Текущий ремонт электродвигателя локомотива
ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
Руководство
по техническому обслуживанию и текущему ремонту
тяговых электродвигателей локомотивов
ПКБ ЦТ 06.0001
ОАО » Российские железные дороги »
РАСПОРЯЖЕНИЕ № 2229р
от 02.11.2009 года
О введении в действие руководства
по техническому обслуживанию и текущему ремонту
тяговых электродвигателей локомотивов
В целях дальнейшего совершенствования системы ремонта и сервисного обслуживания тягового подвижного состава в условиях разделения локомотивного комплекса ОАО «РЖД» на ремонтную и эксплуатационную составляющие:
1. Ввести в действие с 10 ноября 2009 года прилагаемое руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту тяговых электродвигателей локомотивов.
2. Заместителям начальников железных дорог по локомотивному и вагонному хозяйствам, начальникам служб локомотивного хозяйства железных дорог, начальникам Дирекций железных дорог, начальникам Дирекций по ремонту тягового подвижного состава железных дорог довести данное распоряжение до причастных работников, организовать изучение указанного руководства в эксплуатационных и ремонтных локомотивных депо сети железных дорог ОАО «РЖД».
3. Контроль над выполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Дирекции по ремонту тягового подвижного состава — филиала ОАО «РЖД» Лубягова А.М.
Вице-президент ОАО «РЖД»
А.В. Воротилкин
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО «РЖД»
от 02.11.2009 г. № 2229р
Руководство
по техническому обслуживанию и текущему ремонту
тяговых электродвигателей локомотивов
ПКБ ЦТ 06.0001
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
4 ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
5 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
6 ОРГАНИЗАЦИЯ И ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
7 ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЁННОСТИ ДЕПО И ПТОЛ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТЭД
8 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И ТЕКУЩИХ РЕМОНТАХ
9 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕМОНТУ ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
10 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ СВАРОЧНЫХ РАБОТ
11 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО СУШКЕ И ПРОПИТКЕ ОБМОТОК ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
12 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТО-2 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
13 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТО-3 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
14 ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТР-1 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
15 ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТР-2 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
16 ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТР-3 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Приложение А Таблица А.1 – Нормы допусков и износов тяговых двигателей электровозов
Приложение Б Таблица Б.1 – Нормы допусков и износов тяговых двигателей тепловозов
Приложение В Таблица В.1 – Основные технические характеристики тяговых двигателей электровозов
Приложение Г Таблица Г.1 – Основные технические характеристики тяговых двигателей тепловозов
Приложение Д Таблица Д.1 – Номинальные активные сопротивления обмоток тяговых двигателей электровозов
Приложение Е Таблица Е.1 – Номинальные активные сопротивления обмоток тяговых двигателей тепловозов
Приложение Ж Таблица Ж.1 – Перечень деталей тяговых двигателей, подлежащих неразрушающему контролю
Приложение И Приёмка в ремонт и хранение тяговых двигателей
Приложение К Перечень нормативной и технологической документации Приложение М Таблица М.1 — Перечень типового оборудования электромашинного отделения локомотивного депо
РАСПОРЯЖЕНИЕ № 2229р от 02.11.2009 года
О введении в действие руководства по техническому обслуживанию и текущему ремонту тяговых электродвигателей локомотивов
ПКБ ЦТ 06.0001 Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту тяговых электродвигателей локомотивовотив
Источник
РУКОВОДСТВО 2229р ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ЛОКОМОТИВОВ
распоряжением ОАО «РЖД»
от «02» ноября 2009 г. №2229р
РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ
ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ЛОКОМОТИВОВ
6 ОРГАНИЗАЦИЯ И ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ…………………………………………………………………………………………………… 12
6.1 Система технического обслуживания и текущего ремонта ……………………………………………….12
6.2 Организация технического обслуживания ………………………………………………………………….14
7 ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЁННОСТИ ДЕПО И ПТОЛ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТЭД …………………………………………………………………………………………………..19
8. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ
ОБСЛУЖИВАНИИ И ТЕКУЩИХ РЕМОНТАХ……………………………………………………………… 21
8.2 Требования безопасности при техническом обслуживании и текущих ремонтах ТР-1, ТР-2 ………….22
8.3 Требования безопасности при текущем ремонте ТР-3…………………………………………………….23
9 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕМОНТУ ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ………………………………………26
10 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ СВАРОЧНЫХ РАБОТ ………………………………29
11 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО СУШКЕ И ПРОПИТКЕ ОБМОТОК ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ………30
12 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТО-2 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ………………………………..32
13 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТО-3 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ……………………………..36
14 ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТР-1 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ………………………………………………..43
15 ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТР-2 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ………………………………………………..52
16 ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТР-3 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ………………………………………………..55
16.1 Разборка тяговых двигателей…………………………………………………………………………55
16.2 Дефектация узлов тяговых двигателей……………………………………………………………….55
16.3 Ремонт остова и магнитной системы……………………………………………………………………57
16.4 Ремонт подшипниковых щитов, крышек подшипников, лабиринтных, уплотнительных и упорных колец……………………………………………………………………………………………………….67
16.5 Ремонт траверсы, щёткодержателей, кронштейнов, изоляционных пальцев………………………….71
16.7 Ремонт букс моторно-осевых подшипников…………………………………………………………….87
16.8 Сборка и контрольные измерения тяговых двигателей…………………………………………………. 90
16.9 Испытания тяговых двигателей………………………………………………………………………….92
Приложение А Таблица А.1 — Нормы допусков и износов тяговых двигателей электровозов…………..99
Приложение Б Таблица Б.1 — Нормы допусков и износов тяговых двигателей тепловозов ……………142
Приложение В Таблица В.1 — Основные технические характеристики тяговых двигателей электровозов 163
Приложение Г Таблица Г.1 — Основные технические характеристики тяговых двигателей тепловозов 165
Приложение Д Таблица Д.1 — Номинальные активные сопротивления обмоток тяговых двигателей электровозов 166
Приложение Е Таблица Е.1 — Номинальные активные сопротивления обмоток тяговых двигателей тепловозов 167
Приложение Ж Таблица Ж.1 — Перечень деталей тяговых двигателей, подлежащих неразрушающему контролю 168
Приложение И Приёмка в ремонт и хранение тяговых двигателей 169
Приложение К Перечень нормативной и технологической документации 171
Приложение М Таблица М.1 — Перечень типового оборудования электромашинного отделения локомотивного депо 174
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящее руководство распространяется на техническое обслуживание и ремонт тяговых двигателей электровозов и тепловозов и является основополагающим техническим документом при производстве технического обслуживания и ремонта тяговых двигателей в локомотивных депо. Оно определяет порядок технического обслуживания и ремонта тяговых двигателей, устанавливает виды и объём работ
при каждом виде технического обслуживания и ремонта, а также объём испытаний тяговых двигателей после их ремонта. Ремонтные размеры деталей и узлов тяговых двигателей устанавливаются нормами допусков и износов, изложенными в приложениях руководства для каждого типа тягового двигателя и вида его ремонта. В приложениях руководства указаны также технические данные на рассматриваемые тяговые двигатели, номинальные величины активных сопротивлений обмоток, а также перечень деталей тяговых двигателей, подлежащих неразрушающему контролю.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем руководстве использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 183-74 Машины электрические вращающиеся. Общие технические требования.
ГОСТ 12.2.007.1-75 ССБТ. Машины электрические вращающиеся. Требования безопасности.
ГОСТ 2582-81 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия.
ГОСТ 11828-86 Машины электрические вращающиеся. Общие методы испытаний.
ГОСТ 6962-75 Транспорт электрифицированный с питанием от контактной сети. Ряд напряжений.
ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения.
ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения.
ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности.
ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования.
ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
ГОСТ 12.1.009-76 ССБТ. Электробезопасность. Термины и определения.
ГОСТ 12.1.010-76 ССБТ. Взрывобезопасность. Общие требования.
ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования.
ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности.
ГОСТ 12.3.002-75 ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности.
ГОСТ 12.3.003-86 ССБТ. Работы электросварочные. Требования безопасности.
ГОСТ 12.3.009-76 ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности.
ГОСТ 5264-80 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры.
ГОСТ 20815-93 Механические вибрации некоторых видов машин высотой оси вращения 56 мм и более.
ГОСТ Р 8.568-97 ГСИ Аттестация испытательного оборудования. Основные положения.
ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения.
ГОСТ 16504-81 Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.
ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения.
ОСТ 32.46-95 Тяговый подвижной состав железнодорожного транспорта. Надежность. Термины и определения.
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
ОСТ 32.107-97 Тяговый подвижной состав железнодорожного транспорта.Техническая диагностика. Термины и определения.
ОСТ 32.109-97 Тяговый подвижной состав железнодорожного транспорта. Система технического обслуживания и ремонта. Термины и определения.
ОСТ 32.120-96 Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта.
ГОСТ 2016-86 Калибры резьбовые. Технические условия.
ГОСТ 6456-82 Шкурка шлифовальная бумажная. Технические условия.
ГОСТ 14068-79 Паста ВНИИНП-232. Технические условия.
3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
3.1 В настоящем руководстве использованы следующие термины по ГОСТ 1.1,
ГОСТ 18322, ГОСТ 27.002, ГОСТ 16504, ГОСТ Р ИСО 9000, ОСТ 32.46, ОСТ
32.107, ОСТ 32.109 с соответствующими определениями:
3.1.1 Техническое обслуживание: Комплекс операций или операция по под-
держанию работоспособности или исправности изделия при использовании по на-
значению, ожидании, хранении и транспортировании.
(ГОСТ 18322-78, статья 1)
3.1.2 ремонт: Комплекс операций по восстановлению исправности или рабо-
тоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных час-
(ГОСТ 18322-78, статья 2)
3.1.3 текущий ремонт: Ремонт, выполняемый для обеспечения или восста-
новления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении
(ГОСТ 18322-78, статья 38)
3.1.4 система технического обслуживания и ремонта: Совокупность взаи-
мосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта и ис-
полнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий,
входящих в эту систему
(ГОСТ 18322-78, статья 3)
3.1.5 плановый ремонт: Ремонт, постановка на который осуществляется в
соответствии с требованиями нормативной документации
(ГОСТ 18322-78, статья 39 или ОСТ 32.109-97)
3.1.6 неплановый ремонт: Ремонт, постановка объекта на который осущест-
вляется без предварительного назначения (на предусмотренного нормативной доку-
(ГОСТ 18322-78,статья 40 или ОСТ 32.109-97)
3.1.7 средний ремонт: Ремонт, выполняемый для восстановления исправно-
сти и частичного восстановления ресурса изделий с заменой или восстановлением
составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния
составных частей, выполняемом в объёме, установленном в нормативно-техничес-
(ГОСТ 18322-78, статья 37)
3.1.8 капитальный ремонт: Ремонт, выполняемый для восстановления ис-
правности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с за-
меной или восстановлением любых его частей, включая базовые.
(ГОСТ 18322-78, статья 36)
3.1.9 работоспособное состояние: Состояние объекта, при котором значения
всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, со-
ответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (про-
(ГОСТ 27.002-89, статья 2.3)
3.1.10 неработоспособное состояние: Состояние объекта, при котором зна-
чения хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять задан-
ные функции, не соответствует требованиям нормативной документации.
(ГОСТ 27.002-89, статья 2.4)
3.1.11 исправное состояние: Состояние объекта, при котором он соответст-
вует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проект-
(ГОСТ 27.002-89, статья 2.1)
3.1.12 неисправное состояние: Состояние объекта, при котором он не соот-
ветствует хотя бы одному из требований нормативной документации.
(ГОСТ 27.002-89, статья 2.2)
3.1.13 ресурс: Суммарная наработка объекта от начала его эксплуатации или
её возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние.
(ГОСТ 27.002-89, статья 4.5)
3.1.14 срок службы: Календарная продолжительность эксплуатации от нача-
ла эксплуатации объекта или её возобновления после ремонта до перехода в пре-
(ГОСТ 27.002-89, статья 4.6)
3.1.15 средство технического диагностирования: Аппаратура и программы,
с помощью которых осуществляется диагностирование (контроль).
3.1.16 дефект: Каждое отдельное несоответствие объекта установленным тре-
3.1.17 повреждение: Состояние, заключающееся в нарушении исправного со-
стояния объекта при сохранении работоспособного состояния.
3.1.18 правило: Положение нормативного документа, описывающее дейст-
вие, которое должно быть выполнено.
(ГОСТ 1.1-2002, статья 6.1.2)
3.1.19 контроль: Процедура оценивания соответствия путём наблюдения и
суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями или ка-
(ГОСТ Р ИСО 9000-2001, статья 3.8.2)
3.1.20 качество: Степень соответствия присущих характеристик требовани-
(ГОСТ Р ИСО 9000-2001, статья 3.1.1)
3.1.21 эффективность: Связь между достигнутым результатом и использо-
(ГОСТ Р ИСО 9000-2001, статья 3.2.15)
3.1.22 неразрушающий контроль: Контроль, при котором поступление ин-
формации о контролируемых параметрах происходит без нарушения пригодности
объекта к применению.
(ГОСТ 16504-81, п.110)
3.1.23 испытания: Экспериментальное определение количественных и (или)
качественных характеристик свойств объекта испытаний как результата воздействия
на него, при его функционировании, при моделировании объекта и (или) воздейст-
(ГОСТ 16504-81, п.1)
3.1.24 приёмо-сдаточные испытания: Контрольные испытания продукции
при приёмочном контроле.
(ГОСТ 16504-81, п.47)
3.1.25 периодические испытания: Контрольные испытания выпускаемой
продукции, проводимые в объёмах и в сроки, установленные нормативно-
технической документацией, с целью контроля стабильности качества продукции и
возможности продолжения её выпуска.
(ГОСТ 16504-81, п.48)
3.1.26 входной контроль: Контроль продукции поставщика, поступивший к
потребителю или заказчику и предназначаемой для использования при изготовле-
нии, ремонте или эксплуатации продукции.
(ГОСТ 16504-81, п.100)
3.1.27 ревизия: Комплекс операций или операция по определению состояния
или положения детали, проводников, подвижных и неподвижных соединений, изо-
ляции, смазки и т.п. в сборочных единицах или их положения на электровозе с при-
менением соответствующих технологических средств.
В ревизию могут входить операции по частичной разборке и сборке сборочной
единицы, съемке крышек, люков, кожухов, операции по устранению незначитель-
ных дефектов и повреждений, смене смазки и т.п.
3.1.28 эксплуатация: Стадия жизненного цикла изделия, на который реали-
зуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация включает в
себя использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое об-
служивание и ремонт.
3.1.29 поверка: Установление органом государственной метрологической
службы (или другим официально уполномоченным органом, организацией) пригод-
ности средств измерений к применению на основании экспериментально опреде-
ляемых метрологических характеристик и подтверждения их соответствия установ-
ленным обязательным требованиям.
Поверке подвергаются средства измерений, подлежащие государственному
метрологическому контролю и надзору.
4 ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
ТПС — тяговый подвижной состав.
ТЭД — тяговый электродвигатель.
ТО — техническое обслуживание.
ТО-2 — техническое обслуживание первого объёма.
ТО-3 — техническое обслуживание второго объёма.
ТР — текущий ремонт.
ТР-1 — текущий ремонт первого объёма.
ТР-2 — текущий ремонт второго объёма.
ТР-3 — текущий ремонт третьего объёма.
СР — средний ремонт.
ПТОЛ — пункт технического обслуживания локомотивов.
МОП — моторно-осевой подшипник.
ЕСТД — единая система технологической документации
5 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1 Руководство разработано на основе согласованной открытым акционерным
обществом «Российские железные дороги» (далее — ОАО «РЖД») технической до-
кументации на тяговые двигатели.
5.2 Руководство является обязательным для работников, связанных с техниче-
ским обслуживанием и ремонтом тяговых двигателей ТПС. Все разрабатываемые
технологические инструкции и другие ремонтные документы должны полностью
соответствовать настоящему руководству.
5.3 Руководство устанавливает планово-предупредительную систему техниче-
ского обслуживания (ТО) и ремонта тяговых двигателей ТПС.
5.4 Руководство распространяется также на техническое обслуживание и ре-
монт тяговых двигателей, вышедших из строя из-за повреждений при эксплуатации.
Вид технического обслуживания и ремонта тяговых двигателей устанавливается в
зависимости от их пробега от начала эксплуатации или предыдущего ремонта, а
также характера повреждений узлов и деталей.
6 ОРГАНИЗАЦИЯ И ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И РЕМОНТА ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
6.1 Система технического обслуживания и текущего ремонта
6.1.1 Система технического обслуживания и ремонта тяговых электродвигате-
лей (ТЭД) предназначена для обеспечения устойчивой работы ТЭД, эксплуатируе-
мого ОАО «РЖД», поддержания его технического состояния и повышения эксплуа-
тационной надёжности. Система ТО и ремонта является основой обеспечения безо-
пасной и надёжной эксплуатации ТЭД.
6.1.2 Экономическая эффективность системы ТО и ремонта ТЭД обеспечива-
ется выбором оптимальных организационных процедур и технологических процес-
сов, используемых на любом этапе эксплуатации.
6.1.3 Система ТО и ремонта ТЭД включает:
— ТЭД как объект ТО и ремонта;
— средства ТО и ремонта (оборудование, приборы, приспособления, станочное
оборудование, инструмент, средства измерений, средства технического диагности-
— исполнителей ТО и ремонта (организации, специалисты);
— документацию (конструкторскую, в том числе эксплуатационную и ремонт-
ную, нормативную, организационную, технологическую и др.), которая устанавли-
вает требования к составляющим ТО и ремонтам и связям между ними.
6.1.4 Системой технического обслуживания и ремонта ТПС применительно к тя-
говым двигателям предусмотрено проведение следующих видов технического обслу-
живания и текущих ремонтов (далее ТР) в условиях локомотивных депо: технические
обслуживания ТО-2, ТО-3, текущие ремонты ТР-1, ТР-2, ТР-3, а также средний ремонт
СР (для тех локомотивных депо, где он проводится).
Объёмы обязательных работ, необходимость замены, ремонта или восстановле-
ния деталей, отдельных сборочных единиц при ТО-2, ТО-3, ТР-1, ТР-2 и ТР-3 устанав-
ливаются настоящим руководством.
Устранение последствий внезапно возникших отказов деталей, сборочных еди-
ниц разрешается производить на одном из плановых видов ТО или ТР (если по пробегу
или сроку требуется его производство) или на неплановом ремонте.
6.1.5 Техническое обслуживание представляет собой комплекс операций по под-
держанию работоспособности или исправности тяговых двигателей.
ТО-2, ТО-3 служат для предупреждения появления неисправностей и поддер-
жания в работоспособном состоянии тяговых двигателей локомотива, обеспечи-
вающем их бесперебойную работу в межремонтный период.
6.1.6 Текущий ремонт представляет собой комплекс операций по обеспечению
или восстановлению работоспособности тяговых двигателей локомотива.
ТР-1, ТР-2 предназначены для обеспечения или восстановления работоспо-
собности тяговых двигателей в соответствующих межремонтных периодах путём
ревизии, ремонта или замены отдельных деталей, восстановления изоляционных
свойств составляющих элементов и узлов.
ТР-3 предназначен для восстановления эксплуатационных характеристик, ис-
правности и ресурса (срока службы) тяговых двигателей путём ремонта или замены
изношенных или повреждённых деталей и узлов с обязательной проверкой собран-
ной электрической машины на испытательной станции по программе, приведённой
в настоящем Руководстве, и указанием результатов в паспорте электрической ма-
6.2 Организация технического обслуживания
6.2.1 Техническое обслуживание ТО-2 должно выполняться комплексными
бригадами слесарей с участием, при необходимости, работников других служб и
производится, как правило, в пунктах технического обслуживания локомотивов (да-
лее ПТОЛ) с установленной периодичностью.
При постановке на ТО-2 оценка технического состояния тяговых двигателей
локомотива и заполнение журнала технического состояния локомотива ТУ-152
должны производиться мастером (бригадиром) ПТОЛ или сменной локомотивной
бригадой, подчинённой дежурному по депо.
Объёмы работ по ТО-2 для конкретных тяговых двигателей устанавливаются
начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги в соответствии с
требованиями настоящего Руководства.
При эксплуатации тяговых двигателей локомотивов на участках в пределах
нескольких железных дорог объёмы работ устанавливаются совместным приказом
начальников служб локомотивного хозяйства железных дорог, на которых эксплуа-
Начальниками служб локомотивного хозяйства дорог должен быть установлен
перечень дополнительных работ, которые не могут быть устранены при конкретном
виде ТО (в зависимости от оснащённости ПТОЛ и вида неисправностей), и порядок
отправки локомотивов в основное депо для устранения неисправностей тяговых
При ТО-2 должны быть устранены неисправности, обнаруженные локомотив-
ными бригадами и работниками ПТОЛ. При невозможности устранения, тяговые
двигатели должны быть переведены в ремонт.
Контроль над соблюдением установленной технологии ТО-2 тяговых двигате-
лей, требованиями охраны труда и пожарной безопасности возлагается на старшего
мастера (мастера) ПТОЛ.
6.2.2 ТО-3 должно выполняться в локомотивном депо приписки локомотивов
комплексными или специализированными бригадами локомотивных депо в соответ-
ствии с установленной периодичностью.
При ТО-3 должны выполняются все работы, предусмотренные ТО-2, а также
объемы работ, указанные в настоящем Руководстве. При необходимости, с учётом
технического состояния тяговых электрических машин и особенностей эксплуата-
ции, объём работ по ТО-3 может быть расширен. Дополнительный объем работ
должен быть утвержден начальником службы локомотивного хозяйства железной
дороги приписки локомотивов.
6.3 Организация текущего ремонта
6.3.1 Перечень и объёмы плановых работ, выполняемых при ТР-1, ТР-2 и ТР-
3, должны устанавливаться начальником депо приписки локомотивов и утверждать-
ся начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги, исходя из тре-
бований настоящего Руководства. При выполнении ТР-2 или ТР-3 не в депо припис-
ки состав и объёмы плановых работ должны устанавливаться начальниками депо,
производящего ремонт и депо приписки и утверждаться начальниками служб локо-
Перечень и объёмы плановых работ текущих ремонтов тяговых двигателей
могут уточняться с учётом условий эксплуатации локомотивов и технического ос-
6.3.2 При ТР-3 все тяговые двигатели должны быть демонтированы с электро-
воза. Узлы и детали, поступившие в ремонт, после разборки и очистки, должны ос-
матриваться и проверяться. Запись необходимого ремонта машины, с указанием
фактического её состояния, должна заноситься в журнал электромашинного цеха
6.3.3 При выполнении ТР-3 должны быть выполнены следующие работы:
— освидетельствование с записью в журнале соответствующей формы (при не-
обходимости ремонт) электрической части остова, с проверкой состояния межкату-
шечных соединений, перемычек и выводных проводов, правильности установки
(при необходимости их крепление) главных и добавочных полюсов, плотности по-
садки катушек на сердечниках и компенсационных катушек в их пазах;
— покрытие изоляции обмотки полюсных катушек электроизоляционной эма-
лью или пропитка в остове полюсных катушек с последующим покрытием эмалью;
— освидетельствование с записью в журнале соответствующей формы и ремонт
механической части остова и карданной передачи (для тяговых двигателей электро-
— освидетельствование с записью в журнале соответствующей формы, провер-
ка, ремонт якоря, замена ослабленных или повреждённых бандажей, клиньев и под-
— обточка, продорожка, шлифовка и полировка коллектора;
— пропитка лаком или компаундом соответствующего класса нагревостойкости
и покрытие обмоток сердечника изоляционной эмалью;
— ревизия и ремонт подшипниковых щитов и моторно-осевых букс (шапок),
крышек, уплотнительных и лабиринтовых втулок и колец, щёткодержателей и их
кронштейнов, траверс, крышек люков, механической части остова;
— проверка симметрии магнитной системы остова, качества крепления межка-
тушечных соединений и проверка якоря на межвитковое замыкание;
— сборка ТЭД с настройкой геометрической нейтрали;
— приёмо-сдаточные испытания электрических машин на испытательной стан-
6.3.4 Замена деталей электрических машин новыми или восстановление изно-
шенных должны проводиться на основании требований норм допусков и износов
настоящего Руководства (приложения А, Б).
6.3.5 Материалы, полуфабрикаты и запасные части, применяемые при ремонте
двигателей, должны соответствовать стандартам и техническим условиям. На каж-
дую партию материалов, полуфабрикатов и запасных частей, поступивших в депо,
должен быть сертификат соответствия. Соответствие материалов, комплектующих
изделий, требованиям нормативных документов, поступающих для ремонта тяговых
двигателей, должно проверяться при входном контроле в соответствии с требова-
ниями ГОСТ 24297-87.
6.3.6 Ответственные детали машин по перечню (Приложение Ж) должны под-
лежать обязательному неразрушающему контролю. Перечень деталей, подлежащих
неразрушающему контролю в депо, может быть расширен по согласованию со
службой локомотивного хозяйства.
6.3.7 Изготовленные детали и узлы ремонтируемым двигателям должны мар-
кироваться согласно чертежам.
6.3.8 При проведении ТР-3 мастер или бригадир должен участвовать при вы-
полнении следующих работ, проверок и испытаний:
— разборка тягового двигателя, дефектация остова, подшипниковых щитов, мо-
торно-осевых букс, щеткодержателей, подшипников, катушек, якоря и вентилятора;
— проверка остова, моторно-осевых букс и подшипниковых щитов;
— монтаж и проверка катушек в остове;
— проверка щёткодержателей и кронштейнов;
— проверка сборки тягового двигателя;
— испытание собранного тягового двигателя;
— проверка комплектности двигателя, исправности узлов и деталей и двигателя
в целом после ремонта и испытаний.
6.3.9 Выпускаемые из ТР-3 тяговые двигатели, как правило, должны иметь ос-
товы и якоря, прошедшие один вид ремонта. Допускается при необходимости сбор-
ка машин из остовов и якорей с разницей не более, чем на одну ступень ремонта.
6.3.10 В процессе ремонта мастера соответствующих цехов и участков должны
принимать от бригадиров и исполнителей работы по ремонту и сборке узлов маши-
6.3.11 При проведении ТР-3 все отремонтированные или изготовленные части
и детали перед сборкой двигателей, а также двигателей после сборки, должны быть
проверены и испытаны в соответствии с установленными нормами для соответст-
вующего типа тягового двигателя.
6.3.12 Предъявление собранной машины из ТР-3 приёмщику локомотивов
производится до окраски, после испытания, отделки и устранения всех обнаружен-
ных при осмотре дефектов. Приёмка оформляется актом за подписями приёмщика
локомотивов и начальника (мастера) электромашинного цеха.
6.3.13 Если при выполнении текущих ремонтов обнаруживается износ или по-
вреждение деталей и узлов, восстановление которых предусмотрено средним или
капитальным ремонтом, данный тяговый двигатель (остов, якорь) переводится в
указанный вид ремонта независимо от пробега и отправляется на завод.
Перевод тяговых двигателей (остовов, якорей) в более высокий вид ремонта
допускается по представлению мастера электромашинного цеха по согласованию с
начальником (заместителем) депо и приёмщиком локомотивов.
Источник