Текущий плановый ремонт транспорта

Виды ремонтов автомобилей: Текущий, средний, капитальный

Первый период внедрения планово-предупредительной системы ремонтов характеризовался обязательным проведением не только технического обслуживания, но и ремонтов через определенные периоды и с определенным объемом работ. Однако опыт работы водителей-стотысячников показал, что обязательным по периодичности и объему работ должно быть только техническое обслуживание, а межремонтные сроки и объемы работ по отдельным видам ремонта необходимо устанавливать как средние величины с учетом достижений передовых водителей.

Планово-предупредительная система ремонта заключается в том, что для автомобиля каждой марки и его агрегатов устанавливается минимальный межремонтный пробег. Автомобиль, прошедший установленный межремонтный пробег, не ставится в ремонт, а подвергается тщательному техническому осмотру специальной комиссией с целью установить действительную потребность в ремонте. Если оказывается, что по своему техническому состоянию автомобиль не требует ремонта, предусмотренного графиком, то он допускается к дальнейшей эксплуатации на определенный срок. По истечении этого срока автомобиль снова подвергается техническому осмотру, решается вопрос о необходимости ремонта или опять назначается дополнительный срок эксплуатации без ремонта.

При планово-предупредительной системе предусматривается ремонт трех видов:

Для планирования капитального ремонта устанавливают межремонтные пробеги для средних дорожных условий, указанные в таблице.

Таблица. Межремонтные пробеги до капитального ремонта

Автомобили и прицепы Норма пробега в тыс. км
Для новых автомобилей до первого капитального ремонта Для автомобилей, бывших в капитальном ремонте
Легковые автомобили
Москвич 60 50
М-20 Победа 100 80
ЗИМ 160 140
ЗИС-110 200 160
Грузовые автомобили
ГАЗ-MM и все специальные автомобили на шасси ГАЗ-ММ 60 50
ГАЗ-51 и все специальные автомобили на шасси ГАЗ-51 95 80
ЗИС-5 и все специальные автомобили на шасси ЗИС-5 85 70
ЗИС-150 и все специальные автомобили на шасси ЗИС-150 95 80
МАЗ-200 и все специальные автомобили на шасси МАЗ-200, а также МАЗ-205 95 80
Автобусы
ЗИС-154 170 140
ЗИС-155 150 120
ГЗА-651 и ГЗА-653 120 100
Автоприцепы
1-ПР-1.5 и 1-АП-1,5 50 42
1-АПМ-З; 1-АП-З и У2-АП-3 70 60
1-АП-5 и 2-АП-2 80 65
Читайте также:  Ремонт потолочной сушилки для белья своими руками

Для автомобилей новых моделей пробег до капитального ремонта агрегатов—Двигателя, переднего моста, рулевого управления, коробки передач и заднего моста — устанавливается равным пробегу до капитального ремонта автомобиля в целом.

  1. Для советских автомобилей, работающих по дорогам с усовершенствованными покрытиями, норма межремонтных пробегов увеличивается на 10%, за исключением автомобилей ЗИС-110 и ЗИМ, для которых норма межремонтных пробегов установлена с учетом покрытия дорог.
  2. Для грузовых и легковых автомобилей иностранных марок нормы межремонтных пробегов устанавливаются применительно к типам автомобилей отечественного производства, но с понижением норм на 15%.
  3. Для автомобилей, используемых на протяжении всего межремонтного пробега с двумя прицепами, нормы межремонтных пробегов снижаются на 30%, а для автомобилей, работающих с одним прицепом или полуприцепом, — на 20%.
  4. Для автомобилей, используемых с прицепами периодически, но в общей сложности не менее половины пробега, нормы межремонтных пробегов снижаются при работе с двумя прицепами на 15%, а с одним прицепом—на 10%.
  5. Для автомобилей-самосвалов и бортовых автомобилей, загружающихся бункером или экскаватором, а также для автомобилей, постоянно работающих на лесовывозках и в карьерах, нормы межремонтных пробегов снижаются на 10%.

Текущий ремонт автомобиля

Потребность в текущем ремонте выявляется шофером при эксплуатации автомобиля на линии и при техническом обслуживании.

При текущем ремонте выполняются следующие основные работы (по отдельным агрегатам):

  • Двигатель — смена поршневых колец, поршня, поршневого пальца, втулки шатуна, клапанов; смена вентиляторного ремня вентилятора и водяного насоса; подтяжка подшипников, смена вкладышей и притирка клапанов.
  • Сцепление — смена накладок ведомых дисков, подшипника выжимной муфты, пружин и регулировка сцепления.
  • Коробка передач — частичная разборка, ремонт с заменой отдельных деталей и сборка.
  • Карданная передача и задний мост — смена карданного шарнира, шпонки, сальника и гайки полуоси, регулировка подшипников и зацепления шестерен главной передачи.
  • Колеса, ступицы и тормоза — разборка ступиц, смена и регулировка подшипников; разборка тормозов, переклепка накладок тормозных колодок, зачистка колодок, смена тормозного барабана и тяг, регулировка тормозного механизма и его привода.
  • Передний мост и рулевое управление — полная разборка переднего моста, смена втулок, шкворня, подшипников и рычагов поворотной цапфы; разборка, ремонт, сборка и регулировка рулевого управления.
  • Кабина, платформа и оперение — смена капота, бортовых крюков, дверных петель; крепление крыльев, брызговиков, подножек, бортов кузова и стеклоподъемников, смена подножек и их кронштейнов.
  • Рама, рессоры и глушитель — смена рессор, рессорных пальцев, стремянок, сережек, рессорных втулок, глушителя и кронштейна номерного знака.
  • Радиатор — смена радиатора, облицовки и шлангов.
Читайте также:  Акты освидетельствования скрытых работ при текущем ремонте

Средний ремонт

При среднем ремонте выполняются следующие основные работы (по отдельным агрегатам):

  • Двигатель — разборка двигателя,, смена вкладышей или подгонка и подтяжка подшипников, шлифование, притирка и регулировка клапанов, очистка нагара, замена поршней, поршневых колец и пальцев, смена впускного и выпускного трубопроводов и маховика, сборка и обкатка двигателя на стенде.
  • Сцепление — разборка, ремонт с заменой отдельных деталей, сборка и регулировка.
  • Коробка передач — разборка коробки передач, проверка, ремонт и замена отдельных деталей, сборка коробки передач.
  • Карданная передача — разборка карданных шарниров, промывка и проверка состояния деталей, ремонт с заменой деталей, и сборка карданной передачи.
  • Задний мост — разборка заднего моста, промывка узлов и деталей, ремонт и замена отдельных шестерен.
  • Передний мост и рулевое управление — полная разборка переднего моста, ремонт с заменой деталей и сборка; разборка, ремонт, сборка и регулировка рулевого управления.
  • Рама, кабина и платформа — крепление кронштейнов к раме, снятие глушителя, очистка его и установка, снятие рессор, смена рессорных втулок и пальцев, установка рессор на место; проверка и крепление кабины, замена и крепление дверных замков, ручек, петель, проверка состояния стеклоочистителя, обивка крыши кабины, крепление брызговиков, крыльев, подножек, бортов, бортовых крюков и угольников платформы.
  • Сборка автомобиля — установка переднего моста, двигателя, рулевого управления, электрооборудования и арматуры.

Если устранить дефекты агрегата на месте не представляется возможным, то допускается снятие агрегата с рамы.

Капитальный ремонт

Таблица. Средние нормы времени для ремонтов различных видов

Марка автомобиля Нормы времени в человекочасах
Текущий (на 100 кв пробега) Средний Капитальный
ГАЗ-ММ 1,2 250 495
ГАЗ-51 1 290 575
М-20 Победа 0,8 450 800
ЗИС-5 1,4 300 590
ЗИС-150 1,1 350 675

Средние нормы времени для текущего, среднего и капитального ремонтов автомобилей приводятся в таблице.

Приведенные в таблице нормы можно корректировать в зависимости от технической оснащенности ремонтных мастерских автохозяйства.

Источник

Система планово предупредительного ремонта автомобилей

Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей

В Российской Федерации принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей, основные положения которой сформулированы и закреплены в «Положении о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».

В данном Положении приведен перечень предусмотренных видов обслуживания и ремонта и операций по ним, даны нормативы межремонтных пробегов, трудоемкость на выполнение различных видов работ, нормы простоя в ТО и ремонте, поправочные коэффициенты на различные нормативы (K1–К5) в зависимости от конкретных условий эксплуатации и т. д.

Сущностью планово-предупредительной системы является принудительная по плану постановка автомобилей, прошедших нормативный пробег, в соответствующий вид технического обслуживания, в целях предупреждения повышенной интенсивности изнашивания и восстановления утраченной работоспособности узлов, агрегатов и систем.

– ежедневное обслуживание – ЕО;

– техническое обслуживание №1 – ТО-1;

– техническое обслуживание №2 – ТО-2;

– сезонное обслуживание – СО;

– текущий ремонт – ТР;

– капитальный ремонт – КР.

Эти виды обслуживания отличаются друг от друга перечнем и трудоемкостью выполняемых операций, и периодичностью, нормативы которой приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Нормативы периодичности обслуживании автомобилей

Типы автомобилей Периодичность ТО, км
ТО-1 ТО-2
Легковые 4000 16000
Грузовые 3000 12000
Автобусы 3500 14000

Ежедневное обслуживание включает в себя проведение контрольного осмотра (в первую очередь по узлам, механизмам и системам, влияющим на безопасность движения), уборочно-моечных операций (проводимых по потребности, с учетом санитарных и эстетических требований и условий эксплуатации) и до заправочных работ (при необходимости долив масла в двигатель, охлаждающей жидкости, подкачка шин и т. д.). Мойку автомобилей, включая тщательную мойку низа и двигателя, проводят также перед постановкой автомобилей в очередные ТО или текущий ремонт.

Всякому виду ремонта предшествует технический осмотр – контроль, осуществляемый в основном при помощи органов чувств и, в случае необходимости, средств контроля, номенклатура которых установлена соответствующей документацией.

В период между ремонтами объекты подвергают техническому обслуживанию, под которым понимается комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или объекта при использовании его по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.

Техническое обслуживание №1 предназначено для поддержания автомобилей в технически исправном состоянии, выявления и предупреждения отказов и неисправностей, а также снижения интенсивности изнашивания деталей, узлов и механизмов путем проведения установленного комплекса работ:

– контрольных смотровых и диагностических;

– арматурных и других видов работ.

Трудоемкость работ по ТО-1 невелика – для легковых автомобилей в среднем 2,5–4,5 чел.-ч, для грузовых – 2,5–6,5 чел.-ч, в зависимости от класса и грузоподъемности. Установленная трудоемкость, например, в 3,2 чел.-ч означает, что один рабочий за 3,2 ч должен выполнить весь утвержденный перечень операций и объем работ по автомобилю. Но, учитывая, что обслуживание автомобиля обычно проводят несколько рабочих различных специальностей, зачастую на поточных линиях, состоящих из 3–4 специализированных постов – время простоя автомобиля на каждом составляет порой лишь 5–10 мин. Вполне естественно, что за такой короткий промежуток времени можно провести лишь несложные регулировочные работы, устранить подтекание (негерметичность), провести крепежные работы и т. д. С точки зрения возможного ремонта, при необходимости допустима лишь замена, деталей крепежа и отдельных легкодоступных деталей и элементов (например, электрических лампочек, приводных ремней и т. д.). С учетом вышеизложенного и незначительного времени простоя в ТО-1 его проводят по Положению в межсменное время, т. е. автомобиль в этот день с эксплуатации не снимается.

Техническое обслуживание № 2 (ТО-2) имеет то же назначение, что и ТО-1, но проводится в большем объеме, с проведением углубленной проверки параметров работоспособности автомобиля не только в целях выявления различных неисправностей, но и для определения возможного ресурса пробега без проведения текущего ремонта во время дальнейшей эксплуатации автомобиля), а также устранения обнаруженных неисправностей путем замены неисправных легкодоступных деталей и узлов. Замена основных агрегатов не допускается. Причем замена деталей и узлов не считается обслуживанием – этот процесс при ТО-2 называется сопутствующим ремонтом (СР). На него отводится дополнительная трудоемкость и, соответственно, увеличивается количество необходимых рабочих на его проведение. Трудоемкость, отводимая на проведение ТО-2, составляет в среднем 10–15 чел.-ч для легковых автомобилей и 10–20 чел.-ч для грузовиков и автобусов. Для проведения такого объема работ автомобили в день проведения ТО-2 снимаются с эксплуатации на линии сроком до одних суток. За это время автомобиль должен быть подготовлен по техническому состоянию так, чтобы гарантировалась его надежная безаварийная работа на линии без постановки на текущий ремонт до следующего ТО-2.

При выявлении крупных неисправностей, которые не могут быть устранены в ходе работ при ТО-1 или ТО-2 (даже путем проведения сопутствующего ремонта при ТО-2), сразу же оформляется документация на постановку автомобиля в зону текущего ремонта, например, для ремонта или замены основных агрегатов автомобиля, включая двигатель, коробку передач, мосты и т. д.

Сезонное обслуживание (СО) проводится два раза в год, весной и осенью, и предназначено для подготовки автомобилей к эксплуатации с учетом предстоящих изменений климатических условий. Его совмещают обычно с очередным ТО-2 и выполняют на тех же постах, те же рабочие, однако предусмотрено увеличение нормативной трудоемкости в связи с проведением дополнительных операций.

Текущий ремонт – ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности объекта и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей (кроме базовых).

Текущий ремонт (ТР) автомобилей проводится по потребности, выявляемой водителем в процессе эксплуатации, при ежедневных контрольных осмотрах механиками при возвращении автомобилей с линии, а также в процессе проведения ТО-1 и ТО-2 при обнаружении сверхобъемных работ.

В целях повышения коэффициента технической готовности (КТГ) парка стараются по возможности ТР проводить в межсменное время, обычно в вечернее и ночное. Исключение составляют трудоемкие работы по замене крупных агрегатов, которые следует проводить в дневную смену, наиболее благоприятную для работы, когда работает основной склад и склад агрегатов. Проводят ТР в специально отведенных зонах, на подъемниках или смотровых канавах, преимущественно на постах тупикового типа. Поточный метод при проведении ТР не приемлем ввиду слишком большой разницы как по объему, так и по видам работ в каждом конкретном случае проведения ТР. Для уменьшения простоя автомобилей в ТР все большее распространение находит использование специализированных постов, для выполнения конкретных трудоемких работ, с использованием соответствующего современного высокопроизводительного оборудования, а также внедрения агрегатного метода ремонта, когда вместо неисправного узла или агрегата сразу же ставят на автомобиль заранее отремонтированный из оборотного фонда.

Капитальный ремонт (КР) – ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному (не менее 80 %) ресурса с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

Капитальный ремонт автомобилей и агрегатов проводится в основном на специализированных ремонтных предприятиях – авторемонтных заводах (АРЗ). В крупных АТП, имеющих современную производственную базу, частично проводят КР отдельных агрегатов собственными силами. Ремонт осуществляется с полной разборкой автомобиля на отдельные узлы и агрегаты, а те, в свою очередь, на отдельные детали. После тщательной мойки и очистки проводится их дефектовка и сортировка – часть выбраковывается и заменяется новыми, часть идет на восстановление. После комплектации производится сборка, испытание и обкатка, после чего узлы и агрегаты идут на главный конвейер сборки автомобилей.

Непременным условием для постановки в КР автомобилей является нормативный пробег, который должен быть пройден этими автомобилями. Для легковых автомобилей Горьковского автозавода он составляет 300 тыс. км, для грузовых – 250 тыс. км, для автомобилей ЗИЛ последнего поколения – 300 тыс. км.

Рациональным и экономически обоснованным считается направление на АРЗ грузовых автомобилей, у которых в КР нуждается рама, кабина и не менее двух-трех основных агрегатов. Обоснованием для постановки в КР легковых автомобилей и автобусов в первую очередь служит необходимость КР кузова. Практика показала, что качество ремонта на АРЗ и дальнейшая эксплуатация автомобилей после КР не удовлетворяют современным требованиям при сравнительно больших затратах на его проведение. Организация авторемонтных заводов была вынужденной мерой на определенном этапе развития народного хозяйства. В настоящее время полнокомплектный ремонт автомобилей на АРЗ практически прекращен.

В отличие от прошлых лет, когда предприятия автомобильного транспорта руководствовались единым нормативным документом – «Положением о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», в настоящий момент отдельные заводы-изготовители в порядке эксперимента, рекомендуют для выпускаемых автомобилей более рациональные, по их мнению, интервалы пробегов для планового обслуживания автомобилей, изменяют общепринятые названия видов ТО или вводят дополнительные виды обслуживания (например, в период обкатки автомобилей), как это принято в классификации видов обслуживания в ряде зарубежных стран. Горьковский автомобильный завод предлагает повысить норму пробега до ТО-1 (для 3 категории эксплуатации) до 8 тысяч км для всех автомобилей семейства «Газель» и «Соболь». Камский завод для автомобилей КамАЗ предлагает ввести сервисное обслуживание через первые 1000 км пробега – «Сервис А», 4000 км – «Сервис В». Вместо ТО-1 ввести «Сервис-1», вместо сезонного обслуживания «СО» – «Сервис С» и т. д.

Источник

Оцените статью