Текущий ремонт бурового ротора

Техническое обслуживание ротора

Первые 2-3 дня эксплуатации нового ротора необходимо особенно тщательно следить за температурой и уровнем смазки. Качество смазки надо проверять в течение всего времени эксплуатации ротора. Повышение температуры корпуса ротора выше 80° С недопустимо.

Менять масло и промывать ротор следует с заводской инструкцией. Если в маслянной ванне будет обнаружен раствор или грязь, то корпус ротора должен быть опорожнен и промыт0 после чего может быть восстановлена работа.

Если в процессе работы ротора наблюдаются рывки, чрезмерный нагрев, стуки или другие неполадки, то работа ротора должна быть прекращена. Ротор надо заменить другим или его следует отремонтировать, устранить дефекты, после чего повторить его опробование.

Уход за ротором в процессе эксплуатации заключается в следующем:

— Систематическая обмывка ротора снаружи и удаление раствора и грязи;

— проверка состояния стопорного механизма;

— осмотр вкладышей и зажимов ведущей трубы (защелки должны свободно перемещаться от усилия руки);

— проверка легкости вращения стола;

— крепление болтов и подтяжка гаек;

— смазка цепи трансмиссии и проверка состояния ограждения;

— проверка уровня и качества масла в картере.

Зубчатая передача и опоры ротора смазываются из общей ванны или маслянным насосом под давлением. Масло в картер заливают через отверстие, закрываемое пробкой. В пробку вставляют щуп с помощью которого определяют уровень масла в ванне. Менять масло и пополнять ванну необходимо в соответствии с заводской инструкцией. Карта смазки ротора приведена в таблице .

Таблица — Карта смазки ротора Р-560

Место смазки Период смазки Указания по смазке
лето зима
Зубчатая коническая передача, главная опора Масло индустриальное 50, И-50А ГОСТ 20799-75 Масло индустриальное 12, И-12А ГОСТ 20799-75 22 л Пополнение ванны по мере надобности. Контроль уровня щупом ежедневно. Смена масла не реже одного раза в 2 месяца.
Быстроходный вал ЦИАТИМ-203 ЦИАТИМ-203 1 л Пополнение по 0,5л 1 раз в неделю.
Вспомогательная опора Смазка универсальная среднеплавкая УС-3 ГОСТ 1033-79 3,5 л Пополнение по 0,5 л 1 раз в неделю.

Таблица — Возможные неисправности ротора и способы их устранения.

Источник

Техническое обслуживание и ремонт ротора

Правильный и своевременный уход за ротором (рис. 19) обеспечивает длительную и безотказную его работу.

1 — кожух; 2 — стол; 3, 9 — радиально-упорный шариковый подшипник; 4 — кони­ческий косозубый венец; 5 — ведущий вал; 6 — конический роликовый подшип­ник; 7 в цилиндрический роликовый подшипник; 8 — станина; 10 — уплотнение; 11 — нижняя крышка; 12 — стопорное устройство; 13 — вкладыши

В процессе эксплуатации ротора перед началом и во время работы каждой вахты выполняют следующие работы. Проверяют надежность крепления всех узлов, при этом особое внимание об­ращают на крепление клиньев к направляющим и плашек к клиньям (выпадение последних может привести к аварии); про­мывают поверхность стола ротора во избежание попадания грязи в масляные ванны; следят за уровнем и качеством смазки в ро­торе; регулярно смазывают трущиеся поверхности и заменяют смазку согласно инструкции по эксплуатации; следят, чтобы че­рез уплотнение ведущего вала не протекало масло; следят за со­стоянием подшипников и в случае повышения температуры подшипников свыше 70 °С прекращают работу и устраняют при­чины перегрева подшипников; следят за исправностью стопорно­го устройства и защелок.

При текущем ремонте ротор частично разбирают; ремонтиру­ют или заменяют неосновные детали (зажимы, цепное колесо, и др.), заменяют поврежденные крепежные детали, ремонтируют защелки и другие мелкие детали, заменяют смазку.

При капитальном ремонте производят полную разборку рото­ра. Перед разборкой из картера сливают масло, ротор очищают от грязи и промывают.

При капитальном ремонте особое внимание уделяют подшип­никам. В процессе работы из-за износа опор стола увеличивается осевой люфт. Стол при работе начинает вибрировать. Демонти­рованные детали опор осматривают и измеряют. При наличии задиров на поверхности беговых дорожек кольца протачивают и шлифуют. Кольца с трещинами заменяют новыми. Каждый шар опоры осматривают и измеряют. Изношенные шары заменяют новыми, диаметры шаров в комплекте не должны отличаться по диаметру более чем на 0,02 мм. При сборке ротора необходимо получить осевой люфт равный 0,3 мм. При малом осевом люфте ротор будет нагреваться, а при большом люфте стол будет виб­рировать относительно станины, что вызывет динамические на­грузки в опорах и их разрушение. При износе подшипников бы­строходного вала возникает большой радиальный люфт, что ска­зывается на работе зубчатого зацепления и цепной передачи. Из­ношенные подшипники подлежат замене.

Перед установкой новых подшипников вал проверяют в центрах на биение посадочных поверхностей относительно оси вала. Измеряя фактические размеры посадочных поверхностей, под­бирают новые подшипники качения так, чтобы гарантировать напряженную посадку. Верхние обоймы подшипников должны сопрягаться со стаканом по посадке с зазором. Новый подшип­ник нагревают в масле до температуры 80-90 °С и быстро наде­вают на вал, Необходимо следить за тем, чтобы внутренняя обойма плотно прилегала к торцу уступа на валу, К дефектам вала относится износ шпоночного паза. Возникновение углового люфта цепного колеса привода ротора из-за смятия шпонки или кромок шпоночных пазов вала и ступицы колеса вызывает удары приводной цепи и даже разрыв ее.

Передача больших крутящих моментов ротором приводит к износу конической передачи. Резкий стук и толчки во время ра­боты являются следствием повышенного износа или поломки зубьев.

После внешнего осмотра, контрольных измерений и опробования вручную ротор заправляют смазкой и подвергают обкатке на стенде сначала без нагрузки при максимальной частоте вращения стола, а затем под нагрузкой. Продолжительность обкатки на ка­ждом режиме должна быть не менее 1 ч. В процессе обкатки контролируют температуру масляных ванн, которая не должна превышать 70 °С, и проверяют их герметичность. В процессе ис­пытания ротор должен работать плавно, без стуков и заеданий.

После стендовых испытаний масло из ванн удаляют, а ротор промывают.

Источник

Капитальный ремонт и регулировка ротора

Анализ собранных статистических данных установил – при эксплуатации ротора реальный ремонтный период работы около одного года (3840 маш/час), а размер межремонтного цикла примерно полгода (480 маш/час). Если используется турбинное бурение, то вышеуказанные сроки увеличиваются в 2 раза.

Основные дефекты ротора

В процессе работы появляются знакопеременные динамические перегрузки, вызывающие износ посадочных поверхностей в горловине. Износ приводит к ухудшению сопряжения зубчатых передач, появлению гула, вибрации, ударов и, следовательно, к ускоренному износу зубьев шестерен. Износ трущихся поверхностей устраняется металлизацией и расточкой. Иногда применяется способ ремонтных размеров. Этот метод подразумевает расточку отверстий увеличенного размера, изготовления нового стакана с увеличенным внешним диаметром для подшипника быстроходного вала. Иногда применяется компенсирующий метод — гильзовка. При применении этого способа отверстие горловины гильзуется и растачивается под посадочный размер (диаметр) стакана подшипника. Возникшие в процессе работы трещины в стакане заваривают и повторно испытывают станину на герметичность.

Капитальный ремонт ротора подключает в себя разборку ротора, осмотр, промывку и подмену бракованных узлов и деталей, подвергшихся износу. Порядок разборки ротора последующий:

  1. Слив масла из масляных ванн.
  2. При нижнем размещении ключевой опоры разборка происходит в рабочем положении.
  3. При верхнем размещении главной опоры ротор переворачивается столом книзу и стопорится защелкой. Вставные вкладыши извлекаются.
  4. Откручивается гайка, крепления стола и извлекается шпонка, которая контрит гайку стола.
  5. Снимается радиально-упорный подшипник ротора, а сам ротор поворачивается столом кверху.
  6. Откручиваются гайки и снимается крышка стола ротора. Венец, стол ротора, венец главной опоры извлекаются вместе.
  7. Отвернув гайки шпилек из корпуса извлекается быстроходный вал совместно со стаканом станины.
  8. Вынимаются стальные шары, нижнее кольцо главной опоры, сепаратор.
  9. При значительном износе снимается верхнее кольцо опоры ротора, извлекается внутреннее кольцо нижней опоры.
  10. Съемником снимают цепное колесо.
  11. Чтобы сменить подшипник следует открутить контргайку, гайку и отогнуть ус фиксирующей стопорной шайбы.
  12. Снимаются болты крепления подшипников и пригодным съемником извлекают быстроходный вал совместно с конической шестерней.
  13. Для возобновления либо подмены вала необходимо сбросить коническую шестерню. Она снимается с помощью специального пресса или винтообразной стяжки.

Капитальный ремонт — это полная разборка и дефектовка механизма. Детали, которые подверглись износу, подменяют новыми или восстановленными. Ремонту повергается стол и станина, лабиринтные уплотнения и резьбы восстанавливаются с помощью электродуговой сварки.

При проведении капитального ремонта ротора особое, повышенное внимание уделяется техническому состоянию подшипников. Износ опор в процессе работы усиливает аксиальный люфт, что неизбежно приводит к возникновению вибраций. Поэтому при ремонте опор их тщательно осматривают и замеряют. Задиры поверхности беговых дорожек устраняют с помощью проточки и последующей шлифовки. Если в кольцах возникли трещины, то их непременно заменяют новыми. Все шары опоры также тщательно осматривают и замеряют. Если обнаружен значительный износ, то шары заменяются новыми. Допустимое отклонение размера шаров в наборе — 0,02 мм., а возможный осевой люфт после сборки ротора не более 0,3 мм. При меньшей величине люфта ротор будет сильно греться, а при больших значениях люфта появится вибрация, которая может вызвать мощные динамические нагрузки и даже разрушение опор.

Износ подшипников быстроходного вала приводит к возникновению большого радиального люфта, который оказывает разрушающее действие на работу зубчатого зацепления, на цепную передачу. В процессе капитального ремонта изношенные подшипники подлежат обязательной замене на новые изделия.

Прежде, чем определить новые подшипники, нужно провести проверку быстроходного вала на биения относительно его оси. Затем делается обмеривание диаметров посадочных мест, и подбираются новые подшипники для напряженной посадки на вал. Стакан сопрягается с внешним кольцом подшипника скользящей посадкой. Подшипник, нагретый в горячем минеральном масле (80 – 90 градусов), ставят на посадочное место на быстроходном валу. Внимание! Внутренняя обойма обязана плотно прилегать к поверхности уступа на быстроходном валу.

Одним из дефектов вала является износ паза для шпонки. Этот дефект вызывает возникновение углового люфта из-за деформации шпонки или шпоночного паза. Угловой люфт приводит к возникновению механических ударов приводной цепи, колеса привода ротора может привести к разрыву цепи. Восстановление шпоночных соединений традиционно не вызывает никаких трудностей и может быть восстановлено несколькими известными методами.

При работе в механизме возникают огромные вращающие моменты. Они приводят к постепенному износу конической передачи. Появление резких толчков и стуков – симптомы появления завышенного износа или неисправности зубьев шестерен. Проверку агрегата следует начинать с осмотра маленькой шестерни. Износ зуба шестерни определяется зубомером, и если толщина уменьшилась на 10 — 12%, то шестерня заменяется. Если же сломались зубья шестерни, то она заменяется новой и подбирается по венцу ротора.

Замена шестерни, венца и регулировка зазоров

Чтобы насадить шестерню на вал следует ее подогреть до 100 – 120 градусов. Венец сопряжен с роторным столом горячей посадкой, потому его в ходе ремонта не разбирают. Ремонт ограничивается подрезкой торцов и проточкой по внешнему конусу. Выработка по толщине венца компенсируется шириной зуба малой шестерни. Если же обнаружена неисправность зуба венца, то он подлежит замене. Дефектный венец срезается газовой горелкой. Собранная в процессе ремонта коническая передача должна иметь зазоры, соответствующие техническим требованиям.

Регулировка зазора производится установкой прокладок под главную опору стола и под фланец стакана вала. Качество сборки контролируется проверкой «на краску». Величина площади касания зубьев не наименее – 50% по всей длине зуба и не меньше 30% его вышины. Прежде, чем произвести конечную сборку, нужно покрасить внутренние поверхности кожуха и станины ротора маслостойкой эмалью для защиты от коррозии.

Сборка механизма производится в обратном распорядке. Правильно собранный стол ротора плавно проворачивается от приложенного к приводу усилия в 120 — 150 Н, а вкладыши легко вводятся при любом положении стола. Вкладыши не должны выступать выше поверхности стола больше, чем на 0,02 см. После внимательного наружного осмотра, кропотливых контрольных обмеров и проворачивания вручную, ротор смазывают и обкатывают на специальном стенде. Стендовые тесты завершаются удалением масла из ванн с последующей промывкой ротора. Внешние поверхности ротора окрашивают маслостойкой эмалью в два слоя. Слой эмали должен быть гладким и прочным.

Источник

Читайте также:  Мотоблок мб1 ремонт двигателя
Оцените статью