Текущий ремонт электрооборудования тракторов

Текущий ремонт электрооборудования тракторов

Установку магнето на одноцилиндровый пусковой двигатель можно выполнять следующими способами.

Первый способ. Выверните искровую свечу зажигания. Через отверстие для свечи опустите в цилиндр чистый металлический стержень (рис. 76, а) и, повертывая коленчатый вал двигателя рукой за маховик, установите поршень в в. м. т. Затем нанесите метку на уровне опорной плоскости под свечу и вторую метку расположите выше первой на 5,8 мм.

Поверните коленчатый вал против нормального направления вращения и подведите метку 2 к уровню опорной плоскости под свечу. Это положение будет соответствовать углу кривошипа коленчатого вала с осью цилиндра в 27° до в.м.т.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Снимите крышку прерывателя магнето и поверните валик привода магнето по ходу вращения до начала размыкания контактов прерывателя. Не изменяя положения валика привода, поставьте магнето на свое место так, чтобы выступы полумуфты привода вошли в ее впадины, и закрепите магнето винтами.

Рис. 76. Техническое обслуживание приборов системы зажигания:
а — определение в. м. т.; б — проверка и регулировка зазоров в прерывателе магнето; в — проверка и регулировка зазоров между электродами искровой свечи зажигания; г — общий вид фиксатора; 1 — стержень; 2 — вторая метка; 3 — первая метка; 4 — стопорный винт; 5 и 9 — щупы; 6 — регулировочный винт; 7 — фитиль; 8 — калиброванная проволока; 10 — ключ.

Поставьте на место крышку прерывателя магнето и свечу и соедините их проводом.

Второй способ. Выверните искровую свечу зажигания. На ее место вверните фиксатор (рис. 76, г). После этого медленно прокрутите коленчатый вал пускового двигателя по ходу вращения до упора поршня в фиксатор. Затем подготовьте и поставьте на место магнето так, как об этом сказано в первом способе. По окончании установки выверните фиксатор и поставьте на место свечу.

Читайте также:  Лодочный мотор ветерок 8 его ремонт

Техническое обслуживание магнето. Магнето ежедневно снаружи очищайте от пыли и грязи. Смазывать его в процессе эксплуатации не нужно. Смазку в подшипниках заменяют в мастерских один раз в 2 года эксплуатации трактора.

Проверьте, есть ли масло в фитиле (рис. 76, б), для чего приложите к кулачку прерывателя папиросную бумагу. Если масла нет, то бумага не промаслится. При отсутствии масла фитиль нужно смазать тремя — пятью каплями турбинного масла, не больше, иначе контакты прерывателя будут замасливаться.

Периодически контролируйте состояние контактов прерывателя, очищайте их от нагара и при необходимости регулируйте зазор между ними в такой последовательности. Снимите с искровой свечи зажигания провод высокого напряжения и, вращая коленчатый вал двигателя за маховик, наблюдайте за контактами прерывателя. Как только зазор будет наибольшим, заложите между контактами щуп и определите зазор. Он должен находиться в пределах 0,25… 0,35 мм. Если замеренный зазор не соответствует норме, то ослабьте стопорный винт и, вращая отверткой регулировочный винт, доведите его до нормы, после чего затяните стопорный винт и поставьте на место снятый провод высокого напряжения.

Техническое обслуживание искровых свечей зажигания. Свеча будет действовать нормально только в том случае, если она хорошо очищена от пыли, грязи и нагара и зазор между электродами находится в пределах нормы (0,6…0,8 мм).

В процессе работы свечи ее боковой электрод изнашивается неравномерно, поэтому измерять его следует не плоским щупом, а калиброванной проволокой (рис. 76, в). Если зазор не соответствует норме, то подогните боковой электрод специальным ключом или отверткой.

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи при ТО-1 и последующих ТО несколько различно.

При проведении ТО-1 прежде всего очистите батарею от пыли и грязи. Электролит, пролитый на поверхность батареи, вытрите тряпкой, пропитанной 10%-ным рствором нашатырного спирта или кальцинированной соды. Зачистите окислившиеся выводные клеммы батареи и наконечники проводов и после очистки смажьте их тонким слоем технического вазелина, не допуская попадания его на мастику, которой залиты крышки аккумуляторов, так как вазелин разрушает мастику.

Рис. 77. Проверка состояния аккумуляторной батареи:
а—приспособление ОР-9959 ГОСНИТИ; б — проверка уровня электролита; в — проверка степени заряженности; г — проверка уровня электролита; 1 и 4 — головки для отвинчивания пробок аккумуляторов; 2 и 5 — головки для зачистки выводов батареи; 3 — фреза для зачистки наконечников проводов.

При проведении ТО аккумуляторных батарей весьма удобно пользоваться приспособлением ОР-9959 ГОСНИТИ (рис. 77, а). Оно состоит из крестовины, имеющей по концам специальные головки.

Следите за тем, чтобы провода, ведущие к батарее, не были сильно натянуты, так как это может привести к повреждению выводных клемм и образованию трещин в мастике. Прочищайте вентиляционные отверстия в пробках заливных отверстий аккумуляторов.

После очистки батареи определите уровень электролита в аккумуляторах, который должен быть в пределах 10… 15 мм выше предохранительного щитка, установленного над сепараторами. Проверять следует чистой стеклянной трубкой (рис. 77, б) или чистой деревянной или эбонитовой палочкой.

Если уровень окажется ниже нормы, долейте дистиллированную воду, но не электролит, так как испаряется вода, а не кислота.

При проведении ТО-2 и ТО-3 вначале очистите от пыли и грязи батарею и протрите поверхность аккумуляторов тряпочкой, смоченной раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды.

Затем измерьте температуру электролита для определения поправки к показанию денсиметра.

Проверьте степень заряженности батареи по плотности электролита, если известна плотность полностью заряженной батареи. Для этого погрузите пластмассовую трубку кислотомера, предварительно сжав резиновую грушу (рис. 77, г), в первый аккумулятор и наберите такое количество электролита, при котором денсиметр всплывет. При этом следите, чтобы он не касался стенок стеклянной трубки.

Показания денсиметра приведите к температуре + 15 °С, для чего в его показания внесите поправку: при температуре электроли-та +45 °С — +0,020; при +40 °С —+0,018; при +35 °С —+0,014; при +30 °С —+0,010; при + 25 °С —+0,007; при + 20 °С— + 0,004; при + 15 °С — 0,000; при + 10 °С — 0,004; при + 5°С — 0,007; при 0 °С — 0,010.

Затем в такой же последовательности определите плотность электролита в остальных аккумуляторах батареи.

Батарею, разряженную больше чем на 25% зимой и больше чем на 15% летом, необходимо снять с трактора и направить в мастерскую для контрольно-тренировочного цикла «заряд— разряд».

Для ориентировочного суждения о степени заряженности и для определения неисправности батареи один раз в месяц следует проверять состояние каждого аккумулятора под нагрузкой, используя нагрузочную вилку (рис. 77, в).

Напряжение аккумулятора должно быть в пределах: для полностью заряженного — 1,7… 1,8В, разряженного на 25% — 1,6… 1,7 и разряженного на 50% — 1,5…1,6.

Разность напряжения аккумуляторов батареи не должна превышать 0,2В.

Запрещается проверять исправность аккумуляторной батареи по силе искры, замыкая клеммы между собой проводником. Возникающая при этом искра может вызвать воспламенение (взрыв) гремучего газа, скапливающегося в аккумуляторах.

Устанавливая аккумуляторную батарею на трактор, следите за правильностью расположения полюсов. Неправильное подключение батареи в электрическую сеть трактора выведет из строя генератор. Минус батареи следует соединять с «массой».

Техническое обслуживание генератора и реле-регулятора. Очистите агрегат от пыли и грязи. Мыть генератор дизельным топливом, бензином или струей воды под давлением недопустимо. Его следует протирать чистой тряпкой, слегка смоченной бензином.

Перед пуском двигателя трактора после нажатия на выключатель «массы» при исправной генераторной установке на приборной доске трактора должна Загореться контрольная лампа, свечение которой после пуска двигателя прекратится.

При проведении ТО-2 проверьте плавность и легкость вращения ротора генератора при снятом с его шкива приводном ремне. Если радиальный зазор больше 0,03 мм, а осевой больше 0,2 мм, то генератор следует направить в мастерскую для ремонта.

Нельзя проверять исправность генератора путем кратковременного соединения изолированных клемм с «массой» (проверкой «на искру»).

При температуре окружающего воздуха + 5 °С и выше установите переключатель посезонной регулировки реле-регулятора в положение «Л» — «Лето», а при +5 °С и ниже — в положение «3» — «Зима».

В тех случаях, когда при летней эксплуатации наблюдается систематическая недозарядка аккумуляторной батареи, переключатель поставьте в положение «Зима». Если при зимней эксплуатации будет наблюдаться систематический перезаряд аккумуляторной батареи (интенсивное выкипание электролита, снижение его уровня более чем на 10 мм за 200 ч работы), переключатель поставьте в положение «Лето».

Если во время работы обнаружен повышенный шум генератора, то проверьте натяжение приводного ремня (ослабление или чрезмерное натяжение приводного ремня может вызвать этот шум). Отрегулируйте правильно натяжение, а если и после этого шум не будет устранен, то направьте генератор в мастерскую для замены подшипников его вала.

Когда генератор переменного тока не возбуждается при работе без аккумуляторной батареи, отключите от него нагрузку.

Техническое обслуживание приборов освещения включает в себя операции по замене ламп, очистке зеркала отражателя, регулировке света фар.

Замена ламп. При замене ламп следите за тем, чтобы внутрь корпуса фары не попали пыль и грязь. Поврежденные све-торассеиватели нужно заменить после обнаружения трещин и разрушений.

Очистка зеркала отражателя. Особенно осторожно обращайтесь с зеркалом отражателя. Только при сильном загрязнении его очищают от пыли и грязи.

Зеркало очищайте с помощью теплой воды и ваты. Во время мойки чаще меняйте вату и воду, иначе песчинки, прилипшие к вате или находящиеся в воде, будут царапать отражатель. После промывки отражатель просушите при комнатной температуре, поставив зеркалом вниз. Пятна, появившиеся на поверхности отражателя после просушки, удалять не рекомендуется.

Регулировка направления света передних фар трактора имеет большое значение как для безопасного движения транспортного агрегата по автомобильной дороге, так и для облегчения работы машинно-тракторного агрегата в поле в ночное время.

Как известно, эксплуатация транспортных средств, прицепов и полуприцепов запрещена, если фары не. отрегулированы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

Для того чтобы правильно отрегулировать фары на тракторе, нужно поставить его на ровной площадке в некотором удалении от белого экрана (в качестве которого можно использовать стену здания). На него наносят черной краской разметку в виде одной’ горизонтальной линии А—А (рис. 78, а) и двух вертикальных Я—П и Л—Л.

Рис. 78. Схема разметки экрана для регулировки фар трактора:
а — разметка экрана (условно сделана на обратной стороне экрана); б — световое пятно на экране (для большинства тракторов); в — световое пятно при регулировке фар тракторов MT3-80 и МТЗ-100; г — проверка площадки дистанционным уровнем; 1 — экран; 2 — стеклянная трубка; 3 — резиновая трубка.

При нанесении линии А—А необходимо учитывать, что основание экрана не всегда находится на одном уровне с площадкой, на которой стоит регулируемый трактор.

Площадка перед экраном должна быть ровной и строго горизонтальной. Допускаются отклонения не более ±5 см на расстоянии базы и колеи трактора, а также на расстоянии, взятом по диагонали между передними и задними колесами.

Выровненность площадки можно проверять с помощью дистанционного уровня, который состоит из двух стеклянных трубок, укрепленных на подставках и соединенных резиновой трубкой. В трубки налита подкрашенная вода. Рядом с трубками нанесена шкала с ценой деления 1 см.

Для удобства и быстроты установки трактора на место регулировки на площадке нанесите две линии: осевую, проходящую через осевую линию экрана, X—X и перпендикулярную ей У—У на расстоянии Г от экрана.

Направление света фар регулируйте в такой последовательности. Установите трактор так, чтобы его передние колеса находились на линии У—У, а ось симметрии была продолжением осевой линии, нанесенной на площадке.

Проверьте давление воздуха в шинах колес трактора и при необходимости доведите его до нормы.

Включите свет в фарах, и, действуя переключателем, убедитесь в том, что дальний и ближний свет обеих фар включается одновременно, т. е. соединения проводов сделаны правильно.

Включите дальний свет, закройте одну из фар светонепроницаемым материалом и установите фару, дающую свет, так, чтобы оси симметрии светового пятна совпали с осями, размеченными на экране (рис. 78,6). Затем отрегулированную фару закройте, а закрытую откройте, и в такой же последовательности отрегулируйте положение второй фары.

После регулировки при закреплении фар следите за тем, чтобы световые пятна отрегулированных фар не сместились во время крепления.

Особенность регулировки передних фар тракторов МТЗ-80 и МТЗ-100 заключается в том, что положение светового пятна нужно регулировать не при включении дальнего света, как было сказано выше, а при включении ближнего света (указания завода-изготовителя), причем световое пятно от пучка света, излучаемого фарой, должно располагаться так, как это показано на рисунке 78,в.

Подбор проволоки для замены сгоревшего плавкого предохранителя в системе электрооборудования. Перегоревшие предохранители заменяют проволокой строго определенного диаметра. В случае, если будет установлена проволока излишне большого диаметра, возможна порча, а часто выход из строя проводки и приборов. При использовании проволоки малого диаметра предохранители будут часто перегорать.

При выборе проволоки пользуйтесь данными таблицы 24, при ее измерении не допускайте погрешностей.

Допустимые значения силы тока в цепях электрооборудования некоторых тракторов представлены в таблице 25.

Источник

Ремонт автотракторного электрооборудования.

Характерные неисправности и организация ремонта.

Основные неисправности и способы устранения. (Т-150, Т-150К)

Рабочее место

Рабочие места для ремонта электрооборудования располагают в изолированных помещениях и оснащают контрольно-испытательными стендами, верстаками, приспособлениями и инструментом в соответствии с планом, подобным изображенному на рисунке 1.

Особенностью таких рабочих мест является наличие повышенной взрывоопасности при зарядке аккумуляторных батарей, вызванной выделением водорода. Поэтому приготовление электролита и зарядку аккумуляторов необходимо производить в изолированных помещениях, оборудованных вытяжной вентиляцией, изолированной от общей системы вентиляции. На приведенном плане рабочего места использован специальный зарядный шкаф, оснащенный вытяжкой. Для большей безопасности зарядное устройство (выпрямитель 5) и электродистиллятор 1 следует располагать в отдельном помещении.

Технология ремонта агрегатов автотракторного электрооборудования, в сравнении с ремонтом механических сборочных единиц, имеет ряд особенностей, связанных с необходимостью выполнения измерений электрических характеристик (напряжения, силы тока, сопротивления изоляции и др.) поэтому целесообразно использовать специальные верстаки. оснащенные необходимыми приспособлениями и приборами (рис.2).

Рис.2 Специальный верстак для ремонта автотракторного электрооборудования:

1- компрессор; 2 – аппарат для очистки и проверки искровых свечей зажигания; 3 – слесарные тиски; 4 – электрощит; 5 – вольтметр; 6 – амперметр; 7- поворотный стол; 8 – намагничивающий аппарат; 9 – пресс; 10 – подставка для аккумуляторной батареи; 11 – электродвигатель компрессора.

Особенности принципа действия, устройства и технологии обслуживания и ремонта агрегатов электрооборудования требуют использования стендов для их обкатки и испытания. Наиболее распространенным в мастерских общего назначения является стенд КИ-968, показанный на рисунке 3.

Изучение назначения, устройства и принципа действия стенда должно быть изучено самостоятельно при помощи учебного пособия [3 с.219 – 221].

Рис. 3 Универсальный стенд КИ-968 для контроля и регулировки электрооборудования тракторов и автомобилей.

Источник

Оцените статью