- GardenWeb
- Cодержание дорожек и площадок
- Технология ямочного ремонта способом пропитки, применяемые материалы
- Подготовка выбоин
- Метод пропитки
- Метод обратной пропитки
- Завершение работ
- Материалы для ремонта пропиткой
- Ямочный ремонт щебнем – практика и теория
- Что представляет собой метод пропитки с использованием щебня?
- Наиболее простой ямочный ремонт щебнем
GardenWeb
Cодержание дорожек и площадок
Главными мероприятиями по содержанию аллей, дорожек, площадок в садах и парках являются уборка мусора, полив и промывка покрытий, удаление с них сорняков, внесение песка, укатка, уход за бровками, текущий и капитальный ремонты.
Уборка. Дорожки и площадки очищают от различного мусора, опавших листьев, мелких камней, а также снега в зимнее время. В летний период уборку всей дорожной сети сада или парка необходимо проводить 1—2 раза в день, в зимний период— 1 раз в 2—3 дня. Широкие асфальтированные или замощенные плитами дорожки в парках и лесопарках убирают с помощью специальных машин (рис. 1). Небольшие по ширине дорожки можно подметать с помощью щеток, специально приспособленных на малогабаритных тракторах типа «Риони» или ДТ-14, ДТ-20. Особенно важно убирать с дорожек снег, где он быстро уплотняется и превращается в лед, в результате чего покрытия разрушаются и приходят в негодность.
Уплотнившийся снег убирают с помощью механической лопаты, приспособленной на тракторе типа «Моторобот» или ДТ-20. Снег и образующийся на дорожках лед необходимо скалывать и немедленно убирать. В ранне- и поздневесенний периоды времени, во время таяния снега и распутицы, дорожки и площадки со щебеночными покрытиями необходимо закрывать вообще и открывать для посетителей только после их окончательной просушки.
Полив и промывка. Дорожки, площадки систематически поливают, особенно в жаркое летнее время. Очень важно своевременно поливать дорожки и площадки с мягким щебеночным покрытием (исходя из расчета 3—5 л на 1 м2), так как в сухой период они начинают пылить. Чрезмерно поливать нельзя, поскольку возможны размыв покрытия и образование грязи.
Аллеи и проезды из асфальта и железобетонных плит необходимо поливать из поливо-моечных машин 1—2 раза в день. Детские площадки с мягким покрытием поливают 2—3 раза в день, а спортивные площадки — перед состязаниями. Детские и спортивные площадки поливают из шлангов с распыливаю-щими насадками.
Удаление сорняков. Сорняки, произрастающие на дорожках и площадках, разрушают покрытия, создают неприглядный вид всей дорожной сети. Борьба с сорняками заключается прежде всего в их механическом удалении. В настоящее время применяют химические вещества, например, бертолетову соль, которую посыпают на дорожках в количестве 20—30 г на 1 м2. Эффективны и различные гербициды (2,4 Д и др.).
Внесение песка. Щебеночные покрытия дорожек и площадок постепенно разрушаются под влиянием атмосферных воздействий и от нагрузки, возникающей при ходьбе, играх и т. п. Вследствие этого щебеночные покрытия необходимо постоянно поддерживать в хорошем состоянии, добавляя по поверхности песок: он является лучшим материалом для предотвращения износа дорожек и площадок. Песок должен быть чистым, без каких-либо органических примесей, его вносят слоем 1—2 см примерно 2—3 раза в год. Крупнозернистый речной песок для этих целей наиболее предпочтителен, однако можно применять и обычный, из песчаных карьеров.
Укатка дорожек и площадок. Проведение этого мероприятия необходимо для выравнивания и уплотнения верхнего покрытия и всей одежды дорожек и площадок, которые со временем изнашиваются, становятся неровными. Укатку необходимо выполнять одновременно с внесением песка катком весом до 3 т 1—2 раза за сезон.
Уход за бровками дорожек и площадок. Декоративность покрытия дорожек и площадок во многом зависит от четкости краев бровок и бордюров. Уход за бровками и бордюрами состоит в их осмотре, удалении появляющейся травы 3—4 раза за вегетационный период.
Края садовых дорожек и площадок без бордюра чаще зарастают травой, их необходимо тщательно подравнивать, обрезая траву, и придавать четкие очертания дорожкам и площадкам. Через 5—6 лет в результате деформации краев бровки необходимо ремонтировать, подсыпать землю и укладывать новые ленты дерна.
Текущий ремонт дорожек и площадок. Очень часто в результате усиленной эксплуатации, случайных наездов автомашин и т. п. дорожные одежды из щебеночных материалов повреждаются, в отдельных местах образуются значительные углубления, бровки теряют четкие очертания. В таких случаях покрытия заменяют или добавляют высевки щебня предпочтительно такого же состава, из которого сделана одежда.
Сначала отбивают и выравнивают края, рыхлят и разравнивают щебень основания, подсыпают недостающее количество, разравнивают и затем укатывают. После этого подсыпают верхнее покрытие, разравнивают и также укатывают. Небольшие участки уплотняют с помощью деревянных трамбовок.
По готовому участку распределяют песок слоем 1—2 см. Поврежденные участки плиточных покрытий ремонтируют, заменяя отдельные плитки; предварительно удаляют сломанные плитки, подсыпают песок, выравнивают и затем трамбуют основание. После этого укладывают плитки, плотно подгоняя их друг к другу.
Капитальный ремонт. В зависимости от степени износа дорожных одежд капитальный ремонт производят через 5, 10, 15 и 20 лет. В более частом капитальном ремонте нуждаются щебеночные дорожки и площадки. При ремонте надо придерживаться строгой последовательности всех операций и технологии работ по устройству дорожек и площадок, а главное — соблюдать продольные и поперечные уклоны.
Капитальный ремонт садовой дорожки, покрытие которой чрезмерно износилось, состоит в следующем. Весь участок, подлежащий ремонту, взрыхляют до основания. Затем выбирают и отсортировывают щебень основания. Просеянную щебенку и часть высевок складывают по краям дорожки. Полотно дорожки на ремонтируемом участке тщательно профилируют и уплотняют. Далее по полотну рассыпают щебень основания, к этому щебню необходимо добавить вновь завезенную щебенку в количестве до 50% от первоначальной потребности. Слой основания разравнивают и укатывают, а затем по его поверхности рассыпают завезенные вновь и имеющиеся высевки. В дальнейшем все работы производятся в том же порядке, что и при устройстве дорожек. На спортивных площадках одновременно с ремонтом их одежд необходимо тщательно осматривать и, если нужно, производить проверку всей дренажной системы, прочистку колодцев, а в случае засорения и выхода из строя труб — их раскопку и замену.
Источник
Технология ямочного ремонта способом пропитки, применяемые материалы
Метод пропитки является одним из наименее трудоемких и быстро выполняемых способов ремонта ямочного покрытия. Его суть заключается в том, что заполнитель и вяжущее перемешиваются (вяжущее пропитывает пространство между зернами заполнителя) непосредственно в заделываемой выбоине.
Существует две разновидности этого способа: метод пропитки и метод обратной пропитки. Рассмотрим их подробнее.
Для ремонта методом пропитки выбоина очищается с помощью щетки или воздуходувки, а затем просушивается.
Подготовка выбоин
Для ремонта дорог способом пропитки подготовка выбоин к ремонту почти ничем не отличается от других технологий, за исключением того, что этот способ не требует обработки кромок. Хотя для качества заделки ее проводить рекомендуется.
Затем проводится очистка мест ремонта. Для нее используют механические щетки или ручной инструмент (метелки, лопаты, скребки). Эффективно также применение мощной воздуходувки. Затем проводится просушка выбоины (если используется катионная эмульсия, от этой операции можно отказаться). Для этого используется или промышленный фен, или воздуходувка. После этого место готово к ремонту.
Метод пропитки не требует обработки кромок выбоины, но для эффективности рекомендуется его выполнять.
Метод пропитки
При методе пропитки в выбоину сразу засыпают щебень. Рекомендуется, чтобы его фракционный состав и свойства максимально соответствовали тому материалу, который использовался при изготовлении асфальтобетона, из которого сделано покрытие. Но на практике это трудноосуществимо, поэтому применяют смесь нескольких фракций максимально заполняющую полость.
После засыпки щебня в выбоину производят проливку битумом с помощью лейки или раздающего устройства.
Затем проводится проливка заполненной ямы с помощью лейки или раздающего устройства. При необходимости место ремонта (если у ямы большая площадь) выравнивают гладилкой.
Метод обратной пропитки
При методе обратной пропитки в полость дефекта сразу заливается битум. Важно, чтобы нагрев битума был максимально близок к верхнему пределу, который обозначается в марке битума цифрой после дроби, тогда происходит наиболее интенсивное вспенивание, которое необходимо для полного обволакивания зерен щебня.
Технология обратной пропитки позволяет обеспечить более полное наполнение полости дефекта. В этом случае получается более плотная структура ремонтной массы. По окончании работ поверхность также выравнивается лопатой или гладилкой.
Метод обратной пропитки заключается в том, что сначала выбоину заливают битумом, а затем засыпают щебнем. Это обеспечивает более полное наполнение полости выбоины.
Завершение работ
Завершаются работы уплотнением с помощью виброплиты ручного или самоходного катка. Но знаки, которые ограничивают скорость движения и предупреждают о выбросе щебня, убираются только после полного отвердевания вяжущего и удаления несвязавшихся частиц щебня с поверхности.
Ручная виброплита используется для уплотнения щебня в том случае, если выбоины была глубиной более 5 см.
Материалы для ремонта пропиткой
Для ремонта способом пропитки используются вяжущие и заполнители.
Рассмотрим требования к ним:
- Вяжущие вещества чаще всего представляют собой битум или вещества на его основе. Хотя в последнее время все шире используют составы на основе разнообразных полимеров, которые обеспечивают большую прочность заделанных участков дороги, а также позволяют применять метод пропитки в тех случаях (пониженная температура, влажность), когда битум или эмульсии на его основе не обеспечивают гарантированного качества. Но все же битум является основным материалом. Для ремонта способом пропитки используют марки с высокой температурой плавления и размягчения, таким образом, стараются предотвратить появление летней скользкости. Вторым по распространенности материалом являются катионные эмульсии на основе битума. Преимуществом такого вяжущего является небольшая требуемая температура разогревания (60-80 градусов против 150-200 у чистого битума), а также хорошая способность сцепления с влажными поверхностями. При использовании эмульсий можно работать даже в дождь.
- В качестве заполнителя используют щебень и песок из твердых пород (чаще всего гранита). Для более плотного заполнения выбоин тщательно подбирают фракционный состав с той целью, чтобы вяжущее занимало минимальный объем. Также обязательно обеспечить отсутствие пылевидных и глинистых частиц, ухудшающих контакт с вяжущим, поэтому щебень обязательно промывают. При использовании чистого битума, заполнитель для ямочного ремонта предварительно покрывают слоем битума.
Таким образом, технология ямочного ремонта способом пропитки является наиболее экономной, не требующей больших затрат средств и времени.
Источник
Ямочный ремонт щебнем – практика и теория
Знакомое всем словосочетание «срок службы» имеет отношение практически к 100% материалам, которые используются людьми для различных целей. Вот и автомобильные асфальтированные дороги не являются исключением.
Почему вообще асфальт разрушается? Давайте посмотрим на основные причины:
- Из-за плохого качества материалов, которые применялись для строительства дорог, что соответственно приводит к низкому качеству самого дорожного полотна.
- Человеческий фактор. Неверные пропорции материалов, неумелая работа и прочие факторы способны существенно сократить срок службы асфальтового покрытия.
- Естественным путем, за счет влияния климатических условий и нагрузки на дорогу.
- При попадании влаги во внутренние слои полотна. Если имеют место низкие температуры, вода будет расширяться при замерзании, образовывая в асфальте трещины. Добавьте к этому нагрузку автомобильного или иного трафика, и получите серьезное разрушение покрытия.
Несмотря на свое название, сразу стоит обратить внимание, что ямочный ремонт подходит не только для устранения именно ям на дороге, но и для ремонта трещин и выбоин. Другими словами, ямочный ремонт применяется тогда, когда нужно восстановить небольшой поврежденный участок асфальта, чтобы обеспечить безопасность дорожного и пешеходного движения.
На самом деле, разновидностей ямочного ремонта существует несколько, однако сегодня мы рассказываем именно о ремонте щебнем, т.к. данный способ является довольно популярным и бюджетным, хотя и подходит больше как временная мера.
Стоит отметить, что щебень используется и при некоторых других методах ямочного ремонта, однако там он выступает в роли основания, на которое будет уложен новый асфальт. При этом, сам ремонт щебнем также может быть 2-х видов: просто щебнем и методом пропитки.
Что представляет собой метод пропитки с использованием щебня?
Если коротко, то метод пропитки заключается в том, чтобы смешать наполнитель (щебень) и вяжущий материал (битум). Однако в любом случае для начала лучше подготовить основание, чтобы обеспечить полноценное качество ремонтных работ.
В подготовку основания входит:
- очистка ямы от мусора и всего остального, что будет препятствовать сцепке (выполняется вручную, при помощи обычных инструментов, типа скребков и метелок или же с помощью продувки);
- просушка, для которой также можно использовать воздуходувку или же строительный фен.
Также можно прибегнуть к обработке кромок, что не является обязательным в этом случае, однако повысит качество ремонта.
После данных процедур наша яма готова к тому, чтобы ее заделали. При ремонте методом пропитки в полость засыпается щебень 4-5 различных фракций. В идеале нужно подобрать именно щебень таких размеров, которые использовались при изготовлении асфальта, уложенного в данном конкретном месте. Однако это не всегда представляется возможным, поэтому часто используется просто щебень нескольких фракций, позволяющих по максимуму заполнить пустоту.
После этого края ямы и весь щебень проливаются битумом, а затем место ремонта уплотняется при помощи виброплиты или же дорожного катка, в зависимости от обстоятельств.
Важно помнить то, что если глубина повреждения более 5 см, то укладку и проливку щебня стоит производить в несколько слоев.
Также существует и обратный метод пропитки. Разница будет в том, что здесь полость изначально заливается битумом, а уже после этого укладывается щебень. Такой метод более эффективен, чем стандартный способ пропитки, однако если использовать именно катионные битумные эмульсии, то разница в качестве ремонта стирается. Также при использовании катионного битума просушку основания можно не делать.
Наиболее простой ямочный ремонт щебнем
Теперь вернемся к простому методу ремонта щебнем. В таком случае битумные эмульсии не используются. Здесь достаточно просто уложить щебень различных фракций, чтобы максимально устранить любые полости, после чего обязательно следует уплотнение.
Повторимся, что такой способ скорее носит временный характер, т.к. сам щебень относится к материалам для основания. Соответственно, добиться такого же уровня гладкости, как в случае с асфальтом, не получится.
Даже самый укатанный щебень имеет довольно неоднородный внешний слой, а со временем плотность такой засыпки снижается, из-за чего фрагменты щебня поднимаются, мешая комфортному движению автомобилей. Также щебень будет пропускать воду в свои внутренние слои, а вода, как мы уже упоминали, имеет свойство расширяться при понижении температур, нарушая текущую целостность структуры.
Но, не расстраивайтесь! У данного способа ямочного ремонта есть и преимущества:
- низкая стоимость материала;
- высокая скорость ремонтных работ и их невысокая стоимость;
- • как временная мера вполне может устранить повреждения дорожного полотна.
В общем, к какому виду ямочного ремонта обратиться, решать только вам, основываясь на ваших потребностях и бюджете. А если у вас остались вопросы, то вы всегда можете позвонить нам.
Источник