Текущий ремонт аттестат соответствия

Выполнение работ по текущему ремонту: нужен аттестат соответствия или нет?

Подрядная организация осуществляет строительную деятельность. Должна ли она иметь аттестат соответствия для выполнения работ на объектах текущего ремонта?

Указом Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 №26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» введена обязательная аттестация соответствия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих архитектурную, градостроительную, строительную деятельность (их составляющие) и выполнение работ по обследованию зданий и сооружений.

Виды деятельности, подлежащие обязательной аттестации, указаны в Перечне отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), изложенном в приложении 1 к Положению об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 №252.

Для осуществления видов деятельности, не указанных в Перечне №252, наличие аттестата соответствия не требуется.

Проблема

В отношении текущего ремонта Минархитектуры РБ и РУП «Белстройцентр» заняли единую позицию: выполнение работ по текущему ремонту не требует аттестата соответствия. Для отнесения конкретных видов и объемов строительно-монтажных работ к текущему либо капитальному ремонту необходимо руководствоваться Приложениями А и Б к ТКП 45-1.04-206-2010 (02250) «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию». Выполнение строительно-монтажных работ по текущему ремонту осуществляется на основании дефектного акта и сметы.

Однако если внимательно изучить все нормативные правовые акты, касающиеся аттестации в строительстве, то можно увидеть, что они не содержат никаких исключений относительно текущего ремонта, равно как ни в одном из этих НПА не сказано, что аттестация соответствия на текущий ремонт не распространяется.

Читайте также:  Фирма по ремонту гранд

П.1.11 Указа №26 оперирует понятием «строительная деятельность» для целей получения аттестата соответствия. Одновременно с этим Указ №26 устанавливает, что для целей его применения термины должны использоваться в значениях, определенных в Законе от 05.07.2004 №300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».

Определение строительной деятельности и видов ремонта содержится в ст.1 Закона №300-З.

Строительная деятельность (строительство) – это деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ.

Текущий ремонт объекта – это совокупность работ, включая строительно-монтажные, пусконаладочные, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта, выполняемых в том числе с применением новых материалов и технологий.

Текущий ремонт связан со строительно-монтажными работами, которые должны быть выполнены в соответствии с требованиями ТКП, технологической и иной документацией и должны соответствовать установленным требованиям, в том числе требованиям о наличии у организации, выполняющей текущий ремонт, аттестата соответствия.

Указ №26 и Закон №300-3 имеют большую юридическую силу по отношению к Положению об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и иным постановлениям МАиС РБ (на основании ст.10 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»)

Таким образом, из буквального толкования норм п.1.11 Указа №26 и Закона №300-3 однозначно усматривается, что строительная деятельность включает в себя любой ремонт, без каких-либо исключений. А это значит, что для получения аттестата соответствия не имеет значения вид ремонта (текущий или капитальный), главное – чтобы работы были включены в Перечень №252. Если в ходе текущего ремонта выполняются такие работы, то они подлежат обязательной аттестации. ТКП 45-1.04-206-2010 (02250) никак не влияет на аттестацию, он всего лишь определяет, какие виды работ относятся к текущему, а какие — к капитальному ремонту.

Например, Перечень №252 содержит пункт 8.23. «Отделочные работы». При этом каких-либо исключений в отношении текущего ремонта данный пункт не содержит. Из этого следует вывод о том, что под аттестацию попадают все виды отделочных работ, указанные в перечне видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, утв. постановлением МАиС от 10 мая 2011 г. №17, и соответствующих ТКП (а это малярные, облицовочные, штукатурные и другие работы).

В настоящее время сложилась следующая практика: на выполнение строительно-монтажных работ в рамках модернизации и капитального ремонта наличие аттестата соответствия требуется, при выполнении текущего ремонта – нет. Следует особо подчеркнуть, что данное правило не закреплено законодательно, а комментарии МАиС и РУП «Белстройцентр» не имеют статуса нормативных правовых актов и в этой связи могут не учитываться проверяющими органами при проведении проверки.

Вывод

Из требований законодательства усматривается, что подрядным и субподрядным организациям аттестат соответствия на выполнение строительно-монтажных работ по текущему ремонту в определенных случаях получать нужно.

Если же участники строительства соглашаются с позицией госоранов и выполняют строительно-монтажные работы по текущему ремонту без аттестата соответствия, то они принимают на себя риски: при проверке такая организация не сможет обосновать свою позицию, так как в законодательстве не содержится каких-либо исключений по текущему ремонту.

Осуществление деятельности без наличия аттестата соответствия может быть признано предпринимательской деятельностью, осуществляемой с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности. За данное нарушение установлена административная ответственность (ст.12.7 КоАП РБ), которая, в частности, может повлечь наложение штрафа:

  • на индивидуального предпринимателя – от 20 до 200 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств (ч.2 ст.12.7 КоАП);
  • на юридическое лицо – до 500 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств (ч.2 ст.12.7 КоАП).

Источник

РУП «Белстройцентр»

Пожалуй, самым обсуждаемым нововведением минувшего года стало осуществление отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности при наличии аттестатов соответствия. Если поначалу некоторые участники рынка проектно-строительных услуг терялись в сомнениях о необходимости введения подобной процедуры, называя ее барьером в работе строительных организаций, то сейчас даже самые решительные консерваторы единогласно отмечают: новые условия действительно позволили повысить ответственность участников строительного процесса, что, безусловно, отразилось и на качестве работ.

Однако наряду с положительными изменениями введение новых правил породило дополнительные процедурные сложности. На самые актуальные вопросы, касающиеся получения аттестатов соответствия, сегодня отвечает начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Антонина ПЕТРУШИНА.

— Индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо планируют выполнять работы по текущему ремонту. Необходимо ли наличие аттестата соответствия?

— Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2014 года № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей и специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства» утверждено Положение об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений. В Приложении 1 к названному Положению определен перечень видов работ (их составляющих), при выполнении которых обязательно наличие аттестата соответствия, в том числе для выполнения работ по обследованию зданий и сооружений.

В Законе Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» текущий ремонт объекта определяется как совокупность работ (в том числе строительно-монтажных и пусконаладочных) и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта. Таким образом, для выполнения работ по текущему ремонту юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю аттестат соответствия, выдаваемый в порядке, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 252, не требуется. Работы, относящиеся к текущему ремонту, определены в ТКП 45-1.04-206-2010.

— Необходимо ли наличие аттестата соответствия для выполнения работ на объектах пятого класса сложности?

— Наличие аттестата соответствия в таком случае не требуется.

Отмечу, что аттестация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей введена в соответствии с подпунктом 1.11 Указа Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 года № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности». Указ распространяет свое действие на возведение, реконструкцию и реставрацию, в том числе капитальный ремонт, объектов строительства, относимых в соответствии с классификацией, установленной Государственным комитетом по стандартизации, к первому — четвертому классам сложности.

— Генеральный проектировщик имеет аттестат соответствия второй категории. Какой аттестат соответствия должен иметь субподрядчик, привлекаемый генеральным проектировщиком для разработки отдельного раздела проектной документации?

— Порядок заключения договора на выполнение проектных работ определен Правилами заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством (далее — Правила на проектные работы).

Согласно Правилам на проектные работы:

· генеральный подрядчик — подрядчик, привлекающий для выполнения своих обязательств субподрядчиков путем заключения с ними договоров;

· субподрядчик — лицо, заключившее с генеральным подрядчиком договор субподряда на выполнение отдельных разделов (частей) проектной документации, видов (этапов) проектных и изыскательских работ и (или) осуществление авторского надзора за строительством по отдельным разделам (частям) проектной документации, видам (этапам) проектных и изыскательских работ;

· договор заключается при наличии у подрядчика документов, подтверждающих право на разработку предпроектной (предынвестиционной), проектной документации и (или) выполнение изыскательских работ, в случаях, предусмотренных законодательством (пункт 8.2).

Согласно пункту 14 Правил на проектные работы договор субподряда заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными названными Правилами и иными актами законодательства.

Таким образом, при привлечении генеральным подрядчиком, имеющим аттестат соответствия второй категории, для разработки отдельных разделов проектной документации субподрядчика, субподрядчик должен иметь аттестат соответствия первой — четвертой категории.

— На какие объекты строительства органы государственной экспертизы вправе затребовать предпроектную (предынвестиционную) документацию?

— Подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 года № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» определено, что до разработки проектной документации на возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства, относимых в соответствии с классификацией, установленной Государственным комитетом по стандартизации, к первому — четвертому классам сложности (за исключением возведения объектов строительства по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам, заказчиками, застройщиками разрабатывается и утверждается предпроектная (предынвестиционная) документация, включая обоснование инвестиций и задание на проектирование, в которой определяются необходимость, техническая возможность, оценка воздействия на окружающую среду (в случаях, предусмотренных законодательством о государственной экологической экспертизе), экономическая целесообразность осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства, требования к земельному участку (при возведении, реконструкции объектов), варианты объемно-планировочных и технологических решений, сведения об инженерных нагрузках, а также источники и объемы финансирования, расчеты по определению эффективности осуществления инвестиций, социальных, экологических и других последствий возведения, реконструкции, реставрации и эксплуатации объектов строительства.

Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14 июля 2014 года № 196 утвержден ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная документация. Состав и порядок разработки».

Подпунктом 23.2 пункта 23 Указа № 26 установлено, что его действие не распространяется на строительство объектов, на которые до вступления в силу Указа в установленном порядке начата разработка проектной документации либо такая проектная документация разработана и утверждена.

Учитывая вышеизложенное, органы государственной экспертизы вправе затребовать предпроектную (предынвестиционную) документацию только по объектам, решение о проектировании и строительстве по которым принято после 1 апреля 2014 года.

— Правомерным ли будет привлечение к ответственности за нарушение условий договора на выполнение проектных работ, заключенного в 2013 году, в соответствии с Главой 8 Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденных постановлением Совета Министров республики Беларусь от 1 апреля 2014 года № 297?

— Правила заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством разработаны в целях реализации абзаца третьего подпункта 28.1 пункта 28 Указа Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 года № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее — Указ № 26) и утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2014 года № 297, которое в соответствии с пунктом 4 вступило в действие с 1 апреля 2014 года.

Также следует обратить внимание на то, что в соответствии с подпунктом 23.2 пункта 23 Указа № 26 его действие не распространяется на строительство объектов, на которые до вступления в силу Указа № 26 в установленном порядке начата разработка проектной документации либо такая проектная документация разработана и утверждена.

Учитывая изложенное, приводить в соответствие с требованиями указанных Правил договор, заключенный в 2013 году, не требуется. Следовательно, привлечение к ответственности за нарушение условий договора на выполнение проектных работ, в соответствии с Главой 8 Правил, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2014 года № 297, будет являться неправомерным, поскольку указанное постановление вступает в силу с 1 апреля 2014 года и не распространяет свое действие на договоры, заключенные до вступления его в силу.

«Республиканская строительная газета» №3 (600)

Источник

Оцените статью