Текущий ремонт автомобильных мостов

Организация текущих и периодических осмотров мостов и труб

Общие положения

1.1. Настоящая инструкция содержит правила и порядок проведения работ по осмотрам мостов (в том числе путепроводов, эстакад, виадуков) и водопропускных труб на автомобильных дорогах.

1.2. На всех мостах и трубах необходимо регулярно проводить осмотры текущие, периодические и специальные.

Осмотры мостов и труб осуществляются техническим персоналом дорожных эксплуатационных хозяйств, а в необходимых случаях также мостоиспытательными и другими специализированными организациями.

1.3. Цель текущих и периодических осмотров: наблюдение за общим состоянием мостов и труб с выявлением дефектов, требующих устранения; определение объемов ремонтных работ; контроль выполненных работ по содержанию и ремонту, установление порядка дальнейшего надзора за сооружением.

1.4.* Текущие осмотры мостов и труб проводят мостовые (дорожные) мастера дорожных подразделений (ДРСУ и т.д.) на вверенном им участке дороги в сроки, установленные «Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог» (ВСН 24-88), а именно:

деревянные мосты, наплавные мосты — не реже одного раза в квартал;

металлические, железобетонные, бетонные и каменные мосты и трубы — не реже одного раза в полугодие;

цельносварные, клепаносварные, а также усиленные сваркой стальные и сталежелезобетонные пролетные строения — в зимний период не реже одного раза в месяц, а при температуре воздуха ниже — 20 °С — ежедневно.

Мосты и трубы с дефектами, влияющими на грузоподъемность сооружения, а также ветхие и слабые сооружения в зависимости от состояния необходимо осматривать чаще.

Текущие осмотры рекомендуется проводить после прохода паводковых вод и ледохода, а также осенью (перед началом ледостава); малые сооружения, кроме того, — после сильных ливневых дождей, когда наблюдается подъем уровней рек.

1.5. Периодические осмотры производит начальник (заместитель начальника) или главный инженер дорожного подразделения совместно с мостовым (дорожным) мастером после прохода паводковых вод, а также после выполнения значительных по объему ремонтных работ.

1.6. Все мосты и трубы должны быть подвергнуты специальным осмотрам с привлечением мостоиспытательных организаций или специальных комиссий, организуемых при дорожных управлениях (автодорах, управлениях дорог).

Цель специальных осмотров (обследований) мостов:

определение технического состояния сооружения с выявлением дефектов, снижающих грузоподъемность, долговечность и безопасность движения;

проверка качества содержания сооружения; проверка наличия и качества ведения технической документации (в том числе карточек на мост, книг искусственного сооружения и пр.);

разработка предложений по устранению повреждений;

определение грузоподъемности и назначение режима эксплуатации сооружений (перечень оборудования см. в прил. 3).

1.7*. Специальные осмотры сооружений следует проводить в плановом порядке в следующие сроки:

деревянные мосты — периодически 1 раз в 5 лет;

металлические, железобетонные, бетонные и каменные мосты и трубы — 1 раз в 10 лет;

после восстановления, усиления и реконструкции;

при организации пропуска сверхнормативных нагрузок и после их прохода.

Если при текущем или периодическом осмотре на сооружении обнаружены дефекты, снижающие его грузоподъемность, то такой мост или труба должны быть осмотрены в первую очередь.

1.8*. При специальных осмотрах мосты длиной более 100 м должны обследовать и испытывать мостоиспытательные станции треста НПО «РосдорНИИ» Минавтодора РСФСР, а также научно-исследовательских, проектных и учебных институтов, имеющих соответствующий опыт работ и необходимое оборудование.

Специальные осмотры деревянных простых балочных мостов, а также всех мостов длиной до 100 м и водопропускных труб могут проводить комиссии, образуемые при автодорах или управлениях дорог. Работы по осмотрам малых и средних мостов целесообразно осуществлять в порядке сплошного специального их осмотра на данной дороге или маршруте.

Специальный осмотр (обследование) проводят согласно требованиям СНиП 3.06.07-86 «Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний» и указаний настоящей инструкции.

1.9. Мостоиспытательные организации при специальных осмотрах могут проводить испытания моста с целью определения действительной работы его отдельных частей или элементов в случаях:

обнаружения дефектов, снижающих несущую способность элементов конструкций, влияние которых трудно учесть расчетом;

после капитального ремонта или усиления элементов, когда имеется сомнение в эффективности этих мероприятий;

определения грузоподъемности сооружения или возможности пропуска по нему конкретной тяжеловесной нагрузки, когда решение этих вопросов расчетным путем затруднено.

1.10. Материалы специальных осмотров сооружений (технические отчеты, заключения или акты) в совокупности с другими документами служат основанием для разработки мероприятий по содержанию и ремонту мостов и труб, проведению их усиления и реконструкции, пропуску тяжелых транспортных средств, а также для введения или отмены установленных ограничений по пропуску нагрузок.

1.11*. При осмотрах сооружений необходимо пользоваться смотровыми приспособлениями постоянного и временного типа — проходами вдоль элементов конструкций, лестницами, люльками, переносными и стационарными подмостями и пр.

Смотровые приспособления, а также специальные обустройства для испытаний должны отвечать требованиям техники безопасности.

Для осмотров мостов, высота которых от поверхности земли или от уровня меженных вод до низа пролетных строений не превышает 5 м, следует применять приспособления временного типа. К ним относятся лестницы, легкие переносные подмостки и подмости, размещаемые в кузове грузового автомобиля.

На мостах, имеющих большую строительную высоту ферм или расстояние от низа пролетных строений до поверхности земли или уровня меженных вод более 5 м, следует применять постоянные смотровые приспособления. К ним относятся подвесные люльки, специальные проходы вдоль продольных и поперечных балок, поясов и раскосов ферм, смотровые площадки и лестничные спуски на них, а также лестничные сходы по откосам насыпей подходов.

Для осмотра мостов рекомендуется применять самоходные смотровые установки типа РД-803, а также автомобили, оборудованные гидравлическими или телескопическими подъемниками.

Смотровые приспособления должны обеспечивать свободный доступ ко всем элементам мостов и безопасность проведения работ на них.

Деревянные лестницы следует изготавливать шириной 50 — 60 см из сухих пиломатериалов с обязательной врезкой поперечин в тетивы. Нижние концы тетив должны иметь металлические башмаки.

Переносные подмости следует устраивать длиной 3 — 3,5 м и шириной 1,2 м. Для облегчения подмостей доски настила укладывают с зазорами до 3 см.

Подмости в кузове автомобиля должны иметь перила.

На железобетонных мостах с большими пролетами рекомендуется использовать установку РД-803 и инвентарные подвижные смотровые приспособления из металлических элементов (смотровые тележки). Конструкция таких тележек должна предусматриваться проектом моста и монтироваться в период его строительства.

На металлических пролетных строениях с ездой поверху смотровые проходы следует устраивать на уровне нижних поясов вдоль каждой фермы (балки) или в проходе между ними по связям.

Смотровые мостики вдоль главных балок и ферм следует устраивать в виде дощатого настила, уложенного по поперечинам.

В пролетных строениях с ездой в каждой панели ферм необходимо устраивать смотровые люки с лестницами, позволяющими спуститься с проезжей части на пояс и к узлам ферм.

Для осмотра верхних поясов портальных раскосов следует устраивать лестницу, а по ригелю портальной рамы и вдоль верхних поясов — дощатый мостик. Проходы должны быть ограждены перилами.

Поверху высоких опор мостов с большими пролетами следует устраивать ограждения высотой 0,9 — 1,0 м. Для спуска с проезжей части на подферменные площадки этих опор применяют лестницы с перилами.

Раскосы и стойки ферм с ездой понизу рекомендуется осматривать с лестниц или специальных передвижных вышек.

1.12. Подготовительные работы перед осмотром (очистка сооружения от мусора, грязи и снега, установка реперов, устройство подмостей, специальных обустройств и приспособлений, выделение рабочей силы и материалов на проведение осмотров, регулирование движения по мосту и под мостом в период осмотров и др.) должно выполнять дорожное подразделение по содержанию искусственного сооружения.

Состав и объем подготовительных работ определяет организация, выполняющая осмотры.

1.13. Все производственные работы при осмотрах и испытаниях выполняют с обязательным, полным соблюдением действующих правил и норм охраны труда, а также техники безопасности по соответствующим видам работ (перечень правил и норм см. в прил.2).

1.14. При осмотрах мостов и труб необходимо, как правило, применять систему обозначения и счета элементов, принятую в исполнительной документации на сооружение. В случае отсутствия технической документации или отсутствия в ней этой информации следует обозначать:

опоры цифрами, начиная с единицы (1, 2, . ) по направлению возрастания километража автомобильной дороги, а концы крайних консолей соответственно через нуль и числом после номера последней опоры (рис. 1.1);

пролеты номерами соответствующих опор (1, 2, . ), подвесные пролеты — опор с индексом (1′- 2′; 2′-3′, . ), консоль пролета номерами опор и ее конца (0-1, 2-2, . );

главные балки (фермы, арки и т.д.) пролетных строений и звенья водопропускных труб — цифрами, начиная с единицы, с верховой стороны реки (ручья). На путепроводах, эстакадах через озера, суходолы и пр. номера элементов надо принимать слева направо по ходу километража автомобильной дороги, на которой расположено сооружение;

диафрагмы, ребра жесткости, поперечные балки и связи в пролетных строениях по длине пролета цифрами, начиная с единицы по направлению возрастания номера опоры. Причем в разрезных системах для каждого пролета нумерацию пролета нужно принимать отдельной, а в неразрезных непрерывной на всю длину неразрезной части;

«Рисунок 1.1. Схема обозначения элементов искусственного сооружения»

панели пролета номерами соответствующих диафрагм и т.д. (1-2, 2-3, 3-4, . );

тротуары словами соответственно «верховой» и «низовой» (или «левый» и «правый»);

элементы сквозных ферм номерами (см. рис. 1.1, е);

подходы к мосту и регуляционные сооружения словами «левобережный» и «правобережный» (или для путепроводов соответственно «в начале» и «в конце» сооружения); регуляционные сооружения — «верховой» и «низовой».

Организация текущих и периодических осмотров мостов и труб

2.1. При текущих осмотрах мостовой мастер должен детально осматривать все элементы мостового перехода, включая конструкцию проезжей части и тротуаров, деформационные швы и сопряжения моста с насыпью, пролетные строения, опорные части и опоры, русло и регуляционные сооружения, конусы насыпи и подходы к мосту. На путепроводах ему нужно проверять обязательно подмостовой габарит, а на водопропускных трубах определять состояние русла и лотков, оголовков и звеньев труб, укрепление откосов насыпи и состояние проезжей части над трубой. Кроме того, в зимний период при низких температурах мостовой мастер должен осматривать в основном стальные конструкции сварных и клепано-сварных пролетных строений и проверять положение катков опорных частей на этих сооружениях.

2.2*. Текущий осмотр элементов мостов и труб проводится в соответствии с методикой, изложенной в «Технических правилах ремонта и содержания автомобильных дорог» (ВСН 24-88).

Текущие осмотры должны быть проведены после землетрясений силой более 5 баллов.

2.3. Мостовой мастер при осмотре элементов мостов и труб обязан выявлять строительные и эксплуатационные дефекты с выделением требующих незамедлительного устранения, фиксировать их в натуре, а также в технической документации; при необходимости организовать и вести наблюдения за изменением дефектов во времени, проводить контрольно-инструментальные измерения для выявления общих деформаций элементов и определять объем ремонтных работ по уходу за сооружением и текущему ремонту. Кроме того, он должен контролировать выполнение постоянного надзора и содержания.

2.4. К числу дефектов, требующих незамедлительного устранения, относятся дефекты, снижающие грузоподъемность сооружения и безопасность движения (см. раздел 13).

Изменение размеров дефекта во времени выявляют путем сопоставления и анализа данных по двум и более осмотрам.

Если на сооружении обнаружены дефекты, снижающие его грузоподъемность и безопасность движения, или обнаружен прогрессирующий рост какого-либо дефекта или группы однородных дефектов, мастер должен немедленно сообщить об этом главному инженеру (начальнику) дорожного подразделения.

2.5. Для наблюдения за измерением во времени наиболее опасных трещин в бетоне и металле пользуются контрольными маяками в виде полоски из гипса, которой перекрывают трещину в месте наибольшего ее раскрытия. Время и место установки маяка должны быть зафиксированы в книге искусственного сооружения. Появление разрыва маяка в месте трещины свидетельствует об ее развитии.

2.6. Все дефекты необходимо фиксировать на конструкции мелом или краской в момент обнаружения, отмечая трещины линией (вдоль трещины); раковины, сколы, зону слабого бетона, выпучивание элемента, его деформирование или смятие — линией по периметру дефекта; границы трещины — поперечным штрихом по ее концам; наибольшее раскрытие трещины — цифрой на конструкции.

2.7. Контрольно-инструментальные измерения для выявления общих деформаций сооружения необходимы в случаях обнаружения отклонений элементов пролетных строений от нормального положения в плане или профиле, а также при наклоне или осадке опор (см. п.3.12 и 3.13).

Для выполнения этих работ используются геодезические инструменты (порядок работ см. в разделе 11).

2.8. При периодическом осмотре следует проверять общее состояние мостов, производя в случае необходимости инструментальные измерения, выявлять дефекты, требующие устранения, устанавливать причины их образования и намечать способы их устранения, составлять перечень необходимых ремонтных работ, выявлять качество осуществляемого надзора и намечать порядок надзора на последующий период, а после ремонта сооружения проверять эффективность выполненных работ. Методика осмотра та же, что и при текущих осмотрах.

2.9. По результатам осмотров и труб следует дать оценку состоянию сооружения (методику см. в разделе 13).

2.10. Результаты текущих и периодических осмотров по каждому сооружению должны быть отмечены с книге искусственного сооружения. В ней должны быть указаны время проведения работ, обнаруженные дефекты, намечаемый объем ремонта и перечислены должности и фамилии лиц, выполнивших осмотр.

Начальник дорожного подразделения должен контролировать ведение книг, ежегодно просматривая их.

2.11. При выявлении опасных дефектов необходимо составлять заключение (или акт), направляемое затем в дорожное управление для принятия решения по условиям дальнейшей эксплуатации сооружения.

Источник

Читайте также:  Пошив ремонт одежды код оквэд
Оцените статью