- Организация технического обслуживания и текущего ремонта электровозов серии ВЛ переменного тока
- ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТР-2 ЭЛЕКТРОВОЗОВ СЕРИИ ВЛ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
- 12 .2. Механическое оборудование
- 12 .3. Тяговые двигатели
- 12 .4. Вспомогательные машины
- 12 .4.1. Вентиляторы ВЭ6-М2
- 12 .4.2. Электронасосы тяговых трансформаторов
- 12 .4.3. Тахогенераторы
- 12 .5. Тяговые трансформаторы
- 12 .6. Электрические аппараты
- 12 .6.1. Аппараты защиты и контроля
- 12.6.2. Главные контроллеры
- 12.6.3. Межсекционные (межэлектровозные) соединения цепей управления и силовых цепей
- 12.6.4. Пневматические приводы аппаратов
- 12.6.5. Аккумуляторные батареи
- 12.8. Тормозное и пневматическое оборудование
Организация технического обслуживания и текущего ремонта электровозов серии ВЛ переменного тока
2.1. Планово-предупредительная система ТО и ремонта электровозов устанавливается в соответствии с указанием Департамента локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» и предусматривает проведение следующих видов ТО и ремонтов в условиях депо:
Технические обслуживания: ТО-1, ТО-2, ТО-4, ТО-5;
Ремонты: ТР-1, ТР-2 и ТР-3.
ТО-1 и ТО-2 предназначены для предупреждения появления неисправностей и поддержания электровозов в работоспособном и надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии, обеспечения пожарной безопасности и безаварийной работы.
ТО-4 предназначено для обточки бандажей колесных пар без выкатки их из-под электровозов с целью поддержания оптимальной величины проката и толщины гребня в соответствии с требованиями инструкции по содержанию колесных пар.
в процессе подготовки электровоза для постановки в запас МПС России (с консервацией для длительного хранения) и длительного содержания в резерве железной дороги (далее — РД) — ТО-5а;
в процессе подготовки электровоза к отправке в недействующем состоянии в капитальный ремонт на заводы или в другие депо, СР и ТР в другие депо, передачи на баланс другим депо или передислокации — ТО-5б;
в процессе подготовки электровоза к эксплуатации после постройки, ремонта на заводах или в других депо, после передислокации — ТО-5в;
в процессе подготовки электровоза к эксплуатации перед выдачей из запаса МПС России или РД — ТО-5г;
ТР-1 и ТР-2 предназначены для восстановления основных эксплуатационных характеристик и работоспособности электровозов в соответствующих межремонтных периодах путем ревизии, ремонта или замены отдельных деталей, сборочных единиц, регулировки и испытания, а также частичной модернизации.
ТР-3 предназначен для восстановления основных эксплуатационных характеристик, исправности и ресурса (срока службы) электровоза путем ремонта или замены изношенных или поврежденных деталей и агрегатов с обязательной проверкой состояния остальных составных частей с устранением обнаруженных неисправностей.
2.2. Объемы обязательных работ, необходимость замены, ремонта или восстановления деталей, отдельных сборочных единиц при ТО-2, ТР-1, ТР-2 и ТР-3 устанавливаются настоящим Руководством .
Начальникам служб локомотивного хозяйства разрешается увеличивать объемы обязательных работ, регламентированных Руководством.
2.3. Устранение последствий внезапно возникших отказов деталей, сборочных единиц разрешается производить на одном из плановых видов ТО или ТР (если по пробегу или сроку требуется его производство) или на неплановом ремонте.
2.4. Техническое обслуживание ТО-1 выполняется локомотивными бригадами при приемке-сдаче электровоза на железнодорожных путях депо, в пунктах смены локомотивных бригад на станционных путях, при остановках на промежуточных станциях, в пути следования, в ожидании работы и вводе в работу, при экипировке электровозов в соответствии с требованиями инструкции по техническому обслуживанию электровозов и тепловозов в эксплуатации. Объем работ, выполняемых локомотивной бригадой при техническом обслуживании ТО-1, с распределением обязанностей между локомотивными бригадами, машинистом и помощником машиниста по ТО узлов, оборудования, поддержанию локомотива в надлежащем состоянии в течение одного или нескольких рейсов, устанавливаются начальником депо приписки электровоза, исходя из особенностей местных условий эксплуатации, и утверждается начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги. Установленные объемы работ являются обязательными для локомотивных бригад на всем участке обращения электровозов.
2.5. ТО-2 электровозов выполняется комплексными бригадами слесарей на пунктах технического обслуживания локомотивов (далее – ПТОЛ) с участием работников других служб для выполнения работ по ТО ходовой части, электрических машин, электроаппаратов, тормозного и пневматического оборудования, электрических схем, АЛСН, КЛУБ, устройство контроля бдительности машиниста, других устройств безопасности и радиосвязи.
Руководство ПТОЛ возлагается на старшего мастера независимо от количества локомотивов, обслуживаемых этим пунктом в сутки, а руководство комплексной бригадой — на сменных мастеров.
2.6. Размещение ПТОЛ, предназначенных для технического обслуживания локомотивов приписного парка железной дороги, устанавливается начальником железной дороги, а для электровозов, обращающихся в пределах других железных дорог — Департаментом локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» по согласованию с Департаментом управления перевозками ОАО «РЖД».
2.7. ТР-1 электровозов выполняется, как правило, в депо приписки комплексными и специализированными бригадами.
2.8. Структура, состав, система управления депо и другими подразделениями локомотивного хозяйства, организация производственных процессов ТО и ремонта определяются соответствующими положениями, правилами, инструкциями, действующими в системе ОАО «РЖД» , а также указаниями и приказами начальников железных дорог, разработанными во исполнение указаний ОАО «РЖД».
2.9. В порядке осуществления контроля за выполнением объемов установленных работ и качеством ТО и ремонта электровозов локомотивными, ремонтными бригадами и ремонтным персоналом депо и в целях немедленного принятия мер по устранению обнаруженных недостатков в организации и технологии ремонта начальники депо и их заместители обязаны систематически осуществлять личный осмотр электровозов, выпускаемых из ремонта или ТО.
Общий контроль за организацией ремонтного производства и обеспечению надлежащего качества ремонта электровозов в депо и ПТОЛ возлагается на заместителя начальника железной дороги, ведающего локомотивным хозяйством, на начальника службы локомотивного хозяйства, начальника отделения железной дороги, начальника депо в соответствии с личными нормативами по обеспечению безопасности движения.
2.10. Планы ТО-4, ТО-5 и ТР-1 устанавливаются начальником локомотивного депо, ТР-2 и ТР-3 устанавливаются начальником службы локомотивного хозяйства.
2.11. Все виды ремонтов производятся в установленные планом-графиком сроки.
2.12. Начальником железной дороги устанавливаются для каждого локомотивного депо:
межремонтные периоды (пробеги), на основании дифференцированных норм, утверждаемых ОАО «РЖД» для железной дороги;
нормы общего и деповского процента неисправных электровозов, на основании норм, установленных Департаментом локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» для железной дороги;
продолжительности ТО-2 электровозов в пределах нормативов, установленных железным дорогам ОАО «РЖД» в зависимости от серии, технического состояния и времени их эксплуатации от постройки, условий эксплуатации и технической оснащенности ПТОЛ.
2.13. Межремонтные пробеги до ТО-2 и текущих ремонтов для новых электровозов (на период гарантии) регламентируются техническими условиями на их поставку, согласованными Департаментом локомотивного хозяйства ОАО «РЖД».
Снятые с них детали и сборочные единицы для ремонта должны, как правило, устанавливаться на свои места.
2.14. В течение гарантийного срока эксплуатации новых электровозов или отдельных их сборочных единиц должны соблюдаться дополнительные требования по ТО и ремонтам, установленные технической документацией заводов-изготовителей электровозов и их сборочных единиц.
2.15. Ответственность за качество выполненного ТО и ремонта, безопасность движения электровозов несут работники, непосредственно осуществляющие ТО и ремонт, мастера и руководители депо, мастерских и ПТОЛ, приемщики локомотивов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.16. В случае, когда отдельные нормативы и требования к ТО и ремонту сборочных единиц и деталей электровозов не установлены в Руководстве и других нормативно-технических актах, начальнику депо представляется право, по согласованию с начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги, устанавливать нормативы и требования, исходя из технической и экономической целесообразности, при условии обеспечения безопасности движения.
2.17. При ТО и ремонте необходимо соблюдать правила пожарной безопасности на электровозах, проверять исправность автоматической пожарной сигнализации, а также выполнять работы по пожарной профилактике в соответствии с требованиями инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе. Особое внимание должно уделяться проверке состояния пожароопасных узлов электровозов.
2.18. Все работы по ТО и ремонту электровозов и их сборочных единиц, деталей должны выполняться с соблюдением правил и инструкций по охране труда и производственной санитарии, требований охраны окружающей природной среды.
Источник
ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТР-2 ЭЛЕКТРОВОЗОВ СЕРИИ ВЛ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
При ТР-2 должны быть выполнены все работы, предусмотренные ТР-1, а также следующие дополнительные работы:
подъемка кузовов и выкатка тележек для ревизии и ремонта боковых опор, кузова, опор кузова на средние тележки, шаровых связей, противоотносных и противоразгрузочных устройств, люлечного подвешивания производится исходя из технического состояния электровоза;
полный осмотр автосцепных устройств;
техническое обслуживание буксовых узлов колесных пар с добавлением смазки;
ревизия гидравлических гасителей колебаний с дефектоскопией деталей по перечню дефектоскопии;
по результатам осмотра и диагностирования ремонт со снятием с колесно-моторных блоков кожухов тяговой зубчатой передачи (верхних и нижних половинок);
ревизия всех тяговых зубчатых передач;
ремонт тормозного оборудования в соответствии с действующими инструкциями;
ремонт главных и быстродействующих выключателей со снятием их с электровоза;
ремонт контакторов с дугогашением главных контроллеров с их снятием в электроаппаратный участок;
проверка состояния и регулировка уставок срабатывания всех аппаратов защиты и контроля;
ревизия вспомогательных компрессоров производится исходя из их технического состояния;
ремонт аккумуляторных батарей со снятием с электровоза;
проверка и калибровка измерительных приборов по сроку;
ревизия и проверка работоспособности блокировочных и защитных устройств дверей входа в ВВК и подъема на крышу электровоза;
ревизия пневматических приводов аппаратов в соответствии с требованиями инструкции по подготовке к работе и техническому обслуживанию электровозов в зимних и летних условиях;
частичное или полное освидетельствование воздушных резервуаров, пропарки или выщелачивание с последующей промывкой горячей водой главных воздушных резервуаров;
на электровозах работающих по системе многих единиц токоприемники на промежуточных секциях подлежат замене. Остальным произвести ревизию пневмоприводов и шарнирных соединений;
ревизия блоков тормозных и пуско-тормозных резисторов;
ремонт блоков управления БУВИП, БУРТ, БАУ, блоков БП;
ремонт блоков управления вентиляторами (далее — БУВ), ДВ и датчиков тока системы САУВ;
ревизия межсекционных (межэлектровозных) соединений цепей управления и силовых цепей;
ревизия щеткодержателей тяговых двигателей;
проверка сопротивления изоляции обмоток тяговых трансформаторов;
ревизия электронасосов системы охлаждения тяговых трансформаторов, электродвигателей ВЭ-6М и тахогенераторов.
Схема выполнения текущего ремонта по специальному регламенту с укрупненными работами по основным узлам электровоза представлена на рис. 3.
Разрешается производить поверку (калибровку) измерительных приборов и на других видах текущего ремонта электровозов, но не реже чем в сроки межповерочного (межкалибровочного) интервала.
Ремонт и ревизия всех сборочных единиц и деталей, снимаемых с электровозов, производится по нормам и допускам для ремонта ТР-3.
Рис. 3. Схема выполнения текущего ремонта ТР-2 с укрупненными работами по основным узлам электровоза
12 .2. Механическое оборудование
12 .2.1. При подъемке кузова с выкаткой тележек выполняются работы по ревизии и ремонту боковых опор кузова, опор кузова на средние тележки, шаровых связей, возвращающих, противоотносных и противоразгрузочных устройств, люлечного подвешивания, тяговой зубчатой передачи, кожухов тяговой зубчатой передачи, тяговых устройств. После сборки экипажной части производится проверка правильности направления вращения каждого тягового электродвигателя.
12 .2.2. Разрешается при ревизии и ремонте указанного оборудования руководствоваться нормами допусков и износов деталей и узлов механической части применительно для условий эксплуатации,если не потребуется разборка оборудования до очередного ТР-3, СР или КР.
12.2.3. Производится ревизия тяговых зубчатых передач по результатам технической диагностики и во всех случаях снятия кожухов тяговой зубчатой передачи из-за течи смазки, обрыва бобышек и других причин. При ревизии снимается нижняя половина кожуха, а при необходимости ремонта и верхняя половина кожуха, осматриваются зубчатое колесо и шестерня по всей окружности, проверяется отсутствие лучевых трещин, отколов, предельного износа зубьев или износа зубьев на «нож», ослабления шестерни на валу тягового двигателя и других неисправностей. Боковой и радиальный зазоры, разность толщин зубьев двух зубчатых колес, радиальный зазор между вершиной зуба шестерни и впадиной шестерни и зубчатого колеса, свисание шестерни должны быть в пределах норм допусков и износов. Разрешается оставлять в работе зубчатые колеса и шестерни с наличием вмятин, раковин, выщербин на поверхности зубьев (глубиной не более 3 мм), если общая площадь повреждения составляет не более 25 % рабочей поверхности зуба колеса или 15 % зуба шестерни, если выкрошившиеся (отколотые) места имеют длину от торцов не более 15 мм. При производстве ревизии тяговой зубчатой передачи проверяется разбег тягового двигателя на оси колесной пары, состояние буртов моторно-осевых подшипников, крышек лабиринтных уплотнений якорных подшипников тягового двигателя;
12.2.4. Снятые кожуха зубчатой передачи очищаются. Проверяется их состояние. Не допускаются — трещины в металлических листах, сварных швах; течь масла; неисправность войлочных и резиновых уплотнений, маслозаправочных и масломерных устройств; изношенная или поврежденная резьба в бобышках. При необходимости, ремонт кожуха зубчатой передачи выполняется согласно требованиям при проведении текущего ремонта ТР-3. Прочищается трубка сапуна кожухов. Новые войлочные уплотнения должны быть изготовлены в соответствии с требованиями технологической инструкции по изготовлению и установке войлочных кольцевых уплотнений кожухов тяговой зубчатой передачи локомотивов. Ремонт стеклопластиковых кожухов производится в соответствии с требованиями технологической инструкции по ремонту и упрочнению стеклопластиковых кожухов зубчатых передач электровозов ВЛ10, ВЛ11, ВЛ80.
12.2.5. При сборке кожухов, необходимо убедиться в правильности их установки. Регулировка положения кожуха осуществляется постановкой шайб на крепящие болты между остовом двигателя и кожухом. Зазор между стенкой кожуха зубчатой передачи и шестерней должен быть в пределах 3-7 мм. Снимавшиеся кожуха заправляются смазкой.
12 .3. Тяговые двигатели
12 .3.1. Щеткодержатели снимаются с тяговых двигателей для производства ревизии. Щеткодержатели очищаются от оплавлений, проверяются корпуса на отсутствие трещин, очищаются от заусенцев гребенки корпусов щеткодержателей. Срыв ниток гребенок более 20 % не допускается. Детали с трещинами и другими дефектами или изношенные более чем это допускается нормами допусков и износов, приведенных в Правилах ремонта электрических машин электроподвижного состава, заменяются.
Проверяются размеры гнезд для щеток. Щеткодержатели, имеющие предельный износ гнезд, заменяются.
Проверяется состояние пружинного механизма, регулируется нажатие пружин.
12 .3.2. Щеткодержатели после ревизии закрепляются на траверсе. Траверса с помощью фиксирующего механизма устанавливается на нейтраль. Проверяется установка щеток на нейтраль специальным прибором, измеряется и регулируется усилие нажатия щеток на коллектор. Установка траверсы регулируется по результатам проверки.
12 .4. Вспомогательные машины
12 .4.1. Вентиляторы ВЭ6-М2
12 .4.1.1. Вентиляторы ВЭ6-М2 электровозов ВЛ80 к снимаются для ревизии, разбираются.
12 .4.1.2. Проверяется состояние изоляции обмотки статора приводного двигателя, выводных кабелей, коробки выводов, крепления клиньев в пазах статора. Измеряется сопротивление изоляции обмоток.
Осматривается ротор, проверяется отсутствие трещин в стержнях и кольцах. Зачищаются шпоночные канавки от заусенцев и забоин. Проверяется состояние посадочных мест вала.
12 .4.1.3. Подшипники должны быть отремонтированы в соответствии с требованиями временных указаний по обслуживанию и ремонту узлов с подшипниками качения деталей и вспомогательного оборудования тягового подвижного состава.
12 .4.1.4. Рабочее колесо очищается и осматривается. Погнутые лопатки выправляются, ослабление заклепок и трещины в лопатках не допускаются.
Проводится статическая, а в случае разбалансировки и динамическая балансировка рабочего колеса. Колесо вентилятора должно быть плотно насажено на конец вала двигателя и закреплено гайкой.
12 .4.1.5. Производится сборка вентилятора, проверяется работа электродвигателя на холостом ходу, нагрев подшипников.
12 .4.1.6. Производится диагностика подшипников качения мотор-вентиляторов и фазорасщепителей.
12 .4.2. Электронасосы тяговых трансформаторов
Производится ревизия электронасосов в соответствии с требованиями технологической инструкции по техническому обслуживанию и ремонту электронасосов.
12 .4.3. Тахогенераторы
Производится ревизия тахогенераторов в соответствии с требованиями технологической инструкции по текущему ремонту тахогенераторов электровозов ВЛ80С.
12.4.4. Асинхронные электрические машины
Производится ревизия асинхронных электродвигателей со вскрытием всех клеммных коробок.
12 .5. Тяговые трансформаторы
12 .5.1. Отбирается проба трансформаторного масла для лабораторного анализа в соответствии с инструкцией по применению смазочных материалов на локомотивах и моторвагонном подвижном составе.
12 .5.2. В депо, оснащенных хроматографами, производится хроматографический анализ трансформаторного масла с целью выявления повреждений в электрической части трансформатора.
12 .5.3. Измеряется величина сопротивления изоляции обмоток тягового трансформатора относительно корпуса и между собой в соответствии с требованиями технологической инструкции.
12 .6. Электрические аппараты
12 .6.1. Аппараты защиты и контроля
12.6.1.1. Главные выключатели снимаются с электровоза и им производится ремонт в объеме, предусмотренном пунктом 13.4.3.
12.6.1.2. Ремонт быстродействующих выключателей ВБ-021 и БВП-5 осуществляется со снятием с электровоза.
12. 6.1.3. Производится ревизия с разборкой дугогасительной камеры БВП-5, проверяется ее состояние. Устанавливается половинка камеры с дугогасительным рогом на выключатель и закрепляется. Выполняются проверки:
наличия зазора между левым дугогасительным рогом камеры и следом движения подвижного контакта, который должен быть не менее 3 мм;
наличия зазора между дугогасительными рогами и стенками дугогасительной камеры, который должен быть не менее 1 мм;
давления и прилегания правого дугогасительного рога к неподвижному контакту согласно требованиям чертежа;
толщины дугогасительных рогов камеры;
зазора между стальным шарниром дугогасительной камеры и силуминовыми приливами корпуса быстродействующего выключателя, который должен быть не более 0,5 мм. Больший по величине зазор устраняется приваркой к стальному шарниру металлической шайбы.
12.6.1.4. Производится регулировка уставок срабатывания аппаратов защиты и контроля со снятием их с электровоза. Регулировка тока уставки быстродействующего выключателя производится с установленной на него дугогасительной камерой.
12.6.2. Главные контроллеры
Ремонт главных контроллеров производится в объеме текущего ремонта ТР-3.
12.6.3. Межсекционные (межэлектровозные) соединения цепей управления и силовых цепей
Производится ревизия межсекционных (межэлектровозных) соединений цепей управления и силовых цепей в соответствии с пунктом 13.4.24.
12.6.4. Пневматические приводы аппаратов
Производится ревизия пневматических приводов аппаратов с резиновыми манжетами, кроме приводов токоприемников и электропневматических контакторов электроотопления вагонов пассажирских поездов в соответствии с пунктом 13.4.1.29. Ревизия пневматических приводов со сменой манжет токоприемников и электропневматических контакторов электроотопления вагонов пассажирских поездов производится при осеннем комиссионном осмотре электровозов.
12.6.5. Аккумуляторные батареи
Аккумуляторные батареи снимаются для промывки и ремонта в соответствии с требованиями технологической инструкции на деповской ремонт щелочных никель-кадмиевых аккумуляторов электроподвижного состава.
12.7. Электронное оборудование
12.7.1. При проведении ТР-2 БУВИП, БУРТ, БАУ, БИ, регуляторы напряжения снимаются с электровоза для ремонта в объеме ТР-3.
12.7.2. БУВ, ДВ, а также датчики тока системы САУВ снимаются с электровоза и ремонтируются согласно требованиям технологической инструкции или технической документации завода-изготовителя.
12.8. Тормозное и пневматическое оборудование
12.8.1. Производится осмотр, ревизия и ремонт тормозного оборудования в соответствии с требованиями инструкции по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного состава.
12.8.2. Проводится частичное или полное техническое освидетельствование воздушных резервуаров в соответствии с требованиями правил надзора за воздушными резервуарами подвижного состава железных дорог Российской Федерации.
12.8.3. Производится ревизия вспомогательных компрессоров в соответствии с техническими условиями завода-изготовителя компрессоров.
Источник