Текущий ремонт дорожной техники
Текущий ремонт машин разделяют на плановый и неплановый. Организация проведения планового текущего ремонта включает те же вопросы, что и при организации технического обслуживания: выбор места, метода и организационной формы выполнения работ, подбор исполнителей, отбор средств механизации и установление порядка выполнения работ.
Учитывая, что текущий ремонт требует сложного оборудования, его выполняют преимущественно в стационарных мастерских. Машины, удаленные от эксплуатационных баз на значительные расстояния, целесообразнее ремонтировать на месте их применения, но при этом требуется доставлять к месту ремонта комплект новых или отремонтированных сборочных единиц для установки на машину взамен изношенных.
Текущий ремонт машин проводят индивидуальным или агрегатным методами. При индивидуальном методе ремонтная бригада осуществляет ремонт всех составных частей машины, требующих ремонта. При этом методе ремонта необходима высокая квалификация всех членов бригады, иначе не обеспечивается качество ремонта. Продолжительность ремонта машин увеличивается, так как большая часть работ ведется последовательно. Высоки при этом и затраты средств и труда на ремонт.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Более прогрессивным является агрегатный метод ремонта. Суть его состоит в том, что снятые с машины сборочные единицы, требующие ремонта, сдают в обменный пункт мастерской, а взамен получают новые или отремонтированные. Снятые с машин сборочные единицы обменный пункт направляет в ремонт на специализированные рабочие места мастерской и на ремонтные заводы. Из ремонта они снова поступают на обменный пункт. Важным резервом в пополнении обменного фонда являются годные сборочные единицы со списанных машин.
Агрегатный ремонт выполняют специализированные звенья, каждое из которых выполняет отдельные виды работ или ведет ремонт однотипных сборочных единиц. Так, одно из них выполняет разборочно-сборочные работы, другое ремонтирует двигатели, третье осуществляет ремонт ходовой части машин и т. д.
Специализация рабочих мест при агрегатном ремонте машин позволяет создать лучшие условия для механизации труда рабочих, что способствует повышению производительности и качества труда. Полнее при этом используется и оборудование рабочих мест. Все это снижает себестоимость ремонта машин и сокращает время нахождения их в ремонте.
Для текущего ремонта машин на месте их применения используют комплекс передвижных средств, включающих передвижные ремонтные мастерские МПР-3901, передвижные мастерские технического обслуживания АТО-4822, грузовой автомобиль и автомобильный кран, если на автомобиле нет крановой установки.
На грузовом автомобиле подвозят к месту ремонта отремонтированные сборочные единицы и отвозят снятые с машин сборочные единицы, требующие ремонта. Крановая установка предназначена для снятия с машин сборочных единиц, требующих ремонта, и установки на них отремонтированных. С помощью оборудования мастерской МПР-3901 осуществляют ремонтные работы, а оборудованием мастерской АТО-4822 выполняют работы ТО-3, после того как будет произведен ремонт.
Работы планового текущего ремонта машин на месте их применения выполняют два звена: одно из них осуществляет ремонт, а второе — техническое обслуживание. Работы они выполняют последовательно: в начале работает первое звено, а потом второе.
Неплановый ремонт машин в виде мелких неисправностей, не требующих больших затрат труда, высокой квалификации и запасных частей, устраняет машинист самостоятельно или с помощью других машинистов бригады. Сложные отказы машин устраняют специализированные звенья, оснащенные передвижными мастерскими МПР-3901.
Лучше работают звенья по устранению неисправностей машин, когда они находятся в составе участка технического обслуживания и ремонта машин, а в оперативном отношении подчинены диспетчеру предприятия. При возникновении неисправности, которую машинист не может устранить, он сообщает об этом диспетчеру. Получив информацию от машиниста, диспетчер по радио или телефону связывается со звеном по устранению неисправностей и дает ему указание на устранение неполадок в машине. При этом он сообщает звену марку машины, ее инвентарный номер, характер поломки, потребные запасные части, место нахождения машины и кратчайший маршрут движения к ней.
Получив задание от диспетчера, звено оценивает полученную информацию, уясняя при этом, сможет ли оно устранить неисправность машины с помощью имеющегося резерва запасных частей в мастерской или нужны дополнительные запасные части. При отсутствии необходимых запасных частей в мастерской звеньевой сообщает через диспетчера обменному пункту, какие сборочные единицы необходимо подготовить для устранения неисправности машины. Пополнившись нужными запасными частями, звено выезжает к неисправной машине и устраняет выявленные неисправности.
В состав ремонтного звена входят два-три человека: один из них звеньевой и один-два слесаря, в том числе слесарь-сварщик, шофер-слесарь или шофер-сварщик. На период ремонта машины в звено включают и машиниста ремонтируемой машины.
После выполнения работ звеньевой записывает в журнал учета характер выполненных работ, их трудоемкость и продолжительность. Машинист расписывается в ведомости о получении запасных частей на ремонт машины и сдает звеньевому неисправные сборочные единицы, которые сняты с машины. Звеньевой передает их в обменный пункт для ремонта.
В ряде случаев неисправности машин целесообразно устранять и в стационарных мастерских, если их можно доставить на эксплуатационную базу.
Источник
Роль технического сервиса в развитии системы фирменного обслуживания строительной и дорожной техники
Локшин Е.С. к.т.н., зав. кафедрой эксплуатации и сервиса дорожных машин, МАДИ(ТУ)
Журнал «Механизация строительства» №11’2000
Выбор стратегии развития сервиса строительных и дорожных машин должен в основном базироваться на основных принципах и задачах системы фирменного обслуживания. Конечно, выбор стратегии также определяют экономическая ситуация в стране, состояние отрасли строительного и дорожного машиностроения, качество продукции, принятые концепции развития строительных отраслей и т. д.
Основополагающим принципом систем фирменного обслуживания является полная ответственность предприятий-изготовителей за работоспособность продукции в течение всего срока ее эксплуатации в любом регионе. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что функционирование рынков продукции находится под огромным влиянием систем фирменного обслуживания производителей. Эти системы позволяют удовлетворять потребности в средствах механизации не столько за счет экстенсивного увеличения числа техники, сколько благодаря повышению качества и эффективности ее использования.
Необходимость развития фирменного обслуживания обусловлена широким внедрением в современных дорожных и строительных машинах сложных и особо сложных систем гидравлического и электрического оборудования, что требует более современных форм и методов технического обслуживания и ремонта при участии предприятий-изготовителей.
Система фирменного обслуживания должна занять свое место в сложившейся в нашей стране системе поддержания машин в работоспособном состоянии, когда вся ответственность ложится на предприятия, эксплуатирующие технику, тем более что большинство ремонтно-эксплуатационных баз находится в крайне запущенном состоянии. Обеспеченность по диагностическому оборудованию — 5-7%, испытательным стендам — 30, мобильным средствам ТО и ТР — 30-40% и т. д.
В основе системы фирменного обслуживания заложены следующие принципы.
- Ответственность за организацию технического обслуживания в течение всего срока эксплуатации несет фирма-изготовитель (это вызвано стремлением сохранить и развить рынки сбыта).
- Техническое обслуживание (и, в общем, технический сервис) является важнейшим инструментом борьбы фирм за сферы влияния. Борьба на рынке сбыта все чаще выходит за рамки маневрирования ценой. Передовые фирмы предпочитают бороться на основе совершенствования конструкции машин и предоставления более широкого комплекса услуг в процессе их эксплуатации.
- Система технического сервиса включает весь комплекс услуг, в том числе модернизацию машин. Масштабы работ и видов услуг не регламентированы и определяются потребителем совместно с фирмой-изготовителем.
- Фирма-изготовитель организует технический сервис своей продукции независимо от территориальной разобщенности объектов эксплуатации. Реализация этого принципа требует хорошо организованной и разветвленной сети предприятий системы фирменного обслуживания.
- Формы и организация системы технического обслуживания и текущего ремонта разнообразны (непосредственный контакт изготовитель-потребитель или через посредника).
- В систему фирменного обслуживания включается:
- продажа техники;
- доставка;
- предпродажное обслуживание;
- ввод в эксплуатацию;
- обеспечение запасными частями;
- учет и удовлетворение рекламаций в гарантийный период;
- техническое обслуживание и ремонт в течение всего срока эксплуатации;
- технические консультации и информационное обеспечение;
- обучение специалистов; организация наблюдения за работой техники;
- участие в работе по совершенствованию конструкций.
Решение перечисленных задач системы фирменного обслуживания требует серьезных капиталовложений, развитой дилерской сети (по региональному принципу), предварительной разработки нормативной и эксплуатационной документации и других организационных и научных проработок. Таким образом, технический сервис превратился в важнейшую отрасль сферы услуг, неразрывно связанной со сферой производства.
Технический сервис является значительной, а в ряде случаев важнейшей статьей доходов. По опубликованным в США подсчетам экономистов, каждый доллар, вложенный в производство запасных частей и организацию технического обслуживания произведенного и проданного оборудования, может обеспечить вдвое большую прибыль, чем само оборудование. Цены на узлы, детали и агрегаты, реализуемые в качестве запасных частей, как правило, в 1,5-2 раза выше, чем на те же узлы и детали, используемые для сборки новой машины. В том случае, когда машина снята с производства, цены на запасные части возрастают в 5-6 раз. Сохраняя инструмент, оснастку, техническую документацию, необходимые при производстве запасных частей для снятого с производства оборудования, машиностроительные предприятия США гарантируют поставку любой детали к оборудованию в течение 10-12 лет со времени его выпуска.
На выбор варианта стратегии сервисного обеспечения строительной и дорожной техники, конечно, оказывает существенное влияние состояние и функционирование рынков техники, запасных частей, сборочных единиц, услуг технического сервиса (см. табл.).
Возможные варианты организации технического сервиса
Варианты стратегий | Обеспечение запасными частями | Гарантийное обслуживание | Техническое обслуживание | Текущий ремонт | Замена агрегатов | Капитальный ремонт |
1 | Региональный дилер завода — изготовителя | Региональный дилер завода — изготовителя | Эксплуатационное предприятие | Эксплуатационное предприятие | Региональный дилер завода — изготовителя | Ремонтные заводы |
2 | Региональный дилер завода — изготовителя | Региональный дилер завода — изготовителя | Базовое эксплуатационное предприятие (субдилер) | Базовое эксплуатационное предприятие (субдилер) | Базовое эксплуатационное предприятие | Ремонтные заводы по контракту с заводом изготовителем |
Рынок техники в России характеризуется:
- наличием монополистов в изготовлении отдельных видов техники;
- присутствием зарубежных производителей (10-15% общего объема рынка, а до 1998 г. 30-40%);
- существованием вторичного рынка новой техники, что объясняется бартерными сделками, погашением долгов и налогов продукцией;
- наличием у многих производителей довольно развитой товаропроводящей сети — представительства, дилеры, торговые агенты (только в Москве и Московской области имеется около 370 организаций, торгующих техникой);
- низким качеством продукции;
- значительной разницей в ценах на отечественную и зарубежную продукцию;
- низким объемом и платежеспособностью рынка.
Рынок запасных частей, в свою очередь, характеризуется:
- неполнотой охвата всей номенклатуры техники (ДЗ-98, А-120 — ЗАО «Челябинский завод строительно-дорожных машин им. Колющенко», EU — Ивановский экскаваторный завод; двигатели — Рыбинский моторный завод);
- отсутствием отдельных сборочных единиц;
- сравнительно большим количеством фирм, занимающихся продажей запасных частей;
- относительно низким качеством продукции (редкое исключение Ковровский электромеханический завод);
- нарушением связей с заводами бывших республик СССР;
- отсутствием на складах фирм широкой номенклатуры запасных частей (в связи с ограниченностью оборотных средств);
- низким уровнем работы представительств, торговых домов и доверенных дилеров заводов-изготовителей;
- слабым взаимодействием по запасным частям заводов-изготовителей сборочных единиц с изготовителями полнокомплектной техники;
- повышением спроса на качественные (следовательно, более дорогие, импортные) запасные части (рукава высокого давления, шестеренные насосы, гидрорули);
- активизацией на рынке заводов смежных отраслей, конверсионных предприятий;
- тенденцией к приобретению ремонтных комплектов;
- достаточно высоким объемом капитально отремонтированных запасных частей;
- неподконтрольностью рынка заводам-изготовителям машин.
Рынок услуг (технического сервиса) представлен ограниченным числом предприятий, что обусловлено следующими причинами:
- ведение данного вида деятельности требует значительных капиталовложений и оборотных средств;
- нет опыта работы на коммерческой основе в данном направлении;
- заводы-изготовители в этой работе активно не участвуют, а главное, не руководствуются принципами с истемы фирменного обслуживания.
Таким образом, необходима разработка стратегий поддержания техники в работоспособном состоянии на основании:
- анализа сложившейся экономической ситуации на заводахизготовителях, в отраслях-потребителях техники и в стране в целом;
- сложившихся годами взаимоотношений между изготовителями и потребителями техники;
- анализа принятой ранее «ведомственной» стратегии обеспечения работоспособности техники;
- обобщения опыта работы в течение восьми лет в условиях рынка фирм, занимающихся продажей техники, реализацией запасных частей и сервисом.
Для разработки общей стратегии следует учитывать следующие положения:
- Система фирменного обслуживания является современным и эффективным способом поддержания работоспособного состояния техники непосредственно ее изготовителями.
- Создание сети региональных технических центров изготовителями техники при их экономическом положении невозможно (в среднем стоимость технического центра 6-12 млн. долларов).
- Владельцами производственных площадей, пусть устаревшего, но все же имеющегося оборудования для технического обслуживания, диагностики и текущего ремонта, а также документации являются крупные пользователи техники и коммерческие структуры.
- В настоящее время отсутствует взаимодействие заводов-изготовителей полнокомплектной техники и заводов-изготовителей запасных частей на стадии эксплуатации продукции. Это взаимодействие осуществляют фирмы, продающие технику, обеспечивающие ее запасными частями, выполняющие гарантийное и послегарантийное обслуживание.
- При организации технического сервиса необходимо порегионально учитывать мощности предприятий, производящих и ремонтирующих запасные части, узлы и агрегаты.
- Развитие технического сервиса в системе фирменного обслуживания должно осуществляться на региональной основе, с учетом количественного и качественного анализа машинных парков.
- Заводы-изготовители полнокомплектной техники, при разработке стратегий развития систем технического сервиса должны кооперироваться с другими заводами изготовителями, использующими аналогичную элементную базу, но не являющимися конкурентами на рынке техники.
- Заводы-изготовители должны разработать нормативно-эксплуатационную документацию нового поколения, ориентированную на новые задачи предприятий.
Основные задачи, требующие научной проработки:
- разработка научных основ формирования сервисного сопровождения строительной и дорожной техники;
- оптимизация видов услуг и технологий их выполнения;
- оптимизация размещения сети технических центров и ремонтных предприятий;
- разработка нормативных и технологических документов, обеспечивающих высокое качество технического обслуживания и текущего ремонта;
- разработка комплекса технологического оборудования и оснастки для технического обслуживания и текущего ремонта;
- разработка технологических основ централизованного восстановления деталей;
- разработка системы сбора и анализа информации по надежности и условиям эксплуатации (обслуживание и условия работы).
Таким образом, переход отечественных изготовителей строительной и дорожной техники к системе фирменного обслуживания может быть осуществлен при участии наиболее технически оснащенных эксплуатационных предприятий, а также коммерческих структур, оказывающих услуги в области технического сервиса.
Наши группы в Telegram, Viber. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!
Источник