- Текущий ремонт экспертиза сметы
- Заказчиком до заключения муниципального контракта (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») была разработана проектно-сметная документация, которая прошла экспертизу и проверку достоверности сметной стоимости. Вместе с тем в процессе выполнения работ выяснилось, что в смете имеются работы, необходимость в которых отпала. При этом возникла необходимость в дополнительных видах работ, которые не были включены в смету. Стоимость работ увеличилась в пределах допустимых 10%, но внесение изменений в проектную документацию не требуется. Необходимо ли в данном случае проходить повторно проверку достоверности сметной стоимости?
- Экспертиза сметы на текущий ремонт (по 44 ФЗ)
- Зачем она нужна?
- В чем ее преимущества?
- Что лучше выбрать?
- Кто проводит такую работу?
- Как она проводится?
- Как обманывают заказчиков?
- Мошенничество подрядчиков
- Как ошибаются заказчики?
- Что могут найти?
- Сколько это стоит?
Текущий ремонт экспертиза сметы
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Заказчиком до заключения муниципального контракта (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») была разработана проектно-сметная документация, которая прошла экспертизу и проверку достоверности сметной стоимости.
Вместе с тем в процессе выполнения работ выяснилось, что в смете имеются работы, необходимость в которых отпала. При этом возникла необходимость в дополнительных видах работ, которые не были включены в смету. Стоимость работ увеличилась в пределах допустимых 10%, но внесение изменений в проектную документацию не требуется.
Необходимо ли в данном случае проходить повторно проверку достоверности сметной стоимости?
Обязанность проводить проверку сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения, а в отдельных случаях — капитального ремонта и работ по сохранению объектов культурного наследия, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями или юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых названных публичных образований составляет более 50%, на предмет достоверности ее определения установлена ч. 2 ст. 8.3 Градостроительного Кодекса РФ (далее — ГрК РФ) и положениями п.п. 1, 1.1 и 1.3 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 (далее — Положение).
В соответствии с п. 30 Положения N 427 повторная проверка сметной стоимости в порядке, установленном этим Положением для первичной проверки, производится в том случае, когда после получения в отношении нее положительного заключения в проектную документацию были внесены изменения.
Нормы Положения напрямую не уточняют, каков должен быть характер таких изменений. В свою очередь, из ч. 1, ч. 12 и п. 4 ч. 13 ст. 48 ГрК РФ следует, что при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов за счет бюджетных средств или средств юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ, в содержание проектной документации обязательно включается раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства».
О том, что смета является частью проектной документации, свидетельствуют также нормы п.п. 28-31 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87.
Следовательно, учитывая, что сама смета является частью проектной документации, ее изменение путем исключения из нее отдельных видов производимых работ и включения других видов таких работ, по сути, означает изменение такой документации, которое в силу п. 30 Положения является основанием для повторной проверки сметной стоимости.
Кроме того, необходимо учитывать, что согласно п. 18 Положения N 427 предметом проверки сметной стоимости является изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия не только конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией, но и физическим объемам работ, обозначенным в такой документации. Поэтому при изменении физических объемов работ повторная проверка расчета сметной стоимости является необходимой. Данный вывод вытекает из буквального прочтения пп. «б» п. 30 Положения N 427.
Законодательство не содержит понятия «физический объем работ». Однако в нем присутствует термин «ведомость объемов работ» (п. 7.2.9 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 58033-2017 «Здания и сооружения. Словарь. Часть 1. Общие термины»), под которой понимается перечень строительно-монтажных работ с указанием их объемов в установленных физических величинах или стоимостных показателях. Соответственно, изменение количественных или стоимостных показателей, в которых измеряется объем тех или иных работ (в том числе уменьшение таких количественных показателей до нуля), а также введение в перечень новых видов работ является, по сути, изменением физического объема работ.
Более того, при включении в смету новых видов работ, не присутствовавших в ней при первой проверке, нельзя считать достигнутой цель такой проверки: определение соответствия стоимости работ сметным нормативам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, так как совершенно очевидно, что сметные нормативы для вновь включенных в смету работ не принимались во внимание и не проверялись при проведении первой проверки.
В связи с изложенным в рассматриваемом случае при увеличении цены контракта на основании пп. «в» ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на наш взгляд, необходимо проведение повторной оценки достоверности определения сметной стоимости.
К сожалению, какой-либо правоприменительной практики или разъяснений по данному вопросу нам обнаружить не удалось.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Экспертиза сметы на текущий ремонт (по 44 ФЗ)
От профессионализма и добросовестности людей, составляющих строительные сметы, зависит не только общая стоимость реализуемого проекта, но еще и то, насколько постройка будет безопасной. Именно поэтому, чтобы убедиться в качестве проектирования и обоснованности цены планируемых действий, многими заказывается экспертиза смет.
Зачем она нужна?
Вполне естественно, что доверять процедуру проверки сметы подрядчику, по сути, бессмысленно, так как сегодня, к сожалению, без труда можно натолкнуться на таких специалистов, которые не заинтересованы в правильном оформлении различных бумаг. Нередко случаются даже случаи мошенничества, когда застройщик старается искусственно растянуть сроки возведения какой-либо постройки, а также завышает реальную стоимость аренды техники и различных материалов. Случаются и простые человеческие ошибки, которые могут являться причиной невнимательности.
Именно поэтому, чтобы вам не пришлось из-за подобных вещей терять собственные деньги или получать некачественный объект, лучше всего, чтобы предварительно была проведена экспертиза сметы квалифицированными специалистами.
В чем ее преимущества?
На сегодняшний день такая услуга пользуется особенно широким распространением в случае проведения различных тендеров или каких-нибудь конкурсов, так как здесь риски связаны уже не с тем, что соискатель может пытаться завышать реальную стоимость объекта, а наоборот, с попытками ее занижения. Некоторые настолько стараются выиграть тендеры для получения крупных заказов, что предлагают построить объект за нереально малые суммы средств, а в итоге оказывается, что на самом деле у компании-победителя просто нет возможности реализовать первоначальный план. Бывает и так, что заказчиком не была проведена экспертиза смет, а исполнитель начинает экономить так, что в итоге конструкция имеет крайне низкое качество.
Помимо этого, услуга пользуется популярностью и у частных заказчиков, так как никто не хочет быть обманутым или страдать из-за чьих-то ошибок. При этом нередко такая проверка позволяет сэкономить средств больше, чем приходится тратить на ее проведение.
Что лучше выбрать?
В наше время экспертиза смет проводится государственными или частными структурами. В основном государство занимается такими процедурами только в том случае, если какой-то объект строится с привлечением бюджетных средств, а также если речь идет об обеспечении безопасности и обороны нашей страны. Помимо этого, государственная экспертиза смет может потребоваться и в том случае, если требуется проверка документации по каким-нибудь технически сложным или уникальным объектам. В общей сумме, можно привести около двадцати различных причин, по которым в проведении проверки сметы могут привлекаться услуги таких специалистов, но в любом случае их проводят только в процессе стадии планирования строительных работ, в то время как коммерческие структуры работают с объектами, находящимися на любых этапах строительства.
Если же говорить о непосредственных задачах, то государственная экспертиза сметы по 44-ФЗ требуется для того, чтобы определить степень безопасности проектируемой конструкции. За счет проведения такого мероприятия специалисты определяют, насколько будущая постройка соответствует действующим требованиям технического регламента. Негосударственная процедура проводится абсолютно независимыми компаниями, и в основном здесь может проводиться даже не экспертиза сметы по 44-Ф3, а стандартная проверка документов на предмет экономической обоснованности проекта и отдельных трат по нему.
Кто проводит такую работу?
В компаниях, которые достаточно давно ведут свою деятельность на данном рынке, проведением подобных проверок в основном занимаются профессиональные инженеры-сметчики, имеющие соответствующую квалификацию и многолетний стаж работы. В основном экспертиза строительных смет в малоэтажном строительстве или каком-нибудь другом осуществляется по специальной программе, которая предусматривает разделение сметной стоимости на несколько частей, включая стоимость материалов, затраты, необходимые для оплаты работы сотрудников, арендованной техники и еще множество других особенностей. После этого специалист тщательно проверяет все эти пункты на предмет возможного мошенничества или каких-то элементарных ошибок. В преимущественном большинстве случаев современными специалистами проводится экспертиза сметы в «ГРАНД-смете» и других аналогичных программах.
Как она проводится?
В основном процедура проверки является одинаковой для всех случаев.
В первую очередь устанавливается точный перечень задач, которые будет решать экспертиза сметы на текущий ремонт или строительство. После этого составляется определенный пакет документации, необходимой для проведения анализа, причем здесь важно передать специалистам максимально возможное количество документации, относящейся к возводимому объекту.
Далее определяется приблизительный срок работы, который будет непосредственно зависеть от общего количества предоставленной документации, а также масштабности реализуемого объекта. При этом сразу стоит отметить, что эти факторы также зачастую являются определяющими в уточнении стоимости проводимых работ, а их продолжительность всегда обсуждается предварительно со специалистом. В преимущественном большинстве случаев итоговая экспертиза сметы (пример/образец выше) проводится в срок от недели до двух месяцев, на протяжении которых аналитики занимаются подготовкой отчета о достоверности или недостоверности различных параметров в предоставленных документах.
Как обманывают заказчиков?
Перед проведением строительства компания занимается составлением различных сметных расчетов, то есть оценивает точную стоимость проводимых работ. В преимущественном большинстве случаев строительные организации в зависимости от поставленных целей стараются занижать или, наоборот, завышать стоимость различных материалов и работ, чтобы обеспечить себе дополнительную прибыль. При этом намеренное и, что более важно, искусственное изменение стоимости проводится еще в процессе составления сметы, то есть когда заказчик старается выбрать из нескольких компаний ту, которая является более предпочтительной для проведения различных работ.
В процессе выполнения строительства нередко оказывается, что заказчику пришлось потратить гораздо больше, чем это предполагалось первоначально. Сметы были составлены неточно или неправильно, что вылилось в конечном итоге в серьезную потерю денежных средств, что, естественно, никому не будет приятно.
Часто случаются такие ситуации, когда неправильно составленные сметы являются ошибкой строителей, а иногда речь идет о намеренном укрытии каких-либо недочетов. Так или иначе, единственным, кто будет рассчитываться за подобные ошибки, является заказчик, несущий реальные финансовые затраты.
Мошенничество подрядчиков
Ежемесячно подрядчиками предоставляется акт выполненных работ для того, чтобы заказчик оплатил выполненный объем. Наверное, каждый человек, который не слишком сильно разбирается в различных тонкостях строительства, не будет способен проверить полностью все, поэтому приходится просто верить тому, что написали строители.
К примеру, многие предпочитают не включать в смету определенные виды работ, но при этом ставят заказчика уже перед фактом после их выполнения, заставляя его, соответственно, их оплачивать, чего он на самом деле делать не обязан.
Как ошибаются заказчики?
Многие люди считают, что экспертиза смет на строительство с федеральным бюджетом или частными инвестициями требует серьезных финансовых вложений, так как сама по себе является дорогостоящей. Практика же показывает, что в действительности подобное мнение является абсолютно ошибочным, так как за счет проведения профессиональной проверки сметной документации удается обеспечить экономию до 30% денежных средств, которые могли бы потребоваться для строительства данного объекта.
При этом стоит отметить, что в преимущественном большинстве случаев цена на услуги экспертов колеблется в районе 1-3% от общей суммы проекта.
Что могут найти?
Среди ошибок, которые наиболее часто встречаются в неправильно составленных сметах, можно выделить повышение трудозатрат, расходов для аренды транспорта, а также другие похожие статьи. Нередко специалистам удается обнаружить также закупку слишком дорогих материалов или какого-нибудь оборудования. Если же говорить о реальных ошибках, то чаще всего они заключаются в процессе составления накладных расходов или неправильно использованных коэффициентах.
В процессе проведения проверки часто специалистам приходится не только работать со сметной документацией, но еще и самостоятельно посещать объект. Довольно часто это требуется для того, чтобы оценить, насколько реальный объем услуг, предоставленных подрядчиком, соответствует перечню, указанному в документации.
При проверке корректности установленных расценок экспертиза строительных смет и сметной документации проверяется по нескольким факторам. В первую очередь специалист определяет, насколько указанные цены соответствуют рыночной стоимости, а также уточняет, не противоречат ли они параметрам, рекомендуемым действующим законодательством и нормативными требованиями. Для проведения такой проверки используется огромное множество специализированных нормативных баз, включая ТЕР, ТСН, ФЕР, СБЦ и многие другие.
Также, когда проводится экспертиза сметы на строительство индивидуального жилого дома или любого другого единичного объекта, берется в учет и тот факт, что сметные нормы периодически принято утверждать едиными для всех норм, а иногда они устанавливаются для каждого региона отдельно. В конечном итоге специалистами составляется заключение, в котором крайне подробно описываются ошибки, найденные при проверке документации, а также указываются рекомендации касательно их устранения.
Таким образом, специалисты чаще всего сталкиваются с:
- неправильной формулировкой накладных расходов;
- завышенными транспортными расходами;
- некорректным подбором аналогичных объектов;
- ошибка коэффициента, пересчитывающего все в текущую стоимость;
- завышенными сроками проведения работ;
- повышенными трудовыми затратами.
Все это приводит к значительному росту расходов, ведь даже незначительные ошибки в коэффициентах приводят к значительному перерасходу денежных средств.
Сколько это стоит?
Практически каждая компания, которой проводится экспертиза сметы (КОСГУ или вопросы частного характера – не имеет разницы), зачастую не указывает заранее каких-то конкретных цифр в плане стоимости. Предлагается разве что предварительно заполнить форму технического задания, в которой приблизительно описывается рассматриваемый объект, и только потом уже после проведения ее проверки специалисты могут определиться с конкретными цифрами. Использование такой технологии предельно понятно, потому что каждый объект отличается множеством индивидуальных особенностей, и по этой причине смета по нему также является абсолютно уникальной, в связи с чем назвать заранее точную и полную стоимость просто невозможно.
Некоторые эксперты считают, что цена, по которой будет проведена экспертиза сметы на текущий ремонт по 44-ФЗ, должна оговариваться только в индивидуальном порядке. На конечную сумму оказывает влияние срочность выполнения всех работ, количество привлекаемых экспертов, объем документов, представленных для проведения анализа, а также количество и сложность поставленных задач. В некоторых случаях для проведения экспертизы и вовсе требуется использование специального оборудования, что тоже сказывается на стоимости проведенных работ, а, помимо всего прочего, в критерии входит удаленность объекта, первичность или вторичность проверки и масса других параметров.
Единственное, что можно отметить – многие компании указывают примерную стоимость на проверку стоимости отдельных видов работ, объектов и множества других элементов, по которым можно примерно представить цену общей процедуры. Основываясь на этой информации, каждый человек уже может самостоятельно свериться с предоставленной ему сметой и обозначить примерную сумму, в которую ему обойдется экспертиза сметы по 44-ФЗ.
Источник