Техобслуживание текущий ремонт капитальный ремонт

Система технического обслуживания и ремонта оборудования. Система технического обслуживания и ремонта (ТОиР) – это комплекс организационных и технологических мероприятий по обслуживанию и ремонту оборудования.

Система технического обслуживания и ремонта (ТОиР) – это комплекс организационных и технологических мероприятий по обслуживанию и ремонту оборудования.

Система ТОиР включает планирование, подготовку, реали­зацию технического обслуживания и ремонта с заданными по­следовательностью и периодичностью. Для этих целей в Систе­ме ТОиР приведены нормативы продолжительности межремонт­ных периодов, ремонтных циклов, простоев и трудоемкости в ремонте (техническом обслуживании) оборудования и техноло­гических агрегатов, примерное содержание ремонтных работ отдельных видов оборудования, даны указания по организации его ремонта и технического обслуживания.

Система ТОиР призвана обеспечить:

1) поддержание оборудо­вания в работоспособном состоянии и предотвращение неожи­данного выхода его из строя;

2) правильную организацию техниче­ского обслуживания и ремонта оборудования;

3) увеличение коэф­фициента технического использования оборудования за счет повышения качества технического обслуживания и ремонта, и уменьшения простоя в ремонте;

4) возможность выполнения ре­монтных работ по графику, согласованному с планом производства;

5) своевременную подготовку необходимых запасных ча­стей и материалов.

В основу Системы ТОиР положено сочетание технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов.

В зависимости от значимости оборудования в технологиче­ском процессе планово-предупредительный ремонт может про­водиться по методу планово-периодического ремонта и ремонта по техническому состоянию (послеосмотровый метод).

Сущность планово-периодического ремонта заключается в том, что все виды ремонта планируются и выполняются в строго установленные ремонтными нормативами сроки.

Сущность ремонта по техническому состоянию заключается в том, что все виды и сроки ремонта устанавливаются в зави­симости от технического состояния оборудования, определяемо­го во время проведения периодического ТО.

Система ТОиР предусматривает следующие виды обслуживания и ремонтов:

1) техническое обслуживание;

2) текущий ремонт;

3) капитальный ремонт.

Техническое обслуживание – это комплекс работ для поддер­жания работоспособности оборудования между ремонтами.

Техническое обслуживание осуществляется эксплуатацион­ным (аппаратчиками, машинистами, операторами и т.п.) и об­служивающим дежурным персоналом (помощниками мастеров, дежур­ными слесарями, электриками, мастерами КИПиА и др.) под руководством начальников смен (участков, отделения, сменных мастеров) в соответствии с действующими на предприятиях ин­струкциями по рабочим местам и регламентам.

В зависимости от характера и объема проводимых работ предусматривает ежесменное (ЕО) и периодическое (ТО) техническое обслуживание.

Ежесменное техническое обслуживание является основным и решающим профилактическим мероприятием, призванным обес­печить надежную работу оборудования между ремонтами.

В ежесменное техническое обслуживание входят следующие основные работы: обтирка, чистка, регулярный наружный ос­мотр, смазка, подтяжка сальников, проверка состояния масля­ных и охлаждающих систем подшипников, наблюдение за со­стоянием крепежных деталей, соединений и их подтяжка, про­верка исправности заземления, устранение мелких дефектов, частичная регулировка, выявление общего состояния тепловой изоляции и противокоррозионной защиты, проверка состояния ограждающих устройств с целью обеспечения безопасных ус­ловий труда и др.

Ежесменное техническое обслуживание проводится, без остановки технологического процесса.

Выявленные дефекты и неисправности должны устраняться в возможно короткие сроки силами технологического и дежур­ного ремонтного персонала данной смены, и фиксироваться в сменном журнале.

Сменный журнал по учету выявленных дефектов и работ ежесменного технического обслуживания является первичным документом, отражающим техническое состояние и работоспо­собность действующего оборудования, и служит для контроля работы дежурного ремонтного персонала.

Сменный журнал ведется начальниками смен или бригадирами дежурного ремонтного персонала.

Периодическое техническое обслуживание – это техническое обслуживание, выполняемое через установленные в эксплуата­ционной документации значения наработки или интервалы вре­мени. Планирование периодического ТО осуществляется в годо­вом графике.

Для оборудования химических производств с непрерывным технологическим процессом периодическое ТО может прово­диться во время планово-периодической остановки (ППО) обо­рудования в соответствии с требованиями технологических рег­ламентов с целью проведения технологической чистки от осад­ков емкостей, аппаратов, агрегатов, машин, магистральных тру­бопроводов и другого оборудования, которое не имеет резерва и без которого технологическая система работать не может. Для остального оборудования в период нахождения оборудо­вания в резерве или в нерабочий период.

Основным назначением периодического ТО является устра­нение дефектов, которые не могут быть обнаружены или устра­нены в период работы оборудования. Главным методом ТО является осмотр, во время которого определяется техническое со­стояние наиболее ответственных узлов и деталей оборудования, а также уточняется объем предстоящего ремонта.

В зависимости от характера и объема предстоящих работ для проведения периодического ТО может привлекаться ремонт­ный персонал технологического цеха или централизованного ре­монтного подразделения.

Подготовка оборудования для проведения периодического ТО проводится сменным персоналом под руководством началь­ников смен, несущих персональную ответственность.

Типовой перечень работ, подлежащих выполнению ремонт­ным персоналом во время периодического ТО, должен состав­ляться в виде приложения к ремонтному журналу.

Ремонт – это комплекс операций по восстановлению исправно­сти или работоспособности оборудования и восстановлению ресурсов оборудования.

В соответствии с особенностями повреждений и износа со­ставных частей оборудования, а также трудоемкостью ремонт­ных работ, системой ТОиР предусматривается проведение теку­щего (ТР) и капитального (КР) ремонтов.

Текущий ремонт – это ремонт, выполняемый для обеспече­ния или восстановления работоспособности оборудования и состоящий в замене или восстановлении отдельных узлов и дета­лей оборудования.

Перечень основных работ, выполняемых при текущем ремонте: проведение операций периодического техни­ческого обслуживания; замена быстроизнашивающихся деталей и узлов; ремонт футеровок и противокоррозионных покры­тий, окраска; замена набивок сальников и прокладок, ревизия арматуры; проверка на точность; ревизия электрооборудования.

Типовой перечень работ, подлежащих выполнению при те­кущем ремонте конкретного оборудования, составляется руко­водителем ремонтного подразделения (заместителем начальни­ка цеха по оборудованию, механиком цеха или начальником участка, мастером ЦЦР, РМЦ), утверждается руководителями инженерных служб предприятия и является обязательным при­ложением к ремонтному журналу.

Капитальный ремонт – это ремонт, выполняемый для вос­становления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудования с заменой или восста­новлением любых его частей, включая базовые.

При капитальном ремонте производится частичная, а в слу­чае необходимости – и полная разборка оборудования.

В объем капитального ремонта входят следующие основные работы: мероприятия в объеме текущего ремонта; замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов; полная или частичная замена изоляции, футеровки, противокоррозионной защиты; выверка и центровка машины; послеремонтные испы­тания и т. п.

Подробный перечень работ, которые необходимо выполнить во время капитального ремонта конкретного вида оборудова­ния, устанавливается в ведомости дефектов.

Нормативы для планирования ремонта по Системе ТОиР включают длитель­ность межремонтного периода, а также нормы времени на выпол­нение ремонтных работ, простоя оборудования в ремонте, нормы трудозатрат на ремонт.

В Системе ТОиР приводятся опти­мальные значения нормативов, однако разрешаются следующие отклонения от норматива межремонтного ресурса:

±15% между текущими ремонтами;

±10% между капитальными ремонтами.

Межремонтным ресурсом (циклом) называется период работы (наработка) оборудования (в ч), в течение которого обеспечивается его заданная эффективность.

Существует два вида межремонтных ресурсов:

1) ресурс до первого капитального ремонта;

2) очеред­ной межремонтный ресурс.

Ресурс до первого капитального ре­монта – это наработка оборудования от начала эксплуатации до первого капитального ремонта. Он устанавливается заводом-изготовителем и указывается в технических условиях.

Очередной межремонтный ресурс включает длительность работы оборудова­ния между двумя последовательными ремонтами.

Нормативами определяется структура ремонтного цикла.

Объем текущего ре­монта составляет 10 – 20 % объема капитального ремонта. Кроме того, применяется текущий ремонт увеличенного объема (30 – 40 % объема капитального ремонта).

Время простоя оборудования в ремонте складывается из пери­одов проведения подготовительных, ремонтных и заключительных (послеремонтных) работ.

В подготовительные работы входит остановка оборудования, удаление продукта, продувка, про­мывка, пропарка и т. п. Продолжительность ремонтных работ включает время для проведения одного ремонта и для испытания на прочность, плотность и обкатку на холостом ходу. Заключи­тельные работы – рабочая обкатка оборудования и вывод его на эксплуатационный режим.

Трудоемкость ремонта представляет собой затраты труда на проведение одного ремонта и рассчитывается с учетом сложности и конструктивной особенности оборудования.

Система ТОиР не свободна от недостатков. Непрерывное по­вышение надежности и ремонтопригодности оборудования требует внесения соответствующих изменений в Систему ТОиР.

Основные направления совершенствования системы ТОиР.

1. Научное обоснование нормативов межремонтных про­бегов. В настоящее время Система ТОиР строится на основе опытно-статистических нормативов, которые зависят от ряда субъектив­ных факторов. Разработка технически обоснованных нормативов межремонтных пробегов позволит создать научный фундамент Системы ТОиР.

2. Совершенствование структуры межремонтных циклов. Применение износостойких материалов и защитных покрытий, улучшение обслуживания и эксплуатации оборудования и другие мероприятия, ведущие к повышению надежности оборудования, дают возможность увеличить межремонтный пробег оборудова­ния. Таким образом, технический прогресс требует совершенство­вания структуры межремонтных циклов с целью обеспечения ми­нимальных затрат на ремонт. Совершенствование структуры меж­ремонтного цикла возможно в основном за счет сокращения пла­новых (текущих) ремонтов и увеличения длительности меж­ремонтных периодов.

3. Сокращение времени простоя оборудования в ремонте и сни­жение трудозатрат на ремонт. Узловой метод ремонта позволяет уменьшить продолжительность ремонта. Освоение смежных про­фессий ремонтными рабочими тоже ведет к уменьшению простоя в ремонте.

4. Разработка нормативов системы ППР на остановочные ре­монты.

5. Замена средних показателей межремонтных пробегов диф­ференцированными показателями с учетом работы оборудова­ния:

а) оборудование, работающее в нормальных условиях (ней­тральные среды, невысокие температуры);

б) оборудование, ра­ботающее в тяжелых условиях (коррозионные среды, повышенные температуры, значительные запыленность и влажность).

6. Учет в нормативах процесса старения оборудования и необ­ходимости увеличения затрат по мере эксплуатации оборудо­вания.

Источник

Чем отличается текущий и капитальный ремонт?

Многоквартирный дом представляет собой сложное строение, которое нуждается в постоянно планово-предупредительном или капитальном ремонте. Важно понимать, что текущие и капитальные мероприятий отличаются по виду и характеру работ. Расскажем об этом подробнее.

Что такое текущий ремонт?

Текущий ремонт подразумевает комплекс работ по устранению мелких неисправностей и повреждений инженерного оборудования, отделки и конструкций здания, проводимые своевременно и систематически.

Определение текущего ремонта дано в разделе 2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 и дает примерный перечень отнесенных к нему работ в Приложении № 7.

Госстроем утверждено «Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда МКД 2-04.2004».

Целью текущих ремонтных мероприятий является поддержание нормальной работоспособности инженерных коммуникаций и внешнего облика многоквартирного дома. Поэтому они должны:

  • планироваться (проводиться осмотр, составляться перечень необходимых работ на ближайшие несколько лет);
  • проводиться систематически.

Помимо указанных плановых мероприятий текущий ремонт производится и в срочном порядке, когда в ходе эксплуатации (либо текущих мероприятий) выявлен дефект, требующий принятия срочных мер.

Все работы по текущему ремонту должны производиться компанией, в чьем управлении находится дом, либо подрядной организацией.

Что такое капитальный ремонт?

Более значительным по своим масштабам и затратам является капитальный ремонт. Он включает в себя следующие мероприятия по восстановлению, смене или замене:

  • строительных конструкций или их элементов;
  • систем инженерно-технического обеспечения, инженерных сетей, а также их элементов;
  • отдельных элементов строительных несущих конструкций, если требуется их обновление или модернизация.

В ходе крупномасштабного ремонта нельзя вносить существенные изменения в здание, что повлечет изменение линейных параметров, класса, категории или показателей, установленных первоначально.

Например, строительство пристроя к МКД не может быть выполнено в рамках капитального ремонта.

Определения капитального ремонта даны в:

  • п. 14.2 и 14.3 ст.1 ГрК;
  • Постановлениях Госстроя РФ от 05.03.2004 № 15/1, от 27.09.2003 № 170;
  • Разделе 3, Б, Постановления Госстроя СССР от 29.12.73 № 279.

Этими же нормативными документами закрепляется перечень соответствующих ремонтных работ.

Он может быть выполнен комплексно, когда модернизации подвергается значительная часть элементов здания, либо выборочно при необходимости выполнить реконструкцию только частично (например, замену кровли). В результате проводимых работ характеристики здания приближаются к параметрам нового строения.

Нередко в ходе обследования и решения вопроса о проведении капитального ремонта может выясниться, что стены и фундамент дома невозможно восстановить. Такое строение попадает в перечень ветхого жилищного фонда, планируемого к сносу.

Чем отличаются друг от друга текущий и капитальный ремонт зданий?

При установлении различий между видами ремонтов, необходимо обратиться к двум нормативным документам: МДК 2-04.2004 и МДС 13-14.2000, где приведены перечни работ, относимых к соответствующим ремонтам. В таблице отразим их суть:

Текущий ремонт Капитальный ремонт
Заделка трещин, швов, замена отдельных участков кирпичной стены Заделка трещин с зачисткой борозд в стенах кирпичных или каменных с перевязкой швов с первоначальной кладкой
Частичная (полная) замена или восстановление некоторых элементов, в том числе заполнений окон, дверей, установка дверных доводчиков Полная замена пришедших в негодность блоков окон и дверей
Частичное восстановление лестниц и площадок с заменой нескольких элементов Полная или частичная замена лестничных маршей, площадок, крылец, пандусов
Частичная реконструкция полов и их покрытий в общих местах МКД Полная замена всех видов полов и их оснований или частичное их восстановление
Частичное укрепление и ремонт фундамента Выполнение полного комплекса работ по укреплению фундамента, восстановление или замена отмостки здания
Устранение незначительных дефектов кровли, ремонт водостоков, укрепление стропил Полный перечень кровельных работ с заменой стропильных систем, утепления и покрытия
Текущие мероприятия, обеспечивающие нормальную и безопасную эксплуатацию лифтового оборудования Замена или полный ремонт оборудования и шахты лифта
Ликвидация незначительных недостатков в инженерных системах дома, плановые мероприятия по предотвращению аварийных ситуаций Замена инженерных сетей дома

Отличают текущий и капитальный ремонт также такие критерии как:

  • величина расходов (капитальный ремонт требует значительного количества средств в сравнении с текущими работами);
  • периодичность проведения (текущие мероприятия проводятся по мере необходимости и в плановом порядке, капитальные же планируются в долгосрочной перспективе и проходят один раз в 15-25 лет);
  • оба вида ремонтов могут проводиться ТСЖ, управляющей компанией или по договору с подрядной организацией.

Фонд денежных средств, которые направляются на тот или иной вид работ, собирается жильцами по различным направлениям. На текущий ремонт собственники помещений в многоквартирном доме перечисляют деньги по соответствующей строке в платежке. Они имеют целевое назначение и расходуются только на текущие мероприятия по дому. Плановые работы занимают примерно 80 % фонда, остальные средства резервируются на непредвиденные обстоятельства.

Жилищным кодексом определено, что капитальный ремонт должен производиться из средств, которые также ежемесячно собираются с собственников помещений МКД и формируются исключительно для его проведения. При этом жильцы на общем собрании вправе определиться с тем, где эти средства будут накапливаться:

  • на счете, который открывается только для конкретного дома;
  • на счете регионального фонда.

Так же рекомендуем посмотреть видео, об всех различиях капитального и текущего ремонта.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

Источник

Читайте также:  Ремонт поршневой группы компрессора своими руками
Оцените статью