Текущий ремонт автомобильных дорог это комплекс работ

Текущий и капитальный ремонт дорог

Под воздействием движения в неблагоприятных климатических и грунтово-гидрологических условиях ухудшаются основные эксплуатационные показатели дороги — ровность и сцепные свойства покрытия проезжей части, прочность дорожной конструкции. Это проявляется в виде различных выбоин, просадок, проломов, трещин, волн, сдвигов, колейности на поверхности покрытия.

Текущий ремонт дорогвключает работы, нацеленные на устранение небольших разрушений и деформаций дорожного покрытия и на предупреждение их дальнейшее разрастание и углубление. В течение текущего ремонта устраняются местные разрушения дорожного покрытия: ровняются выбоины, ликвидируются сколы кромок, заделываются колеи, отдельные трещины и т.д. В летний сезон укладка нового асфальта производится чаще всего асфальтобетонными смесями в горячем состоянии. Если понадобился срочный ремонт в зимний сезон, часто используется так называемый литой асфальт.

Технология ремонта дорог определяется в зависимости от категории и назначения асфальтового покрытия, от типа и размера дефектов, от климатических условий, характерных для времени проведения работ. Как правило, текущий ремонт дорог ограничивается заменой дорожного покрытия подверженного износу, и в отличие от капитального, имеет сезонный характер. Текущий ремонт иногда нацелен на замену дорожного покрытия, как на отдельных участках дороги, так и на всем ее протяжении.

В процессе заделки повреждений на дорожной одежде, аккуратно удаляется часть поврежденного покрытия. После этого, образовавшаяся выемка заполняется асфальтобетонной смесью и уплотняется. Отечественная технология ремонта дорог для разрушения асфальтовой кромки вокруг выбоин, до сих пор, предусматривает применение таких инструментов как металлический лом. В оптимальном случае применяется такое оборудование как пневматические или электрические отбойные молотки, и ручные катки для уплотнения смеси.

Читайте также:  Текущий ремонт по техническому обслуживанию газового оборудования

Текущий ремонт дорожного полотна может осуществляться «ямочным» методом, когда выбоины и ямы выравниваются разогретой асфальтобетонной смесью или холодными битумосодержащими материалами. Такой способ ремонта позволяет оперативно и без особых затрат подновить дорожное полотно, не перекрывая на долгий срок движения по данной магистрали.

Капитальный ремонт автомобильных дороготличается своей трудоемкостью в дорожном строительстве, и требует гораздо большего привлечения ресурсов, чем, например, ямочный ремонт, который легко и в быстрые сроки можно осуществить, не затрудняя и не останавливая на длительный период движение.

Капитальный ремонт включает следующие работы:

o устранение всех повреждений земляного полотна, укрепление обочин, полное восстановление системы водоотвода;

o увеличение радиусов кривых, смягчение продольных уклонов, устройство виражей и вертикальных кривых, уширение земляного полотна и дорожной одежды до соответствующих норм;

o увеличение высоты насыпи земляного полотна на участках с неблагоприятными гидрологическими условиями;

o устройство другого, более прочного, типа покрытия или увеличение толщины существующего;

o усиление искусственных сооружений; устройство подпорных стенок и других укрепительных и защитных сооружений;

o установку новых и восстановление старых дорожных знаков, а также приведение в порядок полосы отвода.

Капитальный ремонт дорог с колейным покрытием из железобетонных плит заключается в ремонте земляного полотна и восстановлении водоотвода, сплошной замене колейного покрытия с доведением песчаного слоя до проектного размера.

Капитальный ремонт автодорог включает в себя большой перечень работ и представляет собой полное восстановление всех слоёв дорожного покрытия, земляного полотна и сооружений, входящих в инфраструктуру этой автодороги. При капитальном ремонте осуществляется замена изношенных деталей и конструкций на новые, более прочные. Часто капитальный ремонт дорог подразумевает их реконструкцию, когда в связи с возросшей интенсивностью движения улучшаются параметры дорожного полотна.

Как капитальные, так и текущие ремонтные работы специалисты компании ведут в полном соответствии с разработанной и утверждённой проектно-сметной документацией. Мы применяем новейшие материалы и современную технику и оборудование, что позволяет сократить сроки ремонта и при этом не жертвовать качеством дорожных работ.

Источник

Виды работ по текущему ремонту автомобильных дорог

Текущий ремонт автомобильной дороги, это комплекс работ включающих в себя восстановление небольших повреждений дорожного полотна, проведение профилактических мероприятий по поддержанию эксплуатационных характеристик основных дорожный сооружений.

Ремонт производится комплексно по всем элементам и сооружениям на отдельных участках (перегонах) ремонтируемой дороги.

Допускается проведение выборочного ремонта отдельных элементов дороги или дорожных сооружений.

К ремонту автомобильных дорог и дорожных сооружений относятся следующие работы:

По земляному полотну и водоотводу:

— восстановление размытых и разрушенных участков, в том числе вследствие пучинообразования и оползневых явлений; очистка обвалов, оползней и селевых выносов;

— уменьшение крутизны откосов насыпей и выемок, засев травами откосов земляного полотна и резервов с проведением необходимых агротехнических мероприятий по созданию устойчивого дернового покрытия; укрепительные и другие работы, обеспечивающие устойчивость земляного полотна;

— поднятие небольших по протяженности участков земляного полотна на сырых или снегозаносимых местах, ликвидация небольших пучинистых участков;

— раскрытие снегозаносимых выемок, устройство аккумуляционных полок, срезка откосов выемок для обеспечения видимости на кривых в плане и для размещения сбрасываемого снега, устройство фунтовых банкетов и берм для защиты откосов от размывов и для задержания приносимого снега;

— восстановление земляного полотна и водоотвода на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках автомобилей, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, достопримечательным местам, паромным переправам и т.п.;

— сплошная прочистка водоотводных канав, устройство новых канав, укрепление стенок и дна канав на участках, подверженных размыву;

— исправление и восстановление дренажных, защитных и укрепительных устройств водоотводных лотков, быстротоков и водобойных колодцев, подводящих и отводящих русел у мостов и труб, ливневой канализации; восстановление берегозащитных и противоэрозионных сооружений;

— подсыпка и укрепление обочин;

— отвод в постоянное и временное пользование земель, необходимых для обеспечения работ по ремонту дороги.

По дорожным одеждам:

— восстановление изношенных верхних слоев дорожных покрытий с обеспечением требуемой ровности и шероховатости; восстановление покрытий способами и методами, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия;

— устройство поверхностной обработки, защитных слоев и слоев износа на всех типах дорожных одежд;

— ликвидация колей глубиной до 45 мм и других неровностей методами поверхностного фрезерования, укладки нового слоя покрытия или поверхностной обработки;

— восстановление бордюров по краям усовершенствованных покрытий, фрезерование и устройство покрытий из битумоминеральных смесей на укрепительных полосах и обочинах;

— замена, подъемка и выравнивание плит цементобетонных покрытий, нарезка продольных или поперечных бороздок на цементобетонных покрытиях;

— перемощение отдельных участков мостовых с заменой основания;

— восстановление профиля и усиление щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 500 куб. м на километр дороги в среднем.

По искусственным сооружениям:

— усиление или замена отдельных несущих элементов пролетных строений или их добавление;

— уширение пролетных строений без увеличения числа полос движения по мостовому сооружению за счет увеличения ширины полос безопасности;

— замена несущих элементов пролетных строений, опор или конструкций мостового полотна деревянных мостов;

— усиление, частичная замена (до 25%) обделки тоннеля, восстановление гидроизоляции; восстановление системы вентиляции, освещения, штолен и скважин для освещения тоннелей и защиты от грунтовых вод; усиление порталов, восстановление дорожной одежды с восстановлением (заменой) водоотводных лотков и др.;

— восстановление конусов насыпей регуляционных сооружений и устройство или замена укрепления откосов; восстановление лестничных сходов, замена переходных плит;

— удлинение, замена отдельных звеньев и оголовков водопропускных труб; исправление изоляции и стыков труб;

— устройство или замена системы водоотвода на мостовом сооружении и в узлах сопряжения с насыпью; устройство или восстановление сооружений химической и др. видов очистки сточных вод;

— замена отдельных элементов опор с восстановлением (ремонтом) остальных элементов;

— замена одежды мостового полотна одновременно с заменой деформационных швов;

— замена и (или) устройство смотровых приспособлений;

— восстановление, усиление пролетных строений (опор) с ликвидацией имеющихся дефектов и обеспечением требуемой грузоподъемности;

— одновременная замена ограждений, перил и тротуаров;

— ремонт или замена гидроизоляции по всей площади;

— полная замена окраски с удалением продуктов коррозии, зачисткой металла пролетных строений и нанесением грунтовки;

— восстановление и (или) усиление подпорных стен, галерей, навесов и других защитных и укрепительных сооружений.

По обустройству дорог, организации и обеспечению безопасности движения:

— восстановление и установка вновь недостающих дорожных знаков и табло индивидуального проектирования;

— восстановление и совершенствование элементов и систем диспетчерского и автоматизированного управления движением; восстановление существующих и установка вновь автономных и дистанционно управляемых знаков и табло со сменной информацией и светофорных объектов;

— восстановление существующих остановочных, посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, туалетов, площадок для остановки или стоянки автомобилей;

— восстановление пешеходных переходов и ремонт тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, шумозащитных сооружений на участках дорог, проходящих через населенные пункты;

— устройство виражей на опасных для движения кривых;

— архитектурно- художественное оформление обустройства и благоустройства дорог и их отдельных участков, развязок, площадок отдыха, автобусных остановок, смотровых площадок и других объектов;

— восстановление электроосвещения на отдельных участках дорог, мостах, путепроводах и паромных переправах, в тоннелях;

— восстановление дорожной линейной телеграфной (телетайпной) или радиосвязи и других средств технологической и сигнально- вызывной связи; восстановление кабельной сети;

— нанесение временной разметки на период восстановительного ремонта, удаление временной разметки и нанесение постоянной после завершения ремонта.

Прочие работы по ремонту:

— устройство площадок для складирования материалов и рекультивация земель, нарушенных при проведении ремонта;

— устройство и ликвидация временных объездов ремонтируемых участков дороги;

— предпроектное обследование мостовых сооружений, диагностика и оценка состояния автомобильных дорог и других дорожных сооружений;

— разработка проектно-сметной документации и ее экспертиза (в установленном порядке);

— инженерное и научно-техническое сопровождение наиболее сложных работ по ремонту.

Источник

Текущий ремонт автомобильных дорог это комплекс работ

Для предотвращения интенсивного износа покрытия и развития дефектов конструктивных элементов дороги проводится комплекс или отдельные виды работ по устранению дефектов и восстановлению работоспособности дороги и обеспечению безопасности движения транспортных средств и пешеходов, т.е. – текущий ремонт. Целью проведения текущего ремонта являются восстановление исправности, устранение дефектов и повреждений конструктивных элементов автомобильных дорог, искусственных сооружений и обустройств, постоянно возникающих в процессе эксплуатации, включая появление дефектов и повреждений, вызванных аварийными ситуациями, стихийными бедствиями и т.п.

Текущий ремонт производится по утвержденным проектно-сметной документации и сметам комплексно на всем протяжении ремонтируемого участка автомобильной дороги. Допускается для отдельных дорожных сооружений или элементов автомобильной дороги проводить выборочный текущий ремонт.

Если до начала проведения работ по текущему ремонту участка дороги не были выполнены работы по содержанию автомобильной дороги, проведение которых необходимо для приведения ремонтируемого участка в надлежащее техническое состояние, то допускается их выполнение при производстве работ по текущему ремонту.

Работы, выполняемые при текущем ремонте автомобильных дорог

В состав автомобильной дороги входят: земляное полотно с водоотводными сооружениями, дорожная одежда, искусственные сооружения, технические средства организации дорожного движения (ТСОДД), инженерное оборудование и обустройство, защитные сооружения, а также расположенные на ней объекты дорожного сервиса (ст. 11 главы 3 Закона Республики Беларусь от 02.12.1994 № 3434-XII «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», в редакции от 04.01.2014 № 130-З).

Классификация и состав работ по текущему ремонту автомобильных дорог приведены в п. 5 ТКП 069-2014 «Автомобильные дороги. Классификация и состав работ по текущему ремонту и содержанию», утвержденного приказом Минтранса от 14.04.2014 № 129-Ц.

Приведем некоторые виды работ, выполняемых при текущем ремонте автомобильных дорог.

Работы, выполняемые на земляном полотне и водоотводных сооружениях автомобильных дорог:

  • устройство кюветов и канав в местах с необеспеченным водоотводом;
  • устройство и ремонт водоотводных и прикромочных лотков;
  • укрепление обочин и разделительных полос;
  • восстановление дренажных, защитных и укрепительных устройств;
  • возведение земляного полотна и системы водоотвода при устройстве единичных остановочных, посадочных площадок, автопавильонов на автобусных остановках, площадок для остановки или стоянки автомобилей, площадок отдыха.

Работы, выполняемые на дорожной одежде автомобильных дорог:

  • восстановление дорожных одежд в местах ремонта земляного полотна;
  • устройство защитных слоев, слоев износа, выравнивающих слоев, устранение их дефектов;
  • ликвидация колей глубиной до 45 мм с устранением наплывов и других неровностей покрытия с устройством слоя износа на всю ширину покрытия или по полосам наката;
  • ремонт и замена бордюров;
  • устройство и ремонт укрепительных полос по краям покрытий и обочин.

Дорожная одежда представляет собой многослойную конструкцию, которая предназначена для перераспределения давления на грунт от действия транспортных нагрузок и обеспечивает реализацию запроектированных сроков службы и технико-эксплуатационных показателей автомобильной дороги (подп. 3.5 ТКП 059-2012 «Автомобильные дороги. Правила устройства», утвержденного приказом Департамента «Белавтодор» Минтранса от 14.06.2012 № 127, с учетом изменения № 1).

Работы, выполняемые на искусственных сооружениях автомобильных дорог:

  • замена верхнего слоя покрытия проезжей части и тротуаров;
  • устранение промоин и просадок в зоне сопряжения моста с насыпью;
  • ремонт диафрагм балок пролетных строений; установка тяжей, поперечное обжатие балок;
  • замена и ремонт подферменников на опорах и отдельных блоков в кладке;
  • ремонт на регуляционных сооружениях разрушенных участков насыпи, укреп-
    ления откосов;
  • замена настила, перил, ограждений и колесоотбойных брусьев на мостах;
  • устройство, восстановление и благоустройство переездов и пешеходных переходов через канавы;
  • устройство электроосвещения внутри железобетонных коробчатых пролетных строений;
  • восстановление берегозащитных и противоэрозионных сооружений;
  • полная замена окраски с удалением продуктов коррозии, зачисткой металла пролетных строений и нанесением грунтовки.

Работы, выполняемые на ТСОДД, инженерном оборудовании и обустройстве, защитных сооружениях, объектах дорожного сервиса автомобильных дорог:

  • устройство и ремонт тротуаров, пешеходных, велосипедных дорожек, съездов (въездов), технологических проездов;
  • ремонт виражей, переходно-скоростных, остановочных и дополнительных полос;
  • нанесение горизонтальной и вертикальной разметок, шумовых полос;
  • восстановление поврежденных и замена морально устаревших, а также установка новых дорожных ограждений, защитных и направляющих устройств на опасных участках дорог, в т.ч. островках безопасности; ремонт шумозащитных сооружений;
  • ремонт существующих, установка новых дорожных знаков;
  • ремонт и установка ТСОДД на пешеходных переходах, установка единичных опор освещения с подводкой к ним линий электропитания в потенциально опасных местах;
  • ремонт включенных в балансовую стоимость автомобильных дорог, линий электроосвещения дорог, мостов, путепроводов, тоннелей, транспортных развязок, паромных переправ и других сооружений.

К работам, выполняемым при текущем ремонте автомобильных дорог, относятся также предпроектное обследование, инженерные изыскания для текущего ремонта дорог и дорожных сооружений, проведение диагностики после ремонта автомобильных дорог, подготовка документации и отвод в постоянное и временное пользование земель, а также возмещение затрат, связанных с отводом земель.

В соответствии с подп. 5.5 ТКП 069-2014 в состав прочих работ, выполняемых при текущем ремонте автомобильных дорог, включены затраты на содержание заказчика (застройщика), технического надзора, а также разработка ПСД и смет, их экспертиза или проверка.

Разработка, согласование и утверждение ПСД и смет на текущий ремонт

ПСД или сметы на работы, относящиеся к текущему ремонту автомобильных дорог и сооружений на них, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном ТКП 087-2010 «Порядок разработки, согласования, утверждения проектно-сметной и сметной документации на текущий ремонт», утвержденным приказом Департамента «Белавтодор» Минтранса от 04.06.2010 № 137.

Разрабатываются ПСД и сметы на текущий ремонт автомобильных дорог и входящих в их состав сооружений проектными организациями на договорной основе. Также документация может разрабатываться структурными подразделениями организаций государственного дорожного хозяйства, имеющими технические возможности, нормативную базу и специалистов для разработки соответствующей документации.

Основанием для разработки ПСД и смет на текущий ремонт являются исходные данные, а также утвержденные заказчиком или юридическим лицом, на которое возложены функции заказчика, задание на разработку документации и ведомость дефектов.

Вышеуказанные исходные данные должны содержать информацию об источниках получения и способах транспортировки основных материалов и изделий; справку автотранспортного предприятия с указанием грузоподъемности автомашин для перевозки грунта и строительных материалов, расстояния нулевого пробега от места базирования до места погрузки и разгрузки материалов; другие сведения, необходимые для разработки документации, а также сведения о месте переработки и утилизации строительных отходов.

Задание на разработку ПСД и смет для объектов текущего ремонта оформляется в соответствии с приложением А к ТКП 087-2010, а ведомость дефектов – приложением Б к ТКП 087-2010.

Документация, разработанная в соответствии с заданием на проектирование, исходными данными, техническими условиями и действующими техническими нормативными правовыми актами, согласованию с органами государственного надзора и сторонними организациями не подлежит (подп. 5.6 ТКП 087-2010).

Однако возникают определенные ситуации и случаи, при которых необходимо согласовывать ПСД и сметы для объектов текущего ремонта.

Если работы по текущему ремонту затрагивают интересы смежных землепользователей в части отвода земель, владельцев расположенных в полосе отвода инженерных коммуникаций (при выполнении работ в полосе отвода), а также в случае принятия проектных решений по изменению действующих схем организации дорожного движения и дислокации дорожных знаков, связанных с обеспечением безопасности движения транспортных средств и пешеходов, ПСД и сметы подлежат согласованию с органами государственного надзора и сторонними организациями.

В процессе разработки документации с заказчиком согласовываются основные проектные решения по конкретному объекту (конструкция дорожной одежды и мостового полотна, состав и объемы работ, схемы поставки материалов при их несоответствии исходным данным) с оформлением протокола рассмотрения технических решений. С заказчиком также необходимо согласовывать калькуляции на приготовление материалов из минеральных материалов, полученных в дорожных организациях в результате переработки или обогащения (грохочение, мойка и др.) (подп. 5.6.2 ТКП 087-2010).

С органами ГАИ организация – исполнитель работ до начала выполнения работ согласовывает схемы установки ТСОДД и планы обустройства мест производства работ.

При выполнении работ по устройству площадок для приготовления и складирования противогололедных материалов необходимо получить технические условия природоохранных органов и заключение экологической экспертизы (подп. 5.6.4 п. 5.6 ТКП 087-2010).

Разработанные ПСД и сметы для объектов текущего ремонта утверждаются организационно-распорядительным документом организации-заказчика при наличии положительного экспертного заключения по результатам проверки документации или положительного заключения государственной вневедомственной экспертизы (в случае необходимости ее проведения).

В зависимости от вида работ разработанная документация на текущий ремонт объектов должна реализовываться, как правило, в течение не более 6 месяцев после завершения разработки (подп. 4.8 ТКП 087-2010).

Переутверждение документации на текущей ремонт осуществляется в порядке, установленном для ее утверждения. Изменения в разработанные ПСД и сметы для объектов текущего ремонта вносятся ее разработчиком по согласованию с заказчиком. Инициатором изменений может выступать также исполнитель работ (подрядчик). Основанием для внесения изменений являются дополнение к заданию на разработку документации или утвержденный заказчиком акт. В данном документе необходимо указать причины внесения изменений, измененные объемы работ и порядок их оплаты, а также необходимость корректировки и переутверждения документации. Повторная экспертиза и проверка документации проводятся в случае изменения сметной стоимости текущего ремонта и основных технико-экономических показателей объекта (подп. 5.9 ТКП 087-2010).

Финансирование разработки документации предусматривается за счет средств республиканского и местного бюджетов, выделенных на текущий ремонт, или иных источников.

Наталья Ходорик, инженер

Источник

Оцените статью