Текущий ремонт дистанции пути

Текущий ремонт дистанции пути

§ 11. Планирование и организация работ по текущему содержанию пути

Перечень работ по сезонам года. Работы по текущему содержанию пути производятся в таком объеме, в каком это требуется для предупреждения появления неисправностей пути и для их устранения. Вследствие того что силы воздействия подвижного состава на путь и состояние пути в разных местах на рабочем отделении несколько различны, состав и объем работ по поддержанию пути в постоянной исправности на разных километрах и пикетах тоже неодинаковы.

По степени срочности выполнения различают предупредительные, неотложные и внезапные работы.

К предупредительным относятся работы по предупреждению расстройств пути. Выполняются они в плановом порядке. К неотложным относятся работы по устранению выявленных при осмотре неисправностей, особенно таких, которые быстро прогрессируют, если их не устранить; выполняются неотложные работы в первые дни после осмотра пути.

К внезапным относятся работы по устранению неисправностей пути, угрожающих безопасному движению поездов или резко нарушающих плавность движения поездов: эти работы выполняются немедленно по обнаружении таких неисправностей.

Работы по текущему содержанию пути производятся на всем его протяжении в течение всего года. В зависимости от времени года они имеют сезонные особенности.

С наступлением летнего времени и окончанием весенних работ выполняются в первую очередь следующие предупредительные работы: а) регулировка зазоров; б) выправка пути в местах отклонений по уровню; в) подбивка шпал; г) одиночная смена шпал. д) рихтовка пути; е) перешивка пути и стрелочных переводов.

Летом производятся еще работы по очистке кюветов, нагорных канав, лотков, дренажей, срезке обочин, исправлению одерновки откосов, ремонту переездов и путевых знаков, подкреплению болтов, противоугонов и распорок с заменой дефектных, уборке грязи с пути, химическому уничтожению или ополке травы на балластной призме и обочинах, по скашиванию травы в кюветах и на откосах и др.

Читайте также:  Расчет стоимости проектирования капитального ремонта здания

На искусственных сооружениях летом выполняются работы по очистке пролетных строений, подферменных площадок и других элементов мостов от грязи, расчистке отверстий малых мостов и труб от наносов, исправлению укреплений русел, конусов и регуляционных сооружений, расшивке швов, частичной смене мостовых и охранных брусьев, частичной окраске металлических пролетных строений.

С наступлением осеннего времени на всех километрах рабочего отделения производятся работы по подготовке пути к зиме, а также к началу интенсивных осенних дождей, а именно: а) выправка пути с подбивкой шпал в необходимых местах; б) рихтовка пути с последующей его перешивкой; в) смазка стыковых болтов и их закрепление; г) проверка рельсовых цепей и устранение обнаруженных неисправностей; д) подкрепление противоугонов и распорок; е) планировка балластной призмы с подрезкой балласта под рельсами; ж) планировка обочин земляного полотна; з) приведение в порядок лотков и поперечных канавок на станционных путях и водоотводов от стрелочных переводов. В период интенсивных дождей и выпадения мокрого снега путевые бригады и путевые обходчики переключаются на очистку пути от тающего снега, на отвод воды и выполнение других неотложных работ.

По окончании дождей до замерзания балластного слоя ликвидируются все неисправности пути, вызванные осенними дождями. Перед замерзанием балласта еще раз планируется балластная призма, подрезается балласт под подошвой рельсов, особенно на станционных путях; там, где это целесообразно, освобождаются противоугоны от балласта, около каждого противоугона устраивается небольшая лунка (весной после оттаивания балласта лунки очищаются от грязи и заравниваются).

Осенью же производятся работы по подготовке главных и станционных путей к бесперебойной и безопасной работе снегоочистителей и снегоуборочных машин (установка знаков перед препятствиями, разборка настилов на летних временных переездах, очистка междупутий на станциях и т. п.); вырубается кустарник и убирается валежник с полосы отвода; Подготавливаются к зиме искусственные сооружения; устанавливаются вешки по оси кюветов и нагорных канав, снеговые колья, щиты.

В зимнее время предупредительные работы выполняются по графикам, составленным на основе проверок, проводимых с очисткой пути, где это требуется, от снега.

Зимние предупредительные работы выполняются на всем протяжении главных, приемоотправочных и других станционных путей и на всех стрелочных переводах. Основными из них являются: а) исправление пути с- укладкой карточек (деревянных, прокладок) с ликвидацией потайных толчков; б) перешивка пути и стрелочных переводов; в) очистка рельсов и скреплений от снега и осмотр их; г) плановая одиночная смена дефектных рельсов, скреплений и металлических частей стрелочных переводов; д) регулировка зазоров; е) исправление пути на пучинах с применением пучинных прокладок; ж) устранение неисправностей на переездах.

В периоды метелей переставляются щиты, срезаются гребешки снега вдоль рельсов, разделываются валы снега после прохода снегоочистителей и т. п.

Перед весной (с привлечением, если требуется, дополнительной рабочей силы) выполняются работы по вскрытию кюветов, канав и русел у мостов малых отверстий и труб, по сколке льда у свай деревянных мостов, по уборке снеговых щитов и кольев. Заблаговременно полностью очищается балластная призма от остатков снега и грязи, в первую очередь в местах возможных выплесков. Очищаются также от снега неустойчивые откосы земляного полотна.

Предупредительные весенние работы производятся на каждом километре главного пути и каждом станционном пути за два периода.

Первый период определяется оттаиванием балласта до подошвы шпал. В этот период выполняются следующие основные работы: а) детальная проверка пути с исправлением его укладкой карточек в местах роста пучин или появления новых; б) проверка всех пучинных карточек, нашпальников и башмаков с заменой изношенных и деформированных; в) закрепление противоугонов с заменой дефектных; г) подтягивание стыковых болтов; д) добивка костылей.

Назначение этих работ — предупредить угон и расстройства пути с оттаиванием балласта ниже подошвы шпал.

Второй период определяется оттаиванием балласта на полную его толщину, а также оттаиванием земляного полотна. В этот период зачищают заусенцы на шпалах и брусьях, очищают от грязи и мазута рельсы и скрепления, срезают загрязненную корку с поверхности балластной призмы. В этот же период регулируют зазоры, устраняют слабые места в рельсовых цепях, ликвидируют кусты негодных шпал, исправляют путь в местах осадки пучин с изъятием карточек и нашпальников; рихтуют путь в местах нарушения его плавности в плане, перешивают путь, смазывают болты.

Весной выполняют и такие работы, как отвод воды с пути, ликвидация выплесков, исправление настила на переездах и мощения на подходах к ним, приведение в порядок водоотводных устройств после прохода весенних вод, ремонт и окраска путевых и сигнальных знаков.

Планирование работ по текущему содержанию пути на околотках. Работы по текущему содержанию пути планируются в зависимости от состояния пути, от установленных норм расхода рабочей силы и материалов для этой цели.

На передовых дистанциях выполнение работ по текущему содержанию пути планируется по кольцевому графику, т. е. с охватом комплексными предупредительными работами последовательно всех километров и путей.

На Северо-Кавказской и ряде других дорог на основе изучения состояния пути и применительно к составу бригад кольцевой график составляется так, чтобы «кольцо» оказывалось замкнутым первый раз в зимний, второй раз в весенне-летний и третий раз в осенний периоды.

В увязке с указанным кольцевым графиком осуществляется основной вид планирования работ по текущему содержанию пути — полумесячное планирование. Один раз в 15 дней дорожный мастер вместе с бригадиром пути осматривает путь, путевые сооружения и устройства в пределах рабочего отделения. При этом они проверяют состояние пути и сооружений, отмечают неисправности, анализируют выполнение плана за предыдущую половину месяца и составляют план-график работы бригады по текущему содержанию пути на следующую половину месяца.

Кроме указанных совместных осмотров и проверок пути, в промежутках между ними путь осматривается еще дорожным мастером и бригадиром пути отдельно в порядке и в сроки, установленные Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути.

Полумесячный график состоит из четырех частей. В I части ведется учет рабочих и распределение аккордного заработка (фамилии рабочих, тарифные разряды, часовые тарифные ставки, фактически отработанные часы за каждое число месяца, итоги отработанных часов за день, месяц, заработная плата по тарифу, аккордный заработок, общий заработок с учетом премии).

Во II части графика указывается план работы и его выполнение (место работы, какие работы). В III части учитывается работа машин и механизмов и в IV части — оборот материалов.

Неисправности, замеченные при полумесячном осмотре и других проверках пути, подлежат устранению вместе с ликвидацией причин, которые их вызвали.

В первые дни каждой половины месяца бригада выполняет неотложные работы. При хорошем и отличном состоянии пути выполнение таких работ может и не потребоваться. В последующие дни бригада выполняет предупредительные работы по кольцевому графику.

При обнаружении повреждении или выявлении неисправности в каком-либо месте пути бригада устраняет их независимо от намеченной последовательности работ по кольцевому графику, но, устранив их, продолжает работать по графику. Выполнив работы на всем протяжении отделения (для околотковой бригады — околотка), бригада начинает следующий круг по тому же «кольцу».

Организация работ по текущему содержанию пути. Непосредственное выполнение всего комплекса работ по текущему содержанию пути возложено на дистанцию пути.

На немеханизированных дистанциях работы по текущему содержанию пути выполняются в основном небольшими бригадами в пределах рабочих отделений.

На механизированных дистанциях пути в зависимости от местных условий в пределах перегонов и малых станций применяются три структурные формы организации первичных производственных подразделений (см. главу I, § 1). Текущее содержание пути на механизированных дистанциях пути осуществляется силами околотковых и отделенческих механизированных бригад и звеньев и специализированных бригад. При необходимости выполнения значительного объема неотложных работ при расстройстве пути, вызываемом ливнями, быстрым ростом или осадкой пучин, и в других случаях в помощь околотковым и отделенческим бригадам могут по решению начальника дистанции пути привлекаться рабочие механизированных ремонтных колонн и укрупненных механизированных бригад по капитальному ремонту пути.

Механизированные околотковые и отделенческие бригады и звенья по текущему содержанию пути и специализированные бригады работают по технологическим процессам, составленным применительно к типовым технологическим процессам и Правилам и технологии выполнения основных работ при текущем содержании пути с учетом местных условий и особенностей.

Количественный состав механизированных бригад определяется на основании дифференцированных норм расхода рабочей силы на работы по текущему содержанию железнодорожного пути, установленных приказом МПС № 30Ц от 30 ноября 1966 г. В этих нормах затрат указана потребность в рабочих для содержания 1 км главного и станционного путей и одного стрелочного перевода в среднем в год в зависимости от типа рельсов, грузонапряженности и рода балласта. К основным нормам затрат труда установлены повышающие и понижающие поправочные коэффициенты.

Повышающие коэффициенты учитывают дополнительную потребность в рабочей силе в особо трудных условиях, а именно: в кривых радиуса 600 м и менее (если таких кривых на 1 км более 25%); на участках пути с интенсивным пригородным движением, а также на участках, расположенных на больших мостах (длиной 50 м и более), в тоннелях и на перевалах через горные хребты; на участках со скоростным движением пассажирских поездов (свыше 100 км/ч), а также потребность в рабочей силе для компенсации потерь при пропуске поездов. Установлены дополнительные затраты труда на содержание участков, расположенных на расстоянии менее 200 км от мест погрузки угольных, рудных, торфяных и наливных маршрутов; на участках, где упраздняются путевые обходы.

Понижающие поправочные коэффициенты учитывают снижение контингента рабочих в зависимости от уровня механизации работ, а также на участках, где уложены железобетонные шпалы, бесстыковой путь и путь с 25-м рельсами.

Расчетная потребность в рабочей силе на содержание 1 км пути с учетом поправочных коэффициентов определяется в следующем порядке.

Из таблицы дифференцированных норм расхода рабочей силы (приложение 1 к приказу № 30Ц) берется норма, соответствующая грузонапряженности, типу рельсов и роду балласта, Н.

Эта норма корректируется в зависимости от наличия снижающих и повышающих факторов (железобетонные шпалы, бесстыковой путь, пригородное движение, крутые кривые, большие мосты, близость к местам погрузки угольных маршрутов и т. д.). Откорректированную норму обозначим Нкор. Полученная откорректированная норма Нкор умножается на поправочные коэффициенты K1 (скоростное движение) и K2 (пропуск поездов) с добавлением затрат труда на ограждение работ Д.

Таким образом, расчетная норма рабочей силы Нр будет равна

По норме Нр определяется контингент рабочих (монтеров пути) 1 Р, который в зависимости от запланированного уровня механизации умножается на поправочный коэффициент K3. В результате получается расчетный контингент Рм рабочих текущего содержания пути в зависимости от уровня механизации

1 ( С 15 июля 1968 г. профессия «путевой рабочий» переименована в профессию «монтер пути».)

Далее определяется потребность в рабочих текущего содержания пути на участках, где упраздняются путевые обходы. Обозначим эту потребность через Р0.

Таким образом, расчетный контингент рабочих текущего содержания пути Ррасч будет равен

Приказом МПС № 30Ц установлено, что в целях стимулирования повышения производительности труда численность работников в бригадах текущего содержания пути может быть уменьшена, но не более чем на 15%, при сохранении за путевыми бригадами полного расчетного фонда заработной платы.

Поэтому плановый контингент будет составлять

Так как в нормах расхода рабочей силы учтена дополнительная потребность в рабочих для компенсации затрат времени на отпуска и выполнение государственных обязанностей в размере 7%, плановый контингент рабочих околотка составит Рпл=Рпл (1-0,07).

Уровень механизации на околотке при установлении контингента рабочих определяется по методике Главного управления пути МПС (см. § 6 главы IV).

Передовые методы текущего содержания пути. При планировании и организации работ текущего содержания широко используются передовые методы труда дорожных мастеров И. И. Нефедова, А. С. Удалова и многих дистанций пути.

Коллективу околотка под руководством И. И. Нефедова в трудный послевоенный период при плохих рельсах и шпалах удавалось содержать путь по балльности в отличном состоянии. Это было достигнуто за счет перекладки рельсов с подбором их по типу и степени износа, за счет строжайшей экономии каждого элемента верхнего строения пути. Основным в работе коллектива было предупреждать появление неисправностей.

Впервые на сети дорог И. И. Нефедов применил уплотненный график работ со среднепрогрессивными нормами выработки.

Метод дорожного мастера А. С. Удалова заключается в стройной системе поточного способа комплексных планово-предупредительных работ по текущему содержанию пути в любое время года.

А. С. Удалов не ограничился тем, чтобы в зимнее время выполнял только работы по борьбе со снежными заносами, устройству отводов на пучинах и по перешивке, ибо в этом случае появилась бы возможность для накопления многих неисправностей пути, которые зимой незаметны, или мало заметны, а весной при оттаивании балласта сразу проявляются на большом протяжении пути.

К таким неисправностям относится, например, отход противоугонов от шпал. Противоугоны упираются в замерзший балласт и этот дефект незаметен, а весной при оттаивании балласта противоугонная система не будет выполнять своего назначения и путь быстро расстраивается. Другим видом подобных неисправностей являются потайные толчки. В течение зимы в зазоры между рельсом и подкладкой, между подкладкой и шпалой напрессовывается снег, образуется лед, в результате чего в этих местах потайные толчки незаметны. Весной же указанные «ледяные прокладки» исчезают и на больших протяжениях образуются сильные толчки. Бригада с резко возрастающим объемом работы справиться быстро не может; появляются выплески, расстройство пути увеличивается; иногда дело доходит до выдачи предупреждений об ограничении скорости.

На околотке А. С. Удалова в зимнее время выполнялись плановые работы по текущему содержанию пути, в процессе которых устранялись указанные неисправности и, следовательно, предупреждалась возможность их накопления. В результате в весенний период, как и в другое время, путь находился постоянно в исправном состоянии. Теперь по примеру А. С. Удалова на всех околотках выполняются зимние предупредительные работы.

Передовые методы труда путейцев совершенствовались на таких дистанциях пути, как Панютинская, Алейская, Новомосковская, Бердянская, Береза-Картуская и многих других.

Коллектив Панютинской, ныне Лозовской, дистанции впервые организовал текущее содержание пути по кольцевому графику; «кольцо» на рабочем отделении замыкалось примерно раз в каждые 15 — 30 дней.

Коллектив Лозовской дистанции пути является инициатором двухсменной работы бригад, что позволило ему резко увеличить загрузку механизмов и машин.

По инициативе коллектива Береза-Картуской дистанции развернулось соревнование за внедрение культуры на производстве и в быту, которая также способствует повышению производительности труда.

На Славянской дистанции пути последовательно вводится метод комплексности состава предупредительных работ по текущему содержанию пути, заключающийся в том, что бригада ежедневно сдает определенный участок пути, на котором полностью выполнены плановые работы. Производительность труда в этом случае выше, чем при раздельном выполнении работ.

В изыскании и проверке новых организационных форм механизированного текущего содержания пути большую инициативу проявили путейцы Октябрьской дороги (б. Клинская дистанция), Орловской и Московско-Киевской дистанций Московской дороги и ряда других дистанций.

На основе обобщения опыта передовых дистанций и созданы применяющиеся в настоящее время формы организации механизированных дистанций пути.

Интересен передовой опыт содержания весьма грузонапряженного участка пути на Калачинской дистанции Западно-Сибирской дороги. Путейцы этой дистанции уделяют большое внимание предупреждению засорения щебеночного балласта. Наряду с текущей очисткой снега снегоочистителями два раза за зиму они производят сплошную очистку поверхности балластной призмы от всех накопившихся засорителей вместе со снегом. Регулярно выполняют подъемочный ремонт с очисткой щебня в шпальных ящиках и на междупутье на глубину не менее 10 см ниже подошвы шпал, а также за концами шпал на глубину не менее 15 см от подошвы шпал.

Заботливо относятся путейцы Калачинской дистанции к обеспечению постоянной работоспособности водоотводных устройств; регулярно производится очистка и планировка обочин, а также сплошь удаляется кустарник вдоль резервов и водоотводных канав и поддерживается их исправное состояние.

В результате этих и других мер, путейцы Калачинской дистанции обеспечивают постоянную исправность пути на всем его протяжении.

Коллективы Павелецкой дистанции Московской дороги, Дарницкой дистанции Юго-Западной дороги, Омской дистанции Западно-Сибирской дороги, Пермской дистанции Свердловской дороги явились инициаторами внедрения в производство научной организации труда (НОТ). Специализация бригад, установление обоснованных норм выработки с учетом особенностей каждого участка, четкая организация работ в «технологические окна», диспетчеризация руководства и исполнения заданий, высокая культура содержания всех устройств на дистанции, максимальное использование механизмов позволили этим дистанциям резко поднять производительность труда.

Источник

Оцените статью