РУП «Белстройцентр»
Организациями различных форм собственности и отраслевой принадлежности при осуществлении своей хозяйственной деятельности эксплуатируются здания и сооружения различного назначения: производственные, жилые и общественные. Безусловно, организации занимаются их эксплуатацией, содержанием, в ряде случаев — техническим перевооружением.
В связи с этим немаловажным вопросом является грамотная эксплуатация зданий и сооружений, принятие своевременных мер по поддержанию объектов в исправном состоянии, требующих, в том числе, выполнения различных строительных работ, а также правильной их квалификации и документального оформления хозяйственных операций.
В практической деятельности организаций связи с этим зачастую возникают вопросы отнесения выполняемых строительно-монтажных работ к определенному их типу: капитальному и текущему ремонту, реконструкции (модернизации).
Очевидно, что данный вопрос должен решаться организациями на первоначальных стадиях выполнения работ, так как имеются различия в формировании как разрешительного пакета документов, проектно-сметной документации, так и в учете затрат, налогообложении и составе первичной оперативной и бухгалтерской отчетности.
Несоблюдение и нарушение требований нормативных правовых актов при определении типа выполняемых строительных работ может привести к применению к организациям мер ответственности, в частности, наложению штрафных санкций в значительных размерах.
С целью правильного применения требований законодательства, предотвращения неблагоприятных финансовых последствий по нарушениям при определении типа выполняемых работ и их отражении по данным бухгалтерского учета к рассмотрению представлен анализ типичных ситуаций по данному вопросу.
Условия, учитываемые при отнесении выполненных работ к определенному типу
Вопросы отнесения строительных работ к определенному типу регламентируются рядом нормативных документов.
Так, определение понятий «ремонт», «реконструкция», «модернизация» содержится в документах системы технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь, в частности, в техническом кодексе установившейся практики «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения» (ТКП 45-1.01-4-2005), утвержденном приказом Министерства архитектуры и строительства от 18.07.2005 № 172.
Различные условия эксплуатации как зданий в целом, так и их конструктивных элементов обусловливают разные условия их содержания и обслуживания, требования к характеристикам конструктивных, технических, эстетических качеств объекта и различную периодичность профилактических и ремонтных работ.
Для правильного определения типа выполняемых работ организациям следует учесть ряд факторов, определяющих назначение объекта, причины и необходимость проведения ремонтных работ, сроки эксплуатации зданий (их конструктивных элементов) и формирование набора предполагаемых к выполнению работ.
Данные вопросы определены техническим кодексом установившейся практики «Техническая эксплуатация жилых и общественных зданий и сооружений. Порядок проведения» (ТКП 45-1.04-14-2005), утвержденным приказом Минстройархитектуры от 10.10.2005 № 262 (далее — ТКП 45-1.04-14-2005), и техническим кодексом установившейся практики «Техническая эксплуатация производственных зданий и сооружений. Порядок проведения» (ТКП 45-1.04-78-2007), утвержденным приказом Минстройархитектуры от 17.09.2007 № 286 (далее — ТКП 45-1.04-78-2007).
Кроме того, приказом Минстройархитектуры от 15.07.2010 № 267 утвержден технический кодекс установившейся практики «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию» (ТКП 45-1.04-206-2010 (02250)) (далее — ТКП 45-1.04-206-2010). Документом определен Перечень основных видов работ, выполняемых при текущем и капитальном ремонтах, модернизации зданий и сооружений и реставрации материальных недвижимых историко-культурных ценностей, который приведен в приложениях А-Г ТКП 45-1.04-206-2010.
Также в п. 4.7 этого ТКП закреплено, что отнесение работ, не указанных в приложениях, к видам ремонта или модернизации должно осуществляться заказчиком совместно с проектной организацией в соответствии с разделом 3 ТКП 45-1.01-4-2005 и настоящим техническим кодексом.
Для производственных зданий при принятии решения о типе выполняемых работ следует руководствоваться Перечнем основных видов работ, выполняемых при текущем и капитальном ремонте зданий и сооружений, приведенным в приложении К ТКП 45-1.04-78-2007, а для работ по реконструкции (модернизации) — в разд. 3 ТКП 45-1.01-4-2005.
Рассмотрим применение вышеуказанных положений в конкретных практических ситуациях.
В результате обследования здания установлены отдельные дефекты и повреждения конструктивных элементов здания. Планом проведения мероприятий их устранение намечено на различные периоды с учетом характеристик повреждений, возможности нормального функционирования здания и наличия денежных средств. Кроме того, в данном здании проводилась установка нового технологического оборудования.
В различные периоды выполнены следующие работы: замена покрытий пола, окраска стен и потолков, замена дверных и оконных блоков, монтаж подвесных потолков, ремонтные работы по кровле и другие.
На практике у организаций нередко возникает вопрос: каким образом следует учитывать расходы по данным работам (в целом или исходя из отнесения их к различным типам: ремонту и модернизации)?
Рекомендации по решению вопроса
При анализе вышеописанной ситуации следует отметить, что основными критериями при принятии решения являются причина выполнения этих работ, виды работ и изменения, произошедшие по окончании выполнения работ.
Так, если основной причиной выполнения работ явилось установление нового технологического оборудования, проводились демонтажные и другие работы, что привело к изменению количества и площади помещений, вместимости, пропускной способности, направления и (или) места расположения инженерных, транспортных коммуникаций (замена их участков) и сооружений на них, то данные работы в комплексе следует отнести к реконструкции.
Если же выполнение работ проводилось для восстановления утраченных в процессе эксплуатации качеств при отсутствии вышеназванных условий, то исходя из видов работ их можно анализировать отдельно.
Так, при выполнении работ по подвесным потолкам в административном здании следует учесть, что в зависимости от факта их наличия и фактически выполняемых работ:
— к текущему ремонту относится «А.10 восстановление потолков, в том числе подвесных отдельными местами» (пункт 1 раздела приложения А ТКП 45-1.04-206-2010);
— к капитальному ремонту относится «замена подвесных потолков» (пункт 25 приложения Б ТКП 45-1.04-206-2010);
— к модернизации относится «устройство новых подвесных потолков» (пункт 14 приложения В ТКП 45-1.04-206-2010).
При выполнении работ по кровле их квалификация должна проводиться с учетом следующих условий.
К текущему ремонту в жилых и общественных зданиях относят «ремонт (частичную замену, не более 50 % включительно) отдельных участков кровель или покрытий кровель, включая узлы примыкания к вертикальным поверхностям» (пункт 5 раздела А.4 приложения А ТКП 45-1.04-206-2010).
К текущему ремонту в производственных зданиях относят «ремонт (частичную замену) участков кровель, покрытий кровель, включая узлы примыкания к вертикальным поверхностям (до 10 % площади)» (пункт 4 раздела 6 приложения К ТКП 45-1.04-78-2007).
К капитальному ремонту в жилых и общественных зданиях относят «полную замену кровли или покрытия кровли, а также замену более 40 % площади кровли здания, в том числе с применением новых материалов» (п. 14 приложения Б ТКП 45-1.04-206-2010);
К капитальному ремонту в производственных зданиях относят частичную (более 10 % общей площади) или полную замену кровли (п. 2 раздела 6. приложения К ТКП 45-1.04-78-2007).
Аналогичный анализ по количественным (процент площади, процент общего количества) и качественным (процент износа) характеристикам конструктивных элементов следует проводить и по другим выполняемым работам.
Кроме того, следует обратить внимание организаций на то, что в соответствии с положениями ТКП 45-1.04-206-2010 работы, в отдельности относимые к текущему ремонту, но сопутствующие другим типам работ, относятся в целом к этому другому типу работ (к капитальному ремонту — п. 35 приложения Б ТКП 45-1.04-206-2010, к модернизации — п. 35 приложения В ТКП 45-1.04-206-2010).
В соответствии с дефектным актом при проведении осмотра объекта установлено, что стены фасада здания имеют неровную поверхность, требуют оштукатуривания и покраски. Комиссией организации предложено для уменьшения оштукатуривания площади стен применить использование теплоизоляционных плит с дополнительным армирующим слоем на высоту до 2,5 м.
Предметом договора строительного подряда по выполненным в июне–июле 2010 года работам являлось «наружное утепление стен методом «термошуба» цеха булочных изделий». В соответствии с вышеназванным договором выполнены работы по одной из стен здания.
По техническому паспорту данного здания оно является одноэтажным и включает как производственную, так и учрежденческую площадь. Здание эксплуатируется с 1944 года и в течение периода его эксплуатации работы по утеплению стен данного здания не проводились.
Рекомендации по решению вопроса
Оценивая выполненные на объекте работы, следует отметить, что система «термошуба» относится к легкой системе утепления, применяется для тепловой изоляции стен различной конструкции и обеспечивает:
— нормативные значения сопротивления теплопередаче ограждающей конструкции;
— нормативные значения сопротивления паропроницанию ограждающей конструкции;
— защиту ограждающей конструкции от атмосферных воздействий;
— улучшение эстетического восприятия фасадов.
В соответствии с пунктом 4 разделом 2 «Стены и колонны» приложения К ТКП 45-1.04-78-2007 к капитальному ремонту элементов производственных зданий относится только «защита от шума и вибрации, устранение сырости, повышенной воздухопроницаемости и утепление промерзающих участков стен в отдельных помещениях», то есть все более масштабные работы относятся к реконструкции или модернизации.
В соответствии с пунктом 8 приложения В ТКП 45-1.04-206-2010 к модернизации элементов жилых и общественных зданий относится «доведение всех элементов здания до современных нормативных требований по термическому сопротивлению (тепловая модернизация)».
Таким образом, в общем случае проведение работ методом «термошуба» преду-сматривает теплоизоляцию и наружное утепление стен и, при условии выполнения работ по всему конструктивному элементу (стена) и улучшению тепловых параметров, должно квалифицироваться как «модернизация».
В то же время в соответствии с дефектным актом применение этого метода не ставило целью утепление стен, а было применено «для уменьшения оштукатуривания площади стен».
В данной ситуации принятие правильного решения по квалификации типа выполненных работ возможно лишь при наличии теплотехнических расчетов сопротивления теплопередаче, паропроницанию и воздухопроницанию ограждающих конструкций с использованием системы «Термошуба» до и после выполнения работ, которые укажут на изменение (неизменение) теплоизоляционных параметров здания и их соответствие нормативным требованиям.
Таким образом, при наличии обоснования (расчета) о неизменении теплоизоляционных параметров здания и их соответствии нормативным требованиям и до проведения работ выполненные строительные работы на объекте могут быть отнесены к ремонту, в противном случае — к модернизации.
Меры ответственности при нарушении законодательства при определении типа выполняемых работ
Неправильное определение типа выполняемых работ может привести к отсутствию необходимой разрешительной, проектно-сметной и прочей строительной документации, а также нарушениям в ценообразовании строительных работ.
Так, в соответствии со статьей 21.3 Кодекса об административных нарушениях (далее — КоАП) к субъектам хозяйствования и их должностным лицам могут быть применены санкции за нарушение требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (невыполнение обязательных требований при проектировании, проведении инженерных изысканий, строительстве или эксплуатации зданий и объектов инженерной инфраструктуры) в размере от 4 до 20 базовых величин, а на юридическое лицо — от 25 до 100 базовых величин.
Завышение подрядчиком (субподрядчиком) объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, государственных целевых бюджетных, государственных внебюджетных, инновационных фондов или с привлечением льготных кредитов, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) — в размере до 150 % от суммы завышения (статья 21.7 КоАП). При совершении тех же деяний заказчиком на него будет наложен штраф в размере от 10 до 40 базовых величин, а на юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) — в размере до 50 % от суммы завышения.
В статье 21.19 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в сфере строительства, в частности, за отсутствие либо ненадлежащее оформление проектно-сметной документации. Так, реконструкция, ремонт, реставрация, благоустройство объекта (очереди строительства, пускового комплекса), а также выполнение видов, этапов, комплексов строительно-монтажных работ без наличия проектно-сметной документации, разработанной в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательными актами, либо по проектно-сметной документации, не прошедшей обязательную государственную экспертизу, либо по проектно-сметной документации, не утвержденной в установленном порядке, влекут наложение штрафа в размере до 50 базовых величин, а на юридическое лицо — от 20 до 300 базовых величин.
С. П. Манюк, начальник отдела ЦС и ТК РУП «Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры»
Источник
Ремонтируем основные средства
Материал предоставлен редакцией бератора «Современная налоговая энциклопедия» специально для Клерк.Ру
Основные средства необходимо постоянно поддерживать в рабочем состоянии. Это требует определенных затрат. Затраты на обслуживание (технический осмотр, уход и т. п.) и все виды ремонтов (текущий, средний, капитальный) основных средств полностью включаются в состав расходов.
Это правило действует как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
ЗАО «Актив» провело текущий ремонт станка. Расходы на ремонт составили:
– заработная плата рабочих – 1000 руб.;
– ЕСН, начисленный с заработной платы рабочих, – 260 руб.;
– стоимость деталей, необходимых для ремонта, – 1475 руб. (в том числе НДС – 225 руб.).
Бухгалтер «Актива» сделал проводки:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70
– 1000 руб. – списана на себестоимость заработная плата рабочих, проводивших ремонт;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 68 (69)
– 260 руб. – списан на себестоимость единый социальный налог;
ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50
– 1475 руб. – выданы из кассы деньги подотчетному лицу для оплаты деталей;
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 71
– 1250 руб. (1475 – 225) – оприходованы детали, купленные для ремонта станка;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 71
– 225 руб. – учтен НДС;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 225 руб. – принят НДС к вычету;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
– 1250 руб. – списаны на себестоимость детали, использованные при ремонте станка.
На расходы по ремонту было списано 2510 руб. (1000 + 260 + 1250). Эта сумма полностью может быть учтена при налогообложении прибыли.
Нужно ли платить НДС при ремонте зданий?
В некоторых ситуациях при ремонте основных средств (как правило, зданий или помещений) бухгалтер может столкнуться с рядом проблем.
Поддерживать помещение или здание в хорошем состоянии – удовольствие не из дешевых. Чтобы сэкономить, фирмы ремонтируют их своими силами. В таких ситуациях бухгалтеры задаются вопросом: платить НДС со стоимости ремонта или нет?
На этот вопрос Минфин дал официальный ответ (письмо от 5 ноября 2003 г. № 04-03-11/91). Позиция, изложенная в письме, выгодна организациям и, несомненно, пригодится им в суде при возникновении споров с налоговой инспекцией.
Вопрос в том, является ли текущий или капитальный ремонт строительно-монтажными работами. Если да, то фирма должна платить НДС (ст. 146 НК РФ). Если нет, объекта налогообложения не возникает. Однако, что считать строительно-монтажными работами, Налоговый кодекс «не знает».
Из опубликованного письма Минфина следует, что НДС на стоимость работ начисляется только в том случае, если они носят капитальный характер. А это происходит в двух случаях:
– возникло новое основное средство;
– увеличилась первоначальная стоимость отремонтированного основного средства (то есть, произошла достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация и т.п.).
В остальных случаях ремонт можно считать текущим. А расходы по нему НДС не облагаются.
Вот цитата из письма финансистов:
«По нашему мнению, строительно-монтажные работы для целей применения НДС следует рассматривать как работы капитального характера, в результате которых создаются новые объекты основных средств, в том числе объекты недвижимого имущества (здания, сооружения и т.п.), или изменяется первоначальная стоимость данных объектов, находящихся в эксплуатации, в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации и по иным аналогичным основаниям.
В связи с этим работы некапитального характера по текущему ремонту производственного помещения к строительно-монтажным работам для целей НДС не относятся и, соответственно, объектом налогообложения не признаются».
Приведем дополнительные доводы по этому вопросу. Хоть определение строительно-монтажным работам в Налоговом кодексе и не дано, в нем есть статья «на все случаи жизни»: «…понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства…» (ст. 11 НК РФ). Это дает основание полагать, что если расшифровка СМР есть в других нормативных документах, то фактически она применяется и для исчисления налогов.
А такой документ есть. Это инструкция по заполнению статистических форм по капстроительству, утвержденная постановлением Госкомстата России от 3 октября 1996 г. № 123. Из нее вы сможете узнать, какие работы относят к строительно-монтажным, а какие – нет. Например, таковыми не являются работы по устранению повреждений оборудования (п. 4.3.7 инструкции). А значит, и НДС с их стоимости начислять не надо.
ООО «Пассив» собственными силами заменило входную дверь в офисе. Затраты на ее приобретение составили 5900 руб. (в том числе НДС – 900 руб.). Поскольку такие работы не являются строительно-монтажными, НДС начислять не нужно.
Бухгалтер «Пассива» должен сделать в учете записи:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 5900 руб. – перечислены деньги поставщику;
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
– 5000 руб. – оприходована дверь;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 900 руб. – учтен входной НДС;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10
– 5000 руб. – стоимость двери учтена в затратах на ремонт;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 26
– 5000 руб. – списаны на себестоимость затраты на ремонт.
Не секрет, что автомобили ломаются часто. Чтобы автомобиль не простаивал, а приносил доход, его как можно быстрее ремонтируют. Если машина попала в ДТП, по закону сделать это должна виновная сторона. Вот тут и возникают первые трудности. Дело в том, что решить, кто прав, а кто виноват, должен суд, а его решения, как известно, не отличаются оперативностью. Обычно такие разбирательства длятся месяцами (иногда даже годами). Поэтому зачастую фирмы вынуждены восстанавливать автомобиль самостоятельно, даже если невиновность своего водителя очевидна.
В бухгалтерском учете такие затраты необходимо учитывать в составе чрезвычайных расходов (то есть по дебету счета 99 «Прибыли и убытки»). Об этом говорит пункт 13 ПБУ «Расходы организации». Сумма затрат на ремонт машины уменьшает налогооблагаемую прибыль в обычном порядке.
В результате ДТП пострадали автомобили ЗАО «Актив» и гражданина Миронова С.И. Идет судебное разбирательство. Не дожидаясь решения суда, фирма отдала свой автомобиль в автосервис для ремонта. Стоимость ремонта – 59 000 руб. (в том числе НДС – 9000 руб.).
Бухгалтер «Актива» сделал в учете записи:
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 60
– 50 000 руб. – учтены расходы по ремонту автомобиля;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 9000 руб. – отражен НДС;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 59 000 руб. – перечислены деньги автосервису;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
– 9000 руб. – принят НДС к вычету.
Сумма расходов на ремонт (50 000 руб.) уменьшает налогооблагаемую прибыль фирмы.
Отметим, что его надо составить независимо от того, кто будет делать ремонт: сама фирма или сторонняя организация.
Источник