не применим.
Как доставляется литой асфальт к месту укладки?
На место проведения работ готовая смесь доставляется с помощью специального устройства – кохера, который представляет собой термос-миксер. Если для укладки материала используется асфальтоукладчик, то смесь из кохера передается в его бункер. Асфальтоукладчик движется равномерно со скоростью 1-3 м/мин. Максимальная толщина асфальтного слоя – 300 мм.
Источник
Литой асфальтобетон: особенности материала, технология изготовления и применение
Схема изготовления обычного асфальтобетона такова: необходимые компоненты смешивают, приготовляют из горячей или холодной смеси, заливают и обязательно уплотняют. Последняя процедура обеспечивает достаточную прочность покрытия и стойкость к деформациям.
Литой асфальтобетон по своей сути – очень вязкая жидкость, и уплотнять его нет нужды.
Понятие и особенности
Литой асфальт после охлаждения самостоятельно приобретает эксплуатационную плотность, что означает сокращение расходов при укладке и значительное ускорение дорожного строительства. Эта особенность материала обусловлена его не совсем обычным составом и способом изготовления.
Если для обычных асфальтобетонов решающим фактором выступает макроструктура, то есть, соотношение и форма щебня и песка или минерального порошка, то для литого асфальтобетона им является микроструктура, которая, в свою очередь, связана с качествами асфальтового вяжущего битума.
- Вяжущее вещество содержит минеральный порошок и битум. Его доля в составе литого АБ увеличена до 28%: 7,5–10% собственно битума, и 20–30% порошка. Столь высокая концентрация и обуславливает формирование полукаркасной структуры конечного продукта.
- Содержание щебня – с диаметром до 5%, колеблется от 0 до 50%.
Об особенностях литого асфальтобетона расскажет этот видеосюжет:
В зависимости от объема самых крупных зерен литой АБ разделяют на 3 типа:
- 1 – максимальный диаметр достигает 15 мм, а массовая доля камня достигает 45–55%. Такой состав используют и для строительства новых дорог и для ремонта старых.
- 2 – максимальный размер меньше – до 20 мм, а доля камня составит 20–25 %. Спектр применения так же широк.
- 3 – здесь максимальный диаметр достигает 40 мм, а доля щебня снова увеличивается – 45–65%. Этот состав подходит для нового строительства.
- 4 – используется только фракция с размером зерна менее 5 мм. Этот вариант АБ подходит для укладки тротуаров, велосипедных дорожек и прочее.
- 5 – максимальный диаметр зерна достигает 20 мм, доля камня – 35–50%. При этом объем битума составляет рекордно большое значение – 22–28%.
Другое главное отличие – особенность технологии. Литой АБ изготавливают при более высокой температуре асфальтной смеси и непрерывно перемешивают до места строительства при постоянном же подогреве. Затем материал укладывают специальными машинами. Уплотнять его не нужно, при охлаждении литой АБ набирает нужную прочность.
А далее будут рассмотрены свойства такого АБ как литой.
Технические характеристики и свойства
К верхнему покрытию дороги предъявляются очень высокие требования, так как кроме очевидной прочности и износоустойчивости «дорожная одежда» должна защищать нижние слои от дождя и снега. Поэтому к главным качествам литого асфальтобетона относится низкая пористость и, соответственно, высокая плотность (т/м3).
- Для типа 1 пористость минерального состава не превышает 20%, для остальных – 22% по объему.
- Водонасыщение (по объему) для 1 и 2 типа составляет 1%, а для остальных, соответственно, 5,7 и 0,5%. Поскольку материал не насыщается влагой, он может защитить нижние слои. Кроме того, это же качество объясняет и прекрасную морозостойкостью покрытия из литого АБ.
- Хорошую стойкость к низким температурам увеличивают и за счет получения щебня кубовидной формы из горных метаморфических пород. Его показатель соответствует классу F 50.
- Остаточная пористость литого АБ составит 2%.
- Прочность на сжатие равна не менее 1 для 1, 2, 3 и 5 типа и не менее 0,7 для 4.
- Плотность, а, значит, удельный вес или объемный литого асфальтобетона зависит в основном от доли каменной фракции. Соответственно, при разной массе щебня, вес и объемный вес материала будет колебаться, причем в значительных пределах. В среднем диапазон составит 1,5–2,2 т в 1 куб. м.
- Кроме того, для каждого региона разработаны свои нормативы при изготовлении АБ как литого, так и обычного. Поэтому точно узнать эти параметры можно лишь у специалистов завода-изготовителя.
- К важным характеристикам относится и долговечность. Литой АБ менее склонен к деформации: при +40 С глубина вдавливания составляет 1–6, 1–4 мм и 1–10 для 5 типа.
- Так как укладку литого АБ производят при более высокой температуре, то большой оказывается и адгезия к нижним слоям. Это означает своего рода «спекание» с материалами рулонной гидроизоляции. Таким образом водостойкость всей конструкции повышается.
- В литом АБ отсутствует эффект коррозии , к тому же покрытие из материала устойчиво к солям.
О применении литого асфальтобетона речь пойдет далее.
Среда применения
- Литой асфальтобетон успешно применяется при сооружении дорог, мостов, туннелей и множества других объектов. При этом важно подбирать материал, соответствующий условиям, так как показатели типов весьма различны.
- Литой асфальтобетон 1 и 2 типа ГОСТ рекомендует использовать при сооружении как нижних, так и верхних слоев при предполагаемой нагрузке более 3 тыс. авт. за сутки. Это скоростные участки шоссе, трассы, аэродромы и так далее.
- Для обустройства пешеходных и велосипедных дорожек 1 тип не используется. 2, 3 и 4 применяют для формирования верхнего и нижнего слоя.
- При возведении мостов и туннелей, а также при любом виде ремонта – для формирования выравнивающего слоя, для покрытия, для ремонта выбоин и прочего, используются 1, 2 и 5 тип АБ.
- Предпочтение литого АБ обусловлено еще и его высокой шероховатостью. Это свойство обеспечивает сцепление покрышки колеса машины или велосипеды с дорожным покрытием, что особенно важно во время дождя или снегопада.
- Из-за высоких гидроизоляционных свойств литого АБ он используется и не совсем типичным образом, например, при обустройстве кровель, даже обогреваемых, а также полов, при гидроизоляции туннелей и прочего.
Технология приготовления, устройство литого асфальтобетона, оборудование для этого и состав будет рассмотрено ниже.
Изготовление материала
Для технических характеристик продукта одинаково важны и состав., и метод производства, и даже способ укладки. Готовый продукт – дорожное покрытие, является результатом соблюдения технологии на всех стадиях.
Источник